Жизнь и творчество тургенева сообщение. Жизнь и творчество Тургенева

  • 26.06.2020

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Иван Сергеевич Тургенев тур Презентацию выполнили: Трегубова Екатерина Матушинец Ангелина Руководитель: Никулина Галина Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

усадьба тур Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу. Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.

3 слайд

Описание слайда:

Начало литературного пути Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской». В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

4 слайд

Описание слайда:

Расцвет творчества тур Тургенев был неизменно в центре внимания русской критики. Вокруг его крупнейших произведений всегда разгорались ожесточённые споры. Живя за границей, Тургенев-первый из русских писателей - получил признание как «вел икий романист». В Париже он особенно тесно сблизился с передовыми французскими писателями-реалистами.И. С. Тургенев - почётный доктор Оксфордского университета. Была у него связь и с русской эмигрантской средой. Литературные интересы, всегда кровно близкие Тургеневу, выражались в его щедрой поддержке молодых, начинающих русских писателей, в его творческой и материальной помощи им. Популяризация русской художественной литературы на Западе во все эти годы оставалась ревностной и постоянной его заботой.

5 слайд

Описание слайда:

С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту. Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели. В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции. В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики. Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

6 слайд

Описание слайда:

Тургенев часто и подолгу болел В 1882 г. появились первые признаки болезни, долгой и мучительной (рак позвоночника), сведшей его в могилу. Тургенев умирал на чужбине, томясь по родине. Зная, что он болен неизлечимо, Тургенев писал одному из своих друзей, поэту Я. П. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу -родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Тургенев умер 22 августа 1883 г. Из Франции его тело было перевезено в Петербург и 27 сентября, при небывало огромном стечении народа, погребено на Волковом кладбище. Похороны приобрели характер крупного общественного события, вызвав немалую тревогу в правительственных кругах. К самому Тургеневу не раз обращались с просьбой дать свою биографию. Он ограничивался обычно короткой справкой о немногих внешних фактах своей жизни, а однажды ответил: «Вся моя биография - в моих сочинениях».

Тургенев Иван Сергеевич родился 28 октября 1818 года (по новому 9 ноября). Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Детские годы провёл в имении матери -- село Спасское-Лутовиново Орловской губернии, где культура "дворянского гнезда" разительно контрастировала с крепостническим произволом. В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837). Первое дошедшее до нас произведение Т. -- драматическая поэма "Стено" (написана в 1834, опубликована 1913), посвящена герою демонического склада. К середине 30-х гг. относятся ранние стихотворные опыты Т. Первое увидевшее свет произведение -- рецензия на книгу А. Н. Муравьева "Путешествие по святым местам русским" (1836), в 1838 в журнале "Современник" были опубликованы первые стихи Т. "Вечер" и "К Венере Медицейской".

В 1838--40 (с перерывами) продолжал образование за границей. В Берлинском университете он занимался философией, древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию. По возвращении служил в министерстве внутренних дел чиновником особых поручений (1842--44). В 1843 Т. познакомился с французской певицей П. Виардо. Дружеские отношения с ней и её семьей продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет частые поездки, а затем и долгое пребывание Тургенева за границей. Чрезвычайно важным для Ивана Сергеевича было знакомство в конце 1842 с В. Г. Белинским; вскоре Тургенев сблизился с его кружком, с петербургскими литераторами (в том числе с А. И. Герценом), деятельность которых развёртывалась в русле идей западничества. Критика и убеждения Белинского способствовали укреплению Тургенева на антикрепостнических и антиславянофильских позициях; в некоторых очерках Тургенева из "Записок охотника" ("Бурмистр" и "Два помещика") есть следы прямого влияния "Письма к Гоголю", написанного Белинским во время совместного пребывания с Тургенева за границей (1847).

В 1843 вышла в свет поэма "Параша", высоко оцененная Белинским; вслед за ней опубликованы поэмы "Разговор" (1845), "Андрей" (1846) и "Помещик" (1846) -- своего рода "физиологический очерк" в стихах, определивший место Т. в кругу писателей гоголевского направления. В поэзии Тургенева два героя -- мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный внутренней тревоги, неясных надежд, и -- скептик онегинско-печоринского типа. Грустная ирония по отношению к бесприютному "скитальцу", тоска о высоком, идеальном, героическом -- основное настроение поэм Ивана Сергеевича в прозаических произведениях этих лет -- "Андрей Колосов" (1844), "Три портрета" (1846), "Бретер" (1847) -- Тургенев продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. Эпигон Печорина, скептик во 2-й половине 40-х гг. не представлялся Тургенев значительным, напротив, он сочувствует сейчас личности непосредственной и свободной в проявлениях своей воли и чувства. В это время Тургенев выступает и с критическими статьями, с рецензиями (на перевод "Фауста" М. Вронченко, пьесы Н. В. Кукольника, С. А. Гедеонова), в которых выразилась эстетическая позиция писателя, близкая взглядам Белинского на высокое общественное назначение литературы.

