Дервиши, танец дервишей. Танец дервишей — медитативный танец суфиев Техника исполнения танца дервиша х алиев

  • 04.09.2019

Было бы естественным предположить наличие связи между вращением, описанным в Ритуале № 1 Пяти Тибетских Ритуалов и Кружащимися Дервишами, обнаруженными великим философом и писателем Руми в 13-м веке. Тем не менее, ниже приведены обнаруженные нами доказательства отсутствия такой связи.

Некоторые практикующие и преподаватели Пяти Ритуалов переняли определенные движения из Сема (религиозной церемонии дервишей) – такие как вращение против часовой стрелки и расположение одной руки ладонью вниз, а другой – вверх. Но, как Вы сможете прочесть ниже, это современная адаптация, не имеющая никакого исторического подтверждения.

Хотя обе эти процедуры (Первый Ритуал и религиозный обряд Сема) представляют собой вращение, они имеют разные результаты и существенно различаются в технике выполнения. Дервиши кружатся, чтобы вызвать состояние, подобное трансу, а тибетский 1-й Ритуал выполняется для стимулирования работы вихрей.

Церемония Сема вдохновила Мевлана Селаледдина Руми (1207-1273) не меньше, чем турецкие обычаи, история, верования и культура. Это часть священной церемонии, в ходе которой дервиш вращается в четком ритме. Кружась, он стремится освободиться от всех посторонних мыслей. Входя в транс, он освобождается от физического сознания и побеждает головокружение. Дервиши считают, что их душа освобождается от земных связей, получая возможность свободно и радостно общаться с божественным.

Дервиш в буквальном смысле означает «проход» и считается входом из нашего материального мира в духовный, небесный. В древности турецкие султаны часто обращались к дервишам за советом. Они считали, что дервиш в процессе молитвы и вращения создает гипнотическое и расслабляющее воздействие, открывая свое тело для получения божественной энергии.

В Первом Тибетском Ритуале обе ладони обращены вниз, а дервиши поворачивают правую ладонь вверх, для получения небесной силы, а левую – вниз, чтобы направить эту энергию в землю. Они видят себя проводником божественной силы, и не пытаются удержать или перенаправить ее.

Цитата с официального сайта семь и Руми:

"Во время вращения руки открыты, правая направлена в небо, готовая принять благодеяние Божие; глядя на левую руку, повернутую к земле, он поворачивается справа налево, вокруг сердца. Это его способ передачи духовного Божьего дара людям, на которых он смотрит глазами Бога. Вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все живое с привязанностью и любовью"

В книге Питера Кэлдера, где он описывает обучение полковника Брэдфорда у лам в тибетском монастыре, упоминаются такие суждения Брэдфорда о дервишах:

"Когда я заговорил об этом с одним из лам, он сообщил мне, что кружение дервишей наряду с положительным эффектом имеет также и разрушительное действие. Казалось бы, продолжительное вращение стимулирует активность вихрей (чакр) А, В и Е. Эти три вихря, в свою очередь, оказывают стимулирующее влияние на два других, С и D. Но в связи с повышенной активностью ног чрезмерно стимулируются вихри в коленях, F и G. В конце концов, они истощаются настолько, что накопление жизненных сил наряду с этим срывом заставляет их испытать своего рода «психологический провал», который они принимают за нечто духовное, или, во всяком случае, религиозное".

"Таким образом, - продолжал полковник, - мы не допускаем избытка вращательных упражнений. Хотя дервиши могут делать сотни оборотов, мы обнаружили, что большую пользу приносит ограничение этого числа до дюжины – этого достаточно для того, чтобы Первый Ритуал (вращение) смог стимулировать активность всех вихрей".

Еще одно отличие в том, что Брэдфорд учит нас вращаться по часовой стрелке, а обряд Сема выполняется против часовой стрелки.
Мы можем только догадываться об истинном происхождении вращения. Но исходя из того, что это довольно естественный процесс, почти наверняка оно возникло вследствие тщательного наблюдения законов природы.

Примеры вращения можно наблюдать повсюду. Земля вращается вокруг солнца, и если смотреть на нее из космоса, окружена спиралевидными облачными образованиями, похожими по форме на нашу галактику. Даже Ваше собственное тело содержит многочисленные спирали – от ДНК до уникальных узоров на кончиках пальцев. Замедленная съемка позволяет увидеть, что прорастание семян направлено не вверх, как считалось ранее. Оно происходит по спирали.

Древние давно считали, что Вселенная полна вращающихся вихрей, через которые входит ее энергия, оживляющая наше тело и прочее. Некоторые древние культуры считали, что энергия земли собирается в вихри, и в этих предполагаемых местах они строили храмы, церкви и другие места центры поклонения и обучения. Некоторые люди верят, что необычное строение Стоунхенджа, пирамид и гигантских каменных монолитов на острове Пасхи – примеры таких мест, где, как утверждали древние, накапливается «особая энергия».

