Людвиг Ван Бетховен: композитор, который не слышал. Бетховен - интересные факты из жизни

  • 26.04.2019

Людвиг Бетховен родился в 1770 году в немецком городке Бонне. В домике с тремя комнатами на чердаке. В одной из комнат с узким слуховым окном, почти не пропускавшим света, часто хлопотала его матушка, его добрая, нежная, кроткая матушка, которую он обожал. Она умерла от чахотки, когда Людвигу едва исполнилось 16, и ее смерть стала первым сильнейшим потрясением в его жизни. Но всегда, когда он вспоминал о маме, его душу наполнял нежный теплый свет, словно ее касались руки ангела. «Ты была так добра ко мне, так достойна любви, ты была моим самым лучшим другом! О! Кто был счастливее меня, когда я еще мог произнести сладостное имя - мать, и оно было услышано! Кому я могу сказать его теперь?..»

Отец Людвига, бедный придворный музыкант, играл на скрипке и клавесине и имел очень красивый голос, но страдал самомнением и, опьяненный легкими успехами, пропадал в кабаках, вел весьма скандальную жизнь. Обнаружив у сына музыкальные способности, он задался целью во что бы то ни стало сделать из него виртуоза, второго Моцарта, дабы решить материальные проблемы семьи. Он заставлял пятилетнего Людвига по пять-шесть часов в день повторять скучные упражнения и нередко, придя домой пьяным, будил его даже ночью и полусонного, плачущего усаживал за клавесин. Но вопреки всему Людвиг любил отца, любил и жалел.

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, в его жизни произошло очень важное событие - должно быть, сама судьба послала в Бонн Христиана Готлиба Нефе, придворного органиста, композитора, дирижера. Этот незаурядный человек, один из самых передовых и образованных людей того времени, сразу угадал в мальчике гениального музыканта и стал бесплатно учить его. Нефе познакомил Людвига с творчеством великих: Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Он называл себя «врагом церемониала и этикета» и «ненавистником льстецов», эти черты потом ярко проявились и в характере Бетховена. Во время частых прогулок мальчик жадно впитывал слова учителя, который декламировал произведения Гёте и Шиллера, рассказывал о Вольтере, Руссо, Монтескьё, об идеях свободы, равенства, братства, которыми жила в то время вольнолюбивая Франция. Идеи и мысли своего учителя Бетховен пронес через всю жизнь: «Дарование - это еще не всё, оно может погибнуть, если человек не обладает дьявольским упорством. Потерпишь неудачу, начни снова. Сто раз потерпишь неудачу, сто раз начни снова. Человек может одолеть любое препятствие. Дарования и щепотки достаточно, а упорства нужен океан. А кроме дарования и упорства нужна еще уверенность в себе, но не гордыня. Храни тебя Бог от нее».

Спустя много лет Людвиг в письме поблагодарит Нефе за мудрые советы, которые помогли ему в изучении музыки, этого «божественного искусства». На что тот скромно ответит: «Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен».

Людвиг мечтал поехать в Вену, чтобы познакомиться с Моцартом, чью музыку он боготворил. В 16 лет его мечта осуществилась. Однако Моцарт отнесся к юноше с недоверием, решив, что тот исполнил для него пьесу, хорошо разученную. Тогда Людвиг попросил дать ему тему для свободной фантазии. Так вдохновенно он еще никогда не импровизировал! Моцарт был поражен. Он воскликнул, повернувшись к друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, он заставит заговорить о себе весь мир!» К сожалению, больше они не встретились. Людвиг был вынужден вернуться в Бонн, к нежно любимой больной маме, а когда позже вернулся в Вену, то Моцарта уже не было в живых.

Вскоре отец Бетховена окончательно спился, и на плечи 17-летнего юноши легла забота о двух младших братьях. К счастью, судьба протянула ему руку помощи: у него появились друзья, у которых он нашел поддержку и утешение, - Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а брат и сестра Элеонора и Стефан стали его первыми друзьями. Только в их доме он чувствовал себя спокойно. Именно здесь Людвиг научился ценить людей и уважать человеческое достоинство. Здесь он узнал и на всю жизнь полюбил эпических героев «Одиссеи» и «Илиады», героев Шекспира и Плутарха. Здесь он встретился с Вегелером, будущим мужем Элеоноры Брейнинг, который стал его лучшим другом, другом на всю жизнь.

