В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы? Празднование иконы Божией Матери, именуемой Знамение.

  • 19.10.2019

В этот православный праздник все верующие почитают память древней иконы «Знамение», известной своей чудотворной силой. Христианский праздник, посвященный этой иконе, отмечается 10 декабря благодарными богослужениями и литургиями.

История иконы Богоматери «Знамение»

На данной иконе изображена Божья Матерь, на груди у которой нарисован младенец Спаситель-Эммануил. Руки Матери подняты, показывая, что Она молится. Первые появления таких икон датируются примерно 4 веком. Одна из них находится в Риме; на том изображении младенец сидит на руках у Матери, в отличие от последующих икон, где Божья Матерь держит овал с изображением Спасителя.

Существует лишь одна правдивая и неоспоримая история провозглашения 10 декабря «праздником знамения». С этой иконой, а точнее, с ее последующими копиями, написанными с оригиналов (в 11 и 12 веках такие образа начали писать и на Руси), происходили чудеса, которые наблюдало множество людей. Все началось с самой той иконы, которая в далеком 1170 году находилась в Новгородском княжестве. Тогда она еще не называлась «знамением», но свое название она получила отнюдь не случайно.

В то время были тяжелые отношения между князьями, и положение на Руси оказалось непростым. Удельные князья во главе с Андреем Боголюбским осадили Новгород. Ситуация была настолько безвыходной, что пришлось просто молиться . Молитвы новгородцев были услышаны: городской священник услышал голос, который велел ему взять икону и вынести ее на городскую стену, что он и сделал. Полетел град стрел, и одна из них вонзилась в образ. Чудо состояло в том, что лик повернулся к городу, отвернувшись от обидчиков и истекая слезами. Это заставило их испугаться, и в рядах нападавших началась междоусобица, чем воспользовались новгородские жители и одержали победу.

Празднование дня иконы «Знамение»

В честь чудесного спасения народа было провозглашено празднество, посвященное иконе, а сам образ также стал известен с того момента как «Знамение». Почти 200 лет он оставался в том же храме, пока не был построен отдельный храм Знамения Пресвятой Богородицы в Новгороде. Икона пребывает там с 1356 года. С нее было написано множество копий, которые стали тоже чудотворными.

Ко дню иконы Божьей Матери «Знамение» приурочены богослужения во всех православных храмах. Для нее были написаны отдельные каноны. В 2015 году 10 декабря день иконы «Знамение» будет также отмечаться специальными литургиями в храмах по всей стране.

Для каждого верующего христианина 10 декабря — это особый день, который еще раз показывает, что чудо возможно . Оно происходит, когда людей объединяет вера, как в тот день 1170 года. Пусть случится чудо и в этом 2015 году. Будьте добры и великодушны, удачи вам и не забывайте нажимать на кнопки и

Дева Мария, мать Иисуса Христа и Заступница всех людей на Земле, один из самых почитаемых образов в православии. Существует множество икон, на которых Богоматерь изображена в различных положениях и каждая из них имеет своё особое для верующего человека значение. Святой лик не раз спасал целые города от нападок врагов, а страждущим и больным дарил исцеление. Самой чтимой в православном мире является икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, которая помогает в различных бедах.

В любом православном храме можно встретить различные изображения Девы Марии, которые имеют своё сакральное значение. Богоматерь может быть как с младенцем на руках, так и просто склонившейся в мольбе за земных грешников. Различают несколько типов икон Богородицы, которые особо почитаются у верующих. К ним относятся:

  • Оранта;
  • Умиление;
  • Одигитрия;
  • Богоматерь без младенца.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Самым распространённым изображением Непорочной Марии с Иисусом Христом считается тип «Оранта». К нему относится и икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Данное изображение известно православному миру более девяти веков.

Оранта олицетворяет собой Богоматерь, которая развела приподнятые руки в стороны, в полный рост или же по пояс. Ладони Богородицы открыты и направлены в сторону молящихся. В области груди у Заступницы висит некое подобие медальона, где можно увидеть лик Иисуса Христа.

Название иконы «Знамение» пошло ещё из Древнего Новгорода, когда именно это изображение Матери Божией и её сына спасло город от врагов. Случилось это в 1170 году, когда Великий Новгород терпел осаду вражеских князей. Из ночи в ночь архиепископ Илья усердно молился Творцу о спасении города и однажды во сне услышал голос, который призвал его совершить крестный ход с иконой Богородицы, что находилась в городской церкви Спаса Преображения.

