Проверка домашнего задания 1. Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин» 2. Черты сходства и отличия героев: А) Портрет Онегин … «Всегда восторженная речь и кудри чёрные до плеч» Б) Воспитание, образование Гувернёр Онегина «Слегка за шалости бранил и в летний сад гулять водил» «Он из Германии туманной привёз учёности плоды» В) Отношение к дружбе Онегин … Ленский … Г) Отношение к любви Он знал «науку страсти нежной» Романтичное отношение к любви Ленского Д) Отношение к ним поместных дворян «Сосед наш неуч, сумасбродит, он пьёт одно стаканом красное вино» Ленский воспринимается как жених 3. Причины их дружбы А) … Б) … В) «от делать нечего друзья» 4. Отношение автора к героям
Приезд к Лариным 3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.
Сюжет романа и композиция Противоречие в характере героя Смена среды Столкновение с любовью Развитие действия экспозиция кульминация завязка
Письмо Татьяны Для чего автор в начале письма использует вопросительные предложения? Чем необычен поступок Татьяны? Как он её характеризует? Почему она так поступила? Найдите ответ в тексте. Как она воспринимает Онегина, как кого? Почему письмо начинается с обращения на «вы», а потом переходит к «ты»? Какие варианты судьбы предполагает Татьяна? Почему именно Онегина полюбила Татьяна, а не Ленского, например? Письменно проанализируйте эпизод, опираясь на данные вопросы
Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века, современник Пушкина и декабристов. Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Он, «страдающий эгоист» , - необычный человек. Поэт описывает разные его черты – «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум» . Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела. Герой романа после получения наследства от «всех своих родных» сделался богатым помещиком, он теперь «Заводов, вод, лесов, земель хозяин полный...». Но в то же время Онегин понимает плохое влияние крепостничества - он «читал Адама Смита и был глубокий эконом» и «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил» . Но таких людей было мало – «... В своем углу надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед» . Устав от городской жизни, в которой он был «Подобен ветреной Венере» Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин говорит, что они "от делать нечего друзья". Наверное, именно из-за этого в конце концов произошла дуэль. Те высокие идеалы, которым верит Ленский, Пушкин называет «чудесами» . Возможно, Ленский наивен, не знает жизни, но Онегину интереснее с ним, чем с остальными соседями. Хоть в глубине души Ленский нравится Онегину, но в его отношении проскальзывают снисходительность: «Он слушал Ленского с улыбкой … Он охладительное слово в устах старался удержать» ; неуважение к его чувствам: «Неужто ты влюблен в меньшую? … Я выбрал бы другую» . Онегин неуважительно отзывается об Ольге, зная что Ленский влюблен в нее: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна» . Дружеские отношения не помешали Онегину уязвить Ленского, проведя на именинах Татьяны весь вечер с Ольгой. Ленский, привезший из Германии «Дух пылкий …», не смог стерпеть этого и вызвал Онегина на дуэль. Знатоком дуэльных правил в романе является Зарецкий. Он, «в дуэлях классик и педант» , игнорировал все, что могло предотвратить смерть Ленского. Зарецкий мог бы, и был обязан, обсудить возможность примирения. Это входило в его обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме романтика-Ленского, который был «…добрым юношей, готовым подвиг совершить» , было ясно, что проблему можно было бы решить мирным путем. Онегин, даже понимая это, выстрелил в Ленского. В этом проявляется зависимость Онегина от общества того времени, боязнь показаться смешным или сделаться предметом сплетен. Выбор Онегина мог бы быть другим, но он пошел на поводу у общества: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!» Но вполне возможно что для душевных качеств Ленского такой исход был лучшим, ведь иначе «Поэта обыкновенный ждал удел»: повзрослев, Ленский стал бы подобен своим соседям – «…В деревне счастлив и рогат … скончался б посреди детей, плаксивых баб и лекарей» . Так что смерть Ленского спасла его и навсегда оставила человеком, который «Из Германии … привез … вольнолюбивые мечты, дух пылкий … всегда восторженную речь» . Отношением Онегина к Татьяне автор подчеркивает его эгоистичность, в которой виновато его воспитание – ведь воспитывали его разные «мосье и мадам» , которые «учили его всему шутя, не докучали моралью строгой, слегка за шалости бранили …». В романе в основном описывается внутренний облик Татьяны, ее переживания: «Дика, печальна, молчалива … боязлива» ; «Да та, которая грустна и молчалива…» ; «Татьяна слушала с досадой … но с неизъяснимою отрадой … думала о том» . Именно Татьянино одиночество делает ее любовь к Онегину такой сильной. Онегин же думает только о своей свободе. Возможно, проповедь Онегина была направлена на благо для Татьяны, но Онегин не думает о Татьяниных переживаниях, не понимает их. Понимание к Онегину приходит только в конце романа, но уже поздно: «Но я другому отдана; я буду век ему верна» . Но по-другому произойти не могло – ведь Онегин полюбил Татьяну только после нескольких лет разлуки.
