История моны лизы загадочной улыбке. Десять главных секретов джоконды

  • 18.06.2019

Foto: AP/Scanpix

Личность, черты лица, улыбка и даже пейзаж за спиной нарисованной более 500 лет назад женщины продолжают будоражить умы исследователей. Пока одни с лупой изучают ее губы, другие находят в картине закодированные послания Леонардо да Винчи, а третьи и вовсе считают, что настоящая Мона Лиза - это совсем другая картина.

"Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней "

(Грюйе, конец XIX века).

Портал DELFI знакомит с наиболее популярными тайнами и теориями, которые окружают известную работу Леонардо да Винчи.

Традиционно считается, что на картине да Винчи изображена Лиза Джоконда, урожденная Джерардини. Картину в 1503 году заказал ее муж Франческо Джоконда. Да Винчи, который тогда был без работы, согласился исполнить частный заказ, но не закончил его. Позже художник отправился во Францию и обосновался при дворе короля Франсуа I. Согласно легенде, он подарил "Мону Лизу" королю, представив картину, как одну из своих самых любимых. По другим данным - король просто купил ее.

В любом случае, после смерти да Винчи в 1519 году картина осталась в собственности короля, а после Французской революции стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Во всемирно известную икону она превратилась лишь в начале XX века, после того, как в августе 1911 года ее похитил бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину (картину нашли и вернули спустя два года после кражи).

С того времени "Мона Лиза" пережила несколько попыток вандализма и краж и стала главным магнитом для миллионов туристов, ежегодно посещающих Лувр. С 2005 года картина находится в специальном непробиваемом стеклянном "саркофаге" с регулируемым микроклиматом (картина сильно потемнела под влиянием времени из-за экспериментов да Винчи с составом красок). Ежегодно ее осматривает около шести миллионов человек, каждый из которых тратит на осмотр в среднем 15 секунд.

Foto: Arhīva foto

Традиционно считается, что на картине изображена Лиза Джоконда - третья жена зажиточного торговца тканями и шелками Франческо Джокондо. До XX века эта версия особенно не оспаривалась, так как друг семьи и историк (а также художник) Джорджо Вазари в своих работах упоминает как факт, что жену Франческо писал некий известный художник. Этот факт на страницах книги также отразил Агостино Веспучи - клерк и помощник историка Никколо Макиавелли.

Однако многим исследователям этого оказалось недостаточно, так как в то время, когда писалась картина, Джоконде должно было быть примерно 24 года, однако изображенная на картине женщина выглядит намного старше. Также сомнения вызвал тот факт, что написанная картина никогда не принадлежала семье торговца, а осталась у художника. Даже если допустить верность предположения о том, что да Винчи просто не успел закончить картину до того, как переехал во Францию, вызывает сомнение, что семья среднего по всем меркам торговца была достаточно богата, чтобы заказать картину такого размера. Такие полотна тогда могли себе позволить только действительно знатные и чрезвычайно богатые семьи.

Поэтому существуют альтернативные теории, которые допускают, что "Мона Лиза" - это автопортрет самого да Винчи или же на картине изображена его мать Катрина. Последнее объясняет привязанность художника к этой работе.

Группа ученых сейчас надеется разгадать эту загадку, проводя раскопки под стенами монастыря Святой Урсулы во Флоренции. Считается, что там могла быть похоронена Лиза Джоконда, которая удалилась в монастырь после смерти своего мужа. Однако эксперты сомневаются, что среди сотен погребенных там людей можно найти останки именно Джоконды. Еще более утопической считается надежда с помощью компьютерной реконструкции на базе найденных черепов восстановить черты лиц всех погребенных там людей, чтобы найти ту самую женщину, что позировала для "Моны Лизы".

Foto: Arhīva foto

В конце XV и начале XVI веков в моде были полностью выщипанные брови. Можно предположить, что изображенная на картине женщина определенно следила за модой и соответствовала этому эталону красоты, однако французский инженер Паскаль Коте открыл, что у нее на самом деле были брови.

С помощью сканера с высоким разрешением он создал копию картины очень высокого качества, на которой были обнаружены следы бровей. По мнению Коте у "Моны Лизы" изначально были брови, но затем со временем они исчезли.

