Службы в первую неделю поста. Службы в Великий пост

  • 20.09.2019

Что такое «библейские песни», какие читаются пророчества, почему на службах в два раза больше псалмов, когда кладутся земные поклоны - рассказываем об особенностях служб первой седмицы Великого поста

Храмовые облачения на аналоях - темного цвета. Начинается время пространных неторопливых церковных служб. Намеревающийся великопостные службы посещать (особенно первой седмицы), должен запастись терпением. Для современного человека, втянутого в круговерть деловой жизни, эти богослужения станут своеобразным подвигом.

Благочестивые священники церковные службы Великого поста стараются совершать без всяких сокращений. И значит, псалмов на службе будет читаться раза в два больше (Псалтирь за седмицу Великого поста должна прочитываться два раза).

Еще одна редкая возможность для посещающих великопостные службы. На утреннем богослужении читается канон (пространный молитвенный текст, гимн). Вне поста мы слышим между фрагментами канона (тропарями) припевы «Слава Господи святому Воскресению Твоему»! или «Пресвятая Богородице спаси нас»! или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе»!

Теперь порядок меняется. Великим постом каноны стараются исполнять так, как это происходило в древности. Тропари чередуются с Библейскими песнями, которые по своему смыслу задают содержание тропарей канона.

Всего песен, участвующих в пении канона девять, по числу песней канона.

Первая - песнь пророка Моисея, посвященная переходу евреев через Чермное море.

Вторую песнь из Второзакония, речь Моисея можно услышать только Великим постом, в другое время она не поется. Связано это с ее обличительным содержанием, с призывом к покаянию.

Третья песнь - хвалебная, пророчицы Анны, матери пророка Самуила, четвертая и пятая - пророков Аввакума и Исайи, пророчествовавших о Спасителе.

Шестая - пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное пребывание во аде Иисуса Христа. Седьмая и восьмая библейские песни, вплетенные в канон заставляют думать о молитве к Богу в трудных обстоятельствах. Это песни пророка Даниила и трех отроков в вавилонской печи.

Девятая песнь - Богородицы, уже новозаветный текст, указывающий на завершение ветхозаветной истории. Так образуется очень глубокое по содержанию и смыслу песнопение, с помощью которого мы можем пережить историю спасения: от бегства евреев из Египта до Благой вести. Впрочем, такое символическое путешествие в Священную историю возможно при умении слышать и сосредотачивать внимание.

У Великого поста есть свой особый богослужебный знак. Это молитва Ефрема Сирина, впервые произносимая на вечерней службе Прощеного воскресенья. Во время молитвы, как и в первый раз, кладутся земные поклоны, но иногда добавляются двенадцать молитвенных прошений: «Боже, милостив буди мне грешному», произнося которые кланяются поясным поклоном.

В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены маленькие службы, называющиеся часы. На этих службах поются песнопения, которые открывают их богослужебный смысл. И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, имеет возможность во время поста проникнуться важностью этих служб.

Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста:

Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу…», все это чередуется с поклонами. Когда слышишь песнопения первого часа Великим постом, сразу понимаешь - это утреннее призывание Бога.

На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Шестой - воспоминание страшного момента Распятия Христова ради того, чтобы избавить нас от грехов: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

Великопостные богослужения являются не только исключительным молитвенным предстоянием. Они могут стать усердной учебой. Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи. В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы (Сорокодневницы, то есть Великого поста) слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях (если они есть).

И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда - милосердие Христа.

Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию.

Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится».

Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага.

В дни Великого поста можно причаститься на необычной Литургии - Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами. Поэтому и называется - Литургия Преждеосвященных Даров. Эта служба тихая и скромная.

Первую седмицу воздержание в пище предполагается строгим, но в пятницу, в самом конце Литургии Преждеосвященных Даров постящихся ждет утешение.

В этот день празднуется память мученика Феодора Тирона, о котором из житийной истории можно узнать, что в IV веке он помог христианам избежать поругания, научив, как можно питаться, не покупая на рынке оскверненную пищу. В ночном видении он явился Константинопольскому архиепископу и рассказал готовить колево, разваренную пшеницу, смешанную с медом.

