Гранатовый браслет в чем смысл. Смысл названия и проблематика рассказа А.И

  • 23.06.2020

Разделы: Литература

Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного материала.

Метод обучения : Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать мнение о Желткове, его роли в рассказе и его влиянии на сознание героев.

2. Цель развития

  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию, преодолевать нравственный максимализм;
  • развитие умений работать в группе;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;

3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплине через содержание учебного материала;
  • на примере образа главного героя воспитывать лучшие человеческие качества, трепетное отношение к чувству любви;
  • способствовать воспитанию "культуры спора".

Студент должен

знать:

  • содержание рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”;
  • характеристику основных образов-персонажей рассказа “Гранатовый браслет”, особенности образа “маленького человека”.

уметь:

  • составлять “синквейн”;
  • характеризовать пейзаж в художественном произведении;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “Искусство”

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать стихотворение (сонет) И.Л.Сельвинского:

Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил...
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой бриг не трогался с причала.

Бриг поэта стоит у причала так же, как и ваша жизнь, которая еще не пустилась в большое плавание. И разговор наш сегодня пойдет как раз о любви, о препятствиях на ее пути.

Ее проявления на примере героев рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Вопросы для беседы:

  1. Так что же такое “любовь”?
  2. И что значит – любить?

3. Мотивация учебной деятельности.

Итак, основная тема рассказа – тема любви. Что становится препятствием на пути любви главного героя? (Социальное неравенство, неразделенная любовь, унижения со стороны людей). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Нравственные и социальные проблемы в рассказе “Гранатовый браслет”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему(СЛАЙД №2).

Все вы уже достаточно взрослые для того, чтобы иметь собственное представление о ЛЮБВИ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к слову ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ (СЛАЙД №3).

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

С вашим мнением мы познакомились, а вот какая точка зрения по этому вопросу у автора рассказа “Гранатовый браслет” А.И.Куприна и с помощью каких художественных средств, через мнение каких героев она выражается нам и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Итак, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, “адвокаты” и “прокуроры”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №4):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

Сегодня мы обсуждаем рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, который имеет свою творческую историю.

4.1 История создания рассказа.

Студент 1 (опережающее задание) (СЛАЙД №5).

Итак, как вы уже поняли, рассказ был основан на реальных событиях, а на каких именно мы сейчас узнаем из следующего сообщения.

Студент 2 (опережающее задание) (СЛАЙД №6).

4.2 Дискуссия

Мы увидели, что рассказ А.И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (СЛАЙД №7)

Вопрос для обсуждения (в группах):

  • Почему в отличие от своего реального прототипа в жизни, Желтков в финале рассказа погибает?

4.2.1 Анализ начала рассказа (описание пейзажа).

Символичность в рассказе.

Преподаватель: Рассказ начинается с описания природы. (СЛАЙД №8)

  • Каков общий характер описаний пейзажа в рассказе? Какое настроение создаёт у читателя?
  • Какое отношение этот пейзаж имеет к сюжету рассказа?(СЛАЙД №9) Запись в тетрадях.
  • Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства).
  • Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

Вера суеверна, в чем это выражается? (СЛАЙД №10)

(Количество гостей на именинах – 13. Пересчитав гостей, княгиня Вера подумала: “Вот нехорошо!” Увидев, как сверкают при электрическом свете камни граната, испугалась: “Точно кровь...”)

В рассказе 13 глав. Случайно ли это? (13 – Чертова дюжина - предвещание чего-то темного, негативного, трагичного).

Вывод :(СЛАЙД №11) В настоящее время жизньВеры Шеиной однообразная, спокойная, устоявшаяся; любовь к мужу прошла, но осталось чувство уважения и дружбы. Все в ее жизни сложилось, огорчает лишь отсутствие детей.

Раскрытие понятия “любви”.

В эпиграф рассказа вынесена Вторая соната Бетховена. Как вы думаете, какой характер должна носить любовь, если эпиграфом к ней служит такая музыка? (Прослушивание музыкального фрагмента (СЛАЙД №12)).