Одной из причин их исчезновения могли быть чересчур усердные попытки сохранить картину. В музее Лувра и при дворе короля шедевр на протяжении 500 лет регулярно чистили, в результате некоторые особенно тонкие элементы картины могли и пропасть.

Другой причиной исчезновения бровей могли быть неудачные попытки провести реставрацию картины. Впрочем, до сих пор непонятно, как брови могли исчезнуть совсем. В любом случае, сейчас над левым глазом можно видеть следы мазка кистью, которые свидетельствуют о том, что брови у "Моны Лизы" все же были.

Foto: AFP/Scanpix

В книге "Код да Винчи" Дэна Брауна искусство Леонардо да Винчи кодировать информацию серьезно преувеличено, однако знаменитый мастер при жизни все же любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров. Итальянский Комитет истории национальной культуры открыл, что в глазах Моны Лизы содержатся крошечные буковки и циферки.

Они не видны невооруженным глазом, однако при сильном увеличении заметно, что в глазах действительно написаны символы. В правом глазе спрятаны буквы LV, которые могут быть инициалами самого Леонардо да Винчи, а в левом глазе буквы расплылись и могут быть как S, так и B и даже CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели - комбинация L2 или 72.

На задней части картины также были найдены цифры 149. Можно предположить, что последней цифры недостает и это на самом деле год - 149x. Если это так, то картина была написана не в начале XVI века, как считалось до сих пор, а раньше - в конце XV.

Foto: Arhīva foto

Если смотреть на губы, то видно, что они плотно сжаты, без всякого намека на улыбку. Но в тоже время, если смотреть на картину в общем, появляется ощущение, что женщина улыбается. Этот обман зрения породил не одну теорию об исчезающей улыбке "Моны Лизы".

Эксперты считают, что объяснение у этого феномена совсем простое - изображенная на картине женщина не улыбается, но если глаз зрителя "замылен" или он смотрит на нее с помощью периферийного зрения, то тень от лица создает эффект мнимого подъема уголков губ вверх.

То, что женщина была абсолютно серьезной, доказывают и рентгеновские снимки, которые позволили взглянуть на набросок картины, спрятанный теперь под слоем краски. На нем жена флорентийского торговца ни под одним углом зрения не выглядит радостной.

Foto: Arhīva foto

На ранних копиях работы да Винчи видна куда более широкая панорама, чем на выставленной в Лувре картине. У них у всех по бокам видны колонны, тогда как у "настоящей" картины справа видна лишь часть колонны.

На протяжении долгого времени эксперты спорили о том, как так получилось, и не была ли картина уменьшена после смерти да Винчи, чтобы подойти к какой-то особенной раме или не выбиваться по размерам из других картин при дворе короля. Однако эти теории не нашли подтверждения - края картины под рамой белые, что указывает на то, что изображение не выходило за те рамки, что мы видим сегодня.

Да и вообще, теория о том, что картина была уменьшена, выглядит сомнительно, так как она нарисована не на ткани, а на сосновой доске. Если бы от нее отпиливали куски, слой краски мог бы быть поврежден или бы вовсе отделился, и это было бы хорошо видно.

Foto: Publicitātes foto

По колоннам и пейзажу за спиной у женщины на картине можно сделать вывод, что она сидела на балконе или террасе. Сегодня ученые придерживаются той точки зрения, что изображенные горы, мост, река и дорога - выдуманные, но характерные для региона Монтефелтро в Италии.

Этот факт не столько проливает свет на то, что именно изображено на фоне, сколько в очередной раз поднимает вопрос о личности изображенной на картине женщины. По мнению одного из архивариусов Ватикана, на картине изображена Пацифика Брандани, замужняя дама и любовница Джулиана Медичи. В то время, когда, предположительно, писалась картина, Медичи находился в изгнании и жил как раз в этом регионе.

Но независимо от того, какой регион отражает пейзаж на картине и какова была личность изображенной на ней женщины, известно, что "Мону Лизу" Леонардо да Винчи писал в своей мастерской в Милане.

