Сочинение: Любовь - сущность жизни Наташи Ростовой. Сущность ее жизни – любовь Сущность ее жизни любовь война и мир

  • 26.06.2020

Наташа Ростова.… Самый романтический и обаятельный персонаж великого романа Льва Николаевича Толстого. Для писателя она стала символом идеальной женщины, олицетворением любви к людям вообще. «Сущность ее жизни – любовь », — писал Толстой. Я думаю, что с ним можно согласиться.

Первое впечатление от Наташи, когда мы читаем описание ее именин, оставляет впечатление свежести, энергии, неукротимой радости движения.

И поскольку Толстой считал, что любовь – это главное чувство для женщины, сделал свою Наташу не очень красивой, черноглазой, но чрезвычайно живой. Все окружающие попадают под обаяние этой подвижной, хрупкой девочки. Денисов называет ее волшебницей, Пьер – обворожительной.

Уже, будучи тринадцатилетним подростком, Наташа испытывает желание поскорее вырасти, стать взрослой. Стремление делать все, как взрослые уже присуще ей: первый поцелуй с Борисом Друбецким (после подсмотренного свидания Сони и Николая). Наташа устремлена к любви, . Это естественное желание. Девочкам в то время с ранних пор внушали мысль о главном предназначении женщины. Целуя Бориса, Наташа искренна в своем порыве: она влюблена в него. Да и Борис увлечен этой удивительной девочкой.

В пятнадцать лет она получает первое предложение руки и сердца от Денисова. Но Наташа отказывает ему, несмотря на то, что тот ей не безразличен. Размышляя о предполагаемом замужестве, подрастающая девушка приходит к выводу, что она еще слишком молода для решительного шага.

Восторженность и поэтичность, любовь к природе, свойственные Наташе покоряют князя Андрея, услышавшего ее разговор с Соней. Он полюбил девушку. Вроде бы случайный разговор, но эмоциональность, душевная чуткость, тонкое восприятие окружающей красоты покоряют сдержанного Болконского. Он, привыкший к неискренности светского общества, не любил его, и потому Наташа с ее непосредственностью и живостью, близка и понятна ему.

А для Наташи жизнь только тогда имеет смысл, когда рядом с ней находится любимый человек, когда она может проявить свойственную ей любовь, когда может заботиться о любимом. Ее глаза, как отражение того, что происходит в ее душе. Когда она счастлива и весела, ей кажется что и окружающие должны испытывать те же чувства. Помните ее первый бал, когда переполненная счастьем, удивлялась тому, что душевное состояние Пьера Безухова не позволяет быть счастливым.

Полюбив князя Андрея, она стремится быть рядом с ним, заботиться о нем. Но Болконский должен уехать. Наташа тоскует, ее жизнь становится пустой, лишенной смысла. Она пытается справиться с этим, отвлечься. Помните сцену в гостях у дядюшки. Как слушает Наташа игравшего на балалайке мужика, как искренне отдается русской пляске… Ей понятен народный дух, близка душа русского человека!

Именно искренность и ее человеческие качества привлекают к ней внимание светского ловеласа Курагина. Заметив его интерес и внимание, Наташа, порывистая и жаждущая любви, решает довериться этому безнравственному человеку. Она уверена, что Анатоль любит также искренне, как и она. И горе, и радость для Наташи естественны. Она страдает, причинив боль Болконскому, глубоко раскаивается, разрушив ему счастье. Потому и Пьер Безухов старается примирить Болконского с Наташей Ростовой, вымаливая прощение у князя!

Гибель Болконского становится ударом для девушки. Но способность испытывать сильные, глубокие чувства помогает ей преодолеть себя. Весть о смерти Пети и забота матери возвращают Наташу к жизни. “И вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь ”.

Когда из плена возвращается Пьер Безухов, он не сразу узнает Наташу. Она стала более зрелой, самостоятельной, но все же была по-прежнему чуткой к переживаниям других, по-прежнему любящей всех. Эти же качества Пьер смог воспитать и в себе. Он женится на Наташе.

Это союз двух близких по духу людей. И в этом браке Наташа обрела счастье и спокойствие, освободившись от ложного и фальшивого, что существует в светском обществе.

Таким образом, Лев Толстой дает понять, что счастье – результат духовной работы, оно не дается от природы. Наташа заслужила его, пройдя долгий путь заблуждений и разочарований, потерь. В заключение романа Наташа Ростова по-прежнему считает, что любовь главная часть ее существования. Любовь к окружающим ее неделимая часть.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Писателя. В чем же он состоит? В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни.