(Обдуманный, серьезный, трагический, тревожный, уверенный, очень сильный).

(СЛАЙД №13) Кто выделяется среди гостей Шеиных и почему?

(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его “дедушкой”. Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

  • Когда и как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
  • Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

  • Любовь в рассказах Аносова. Какая она?

(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)

Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?

(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)

Вывод : (СЛАЙД №14) Любовь, по мнению Аносова, который является выразителем авторской точки зрения, “единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная”, “Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Образ Желткова(СЛАЙД №15)

Итак, мы подошли к самому противоречивому герою рассказа – Желткову. Через его образ А.И.Куприн раскрывает тему “маленького человека”. Докажите это.

Вывод : (СЛАЙД №16) Куприн развивает тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Таким образом, в рассказе А.И.Куприна происходит эволюция образа “маленького человека”.

Вопросы для дискуссии:

Подарок Желткова – гранатовый браслет. Что он символизирует? (По старинному преданию... имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти). Подарок героя вынесен в название рассказа, он – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя

(СЛАЙД №17) Чем было чувство Желткова: настоящей любовью или сумасшествием?

(СЛАЙД №18) Имя героя – Георгий? Что оно означает? (“Победитель, Победоносец”). Можно ли утверждать, что герой вышел победителем в этой истории? Аргументируйте свою точку зрения.

(СЛАЙД №19) Чего заслуживает Желтков: восхищения или презрения?

(СЛАЙД №20) Чем была смерть героя: силой или малодушием?

(СЛАЙД №21) Любовь – это великий дар или проклятие?

Вывод : (СЛАЙД №22) Несчастный Желтков вовсе не жалок, а искренность и преданность его чувства, способность принести себя в жертву заслуживает не просто сочувствия, а преклонения. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным не только в собственных, но и в чужих глазах.

4.2.4 Синквейн(СЛАЙД №23)

Поменялось ли ваше отношение об этом чувстве, в связи с прочтением рассказа А.И.Куприна?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “любовь”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а мы подведем итоги нашей беседы .

5. Рефлексия.

2. Могут ли нравственные и социальные проблемы стать препятствие для истинной любви? Почему?

3. Достигли ли мы поставленных в начале занятия целей? Выяснили, каков взгляд А.И.Куприна на понятие “ИСТИННОЙ ЛЮБВИ”?

4. Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?

Вывод : Сегодня мы рассмотрели произведение Куприна “Гранатовый браслет”. Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется только раз в тысячу лет. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.

3. (СЛАЙД №24)А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

Подведение итогов.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

Задание на дом (СЛАЙД №25):

Выполнить проблемное задание: “... смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью”, – считает литературовед Е.Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?

Написать эссе на тему: “И что это было: любовь или сумасшествие”? (По рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет”).

Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить словами Ж.Б.Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил...

Критерии оценки работы студентов на занятии

Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.

  1. Любовь в жизни человека играет немаловажную роль, и эту мысль отлично доказывает Карамзин в своей сентиментальной повести «Бедная Лиза» . Главная героиня произведения отвечает на чувства молодого дворянина Эраста и уже не может представить жизнь без любимого человека. Однако героям приходится расстаться, так как Эрасту нужно вместе с полком выступить в поход. Через несколько месяцев Лиза встречает возлюбленного и узнает, что он помолвлен с богатой вдовой. Этого девушка выдержать не в состоянии, ведь чувства для бедной Лизы стоят превыше других ценностей. Повесть заканчивается довольно печально: так и не смирившись с потерей любви, девушка бросается в воду.
  2. Некоторым кажется, что любовь – вовсе не главное в жизни, поэтому они игнорируют чувства. Именно такую позицию мы наблюдаем у главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Евгений – нигилист, то есть человек, не отдающий предпочтения авторитетным ценностям и не склоняющийся перед ними. Для него главное – это наука и медицина. Однако, как бы он ни отстаивал свою правоту, в жизни даже такого противоречивого персонажа встречается любовь. Общаясь с Анной Одинцовой, Базаров обнаруживает романтика в себе. Для человека любовь имеет огромное значение, поэтому даже нигилист Базаров не может избежать ее влияния на свое поведение. Из-за своего пренебрежительного отношения к эмоциям он не выдержал испытания любовью и погиб в цвете лет.
  3. Любовь приносит одновременно и радость, и несчастье, окрыляет и разбивает сердце. Об этом неземном и противоречивом чувстве и о том, какую роль оно играет в жизни людей, пишет Достоевский в повести «Белые ночи» . Главный герой, мечтатель, влюбляется в юную девушку Настеньку, которая ожидает возвращения возлюбленного, которое должно уже состояться. Так и не получив от него весточки, девушка отвечает на чувства главного героя. Однако, встретив ожидаемого мужчину, Настенька бросает мечтателя. Главный герой, читая письмо с извинением Насти, прощает ее и понимает, что встреча с ней – самое яркое, что было в его жизни.