В драматических произведениях -- жанровых сценах "Безденежье" (1846), "Завтрак у предводителя" (1849, опубликован 1856), "Холостяк" (1849) и социальной драме "Нахлебник" (1848, поставлена 1849, опубликована 1857) -- в изображении "маленького человека" сказались традиции Н. В. Гоголя и связь с психологической манерой Ф. М. Достоевского (образ Кузовкина). В пьесах "Где тонко, там и рвется" (1848), "Провинциалка" (1851), "Месяц в деревне" (1850, опубликована 1855) выражены характерные для Ивана Сергеевича неудовлетворённость бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции, предощущение нового героя -- разночинца. От драмы униженного крепостническими порядками человека Тургенев приходит к глубокой психологической разработке столкновений разных социальных групп, различных воззрений (например, дворянства и разночинцев). Драматургия Т. подготавливала социальные пьесы А. Н. Островского и предваряла психологическую драму А. П. Чехова с её скрытым лиризмом и острым ощущением разорванности мира и человеческого сознания.

Цикл очерков "Записки охотника" (1847--52) -- самое значительное произведение молодого Т. Оно оказало большое влияние на развитие русской литературы и принесло автору мировую известность. Книга была переведена на многие европейские языки и уже в 50-е гг., находясь фактически под запретом в России, выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Записки охотника" "...положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" (Собр. соч., т. 9, 1970, с. 459). В центре очерков -- крепостной крестьянин, умный, талантливый, но бесправный. Т. обнаружил резкий контраст между "мёртвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян, возникшими в общении с величавой, таинственной и прекрасной природой. В соответствии с общей мыслью "Записок охотника" о глубине и значительности народного сознания Т. в самой художественной манере изображения крестьян делает шаг вперёд в сравнении с предшествующей и современной литературой. Яркая индивидуализация крестьянских типов, изображение психологической жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крестьянине личности тонкой, сложной, глубокой, как природа,-- открытия Т., сделанные в "Записках охотника".

Тургеневская концепция народного характера имела большое значение для развития прогрессивной общественной мысли в России. К книге Т. обращались передовые люди как к убедительному аргументу в пользу отмены крепостного права в России. В 70-е гг. "Записки..." оказались близки народникам как признание нравственной высоты крестьянина и бедственного его положения. Они оказали заметное влияние на изображение народа в русской литературе (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Чехов). С "Записок охотника" началось участие Т. в некрасовском "Современнике", в кружке которого он вскоре занял видное место.

В феврале 1852 Т. написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, назвав его великим писателем, который "...означил эпоху в истории нашей литературы" (Полн. собр. соч., т. 14, 1967, с. 72), что послужило предлогом для ареста и ссылки Т. под надзор полиции в село Спасское на полтора года. Истинная причина этой акции -- критика крепостничества в "Записках охотника". В этот период Т. написал повести "Муму" (опубликована 1854) и "Постоялый двор" (опубликована 1855), по своему антикрепостническому содержанию примыкающие к "Запискам охотника".

В 1856 в "Современнике" появился роман "Рудин" -- своеобразный итог раздумий Т. о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых писатель с разных сторон оценивал тип идеалиста 40-х гг. Если в повестях "Два приятеля" (1854) и "Затишье" (1854) с неодобрением был дан портрет человека неустойчивого, рефлектирующего, то в рассказах "Гамлет Щигровского уезда" (1849), "Дневник лишнего человека" (1850), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856) раскрывалась трагедия "лишнего человека", его мучительный разлад с миром и людьми. Точка зрения Т. на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 40-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь пропаганды высоких идей в условиях русской жизни 50-х гг. Как всегда, Т. "сверял" своего героя с чутко уловленными требованиями современности, ожидавшей передового общественного деятеля. Рудин принадлежал к поколению, которое готовило для него почву. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов (в эти годы) готовы были поддержать протест против крепостнической действительности, заключающийся во многих психологических чертах "лишнего человека".

