Цитатный анализ 6 главы евгения онегина. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В

  • 26.06.2020

Анализ 6 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» требует более глубокого осмысления событий, описанных в ней, потому что эта глава по праву считается кульминацией романа. В этой главе острее и глубже, чем в других главах проявляются характеры главных героев.

Добился своего: взбешен, и он уехал. Заметив отсутствие Владимира, Онегин потерял интерес к , а вскоре и вовсе отправился домой. Ларины, тем временем разместили гостей, и дом уснул. Не спала только одна , предчувствия беды тревожили ее.

В этой главе читатель знакомится с новым героем романа. Это известный дуэлянт хороший знакомый Ленского – . Пушкин изображает яркий образ этого героя, известного в юности шалопая, а теперь

помещик мирный
И даже честный человек.

Онегин тоже его знал, общался с ним, и не удивился его появлению в своем селе. Евгений даже побаивался злого языка известного трактирного трибуна. Владимир пригласил Зарецкого быть своим секундантом. Прочитав записку Ленского, Онегин ответил, не задумываясь: я готов.

Для Ленского, судя по всему, это была первая в его жизни дуэль. Сначала он переживает, что более опытный Евгений откажется от дуэли под благовидным предлогом. Решив не ездить к Лариным, он все-таки поехал туда. На крыльце его встретила Ольга все такая же живая и непосредственная. В ее глазах Владимир видел прежние любовь и привязанность. Первый же вопрос Оленьки его смутил. Евгений понял, что в своей ревности был бесконечно глуп. Он был готов раскаяться, но тут же нашел самооправдание: стреляюсь с другом, чтобы защитить невинную деву от развратителя.

Ночью Ленский не спит. Пробовал читать Шиллера, но мысли были далеки от книги. Написал глупое, по мнению Пушкина, романтическое стихотворение «Куда, куда вы удалились». В отличие от писем и песни девушек Пушкин не стал отделять это «романтическое» произведение юного поэта, написав его в том же «онегинском» стиле, продолжив начатую строфу из 14 строк и написав его все тем же четырехстопным ямбом, и с тем же расположением рифмы.

Ленский только задремал под утро, но его разбудил Зарецкий.

Онегин, напротив, угрызениями совести мучился недолго, безмятежно проспал всю ночь, взял с собой своего слугу француза в качестве секунданта, и приехал к месту дуэли с опозданием. Наверное, сам Евгений относился к дуэли несерьезно, как к некоему фарсу. Может быть, он ожидал, что Зарецкий попытается примирить дуэлянтов, как этого требовали правила дуэли. Он Онегин был готов признать свою неправоту. Ленский после встречи с Ольгой тоже понял, что погорячился, и тоже был готов к примирению. Но Зарецкий не предложил дуэлянтам мира. Не попытался Зарецкий остановить дуэль и по той причине, что Онегин приехал на дуэль со своим слугой, что считалось неуважением к самому акту дуэли и противоположной стороне. В дуэли, в качестве секундантов могли участвовать лишь равные по сословию лица. И можно предположить, что Онегин привел своего француза лишь с той целью, чтобы противоположная сторона сама отказалась от дуэли. Но этого не произошло. Противники сошлись, подняли пистолеты, прозвучал выстрел. Поэт погиб.

В этой главе до глубины души поражает пророчество. Пушкин в ней предсказал свою гибель. Правда, обстоятельства гибели Пушкина были иными, и в отличие от Ленского, Пушкин прожил два дня. Но причиной гибели великого русского поэта тоже стала дуэль, организованная самим Пушкиным с целью защитить честь жены.

Ленского похоронили за селом под двумя соснами. И поставили простой памятник. И тут у читателя, знакомого с христианскими традициями обязательно возникнет вопрос: почему не на кладбище, не в родовом склепе, а у дороги, как самоубийцу? Церковь не запрещала хоронить дуэлянтов на освященной земле. Почему же к Ленскому высказано такое неуважение?

Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;

Характеристика трупа молодого поэта тоже обращает на себя внимание. Почему обледенелый? Сколько же прошло времени после выстрела, если труп успел окоченеть?

В то время, когда происходила эта дуэль, они были запрещены в России. Поэтому дуэлянты никому не говорили о запланированном поединке. А гибель Ленского была выдана за самоубийство. Выполняя глубокий анализ шестой главы, можно предположить, что Ленский и Онегин предварительно позаботились о предсмертных записках, чтобы оградить оставшихся в живых участников дуэли от уголовного преследования.

