Что такое патриотизм эссе война и мир. Истинный патриотизм и героизм в понимании Л

  • 12.09.2020

Л.Н. Толстой говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах. В первом томе произведения автор рассказывает о войне с Наполеоном. После того как Австрия отказалась продолжать войну в союзе с Россией и Пруссией, над русскими войсками нависла угроза разгрома. Австрийская армия сдалась. Над русскими войсками нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию.

В этом сражении, патриотизм показывается на примере бесстрашного Долохова. Его храбрость проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». В этом поступке, я считаю, не показывается истинный патриотизм, потому что настоящий патриот не будет настолько гордится своим поступком, а так же стремиться стать героем.

Меня не удивляет также и поведение Жерехова. Когда в разгар сражения Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров было достаточно много. Их, конечно, нельзя назвать трусами, но они не могут забыть ради общего дела себя, личные интересы.

Русская армия, разумеется, состояла не только из подобных офицеров. В главах, описывающих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее», -- и смущается, чувствуя, что шутка не удалась».

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».

Второй герой Шенграбенского сражения -- Тимохин. Он появляется в тот самый момент, когда солдаты поддались панике и начали отступать. Казалось, все потеряно. Не в эту минуту наступавшие французы вдруг побежали назад -- в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Исходя из его поступков, можно сказать, что Тимохин и есть истинный патриот своей родины.

Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. На образах Тушина и Тимохина Толстой показывает читателю по-настоящему храбрых людей с огромным чувством патриотизма к своей родине.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за своих родных и близких. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более возрастали силы и дух русского войска и тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты вели­ких потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутрен­нюю сущность, те или иные качества своей нату­ры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бес­полезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и стра­дания при сознании общего несчастья». Первые лишь Мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые - патриоты по сути - отдают жизнь во имя общей победы или оставля­ют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным пат­риотизмом, отталкивающим своей фальшью, эго­измом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спо­койная, роскошная, озабоченная только призра­ками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором на­ходился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положе­ния». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят ко­рыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афиш­ки», призывает жителей города не оставлять сто­лицы, а затем, спасаясь от народного гнева, созна­тельно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство со­четаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними дей­ствиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воз­званий и афиш, писанных тем ерническим язы­ком, который в своей среде презирает народ и ко­торого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет слу­чая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, ко­торый, подобно другим штабным офицерам, дума­ет о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии». Навер­ное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное воз­буждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеет­ся, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в бата­рее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам

Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». ЭКивое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не остав­ляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, про­дает имение, чтобы экипировать полк. И что за­ставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувст­во обеспокоенности за судьбу своей страны, жела­ние помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Мос­кву, не желая покориться Наполеону.Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Оте­чество в опасности». А его сестра Наташа освобож­дает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не ду­мают о себе, они чувствуют потребность собствен­ного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным . Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения “одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера”, широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. “Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться”, - сказал он смеясь”. Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин , оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов . Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат , прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь .

Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

Андрей Болконский. Кадр из фильма «Война и мир» (1965 год)

Лев Николаевич показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны — Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек, по мысли Толстого, не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Большое значение писатель придает партизанскому движению . Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку” . Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие” .

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина , карьеристов вроде Бориса Друбецкого . Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин , который расклеивает по Москве глупые «афишки» , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху» .

Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?..” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

Таков, наконец, Друбецкой , который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии» . Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

Настоящий патриотизм также неразрывно связан с чувством ответственности, со способностью отвечать за поступки, совершающиеся во имя судьбы народа и страны. Истинными патриотами в произведении выступает русский народ. Показателен эпизод с наступлением французов в Смоленске. Купец Ферапонтов поджёг свою собственную лавку, лишился муки, которую собирался выгодно продать: “Решилась! Расея! … сам запалю”. Однако он лишь один из многих жителей города, которые тоже решились уничтожить своё имущество. Так, Смоленск был сожжён горожанами, чтобы не оставлять французам лёгкой добычи. Истинными патриотами также являются русские солдаты. Мы видим проявление настоящего патриотизма в сценах, изображающих сражения под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородином. Когда герои сталкиваются с врагом на поле боя, готовность пожертвовать собственной жизнью, любовь к Родине проявляются наиболее ярко.