Тема урока «Анализ «Письма Татьяны»Предмет Литература
Класс 9
Автор урока (ФИО, должность) Трофимова Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение МОУ Тугнуйская СОШ
Республика/край, город/поселение Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Тугнуй
Методическая информация
Тип урока Комбинированный
Цели урока
Обучающая: организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину; проанализировать письмо Татьяны к Онегину.
Развивающая: формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа литературного произведения, делать обобщающие выводы.
Воспитывающая: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.
Задачи урока
Развить у учащихся умение анализировать художественное произведение; анализ письма Татьяны как ключ к пониманию образа главной героини.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Умение производить литературоведческий анализ; работать в группах.
Необходимое оборудование и материалы Проектор, компьютер, интерактивная доска.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
На интерактивной доске слайд №1
Переход к формулировке темы урока начинается с мини-викторины:
1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? (Действие романа продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем)
1-а. Подтвердите текстом.
("Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? - около двух лет -
На ком? - На Лариной, - Татьяне!")
Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться.
2. Чей портрет рисует Пушкин:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой... (Татьяна Ларина).
На экране через проектор появляется портрет Татьяны.
2-а. Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет... (Евгений Онегин)
На экране появляется портрет Онегина.
3. Откуда эти строки?
Пора пришла, она влюбилась… (Гл. 3, VII)
На экране появляются эти строки.
На интерактивной доске слайд №2.
Формулирование темы и задач урока Скажите, ребята, когда мы явно узнаём, что Татьяна Ларина влюблена? (В разговоре с няней.)
На интерактивной доске слайд №3.
Давайте проанализируем этот разговор.
На интерактивной доске слайд №4.
Каким способом Татьяна решается поведать о своей любви своему избраннику? (После разговора с няней она пишет письмо Онегину).
Как вы думаете, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке? (Проанализировать письмо Татьяны).
С какой целью мы будем анализировать? (Чтобы понять образ Татьяны. P.S. (Ответы могут быть самыми разными, главное, чтобы прозвучал основной – увидеть индивидуальность главной героини, её внутренний мир).
Ход и содержание урока
На интерактивной доске слайд №5.
Слово учителя: 3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.
Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.
Казалось бы, что здесь такого – герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд.
Я предлагаю разделиться на две группы и проанализировать каждой группе «Письмо Татьяны» по следующим вопросам.
Вопросы 1 группе:
Для чего автор в начале письма использует вопросительные предложения?
Чем необычен поступок Татьяны? Как он её характеризует?
Почему она так поступила? Найдите ответ в тексте.
Как она воспринимает Онегина, как кого?
Вопросы 2 группе:
Почему письмо начинается с обращения на «вы», а потом переходит к «ты»?
Какие варианты судьбы предполагает Татьяна?
Почему именно Онегина полюбила Татьяна, а не Ленского, например?
В чём трагизм образа Татьяны?
(Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно по – французски), вероятно, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств. Отсюда и вопросительные предложения: Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать… Уже в этих строках - вся Татьяна. Гордость её, её понятие о приличиях страдают от одного – ей приходится первой признаться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берёт верх и выплёскивается: Другой!... Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я…
резкий, внезапный переход на «ты» - наверняка случайный, неосознанный. Почему?... Татьяна здесь и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает всё полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. Почему Онегина полюбила Татьяна? Ответ мы находим в следующих строках: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. В Онегине она искала понимание… Онегин, с его светской негодной пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным её понять. Но Татьяна сама осознаёт ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в её собственных!), и пишет: Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…И вновь переход на «вы». опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила.
Трагизм образа Татьяны в одиночестве героини и обречённости её романтической любви.)
Слово учителя: Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли к выводу, что Татьяна «любит без искусства», без притворства и игры. О переживаниях своей героини поэт пишет: «И между тем душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор». Татьяна – верный идеал поэта. В ней есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Исследовательская работа в группах.
Сочинение «Татьяны милый идеал»
Рефлексия деятельности на уроке
Какие новые знания вы получили сегодня на уроке? Постарайтесь ответить на этот вопрос, используя следующие предложения.
«Я задумалась(ся) о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянул(а) в свой собственный мир и понял(а)…»
«Понял(а), что то, что я чувствую, другие могут не понять…»
Домашнее задание
На интерактивной доске слайд №6.
Сочинение «Татьяны милый идеал»
Как выйти замуж за мужчину деву Хочу замуж за мужчину деву
Как выйти замуж за мужчину со знаком зодиака дева Мужчина дева предлагает выйти замуж
Коктейль салаты с курицей
Ооо "аква продукт" Молочная рыба в духовке
Открытый урок по математике «Умножение числа нуль и на нуль