Доходный дом А.А. Пороховщикова

  • 29.06.2019

Очень я была удивлена, когда в самом центре Москвы нашла в преуспевающем состоянии дом купца Пороховщикова (архитектор Гун). Нельзя сказать, чтобы в целости и невредимости - заплатки видны, а по поводу наличников и деревянных панно с птицами, так и вовсе возникают подозрения, что это рубеж веков, только не 19-го и 20-го, а 20-го и 21-го. Ещё более я была удивлена, когда окинув его первым же взглядом, я поняла, что кое-что весьма и весьма похожее я уже видела в Ногинске(Богородске). Вот как! Не в Ногинске подумала, что в Москве уже видела, а именно наоборот! Но похожее, а не идентичное. Итак, первый наличник:

А теперь всё по порядку.

Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Композиция его сходна с ногинским домом, три островерхих наличника посредине объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с ногинским домом потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности:

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Похоже, что это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен. Что-то не очень стыкуется ряд этих кругляшек с уровнями поперечных брёвен. Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? В самом деле, в традиционном русском бревенчатом доме брёвна выглядят более "круглыми". Поясню. Чтобы положить бревно на бревно и получить такую малую кривизну, как на доме Пороховщикова, следовало бы соприкасающиеся поверхности верхнего и нижнего бревна весьма значительно стесать или как-то ещё подубрать объём в этой части. Вся в каких-то подозрениях о ненатуральности, смотрю на фотографии:

Написала про малую кривизну и задумалась. Потом посмотрела на другие дома. Оказывается, далеко не на всех брёвна имеют бОльшую кривизну, чем у дома Пороховщикова. Вот пример безыскусного мещанского домика в Боровске:

Тоже кривизна малая. Да оно, наверное, иначе и нельзя, что же брёвна по касательной что ли только соприкасаются? Как же оно тогда тепло бы держало? Вспомнила, как читала где-то, что при сушке брёвен делали такой провоцирующий к растрескиванию надрез на бревне, чтобы оно трескалось в одном месте, а не хаотично в нескольких местах. Зато потом брёвна друг на дружку клали, как шапки надевали. Тепло в этом случае держалось хорошо, в отличие от дома из неправильно высушенных брёвен.
Так что малая кривизна вполне нормальна.

"Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Это даже не то, чтобы неприлично. Это война. И вид этих заточенных пик говорит об истинном моральном облике платных певцов толерантности гораздо больше, чем сказали бы слова:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

1. Ссылки по дому Пороховщикова:
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz171198/nz8bh010.txt

2. Ещё по одной ссылке (http://www.stroyinform.ru/ourarticlepage.aspx?y=2004&n=5&id=339) нашла вот такую информацию:
"В 1871 г. архитектор Л.С. Каменский... построил деревянный дом в Староконюшенном переулке. К его отделке и внутреннему убранству приложил руку другой архитектор, А.Л. Гун.". Получается, в табличке написано не совсем то? Или всё-таки то?
По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:"деревянный дом в Староконюшенном переулке (архитекторы Д.Люшин, А.Гун) стал настоящим событием в русской архитектуре". опять что-то новенькое.
Припоминаю, как однажды случилось мне в беседе с главным хранителем одного из российских музеев выразить некоторое сомнение в том, ЧТО я прочла в приэкспонатной табличке. Он дал мне очень полезный совет: "Умоляю вас, не смотрите на таблички!". Похоже, совет универсальный.
По ссылке: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper14_17.html читаем: "Ближе к Арбату - одноэтажный, весь резной деревянный дом, "жемчужина Староконюшенного", как его назвали в одной из статей, ему посвященных. Дом этот был построен на участке, принадлежавшем известному в то время московскому предпринимателю А. А. Пороховщикову.
Он задумал создать в центре Москвы деревянный дом в характере русских народных построек, что тогда было очень модно (рисунок его экспонировался в русском отделе Венской всемирной выставки 1873 г.). Сначала Пороховщиков передает заказ известному архитектору А. С. Каминскому, но окончательно дом строится по проекту А. Л. Гуна. Строительство его началось в мае 1871 г. (резчиком был И. А. Колпаков) и закончилось в октябре того же года. Историю этого дома подробно исследовал известный московский краевед В. В. Сорокин.
"
3. По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:
"..."изба" Пороховщикова вызвала многочисленные подражания. С легкой его руки по всей России начали вырастать деревянные и каменные особняки, доходные дома, больницы, вокзалы в русском стиле."
Конечно, не от одного дома Пороховщикова пошёл "русский стиль",это смешно, но фраза про многочисленные подражания уже получила фактическое подтверждение(Ногинск, Калуга).