Дело обставили так, что Зарецкий, якобы, нашел за мельницей уже обледенелый, окоченевший труп молодого поэта.

После строк

Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!

следует 6 строф лирического отступления, в котором Пушкин описывает погибшего Ленского, рассуждает о том, какие чувства должен испытывать человек, убивший на дуэли своего друга. Подобные отступления Пушкин делает, когда ему нужно продлить время между действиями.

После выстрела, когда Онегин подошел к трупу Ленского, и моментом, когда труп погрузили, прошло определенное время, в течение которого труп успел заледенеть. На зимнем морозе для этого достаточно 2-3 часа. Что делали остальные дуэлянты на протяжении этих часов, остается только предполагать. Завершается глава , где говорит о себе. Он обещает читателю продолжить свое повествование, но не теперь. В данный момент его больше волнует проза.

Начиная анализ пятой главы романа Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что это – самая мистическая из глав. Время ее действия – зима, святочные праздники. Глава начинается чудесной картиной русской зимней природы. И чувствуется, что зимнее время года близко сердцу не только Татьяны, но и самого Пушкина. Очаровательными штрихами- эпитетами поэт рисует пейзаж запоздавшей зимы: легкие узоры, зимнее серебро, блистательный ковер.

Татьяна, любила зиму не только за сиянье розовых снегов, или за иней на солнце, сколько за праздники, за мистический характер этого времени года. Практически все гадания, которым Татьяна, подобно другим девушкам, доверяла, совершались на святки. Татьяна также верила в народные приметы, сны, любила гадания.

В поэме Пушкин дважды сравнивает Татьяну со Светланой Жуковского: первый раз — Ленский отвечает на вопрос Онегина о том, которая из них Татьяна?

- Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана.
И второе сравнение читатель замечает в эпиграфе к 5-й главе

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Такое сравнение – еще один штрих, к характеристике суевернойТатьяны.
Этим крещенским вечером Татьяна тоже гадала. Но гадания не предвещали ничего хорошего. Няня рассказала ей о гадании на жениха в бане. Дворовые приготовили ей все для обряда. Но напуганная предыдущими гаданиями, девочка в баню не пошла, а легла спать. Правда, зеркальце под подушку она положить не забыла.

Она заснула быстро. Но в эту ночь ей приснился странный и жуткий сон, под впечатлением которого она находилась на протяжении нескольких дней, вплоть до именин. Татьяна чувствует, что сон этот – не случаен, и за ним последуют события, способные изменить ее жизнь. Не случайно он приснился в святочную ночь. Но что именно ее ждет? Ответ на этот вопрос она стремится найти в сонниках, и не находит.

Анализируя пятую главу, трудно не обратить внимание на параллели, которые провел Пушкин между нечистой силой, собравшейся в лесной избушке из сновидения Татьяны и гостями, съехавшимися на именины.

Параллелями Пушкин акцентирует пророческую силу ночных видений Татьяны. Но не только. Образы и поведение гостей — это картина русской провинциальной жизни, ярко изображенная талантливой рукой поэта.

Наконец, появились Онегин с Ленским. Их ждали, им бесконечно рады. Наших героев усадили напротив Татьяны, которая находилась под впечатлением сна. Она, увидев двух друзей, готова была расплакаться и убежать, но удержалась, едва ответив на приветствие.

Онегин уже был зол на Ленского за то, что тот его обманул, сказав, что на празднике будут только свои. Онегин полагал, что свои – это члены семьи. Но видимо, для Ленского понятие «свои» имело более широкое значение. Онегин обратил внимание, что настроение именинницы было далеко не праздничным, и поэтому разозлился еще больше. Свою досаду он решил выместить на Владимире, зная его уязвимое место.

После обеда, завершившегося жирным и пересоленным пирогом, гости поочередно поздравили Татьяну, уездный поэт Трике спел ей свое творение. С трогательной нежностью во взгляде ей поклонился и Евгений.

После обеда гости устроились в просторной гостиной. Старики сели играть в карты, барышни собрались в уголке, дамы расположились у камина. У каждой группы гостей нашлись общие темы для разговоров.