По примеру константинопольских христиан, современные православные готовят колево, освящают его в конце преждеосвященной Литургии и раздают прихожанам. Так завершаются самые трудные, первые дни Великого поста.

Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале “Фомы” мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост.


Вечерня с Чином прощения

18 февраля

Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского:

19 февраля - 22 февраля, 21 марта

Самый древний и длинный канон, написанный преподобным Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду (Мариино стояние).

Стояние Марии Египетской, 21 марта

5-я неделя Великого поста. На утрене четверга (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком.

Литургия Преждеосвященных Даров

Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии (Преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.

В феврале: 21, 23, 28-го числа

В марте: 2, 7, 9, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 28, 30-го числа

В апреле: 2, 3, 4

Литургия св. Василия Великого

Чинопоследование литургии византийского обряда, составленное святителем Василием Великим.

Служится 10 раз в году, 7 из которых - в Великий пост.

В феврале: 25-го числа

В марте: 4, 11, 18, 25-го числа

В апреле: 5, 7-го числа

Пассия

Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд.

Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 23 февраля

Молебен совершается в день накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (24 февраля) служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поминальные службы родительских суббот: 3, 10, 17 марта

Накануне на всенощном бдении служится парастас - последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Чин Торжества Православия, 25 февраля

Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.

Богослужение Крестопоклонной недели, 11 марта

Накануне третьего воскресенья (10 марта, суббота) на всенощном бдении торжественно выносится крест для поклонения.

Акафист Пресвятой Богородице, 23 марта

В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (24 марта, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Богослужение Вербного воскресенья, 1 апреля

Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Иоанна Златоуста. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы.

Богослужения Великого Четверга, 5 апреля

Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.

Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Богослужения Великой Пятницы, 6 апреля

Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится.

После полудня - вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».

Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.

Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля

Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.

В 2018 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великой субботой. Поэтому накануне нет Всенощного бдения. Утром служится вечерня, преходящая в литургию свт. Василия Великого.

Богослужения Великой Субботы, 7 апреля

Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий (избранные фрагменты Ветхого Завета), в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии - освящение пасхальных яств.

Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Службы Великого поста

Утреня (смотрим по Часослову)

Возглас священника

Чтец: Обычное начало и двупсалмие, тропари (на ряду)

Иерей : Краткая сугубая ектения, возглас

Хор : Аминь. Именем Господним благослови, отче.

Иерей : «Слава Святей…»

Чтец: Аминь. и шестопсалмие.

Иерей : Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели

Троичны тропари гласа (смотреть в приложении Триоди. Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне – те же)

Кафизмы три (смотреть в указаниях какие)

Ектений по кафизмах нет .

По первой кафизме – седальны Октоиха. (смотреть в приложении Триоди по гласу и дню недели. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев » перед «славой». Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака.)

По 2 и 3 по счету кафизм – седальны Триоди на ряду

Псалом 50-й.

Молитва иерея, «Господи, помилуй » - 12 раз, возглас, «Аминь ».

Каноны:

Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди. Трипесненцы смотреть в Богослужебных указаниях.

Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди.

Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й - по окончании тропарей .

Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катаваси­ей - ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии (а также в службах 1-й седмицы.)

По 3 и 6 песни канона – малая ектения, седальны или кондаки.

На 9-й песни – «Честнейшую»

После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть»

Малая ектения.

Светилен Троичный текущего гласа. (смотреть в приложении Триоди, там же, где и Троичны). С окончаниями: 1-й – на каждый день свое, 2-й и 3-й – одни и те же.

Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие.

Просительная ектения

Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне – Богородичен Триоди.

И обычное окончание утрени на ряду:

Чтец - «Благо есть исповедатися Господеви...» (дважды). Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец -тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне». «Честнейшую». «Именем Господ­ним благослови, отче».

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: «Небесный Царю...»

Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и поклоны 3 великих, 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и в за­ключение еще один великий поклон. По прочтении «Господи и Владыко живо­та моего...» чтец: «Аминь» и читает 1-й час.

Первый час, третий и шестой – всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее.

Девятый час – также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается.

К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем». Далее всё на ряду.

