Литературные чтения ко Дню защитника Отечества «…Да, вот они, русские характеры! Читательская конференция «Защитники Отечества в произведениях художественной литературы Образы защитников отечества в русской лирике.

  • 02.07.2020

Особенность стихотворения М.Ю. Лермонтова в том, что в нем не прославляются цари или другие вельможи. Все внимание сосредоточено на защитнике Родины – простом солдате. Этот образ появляется во втором куплете, когда старый солдат начинает вспоминать о пережитых боях.

Свое отношение к солдатам-участникам битв с французами поэт выражает при помощи слова «богатыри», которое звучит из уст старого солдата. Он имеет полное право использовать такую «громкую» лексему, ведь сам был очевидцем их подвигов.

Болью в сердце защитника отдают воспоминания об отступлениях, но он, как настоящий русский человек, даже в таком деле полагается на Бога, говоря, что поражения – воля Господа. Лермонтовский защитник Отечества – не только единичный, но и сборный образ. Речь в стихотворении ведется то от первого лица единственного числа («я»), то от первого лица множественного числа («мы»). Четкого разделения между единичным и сборным образом нет. Они как бы сплетаются в единое целое. При помощи такого приема автор показывает, насколько важно единство в достижении любой цели.

М.Ю. Лермонтов рассказывает о том, как солдаты сражаются с французами. Они решительно вступают в перестрелку, при этом даже находят силы подшутить: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!». Но двухдневной перестрелки для храбрецов мало, так как врага она не выгнала. Бойцы рвутся к картечи, слыша при этом, как «ликует француз».

Неотъемлемая часть защитников Родины – любовь к родным землям и народу. Она то и помогает устоять в решительном бое. Поражает и самоотверженность солдат. Никто из них не думает о славе. Даже собственная жизнь для них кажется пустяком, когда на кону судьба родного края.

Истинным защитником Родины в стихотворении «Бородино» предстает и полковник. Он заслужил не только уважение солдат, но их искреннюю любовь. Этого персонажа Михаил Юрьевич характеризует словом «хват», что означает «ловкий и бойкий человек». Лирический герой, который и был одним из его солдат, считает, что эти качества командира врожденные. Кроме того, в отличие от многих других побратимов по званию, он умел с честью играть сразу две роли: быть слугой для царя и отцом для солдат.

Полковник озарил сердца своих «детей» надеждой. Он нашел то, за что они могут зацепиться на нелегком пути к победи. Солдаты поклялись на смерть стоять за Москву и сдержали свое слово. Таким образом, проявляется еще одна черта защитников – верность Отечеству и своему слову: «и умереть мы обещали и клятву верности сдержали». Несмотря на то, что полковник помог победить захватчиков, Лермонтов не поет ему дифирамб, считая, что освобождение Родины – общее достижение.

В стихотворении М. Лермонтова «Бородино» образ защитника Родины воплощен в простых солдатах и мудром полководце. На основе анализа, можно сделать вывод, что главными качествами героя поэт считал любовь к Отчизне, силу духа, верность народу и самому себе. Именно их должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от обстоятельств эпохи, в которой живет.

Не только Лермонтов в своём произведении создаёт образы героев Родины, но и Твардовский в его поэме Василий Тёркин. Он описывал героизм, мужество и огромную любовь к родине у солдата- защитника. Образ Василия Тёркин в поэме собирательный, он объединяет все черты советского солдата. Как и герои Бородино, Тёркин совершает само отверженный подвиг для своей страны: рискуя жизнью, он доставляет командованию важное донесение. Поэт показывает, что все подвиги совершаются самыми простыми русскими солдатами, ещё раз доказывая мысль о силе русского характера.

Образы защитников отечества также встречаются и в произведении древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". Это подробный исторический рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря и еще трех князей: его брата - Всеволода Курского, сына Игоря - Владимира Путивльского, и племянника - Святослава Рыльского.

Поход князей был попыткой отразить натиск врага, в то время, как другие князья были поглощены междоусобицей. В этом Игорь и Всеволод были продолжателями дела своего отца, который неоднократно укрощал половецкие восстания.

Поход великого князя и его дружины как нельзя лучше показывает любовь к родной земле и своему народу, ради которого войны восстали против иноземных врагов. Это произведение ещё раз подтверждает, что русский дух непоколебим перед врагом - даже после плена Игорь не становятся на сторону противника, a совершает побег и возвращается в родную землю. Произведение завершается славой русским доблестным войнам.

Не менее важна сила единства народа. Автору "Слова" удалось соединить в произведении плач и славу: упрёк в безрассудстве и восхищение мужеством защитников Русской земли, одобрение героизма и сомнение в том, что можно достигнуть победы в разрозненном государстве.

Обновлено: 2019-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» решена тема поколений? / В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников Отечества и в чём эти произведения можно сопоставить с приведенным стихотворением?