Каким бы ни было объяснение вращения (Первый Тибетский Ритуал), действительно, самым разумным кажется версия, что оно имеет некоторым образом вселенское значение – с точки зрения связи вращения с производством и распределением энергии.

Сегодня в качестве развлечения танец дервишей предлагают многие турецкие рестораны. Кто же такие дервиши и откуда появился этот танец?

Дервишем называли нищих людей, приверженцев суфизма. Чем-то они похожи на монахов. Однако они себя к таковым не относят.

У дервишей нет понятия собственности. Слово «мое» для них не применимо. Все, что есть – все во власти Бога. Дервиши могли странствовать по свету или вести оседлый образ жизни с женой и детьми. В их обязанности входил еженедельный сбор в обители для проведения совместного ритуала.

По приданию первым придумал танец поэт и суфий Мевлана Джелаледдин-и Руми. Гуляя по базару, он услышал звуки молотков ремесленников, которые занимались ювелирными работами. Руми послышались слова шахады. Он повторил их несколько раз и, впав в транс, начал кружиться с поднятыми руками. Сын Руми основал братство мевлеви, которые танцуют вращающийся танец Руми. Только это братство может его исполнять. Сам танец называется «сема» или танец дервишей.

Танец дервишей

В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.

Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.

Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.

Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.

Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.

Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:


  • Единство Аллаха. По очереди выходят дервиши, совершают поклон и спокойно обходят зал. Завершает выход шейх, участие которого обязательно. Дервиши резко снимают черные плащи и оказываются в белой одежде. Единство Аллаха символизируется скрещенными руками на груди и ладонями на плечах – число 1.
  • Звучат барабаны – сотворение Аллахом мира и приказ «Будь!».
  • Инструментальная импровизация таксим – первый вдох, Божественное дыхание.
  • Приветствие всех членов танца. Таким образом приветствует душа, спрятанная в теле.
  • Начинается кружение танцоров. Оно состоит из 4 салямов – приветствий. Каждый салям заканчивается позой единства Аллаха. Кружение означает вечное движение во Вселенной подобно планетам вокруг Солнца. Причем вращение обязательно должно быть с лева на право. Во время обучения этим движениям используют деревянный колышек. За него держаться средним и большим пальцами левой ноги. Правую руку дервиш поднимает к небу – вверх, а левую направляет в Землю – вниз. Это напоминает земную ось.
  • Читается Каран (аят 115 сура 2 Бакара).
  • Молитва за пророков и их учеников.

В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.

Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.

В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.

Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.

Мистический танец кружащихся дервишей связан с возникновения суфийского ордена Мелвеви. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй - Богу, и третий совершенствовал свою душу.

Так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

В суфизме ум считается «убийцей реальности», так как он отделяет человека от духовного пути, который можно найти только в своем сердце. Вращения помогают Искателю достичь гармонии с внутренним миром, с мистической реальностью, и преобразить его с помощью этой реальности. Считается, как только в голове танцора возникает хоть одна мысль — юбка падает.

Технически танец дервиша может исполняться в двух вариациях. Например, одиночно, когда происходит исступленное вращение вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.

Есть коллективный вариант исполнения Танца дервиша в виде хоровода, с быстрым движением вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем всё увеличивая темп, живая карусель движется по кругу.

Окружающее теряет свои очертания, становится смазанным, нереальным. Но камень в центре неподвижен и сосед в живой цепи все время рядом. Люди находятся в круговороте, н6о вместе с тем есть чувство стабильности! Движение вызывает положительный стресс. Уходят страх, беспокойство. Появляется чувство эйфории, душевного подъема и ощущение бесшабашной радости. И вот резкий сигнал остановиться высвобождает сжатую пружину энергии, которая выбрасывает участников за круг. На автопилоте тело падает: животом, всем телом ощущаем надежность земной опоры. Но сознание еще находится в бешеной динамике карусели.

В танце дервиша зрительные и тактильные анализаторы дают взаимоисключающую информацию. С одной стороны - опора, земля, мир стабильны, реальны (камень в центре круга, опора на землю). С другой стороны - мир летит, он смазан, туманен, зыбок. Человек входит в транс, переходящий в расширенное состояние сознания. Мир внутри нас продолжает свое вращение и летит в необыкновенное путешествие, открывая неизведанное, скрытое от нас в обычном состоянии сознания.

Состояние транса с переходом в расширенное состояние сознания, в которые входят при выполнении Танца дервиша - это особые состояния измененного сознания, когда снимаются блоки памяти и зажимы стереотипов мышления, и человек может осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.