По «Отче наш» кондаки:

Кондак дня,

Кондак храма,

Кондак рядового святого

Слава – «Со святыми упокой»

И ныне – «Предстательство христиан»

(в храме Богородичном кондаки – дня, рядового святого, Слава – «Со святыми упокой», И ныне – храма)

Вечерня, когда не бывает Литургия Преждеосвященных Даров

Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом: «Благосло­ви, душе моя, Господа...»

Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Цар­скими вратами светильничные молитвы.

По псалме - великая ектения.

За­тем кафизма 18-я.

После кафизмы - малая ектения.

«Господи, воз­звах» во глас стихир Триоди. Стихир 6 : Триоди - 3 и Минеи - 3 (Уже другой день)

Во время пения стихир совершается обычное каждение.

«Слава, и ныне» - Богородичен Минеи на ряду.

Входа нет.

Хор: «Свете тихий...»

Затем сле­дует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия.

По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...»

Ектения просительная.

Хор: стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами из Часослова, «Слава, и ныне» - Богородичен.

После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш»

Иерей - возглас. Хор: «Аминь ». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево» и др. – на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы.

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...»

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: молитву «Небесный Царю...»

Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16).

После поклонов конечное Трисвятое –Чтец .

Возглас иерея, чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Трои­це...».

Чтец: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью).

Иерей : « Премудрость»

Хор: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно).

Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...»

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови».

Иерей : отпуст (на амвоне).

Хор : многолетны.

Закрывается завеса Царских врат.

Таков порядок вечерни в седмичные дни Четыредесятницы, когда не бывает Преждеосвященной литургии.

После вечерни положена ещё заупокойная лития.

Повечерие великое поется отдельно от вечерни - вечером.

Великий пост предшествует празднику Пасхи — в 2019 году христиане празднуют Светлое Воскресение Христово 28 апреля.

Смысл поста — не просто отказ от мясо-молочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни. Но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

© Sputnik / STRINGER

"Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

Молитва мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". (Поклон). Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Молитва предначинательная: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва к Пресвятой Троице: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва Господня: "Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Вечерние молитвы

Молитва к Богу Отцу: "Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь".

Молитва ко Святому Ангелу хранителю: "Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия ротивнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе рогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и не достойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа мого Иисуса Христа и всех святых. Аминь".

А прямо перед сном следует произнеси: "В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь".

О покаянии

Один из величайших Святых, преподобный Макарий Египетский говорил, если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред тобою".

Произносить молитвы можно не только во время богослужений или дома — утром и вечером. Миряне могут молиться в любое время — при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня. Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Священнослужители советуют за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия, так как трудно быть христианином, не зная Святое Писание. Рекомендуется читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться, а после чтения поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
Время Великого поста дается специально Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных праздников.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В еликий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы

В еще не очень давние исторические века в православных странах во время Великого поста жизнь граждан сильно менялась: закрывались театры, бани, прекращалась торговля мясом, а на первой неделе Поста, а так же на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения, чтобы верующие люди могли пойти в храм на очень важные великопостные службы. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.



Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.


Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает отказ от мясной, молочной, рыбной пищи, а так же яиц, однако меру своего поста надо согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью,
а Богослужение - продолжительностью.

Св. Четыредесятница , которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого Чистым . Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста.

Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие . По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров , в первые пять воскресений Великого поста - литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.


В первые четыре дня , (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: « Помилуй меня, Боже, помилуй меня ». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные верующие стараются не пропустить эти службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» - это отваренная пшеница с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо.

Первое воскресенье Великого поста именуется «Торжеством православия », установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» - живущим.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест . Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века - святой Иоанн Лествичник , который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской », на котором читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, оставившей мир и подвязавшейся жить в пустыне в посте и молитве и через этот стяжавшей не только прощение у Бога, но и святость, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием к кающимся грешникам.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице »: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской .

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста - великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. Накануне на Всенощной службе освящаются ветви вербы (вайа), с которыми приходят в церковь верующие. Затем возжигаются свечи, с которыми верующие стоят до конца службы, знаменуя этим победу жизни над смертью.

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Страстная Седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и « Аллилуия » поется тропарь: « Се Жених грядет в полунощи », а после канона поется песнь: « Чертог Твой вижду. Спасе мой ». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.