В 1789 году тяга к познанию привела Бетховена в Боннский университет на философский факультет. В этот же год во Франции случилась революция, и вести о ней быстро долетели до Бонна. Людвиг вместе с друзьями слушал лекции профессора литературы Евлогия Шнейдера, который вдохновенно читал студентам свои стихи, посвященные революции: «Сокрушать глупость на троне, сражаться за права человечества… О, на это не способен ни один из лакеев монархии. Это под силу только свободным душам, которые предпочитают смерть - лести, нищету - рабству». Людвиг был в числе горячих поклонников Шнейдера. Полный светлых надежд, чувствуя в себе огромные силы, юноша вновь отправился в Вену. О, если бы друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! «Взгляд прямой и недоверчивый, словно искоса наблюдает за тем, какое впечатление он производит на окружающих. Бетховен танцует (о, грация в высшей степени скрытая), катается верхом (несчастная лошадь!), Бетховен, у которого хорошее расположение духа (смех во всю глотку)». (О, если бы старые друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! Он был весел, жизнерадостен, танцевал, катался верхом и искоса наблюдал за тем, какое впечатление производил на окружающих.) Иногда Людвиг бывал пугающе мрачен, и только близкие друзья знали, сколько доброты пряталось за внешней горделивостью. Стоило улыбке озарить его лицо, и оно освещалось такой детской чистотой, что в эти мгновения было нельзя не любить не только его, но и весь мир!

В это же время были изданы его первые фортепианные сочинения. Успех издания оказался грандиозным: на него подписались больше 100 любителей музыки. Особенно страстно ждали его фортепианных сонат молодые музыканты. Будущий известный пианист Игнац Мошелес, к примеру, тайком покупал и разбирал «Патетическую» сонату Бетховена, на которую его профессора наложили запрет. Позже Мошелес стал одним из любимых учеников маэстро. Слушатели, затаив дыхание, упивались его импровизациями на фортепиано, многих они трогали до слез: «Он вызывает духов и из глубин, и с высот». Но творил Бетховен не для денег и не для признания: «Что за бессмыслица! Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, - вот почему я пишу».

Он был еще молод, и критерием собственной значимости для него являлось ощущение силы. Он не терпел слабости и невежества, относился свысока как к простому народу, так и к аристократии, даже к тем милым людям, которые любили его и им восхищались. С царской щедростью он помогал друзьям, когда они нуждались в этом, но в гневе бывал к ним безжалостным. В нем сталкивались огромная любовь и такой же силы презрение. Но вопреки всему в сердце Людвига, словно маяк, жила сильная, искренняя потребность быть нужным людям: «Никогда, с самого детства не ослабевало во мне рвение служить страдающему человечеству. Никогда я не взимал за это никакого вознаграждения. Мне не нужно ничего, кроме чувства довольства, которое всегда сопровождает доброе дело».