Foto: Arhīva foto

Американский художник Рон Пиччирилло считает, что открыл в картине да Винчи спрятанный на протяжении 500 лет ребус. По его мнению, художник спрятал изображение голов трех животных - льва, обезьяны и буйвола. Они хорошо видны, если повернуть картину набок.

Он также утверждает, что под левой рукой женщины видно что-то, что напоминает хвост крокодила или змеи. К этим открытиям он пришел, тщательно, в течение целых двух месяцев, изучая дневники да Винчи.

Foto: Arhīva foto

"Айзелуортская Мона Лиза" найденная до Первой мировой войны в Англии, считается еще одной, ранней версией "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. Ее название происходит от названия лондонского предместья, в котором ее нашли.

Эта версия картины считается более соответствующей теории о том, что Леонардо да Винчи писал свой шедевр в то время, когда Франческо Джоконде было 24 года. Эта работа также больше соответствует легенде о том, что да Винчи переехал во Францию, не закончив работы над картиной и забрав с собой ее в том виде, в каком она была.

Но в тоже время история этой картины, в отличии от луврского оригинала, неизвестна. Неясно также и то, как работа попала в Англию и кому принадлежала. Эксперты не могут поверить в версию, что известный художник кому-то отдал или продал незаконченную работу.

Foto: Arhīva foto

"Донна Нуда" - портрет частично обнаженной женщины с характерной для шедевра да Винчи улыбкой, явно напоминает оригинал, а вот автор этой картины неизвестен. Интересно, что эта работа не только похожа, но и, определенно, создана в начале XVI века - в одно время с "Моной Лизой".

В отличие от выставленной в Лувре работы, которая редко покидает свое место за пуленепробиваемым стеклом, "Донна Нуда" многократно меняла своих владельцев и регулярно выставлялась на выставках, посвященных творчеству да Винчи.

Историки полагают, что хотя эта работа, скорее всего, и не принадлежит кисти самого да Винчи, она совершенно определенно является копией его картины, выполненной одним из учеников мастера. Оригинал же, по каким-то причинам, был утрачен.

Foto: Arhīva foto

Утром 21 августа 1911 года работники музея в Лувре на месте картины нашли четыре пустых гвоздя. И хотя до этого момента картина не вызывала в обществе особого ажиотажа, ее похищение стало настоящей сенсацией, о которой написала пресса во многих странах мира.

Это создало проблемы для администрации музея, так как оказалось, что в музее не была должным образом организована охрана - огромные помещения с мировыми шедеврами охраняло всего несколько человек. И практически все картины были закреплены на стенах так, что их можно было спокойно снять и унести.

Что и сделал бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину. Картины нашли и вернули спустя год после кражи - сам Перуджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке шедевра. Хотя в Италии его поступок восприняли с пониманием, все же суд приговорил его к тюремному заключению сроком на два года.

Эта история стала катализатором резко возросшего интереса публики к шедевру Леонардо да Винчи. Освещавшая историю с похищением пресса немедленно раскопала случай годовалой давности, когда некий человек совершил самоубийство в музее, прямо перед картиной. Тут же пошли разговоры о загадочной улыбке, тайных посланиях и шифрах да Винчи, особенном мистическом значении "Моны Лизы" и т.д.

Популярность музея в Лувре после возвращения "Моны Лизы" выросла настолько, что согласно одной из теорий любителей заговоров, кража была организована самими руководством музея - с целью привлечь к нему международный интерес. Омрачает эту красивую конспирологическую идею только тот факт, что само руководство музея ничего от этой кражи не выиграло - в результате разразившегося скандала оно было уволено в полном составе.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное.

В чем же секрет Джоконды? Версий – бесчисленное множество. Вот вам самые распространенные и интригующие.

Этот загадочный шедевр озадачивал исследователей и историков искусства на протяжении веков. Теперь итальянские ученые добавили еще один аспект интриги, заявив, что да Винчи оставил на картине ряд очень маленьких букв и цифр. При рассмотрении под микроскопом, можно разглядеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы.

А в левом глазу также есть какие-то символы, но не так заметны, как другие. Они напоминают буквы CE, либо букву B.

На арке моста на фоне картины есть надпись либо «72», либо «L2» или буква L, а число 2. Также на картине есть число 149 и четвертое затертое число после них.


Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.

Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины - после автора - король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги - 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.

Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал...

В чем же секрет ее притягательности?

Версия №1: классическая

Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».

Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо – непревзойденный мастер, и венец его мастерства – этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…

Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.

Версия № 2: мать-китаянка

Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.

Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.

Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Версия № 3: Мона Лиза – мужчина

Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.


"Иоанн Креститель" Леонардо Да Винчи (Лувр)

В пользу этой версии говорят и особые отношения - на них намекал еще Вазари - модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.

У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.

Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году.

Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д"Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.


Версия № 4: Джоконда - это Леонардо

Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.

А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница - не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.

Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях - эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения.

Версия №5: шедевр с синдромом Дауна

Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.

В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.

В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога.

Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.

Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен – вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции?

Версия № 6: дитя под сердцем

Есть и еще одна полярная «медицинская» версия - беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna - это сокращение от ma donna - Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.

Версия №7: иконографическая

Однако теория о том, что Мона Лиза - это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.

Версия № 8: Леонардо - создатель 3D

Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо - сфумато (с итал. - «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту - в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.

Мона Лиза - это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.

Версия №9: тайные знаки

Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он - инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.

Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара - имя русской языческой богини.

Версия № 10: обрезанный пейзаж

Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе...

Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой - до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах...

Сегодня эксперты утверждают, что неуловимая полуулыбка Джоконды – это намеренно созданный эффект, который Леонардо да Винчи использовал не однажды. Эта версия возникла после того, как недавно была обнаружена ранняя работа «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), в которой художник использует подобную оптическую иллюзию.

Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.

Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает.

Долгое время ученые спорили о том, был ли этот эффект создан осознанно и намеренно. Обнаруженный в 2009 г. портрет «La Bella Principessa» позволяет доказать, что да Винчи отрабатывал эту технику задолго до создания «Джоконды». На лице девушки – та же еле заметная полуулыбка, как у Моны Лизы.

Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.

Профессор психологии и эксперт в области визуального восприятия Алессандро Соранцо (Великобритания) пишет: «Улыбка исчезает, как только зритель пытается поймать ее». Под его руководством ученые провели ряд экспериментов.

Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.

Тайна улыбки Моны Лизы

О загадках «Джоконды» исписаны горы бумаги. Искусствоведы, журналисты и просто энтузиасты десятилетиями спорят о том, что означает улыбка Моны Лизы, не подделка ли висит в Лувре и кто вообще изображен на портрете Леонардо?

Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» — картина картин. Что вы видите перед собой? Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса?

Краеугольный камень в основании популярности «Джоконды» — гений Леонардо да Винчи.

Правда, ни своей подписи, ни даты, ни имени модели Леонардо на портрете не оставил. Не сохранилось ни одного предварительного рисунка в альбомах художника, ни одного слова о «Джоконде» в его дневниках. Но сомнений в авторстве Леонардо нет: качество портрета говорит само за себя.

Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Где-то между 1503 и 1506-м. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.

Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы... Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи... Портрет казался чем-то, скорее, божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной». Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.

Кроме того, автору «Жизнеописаний...» будущая суперзвезда обязана удачным «сценическим именем»: Мона Лиза Джоконда. Ведь кроме сообщения Вазари нет ни одного доказательства, что на портрете изображена жена торговца шелком из Флоренции. Наоборот, все этому противоречит. Леонардо был в зените славы, его буквально осаждали толпы коронованных заказчиков. С какой стати ему было писать портрет ничем не примечательной жены некого купца?

Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского — Антонио де Беатису. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы д`Эсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. Но ни Изабелла д`Эсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.

С легкой руки Вазари большинство людей уверены, что на портрете Леонардо — Мона Лиза, жена Франческо дель Джокондо. Отсюда второе название картины — «Джоконда». Настоящая Мона Лиза вышла замуж в шестнадцать лет за вдовца много старше нее, похоронившего к тому времени двух жен. Она прожила скучную жизнь обедневшей дворянки, выданной замуж родителями ради денег.

Решающую роль в подъеме «Джоконды» на высшую ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая, игривая женщина». Романтики же нашли в ней идеал роковой женщины, созданный величайшим гением всех времен и народов Леонардо да Винчи, которому они поклонялись. Эти идеи вызрели в квартале поэтов — Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. Потом разошлись по всему миру.