Вечером, когда был подан чай, к огромной радости молодежи на праздник прибыл полковой оркестр. Начался провинциальный бал. И тут-то Онегин взялся за воплощение задуманного плана мести. Он начал ухаживать за Ольгой – предметом трепетной любви Владимира.

Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет - и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом.

Разъяренный Ленский уезжает с праздника. В голове уже родилась мысль о поединке.

Анализ шестой главы романа

Вопросы и задания:

1. Вспомним, при каких обстоятельствах Онегин впервые наносит первое оскорбление Ленскому? Отдает ли он себе отчет в том, что ранит душу молодого человека или поступает бездумно, механически, как привык?
2. Чем было вызвано раздражение Онегина на именинах Татьяны? Виноват ли действительно был Ленский в этом состоянии героя?
3. Почему поведение Онегина так сильно ранит Ленского? Почему Ленский вызывает Онегина на дуэль? Как менялось настроение Ленского?
4. Какую характеристику дает автор Зарецкому? Как к нему относится Онегин?
5. Понимает ли Онегин свою вину? Соглашается на дуэль после длительного раздумья, сознательно или опять механически, по привычке, боясь мнения того самого окружения, которое презирает до глубины души?
6. Как проводят ночь перед дуэлью герои?
7. Как автор относится к стихам, написанным Ленским накануне дуэли?

Вопросы и задания:

8. Каким настроением пронизана ария Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»?
9. Как ведут Онегин и Ленский себя на дуэли?
10. Как автор относится к дуэли между недавними друзьями?
11. Какие чувства испытывает Онегин, когда понимает, что убил друга? Какой комментарий к переживаниям Онегина дает автор?
13. Как Пушкин передает нелепость и трагизм самой дуэли?
14. В конце шестой главы дано описание возможного будущего Ленского. Равноправны ли эти два возможных пути развития судьбы Ленского, или автор отдает предпочтение одному из них? К какой версии развития событий склоняешься ты и какие детали текста подтверждают твой вывод?
15. Прочти критические высказывания оЛенскомБ.Г. Белинского и А.И. Герцена. Ответь на вопросы к ним.

Тема: “Дуэль” (анализ 6 главы) (Слайд № 1)

  • Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
  • Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
  • Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
  • Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерная презентация.
  3. Ария ленского (что день грядущий мне готовит?) Из оперы “евгений онегин” на диске.

Эпиграф к уроку (учащиеся самостоятельно подбирают эпиграф).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя (слайд № 2)

1.- И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

Откуда эти строки, кому они посвящены, кто автор?

2. - Сегодня мы поговорим о дуэли . Что такое дуэль ? (слайд № 3)

Как вы думаете, что может быть причиной дуэли? Наш разговор пойдёт о чести и бесчестии, о дружбе мнимой и настоящей.

3. -Давайте вспомним, как развивались события в 5 главе (29 – 31), ХL1 (41) – 45, в каких отношениях были Онегин и Ленский накануне дуэли?

ВЫВОД: Онегин и Ленский – друзья. На чём основана их дружба? (“Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза…”) Автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки. Настоящие дружеские отношения могут зародиться от скуки? Тем не менее, если раньше Онегин избегал визитов соседей, то общению с Ленским он рад. (слайд № 4)

Из-за чего произошла дуэль? Ленский пригласил Онегина на именины к Татьяне. Онегин не хочет никого видеть (потому что “куча будет там народу”), но потом соглашается. Почему?

Когда Онегин появляется в доме Лариных, он понимает, что Ленский его обманул. В довершение всего его “сажают против Тани”.

ВЫВОД: Онегин решается отомстить Ленскому. Каким образом?

Онегин приглашает на танец невесту Ленского – Ольгу и весь вечер танцует только с ней.

Как ведут себя герои в этой сцене?

Онегин – мстит (для него это развлечение). Онегин, попадая в привычный ему мир, вспоминает стиль поведения на балу.

Ольга – не считает себя опозоренной, всё воспринимает как игру.

Ленский – взбешён, обесчещен. Как Она и Он посмели?! Так друзья не поступают.

Созданный им мир (идиллия) рушится.

Онегинская игра с чувствами (Ленского и Татьяны) превращается в игру с судьбами.

Почему Онегин так поступает с Ленским? Почему Ленский решается на дуэль?

(1) романтическому герою необходим подвиг. (слайд № 5)

(2) защитить честь, чью?! – свою!