Дом «для сдачи внаем» предприниматель и меценат Пороховщиков построил в 1870 году на месте другого жилого строения, принадлежащего статскому советнику и родственнику писателя Грибоедова Николаю Тинькову. Первое здание на Арбате, 25, тоже было знаменито – его стены видели самого Пушкина! Здесь жил генерал и поэт Денис Давыдов, к нему в гости по-дружески и приходил Александр Сергеевич. Гусар, участник восьми войн, командир партизанского движения в 1812 году, Денис Давыдов поразил юного Пушкина своей поэзией и своими принципами еще в лицейские годы. Будучи зрелым поэтом, на вопрос собеседника «Как вам удалось не стать подражателем Жуковского или Батюшкова?» Пушкин отвечал, что этим он обязан Денису Давыдову, который дал ему почувствовать «возможность быть оригинальным».

Александр Пороховщиков покупает участок на Арбате в 1869 году, и за год по проекту популярного в то время архитектора Роберта Гедике строится доходный дом – строится «с размахом», как любил Пороховщиков. Три этажа из кирпича с окнами разной формы и чугунными ограждениями балконов. Непривычный для Арбата модерн с готическими элементами – среди зданий-соседей в стиле классицизма. Рядом предприниматель возводит для себя деревянный дом-избушку с резными наличниками и подзорами – тоже «отличный от всех».

«Общество русских врачей»

Сразу же после постройки здание берет в аренду, а через некоторое время и выкупает широко известное в Москве «Общество русских врачей». Обосновавшись на Арбате в 1865 году, врачи открывают в доме №4 аптеку и общедоступную лечебницу, но разногласия с хозяином вынуждают искать другое помещение, причем поблизости, чтобы не навлечь гнев конкурентов.

Новым адресом и стал доходный дом Пороховщикова. Само создание общества было ответом «Обществу немецких врачей», которые пытались монополизировать «право лечить москвичей». Доктора из «Общества русских врачей» брали за прием, «за совет», символическую по сравнению с традиционными гонорарами лекарей плату – 20 копеек. Билет в театр тогда, к примеру, стоил 40 копеек. Если же больной и вовсе не имел средств, то его принимали бесплатно. Также и аптека отпускала бедным лекарства безвозмездно.

«Через науку служить человечеству!» - девиз «Общества русских врачей». У его истоков стоял хирург профессор Федор Иноземцев. Он первым провел операцию под эфирным наркозом. Вторым основателем общества называют бальнеолога Семена Смирнова, чье имя носит «Смирновская» целебная вода, открытая им в Железноводске. В Арбатской лечебнице впервые оборудовали кабинет «для лечения электричеством» - физиотерапии, как сказали бы сегодня. Здесь начинали свой путь в медицине ученый-патологоанатом академик Алексей Абрикосов и хирург, специалист по онкологии Петр Герцен.

«Классы рисования и живописи»

Кроме приема больных и аптеки, на Арбате, 25, врачи издавали газету, читали лекции, собирали единомышленников. В начале XX века Арбат был улицей врачей, а не поэтов и художников, как принято считать. По данным справочника «Вся Москва», в 1916 году здесь проживало 87 медиков, а художников – всего 15. Кстати, творили они буквально бок о бок друг с другом. «Общество русских врачей» соседствовало с «Классами рисования и живописи» Константина Юона и Ивана Дудина. И хотя художественная студия занимала лишь небольшое помещение на втором этаже, здесь тоже спорили, искали новые методы и способы самовыражения. В «Классах рисования» учились Владимир Фаворский и Вера Мухина, Василий Ватагин и Александр Куприн. Студенты не были чужды и политики: строили баррикады на Арбате в декабре 1905 года, за что курсы чуть было не закрыли.

На третьем этаже располагались меблированные квартиры. В восьмом номере до 1935 года жил и работал ученый-математик академик Николай Лузин, основатель математической школы школы самостоятельного мышления, которую ученики прозвали «Лузитания». Его судьба сложилась трагически: после серии «разоблачающих классового врага» публикаций в газете «Правда» он остался без работы, без любимого дела и, по сути, в изоляции.

Дом А.А. Пороховщикова сегодня

Сейчас на Арбате, 25, располагается одна из достопримечательностей современной Москвы – Музей истории телесных наказаний. Куда особо впечатлительным натурам вход заказан – способы и машины для «членовредительства и умерщвления» представлены здесь во всем многообразии.

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы.

История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта.

Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый».

В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)».

Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А. С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого.

В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой.

Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера.

Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

В первую годовщину смерти особняк актера остался без хозяина, а памятник на погосте так и не поставили

Прошел год, как не стало артиста Александра Пороховщикова.

Он был публичным человеком. Всегда - в центре внимания. С нескрываемым удовольствием Александр Шалвович раздавал интервью, где откровенно рассказывал о своей личной жизни, делился пикантными моментами бурной молодости, травил байки о многочисленных женщинах, которых впускал в свое сердце.

После смерти Александра Шалвовича его фантазии сыграли определенную роль в дележе наследства актера. Многочисленные родственники в гонке за имуществом покойного, ссылались на те самые интервью Пороховщикова, в которых он рассказывал о своем отце. Причем, в одном материале он признавал отцом Шалву Барабадзе, в другом - Шоту Шанидзе.

Грузинским родственникам Пороховщикова до поры до времени было глубоко наплевать, кого он называл отцом. Только после ухода актера они не на шутку озаботились этим вопросом. И не случайно! Ведь на кону стояли 50 миллионов рублей. Весь прошедший год они вели бой за наследство актера.

Александр Пороховщиков

Война развернулась за автомобиль Пороховщикова, загородный дом, две квартиры в центре столицы и арендованный на Старом Арбате особняк. По оценке риэлторов, стоимость недвижимости превышала 50 миллионов рублей. В итоге, суд присудил все имущество сводному брату Пороховщикова по отцу Шалве Барабадзе.

С решением суда до сих пор не могу смириться три сестры Пороховщикова - Ирина, Гульнара и Амирам Шанидзе. Эти женщины утверждают, что отцом актера был не Шалва Барабадзе, а их родной отец - виолончелист Шанидзе, второй муж матери Пороховщикова. На суде они предъявили фотографию отца, на обратной стороне которой якобы рукой матери Пороховщикова было выведено, что настоящим отцом Александра являлся именно музыкант.

Однако, судью не удовлетворили эти доказательства.

Но и в этот раз суд отказал им в иске.

Тем временем, наследники миллионов Пороховщикова уже гадают, как им грамотнее распорядится имуществом. Правда, свои планы они держат в секрете.

«Имущество растащили, а помянуть человека некому»

Мы связались с двоюродным братом Порорховщикова Виталием и его женой Натальей.

Мы ведь тоже подавали на наследство, - начала беседу Наталья Барабадзе. - Но потом отошли от этого дела, когда узнали, что на имущество Пороховщиковых претендует не только сводный брат Пороховщикова Шалва Барабадзе, но и еще толпа родственников актера из Тбилиси и Москвы. Десяток человек участвовали в битве за наследство.

-Почему наследство актера отошло именно Шалве Барабадзе, а не другим родственникам Пороховщикова?

Потому что именно отец Шалвы Барабадзе являлся отцом Александры Шалвовича - это записано в свидетельстве о рождении актера.

-Но семья Шанидзе уверены, что отцом Пороховщикова был виолончелист Шота Шанидзе. Где правда?

Почему произошла вся эта неразбериха? Просто в свое время Александр Шалвович сам всех умело запутал. Как любой публичный персонаж, он хотел быть в центре внимания. И сам создавал скандалы, интриги вокруг собственного имени. Что касается своего родного отца - в одном интервью он рассказывал, что его отцом являлся Шалва Барабадзе, в другом - Шотоа Шанидзе. Придумывал одну историю за другой. Что он говорил своим грузинским родственникам - нам неизвестно. Вряд ли он мог предположить, что после смерти все его байки выльются в страшный скандал.

-Вы хотели взять на себя ответственность за особняк в Староконюшенном переулке?

Да, некоторое время назад мы высказали пожелание сделать в доме Пороховщикова клуб, где бы собирались друзья Александра Шалвовича, актеры устраивали там встречи. Тогда нас поддержали многие люди искусства. Но прежде, чем организовывать там клуб по интересам, надо было вложиться - провести свет, сделать ремонт, нанять охрану - все это стоило немалых денег. Мы готовы были вложиться. Но тут начались дрязги с дележом наследства. Наши грузинские родственники вылили на нас столько грязи, что в какой-то моменты мы подумали - и зачем нам это надо? И отказались от идеи что-то вообще делать в особняке. В итоге, этот дом сейчас стоит никому не нужный. Но ценные вещи оттуда вроде вывезли Барабадзе.

-Вы общаетесь с основными наследниками? Они ведь вам приходятся родней?