Загадочная улыбка «Моны Лизы» стала открытием картины для интеллектуалов из среднего класса, которые и были основными посетителями Лувра кроме художников и гревшихся там зимой клошаров.

Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» — трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Ее автор — великий фантазер Жюль Верн. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник — молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм.

И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой?

Леонардо создал гениальный и невероятно загадочный портрет - портрет Джоконды (Моны Лизы). Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за необыкновенной техникой, применяемой в портрете - ведь главная загадка его в необъяснимом выражении лица, в непонятной "ускользающей" улыбке.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ТАЙНА?

Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: “Тайна раскрыта!” Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.

Современные ученые тоже анализируют таинственный портрет. С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды - компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая.

Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию — о параличе лицевого нерва — выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Говорят…что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Загадочная улыбка далеко не единственная тайна «Моны Лизы». Долгие годы искусствоведы не могли прийти к мнению, кто именно изображен на картине. До сих пор существует несколько наиболее распространенных версий. Согласно одной из них, женщина на картине – Лиза дель Джокондо, третья жена богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Существуют , утверждающие что в 1503 году, дата начала работы над картиной, Леонардо был заказан портрет госпожи Джокондо.
Джокондо в переводе с итальянского значит «беззаботный».

Другие считают, что жену торговца шелком Да Винчи изобразил на другом, не дошедшем до нас портрете, а таинственная дама, портрет которой он рисовал около 4 лет, это Изабелла Арагонская, супруга покровителя художника, герцога Миланского.

Третьи утверждают, что картина датирована неправильно. Время ее – 1512-1516 год и дама, изображенная на полотне, - жена Джулиано Медичи, правившего в эти годы Миланом.

Мона в названии картины означает мадам или госпожа. По-русски картину можно назвать «Госпожа Лиза».

Еще одна версия состоит в том, что «Мона Лиза» - вовсе сам художник в женском образе. Согласно некоему цифровому анализу черты великого живописца на одном из автопортретов в точности совпадают с обликом самой знаменитой его и все это – мистификация гения.

Тайна ее улыбки

Да, женщина, поставившая перед учеными такие , имеет на таинственную улыбку. Впрочем, искусствоведы утверждают, что никакой тайны нет, а все дело лишь в уникальной технике сфумато, название которой переводится как дымчатая или исчезающая. Это уникальное сочетание мазков, которым художники передают ощущение воздуха, смягчающего очертание фигур, тонов и полутонов. Согласно нейробиологам, наше периферическое зрение способно воспринимать только крупные детали, в то время как центральное – мелкие. Если смотретьна «Джоконду» прямо, фокусируя взгляд на глазах модели, оставляя периферическому зрению ее уста, то кажется, что по ним скользит улыбка, но стоит присмотреться к губам, то есть перевести на них взгляд и увидеть центральным зрением – она исчезает. Этим же эффектом объясняется и тающая улыбка Джоконды при удалении или передвижении в разные стороны от картины.

Но простое научное объяснение не подходит романтикам, считающим неважным то, как улыбается Джоконда, а гораздо более таинственным то, почему она улыбается. Известно, что на первой версии картины Мона Лиза и не помышляла об улыбке, лишь позже художник внес в полотно исправления. Тающая улыбка породила миф о романе прекрасной модели и великого художника, тщательно скрываемом от ревнивца-мужа, бывшего, по всем законам жанра, намного старше своей очаровательной супруги. Легенда это не выдерживает критики, ведь у всех возможных моделей живописца мужья и возлюбленные были куда моложе Леонардо, которому к моменту написания полотна было уже за пятьдесят.

Чему же улыбается Джоконда? Видимо, этому суждено навеки остаться тайной, без которых немыслимо великое искусство.

Во всем есть свои загадки, и искусство не стало исключением. Одна из неразгаданных тайн - это картина «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи.

Вокруг неё идут многочисленные дискуссии относительно красоты и улыбки персонажа картины. Только в одном сходятся все зрители и критики - картина производит удивительное и необычное впечатление. Объяснения таинственной улыбки появляются очень часто. Есть те, кто считает, что эффект мерцающей улыбки связан с отличительными чертами человеческого зрения. Другие утверждают, что улыбка картины явна, когда наблюдатель смотрит на любые детали лица девушки, кроме губ.