II

. Анализ 6 главы.
  • Эпиграф (проанализировать)
  • Строфы 1 – 19 (выборочное чтение, комментарий) – ссора, вызов на дуэль .
  • Беседа по вопросам :
    • Кто виноват? Докажите.
    • Можно ли было избежать дуэли ? Кто мог это остановить? Онегин? Ленский? Татьяна? Ольга? Зарецкий? Кто-то другой?

    Или, по вашему мнению, дуэль должна состояться? Почему?

    Перед дуэлью Ленский навещает Ольгу. (Ария Ленского) Он видит, что Ольга также любит его, что она “ни в чём не виновата”. Вот сейчас бы остановиться и понять, что причина для дуэли – пустяковая. Стоит ли? Ленский не понимает, что на самом деле произошло. И он ищет другую причину для дуэли: теперь он должен защитить честь Ольги. Только нужна ли ей такая жертва?

    1. Дуэль
    2. – кульминация романа. Самый напряжённый момент. Читая, всегда надеешься, что друзья помирятся. (слайд № 6)

      Чтение строфы ХХVI.

    Зарецкий – знаток дуэлей. Но он первый нарушает основные пункты неписаного дуэльного кодекса: он не предложил противникам примириться, а это его прямая обязанность. Онегин опаздывает на целый час, а значит, рискует своей честью. Кажется, он сделал всё, чтобы дуэль не состоялась.

    Сцена дуэли (27 – 35 строфы), (слайд № 7, 8)

    Романтичный поэт, мечтающий совершить подвиг, сделать что-то необыкновенное в этой жизни, убит своим другом на дуэли . Романтизм разбился о действительность.

    Почему дуэль состоялась? Почему, Онегин, искренне любивший своего друга, согласился на этот поединок? Почему он стрелял первым, если не очень дорожил жизнью и совсем не хотел убивать Ленского?

    (Собственное Я : Я хочу, желаю, могу, уважаю только себя, не хочу ронять “престижа”, объявят трусом…) Для него мнение света оказалось выше дружбы.

    Что значат для него понятия ЧЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ДРУЖБА? А для Ленского?

    А.С. Пушкин говорил: “Всё, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно”. Но главное “для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких”. 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина и Дантеса.

    Дуэль – это преступление? Докажите.

    Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах героев:

    Ленского – …

    Татьяны – вот он, её герой!

    Онегина – (эпиграф ко всему роману)

    1. Кто был убит на дуэли ? Будущий помещик или поэт? (строфы 37 – 39)
    2. В конце 6 главы Пушкин нарисовал два возможных “удела”, ожидающих Ленского: (по тексту )

    1. Удел великого поэта;

    2. Удел провинциального помещика-обывателя.

    Сообщение учащихся.

    А.И.Герцен о Ленском: “Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни… Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде, – приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть…”

    В.Г.Белинский О Ленском:

    “…И наконец в своей постели
    Скончался б посреди детей,
    Плаксивых баб и лекарей.

    Мы убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее. В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперёд. Это – повторяем – был романтик , и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать…”

    Учитель. Среди вариантов была и третья возможность:

    …При громе плесков иль проклятий,
    Он совершить мог грозный путь,
    Дабы последний раз дохнуть
    Ввиду торжественных трофеев,
    Как наш Кутузов иль Нельсон,
    Иль в ссылке, как Наполеон,
    Иль быть повешен, как Рылеев.

    Ленский – ещё ребёнок, а из каждого ребёнка может всегда что-нибудь получиться.

    К слову. Кто из героев мог бы стать декабристом: романтичный, пылкий, мечтающий о подвиге Ленский или Онегин?

    Каждый человек выбирает свою судьбу, делает выбор! Герои романа его сделали.

    III. Обобщение.

    ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

    ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

    ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

    IV. Подведение

    итогов .

    V. Домашнее задание

    .

    Анализ 7 главы. Подумайте над вопросом: после всего, что случилось, может ли измениться жизнь нашего героя и почему?

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Общеобразовательное учреждение лицей №2

    г.Красноярска»

    Конспект урока по литературе
    в 9 классе

    « Дуэль. Трагическая гибель Ленского».