Софья Бисилова
Проектная работа обучающихся 2 класса «Образ защитника Отечества сквозь время»

1. Введение

Актуальность темы

Цель исследования

Задачи исследования

Объект и предмет исследования

Методы исследования

Гипотеза Проблемные вопросы

2. Основная часть

2.1. Анализ литературы по проблеме исследования

1. Введение.

Актуальность темы.

Тема «Защитники Отечества » особенно актуальна в наше время , когда дети черпают информацию из интернета и телевизионных передач о силе как агрессии и терроризме.

Издавна славится наша страна защитниками , которые охраняли границы Родины. Много славных воинов и обычных людей совершивших, подвиги прославили Россию с древних времен и до нашего времени . Узнавая о защитниках Отечества , мы зарождаем чувства гордости и любви.

Цель исследования : изучение образа защитника Отечества сквозь время

Задачи исследования :

Изучить и систематизировать документальные источники о Героях защитниках ;

Провести анкетирование среди учащихся начальной школы на тему «Россия, Родина, Отчизна» ;

Проследить, как меняется образ защитника сквозь время .

Объект исследования. История нашей Родины.

Предмет исследования. .

Методы исследования :

Анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

Описательный метод (наблюдение, классификация , обобщение) ;

Анкетирование.

Гипотеза. Способен ли обычный школьник на героический поступок

Проблемные вопросы :

Какие знаменитые сражения были в истории нашей Родины?

Как мы понимаем слова «Герой» , «Защитник » ?

Способен ли обычный школьник на героический поступок?

2. Основная часть.

Чтобы ответить на все вопросы, мы :

Учились анализировать материал

Давали характеристики историческим событиям

Учились делать выводы.

Для поиска ответов, нам было необходимо :

Посмотреть художественные и документальные фильмы;

Познакомиться с историческими датами;

Встретиться с работником библиотеки ;

Провести анкетирование.

(Ученик 1)

Тема нашего проекта «Образ защитника Отечества сквозь время »

Нам было интересно узнать, изменился ли образ защитника Отечества сквозь время .

В своем исследовании мы изучили и систематизировали документальные источники о Героях защитниках , проанализировали художественную литературу и интернет источники по данной теме, провели анкетирование среди учеников начальных классов .

И вот, что мы узнали :

Первые защитники – это русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно они защищали рубежи родной земли от врагов.

В образе древнерусских богатырей воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой

Одно из самых главных качеств богатыря - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду.

Александр Невский. Русский полководец, Великий князь Владимирский, в 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (Невская битва, 1240 г., а в 22 – немецких «рыцарей Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242) .

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский создали народное ополчение против польских захватчиков. 4 ноября 1612 года освободили Москву от захватчиков.

Михаил Кутузов. Прославленный полководец. Отличился в русско-турецкой, русско-французской войне

Александр Суворов. Суворов - гениальный полководец, один из самых любимых русским народом. Суворова солдаты любили. Сам Суворов также оставил после себя книгу «Наука побеждать»

Фёдор Ушаков - прославленный русский полководец, не знавший поражений. Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков

Прославленного адмирала Нахимова за отеческую заботу о подчиненных называли «отцом-благодетелем» . Ради доброго слова «Пал Степаныча» матросы были готовы идти в огонь и воду. Нахимов лично проверял качество солдатских пайков.

Георгий Жуков. Известный русский полководец Великой Отечественной войны . Жуков стал кавалером более 60-ти наград самых различных стран мира.

Константин Рокоссовский стоял у истоков крупнейших операций Великой Отечественной войны . Он был успешен как в наступательных, так и в оборонительных операциях (Сталинградская битва, Курская дуга, Бобруйская наступательная операция, Берлинская).

(Ученик 3)

В своем исследовании нам было интересно, а способен ли обычный человек на подвиг на защиту Родины ?

Иван Сусанин был крепостным крестьянином, он проживал в селе Домнино, недалеко от города Костромы. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к царскому селу и захватить в плен русского царя. Неподалеку они встретили старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Иван Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, а к царю послал своего гонца с предупреждением об опасности. Когда враги обнаружили обман, Иван Сусанин был подвергнут суровым пыткам и жестоко убит. Великому русскому герою Ивану Сусанину композитор М. И. Глинка посвятил свою оперу, а также воздвигнут памятник.

(Ученик 3)

Мы продолжили изучение подвигов обычных людей. Александр Матросов (1924-1943 г.) - рядовой стрелкового полка, Герой Советского Союза, солдат, закрывший собой пулемёт фашиста.

В родной детской дом уходит фронтовое письмо Саши. «Пишу вам из района, где недавно были гитлеровцы. Вы и представить себе не можете, что натворили на русской земле эти гады. Я видел колодец, в который фашистские изверги сбросили шестнадцать детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый склад, где немцы сожгли 265 женщин, стариков и детей. 27 февраля 1943 года. Шел ожесточенный бой у деревни Чернушки Псковской области. Солдаты попали под сильный пулемётный огонь противника. Вражеский пулеметный огонь мешал продвижению наших войск. Рванувшись вперед, грудью своей, сердцем своим Матросов лег на огневую точку противника и заглушил. Путь вперед был открыт.