В романе "Дворянское гнездо" (1859) остро поставлен вопрос об исторических судьбах России. Герой романа Лаврецкий "обыкновеннее" Рудина, но он ближе к народной жизни, лучше понимает нужды народа. Он считает своим долгом облегчить участь крестьян. Однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется её нравственное чувство. Уход Лизы в монастырь -- это своеобразный протест и пусть пассивное, но всё же неприятие жизни. Образ Лизы окружен "светлой поэзией", которую Салтыков-Щедрин отмечал в "каждом звуке этого романа". Если "Рудин" -- испытание идеалиста 40-х гг., то "Дворянское гнездо" -- это осознание его ухода с исторической сцены.

В связи с "Дворянским гнездом" и предшествовавшими ему повестями "Фауст" (1856) и "Ася" (1858) в печати возникла полемика о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем наметилось расхождение между Т. и революционными демократами, которые сосредоточили своё внимание на слабости, нерешительности "лишнего человека", отсутствии в нём гражданского чувства (о чём писал Чернышевский в статье "Русский человек на rendezvous" в связи с повестью Т. "Ася"); они исходили из представления о нравственно цельном человеке, у которого нет противоречия между внутренними потребностями и общественным долгом. Спор о новом герое затрагивал самые существенные вопросы русской жизни накануне реформы, в условиях назревающей революционной ситуации. Чуткий к запросам времени, Т. в романе "Накануне" (1860) выразил мысль о необходимости сознательно-героических натур. В образе разночинца болгарина Инсарова писатель вывел человека с цельным характером, все нравственные силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Т. отдавал должное людям героического склада, хотя они представлялись ему несколько ограниченными, однолинейными. Добролюбов, посвятивший "Накануне" статью "Когда же придёт настоящий день?" (1860), отметил, что Инсаров неполно обрисован в романе, не приближен к читателю, не открыт ему. И поэтому, по мнению критика, главное лицо романа -- Елена Стахова; в ней воплощена "общественная потребность дела, живого дела, начало презрения к мертвым принципам и пассивным добродетелям..." (Собр. соч., т. 3, 1952, с. 36). Россия для Т. -- накануне появления сознательно-героических натур (для Добролюбова -- революционных). Т. не мог принять остропублицистическое истолкования романа, предложенного Добролюбовым, не мог согласиться с революционной позицией критика, выраженной на материале и при помощи его романа. Поэтому писатель возражал против опубликования статьи. Когда же она благодаря настойчивости Некрасова всё-таки появилась, он ушёл из "Современника". Основная причина разрыва коренилась в том, что Т., стоявший на либеральных позициях, не верил в необходимость революции; по определению В. И. Ленина, ему "...претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 206). В то же время Т. отдавал дань уважения высоким душевным качествам революционных демократов и связывал с ними будущее России.

Поэтому в романе "Отцы и дети" (1862) Т. продолжал художественное исследование "нового человека". "Отцы и дети" -- роман не просто о смене поколений, а о борьбе идейных направлений (идеализма и материализма), о неизбежном и непримиримом столкновении старых и новых социально-политических сил. Роман раскрывал жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений, конфликты во всех сферах жизни (между помещиками и крестьянами, выходящими из повиновения; между дворянами и разночинцами; внутри дворянского сословия). Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, взрывающая аристократическую замкнутость, ломающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Расстановка лиц в романе и развитие действия показали, на чьей стороне автор. Несмотря на его двойственное отношение к герою, несмотря на спор, который ведёт Т. с "нигилистом" Базаровым, об отношении к природе, любви, искусству, этот "отрицатель" выведен как мужественный, последовательный в своих убеждениях человек, которому предстоит большое и важное "дело". Рационализм суждений находится в противоречии с его глубокой, страстной натурой. Защитники прежних "принципов" -- "сливки" дворянского общества (братья Кирсановы) -- уступают герою в нравственной силе, понимании потребностей жизни. Трагическая история любви Базарова и Одинцовой, выявляя несоответствие между натурой и некоторыми воззрениями героя, подчёркивает его нравственное превосходство над лучшими представителями дворянства. Трезво и серьёзно оценивал Т. не только роль героя, находящегося в "преддверии будущего", составляющего "странный pendant с Пугачевым", но и место народа в этом процессе. Т. видел разобщённость народа с передовой интеллигенцией, ставшей на защиту его интересов. В этом, по Т., одна из причин трагического положения новых деятелей.

Современники остро реагировали на появление романа. Реакционная печать обвинила Т. в заискивании перед молодёжью, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Иначе понял роман Д. И. Писарев, увидевший в нём верное изображение нового героя. Сам Т. писал К. К. Случевскому по поводу Базарова: "... Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером" (Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 4, 1962, с. 380). Однако известная противоречивость позиции Т. доныне порождает споры об отношении автора к герою.