На следующее утро все жители города во главе с архиепископом исполнили волю Божью и обошли вокруг стен Новгорода с указанным образом. Во время этого противник начал обстреливать совершающих крестный ход людей, но ни одна стрела не задела молящихся и только одна попала в лик Богородицы. В этот момент из её глаз градом потекли слёзы, а враг в панике покинул свои позиции и оставил жителей Новгорода и сам город в покое.

В честь случившегося архиепископ установил праздник почтения иконы-спасительницы, которую назвали «Знамение» и её датой стало 10 декабря. Данный святой лик ещё не раз творил чудеса и спасал людей и целые города. В день почитания иконы к ней идут тысячи верующих и просят её о таких вещах:

  • защита от врагов, воров и стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • исцеление от слепоты и холеры.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское»

Часто встречается в иконописи и изображение Заступницы с Сыном, который крепко прижимается к Ней щекой. Такой тип икон относится к виду «Умиление» и самыми почитаемыми образами среди них являются изображение Феодоровской и Касперовской Богородицы.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское» известно в православии с ХII века и именно этот святой образ считается покровителем царской династии Романовых. Некоторые специалисты уверены, что своё название изображение получило тогда, когда царь Михаил Фёдорович взошёл на престол в 1613 году. Другие уверены, что «имя» икона получила в честь нашедшего её святого Феодора Стратилата. Великомученик обнаружил картину на сосне в городе Городце, а позже там появился Городецкий мужской монастырь.

Интересным фактом обнаруженной святыни является то, что, побывав в нескольких пожарах, она осталась цела и невредима и даже не утратила яркости своих красок. Феодоровская икона Божьей Матери потемнела только тогда, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Икона постоянно находилась и находится под пристальным вниманием верующих, каждый день к ней устремляются сотни просящих. Список того, в чём помогает икона «Феодоровская Божья Матерь», очень велик. Люди просят у святого образа:

  • семейного счастья;
  • удачного замужества;
  • появления ребёнка;
  • лёгких родов.

Почитается Царица Небесная Феодоровская 27 марта и 29 августа. Преклониться перед святым изображением можно в Богоявленском соборе Костромы. А в дни празднования икона посещает Киев и Астрахань.

«Богоматерь Касперовская»

В Успенском соборе Одессы находится второй из почитаемых образов «Умиления» икона «Божья Матерь Касперовская». Одним из необычных свойств этого святого изображения является то, что оно написано на холсте, который приклеен на обычную доску и православные почитают его как чудотворный.

Художник изобразил Непорочную Марию с ребёнком, который нежно прижимается к ней щекой, а чуткая мать смотрит на своё дитя с любовью и отрадой. Известно, что само изображение появилось в России в середине ХVI века, а через 2 столетия его приобрела Иулиания Касперова, по фамилии которой икона и получила своё название.

Состоятельная дама была верующим человеком и часто молилась перед ликом Девы Марии с Иисусом. А в один прекрасный день она обнаружила, что тёмные от времени силуэты посветлели и заиграли новыми яркими красками, как будто их только что нарисовали.

После этого слава о чудотворной иконе пошла по окрестностям. Как-то одна из мелких дворянок, страдавшая параличом нерва левой руки, увидела во сне Богородицу, которая указала ей дом, где она исцелится. Наутро больная женщина отправилась в путь и, помолившись перед Касперской иконой, выздоровела. А её рука, которая не функционировала долгое время, обрела подвижность и чувствительность.

У чудотворного образа исцелились люди, страдавшие параличом, хромотой, слабоумием и одержимостью. После множества чудесных выздоровлений тех, кто приходил на поклон в дом Касперовой, женщина отдала образ в местную церковь. Во время военных действий икона защищала Одессу от врагов и посягателей.

В наши дни у Заступницы Касперовской тоже просят здоровья и быстрого исцеления от болезней. Большую часть времени этот образ Богородицы находится в украинских городах Одесса и Херсон, а в остальное время его возят по всему миру. Почитается память святого изображения 12 июля и 14 октября, а также в среду Седмицы.