Юности свойственны подобные крайности, потому что она ищет выхода для своих внутренних сил. И рано или поздно человек оказывается перед выбором: куда направить эти силы, какой путь избрать? Бетховену сделать выбор помогла судьба, хотя ее способ может казаться слишком жестоким… Болезнь подступала к Людвигу постепенно, в течение шести лет, и обрушилась на него между 30 и 32 годами. Она поразила его в самое чувствительное место, в его гордость, силу - в его слух! Полная глухота отрезала Людвига ото всего, что ему было так дорого: от друзей, от общества, от любви и, самое страшное, от искусства!.. Но именно с этого момента он начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Людвиг уехал в Гейлигенштадт, поместье близ Вены, и поселился в бедном крестьянском доме. Он оказался на грани жизни и смерти - крику отчаяния подобны слова его завещания, написанного 6 октября 1802 года: «О люди, вы, считающие меня бессердечным, упрямым, эгоистичным, - о, как вы несправедливы ко мне! Вы не знаете сокровенной причины того, что вам только кажется! С самого раннего детства мое сердце было склонно к нежному чувству любви и доброжелательству; но подумайте, что уже шесть лет я страдаю неизлечимым недугом, доведенным неумелыми врачами до ужасной степени… При моем горячем, живом темпераменте, при моей любви к общению с людьми, я должен был рано уединиться, проводить мою жизнь одиноко... Для меня не существует отдыха среди людей, ни общения с ними, ни дружеских бесед. Я должен жить как изгнанник. Если иногда, увлеченный моей врожденной общительностью, я поддавался искушению, то какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мною слышал издали флейту, а я не слышал!.. Такие случаи повергали меня в страшное отчаяние, и мысль покончить с собою нередко приходила в голову. Только искусство удержало меня от этого; мне казалось, что я не имею права умереть, пока не совершу всего, к чему я чувствую себя призванным... И я решил ждать, пока неумолимым паркам угодно будет порвать нить моей жизни... Я на все готов; на 28-м году я должен был сделаться философом. Это не так легко, а для художника труднее, чем для кого-нибудь. О божество, ты видишь мою душу, ты знаешь ее, знаешь, сколько в ней любви к людям и стремления делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что были несправедливы ко мне; и пусть всякий, кто несчастен, утешится тем, что есть ему подобный, который, вопреки всем препятствиям, сделал все, что только мог, чтобы быть принятым в число достойных художников и людей».

Однако Бетховен не сдался! И не успел он дописать завещание, как в его душе, словно небесное напутствие, словно благословение судьбы, родилась Третья симфония - симфония, не похожая ни на одну из существовавших раньше. Именно ее он любил больше других своих творений. Людвиг посвятил эту симфонию Бонапарту, которого сравнивал с римским консулом и считал одним из величайших людей нового времени. Но, впоследствии узнав о его коронации, пришел в ярость и разорвал посвящение. С тех пор 3-я симфония носит название «Героическая».

После всего произошедшего с ним Бетховен понял, осознал самое главное - свою миссию: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства! Это твоя обязанность перед людьми и перед Ним, Всемогущим. Только так ты еще раз можешь явить то, что скрыто в тебе». Звездным дождем пролились на него идеи новых произведений - в это время родились соната для фортепиано «Аппассионата», отрывки из оперы «Фиделио», фрагменты Симфонии № 5, наброски многочисленных вариаций, багателей, маршей, месс, «Крейцеровой сонаты». Окончательно выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы. Так, с 1802 по 1805 годы на свет появились произведения, посвященные светлой радости: «Пасторальная симфония», фортепианная соната «Аврора», «Веселая симфония»…

Часто, сам этого не осознавая, Бетховен становился чистым родником, в котором люди черпали силу и утешение. Вот что вспоминает ученица Бетховена, баронесса Эртман: «Когда у меня умер последний ребенок, Бетховен долгое время не мог решиться прийти к нам. Наконец, однажды он позвал меня к себе, и, когда я вошла, он сел за фортепиано и сказал только: „Мы будем говорить с вами музыкой“, после чего стал играть. Он все мне сказал, и я ушла от него облегченная». В другой раз Бетховен сделал все, чтобы помочь дочери великого Баха, после смерти отца оказавшейся на грани нищеты. Он часто любил повторять: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Теперь внутренний бог был единственным постоянным собеседником Бетховена. Никогда еще Людвиг не ощущал такую близость к Нему: «…ты уже не можешь жить для себя, ты должен жить только для других, нет больше счастья для тебя нигде, кроме как в искусстве твоем. О, Господи, помоги мне одолеть самого себя!» В его душе постоянно звучали два голоса, иногда они спорили и враждовали, но один из них всегда был голосом Владыки. Эти два голоса явственно слышны, например, в первой части «Патетической сонаты», в «Аппассионате», в симфонии № 5, во второй части Четвертого фортепианного концерта.