После "Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований. В открытом споре с А. И. Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести "Призраки" (1864), "Довольно" (1865) и др., исполненные грустных раздумий и пессимистических настроений. Меняется жанр тургеневского романа: всё более ослабляется централизующая роль главного героя в общей композиции произведения. В центре романа "Дым" (1867) -- проблема поколебленной реформой жизни России, когда "...новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло" (Соч., т. 9, 1965, с. 318). В романе два основных героя -- Литвинов, в трагической любви которого отразились и "поколебленный быт", и противоречивое, неустойчивое сознание людей, и Потугин -- проповедник западной "цивилизации". Роман носил резко сатирический и антиславянофильский характер. Ирония автора была направлена как против представителей революционной эмиграции ("Гейдельбергские арабески"), так и против высших правительственных кругов России ("баденские генералы"). Однако осуждение пореформенной действительности ("дым"), рассмотрение политической оппозиции не как привнесённого извне явления, а как порождения российской жизни отличают этот роман от "антинигилистических" произведений других авторов. Грустные воспоминания о типе "лишнего человека" ("Вешние воды", опубл. 1872), раздумья о народе и сути русского характера ("Степной король Лир", опубликован 1870) приводят Т. к созданию наиболее значительного произведения последнего периода -- романа "Новь" (1877).

В обстановке горячих обсуждений судеб истории и искусства возникает "Новь" -- роман о народническом движении в России. Отдавая дань уважения героическому порыву молодёжи, её подвигу самопожертвования, но не веря в возможность революционных преобразований, Т. придаёт участнику "хождения в народ", "романтику реализма" Нежданову черты "российского Гамлета". Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией "малых дел", по мнению Т., ближе к истине. Развёртывая в романе картины идейных споров представителей либеральных воззрений (Сипягин), консервативных (Калломейцев) и народнических (Нежданов, Марианна,. Соломин) взглядов, Т. отдаёт предпочтение народническим. "Новь" хотя и не сразу, но примирила писателя с молодым поколением. В последние годы жизни Т. создал несколько небольших произведений, в том числе "Стихотворения в прозе" (часть 1, опубликована 1882); в стихотворениях "Порог", "Памяти Ю. П. Вревской" он прославил подвиг самопожертвования во имя счастья народа.

В 70-е гг., живя в Париже, Т. сближается с деятелями народнического движения -- Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М. Степняком-Кравчинским; материально помогает народническому журналу "Вперёд". Он следит за развитием русского и французского искусства; входит в кружок крупнейших французских писателей -- Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользуется репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. В эти годы и позднее Т. своим зрелым мастерством, утончённым искусством психологического анализа оказывал несомненное влияние на западноевропейских писателей. П. Мериме считал его одним из вождей реалистической школы. Ж. Санд, Г. Мопассан признавали себя учениками Т. В скандинавских странах романы Т., в частности "Рудин", пользовались особой популярностью, привлекали внимание видных драматургов и прозаиков. Шведская критика отмечала "тургеневский элемент" в пьесах А. Стриндберга. Очень велика была роль Т. и как пропагандиста русской литературы за рубежом.

Деятельность Т. в области литературы, науки и искусства была высоко оценена во Франции и Англии. В 1878 его избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский университет присвоил Т. степень доктора обычного права. Приезжая в Россию (1879, 1880), Т. участвовал в чтениях в пользу общества любителей российской словесности. В 1880 он выступил с речью о Пушкине. Прогрессивная Россия встречала его овациями.

Творчество Т. ознаменовало новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Т. своеобразной летописью русской действительности 40--70-х гг. 19 в. Особенно велики его заслуги в развитии русского романа. Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, М. Ю. Лермонтова, он создал особую форму "биографического", или "персонального", романа, романа героя. В центре внимания автора -- судьба одного лица, характерного для своего времени. Т. принадлежит глубокое и объективное исследование типа "лишнего человека", получившее дальнейшее развитие в творчестве И. А. Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. Анализ характера героя, оценка его с общественно-исторической точки зрения определяют композицию романа Т. Этим же принципом обусловлено и расположение действующих лиц. Главный герой романа защищает определённую жизненную позицию. От того, насколько успешно он её отстаивает, зависит его судьба. Другие лица романа, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с главным героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера.