Описывая подготовку солдат к Бородинскому сражению, Толстой обращает внимание на их серьёзность и сосредоточенность. Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: “Солдаты в моём батальоне не стали водку пить: не такой день, говорят”. Никто не желает пьянствовать перед важным сражением, ведь тем самым можно подвести Родину. Солдаты готовы умереть, но не отступать: “Ополченцы…надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!”. Ещё одним ярким примером проявления истинного патриотизма является образ генерала Тушина: он берёт на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Герой готов отвечать за то, что ослушался приказа и действовал по-своему: поджёг деревню Шенграбен, тем самым спасая жизни других бойцов. Таким образом, прозаик показал истинный патриотизм в романе.

Настоящему патриотизму писатель противопоставляет ложный, который основывается на эгоизме и лицемерии. Примером тому может послужить образ Долохова. В первом сражении, когда Кутузов принимает решение послать Багратиона с армией через труднопроходимые горы, Фёдор хорошо выполняет свою работу, однако движет им не чувство патриотизма и долга перед Родиной, а желание стать известным. После боя он активно акцентирует внимание на своих положительных поступках, которые совершал во время сражения:


Он выдаёт себя за патриота для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства. Проявление ложного патриотизма мы также видим среди петербургской аристократии, которые нанимали учителей русского языка и отказывались ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать “любовь” к Отчизне и принадлежность к русскому народу. Таким образом, Толстой изображает ложный патриотизм в романе.

Так, с помощью системы образов писатель раскрывает одну из важных тем своего произведения – тему истинного и ложного патриотизма. Русских солдат и простой народ автор считает истинными патриотами, поскольку они готовы пожертвовать чем угодно ради спасения Родины. Ложными же патриотами, по мнению Л. Н. Толстого, является большинство представителей высшего дворянского света. Они делают всё для собственного комфорта и безопасности, пока их Отчизна нуждается в защите.

Вступление Патриотизм народа в произведении Наташа и Пьер во время войны Истинные патриоты на полях сражений Ложные патриоты в романе Заключение

Вступление

Тема патриотизма в романе ” Война и мир ” является одной из центральных. Не случайно ей посвящены почти два тома знаменитой эпопеи.

Патриотизм народа в произведении

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе “при сознании общего несчастья”. Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала,

Насколько русские любят свое Отечество.

Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдает все товары солдатам и собственноручно поджигает свое имущество. “Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!” – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждет депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы.

Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать.
Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: “Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу”. Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: “я не Иоанна д? Арк и не амазонка”.Москвичи покидали родной город, “потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть”.

Наташа и Пьер во время войны

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы”. Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины.

Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны. Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение “потребности жертвы и страдания” во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Истинные патриоты на полях сражений

Нельзя, говоря о теме патриотизма в “Войне и мире”, не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность “в длинном сюртуке на огромном толщиной теле”, “с сутуловатой спиной”, “с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице” – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой.
Толстой подчеркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов.

Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Ложные патриоты в романе

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из нее собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает прием даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

“Лжепатриоты” находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости “сумел удержаться при главной квартире”. Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него “шифоньерочку” и туалет “с англицким секретом”.

И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрек на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъяренной толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