Когда идея внезапно озаряла Людвига во время прогулки или разговора, с ним случался, как он говорил, «восторженный столбняк». В этот миг он забывал самого себя и принадлежал только музыкальной идее, и он не отпускал ее до тех пор, пока целиком не овладевал ею. Так рождалось новое дерзкое, бунтарское искусство, не признававшее правила, «которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного». Бетховен отказывался верить канонам, провозглашенным учебниками гармонии, он верил только тому, что сам попробовал и испытал. Но им руководило не пустое тщеславие - он был вестником нового времени и нового искусства, и самым новым в этом искусстве был человек! Человек, отважившийся бросить вызов не только общепринятым стереотипам, но в первую очередь собственным ограничениям.

Людвиг отнюдь не гордился собой, он постоянно искал, неустанно изучал шедевры прошлого: творения Баха, Генделя, Глюка, Моцарта. Их портреты висели в его комнате, и он часто говорил, что они помогают ему преодолевать страдания. Бетховен зачитывался произведениями Софокла и Еврипида, своих современников Шиллера и Гетё. Одному Богу известно, сколько дней и бессонных ночей провел он, постигая великие истины. И даже незадолго до смерти он говорил: «Я начинаю познавать».

Но как же новую музыку принимала публика? Исполненная в первый раз перед избранными слушателями «Героическая симфония» была осуждена за «божественные длинноты». На открытом исполнении кто-то из зала произнес приговор: «Дам крейцер, чтобы кончили все это!» Журналисты и музыкальные критики не уставали наставлять Бетховена: «Произведение удручает, оно бесконечно и расшито». И маэстро, доведенный до отчаяния, обещал написать для них симфонию, которая будет длиться больше часа, чтобы они нашли короткой его «Героическую». И он напишет ее спустя 20 лет, а сейчас Людвиг взялся за сочинение оперы «Леонора», которую позже переименовал в «Фиделио». Среди всех его творений она занимает исключительное место: «Из всех моих детей она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - потому-то она мне дороже других». Он трижды переписал оперу заново, снабдил четырьмя увертюрами, каждая из которых была по-своему шедевром, написал пятую, но все не был доволен. Это был неимоверный труд: кусочек арии или начало какой-нибудь сцены Бетховен переписывал 18 раз и все 18 по-разному. Для 22 строчек вокальной музыки - 16 пробных страниц! Едва «Фиделио» появилась на свет, как ее показали публике, но в зрительном зале температура была «ниже нуля», опера выдержала только три представления… Почему же Бетховен так отчаянно сражался за жизнь этого творения? В основу сюжета оперы легла история, произошедшая во время Французской революции, ее главными героями стали любовь и супружеская верность - те идеалы, которыми всегда жило сердце Людвига. Как и любой человек, он мечтал о семейном счастье, о домашнем уюте. Он, который постоянно преодолевал болезни и недуги, как никто другой, нуждался в заботе любящего сердца. Друзья не помнили Бетховена иначе, как страстно влюбленным, но его увлечения всегда отличались необыкновенной чистотой. Он не мог творить, не испытывая любви, любовь была его святыней.

Автограф партитуры "Лунной сонаты"

Несколько лет Людвиг был очень дружен с семьей Брунсвик. Сестры Жозефина и Тереза очень тепло относились к нему и заботились о нем, но кто из них стала той, которую он в своем письме назвал своим «всё», своим «ангелом»? Пусть это останется тайной Бетховена. Плодом же его небесной любви стали Четвертая симфония, Четвертый фортепианный концерт, квартеты, посвященные русскому князю Разумовскому, цикл песен «К далекой возлюбленной». До конца своих дней Бетховен нежно и трепетно хранил в своем сердце образ «бессмертной возлюбленной».

1822–1824 годы стали особенно трудными для маэстро. Он неустанно работал над Девятой симфонией, но нищета и голод заставляли его писать издателям унизительные записки. Он собственноручно рассылал письма «главным европейским дворам», тем, кто когда-то оказывал ему внимание. Но почти все его письма остались без ответа. Даже несмотря на феерический успех Девятой симфонии, сборы от нее оказались очень маленькими. И всю свою надежду композитор возложил на «великодушных англичан», не раз выказывавших ему свои восторги. Он написал письмо в Лондон и вскоре получил от «Филармонического общества» 100 фунтов стерлингов в счет устраивавшейся в его пользу академии. «Это было душераздирающее зрелище, - вспоминал один из его друзей, - когда он, получив письмо, сжал руки и зарыдал от радости и благодарности… Он хотел еще раз продиктовать благодарственное письмо, он обещал посвятить им одно из своих произведений - Десятую симфонию или увертюру, одним словом, что они только пожелают». Несмотря на такое положение, Бетховен продолжал сочинять. Последними его произведениями стали струнные квартеты, опус 132, третий из них с его божественным адажио он озаглавил «Благодарственная песнь Божеству от выздоравливающего».