Верность и измена в любви

  1. Настоящей любви трудно обходиться без верности, хотя в жизни бывают настолько непредсказуемые ситуации, что иногда эти понятия вовсе не дополняют друг друга. Обратимся к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин» . В юности Татьяна Ларина влюбилась в главного героя и призналась в своих чувствах в письме, на что Онегин мягко ответил девушке отказом. Однако спустя время нежные чувства проснулись и в Евгении, но на тот момент она — уже замужняя дама. Несмотря на так и не угасшие чувства к давнему знакомому, Татьяна осталась верной своему супругу.
  2. В пьесе Островского «Гроза» главной героине Катерине тяжело живется в кругу семьи, в особенности, из-за упреков свекрови Кабанихи. Когда девушка встречает Бориса, она хоть и испытывает муки совести, но все же ходит с ним на свидания. Спустя время она все-таки решает сознаться возвратившемуся мужу Тихону в измене, после чего ее выгоняют из дома. Девушка остается отверженной и Борисом, поэтому бросается в воду. Тихон, несмотря на упреки матери, понимал, что испытывает к провинившейся супруге только нежные чувства: ему жалко ее, поэтому он даже прощает ее за измену. Когда он прощается со своей женой, держа ее тело на руках и, наконец, дает отпор матери, читатель понимает, как искренне он любил Катерину.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой показывает читателю на примере собственных героев, что, к сожалению, верность не для всех имеет значение. Вспомним брак Пьера Безухова и Элен Курагиной: любви там не было, Элен вышла замуж за Пьера, узнав, что он является состоятельным наследником. Мужчина так же не испытывал ответные чувства к супруге, однако оставался ей верен до конца, чего нельзя сказать о героине. Брак для нее не играл важной роли, поэтому госпожа Безухова игнорировала свой статус замужней дамы. Возможно, за верность даже нелюбимой Элен судьба наградила Пьера счастливой семьей с Наташей Ростовой, в которой об измене не шло и речи.
  4. Самоотверженность во имя чувства

    1. Любовь часто расставляет преграды для людей и достается им с большим трудом. В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков доказывает, что ради любимого человека порой приходится многим жертвовать. Оказавшись в разлуке с Мастером, Маргарита не собирается сдаваться и жить без него. Ради своего любимого человека она принимает волшебный крем от Азазелло, превращаясь в ведьму. Так же она самоотверженно отдает свою душу Воланду, становясь королевой на его балу. Чего только не делает девушка ради того, чтобы ее возлюбленный и его многозначительная для них рукопись вернулись! Именно благодаря самоотверженности Маргариты герои воссоединяются.
    2. Самоотверженность во имя любви – качество, присущее не только рыцарям и воинам, но и более современным персонажам. Обращаясь к роману Гончарова «Обломов» , волей-неволей отмечаешь характер ленивого главного героя. Илья Ильич не хочет делать карьеру и покорять общепринятые вершины. Кажется, что ничто не способно поднять его с дивана. Однако Штольц знакомит друга с Ольгой Ильинской, и ради нее Обломов меняет свой образ жизни. Он переезжает за ней на дачу, предлагает Ольге стать его женой и получает согласие. Хоть дальше он сдается и возвращается к дивану, для возлюбленной он все же постарался изменить себя и свою жизнь.
    3. Когда любишь человека, хочешь сделать его счастливым – именно поэтому периодически приходится быть самоотверженными. Обратимся к повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» . Главный герой Георгий Желтков много лет был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Несколько раз в год он писал письма, пытался ей звонить, а Вера сказала ему, что без него ей было бы спокойнее. Решив больше не беспокоить возлюбленную, но и не представляя жизни без нее, герой решает застрелиться. Георгий пожертвовал жизнью ради любимой, а Вера не оказалась столь самоотверженной, слишком поздно поняв, что упустила настоящую любовь.
    4. Ревность: плюсы и минусы