(Ученик 4)

В своем исследовании мы задавались вопросом - «только ли взрослые могут защищать Родину Оказалось, не только…

Дети – герои Великой Отечественной войны

Война – не детское дело. Так должно быть, но эта война была особенной. Война называлась Великой Отечественной потому , что все, «от мала до велика» , поднялись на защиту Родины . Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули их юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

(Ученик 5)

И современные дети совершают подвиги. Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь, домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем . Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

Из теоретической части своего исследования мы сделали выводы :

Каждый из нас сможет стать защитником своего Отечества . Сейчас мы ещё дети, но пройдёт немного времени , и мы станем солдатами и будем защищать свою Родину .

Внешний облик защитника во времени меняется , а внутренние его качества, такие как отвага, смелость, честь, доброта, справедливость будут передаваться сквозь время от поколения к поколениям.

(Ученик 1)

Практическая часть.

Среди учащихся начальной школы мы провели анкетирование, где были такие вопросы :

1. Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?

2. Какие качества человека ты считаешь важными?

3. Когда я слышу слово Родина, то представляю…

4. Кто должен защищать Родину ?

(Ученик 2)

Мы выяснили, что слово Россия, Родина, Отчизна вызывает чувство гордости и любви, а такое понятие как «безразличие» отсутствует у учеников начальной школы. Важными качествами человека ребята считают – доброту, – отважность и ответственность. Когда слышат слово Родина, то представляют свой город, а Родину защищать обязан каждый .

(Ученик 3)

3 Заключение.

В заключении сделали вывод - мы гордимся нашими защитниками . Они были и остаются «сквозь время » верны Родине и готовы к любому риску, к любой опасности, будут насмерть стоять до конца. Нашу Родину победить невозможно. Подрастающее поколение гордится своей Родиной, будет помнить, чтить и знать историю России, расти достойной заменой.

1. Энциклопедия для детей. История России. Москва «Аванта +» 1997 2. С. Алексеев рассказы о Суворове

3. Самые знаменитые битвы мировой истории. Энциклопедия для детей

4. https://www.google.ru/shkolazhizni.ru

5. https://www.google.ru/Frufact.org

6. folklor.igraemsdetmy.ru

7. http://www.zyorna.ru

В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников Отечества и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым стихотворением?

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Показать текст целиком

В повести «Сотников» В.Быкова представлен образ настоящего защитника Отечества. Главный герой произведения отправляется на задание несмотря на болезнь. Затем, когда он и его товарищ Рыбак попадают в плен, Сотников умирает, но не поддаётся захватчикам. Героизм солдата проявляется в его выносливости и желании сопротивляться, даже попав в заключение . Антагонист героя – трусливый Рыбак , который соглашается на сотрудничество с немцами, чтобы остаться в живых.
Данное произведение сопоставимо со стихотворением «Бородино» М.Ю.Лермонтова в изображении настоящих героев. Авторы сходятся в представлении о защитниках Отечества и считают, что они долж

Критерии

  • 2 из 2 К1 Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2 К2 Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 3 из 4 К3 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2 К4 Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 8 из 10

Роман Борисович Щетинин

Есть такая профессия - Родину защищать. Родина -как много смысла в этом слове! Это родной край, земля, реки,дом в котором родился, мама! Каждый из мужчин защитник своей родины! Сколько молодых парней служат, отслужило в армии и каждый из них гордо носит звание «Защитник Отечества».

С каждым годом всё дальше и дальше уходит от нас война, всё меньше становится свидетелей тех страшных событий. В этом году мы праздновали семьдесят вторую годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы лет ни прошло, память о героях живёт и будет жить в сердцах россиян. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто с каждым днём приближал победу. Немаловажную роль в этом сыграли дети, сражавшиеся на войне наравне со взрослыми. К сожалению, о них мы часто забываем. Но они герои не в меньшей степени, чем взрослые. Сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны лишь небольшая часть того, что мы можем для них сделать.

Но,к сожалению, многие молодые люди мало что знают о героях Великой Отечественной войны. О них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. Пока хоть один человек будет помнить об историях героев, память о них будет передаваться из поколения в поколение и никогда не умрёт. Ведь вся сила народа в его прошлом.

Я вспомнила рассказ Е.Носова «Живое пламя», который прочитала в 7 классе. Там речь шла о молодом лётчике, который погиб на фронте. Как живое пламя горели в рассказе маки, посаженные матерью в память о сыне.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.

Для того, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц.

Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Человек без Родины – всё равно, что земля без семени.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, свободу, город, край – всё, что мы зовём величавым словом «Родина».