Заключение

В заключение сочинения по теме патриотизма в романе “Война и мир” необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор “Войны и мира” известен всему свету. Анатоль Франс писал: “Толстой – наш общий учитель”. Замечательные рассказы, повести драмы и три гениальных романа – “Война и мир”, “Анна Каренина” […]...
  2. Герои Толстого умеют так глубоко чувствовать, наделены таким даром взаимопонимания, что нередко им не нужно даже слов (обычный мотив лирики Фета и Тютчева). Достаточно вспомнить встречу Николая Ростова с Соней, когда он назвал ее “Вы Соня”, “но глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты” и нежно поцеловались”, или реакцию Наташи на объяснение в любви князя […]...
  3. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” – величайшее произведение ми­ровой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В ро­мане более 600 действующих лиц. Судьбы героев просле­живаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно мирную жизнь […]...
  4. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он […]...
  5. Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Один из основных вопросов, который волнует Толстого, – вопрос о патриотизме. и героизме русского народа – рассмот­рен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на собы­тия сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о […]...
  6. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает о войне […]...
  7. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Оте- чественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как собы- тий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает […]...
  8. Патриотическая тема в романе-эпопее. Тема освободи­тельной войны 1812 г. вводит в повествование романа-эпо­пеи Л. Н. Толстого тему истинной любви к своей Родине. Страшные страницы истории проверяют на прочность каж­дого героя “Войны и мира”. На страницах произведения ав­тор показывает всю мощь порыва “скрытого патриотизма” русского народа. Истинный патриотизм. Помыслы всех истинных сы­нов своего отечества, вне зависимости […]...
  9. Как в романе Война и Мир раскрывается тема народной войны? В романе “Война и мир” Л.Н. Толстой раскрывает судьбу русского народа в условиях общенационального кризиса, во время Отечественной войны 1812 года. Война с Наполеоном изображается писателем как истинно народная война. Тол­стой говорит о том, что “скрытая теплота патриотизма” охва­тила людей самых разных социальных групп: солдат, кресть­янство, дворянство, […]...
  10. План Введение Любовь и герои романа Элен Курагина Андрей Болконский Наташа Ростова Пьер Безухов Марья Болконская Любовь к родине Любовь к родителям Введение Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, […]...
  11. Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции про­изведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также про­тивопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
  12. План Народ в романе ” Война и мир ” Образ народа в романе Заключение Народ в романе “Война и мир” Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и […]...
  13. Л.Н. Толстой – роман-эпопея “Война и мир”. В романе- эпопее “Война и мир” дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух пос­ледних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим […]...
  14. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль. Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и […]...
  15. Патриотизм – это любовь к своей родине. Он подразумевает, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родных традиций, родного языка. Это любовь и уважение к своим соотечественникам. Думаю, эти слова давно уже являются прописными истинами. Считается, что […]...
  16. Мысль семейная в романе. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” определяет широту и разнообразие тематики произведения, на фоне которой одной из центральных становится тема семьи, т. к. именно она, по мысли писателя, является основой основ. Подробно изучает автор романа “анатомию” трех семей: Болконских, Ростовых и Курагиных. Семья Болконских. Л. Н. Толстой представляет […]...
  17. Проблема благородства во все времена была одной из самых важных для общества. Она по сей день остается значительной и, вероятно, не потеряет актуальности никогда. В каждом человеке есть и честь, и бесчестие, и в зависимости от ситуации и, прежде всего, от самого человека одно из этих противоположных качеств может преобладать над другим. Этот непростой вопрос […]...
  18. “Война и мир” явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький. В “Войне и мире” около шестисот действующих лиц. “Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать […]...
  19. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной […]...
  20. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа – все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. “Войну и мир” можно назвать поэмой […]...
  21. Культ выдающейся исторической личности, способной вершить судьбы народов и государств, был очень распространен среди историков, писателей, философов девятнадцатого века. Так, по словам Гегеля, “великие люди являются проводниками мирового разума…”. Однако в романе “Война и мир” Л. Н. Толстой, убежденный, что история есть “бессознательная, общая, роевая жизнь человечества…”, отрицает ведущую роль личности в историческом процессе, ибо, […]...
  22. Все герои романа ” Война и мир ” (как вымышленные персонажи, так и исторические лица) сгруппированы и оценены Толстым в зависимости от степени их близости или отдаленности от народа. Этот единый принцип характеристики и оценки всего множества действующих лиц (а их в романе более пятисот) позволил писателю свести воедино изображение людей самых разных социальных слоев […]...