      1. Часто любовь не может обойтись без чувства ревности, и многие литературные персонажи, как и реальные люди, испытывают негативные эмоции по отношению к другим из-за привязанности к любимому человеку. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву и навещает дом Фамусова. Он встречается с Софьей, которая уже предпочитает ему Молчалина. Конечно, ему неприятна эта ситуация, к тому же Молчалин не вызывает одобрения у Чацкого. Он обманывает Софью, стараясь завоевать внимание Лизы, и, когда это обнаруживается, Софья так же, как и главный герой, испытывает неприязнь и ревность. Однако это чувство – единственная настоящая искра жизни в болоте лицемерия и притворства светских салонов. Оно, как мы видим, присуще искреннему человеку вроде Чацкого, но совершенно чуждо всем обитателям московского общества. Испытав сердечные муки, Софья тоже преображается, ведь получает важный жизненный урок. Таким образом, ревность – это не всегда плохо, зачастую она свидетельствует о глубокой натуре и истинной любви.
      2. Любовь нередко является причиной ссор, недопонимания, войн, а чаще всего потакает этим разладам именно ревность. Вспоминается роман в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» . После объяснения с Татьяной герою совершенно не хотелось оказаться на именинах, и он всерьез обозлился на своего друга Владимира Ленского за то, что он не учел его пожелания. Евгений стал ухаживать за Ольгой Лариной, что, конечно, совершенно не устроило молодого поэта. Ленский вызывает Онегина на дуэль, на которой он погиб сам. Из-за ревности все обрели только несчастья: и Евгений стал причиной смерти друга, и Ольга потеряла возлюбленного, и сам Владимир погиб.
      3. Часто странное поведение героев объясняется либо любовью, либо ревностью. В романе «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов показывает читателю, что ревность не приводит ни к чему хорошему. Как мы помним, у Печорина к Вере было особое отношение, он любил эту хрупкую белокурую даму. Вера – замужняя женщина, и эта мысль была очень неприятна Григорию. Подобное чувство было и у самой героини, когда она испытывала негодование насчет общения Печорина с Мэри, хотя она понимала, что для него это не так серьезно. Ревность не сблизила любовников, а, напротив, только отдалила их и разлучила навсегда. Вера в приступе меланхолии все рассказала мужу, и он увез ее от незадачливого кавалера.
      4. Воскрешающая сила чувства

        1. Любовь и доброта к людям способны помочь человеку выбраться из трудных ситуаций и разобраться в себе. Так, героиня романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» , Соня Мармеладова смогла спасти Раскольникова от ужасных последствий, связанных с обдумыванием совершенного им преступления. Родион чуть не сошел с ума, анализируя исход своей теории об обыкновенных и необыкновенных людях, и только благодаря отзывчивости и любви Сони он смог эмоционально спастись от самого себя. Девушка поддерживала героя, побуждала покаяться, направляя его на путь нравственного воскрешения. Именно благодаря ее поддержке Раскольников справился со своими мыслями и страхом.
        2. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь становится одним из главных стимулов жизни. Более того, именно это светлое чувство спасает героев от отчаяния и наполняет их существование счастьем. По прибытии в Москву Воланд обнаруживает, что многие жители озадачены «квартирным вопросом», и хотя Мастер и Маргарита не менее нуждаются в деньгах, для них главное – не материальное, а духовное превосходство. Ради своих чувств они преодолевают преграды, лишь бы воссоединиться и не расставаться. Их любовь и стала воскрешающей силой, навсегда соединившей героев.
        3. Любовь во многом влияет на человека, и даже способна превратить юношеский максимализм в расчетливость и меркантильность. В романе Гончарова «Обыкновенная история» главный герой, Александр Адуев рассчитывал, что его жизнь сложится совершенно иначе: встреча с Надей и влюбленность в нее дарили Александру новые надежды и светлые мечты. Возможно, если Наденька бы не увлеклась графом Новинским и не разбила бы сердце Александру, любовь стала бы для него неким воскрешающим символом. Однако сюжет складывается иначе, и перевоплощение героя начинается с разочарования в светлом чувстве. Иногда любовь способна спасти человека, но, к сожалению, бывает так, что она только разрушает идеальное представление о жизни.