Игоревская икона Богородицы

Чтимой православной церковью является и Игоревская икона Божьей Матери. Своё название она получила от имени киевского князя Игоря, который после народных волнений постригся в монахи, но всё же пал жертвой народного гнева. Случилось это во время того, когда бывший вельможа молился перед иконой Девы Марии и просил отпущения своих грехов.

Жители города не перестали глумиться над телом уже покойного князя даже после того, как он испустил дух. Через некоторое время останки убиенного попали в Чернигов, а он был причислен к лику святых. Икона, перед которой он постоянно молился в своей келье, стала носить его имя.

Оригинальное изображение Игоревской Божьей Матери не дошло до наших дней и предположительно утеряно во время Второй мировой войны.

День памяти святого изображения, который в своё время даже украшал один из входов Киево-Печерской лавры, отмечается 18 июня. В этот день у Девы Марии просят помощи те, кто находится на распутье или в смятении.

«Одигитрия» в православии

В православии почитается и изображение Богородицы с сыном, которое ещё называют «Одигитрия», что в переводе с греческого звучит как «Путеводительница». Этой иконе кисти святого Луки приписывают исцеляющие свойства и помощь в безвыходных ситуациях. В настоящее время изображений этого списка много и они широко чтятся в православии. Самими распространёнными являются такие «Одигитрии»:

  • Грузинская;
  • Иверская;
  • Тихвинская.

Обычно на таких картинах изображена Дева Мария, на левой руке которой сидит уже подросший Иисус. Мальчик протягивает к Матери правую руку и как бы благословляет её и всех живущих, а в левой руке Он держит свиток, олицетворяющий Святое Писание. Свободной правой ладонью Богоматерь с уважением указывает на Своего Сына.

Первая «Одигитрия» была нарисована ещё в V веке и называлась Влахернской иконой, которая не дошла до наших дней. По одной из версий изображение получило своё название от монастыря Одигон в Константинополе, где хранилось долгое время. Считается, что оригинальную «Путеводительницу» разрубили на куски турки, которые позарились на оклад из драгоценных камней и золота.

Грузинская Богородица

Одной из самых чтимых икон этого списка в православном мире считается Божья Матерь Грузинская. Значение иконы-одигитрии и то, в чём она помогает, очень велико. История этого изображения многогранна и берёт своё начало в солнечной Грузии. Затем икона была похищена персами и переходила от одного владельца к другому. Вернуть ее в православный мир помог купец Стефан Лазарев.

Мужчина не пожалел денег для того, чтобы выкупить христианскую святыню у мусульман и отправил её в один из монастырей Архангельской области. Находясь в Красногородском Богородицком монастыре, икона начала творить чудеса. Всё началось с исцеления слепого и глухого монаха, который дни напролёт преклонял колени перед святым изображением. Через некоторое время инок стал слышать и видеть.

В день почитания святого образа (22 августа), который не сохранился до наших дней, но имеет множество списков чудес, верующие люди идут в храм и просят у Богородицы исцелить их от:

  • слепоты;
  • глухоты;
  • болезней желудка;
  • рака.

Иногда Грузинской «Одигитрией» называют ещё и Иверскую икону Богоматери с Сыном. Изображение выполнено во всех традициях икон этого типа и в настоящее время ей можно поклониться на святой горе Афон. Иконана, которая находится в Иверском монастыре, датируется IX веком и тоже творит чудеса.

«Семистрельная» Защитница

Особыми защитными свойствами обладает икона Богоматери «Семистрельная», значение которой и молитва к ней помогает избежать нападок врагов. Она относится к типу, где Царица Небесная изображена одна. Обычно на святом изображении Дева Мария видна по пояс со сложенными на груди руками. Она защищается от семи стрел или мечей, которые попали ей в грудь.

Значение древнего образа очень символично и олицетворяет всю боль матери при утрате ребёнка. Обычно у «Семистрельной» просят защиты от врагов и усмирения враждующих соседей. Иногда этот образ ещё называют «Умягчением злых сердец». Подобное изображение Богоматери принято размещать в домах и квартирах, считается, что оно защитит от врагов и подарит мир живущим в доме.

«Огневидная» Заступница

Не дошла до нашего времени и икона Божьей Матери «Огневидная», которая появилась в России в 845 году. Копия этого образа хранится в Государственном историческом музее Москвы и была написана в 1812 году. Необычность этого изображения в том, что на нём Богоматерь облачена во всё красное, а Её глаза отрешенно созерцают этот мир, тогда как мысли обращены с молитвами ко Господу. Примечательно, что и цвет лица Девы Марии тоже передан в красных тонах.