Особое место в прозе Т. занимают женские образы. В женской, натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определённому времени ожидание нового, героического. Поэтому любимым своим героиням Т. даёт право суда над героем. Истории любви принадлежит центральное место в композиции романа Т. Осмысление любви не только как величайшего счастья, но и как трагедии человеческой жизни, анализ "трагического значения любви" имеют у Т. концепционное значение. В несоединимости общественного долга и счастья, выявляющей противоречия между натурой и убеждениями героя, обнаруживается представление Т. о неразрешимости конфликта передового деятеля с обществом в крепостнической России, невозможности свободного проявления человеческой личности. Глубокое освещение основного жизненного конфликта и характеров, одобрение прогрессивных социальных течений, вера в общественный идеал соединяются у Т. с сознанием неосуществимости идеала в тот исторический период. Отсюда и двойственность в отношении автора к главному герою: уважение к его высоким нравственным качествам и сомнение в правильности избранной им жизненной позиции. Этим же объясняется и грустная, лирическая атмосфера, возникающая вокруг героя, которому не удаётся воплотить в жизнь свои убеждения, и героини, стремящейся к активному добру.

Пейзаж в произведениях Т. -- не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Т. воспринимает природу как "равнодушную", "повелительную", "себялюбивую", "подавляющую" (см. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, с. 481). Природа у Т. проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека -- источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Тургенев -- мастер полутонов, динамического, проникновенного лирического пейзажа. Основная тональность тургеневского пейзажа, как в произведениях живописи, обычно создаётся освещением. Т. улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Т. многозначна, он часто приобретает обобщённое, символическое звучание и характеризует не только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные моменты в развитии действия (например, сцена у Авдюхина пруда в "Рудине", гроза в "Накануне" и др.). Эта традиция была продолжена Л. Толстым, Короленко, Чеховым.

В создании психологического и сатирического портрета Т. -- последователь Пушкина и Гоголя. Портретные характеристики выполнены Т. в объективной манере (сам Т. говорил о необходимости "...быть психологом, но тайным"-- там же, т. 4, 1962, с. 135). Напряжённость душевной жизни с тонко очерченной сменой различных состояний передана в её внешних проявлениях -- в мимике, жесте, движении персонажа, за которыми как бы угадываются недостающие звенья единой психологической цепи. Дело великих предшественников Т. продолжал и как непревзойдённый стилист, как мастер языка, сливший в своей прозе книжную культуру русского слова с богатствами живой народной речи.

Созданная Тургеневым художественная система оказала заметное влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа 2-й половины 19 в. Она во многом послужила основой для "интеллектуального" романа Л. Толстого и Достоевского, в котором судьбы центральных героев зависят от решения ими важного философского вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Традиции Т. развиваются и в творчестве многих советских писателей (А. Н. Толстой, К. Г. Паустовский и др.). Его пьесы составляют неотъемлемую часть репертуара советских театров. Многие произведения Тургенева экранизированы.

Советские литературоведение с первых лет революции занималось пристальным изучением наследия Т. Создано множество трудов, посвященных жизни и творчеству писателя, выяснению его роли в русском и мировом литературном процессе. Проведено научное исследование текстов, изданы широко комментированные собрания сочинений. Музеи Т. созданы в г. Орле и бывшем имении его матери Спасском-Лутовинове

  • -- Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.
  • -- Вы еще не знаете есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?
  • -- есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают...
  • -- жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие
  • -- Природа... будит в нас потребность любви...
  • -- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием
  • -- Брак основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.
  • -- Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет.
  • -- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
  • -- Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает - скоро ли, тихо ли оно проходит.
  • -- Всякая Молитва сводится на следующее: "Великий Боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре".
  • -- Выйдет случай что-нибудь сделать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.
  • -- Добро по указу - не добро.
  • -- Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.
  • -- Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают.
  • -- Жалок тот, кто живет без идеала!
  • -- Космополит - нуль, хуже нуля.
  • -- Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.
  • -- Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ее, только любовью держится и движется жизнь.
  • -- Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
  • -- Мужчина может сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка.
  • -- Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
  • -- Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
  • -- Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
  • -- Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
  • -- Неувядаемый лавр, которым увенчивается великий человек, ложится также и на чело его народа.
  • -- Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее.
  • -- Ничего нет утомительней невеселого ума.
  • -- О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности все делать, а в возможности думать, что ты все сделаешь.
  • -- Обо всем на свете можно говорить с жаром... но с аппетитом говоришь только о самом себе.
  • -- Перед вечностью, говорят, все пустяки - да; но в таком случае и сама вечность пустяки.
  • -- Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
  • -- Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.
  • -- Себялюбие - самоубийство. ... но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого...
  • -- Сильному не нужно счастья.
  • -- Смех без причины - лучший смех на свете.
  • -- Смешно бояться - правды не любить.
  • -- Старая штука смерть, а каждому внове.
  • -- Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • -- Только ее, только любовью держится и движется жизнь.
  • -- У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.
  • -- Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места сдвинуть можно.
  • -- Человек слаб, женщина сильна, случай всесилен, примириться с бесцветною жизнью трудно, вполне позабыть себя невозможно... , а тут красота и участие, тут теплота и свет, - где же противиться? И побежишь, как ребенок к няньке.
  • -- Человеку надо надломить упорный эгоизм своей личности, чтобы дать ей право себя высказывать.
  • -- Честность была его капиталом, и он брал с него ростовщичьи проценты.
  • -- Чрезмерная гордость - вывеска ничтожной души.
  • -- Эта женщина, когда идет к тебе, точно все счастье твоей жизни тебе навстречу несет...
  • -- Всякая мысль подобна тесту, стоит помять ее хорошенько - все из нее сделаешь.
  • -- Непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят того, чтобы их понимали.