Повесть великого гения любовной прозы А. И. Куприна «Гранатовый браслет» можно интерпретировать по — разному, рассуждая на тему, кто здесь настоящий герой. Мнение критиков расходится в этом вопросе, одни считают героем Желткова, любыми способами старающегося доказать свою любовь, но и заявить о своем существовании, другие отдают предпочтение мужу героини, который просто желает, чтобы его супруга была счастлива. Разобраться в этом поможет анализ произведения по плану. Данный материл можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1910 г.

История создания — За основу сюжета писатель взял реальную историю, рассказанную им одним из его друзей.

Тема — Главная тема этой повести — любовь, безответная и настоящая.

Композиция — В экспозиции начинается действие, знакомящие с героями повести, следом происходит завязка, когда Вера Николаевна получает в подарок гранатовый браслет. Особенности композиции в использовании символов, тайных смыслов. Здесь и сад, который описан в пору увядания, и новеллы, сам браслет, главным символом является соната Бетховена, проходящая лейтмотивом повести. Идет развитие действия, умирает Желтков, и кульминационным моментом звучит соната Бетховена, и — развязка.

Жанр — Трудно определить жанровую сущность «Гранатового браслета» По своей композиции, состоящей из тринадцати глав, его можно отнести к жанру повести, а сам писатель считал, что «Гранатовый браслет» — рассказ.

Направление — В повести все подчинено направлению реализма, где ощущается легкий налет романтизма.

История создания

История создания повести имеет реальную основу. Когда — то писатель находился в гостях у своего знакомого, где они рассматривали семейные фотографии. Знакомый рассказал историю, которая случилась в его семье. Какой — то чиновник влюбился в его мать, он писал ей письма. Однажды этот мелкий чиновник прислал в подарок любимой женщине какую — то безделушку. Выяснив, кто этот чиновник, ему сделали внушение, и он исчез с горизонта. Куприну в голову пришла идея приукрасить этот рассказ, более подробно охватив любовную тему. Он добавил романтических ноток, возвысил концовку и создал свой «Гранатовый браслет», оставив суть рассказа. Год написания повести — 1910, а в 1911 году повесть была опубликована в печати.

Тема

Александр Куприн считается непревзойденным русским гением любовной прозы, им создано множество произведений, воспевающих любовь в любых ее проявлениях.

В «Гранатовом браслете» анализ повести подчинен этой любимой автором теме, теме любви.

В сущности, в этом произведении рассматривается нравственная проблематика отношений, связанных с любовными отношениями героев повести. В этом произведении все события связаны с любовью, в этом даже смысл названия этой повести, так как гранат — это символ любви, символ страсти, крови и гнева.

Писатель, давая такое название своему названию, сразу дает понять, чему посвящена основная мысль рассказа.

Он рассматривает различные формы любви, разные ее проявления. Каждый человек, описанный писателем, по — разному относится к этому чувству. Для кого — то, это просто привычка, социальный статус, поверхностное благополучие. Для другого — это то единственное, настоящее чувство, пронесенное через всю жизнь, ради которого и стоило жить.