Этот тип икон показывает людям глубокую скорбь и сама Непорочная Мария как бы обагрена кровью распятого Иисуса Христа. Верующие просят у «Огневидной» исцеления от болезней, помощи и защиты от различных жизненных неприятностей. Днём памяти этого святого изображения считается 23 февраля.

Обращение к Матушке Матроне

Однако не только у Пресвятой Богородицы просят люди помощи и защиты. Часто обращаются страждущие и к Матроне Московской, которая издавна причислена к лику православных святых. Женщина жила и проповедовала в Москве, за что и называется «Московская».

Икона Матроны, её значение и то, в чём она помогает, очень символично для каждого человека. В православии святая является образцом самоотречения и помощи людям. К матушке Матроне обычно обращаются те, кто хочет избежать обмана или же наладить личную жизнь. Почитается святая 19 апреля и 9 ноября.

Обращаясь за помощью к любому из святых, стоит помнить, что слова должны идти от сердца, а просьба ни в коем случае не должна навредить кому-то из окружающих. Вера в чудеса позволяет им случаться намного чаще.

Икона Божией Матери «Знамение» считается чрезвычайно почитаемой святыней в православном мире. На полотне демонстрируется Пречистая Богоматерь с поднятыми десницами и Младенец-Иисус, располагающийся на груди Богородицы (иногда в овальном нимбе). В истории насчитывается достаточное количество чудес, совершенных этой святыней, поэтому верующие возлагают искреннюю надежду, совершая молитву перед ней.

Иконография

Предполагается, что образ был написан неизвестным автором в XII столетии. Летописи упоминают, что новгородцы одолели своих противников, суздальцев, с помощью могущества крестной Богородицы.

Через четыре века после создания икону «Знамение» Скорбящей Богородицы отреставрировали. Восстановление было необходимо, потому что на полотне сохранились только элементы верхнего покрова Богородицы. Мастером, взявшимся за этот труд, считают архиепископа Макария, который вскоре стал митрополитом Москвы.

На заметку! При создании образ получил простое наименование: «Святая Богородица» без дополнительных эпитетов. Термин «Знамение» добавили в XV веке, а закрепился он только в XVII в. Это слово обозначало чудесное явление природы, доказательство и предвещание великих событий. Значение термина «Знамение» составляется из глаголов «рождаться» и «знать».

Молитвы и чудеса

В 1356 г. в честь святого лика построили специальный храм. За последующие века икона неоднократно спасала новгородскую землю, свою родину, от несчастий и бед. Уже продолжительное время православные верующие стремятся к местонахождению святыни и смиренно просят о помощи.

  • «Знамение» позволяет молящемуся найти спокойствие на душе и мир в окружении.
  • Человек, читающий прошение перед образом Богородицы, избавляется от разнообразных болезней.
  • Святыня имеет силу разрешить междоусобный конфликт.
  • Она помогает при восстановительных работах после пожаров и других стихийных бедствий.
  • Православный, искренне обращающийся к Пречистой Деве, защищается от преступников и воровского внимания.
  • Святой образ избавляет от недругов и завистников.
  • Искренне молясь лику, человек вправе надеяться на благополучие.

История свершений «Знамения»

Летописи говорят о множестве чудес, совершенных этой могущественной святыней.


В XX столетии икона перевозилась в музей, эвакуировалась в связи с военными действиями и возвращалась на родное место. Только в 1991 г. она была транспортирована в Софийский собор. Процессия сопровождалась удивительным явлением радуги, опоясывающей купола.

Интересно! Посредством религиозного общения с иконой верующий обнаруживает в себе невиданное доселе состояние божественной энергии. Термин ένθεος (Энтеоген) наиболее точно определяет это эмоциональное настроение. Смысл его в том, что Небесное Царство находится внутри каждого.

Списки святыни

Копии также чрезвычайно почитаются православными верующими. Своё название они получили по месту проявления чудес.

