Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Меч как символико-культурная категория

  • 26.09.2019

МЕЧ - один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. Это понятие амбивалентно: с одной стороны, меч - грозное оружие, с другой - древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью. При изготовлении этого оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Существует много легенд о волшебных мечах, имеющих личные «имена», например: Экскалибур - меч короля Артура, Грам - меч героя германо-скандинавской мифологии Зигфрида (Сигурда), Дурендаль - меч Неистового Роланда, героя старофранцузского эпоса, и др. Символ меча как оружия сводится к дуальному у понятию жизнь-смерть. Меч также - мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла. Кроме того, меч - символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света, разделения и смерти.

Культ меча во многих культурных традициях способствовал тому, что меч приобрел церемониальное (у средневековых рыцарей-крестосцев при посвящении в рыцари) и ритуальное (например в Японии) значения. Так, в Японии меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ Императора. Меч - непременный атрибут аллегорических фигур Правосудия, Постоянства, Силы Духа и Гнева. В религии меч - атрибут святого Павла, который называл Слово Господа «мечом духовным». Обоюдоострый меч - важный символ божественной мудрости и правды. Волнистые, напоминающие языки пламени обоюдоострые мечи связывали также с очищением. Например, в алхимии такой меч - эмблема огня. С очищением связаны и изображения библейского херувима с огненным мечом, который охраняет дорогу в Эдем. Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, - символ чистоты их отношений, но одновременно и символ запрета близости. Дамоклов меч - символ рока, неотвратимости, призрачности счастья и благополучия. Название это пришло из легенды о Дамокле, фаворите сиракузского тирана Дионисия I. Тиран посадил Дамокла на трон на один день, но над его головой подвесил на конском волосе меч. В качестве символа правосудия меч часто изображают вместе с весами. Меч держит в руках и архангел Михаил. Часто меч присутствует на изображениях Христа-Судии как символ кары Господней (карающий меч). Сломанный меч символизирует поражение. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти. В индуизме Вишну часто изображают с огненным мечом познания в руках. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Китайские народные приметы говорят, что женщина, увидевшая во сне, будто она вынимает из воды меч, родит сына; упавший в воду меч предсказывает скорую смерть женщины.

Меч - символ силы, защиты, власти и королевского достоинства. Огненный меч олицетворяет ваши лидерские возможности и умение обращаться с активными силами. Это фаллический символ, но вместе с ножнами он олицетворяет единство мужского и женского начал.

Кроме того, меч - это острота вашей проницательности, сила интеллекта и духовная решимость. Вы оказываетесь в эпицентре неуправляемых сил природы и Вселенной, такие же мощные потоки энергий просыпаются у вас внутри. Почувствуйте себя во власти восстающей стихии. Она вольна сбить вас с пути, превратить в мечущееся на ветру перо, лишить понимания своей сути и своего пути. Но у вас в руках огненный меч.

Пламенный Меч -

Это клинок, который освещает тьму, рассекает кошмары и иллюзии, способен сокрушить любых чудовищ. Глядя на его горящее лезвие, вы сливаетесь с образом меча. Он становится осью, которая поддерживает все ваше существо: тело, душу, разум. Вы сами и есть огненный меч, вы управляете им, расчищая в хаосе стихий место для порядка, для тех дел, которые вам нужно сделать, для тех целей, которых вы собираетесь достичь. Меч огненной энергии высекает в клубке бушующих энергий прекрасный узор вашей судьбы.

О Дюрандаль булатный, меч мой светлый,
В чью рукоять святыни встарь я вделал:
В ней кровь Василья, зуб Петра нетленный,

Власы Дениса, божья человека,
Обрывок риз Марии-приснодевы.
(«Песнь о Роланде»)

Меч для эпохи Средневековья - это явно больше, чем простое . Для Средневековья это, прежде всего, символ. Причем в таковом своем качестве он до сих пор используется в военном церемониале в различных армиях на земном шаре, и эту роль у него никакое другое оружие даже и не пытается оспорить. Скорее всего, так будет и в будущем, ведь недаром создатель «Звездных войн» Джордж Лукас оружием всемогущих джедаев сделал лучевой меч и объяснил это тем, что ему требовалось оружие, достойное рыцарей, которые были бы честными, а их помыслы – возвышенными, и которые сражались бы за мир во всей Галактике. Впрочем, в том, что он так решил, нет ничего удивительного. Ведь меч одновременно символизирует собой и крест, а крест не что иное, как символ христианской веры.

