Достижения князя рюрика. Рюрик – державный родоначальник

  • 15.10.2019

В российской истории личность князя Рюрика поправку можно считать одной из самых загадочных и противоречивых. История его жизни покрыта завесой тайны, многие исследователи ведут оживленные споры о его происхождении, времени княжении и его значении для русской истории. Данная статья посвящена описанию биографии князя Рюрика.

Происхождение Рюрика

Рюрик, согласно сведениям, содержащимися в русских летописях, в частности в «Повести временных лет», скандинавский вождь, который был призван вместе со своей дружиной для правления в Новгородских землях. Считается родоначальником династии Рюриковичей, которая просуществовала вплоть до 16 века. Сведений о его жизни до того момента как он был призван славянами в летописях и других источников нет. Большинство современных исследователей считают, что он представитель скандинавского княжеского рода. В целом существуют две версии происхождения Рюрика:

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Деятельность Рюрика во главе новгородского княжества

Согласно летописи начало правления Рюрика связано с 862 годом, когда из-за возникшей усобицы между разными племенами, он вместе со своим братьями был вызван править новгородскими землями. Так Синеус стал княжить в Белозерске, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Хотя в Летописях существуют противоречия о первом городе, в котором стал править Рюрик, так согласно Лаврентьевской летописи первой резиденцией князя стала Ладога, и в Новгороде Рюрик стал править только после гибели братьев. Тем не менее после их гибели Рюрик стал единоличным правителем Новгородских земель. Хотя существует версия, что братьев Рюрика на самом деле вообще не существовало, а их появление в летописи связано с неправильным прочтением летописцем иностранных слов.

Само же княжение Рюрика не содержит множества ярких событий. Единственное исключение — это восстание жителей Новгорода во главе с Вадимом Храбрым в 864 году, когда горожане, будучи недовольными его правлением попытались сместить Рюрика. Но волнение было подавлено и Вадим Храбрый вместе со своими подвижниками были казнены. Хотя и данное событие может быть вымыслом, так как единственным известным источником повествующем о восстании новгородцев против князя Рюрика, является Никоновская летопись датированная 16 веком.

Последствия правления

Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.

Достоверная информация об истории Руси до Рюрика крайне скудна. А те факты, что известны, часто не имеют однозначной интерпретации. На трактовку сведений серьезное влияние оказывает и то, приверженцами какой из теорий, норманнской или антинорманнской, является ученый, работающий с ними.

Норманисты предполагают, что возникновение у славян государства связано с приходом на их территории варягов. Приверженцы антинорманнской теории, напротив, полагают, что в тот период у славян уже существовало государство.

Споры историков, впрочем, могут продолжаться бесконечно. Скудность исторического материала, относящегося к тому времени не позволяет с большой долей вероятности даже установить, кем был Рюрик, к какому принадлежал этносу. Теорий о его происхождении не мало. И все они в большей или меньшей степени вероятны. Осложняют исследования ученых и проблемы, связанные с прочтением древнерусских летописей. К примеру, сегодня не представляется возможным установить, что же подразумевалось под словом русь? Род Рюрика или его племя?

Необходимо отметить и то, что у многих ученых сомнение вызывает и само существование легендарного князя, а не только происхождение Рюрика. Но и между теми, кто уверен в его существовании немало разногласий. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами – викингами и видят доказательство своей правоты в схожести имени Рюрик с латинским словом, обозначающим «король» - «rex» . Соответственно, антинорманисты полагают, что первый князь славян происходил из племени «ререгов» (соколов), известных сегодня и под названием ободриты.

Согласно легенде, Рюрик был призван на княжение не сумевшими договориться между собой племенами кривичей, чуди и ильменских словен. Призвание Рюрика имело определенную, вполне четкую, цель прекратить раздоры между знатью славянских племен. В «Повести временных лет» говорится о том, приход Рюрика на Русь состоялся в 862 г. Рюрик пришел в Новгород не один, а с Синеусом и Трувором. Но, и тут далеко не все просто. Некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось вовсе не в Новгороде, а в Старой Ладоге. А Новгород был построен князем немного позднее – через два года. Некоторые современные археологические находки способны подтвердить версию. Братья Рюрика, опять же, согласно версии летописи, тоже правили славянскими землями. У кривичей – Трувор, а Синеус – в Белоозере. Однако скоро Рюрик стал единоличным правителем всех земель – после гибели обоих братьев. Существует версия, что князь Рюрик пришел вовсе не с двумя братьями, а со своим родом (синеус) и верной дружиной (трувор).

Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это - то немногое, что знают историки о Рюрике биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын Рюрика Игорь станет князем киевским.

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос "откуда есть пошла земля русская". Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

История России – это, в основе своей, история государственности. Ее начало олицетворяет таинственный и почти мифологический князь Рюрик. Фигуру первого русского князя можно увидеть на среднем ярусе памятника «Тысячеление России» в Великом Новгороде. Она символизирует первую из шести представленных там, эпох российской истории. Князь Рюрик не перестает быть исторической загадкой, произвольных вымыслов о нем накопилось больше, чем достоверных сведений. Поэтому не утихают споры маститых историков о происхождении легендарного князя, его правлении и эпохальной значимости.

Отправной точкой государственности на Руси по сей день считается легенда о призвании варягов, где центральной фигурой был князь Рюрик, который согласно «Повести временных лет», пришел к славянам, по их приглашению, чтобы мирить их меж собой и править справедливо. Он вошел в устье Волхова из Ладожского озера, во главе флотилии своих ладей как, за полтора тысячелетия до того, легендарный троянец Эней со своими спутниками приплыл к устью Тибра. Легенды, конечно хороши, но это всё-таки легенды.