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый». Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
Ноябрь 1837 года – Тургенев официально заканчивает учебу и получает диплом философского факультета Петербургского университета на звание кандидата.

В 1838- 1840 гг. Тургенев продолжил свое образование за границей (в Берлинском университете изучал философию, историю и древние языки). Во время свободное от лекций Тургенев путешествовал. За два года с лишним своего пребывания за границей, Тургенев смог объездить всю Германию, побывать во Франции, Голландии и даже пожить в Италии. Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).

В 1841г. Иван Сергеевич Тургенев вернулся на родину и начал готовиться к магистерским экзаменам. Как раз в это время Тургенев знакомится с такими велики людьми как Гоголь и Асаков. Еще в Берлине познакомившись с Бакуниным, в России он посещает их имение Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею).

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму "Параша".

В 1843 поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В мае 1845 И.С. Тургенев выходит в отставку. К этому времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной жизнью, окончательно лишает Тургенева материальной поддержки, писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия.

Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845). От романтизма Тургенев обращается к иронико-нравоописательным поэмам "Помещик" и прозе "Андрей Колосов" в 1844 году, "Три портрета" 1846 год, "Бретер" 1847 год.

1847 г. - Тургенев принес Некрасову в "Современник" свой рассказ "Хорь и Калиныч", к которому Некрасов сделал подзагаловок "Из записок охотника". Этим рассказом началась литературная деятельность Тургенева. В этот же год Тургенев увозит в Германию на лечение Белинского. Белинский умирает в Германии в 1848г.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. В тесном общении с семьею Виардо Тургенев прожил 38 лет.

И.С. Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" 1848 год, "Холостяк" 1849 год, "Месяц в деревне" 1850 год, "Провинциалка" 1850 год.

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика работал в "Современнике". В 1852 году очерки вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника". Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 году Тургенев опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году Ивану Сергеевичу Тургеневу было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 году.

Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" 1852 год и "Постоялый двор" 1852 год на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" 1850 год, "Яков Пасынков" 1855 год, "Переписка" 1856 год.

В 1856 году Тургенев получает разрешение на выезд за границу, и отправляется в Европу, где он проживёт почти два года. В 1858 году Тургенев возвращается в Россию. О его повестях спорят, литературные критики дают противоположные оценки тургеневским произведениям. После своего возвращения Иван Сергеевич публикует повесть "Ася", вокруг которой разворачивается полемика известных критиков. В этом же году выходит в свет роман "Дворянское гнездо", а в 1860 году — роман "Накануне".

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым ; их взаимная враждебность сохранялась до конца).

Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым , едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).

В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения.

В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть «Призраки» (1864) и этюд «Довольно» (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

1863 – 1871 годы – Тургенев и Виардо живут в Бадене, после окончания франко-прусской войны переезжают в Париж. В это время Тургенев сходится с Г. Флобером, братьями Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Постепенно Иван Сергеевич берет на себя функцию посредника между русской и западноевропейской литературами.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже. В 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых представлены почти все мотивы его творчества.

В 1883г. 22 августа Иван Сергеевич Тургенев умер. Это печальное событие случилось в Буживале. Благодаря составленному завещанию, тело Тургенева перевезли и похоронили в России, в Петербурге.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883 гг.)

Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах - Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт. В 1838-1847 гг. он пишет и печатает в журналах лирические стихотворения и поэмы («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.).

На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты.