Первая встреча с ней на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения: героиня вбегает в залу, где собираются гости, вбегает нечаянно, не рассчитав скорости, и сразу нарушает чинную беседу взрослых. В этой маленькой сцене заключается сжатая проекция всей будущей судьбы Наташи, душа которой настолько переполнена движением жизни, что не всегда может оставаться в рамках того, “как должно”. Так, например, безоглядно отдавшись чувству к Анатолю Курагину, девушка зашла слишком далеко. Юная Наташа - “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”.

Толстой нарочно подчеркивает “некрасивость” внешнего облика тринадцатилетней девочки, чтобы контрастом показать обаяние ее естественности. Героиня одарена от природы: мечтает стать танцовщицей и так поет, что восхищенные слушатели забывают обо всем на свете. Она великолепно чувствует красоту мира.

Ростову настолько потрясает волшебство лунной ночи в Отрадном, что она не в состоянии заснуть, “ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало”. Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую чистоту детского взгляда на вещи. Для нее, действительно, все впервые. Она беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Многое напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина.

Именно “русская душа” сближает героинь “Войны и мира” и “Евгения Онегина”. Мы видим, как девушка танцует “По улице мостовой” в гостях у дядюшки. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым ока дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?..

Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, Русские, которых и ждал от нее дядюшка”. Святки, гадание вместе с Соней переносят героиню в романтический, таинственный мир народных поверий и обычаев. Сущность жизни Наташи Ростовой - любовь. Наташа любит всех: и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и безропотную Соню, и Бориса Друбзцкого, которому клялась в вечной преданности, и весь мир. Она так очаровательна, что не только благородный Денисов, но и умный карьерист Борис Друбецкой всерьез увлечен ею, хотя женитьба на девушке почти без состояния обернулась бы гибелью его карьеры.

Наташи Ростовой… Мы чувствуем трепетную готовность героини “на величайшую радость и на величайшее горе”, страстное желание быть приглашенной на танец, быть замеченной. И опять использует Толстой свой любимый прием контраста, сравнивая великосветскую красавицу Элен и Наташу. Внешне Ростова проигрывает, но “на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой”. Именно своей молодостью, естественностью привлекает героиня Андрея Болконского.

Танцуя с ней, князь чувствует себя “ожившим и помолодевшим”, а сама Наташа находится “на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя”. Переизбыток жизни, неопытность - источник ее ошибок, необдуманных поступков. Мать с тревогой чувствует, что “чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива”. Именно образ Наташи является ключом к пониманию философской стороны романа. История с Анатолем Курагиным особенно поучительна. Проблема человеческой свободы, главная в романе, выходит здесь на первый план.

Как совместить человеческую свободу и законы человеческого общежития, здравого смысла, морали? Свободен ли человек? Где границы человеческой свободы? Эти вопросы неотступно преследуют Толстого, и он пытается дать на них свой ответ. Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в героине после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Примирение князя с Наташей вполне соответствует идеалу любви к ближнему. Смерть Болконского лишает жизнь Ростовой главного смысла, смысяа любви, но известие о гибели Пети заставляет героиню Толстого преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от безумного отчаяния.

Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”. Отношение Наташи к Пьеру свидетельствует о проницательном сердце героини. Сравнивая Бориса Друбецкого с Безуховым, она характеризует последнего как темно-синего с красным и четвероугольного. Мне кажется, что в этой ассоциации чутко угадана искренняя доброта Пьера, его милая угловатость, непосредственность. После замужества Наташа отказывается от светской жизни, пения, нарядов.

И это не жертва семье, а потребность отдавать себя целиком тем, кого любишь. Муж и дети составляют главный смысл жизни Наташи. Автор подчеркивает ее материнскую сущность в портрете. “Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности.

В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка”. Таков художественный ответ писателя на требования женской эмансипации. Эмансипация, по мысли Толстого, конечно, возможна - достаточно эмансипированы Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина, - но она никогда не сделает женщину счастливой. Пусть Наташа далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера - взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на суждениях, умозаключениях и выводах, а на способности любить, “с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”.

Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между людьми. Таков толстовский идеал “мира”.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
И девочка ликует и смеется,Охваченная счастьем бытия. Н. Заболоцкий «Сущность ее жизни – любовь» Автор Вязьмина Ирина, ученица 10 «Б» класса Тайный смысл одного эпизода Каждый эпизод – «важное звено» - «сильное звено» единой цепи событий, без которого сложно понять произведение в целом.Каждый эпизод – «замкнутый в самом себе мир», «это пьеса в пьесе». Тайный смысл одного эпизода Основным компонентом романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно – тематическое единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т.п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав. (Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. 1959) План анализа эпизода В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод?Как раскрываются герои и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись и др.)Что нового мы узнаем об авторе из данного эпизода?Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения? Эпизод «Наташа на именинах»(том первый, часть первая, главы VII –X, XV – XVII) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…»Из каких сцен состоит данный эпизод?Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась?В чем, по – вашему, прелесть героини? Эпизод «Встреча князя Андрея и Наташи в Отрадном»(том второй, часть третья, глава II) «Ночь была свежая и неподвижно светлая…» Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу.Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей?Что именно так сильно и так радостно поразило Князя Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского «Вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих «всей его жизни…»Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, «прислушиваясь к ее говору»?Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном? Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»(том второй, часть третья, главы XV – XVII) «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем»Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение князя Андрея к Наташе Л.Толстой?Что загадал князь Андрей?Как раскрывается героиня в данном эпизоде? Эпизод охоты(том второй, часть четвертая, главы III – VI) «…Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело… и визг этот был так странен, что она сама должна была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время».Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?3. Что нового мы узнаем о Наташе и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого? Эпизод «История любви Наташи и Анатоля Курагина»(том второй, часть пятая, главы VIII – XVIII) «Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?.. Что я за дура, что я спрашиваю это? Что же со мной было? Ничего…»Наташина любовь к Анатолю – наваждение или были причины для их сближения?Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе?Почему Толстой считал этот эпизод «узлом», т.е. очень важным по значению в своем романе?Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения.Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы осуждать ее? Эпизод «Отъезд Ростовых из Москвы»(том третий, часть третья, главы XII – XVII) Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых?Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно-счастливом» оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.Какую жизнь Толстой назвал «настоящей», и чем от нее отличается»ненастоящая»? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой. Эпизод «Встреча Наташи Ростовой с раненым князем Андреем Болконским» в Мытищах (том третий, часть третья, главы ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, глава XV) «…она знала, что свидание будет мучительным, и тем более убеждена, что оно было необходимо»Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским?Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира?С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?Что же возрождает Наташу к жизни? Возрождение Наташи Ростовой «…любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Литература Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ХIХ века. – М.: “Вако”, 2004Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1972Русская литература ХIХ века.10 класс. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого.– М., Просвещение, 2000Русская литература. Большой учебный справочник. Для школьников и поступающих в вузы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999http://images.yandex.ru


Приложенные файлы

Наташа Ростова — один из центральных женских образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Характеризуя героиню, автор писал: «сущность ее жизни — любовь». Как же в образе героини раскрывается это утверждение?

Первая встреча с Наташей Ростовой на страницах романа оставляет впечатление свежей молодости и неукротимого движения. Юная Наташа — это «некрасивая, черноглазая девочка с большим ртом». Однако Л.Н.Толстой противопоставляет внешнюю непривлекательность богатству ее внутреннего мира. Действительно, героиня изнутри излучает любовь, которую дарит всем вокруг. Она искренне радуется за своих родных, всячески их поддерживает. Для Наташи очень важно, чтобы не только она, но и все вокруг были счастливы. Ее мир очень тесно связан с миром других людей.

Одним из важнейших эпизодов в жизни девушки была ее встреча с Андреем Болконским. Рядом с ней князь Андрей почувствовал себя «ожившим» и «омолодевшим». Андрей Болконский намного старше Наташи, помимо всего этого он женат и его жена Лиза Болконская ожидает ребенка. Перед Наташей Ростовой он предстал мужественным, холодным; ему не нравились все эти светские мероприятия, поэтому он с нетерпением ожидал окончания вечера. Наташа же, наоборот, с огромной радостью и бесконечной энергией бегала по дому, танцевала, играла гостям на пианино. При первой встрече Наташи и Андрея можно заметить, что эти герои абсолютная противоположность друг другу.

Наташа бережно хранила свою любовь к Болконскому и относилась к нему с большим трепетом. Чуть позже жена Болконского умирает при родах, так и не узнав, что муж, прежде холодный и равнодушный к ней, спешил извиниться и отдать должное своей супруге. Андрей опечалился еще больше прежнего, решил полностью посвятить себя службе, но друг его Пьер Безухов сказал: «Главное жить, главное любить, главное верить» . Эти слова поменяли жизнь Болконского и стали практически его жизненным девизом.

Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую чистоту детского взгляда на вещи. Для нее действительно «все впервые». Она беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира.

В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне… Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы.

Но настоящая любовь к мужчине проснулась в душе Наташи намного позже. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер . Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение. Поэтому она становится его женой.

Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи, которая пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанного горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Героиня стала хозяйкой домашнего очага, любящей женой и заботливой матерью.

Любовь красной нитью прошла через всю жизнь Наташи Ростовой. С самого детства она любила мир, который ее окружал: родителей, братьев, сестру Соню, друзей, природу и музыку. Жизнь без любви для нее не имела смысла. Вот поэтому можно смело сказать, что «сущность Наташи — это любовь».