Для главного героя Желткова, любовь — священное чувство, ради которого он живет, понимая, что любовь его обречена на безответность. Обожание любимой женщины помогает ему переносить все жизненные невзгоды, верить в искренность своих чувств. Вера Николаевна для него — смысл всей его жизни. Когда Желткову сказали, что своим поведением он компрометирует любимую женщину, чиновник сделал вывод, что проблемы социального неравенства будут стоять на его пути к счастью всегда, и покончил с собой.

Композиция

Композиция повести содержит множество тайных смыслов и символов. Гранатовый браслет дает яркое определение всепоглощающей теме страстной любви, определение его как крови, дает понять о том, что эта любовь может быть разрушительной и несчастной, гнев — привел к самоубийству Желткова.

Увядающий сад напоминает об увядающей любви Веры Николаевны к своему мужу. Рисунки и стихи в семейных записках ее мужа — история его любви, искренней и чистой, не претерпевшей никаких изменений за все время их совместной жизни. Несмотря на ее угасающую страсть и прохладное к нему отношение, он продолжает любить свою жену по — настоящему.

Генерал Амосов предпочитает делиться с собеседниками рассказами о любви, что тоже символично. Это единственный человек в произведении, правильно понимающий истинную сущность любви. Он — большой психолог, знаток человеческих душ, ясно видящий все их тайные и явные помыслы.

Через все произведение красной нитью проходит вторая соната Бетховена, главный символ всей повести. На фоне музыки развивается действие. Финальное звучание сонаты является сильным кульминационным моментом. Произведение Бетховена раскрывает все недосказанности, все сокровенные мысли и чувства героев.

Завязка действия — Вера Николаевна получает подарок. Развитие действия — брат и муж идут выяснять отношения с Желтковым. Главный герой произведения, остающийся в стороне на протяжении всего повествования, заканчивает жизнь самоубийством. Кульминационный момент — звучит соната Бетховена, и к Вере Николаевне приходит осознание своей жизни.

Куприн мастерски заканчивает свою повесть, приведя все действия к развязке, где раскрывается истинная сила любви.

Под воздействием музыки просыпается спящая душа Веры Николаевны. Она начинает понимать, что прожила, в сущности, бесцельную и бесполезную жизнь, все время создавая видимое благополучие счастливой семьи, а настоящая любовь, сопровождающая ее всю жизнь, прошла мимо.
То, чему учит творение писателя, каждый решает по — своему, здесь все зависит от читателя. Только он решает, в чью пользу сделать выбор.

Жанр

Произведение великого писателя состоит из тринадцати глав, относится к жанру повести. Писатель считал, что это — рассказ. Период происходящих событий длится на протяжении длительного времени, в нем задействовано большое количество персонажей, и оно полностью соответствует принятому жанру.

Писателя А. Куприна глубоко волновала тема любви – в «Гранатовом браслете» она получила вершинное воплощение.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет»

Любовь здесь — и смыслобразующая идея, и глубочайшая проблема. Высвечивает личностные особенности всех персонажей и является своеобразным кодом красоты и бессмертия. С ним соотносятся характер и поступки каждого героя и более того – его человеческое достоинство, духовная ценность. Конечно же, сказывается влияние романтической культуры.

Романтики превозносили любовь «идеальную» – безответную или внебрачную, невозможную в респектабельном обществе, не связанную с насущными житейскими проблемами (кров, хлеб, стабильность, рождение и воспитание детей).

Проблематика эта зародилась еще в средневековье не без влияния христианства – вспомним роман о «Тристане и Изольде», лирику трубодуров и минезигеров, поэзию Дантэ и Петрарки. В женщине видели прообраз божественного на земле. Так что любовь не могла не быть трагичной: небесное и земное в этом мире никогда не сойдутся.

Однако в сочинении Куприна основные для романтической литературы виды любви – супружеская и «идеальная» – не конфликтуют, объявляя друг друга блажью или преступлением. Муж Веры далек от ехидства, высокомерия или злорадства – даже и не воспринимает Желткова соперником. Высмеивающий любовные письма Шеин при личной встрече ощущает себя свидетелем большой трагедии.