Перейдя в 1847 г. к прозе («Хорь и Калиныч» из будущих «Записок охотника»), Тургенев оставил поэзию, но в конце жизни создал замечательный цикл «Стихотворений в прозе».

Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Создал ряд социально-психологических романов - «Рудин» (1856), «Накануне» (1860) , «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети»(1862), повести «Лея», «Вешние воды», в которых вывел как представителей уходящей дворянской культуры, так и новых героев эпохи - разночинцев и демократов. Его образы самоотверженных русских женщин обогатили литературоведение особым термином - «тургеневские девушки».

В поздних романах «Дым»(1867) и «Новь»(1877) изобразил жизнь русских за границей.

В конце жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.

Умер писатель 22 августа (3 сентября) 1883 в Буживале, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

Иван Сергеевич Тургенев является известным русским писателем, поэтом, публицистом и переводчиком. Он создал собственную художественную систему, оказавшую влияние на поэтику романа второй половины 19-го века.

Краткая биография Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в Орле. Он воспитывался в старинной дворянской семье и был вторым сыном у родителей.

Его отец, Сергей Николаевич, служил в армии и вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Мать, Варвара Петровна, происходила из состоятельной дворянской семьи.

Стоит заметить, что этот брак не был счастливым, поскольку отец Тургенева женился по расчету, а не по любви.

Детство и юность

Когда Ивану исполнилось 12 лет, отец решил уйти из семьи, бросив жену и троих детей. К тому времени от эпилепсии умер младший сын Сережа.

Иван Тургенев в юности, 1838 год

В результате, воспитание обеих мальчиков, Николая и Ивана, легло на плечи матери. По своей натуре она была чрезмерно строгой женщиной со скверным характером.

Во многом это объясняется тем, что в детстве с ней жестоко обращались, причем как мать, так и отчим, который нередко ее избивал. В результате, девушке пришлось сбежать из дома к своему дяде.

Вскоре мать Тургенева второй раз вышла замуж. Несмотря на то, что она строго относилась к сыновьям, ей удалось привить им хорошие качества и манеры.

Она была грамотной женщиной и разговаривала со всеми членами семьи исключительно на французском языке.

Также она поддерживала дружеские отношения с писателями и Михаилом Загоскиным. Не удивительно, что ей хотелось дать своим сыновьям хорошее образование.

С обоими мальчиками занимались одни из лучших преподавателей Европы, на которых она не жалела средств.

Образование Тургенева

Во время зимних каникул он отправился в Италию, которая очаровала будущего писателя красотой и неповторимой архитектурой.

Возвратившись в Россию в 1841 г., Иван Сергеевич успешно сдал экзамены и получил степень магистра философии в Петербургском университете.

Через 2 года ему доверили должность в Министерстве внутренних дел, что могло полностью изменить его биографию.

Однако интерес к писательскому делу взял верх над выгодами чиновничьего положения.

Творческая биография Тургенева

Когда ее прочитал известный критик (см. ), он по достоинству оценил талант начинающего писателя и даже захотел встретиться с ним. В результате, они стали хорошими друзьями.

Позже Иван Сергеевич имел честь познакомиться с Николаем Некрасовым (см. ), с которым у него также сложились хорошие отношения.

Следующими произведениями Тургенева стали «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

Он утверждал, что его имя не достойно упоминания в обществе, а также обзывал его «лакейским писателем». Мусин-Пушкин сразу же написал донесение царю Николаю 1, во всех подробностях описав инцидент.

Из-за частых поездок за рубеж, Тургенев находился под подозрением, поскольку там он общался с опальными Белинским и . А теперь из-за некролога, его положение ухудшилось еще больше.

Именно тогда в биографии Тургенева начинаются проблемы. Его задержали и посадили в тюрьму на месяц, после чего он еще 3 года находился под домашним арестом без права выезда за границу.

Произведения Тургенева

По окончании заключения он опубликовал книгу «Записки охотника», в которой были такие рассказы, как «Бежин луг», «Бирюк» и «Певцы». Цензура усмотрела в произведениях крепостного права, однако ни к каким серьезным последствиям это не привело.

Тургенев писал как для взрослых, так и для детей. Однажды пробыв какое-то время в деревне, он сочинил знаменитый рассказ «Муму», получивший широкую популярность в обществе.

Там же, из-под его пера вышли такие романы, как «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети». Последнее произведение вызвало настоящий фурор в обществе, поскольку Иван Сергеевич сумел мастерски передать проблему взаимоотношений отцов и детей.