    Подготовила

    Владышевская Илона Кенсариновна

    Красноярск 2010

    Урок литературы в 9 классе

    Владышевская Илона Кенсариновна,

    учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории

    МОУ «Общеобразовательное учреждение
    лицей №2 города Красноярска»


    Дуэль. Трагическая гибель Ленского.

    (Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

    Цель урока : дать понятие «дуэльный кодекс» и выявить повод и истинную причину состоявшейся дуэли между Онегиным и Ленским; охарактеризовать чувства главного героя после свершившейся трагедии и увидеть черты эволюции характера Евгения Онегина.

    Пистолетов пара,

    Две пули – больше ничего -

    Вдруг разрешат судьбу его.

    А.С.Пушкин

    Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского». 29 января 1837 года не стало гения, «солнца русской поэзии», А.С.Пушкина, умершего вследствие раны, полученной им на дуэли. Буквально на следующий день сердца передовых людей 19-го столетия обожгли строки М.Ю.Лермонтова:

    И он убит - и взят могилой,

    Как тот певец, неведомый, но милый,

    Добыча ревности глухой,

    Воспетый им с такою чудной силой,

    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.

    Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

    Итак, что значила дуэль для дворянина в 19 веке? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Пожалуй, именно эти вопросы и будут для нас ключевыми.

    1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

    Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»

    - Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)

    - Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.

    - Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

    В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.

    - Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.

    - Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.

    Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. И к сегодняшнему уроку группа историков-исследователей подготовила сообщение-презентацию «Дуэль и дуэльный кодекс в России 19 века». Предоставим им слово. (Прошу вашего особого внимания!)

    Представление презентации (см.приложение к уроку).

    2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ

    Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.

    Нарушения дуэльного кодекса:

    1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

    При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

    9 строфа : Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

    2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

    27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

    3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

    4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделалэтого.

    - Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

    Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.

    3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

    А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)

    Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.

    Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)

    Он обвинял себя во многом:

    Во-первых, он уж был неправ,

    Что над любовью робкой, нежной,

    Так подшутил вечор небрежно.

    А во-вторых: пускай поэт

    Дурачится: в осьмнадцать лет

    Оно простительно. Евгений,

    Всем сердцем юношу любя,

    Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

    Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.

    - Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)

    - Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? « Но дико светская вражда боится ложного стыда».

    Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент экранизации романа «Евгений Онегин» английским режиссером Мартой Файнс.

    Интересна история создания фильма. Английский актер Рэйф Файнс, прочитав в 1998 г. роман Пушкина, был так потрясен историей любви Татьяны и Евгения, что решил непременно снять фильм. И благополучно сделал это благодаря своей сестре-режиссеру, а сам снялся в главной роли. Очень радует, что произведения А.С.Пушкина тревожат сердца людей не только нашей страны.

    Удалось ли актерам передать то состояние, которое испытывали Онегин и Ленский? И еще подумайте, пожалуйста, если бы вы были консультантами съемочной группы, высказали бы какие-то пожелания, касающиеся соответствия событий фильма тексту романа?

    Просмотр фрагмента фильма «Онегин».

    4. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОСМОТРА.

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Мне кажется, очень удачно передано смятение Ленского, его неуверенность в словах обвинения, обращенных к Онегину, боязнь трагического исхода. Онегин тоже находится в двойственном состоянии: идет на поединок, но очень неохотно. А особенно выразительно и ярко показано потрясение героя, вызванное осознанием содеянного:

    Онегин к юноше спешит,

    Глядит, зовет его…напрасно.

    В тоске сердечных угрызений…глядит на Ленского…

    Убит! Сим страшным восклицаньем

    Сражен, Онегин с содроганьем отходит.

    - Какие несовпадения отметили бы консультанты? Проверим внимательность.

    Неточности:

      время года (по роману – зима, в фильме – осень);

      появилась как свидетель Татьяна,

      Онегин очень настоятельно просит Ленского одуматься,

      Ленский был убит пулей навылет в грудь, а не в висок.

    Вернемся к теме нашего урока. На мой взгляд, эпизод фильма наглядно продемонстрировал нам ужасный лик совершенно нелепой, бесцельной смерти 18-летнего(!) юноши.

    5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    - Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.

    Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.

    - В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?

    Эти размышления и станут вашим домашним заданием.

    6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»

    Список использованной литературы

      Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII -XIX веков/ В.П.Мещеряков, М.Н.Сербул. – М.: Дрофа, 2003.

    1. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.