Людвиг словно предчувствовал близкую смерть - он переписал изречение из храма египетской богини Нейт: «Я - то, что есть. Я - всё, что было, что есть и что будет. Ни один смертный не поднимал моего покрова. - Он один происходит от самого себя, и этому единственному обязано бытием все существующее» - и любил перечитывать его.

В декабре 1826 года Бетховен поехал по делам своего племянника Карла к брату Иоганну. Эта поездка оказалась для него роковой: давнишнее заболевание печени осложнилось водянкой. Три месяца болезнь тяжко мучила его, а он говорил о новых произведениях: «Я хочу еще много написать, я хотел бы сочинить Десятую симфонию… музыку к „Фаусту“… Да, и школу фортепианной игры. Я мыслю ее себе совсем по-иному, чем это теперь принято…» Он до последней минуты не терял чувства юмора и сочинил канон «Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть». Преодолевая неимоверную боль, нашел в себе силы утешить старого друга, композитора Гуммеля, который разрыдался, видя его страдания. Когда Бетховена оперировали в четвертый раз и при прокалывании из его живота хлынула вода, он воскликнул со смехом, что доктор представляется ему Моисеем, ударившим жезлом в скалу, и тут же, в утешение себе, прибавил: «Лучше вода из живота, чем из-под пера».

26 марта 1827 года часы в виде пирамиды, стоявшие на рабочем столе Бетховена, внезапно остановились, это всегда предвещало грозу. В пять часов дня разразилась настоящая буря с ливнем и градом. Яркая молния осветила комнату, раздался страшный удар грома - и всё было кончено… Весенним утром 29 марта проводить маэстро пришли 20 000 человек. Как жаль, что люди часто забывают о тех, кто рядом, пока они живы, и вспоминают и восхищаются ими только после их смерти.

Все проходит. Солнца тоже умирают. Но тысячелетиями продолжают нести свой свет среди мрака. И тысячелетиями мы получаем свет этих угасших солнц. Спасибо вам, великий маэстро, за пример достойных побед, за того, что показали, как можно учиться слышать голос сердца и следовать за ним. Каждый человек стремится найти счастье, каждый преодолевает трудности и жаждет понять смысл своих усилий и побед. И может быть, ваша жизнь, то, как вы искали и преодолевали, поможет обрести надежду ищущим и страдающим. И в их сердце загорится огонек веры в то, что они не одиноки, что все беды можно преодолеть, если ты не отчаиваешься и отдаешь все самое лучшее, что в тебе есть. Может, подобно вам, кто-то выберет служение и помощь другим. И, подобно вам, обретет в этом счастье, даже если путь к нему будет вести через страдания и слезы.

на журнал "Человек без границ"

Ludwig van Beethoven (Людвиг ван Бетховен) – один из самых исполняемых мировых композиторов. Он вошел в число важнейших фигур в мировой классической музыке. Бетховен не выделял для себя какого-то одного музыкального направления. Как настоящий гений, он писал во всех жанрах, которые существовали в его время.

Бетховен родился в Бонне в 1770 году, его отец и дед были певцами в придворной капелле. В те времена в Европе жил и творил родившийся на 14 лет раньше Моцарт, и отец Бетховена решил сделать из сына такого же великого композитора, начав обучение игре на клавесине и скрипке. Уже в 8 лет Людвиг дал в Кельне свое первое выступление.

Дающий концерты юный Бетховен не произвел большого фурора, после чего отец разочаровался и отдал мальчика в обучение своим знакомым. После смерти деда Бетховена семья стала остро нуждаться в деньгах. Обучение в школе Людвигу пришлось прекратить: правда, он успел выучить французский, итальянский и латынь. Бетховен много читал в стремлении познать мудрость великих людей разных эпох, среди его любимых авторов были Гомер и Плутарх.