В конце 50-х годов он посетил несколько европейских стран, в которых продолжал писательскую деятельность. В 1857 г. им была написана известная повесть «Ася», которую впоследствии перевели на многие языки.

По мнению некоторых биографов, прототипом главной героини стала его внебрачная дочь Полина Брюэр.

Образ жизни Тургенева вызывал критику у многих его коллег. Они осуждали его за то, что большую часть своего времени он проводил за границей, при этом считая себя патриотом России.


Сотрудники журнала «Современник». Верхний ряд Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд , И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, . Фото С. Л. Левицкого, 15 февраля 1856 года

Так, например, он был в серьезной конфронтации с , и . Несмотря на это, талант Ивана Сергеевича, как романиста, был признан многими известными писателями.

Среди них были братья Гонкуры, Эмиль Золя и Гюстав Флобер, который стал впоследствии его близким другом.

В 1879 г. 61-летний Тургенев приехал в Санкт-Петербург. Он был очень тепло принят молодым поколением, хотя власть по-прежнему относилась к нему с подозрением.

В том же году прозаик отправился в Британию, где получил звание почетного доктора Оксфордского университета.

Когда Иван Сергеевич узнал, что в Москве состоится открытие памятника Александру Пушкину, он тоже посетил это торжественное мероприятие.

Личная жизнь

Единственной любовью в биографии Тургенева была певица Полина Виардо. Девушка не обладала красотой, а скорее наоборот, вызывала отвращение у многих мужчин.

Она была сутулой и имела грубые черты лица. Ее рот был непропорционально большим, а глаза вываливались из орбит. Генрих Гейне даже сравнивал ее с пейзажем, который был «одновременно чудовищным и экзотическим».


Тургенев и Виардо

Но когда Виардо начинала петь, она сразу же очаровала слушателей. Именно в таком образе Тургенев увидел Полину, и сразу же влюбился в нее. Все девушки, с которыми он имел близкие отношения до встречи с певицей, сразу же перестали его интересовать.

Однако тут была проблема – возлюбленная писателя была замужем. Тем не менее, Тургенев не отступал от цели и делал все возможное, чтобы чаще видеться с Виардо.

В результате ему удалось поселиться в доме, в котором жила Полина и ее супруг Луи. Муж певицы сквозь пальцы смотрел на отношения «гостя» с женой.

Ряд биографов считают, что причиной этому были немалые суммы, которые русский барин оставлял в доме любовницы. Также некоторые исследователи считают, что настоящим отцом Поля, ребенком Полины и Луи, является Иван Тургенев.

Мать писателя была против отношений сына с Виардо. Она надеялась на то, что Иван бросит ее и наконец-то найдет себе подходящую пару.

Интересно, что в молодости у Тургенева был мимолетный роман с белошвейкой Авдотьей. В результате их взаимоотношений на свет появилась дочь Пелагея, которую он признал лишь 15 лет спустя.

Варвара Петровна (мать Тургенева) очень холодно относилась к внучке из-за ее крестьянского происхождения. Но сам Иван Сергеевич очень любил девочку, и даже согласился взять ее в свой дом, после совместной жизни с Виардо.

Любовная идиллия с Полиной продлилась недолго. Во многом это объяснялось трехлетним домашним арестом Тургенева, из-за которого влюбленные не могли видеться друг с другом.

После расставания, писатель стал встречаться с юной Ольгой, которая была младше его на 18 лет. Однако Виардо по-прежнему не выходила из его сердца.

Не желая портить жизнь молодой девушке, он признался ей в том, что до сих пор любит только Полину.

Портрет Тургенева в исполнении

Следующим увлечением Ивана Сергеевича стала 30-летняя актриса Мария Савина. На тот момент Тургеневу исполнился 61 год.

Когда пара отправилась в , Савина увидела в доме писателя большое количество вещей Виардо и догадалась, что она никогда не сможет добиться к себе такой же любви.

В результате, они так и не поженились, хотя сохраняли дружеские отношения до самой смерти писателя.

Смерть

В 1882 г. Тургенев серьезно заболел. После обследования врачи диагностировали у него рак костей позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело и сопровождалась постоянными болями.

В 1883 г. он перенес операцию в Париже, но это не дало никаких результатов. Единственной радостью для него стало то, что в последние дни жизни рядом с ним была любимая женщина – Виардо.

После его кончины она унаследовала все имущество Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев умер 22 августа 1883 г. в возрасте 64 лет. Его тело было доставлено из Парижа в Петербург, где было похоронено на Волковом кладбище.

Если вам понравилась биография Тургенева – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.