Танцы дервишей из Суфии известны в Египте, как танцы «тануры», что с арабского переводится, как «юбки». Раз в год настоящие пляски суфийских дервишей можно увидеть в турецком городе Конья, куда с 9 по 13 декабря съезжаются на могилу основателя ордена Джалалед-дина Руми дервиши. В учении Руми главным было то, что через ритуал танца, можно немного приблизиться к Богу.


Танец дервишей

Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

Одежда дервишей

Танец «тануры» или юбки, если по-русски не зря имеет такое название. Конические шляпы, белые одежды, свободно развевающиеся в разные стороны, – все это присутствует, но главным атрибутом являются вовсе не они. Несколько тяжелых юбок, одетых одна на одну, – вот основная деталь так тщательного проработанного образа. Насчет тяжести было сказано не зря, поскольку ткань юбок тяжелая и плотная, а если их одето несколько штук, то весь костюм может весить около 12 кг.

Суфийский танец дервишей популярен не только Турции и Египте, но и во многих других странах Востока – все-таки культуры во многом схожи. При выступлении перед лицом самых высокопоставленных лиц государств – шейхов – танцоры проходят мимо него и получают от шейха тайные указания, которые потом начинают выполнять под бой барабанов и звуки флейты.

Это очень древняя техника. Она легко могла бы кануть в вечность вместе с тысячей других , если бы не ислам, а точнее, если бы не суфии, которые сделали ее одним из основополагающих элементов своего образа жизни.

Знаменитый танец дервишей основан именно на этой технике, а потому мы будем называть ее «суфийское кружение». О данной технике очень хорошо отзывался Ошо и . Оба этих мастера использовали данную технику в своей практике и обучали ей всех желающих.

В психологическом смысле суфийское кружение это настолько мощная практика, что даже единоразовый опыт может преобразить вас и сделать совсем другим человеком.

Что делать?

Вы когда-нибудь видели, как кружатся на месте дети? Делайте точно так же. Кружитесь вокруг своей оси с открытыми глазами. Ваша внутренняя сущность должна стать осью, а тело колесом, которое крутится на этой оси. Постарайтесь делать эту практику максимально раскрепощено. Не думайте о ее мистическом эффекте и прочих серьезных вещах. Лучше всего, если вы будете кружиться так, как это делают дети - максимально радостно и искренне.

Желательно ничего не пить и не есть хотя бы за три часа до кружения по понятным причинам. Желательно, если на вас будет свободная одежда, и вы будете босиком. Весь процесс можно разделить на две стадии – само кружение и отдых. У этой нет четкой продолжительности – она может длиться и несколько часов, впрочем это не самое важное.

Кружиться нужно против часовой стрелки. Правая рука поднята вверх (беру от Бога), а локоть поднят, левая рука опущена вниз (отдаю Земле), локоть тоже опущен. Впрочем хранить все время одно и то же положение рук не обязательно. Вы можете варьировать положение рук в зависимости от своих ощущений. Вообще это довольно гибкая техника - самое главное в ней вращение, а остальное вариативно.

Если вы почувствуете неудобство от вращения против часовой стрелки, то вращайтесь по часовой. Тело не должно быть напряженным. Глаза не закрывайте, но и не фокусируйтесь. Картинка должна поплыть. Храните молчание в процессе кружения

Если допустить, что выполнение техники займет у вас час, то первые 15 минут вращайтесь медленно. Дальше постепенно увеличивайте скорость в течении 30-ти минут, пока не почувствуете как превращаетесь в водоворот . Вокруг вас должна быть буря движения, хотя вы, находясь в центре, остаетесь неподвижными. Такого психологического эффекта нужно достичь.

Продолжайте кружиться до тех пор, пока ваше тело больше не сможет находиться в вертикальном положении. Тело должно упасть само. Не нужно делать этого намеренно и не пытайтесь как-тосмягчать свое падение, если вы были расслабленны в процессе кружения и полностью отдались процессу, то тело само упадет максимально мягко, а земля поглотит вращения.

После того как вы упадете, начнется вторая стадия этой . Перевернитесь на живот так, чтобы пупок слегка соприкасался с землей. Если вам будет слишком уж неудобно лежать в такой позе, то можете лежать на спине. Почувствуйте как ваше тело слилось с землей, будто бы вы маленький ребенок, который прижался к материнской груди.

Лежите с закрытыми глазами. Храните молчание и ни о чем не думайте минут 15. После постарайтесь ничего не делать и хранить внутреннее молчание столько времени, сколько возможно. Некоторые люди ощущают тошноту во время кружения или после него. Пока это находится на терпимом уровне не обращайте на это внимание, если тошнота станет слишком уж сильной прервите .