Бетховен продолжал сочинять музыку в стол. В 1787 году он отправился в Вену, где получил похвалу от Моцарта, однако заняться музыкой вновь не получилось – из-за смерти матери Людвигу пришлось вернуться домой и в 17 лет возглавить семью. Бетховен начал работать в оркестре и посещать лекции на философском факультете Боннского университета.

В 1792 году Людвиг смог уехать в Вену и начать обучение у знаменитого композитора Гайдна, а после него и у Сальери. В столичном городе о нем заговорили как о пианисте-виртуозе.

Сочинения Бетховена начинают пользоваться спросом, однако как личность композитор вызывал у окружающих противоречивые чувства. Друзья считали Бетховена добрым человеком, но все знали о его суровом характере. Например, он мог оборвать выступление и уйти, если кто-то из слушателей в зале начинал разговаривать. Однажды, в порыве гнева, композитор назвал публику в зале “свиньями, которым он не будет играть”.

В 1796 году Бетховен начал терять слух из-за воспаления внутреннего уха. Врачи рекомендовали ему уехать и уединиться, но покой не привел к улучшению самочувствия. Людвиг понял, что прежний слух к нему уже не вернется. Музыкант был близок к самоубийству, хотя и не перестал творить.

Лишившийся слуха Бетховен стал угрюмым и замкнутым. Однако именно тогда, после 1802 года он написал свои наиболее известные произведения. В 1824 году Бетховен исполнил свою знаменитую Симфонию №9. Он не видел зала и не слышал аплодисментов, поэтому его привели за руку к слушателям. Овация была настолько долгой, что полицейские прекратили ее - такого приветствия был достоин только император.
В 1827 году Людвиг ван Бетховен умер, и попрощаться с композитором пришло более 20.000 человек.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн. Будущий великий немецкий композитор был крещен 17 декабря того же года. Кроме немецкой крови в его жилах текла фламандская, дед по отцу родился во Фландрии в 1712 году, какое-то время он служил певчим в Лувене и Генте, а затем переехал в Бонн. Дед композитора был хорошим певцом, очень умным человеком и прекрасно подготовленным инструменталистом. В Бонне дед Бетховена стал придворным музыкантом капеллы архиепископа Кельнского, потом получил должность придворного капельмейстера, он пользовался большим уважением у окружающих.

Отца Людвига Бетховена звали Иоганн, с самого детства он пел в капелле архиепископа, однако впоследствии его положение стало шатким. Он много пил и вел беспорядочную жизнь. Мать будущего великого композитора Мария Магдалена Лайм была дочерью . В семье родилось семеро , однако в живых остались только трое сыновей, самым старшим из них был Людвиг.

Детство

Бетховен рос в нищете, его отец пропивал все свое небольшое жалованье. При этом он много занимался со своим сыном, обучал его игре на фортепьяно и скрипке, надеясь, что юный Людвиг станет новым Моцартом и будет обеспечивать семью. Впоследствии отцу Бетховена все же прибавили жалованье с расчетом на будущее его трудолюбивого и одаренного сына.

Обучение маленького Бетховена проводилось очень жестокими методами, отец заставлял четырехлетнего ребенка часами играть на скрипке или сидеть за фортепьяно. В детстве Бетховен неуверенно владел скрипкой, отдавая предпочтение фортепьяно. Он больше любил импровизировать, чем совершенствоваться в технике игры. В 12 лет Людвиг ван Бетховен написал три сонаты для клавесина, а в 16 уже пользовался большой популярностью в Бонне. Его одаренность привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семей.

Образование юного композитора было несистематичным, однако он на органе и альте, выступал в придворном оркестре. Его первым настоящим учителем музыки стал боннский придворный органист Нефе. Бетховен впервые посетил музыкальную столицу Европы Вену в 1787 году. Моцарт услышал игру Бетховена и предрек ему большое будущее, но вскоре Людвиг должен был вернуться домой, его мать находилась при смерти, а будущий композитор должен был стать единственным кормильцем семьи.