Барабадзе сегодня вообще ни с кем не общаются, не выходят на связь. Хотя раньше мы часто созванивались, были в курсе, у кого что происходит в семье. Сейчас они замкнулись в себе, не хотят никого видеть и слышать, сменили номер телефона. Мы даже не знаем, когда они приезжали в Москву. Уверены, теперь они пройдут мимо нас и даже не поздороваются, да и на порог собственного дома они нас теперь вряд ли пустят. Конечно, мы переживали всю эту историю. Еще год назад и подумать не могли, что вопрос денег разрушит все родственные связи. А соседи основных наследников в Тбилиси сейчас только разводят руками по поводу этой ситуации: «Повезло ребятам! Такой куш отхватили, хотя они ведь даже никогда не видели Пороховщикова».

-То есть наследники миллионов Пороховщикова ни разу не встречались со знаменитым братом?

Конечно, не встречались. Наследник узнал о том, что Александр Шалвович являлся его братом, только в 2002 году. Но ни о каких встречах между братьями речи не шло. Они не общались! Сам Шалва Барабадзе и в Москве-то последний раз был больше двадцати лет назад.

15 апреля исполняется год со дня смерти актера. На годовщину принято ставить памятник на кладбище. Но судя по всему, никакого памятника не планируется?

Недавно я слышала, как мой муж общался по телефону на грузинском языке с какими-то людьми. Речь шла как раз о памятнике Пороховщикову. По всей видимости, он договаривался с какими-то грузинскми мастерами. Он хотел исполнить последнюю волю Пороховщикова - просил скульптора вылепить из мрамора мать актера и самого Александр Шалвовича, сидящего перед ней на коленях. Я пришла в ужас от этой идеи. Отчитала супруга, мол, с тобой даже грузинская родня перестала общаться, наследники не хотят иметь дела - представь, ты установишь памятник, а они его бульдозером снесут. И только тогда муж отказался от этой идеи.

-Вы собираетесь приехать на могилу Пороховщикова на годовщину смерти?

Обязательно. Правда, не хочется столкнуться там с кем-то из его близких. Еще мы думаем в этот день помянуть актера. Вот только не знаем, кого позвать на поминки. Видите, как получилось - умер Пороховщиков - все его имущество тут же растянули, а помянуть человека оказалось некому.

«За могилой актера и его жены никто не ухаживает»

Близкими людьми Александр Пороховщиков и его супруга Ирина считали своих домработниц Екатерину и Марину.

После смерти Пороховщикова, я зареклась вообще работать у кого-либо няней, домработницей, - говорит бывшая домработница семьи актера Екатерина. - Я по-прежнему живу в Одинцово, открыла фирму по ремонту квартир. Вторая помощница Пороховщикова, Марина, перебралась в Москву, где устроилась на завод имени Хруничева.

-Что стало с домом Пороховщикова на Старом Арбате?

Сейчас в доме никто не живет. Ключи от особняка до сих пор находятся у двоюродной сестры покойного Натальи.

Любимая собака Пороховщиковых жива?

Собаку Одена Ирина и Александр считали своим ребенком. Ира даже называла его «мой сыночек». После смерти Ирины (жена актера покончила с собой незадолго до его смерти - прим. авт. ) собаку забрала актриса Татьяна Кочемасова. Зачем он ей был нужен? Ирина и Таня ведь и близкими подругами никогда не были. Ира часто говорила: «Если меня не станет, то возьмите Одена себе - он должен жить с близкими людьми». Сегодня Кочемасова никому не дает видеться с Оденом, даже нам. Мы пытались связаться с женщиной, говорили, что хотели бы привезти Одену индюшатину, курятину, но он как отрезала: «Пес ни в чем не нуждается». Говорит, что собака только отошла от трагедии и наконец-то успокоилась.

-Вы давно были на могиле Ирины и Александра Пороховщикова?

Недавно. За могилой Ирины никто не ухаживает, памятник ей так и не сделали - хотя прошел год. Я тогда обратилась в администрацию кладбища, хотела узнать, сколько будет стоить уход за могилкой. Мне сказали странную вещь: «Александр Шалвович заплатил за уход на год вперед». Когда он успел? Ведь он скончался, так и не узнав о смерти супруги? Посетила я и могилу Пороховщикова. Со дня похорон там ничего не изменилось. Вряд ли кто-то посещает его могилу.

Через несколько дней после кончины Александра Пороховщикова, памятник на его могиле вызвался сделать известный скульптор Зураб Церетели. Однако, по словам адвоката семьи Сергея Жорина, на данный момент он не слышал о работе мастера.

Насчет памятника на его могиле - все молчат. Пока тишина, - говорит Жорин. - В борьбе за наследство многочисленные родственники Пороховщикова, забыли не то что о памятнике, но и о могиле актера. Я принципиально не стал принимать участие во всех этих судах.