  • Алабацкий список - сразу после написания исцелился послушник по имени Ефремий, а через некоторое время от страшных недугов вылечилось огромное количество прихожан.
  • Курская-Коренная - копия ассоциируется в истории с именем Серафима Сарофского. Этот образ получил широкую известность на территории Америки и европейского континента.
  • Царскосельская - по указания Елизаветы список поместили в золотой орнамент и украсили драгоценностями. Молитвы перед этой иконой помогли исцелить многих от чумы и холеры.
  • Албазинская - копия названа в честь крепости на Амуре. Святой образ помогал в борьбе против захватчиков укрепления. Целых 19 дней он не давал шанса врагу, когда был перенесен в Благовещенск.

Всевышний Отец послал на землю великую икону Божией Матери «Знамение» для исцеления большинства несчастных и спасения их душ от небывалой греховности. Летописям известно достаточно случаев чудодейственного могущества этой святыни.

Совет! Икона является идеальным примером канонизированного лика, поклонятся которой необходимо каждому православному человеку.


Икона Оригинал Знамение Новгородская.
Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко то есть представляет собой выносную икону. В XVI века живопись иконы была поновлена (возможным мастером называют архиепископа Макария, будущего митрополита Московского). От первоначальной древней живописи сохранились только фрагменты мафория и платья Богородицы и медальона вокруг образа младенца Иисуса. Изображение на обороте иконы полностью сохранилось в древней живописи .

Соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.


Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток - символ учения. На полях иконы представлены - святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский) .

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе - Богоматери Влахернитиссы . Другие греческие названия этого иконографического типа - Богоматерь «Эпискепсис », «Платитера» - «ширшая небес », «Мегали Панагия », именуемая на Руси «Великой Панагией » что значит "Великой иконой Богородицы" или «Орантой ».

«Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии », её особенность - поясное изображение Богоматери.


Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.


Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип ОРАНТА , появились в XI - XII веках , и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа.

Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец, не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.


На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля - «Богоматерь Воплощение» , в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа . Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси - изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение : се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил » , цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес » - так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.


Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери является изводом образа Пресвятой Богородицы «Знамение». Написана в 1879 году одной из сестёр Серафимо-Понетаевского монастыря Нижегородской епархии - Клавдией Войлошниковой. Икона шесть лет стояла в письмоводительской келье, но после того как в 1885 году на образе появилось необычное просветление, была перенесена в церковь. Многие больные после молитв перед образом Богородицы стали получать исцеления. Специально назначенная комиссия случаи чудесного исцеления подтвердила.


Знамение Курская Коренная икона Божией Матери
В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, как гласит предание, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу. «... И увидел он близ реки Тускари в полугоре? у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси...»

Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.


Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская - древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу. В 1747 году для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. На иконе Главу Богоматери осеняют херувимы . В позднейшее время на иконе изображались также апостол Петр, святой Захария, Алексий, человек Божий...


Верхнетагильское знамение . . По преданию, была принесена в один из уральских горных заводов несколькими бурлаками, которые до этого проживали в скиту вместе с монахами. Однако мирная трудовая жизнь схимников им наскучила, и они разорили и разграбили обитель. Нагруженные добычей бурлаки покидали скит, но вдруг услышали от иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» голос, требующий забрать образ из разорённого скита. Испуганные грабители взяли икону и отнесли в город. Отличительной особенностью Верхнетагильской иконы является изображение с правой стороны от лика Божией Матери херувима, а с левой - серафима.


Икона Знамения Корчемная . Название «Корчемная» эта икона Пресвятой Богородицы «Знамение» получила после того, как одна вдова, проживающая в Рязани, страдающая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону.
Однако на следующий день образ из дома вдовы исчез. В то же время корчемник с удивлением увидел эту икону в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.
После того, как корчемница в 1850 году прекратила существование, икону передали в церковь преподобного Симеона Столпника. Здесь образ простоял вплоть до закрытия храма в советские времена. После закрытия церкви чудотворный образ Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Список с чудотворной иконы пребывает в Рязани, в Николо-Ямском храме, являющемся подворьем обители.

Такие торжества, икона Знамение имеет только в Русской Православной Церкви, в Греции, эта икона "Оранта" непосредственно имеет связь с праздником Рождества Христова и молитвенное поклонение ей происходит в праздник Рождества Иисуса Христа .


В Великом Новгороде для этой иконы был специально в 17 веке построен собор, который назвали Знаменским.

До этого, икона хранилась в Спасо-Преображенском соборе Великого Новгорода.


Сейчас икона пребывает в Софийском Соборе Великого Новгорода.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111