Сообщение о Бетховене кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам о великом немецком композиторе, дирижере и пианисте, представителе венского классицизма.

Доклад о Бетховене

Бетховен появился на свет 16 декабря 1770 (это предположительная дата, так, как точно лишь известно, что он был крещен 17 декабря) года в музыкальной семье в городке Бонн. Родители с малых лет прививали сыну любовь к музыке, отдав его обучаться игре на клавесине, флейте, органе, скрипке.

В возрасте 12 лет он уже работал помощником органиста при дворе. Юноша знал несколько иностранных языков и даже пытался писать музыку. Кроме музыки, Бетховен увлекался чтением книг, особенно ему нравились древнегреческие авторы Плутарх и Гомер, также Фридрих Шиллер, Шекспир и Гете.

После того, как в 1787 году умерла мать Бетховена, он стал самостоятельно обеспечивать семью. Людвиг устроился играть в оркестр, а также ходил на университетские лекции. Познакомившись с Гайдном, стал брать у него частные уроки. С этой целью будущий музыкант переезжает в Вену. Однажды его импровизации услышал великий композитор Моцарт, и предрек ему блестящую карьеру и славу. Гайдн, дав Людвигу несколько уроков, направляет его на обучение к другому наставнику – Альбрехтсбергеру. Спустя некоторое время у него опять сменился учитель: на этот раз им стал Антонио Сальери.

Начало музыкальной карьеры

Первый наставник Людвига Бетховена, отмечал, что его музыка слишком странная и мрачная. Именно поэтому он направил своего ученика к другому наставнику. Но такой стиль музыкальных произведений принес Бетховену первую славу как композитора. На фоне остальных исполнителей классической музыки они выгодно отличались. Пребывая в Вене, композитор написал свои знаменитые произведения – «Патетическая соната» и «Лунная соната». Дальше были другие гениальные произведения: «Первая симфония», «Вторая симфония», «Христос на Масличной горе», «Творение Прометея».

Дальнейшая работа и жизнь Людвига Бетховена были омрачены печальными событиями. У композитора развилось заболевание ушной раковины, вследствие которой он потерял слух. Композитор решает уединится в Гейлигенштадте, где работает над «Третьей симфонией». Абсолютная глухота отделила его от внешнего мира. Но сочинять музыку он не перестал. Опера Бетховена «Фиделио» снискала успех в Берлине, Вене и Праге.

Период 1802-1812 годов был особо плодотворным: композитор создал серии произведений для виолончели, фортепиано, «Девятую симфонию» и «Торжественную мессу». К нему пришла слава, популярность и признание.

  • Он был третьим человеком в роду, который носил имя Людвиг ван Бетховен. Первым носителем был дедушка композитора, известный боннский музыкант, а вторым – его старший на 6 лет брат.
  • Бетховен оставил школу в 11 лет, так и не выучив деление и умножение.
  • Очень любил кофе, заваривая каждый раз 64 зернышка, не больше и не меньше.
  • Его характер был не простым: сварливым и приветливым, угрюмым и добродушным. Одни вспоминают его как человека с отменным чувством юмора, другие как не приятную в общении личность.
  • Знаменитую «Девятую симфонию» он создал, когда уже полностью потерял слух.

Надеемся, что доклад о Бетховене помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Бетховене Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Больше двух столетий прошло с тех пор, как появился на свет великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Расцвет его творчества выпал на начало XIX века в период между классицизмом и романтизмом. Вершиной творчества этого композитора стала классическая музыка. Он писал во многих музыкальных жанрах: хоровую музыку, оперу и музыкальное сопровождение к драматическим спектаклям. Он сочинил много инструментальных произведений: им написано много квартетов, симфоний, сонаты и концерты для фортепиано скрипки и виолончели, увертюры.

В каких жанрах работал композитор

Людвиг ван Бетховен сочинял музыку в разных музыкальных жанрах и для разного состава музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра им написано всего:

  • 9 симфоний;
  • десяток сочинений разных музыкальных форм;
  • 7 концертов для оркестра;
  • опера «Фиделио»;
  • 2 мессы с сопровождением оркестра.