О любви много написано в Библии, и, размышляя о ней, А. Куприн многие образные элементы заимствует именно из «книги книг». Нерешительность судить влюбленного Василия Львовича Шеина, жестикуляция брата Веры Николая (будто бросание на землю чего-то тяжелого – камня в осуждение?), сочетание силы и покорности во внешности и поведении Георгия Желткова, само его имя, мягкая насмешка над мыслью о власти общественных институтов над чувствами, презрение главным героем смерти, страдания ради любви к чужой в общем-то женщине, посмертный диалог с Верой, – все это отсылает к повести о Христе.

В бытность Куприна абсолютная любовь вызывает в людях те же чувства, что и во времена библейские. С одной стороны – насмешка, цинизм, негодование, надменность, любопытство, тревожность, страх и ревность. С другой – завороженность, почтение, преклонение, благодарность, болезненное признание мелочности каждодневной суеты и желание быть «прощенным» за свое малодушие.

Анализ любви Желткова к Вере

Много написано о продолжении темы маленького человека писателем через судьбу этого персонажа. И все же, это лишь социальный уровень проблематики – не самый важный здесь для Куприна. Герой вне социальных проблем и противоречий – живет только любимой женщиной.

В любви Георгия много от старинного культа поклонения Прекрасной Даме. Не случайно отвергнутый драгоценный подарок завещан иконе Богоматери. И впервые он встречает Даму сердца не где-нибудь – а в цирке: словно призванный к высшему служению с арены суетной земной жизни.

Подданство совершенно бескорыстно – и все же бесконечно его вознаграждает: он счастлив уже самим существованием Веры. Очень символично имя возлюбленной и срок безнадежной вежливой любви (семь лет созвучны семи дням Страстной Недели). Герой боготворит любимую издали, хотя они даже ни разу не встретились взглядами.

И все же Георгий страдает. Служение сделало его чуждым повседневной круговерти. Он живет возможностью хотя бы издали видеть Веру и писать обожающие анонимные письма. Во-вторых, молодой человек полностью осознает безнадежность своих чувств, их беззащитность и ранимость перед циничными мнительными людскими взглядами. Мучительно быть смешным: люди хотят смеяться в цирке, но никто не хочет оказаться на арене для развлечения публики. И только влюбленный перешагивает этот круг.

Парадоксально, но это страдание делает человека сильнее и достойнее. На равных объясняется Желтков с мужем Веры и сам выбирает не говорить с разгневанным Николаем. Спокойно говорит о своей обреченности, если его лишают самой возможности встреч с любимой: «Остается только одно – смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме».

Главная мысль рассказа Куприна

Старик Аносов в разговоре с Верой (очень мудрый и пророческий для наших времен, его можно разобрать на цитаты) сетовал, что современные мужчины не способны на великое чувство.

Однако поведение его внучки приводит читателя к выводу, что и женщины мало чем отличаются от мужчин. Для нее письма и подарок обожающего незнакомца – всего лишь «история», в которой она не хочет быть действующим героем, и которую она просит «прекратить».

Человек вообще не готов к встрече с Любовью, как не было готово человечество к пришествию Христа – хотя ни о чем наверное так много не мечтают, не говорят и не пишут. Однако она никого не оставляет равнодушным – и в этом, наверное, ее главная сила. И Вера все же испытывает духовное преображение от этой встречи.

Любовь сильнее смерти

Автор явил себя в этом рассказе великолепным мастером малой прозы. Финал мысленного прощания молодой женщины с ушедшим влюбленным под бессмертную музыку Бетховена мало кого оставит равнодушным.

Прекрасное произведение музыкального искусства дает возможность человеку почувствовать в себе «раздвоение» души – ее принадлежность одновременно земле и небесам. Талантом создавать подобные творения обладают все великие художники, к числу которых относится и А. Куприн.

Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.

С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок - золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник - чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.

Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой - генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. "А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!". После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры - это"...такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого "маленького человека" - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.



Мне кажется, что гранатовый браслет - это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.

Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.