Так был ли Рюрик вообще? Где, кроме «Повести временных лет» можно встретить достоверные упоминания о загадочном князе? А вот с этим как-то не очень задалось. В шведских и норвежских источниках, а также исландских сагах ничего о Рюрике нет. Упоминания о народе «русь» и «Рёрике» есть в Бертинских анналах (830-882 гг.). С некоторыми оговорками это можно принять, как подтверждение летописного сочинения монаха Нестора. Ну, еще Лаврентьевская, Никоновская и Иоакимовская летописи добавляют предпосылки к суждению о том, что такая персона в начале Российской истории реально существовала.

Особенности этногенеза Рюрика

Не менее важен вопрос о генезисе князя Рюрика, его этнических корнях, напрямую влияющих на теоретические обоснования возникновения русской государственности. Среди нескольких версий происхождения выделяют две основных:

  1. Норманнская, по ней Рюрик, не очень перспективный у себя на родине скандинавский князь, нашедший себе удел у восточных славян.
  2. Антинорманистская относит основателя древнерусского государства к княжескому роду славян-ободритов.

В «Повести временных лет» напрямую не указывается происхождения Рюрика. Фразу о том, что есть шведы, а есть и русь и связывает их всего лишь название – варяги, можно трактовать с одинаковым успехом в пользу обеих версий. Если верить Бертинским анналам, то Рёрик (Рюрик) происходит из датского княжеского рода, что подтверждает норманнскую теорию. Отчасти это объясняет то, что официальная историография склоняется к норманнской версии, несмотря на прославянские изыски авторитетных специалистов по Древней Руси.

Прибытие и правление князя Рюрика

«…И пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Так цитировал, придворный историограф начала XIX века Н. М. Карамзин «Повесть временных лет». Сведения о мифических братьях Рюрика Синеусе и Труворе крайне скудны, а версия о том, что их не было вообще, имеет серьезные основания. Как бы то ни было, в Лаврентьевской летописи сообщается о том, что Синеус и Трувор погибли, или умерли до 864 года и князь Рюрик стал единоличным правителем в основанном им, в тот же год Новгороде.

Княжение Рюрика не имеет обширной событийной линии, но опираясь на летописные сведения можно отметить ряд его деяний на государственном поприще:

Во внутренней политике

Сфера деятельности

Приблизительная датировка

Расширение подвластных территорий

Присоединение к находящимся под княжеской властью Рюрика восточнославянских и угро-финских территорий с городами Ростов, Муром и Смоленск

Организация власти на местах

Насаждение в городах, центрах подчиненных земель своих наместников

Материальное обеспечение своей власти

Организация сбора дани у подвластных племен

Борьба с проявлениями недовольства властью

Жесткое усмирение любых проявлений недовольства среди подданного населения. Никоновская летопись рассказывает о подавлении восстания новгородцев под предводительством Вадима Храброго, казненного вместе со сподвижниками

Основание великокняжеской династии

Перед смертью в 879 году, князь Рюрик назначил своего малолетнего сына преемником. Регентом при наследнике назначил своего родственника или просто близкого соратника Олега, который, немногим позже присоединил к древнерусскому государству Киев и земли полян.

Во внешней политике

Все эти свершения дают основания нам, так же как и неизвестному автору «Задонщины», называть Рюрика – первым русским князем.

Место личности князя Рюрика в истории России

Историческое значение князя Рюрика заключается в том, что именно он создал точку опоры для фундамента мощной тысячелетней державы. При нем восточнославянские земли на северо-востоке Европы начали объединяться под властью полноправного правителя. Рюрик начал устраивать иерархию на подвластных территориях, создавая предпосылки для формирования полноценной государственности в Древней Руси.

Личность князя Рюрика, пусть где-то и легендарная, имеет основополагающее значение для Российской истории. Приняв в чужих для него землях власть, князь Рюрик сумел удержаться на ее вершине, создав государство, котором его потомки, Рюриковичи правили более семи веков, а сама Россия существует уже свыше 1150 лет.

Правление Рюрика (кратко)

Правление Рюрик - краткое описание основных событий

Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Споры о происхождении князя Рюрика

Происхождения Рюрика вызывает до сих пор множество споров. Одни утверждают, что сам Рюрик и его дружина были скандинавами (викингами), основываясь на этимологии княжеского имени, которое обозначает «король» с латинского rex. Общеизвестным фактом является то, что имя Рюрик широко используется и в современном мире в Финляндии, Швеции и других странах. В свою очередь, сторонники западнославянской версии развития Руси предпочитают сравнивать биографические данные Рюрика со славянским племенем ободритов, которое также называли «соколами».

Призвание князя Рюрика на княжение

Согласно литературным источникам, а именно «Повести временных лет» призвание Рюрика произошло в 862 году, явившись результатом совместного решения славянских племён (кривичи, ильменские словене, чудь и весь) в ходе споров о том, кто будет править ими без выгоды для собственного племени.

В Новгород Рюрик вошёл с братьями. Также имеет место быть версия, что правление князя началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге, а сам Новгород был построен только спустя два года. Археологические находки (например, Рюриково Городище) полностью подтверждают данную теорию.

Если верить летописному варианту, то братья Рюрика также получили на княжение славянские земли. Так брату Синеусу досталось Белоозеро, а Трувору Изборск, однако правили они не долго. Уже через два года после их кончины Рюрик становится единым правителем. Многие исследователи Руси склонны считать, что братьев у Рюрика не было, утверждая, что «трувор» переводится как «верная дружина», а «синеус» - «свой род».

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

Умер Рюрик примерно в 879 году , а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.