Им написано : 32 сонаты, несколько аранжировок, 10 сонат для фортепиано и скрипки, сонаты для виолончели и валторны, много небольших вокальных произведений и десяток песен. Камерная музыка в творчестве Бетховена играет тоже не последнюю роль. В его творчестве можно выделить шестнадцать струнных квартетов и пять квинтетов, струнные и фортепианные трио и больше десяти произведений для духовых инструментов.

Творческий путь

Творческий путь Бетховена делится на три периода. На раннем периоде в музыке Бетховена ощущается стиль его предшественников - Гайдна и Моцарта, но в более новом направлении. Главные сочинения этого времени:

  • первые две симфонии;
  • 6 струнных квартетов;
  • 2 концерта для фортепиано;
  • первые 12 сонат, самая известная из них Патетическая.

В среднем периоде Людвиг ван Бетховен очень переживал из-за своей глухоты . Все свои переживания он перенёс в свою музыку, в которой ощущается экспрессия, борьба и героизм. В это время он сочинил 6 симфоний и 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, струнные квартеты и скрипичный концерт. Именно в этот период своего творчества была написана Лунная соната и Аппассионата, Крейцерова соната и единственная опера - Фиделио.

В позднем периоде творчества великого композитора в музыке появляются новые сложные формы . Четырнадцатый струнный квартет имеет семь взаимосвязанных частей, а в последней части 9 симфонии добавляется хоровое пение. В этот период творчества написаны Торжественная Месса, пять струнных квартетов, пять сонат для фортепиано. Музыку великого композитора можно слушать бесконечно. Все его сочинения уникальны и оставляют у слушателя хорошее впечатление.

Самые популярные произведения композитора

Самое известное сочинение Людвига ван Бетховена «Симфония № 5» , она написана композитором в 35 лет. В это время он уже плохо слышал и отвлекался на создание других произведений. Симфония считается главным символом классической музыки.

«Лунная соната» - была написана композитором во время сильных переживаний и душевных мук. В этот период он уже плохо слышал, и разорвал отношения с любимой женщиной, графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться. Соната посвящена этой женщине.

«К Элизе» - одно из лучших сочинений Бетховена. Кому композитор посвятил эту музыку? Существует несколько версий:

  • своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти);
  • близкой подруге Элизабет Рекель, которую звали Элиза;
  • Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I.

Сам Людвиг ван Бетховен назвал своё произведение для фортепиано «сонатой в духе фантазии». Симфония № 9 Ре минор, получившая название «Хоральная» - это самая последняя симфония Бетховена. Есть связанное с ней суеверие: «начиная с Бетховена все композиторы умирают после написания девятой симфонии». Однако многие авторы в это не верят.

Увертюра «Эгмонт» - музыка, написанная к знаменитой трагедии Гёте, которую заказал Венский Придворный.

Концерт для скрипки с оркестром. Эту музыку Бетховен посвятил своему лучшему другу Францу Клементу. Сначала Бетховен написал этот концерт для скрипки, но не имел успеха и тогда, по просьбе друга, ему пришлось переделать его для фортепиано. В 1844 году, этот концерт исполнил юный скрипач Йозеф Иоахим вместе с королевским оркестром, которым руководил Феликс Мендельсон. После этого это произведение стало популярным его стали слушать во всём мире, а также сильно повлияло на историю развития скрипичной музыки, которое и в наше время считают лучшим концертом для скрипки с оркестром.

«Крейцерова соната» и «Аппассионата» придали дополнительную популярность Бетховену.

Список произведений немецкого композитора многогранен. В его творчестве есть оперы «Фиделио» и «Огонь Весты», балет «Творения Прометея», много музыки для хора и солистов с оркестром. Также есть немало произведений для симфонического и духового оркестра, вокальной лирики и ансамбля инструментов, для фортепиано и органа.

Сколько музыки написано великим гением? Сколько симфоний у Бетховена? Все творчество немецкого гения до сих пор удивляет любителей музыки. Слушать красивое и выразительное звучание этих произведений можно в концертных залах по всему миру. Его музыка звучит везде и талант Бетховена не иссякает.