Акафист в пост не читают. Великий пост

  • 20.09.2019

До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.

Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.

Что можно есть в Рождественский пост?

В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца.

Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления.

Что нельзя делать в Рождественский пост?

В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами. Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста. Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности.
...


Скажем и о последней неделе поста. В наше время большинство православных справляет Новый год, в храмах служатся молебны 31 декабря и 1 января. Многие священники благословляют вкушать на праздник рыбу и вино, особенно если встречать Новый год придется вместе с неверующими людьми. В каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально - с духовником.

По уставу, со 2 по 6 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу: «от 20-го числа, даже до 25-го (ст.ст. - прим.авт.), аще и суббота и Неделя (воскресенье - прим.авт.) случится, не разрешаем на рыбы».

Последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в эти дни уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника.

За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом - отрывки из первых трех Евангелий - от Матфея, от Марка и от Луки.

Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи, не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса. Затем разрешается вкусить сочиво - рис или пшеницу с медом и сухофруктами. Запить это можно компотом (взваром). В древности на Руси в сочельник столы, лавки посыпались соломой или сеном в память о яслях, куда был положен Младенец Христос.

Какие молитвы читают в Рождественский пост?

Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.

Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь.

Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Другое дело, что акафист – это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу - день распятия Христа. Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских.

Желаем вам приятно и благодатно провести светлые дни Рождественского поста и с радостью встретить Рождество Христово!

Человек, который пытается жить внимательной духовной жизнью, ощущает очень большую потребность в посте. Именно поэтому люди, которых мы называем подвижниками, так или иначе, приходили к разным формам поста. Навести порядок в своей душе, долго не постясь, невозможно.

Если вспомним свое состояние после окончания , недели через две после , мы увидим, что было желание еще раз вернуться к этому времени, когда напряжение в духовной жизни давало некий внутренний результат. Со временем это желание уходит, но разум помнит, как значимо такое напряжение.

И поэтому то, что наступает пост - это прекрасно. Думаю, если мы потрудимся, то к его окончанию обязательно получим какой-то плод.

У есть отличие: он больше, чем другие посты, посвящен постижению тайны подвига Пресвятой Богородицы.

С другой стороны - он очень короткий, короче всех остальных постов (за редким исключением, когда таким же бывает Петров пост). И на это время можно поставить перед собой какую-то конкретную задачу и попытаться с помощью Бога и Матери Божией ее решить. Например, не раздражаться, или не осуждать, или служить своим домашним, чтобы быть им в радость, а не чтобы они терпели тебя потому, что деваться некуда.

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией. Для того чтобы разумом и сердцем к Ней приблизиться. Акафист - это не просто некие похвалы тому, кому он посвящен, а, особенно если он написан молитвенником, раскрытие подвигов святого и постижение его земного духовного пути.

Я, как священник своего храма, уже много лет еженедельно читаю акафист святым Косме и Дамиану, и год от года открываю для себя новые, глубокие мысли в словах акафиста.

Удивительно прекрасен акафист Пресвятой Богородице, начинающийся словами «Взбранной Воеводе победительная…» Там есть такие слова: «Радуйся, чаша, черпающая радость». «Радуйся, Божие к смертным благоволение: радуйся, смертных к Богу дерзновение». Удивительные слова! Этот акафист - жемчужина нашего богословия.

И если мы за эти дни возьмем себе за правило читать этот акафист, душа наша почувствует близость Матери Божией, и нам понятнее станет сам пост.

- Если человек находится в отпуске, в санатории, например, где пост в еде сложно соблюдать?

Да, мы люди северные, и полностью устав, который создан в иерусалимских, палестинских, афонских или константинопольских монастырях, достаточно трудно к нам применим. Это серьезный вопрос, который требует церковного обсуждения.

В Греции руку из окна высунул, палку в землю воткнул, через два месяца той же рукой можно плоды снимать. У нас же лето короткое, и мы стремимся «запастись» им на долгие холодные месяцы.

Думаю все, что касается поста в еде - отдельный вопрос. И здесь уже самому человеку нужно решать. И уж если вы отдыхаете там, где у вас нет возможности самому себе приготовить или выбрать постную еду, нужно компенсировать это более усиленным молитвенным трудом.

- Сведение цели поста к освящению яблок и меда - как уйти от этого?

Если человек начинает углубляться в молитвенное делание, то совершенно само собой все внешнее перемещается на периферию.

Ведь яблоки - это такое внешнее. Можно строго не есть их до Преображения и тем ограничиться. Мне вспоминается смешной эпизод из моей школьной юности. Я был невоцерковленным человеком, однако слышал, что на Преображение нужно есть яблоки. Однажды мы с друзьями катались на велосипедах ночью по Подмосковью. Один из нас вспомнил, что сегодня - Преображение, надо есть яблоки.