Таким образом, прочитав рассказ "Гранатовый браслет", я поняла, сто Куприн - это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь - это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.

Проблема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Трудно найти писателя или поэта, который обошел бы в своем творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека, сердце которого никогда не согревало это светлое чувство. Любовь - благодатная почва для художника, ибо без преувеличения можно сказать, что она творит чудеса в человеческой душе: она способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогает ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но любовь, увы, нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства...

В творчестве Куприна любовь нередко представлена как некая сверхъестественная сила, которая существует словно сама по себе и полностью господствует над человеком. Она безжалостна, ибо смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим она - чистое и возвышенное чувство, и человек нисколько не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар. В этом понимании природы любви автору особенно близки ее образные характеристики в ветхозаветной «Песне Песней Соломона», где «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее», ибо она «сильна, как смерть», а возлюбленная «грозна, как полки со знаменами». Самый поэтический рассказ Куприна «Суламифь» представляет собой вольное переложение образов и мотивов «Песни Песней».

Герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков - простой чиновник контрольной палаты, жизнь которого не представляет ничего примечательного, - случайно видит в ложе цирка девушку, принадлежащую к высшему обществу, и в первую же секунду понимает, что любит ее. Любовь Желткова иррациональна, необъяснима и неуправляема. Отныне вся его жизнь принадлежит этой прекрасной девушке, к которой он не осмеливается даже подойти. Он убежден, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека, прекраснее <...> и нежнее» ее. Эти сравнения могут показаться странными только тому, кто не знаком с образами «Песни Песней», где возлюбленная- «запертый сад», «запечатанный источник», ее нос - «башня Ливанская», а зубы - «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни».

Предмет его нежной страсти Вера Николаевна вскоре выходит замуж за состоятельного и доброго человека, князя Шеина. В течение некоторого времени она получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но не придает им значения и не задумывается о том, кто этот человек и какую цель преследуют его послания. Проходит несколько лет, и ее «прежняя страстная любовь к мужу переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Неизвестный воздыхатель Веры давно уже перестал засыпать ее письмами, лишь изредка посылая ей короткие праздничные поздравления. В день ее именин, с которого, собственно, и начинается рассказ, она получает от своего анонимного влюбленного гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его дерзкое вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Вера, привыкшая во всем советоваться с мужем, и на этот раз предоставляет ему решать, как ей поступить. Но в глубине души ее одолевают сомнения: вправе ли она открывать тайну, которая касается лишь ее одной? С другой стороны, что ей остается делать? Задумываться о любви к человеку, которого она не знает и даже никогда не видела, - это абсурд, пытаться понять, искренне ли его чувство, - бесполезно, да и ненужно. Однако сердце ее неспокойно: она размышляет о любви - той, идеальной, возвышенной любви, о которой пишут в романах и слагают легенды, и которая - она это осознает - так и не коснулась ее жизни...

Рассказ кончается трагически. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но Желтков бессилен перед чувством, которому подчинена вся его жизнь. Он видит лишь один выход: умереть. Вера глубоко потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. Он лежит в гробу, а на его лице - спокойная и безмятежная улыбка. В этот момент она ощущает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Придя домой, она выполняет последнюю волю умершего: слушает сонату Бетховена, которую они оба любили. Музыка соединила их, они услышали и простили друг друга.

Куприн не открывает нам того, что стало с Верой потом, после того как она соприкоснулась с тайной любви. На первый взгляд, эта история насквозь трагична: влюбленный умирает, так и не дождавшись ответной любви, а ее сердце, едва открывшееся навстречу долгожданному чувству, обречено на вечное страдание. Но писатель вкладывает в понятие любви более глубокий смысл. Он идеализирует ее, ибо считает, что ей доступно абсолютно все. Влюбленные понимают друг друга без слов, и даже физическая смерть не может их разлучить. Вера слышит голос возлюбленного: «Успокойся, я с тобой... потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ заканчивается словами: «Все хорошо». И это светлый конец, ибо любовь, по мысли писателя, сильнее смерти.