Рисунок Альбрехта Дюрера 1521 года, изображавший ирландских наемников в Нижних землях. Один из двух двуручных, показанных здесь мечей, имеет характерное только для ирландских мечей кольцевидное навершие.

Конечно, многим христианам XXI века от такого сравнения может стать не по себе, но явная склонность к войне и насилию встречается нам не только в Ветхом, но также и в Новом Завете, где от имени абсолютного миротворца Иисуса говорится буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)


Меч XII - XIII вв. Длина 95,9 см. Вес 1158 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О том, что означают эти слова, могут спорить теологи, но от слова «меч» в этой фразе никуда не уйти. Более того, уже в раннем Средневековье военный предводитель тем и отличался от простого воина, что обладал в качестве оружия мечом, тогда как те имели топоры и копья. Когда в среднем и позднем Средневековье мечами стали обладать и простые воины, меч превратился в символ христианского рыцарства.


Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 – 1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Рыцарь обучался владеть с оружием с самого детства. В семилетнем возрасте он должен был покинуть родительский кров и переехать ко двору какого-нибудь дружественного сеньора-рыцаря, чтобы служить там пажом его даме и в таком вот качестве и проходить свое обучение. Обучаясь многочисленным навыкам слуги, паж одновременно учился и биться на деревянных мечах. В 13 лет он становился уже оруженосцем и мог принимать участие в боях. После этого проходило еще шесть-семь лет и обучение считалось законченным. Теперь оруженосец мог становиться рыцарем или же в качестве «благородного оруженосца» служить дальше. При этом различались оруженосец и рыцарь весьма незначительно: доспехи он имел такие же, как и рыцарь, но меч (так как он им не был торжественно опоясан!) носил не на поясе, он прикреплял к луке седла. Для того чтобы оруженосец стал рыцарем, его должны были посвятить и опоясать мечом. Вот только тогда он мог носить его на поясе.


Шпоры также являлись символом рыцарства. Сначала опоясывали мечом, потом привязывали к ногам шпоры. Это шпоры французского рыцаря XV века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Так что именно наличие меча, пусть даже хотя бы и у седла, являлось в Средние века наглядным отличием свободного человека, имеющего благородное происхождение, от простолюдина или того хуже – серва.


Уже и в доспехах никто не сражался, но их продолжали по традиции делать… для детей и юношества! Перед нами доспехи юного инфанта Луиса, принца Астурийский (1707 – 1724 гг.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну и, разумеется, не случайно рыцарский меч, если посмотреть на него анфас, так походил на христианский крест. Дужки у крестовины загибать вниз стали лишь с XV века. А до этого дужки у крестовины были исключительно прямые, хотя особых функциональных причин для этого не наблюдалось. Недаром в Средние века крестовину у меча так и называли крестом (тогда как мусульманская сабля соответствовала изгибу полумесяца). То есть это оружие было сознательным образом приравнено к христианскому символу веры. Прежде чем вручить меч кандидату в рыцари, его держали в алтаре часовни, очищая таким образом от всякого зла, а сам меч передавался для вручения посвящаемому священником.


Меч 1400 года. Западная Европа. Вес 1673 г. Длина 102.24 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, всем простолюдинами и крепостным обычно иметь мечи и носить их запрещалось. Правда, эта ситуация несколько изменилась в эпоху позднего Средневековья, когда свободные граждане свободных городов в числе других привилегий заполучили еще и право на ношение оружия. Меч теперь стал еще и отличием свободного гражданина. Но если рыцарь обучался владению мечом с детства, то… горожанин имел к этому возможность далеко не всегда, что привело в итоге к расцвету искусства фехтования на мечах.