Мы залезли в чужой сад, украли яблоки и с чувством исполняемого долга сидели и ели их. И нам в голову не приходило то, что мы нарушили заповедь и вообще - вместо того, чтобы лазить по чужим садам, надо бы пойти в храм…

Что касается освящения яблок… Надо внимательно прочитать молитву. Что такое освящение урожая? Это когда у крестьянина есть урожай, он понимает, что это - дар Божий, и небольшую лучшую часть он жертвует в храм. Это такой символический знак благодарности - человек возвращает Богу то, что Он подарил ему. В благодарность.

То есть изначально - это не то, что мы пришли в храм с яблоками, чтобы их освятили, и потом дома мы будем эти яблоки есть и через это освящаться сами. Это не так. Поэтому если урожай яблок раньше, имеет смысл читать эту молитву раньше. Или позже. Если речь не о яблоках, а о других плодах - читать в то время, когда уродились эти плоды.

У нас почему-то на яблоки переместились киноварные богослужебные указания, которые касаются в греческом уставе винограда. Виноград, действительно, нельзя вкушать заранее, и монаха, который это сделает, ожидают епитимьи.

У нас это перенесли на яблоки, и получилась не совсем понятная ситуация. Если яблоки уродились, что, позволять им гнить? Я считаю, что это не совсем правильная ситуация.

- Был ли в вашей жизни Успенский пост, который запомнился надолго?

Для меня памятно, как в Троице-Сергиевой Лавре отмечают праздник Успения Матери Божией ночной службой, ночным Крестным ходом вокруг Успенского собора.

Невероятное, небесной красоты богослужение. Ощущение прикосновения к Раю, в котором пребывает Богородица. Это одно из ярких моих духовных переживаний, как вторая Пасха. Неслучайно Успение - воскресение Матери Божией.

Беседовала Оксана Головко

Чтение акафиста – это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми.

Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не заменяют. И все основано на неграмотном домысле: мол “Радуйся” (а в акафистах это слово часто употребляется), читать в пост нельзя. Ведь радоваться – это нехорошо…

Священник Димитрий Синявин, отвечая на вопрос посетительницы нашего сайта: “Можно ли читать акафисты в Великий пост? Наш приходской священник не благословляет.”, пишет следующее:

“Е сли ваш приходской батюшка является вашим духовным отцом, то вы должны его слушать, прав он или нет. Если же вы просто у него исповедуетесь, то вы можете спрашивать совет не только у него, но и у других священников.

Я закончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Учился 5 лет на очном обучении. Нам преподавали учение, согласно Церковному Уставу – “Типикону”. Я сейчас даже специально проверил, нет ли в Типиконе запрещения на чтение акафистов в Великом Посту. Не нашел никаких запретов.

У меня есть много старинных книг. В молитвослове есть предписание для готовящихся к причастию:в субботу подобает читать акафист Спасителю, в воскресенье Божией Матери неотложно. Если человек, по доброй традиции, читает акафист в каждый день, по очереди Спасителю и Божией Матери, тогда пусть в субботу и в воскресенье читает тот акафист, который выпадает на этот день. Про Великий Пост ничего не сказано.

Есть традиция, которую поддерживают многие священнослужители, не читать акафист в Великом Посту. Эта традиция основана на постовых церковных службах. В Великий пост преимущественно читается Псалтирь и покаянные молитвы для того, чтобы настроить человека на покаяние.

Да, я согласен, что в посту нельзя радоваться, нужно больше думать о своих грехах и скорбеть. В
акафисте много раз повторяется слово ” Радуйся”. Но это слово относится не к нам, а к святому, которому читается акафист. Святые люди находятся в Раю и у них там вечная радость, вечная Пасха. Там нет уже место для печали. Читая акафист, мы обращаемся к святому, восхваляем его и просим его нам помочь.

Мой отец покойный, протоиерей Михаил Синявин, Царство ему Небесное, всегда читал акафисты, особенно в Великом Посту. Читал в день по 5 акафистов. Он закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, был очень строгий к Церковному Уставу. Старался неукоснительно ему следовать, но в домашних молитвах постоянно читал акафисты, в Великом Посту не прекращал их читать, и даже увеличивал.

В субботу 5-й недели Великого Поста даже в храмах по уставу положено читать акафист Благовещению Пресвятой Богородице на богослужении. То есть, Церковный Устав не запрещает читать акафист в Великом Посту, а даже предписывает, когда это нужно.

Если на Пасхальной неделе есть предписания замены молитв, акафистов, псалтыри и канонов – Пасхальным правилом (Пасхальными часами и пасхальным каноном), то на дни Великого Поста ничего подобного нет.

Я считаю, что в том, чтобы участвовать в общей соборной молитве, в чтении акафистов в период Великого Поста, не только нет греха, но есть душеполезное и благодатное дело!

Исключение я бы хотел сделать на две недели:

На Страстной неделе акафист стоит заменить чтением Евангелия (по 2-3 главы за акафист).