  23. План Вступление Ростовы, или великая сила любви Болконские: долг, честь и разум Курагины, или мерзость пустого эгоизма Выводы Вступление Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, “золотого века” русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, […]...
  24. Великая Отечественная война 1941-1945 годов, естествен­но, стала главной темой для многих писателей и поэтов не только в 40-е годы, но и впоследствии. То по горячим следам, то в определенной исторической перспективе стремились рас­крыть судьбу родины и народа в это тяжелейшее время И. Оренбург, А. Толстой, В. Гроссман, М. Шолохов, Ю. Бон­дарев, В. Быков, А. Чаковский […]...
  25. Настоящая жизнь в романе представлена в споре Пьера Безухова и князя Андрея Болконского. Эти два молодых человека представляют себе жизнь по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как Пьер), а кто-то, что для себя (как князь Андрей). Каждый по-своему понимает все счастье жизни. Андрей Болконский считает, что жить надо для себя, что каждый […]...
  26. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Патриотическая тема в романе Л. Толстого “Война и мир” Период войны – самое страшное, с чем сталкиваются люди. В этот час в каждом просыпаются и заостряются различные чувства, эмоции. Это момент испытаний, проявления патриотизма. Именно о таких событиях идет речь в романе “Война и мир” Л. Толстого. В начале […]...
  27. В “Бородине” с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. “Роковое” поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от потусторонних сил, над ним стоящих, как это имело место в юношеской лирике поэта, а от борьбы великого народа, отстаивающего свое право на свободу и национальную […]...
  28. План Война – испытание характера личности Художественный прием сравнения Олицетворение истинного патриотизма Ложный патриотизм в произведении Колоссальное прозаическое полотно ” Война и мир “, отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил […]...
  29. План Вступление Пьер Безухов и его путь Дружба Пьера с Андреем Болконским Любовь к Наташе Ростовой Вывод Вступление Прочитав знаменитый роман Льва Николаевича Толстого ” Война и мир “, я пережил много жизненных событий, испытал разные чувства вместе с его героями. Кто-то меня удивил, кто-то разочаровал, кто-то стал хорошим нравственным примером, а кто-то оказался даже […]...
  30. Роман “Война и мир” по прочтении оставляет неизгладимое впечатление. Толстой – не только замечательный писатель-хроникер, но и глубокий психолог. Исторические события, по свидетельствам современников писателя, изложены им понятно и достоверно, со знанием проблемы. А подготовка к работе, заметки самого писателя показывают нам то, что Л. Н. Толстой считал себя очень ответственным за компетентное написание романа, […]...
  31. Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является одной из ключевых во всей мировой художественной литературе. Однако несмотря на то, что в большинстве книг присутствует любовная интрига, каждый раз автор находит какой-либо новый поворот этой темы, ведь до сих пор любовь – это […]...
  32. План Вступление Характеристика Наташи Ростовой Характеристика Пьера Безухова Знакомство героев и развитие их отношений Любовь Наташи и Пьера Заключение Вступление В романе ” Война и мир ” Наташа и Пьер являются центральными героями. На их долю выпало множество испытаний, которые они должны были преодолеть, чтобы в конце произведения обрести личное счастье. Характеристика Наташи Ростовой Наташа […]...
  33. Работа над романом “Война и мир” продолжалась 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Толстой начинает свой роман с 1805 года. Он намерен был провести героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 годов и закончить его 1856 годом. То есть роман должен был охватывать большой исторический период. Однако в процессе работы над […]...
  34. Философ, историк, художник, проповедник, моралист – и все это автор “Войны и мира”. Казалось бы, это роман, где наибольшее внимание уделено изображению представителей различных слоев дворянства. И тем не менее в нем автор и как философ, и как историк, и как художник, и как проповедник, и как моралист следует одному принципу: любой герой, каждая проблема, […]...
  35. В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман “Война и мир” Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о декабристах. Но Л. Н. Толстой также хотел показать жизнь народа во времена “войны и мира”. Писатель хотел показать жизнь людей, меняющуюся под влиянием внешних событий, […]...
  36. Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских […]...
  37. Замечательный советский писатель А. П. Гайдар в чудесной детской книге “Чук и Гек” говорит: “Что такое счастье, каждый понимал по-своему”. Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л. Н. Толстого тоже ищут свое счастье. В системе ценностей Толстого важное место занимает семья. Это тот маленький островок в жизни человека, на котором его всегда ждут, […]...
  38. Война является одним из основных конфликтов романа, так как именно она двигает сюжет, развивает события, не дает спокойной жизни героям. Война в романе всегда горе и смерть, а зачастую и бессмысленное страдание народа. Война и любовь являются главными противоборствующими силами произведения. Эти силы меняют судьбы героев, дарят им счастье или разочарование. И в тоже время […]...
  39. ­Любовь и война Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из ведущих мест. Во все времена к ней обращались великие поэты, писатели, эссеисты. Так и Лев Николаевич Толстой – фигура титаническая в масштабах мировой литературы, не остается в стороне. Практически все его произведения затрагивают вопросы любви – любви к матери, к Родине, к женщине, […]...
  40. Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное […]...