Меч XVI в. Италия. Вес 1332.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что статусность меча заключалась в целом ряде обстоятельств. Так, дошедшие до нас исторические документы говорят о том, что меч даже средний по качеству равнялся стоимости по меньшей мере четырех коров. Для аграрного крестьянского общества такая цена равнялась целому состоянию. Ну, а высококачественные мечи могли ведь стоить и больше. То есть если сравнивать меч с другими видами оружия, например, боевым топором, боевым цепом или алебардой, то он среди них был самым дорогостоящим. Кроме того, мечи нередко богато украшали, что дело их еще дороже. Так, например, известно, что у Карла Великого и рукоятка его меча, и перевязь к нему были изготовлены из золота и серебра. «Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, но такое бывало обычно только по особенно торжественным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».


А вот это совершенно уникальный индийский меч XVIII века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Впрочем, отделка меча в раннем Средневековье пышной никогда не была – поскольку меч был вещью функциональной, особенно если сравнивать их с оружием эпохи Ренессанса, чрезмерно перегруженного всевозможными украшениями. Даже королевские мечи, хотя они и имели позолоченные рукоятки, а их клинки имели гравировку, обычно представляли собой достаточно скромное и в целом практичное, очень хорошо сбалансированное оружие высокого качества. То есть короли этими мечами действительно могли сражаться.


Клеймор 1610 – 1620 гг. Длина 136 см. Вес 2068.5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Случалось, что и рыцари, и уж тем более короли владели сразу несколькими мечами. Так, у Карла Великого были специальные мечи чисто для представительства и менее украшенные для будничного употребления. В позднем Средневековье воины частенько имели один меч с рукояткой в одну руку и один длинный боевой меч в полторы руки. Уже рукописи IX века отмечают, что маркграф Эберхард фон Фриоль имел целых девять мечей, а некий англо-саксонский князь XI века так и вовсе обладал целой дюжиной мечей, которые по его завещанию после его кончины были разделены между всеми его сыновьями.

Кроме функции социального статуса меч являлся также знаком и административной власти. Например, в сборнике феодального права XIII века «Саксонское зерцало» есть изображение, на котором король получает меч мирской власти от Иисуса, тогда как папа награждается мечом духовной власти. И на церемонии посвящения в рыцари, и при коронации короля или императора меч вместе с короной и скипетром считался точно таким же символом верховной власти. Например, святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации, германские короли опоясывались папой.


Чинкведея 1500 г. Италия. Вес 907 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Когда король выходил из церкви, его меч перед ним выносил специальный меченосец, как знак его светской власти и могущества, причем острием вверх. Поэтому должность королевского меченосца на протяжении всей эпохи Средневековья почиталась как одна из наиболее почетных.

Уже в XIV веке городские бургомистры и судьи получали специальные церемониальные мечи, и они тоже в знак высокой власти их владельцев выносились перед ними. Обычно это были роскошно отделанные мечи-бастарды или очень большие двуручные мечи. До нас дошел один такой меч - «должностной меч» города Дублина. Его позолоченная рукоятка имеет характерную граненую головку грушевидной формы и длинное перекрестие. При этом этого меча известна совершенно точно: в 1396 году он был изготовлен для будущего короля Генриха IV. И, видимо, король им пользовался, поскольку на его клинке есть зазубрины и прочие характерные следы боевого использования.


«Городской меч города Дублина» символизирует административную власть городского мэра.
А так этот меч выглядит во всей своей красе. Ножны, правда, сделаны намного позднее. (Музей Дублина, Ирландия)

Но были и совершенно особые мечи, получившие название «мечей правосудия». Естественно, что это не боевое и уж, конечно, не статусное оружие. Но «меч правосудия» имел очень важное значение, поскольку в Средние века обычное обезглавливание производилось топором, а вот таким мечом рубили головы представителям знати. Помимо демонстрации социальных различий тут была и вполне очевидная практическая причина: казнимый мечом испытывал меньше страданий. Но с XVI века в германских городах преступников из бюргерского сословия тоже стали все чаще обезглавливать мечом. Был создан и особый тип меча именно для палаческих надобностей. Считается, что один из первых таких мечей был сделан в Германии в 1640 году. Но большая часть сохранившихся мечей правосудия датируются XVII веком, причем в начале XIX века их уже перестали употреблять. Последний факт использования такого меча в Германии имел место в 1893 году: тогда с его помощью была обезглавлена женщина-отравительница.