Также, на Пасхальное неделе давайте заменим чтение акафиста Пасхальным каноном.

Потому что по Типикону святые не поминаются за богослужением от Лазаревой Субботы до окончания пасхальной недели. То есть всего 2 недели во всем Церковном году.

Есть еще одно доказательство разрешения чтений акафистов в Великий пост. В храмах, на постовых богослужениях, поминаются те святые, память которых выпадает на сей день. У многих святых есть кондак, который ему и читается за богослужением. В этих кондаках встречается слово “Радуйся”.

Мир всем и Божие благословение!

О. ДИМИТРИЙ СИНЯВИН

(61 голос : 4.79 из 5 )

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»
().
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
().
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
().
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»
().

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;
— в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост .
Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? — Мы об этом говорили много раз. Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: говорит, именно в пост читать и надо!

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Чтение акафиста — это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми.

Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не заменяют. И все основано на неграмотном домысле: мол «Радуйся» (а в акафистах это слово часто употребляется), читать в пост нельзя. Ведь радоваться — это нехорошо…

Священник Димитрий Синявин, отвечая на вопрос посетительницы нашего сайта: «Можно ли читать акафисты в Великий пост? Наш приходской священник не благословляет.», пишет следующее:

«Е сли ваш приходской батюшка является вашим духовным отцом, то вы должны его слушать, прав он или нет. Если же вы просто у него исповедуетесь, то вы можете спрашивать совет не только у него, но и у других священников.

Я закончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Учился 5 лет на очном обучении. Нам преподавали учение, согласно Церковному Уставу — «Типикону». Я сейчас даже специально проверил, нет ли в Типиконе запрещения на чтение акафистов в Великом Посту. Не нашел никаких запретов.

У меня есть много старинных книг. В молитвослове есть предписание для готовящихся к причастию:в субботу подобает читать акафист Спасителю, в воскресенье Божией Матери неотложно. Если человек, по доброй традиции, читает акафист в каждый день, по очереди Спасителю и Божией Матери, тогда пусть в субботу и в воскресенье читает тот акафист, который выпадает на этот день. Про Великий Пост ничего не сказано.

Есть традиция, которую поддерживают многие священнослужители, не читать акафист в Великом Посту. Эта традиция основана на постовых церковных службах. В Великий пост преимущественно читается Псалтирь и покаянные молитвы для того, чтобы настроить человека на покаяние.

Да, я согласен, что в посту нельзя радоваться, нужно больше думать о своих грехах и скорбеть. В акафисте много раз повторяется слово » Радуйся». Но это слово относится не к нам, а к святому, которому читается акафист. Святые люди находятся в Раю и у них там вечная радость, вечная Пасха. Там нет уже место для печали. Читая акафист, мы обращаемся к святому, восхваляем его и просим его нам помочь.

Мой отец покойный, протоиерей Михаил Синявин, Царство ему Небесное, всегда читал акафисты, особенно в Великом Посту. Читал в день по 5 акафистов. Он закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, был очень строгий к Церковному Уставу. Старался неукоснительно ему следовать, но в домашних молитвах постоянно читал акафисты, в Великом Посту не прекращал их читать, и даже увеличивал.

В субботу 5-й недели Великого Поста даже в храмах по уставу положено читать акафист Благовещению Пресвятой Богородице на богослужении. То есть, Церковный Устав не запрещает читать акафист в Великом Посту, а даже предписывает, когда это нужно.

Если на Пасхальной неделе есть предписания замены молитв, акафистов, псалтыри и канонов — Пасхальным правилом (Пасхальными часами и пасхальным каноном), то на дни Великого Поста ничего подобного нет.

Я считаю, что в том, чтобы участвовать в общей соборной молитве, в чтении акафистов в период Великого Поста, не только нет греха, но есть душеполезное и благодатное дело!

Исключение я бы хотел сделать на две недели:

На Страстной неделе акафист стоит заменить чтением Евангелия (по 2-3 главы за акафист).

Также, на Пасхальное неделе давайте заменим чтение акафиста Пасхальным каноном.

Потому что по Типикону святые не поминаются за богослужением от Лазаревой Субботы до окончания пасхальной недели. То есть всего 2 недели во всем Церковном году.

Есть еще одно доказательство разрешения чтений акафистов в Великий пост. В храмах, на постовых богослужениях, поминаются те святые, память которых выпадает на сей день. У многих святых есть кондак, который ему и читается за богослужением. В этих кондаках встречается слово «Радуйся».

Мир всем и Божие благословение!

Обсуждение: 243 комментария

    Здравствуйте. Читаю акафист Николаю Чудотворцу домашним сорокоустом. Скажите пожалуйста могу я после прочтения просить о здравии и благополучии всем своим родным, перечисляя по именам или нужно за кого то одного молиться?
    Заранее благодарю