Базовые эмоции. Базовые эмоции составляют основу всех эмоциональных переживаний

  • 24.09.2019

Базовые эмоции – это эмоции, которые одинаково проявляются у представителей разных культур, проживающих на разных континентах. Критерий выбора – внешнее сходство.

Базовые эмоции — это врожденные эмоции, на базе которых развиваются более сложные социально детерминированные эмоциональные явления.

Большинство списков базовых эмоций включает от 3 до 10 эмоций, например:

Радость
Печаль
Гнев
Удивление
Страх
Отвращение
Презрение
Интерес

Базовые эмоции возникают при стимуляции различных подкорковых зон мозга. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от ½ до 4 секунд.

Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.

Возможное проявление — смех, покраснение лица, прыгание, сжатие поднятых вверх рук, жест «на большой палец», громкость голоса. Радость может сочетаться с благодарностью, удовлетворением, облегчением, благодушием, весельем, счастьем, удивлением, благочестием.

Печаль — одна из основных отрицательных эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения, потере чего-либо, бедности, недостатке, и направленная в прошлое или настоящее. Печаль является нормальным состоянием человека, вызывающим у него такие переживания, которые не оставляют глубокого следа. При неблагоприятных обстоятельствах печаль может обостриться до скорби и тем самым создать почву для возможного возникновения невротических заболеваний.

Гнев — отрицательная эмоция, направленная против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Гнев может сочетаться с любовью, презрением, ненавистью, нетерпимостью, страданием. Может сменяться другими чувствами.

Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Оно может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Это самая кратковременная эмоция.

Страх — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне — страх острых предметов, животных и т.д.). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути избегания. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас).

Отвращение — антипатия, ненависть, внутренняя негативная реакция на кого- или что-либо. Оно может быть кратковременным и длительным, устойчивым и неустойчивым.

Презрение — чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения, безразличия, пренебрежительного отношения к кому- или чему-либо. Презрение может проявляться в горячности своего выражения или, наоборот, сочетаться с холодностью. Может также сочетаться с гордостью индивида, спесью, чувством собственного достоинства, ригоризмом, самоуверенностью.

Интерес — внимание человека к чему- или кому-либо привлекательному. Считается, что именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет познания и действия.

Таким образом, значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Важные вопросы:

Сколько же всего существует эмоций?

Есть множество точек зрения на эти вопросы. Например, Уильям Джеймс считал, что эмоций существует столько, сколько имеется слов для их характеристики, и что каждой эмоции соответствуют присущие ей физиологические проявления. В наше время большинство ученых не разделяют позиции Джеймса, а некоторые даже заявляют о наличии лишь небольшого числа основных (базовых) эмоций. Кроме того, высказывается идея о том, что, хотя существует небольшой ряд первичных, или основных, эмоций, есть еще огромное количество сложных эмоций, производных от базовых.

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные - этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека . Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти.

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:

    имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

    проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

    влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

    возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

    оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные им к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Описание десяти фундаментальных эмоций,

образующих основную мотивационную систему поведения человека (по К. Изарду)

Эмоция

Проявления в поведении

Причины активации

Функции

Перемены обстановки, одушевленность, новизна

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности

Играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта, обеспечивает работоспособность человека, социальный интерес играет большую роль в коммуникации. Повышает внимание, любознательность, поиск.

Социальные взаимодействия,

преодоление препятствий,

достижение целей. Связана с возможностью удовлетворить потребность.

Человек испытывает чувство психологического комфорта и благополучия, он становится увереннее в себе.

Радостные переживания способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми

Печаль (горе, страдание)

Разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей и т.п.

Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Переживание печали описывается как уныние, грусть, чувство изоляции и одиночества.

Положительные социальные функции: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию.

Ограничения свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта и т.п.)

В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Отвращение

Физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта.

Человек стремиться отстраниться от неприятного объекта или устранить его.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Мотивирующая роль заключается в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания - с другой.

Презрение

Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п.

Сопровождается чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека, предполагает надменную или снисходительную манеру общения с объектом презрения.

Презрение служит положительным целям тогда, когда оно направлено на тех людей, которые его заслуживают.

Информация о реальной или воображаемой опасности. Неуверенность, дурные предчувствия. Боль, одиночество и «внезапное изменение стимуляции», внезапное приближение, необычность, высота, - то есть естественные сигналы опасности. В качестве активатора страха может выступать также неустойчивая привязанность.

Внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Страх ограничивает свободу поведения человека и сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Страх выполняет важные адаптивные функции, так как заставляет человека искать средства для защиты от возможного вреда.

Смущение

Ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия.

Человек прячет глаза, отворачивается, улыбаясь при этом, и зачастую украдкой посматривает на смутившего его человека.

Адаптивные функции: смущение может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением.

Осознание несоответствия

помыслов, поступков человека не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям.

Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем.

Стыд побуждает индивида к

приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности пред обществом.

Нарушения неких, принятых

человеком этических, моральных или религиозных стандартов.

Если человек чувствует себя виноватым, у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым он провинился.

Вина играет роль в воспитании социальной ответственности.

11. Удивление

Внезапное неожиданное событие.

Приостановление деятельности, активизация познавательной сферы.

Способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет на объект все когнитивные процессы.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)

Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных , которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

– одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.

Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.

Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.

Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.

Печаль. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).

Гнев. Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.

Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение и презрение. Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.

Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.

Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.

Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.

Техники управления страхом
1. Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
3. Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
4. Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.

Смущение. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.

Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.

Стыд. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип , новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон — простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

Кэррол Изард (1923 г. р.) – американский психолог, автор дифференциальной теории человеческих эмоций.

По мнению психолога Кэррола Изарда, существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками.

10 базовых эмоций по Изарду

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.