Меч палача 1688 года. Городской музей города Ротваль, земля Баден-Вюртемберг, Германия.

Интересно (насколько такое вообще может быть интересно!) то, что казнь мечом требует использования совсем иной техники, нежели казнь топором. Там осужденному следует положить голову и плечи на плаху – сцена, очень наглядно показанная в замечательном советском кинофильме «Каин XVIII» (1963), – после чего палач топором с широким лезвием рубил сверху вниз, предварительно откинув или срезав длинные волосы жертвы. А вот когда голову рубили мечом, то приговоренному нужно было вставать на колени, а плахи не требовалось. Палач брал меч двумя руками, широко замахивался и с плеча наносил горизонтально рубящий удар, разом сносивший человеку с плеч голову.


Вот так надо было положить голову на плаху, чтобы палач отрубил ее топором. Кадр из фильма «Каин XVIII».

В Англии почему-то «меч правосудия» так и не прижился, и там людей обезглавливали обычным топором. Но все-таки были казни, пусть и немногие, которые выполнялись мечом, что было наглядным свидетельством значимости и события, и инструмента, и того умения, которое для этого требовалось. Когда, например, король Генрих VIII в 1536 году задумал предать казни свою вторую жену Анну Болейн, то… ей отрубили голову именно мечом. Специально для этого вызвали палача из Сен-Омера под Кале. Он-то и обезглавил Анну Болейн всего лишь одним мастерским ударом.

О том, как важен был специалист для обеспечения безболезненности смерти казнимого, наглядно показывает случай, имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.

«Мечи правосудия», как правило, имели двуручные рукояти и простые и прямые дужки крестовины. Острие им не требовалось, поэтому оно у них отсутствует. Так что клинок похож на отвертку. Обычно клинки мечей правосудия очень широкие (от 6 до 7 сантиметров), а их общая длина более всего соответствует мечу-бастарду. Весят такие мечи от 1,7 до 2,3 килограммов, имеют длину 900-1200 мм. То есть это нечто среднее между мечом-бастардом и обычным тяжелым двуручным мечом.


А вот так ее отрубали мечом. Сцена казни 1572 года.

На клинках нередко изображались символы правосудия и разного рода поучительные изречения типа: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой». Один из мечей правосудия работы золингенского мастера Йоханнеса Бойгеля, сделанный им в 1576 году, на плоскостях клинка имеет следующую стихотворную надпись:

«Если будешь добродетельно жить.
Мечу правосудия твоей головы не рубить».
«Когда этот меч я поднимаю,
То бедному грешнику вечной жизни желаю!»

Символ воинственности, героического начала, силы, правосудия. Подобно оружию других видов, отражает символику власти. Также связывается с разумом, проницательностью, светом, истиной, мудростью.

Парным мечу «женским» образом является прялка, воплощающая созидательную деятельность, в то время как меч выступает как оружие защиты последней. Прялка и меч, соответственно, символизируют процветание и безопасность; в то же время, поскольку меч несет гибель, они противопоставлены в рамках оппозиции жизнь – смерть.

Меч являлся атрибутом римского бога Марса, выступающего в качестве охранителя мирного труда. Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов, обезвреживать их влияние; например, китайские духи – стражи порога традиционно изображались с мечами. Аналогичным образом в христианстве нечестивость и ересь изводятся не только огнем, но и мечом.

Меч ассоциируется с раной как знаком и условием человеческой свободы. Также он наделяется фаллическими характеристиками. Так, например, в японском мифе богиня Аматэрасу рождает на свет детей, проглотив меч, принадлежащий ее брату. Меч связывается с солярной символикой, выступая атрибутом солнечных героев. В западной традиции меч становится орудием рыцаря – защитника света от сил тьмы. Меч, оставляющий след в плоти, несущий уничтожение физическому, может быть истолкован как символ духовного начала.

В мифологии и фольклоре фигурирует мотив меча-кладенца, либо сломанного меча, которые олицетворяют некое сокровище, либо наследство, долженствующее быть обретенным (восстановленным) героем в ходе трудных испытаний. В раннем средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно, по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.

Скандинавская сага так описывает магические манипуляции кузнеца Велунда, кующего чудесный меч: «Король сказал: «Добрый меч» и хотел взять его себе. Велунд же отвечал: «Он еще недостаточно хорош, нужно, чтобы он стал еще лучше, и я не успокоюсь, пока не добьюсь этого». Велунд вернулся в свою кузницу, взял напильник, сточил меч в мелкую стружку и смешал ее с мукой, Потом он накормил этой смесью прирученных птиц, которых три дня держал без пищи. Он расплавил птичий помет в горне, получил железо, очистил его от окалины и снова выковал меч размером меньше первого... Они спустились к реке. Велунд взял клок шерсти толщиной в три пяди и такой же длины и бросил его в воду. Он спокойно погрузил в реку меч, и лезвие рассекло шерсть так же легко, как оно рассекало течение...»

В христианской культуре меч выступал как символ духа и слова Божия. В средневековой Европе в качестве знаков власти фигурировали меч светский и меч духовный (Папе, как преемнику святого Петра, наместнику Бога, принадлежали оба). В католицизме пламенеющий меч выступает как символ воинственной церкви. В алхимии меч – символ очищающего огня. В японской традиции меч является одним из трех священных императорских сокровищ.

Во все времена меч символизировал мужество, достоинство, власть и лидерство. Двухлезвийные мечи символизировали высшую справедливость, закон, божественные правду и мудрость. Меч имеет свой сакральный смысл в каждой из мировых религий.

Так, в Откровении Иоанна он вышел из уст Христа, символизируя собой вечную небесную истину. Христианская традиция связывает с этим оружием мученичество, страсти Господни. Мечом пользуются архангел Михаил и множество святых. Херувимы, вооружённые мечами , охраняют врата рая.

Буддисты считают его оружием мудрости, символом просветления, предназначение которого - отсекать глупость. Один из трёх главных бодхисаттв - Манджушри - изображается с поднятым в руке пылающим мечом , которым он рассеивает мрак невежества.

Индуисты часто изображали с мечом одного из трёх важнейших богов их религии - Вишну, а если быть точным, его аватару - Калки. Согласно преданиям, он должен появиться на белом или чёрном коне с пылающим мечом в руке, которым он уничтожит мир, после чего снова возродит его.

Немало места уделяется мечам и в древнегреческой мифологии. Так, тиран Сиракуз Дионисий Старший предложил Дамоклу, считавшему «работу» тирана лучшей на свете, править вместо него в течение суток. Но во время пира Дамокл с ужасом обнаружил висящий над ним на конском волосе меч и осознал ложность и опасность такого «счастья» - быть правителем.

Мифологические сюжеты многих народов мира представляют меч как символ двойственности, в котором объединяется жизнь со смертью. Меч способен разделять: небо и землю, душу и тело. В зороастризме мечу по форме и толщине уподобляется мост Чинват, служащий для перехода людей в мир мёртвых. В исламской эсхатологии существует практически идентичный ему мост-меч Сират.

Одновременно меч (как комплекс из лезвия и эфеса) считается символом объединения (особенно если гарда принимает крестообразную форму). Именно с помощью меча воинов посвящали в рыцари, с рукой на мече произносили клятвы. Особо трепетным отношением к нему отличались самураи Японии (вместе с жемчужиной и зеркалом меч является один из Трёх Великих Сокровищ Императора) и рыцари средневековой Европы.

Во многих традициях меч является главным атрибутом местного бога войны. Нередко его отождествляли с молниями богов-громовержцев (мечи синтоистского Сусаноо, иудаистского Яхве, индуистских Индры и Вишну). В других культурах меч славится своей магической способностью бороться с силами тьмы. С его помощью шумерский верховный бог Мардук убил Тиамат, архангел Михаил поразил Люцифера, а Персей убил горгону Медузу и спас от чудовища Андромеду.