Обязательно зайдите в Лувр, будучи в Париже, и посмотрите на шедевр Леонардо да Винчи. Однако старайтесь не оставаться с картиной наедине, ведь с нею связано много странных случаев. Некоторые люди чувствовали тоску, грусть или начинали плакать после долгого рассматривания картины. Хотя, остаться с этой картиной наедине сегодня практически невозможно, зал обычно буквально забит туристами.

Леонардо да Винчи был призван в Рим Джулиано Медичи для написания портрета синьоры Пачифики Брандано. Она была вдовой испанского дворянина, с кротким и веселым характером, хорошим образованием и являла собой украшение общества. Для художника обустроили мастерскую. Девушке необходимо было сберегать неизменное выражение лица, ради этого во время сеансов играла музыка, напевались песни и читались стихи.

Портрет писали долго, внимательно прорисовывая мельчайшую деталь. Поэтому девушка на картине выглядит, словно живая. У некоторых людей возникало чувство страха, что на картине может возникнуть чудовище или ещё что-нибудь. Знаменитая улыбка завораживает своей таинственностью, навевая необыкновенные ощущения, она зовет зрителя. Несмотря на это, картина растиражирована в мире больше любой другой, она везде, включая обои для смартфона (есть такие например на appdecor.org).

Многие утверждают, что подобная улыбка была у самого Леонардо. Это можно заметить на картине его учителя, где моделью послужил да Винчи. Именно из-за этого некоторые предположили, что Джоконда - автопортрет художника в женском обличье. Компьютерное сравнение картины с автопортретом не опровергло это предположение. Однако, несмотря на это, рано утверждать, что это правдивая версия.

Судьбу Пачифики нельзя назвать легкой. Замужество было кратковременными из-за смерти мужа, Джулиано Медичи не пожелал брать в супруги любовницу, а сына отравили. Вскоре Медичи пришлось жениться по расчету, он не захотел огорчать невесту портретом любовницы, поэтому Леонардо пришлось изменять картину, которая была уже законченной.

Пачифика обладала склонностью притягивать мужчин и словно забирать их жизни. Есть предположение, что её прозвище было «Джоконда». Это слово переводиться как «играющая». Синьора Пачифика оставила след не только на своем возлюбленном, но и на художнике, которому после написания портрета становилось все хуже. Да Винчи начинает чувствовать себя странно. На него наваливается апатия, которой ранее не было, и усталость. Рука трясется все сильнее и становится сложнее работать.

После окончания написания портрета и отъезда во Францию Леонардо создавал для короля новый дворец, однако работа была уже не того высокого уровня, как раньше. У него пропала энергичность, появилась апатия. Затем неделями он не встает с кровати, а правая рука перестает повиноваться. В возрасте 67 лет художник умирает.

Изначально полагали, что изображенная на картине девушка - это 25-летняя Лиза - супруга флорентийского магната Джокондо. Собственно, поэтому портрет в некоторых альбомах и справочниках имел двойственное наименование - «Джоконда. Мона Лиза».

А. Вентури в 1925 году допустил, что на портрете изображена Констанца д’Авалос - любовница Джулиано Медичи. Предположение было основано на стихотворении поэта Энео Ирпино, но иных доказательств правдивости этой версии нет.

Лишь в 1957 году К. Педретти предложил идею о Пачифике Брандано. Она считается самой верной, благодаря документам и вышеописанным обстоятельствам. Существует мнение, что Пачифика была энергетическим вампиром. Это люди, у которых имеют объём ауры меньше, чем у обычных людей, вследствие этого они могут быть поглотителями жизненной энергии своих родных, вызывая апатию, ослабление организма и серьёзные нарушения самочувствия. Вот почему необычный портрет Пачифики так влияет на людей, которые долго всматриваются в него.

Не стоит забывать и об экспериментах Леонардо, который хотел, чтобы его картины вызывали сильные эмоции. Он мечтал о том, чтобы заставить зрителя ужаснуться или, наоборот, заворожить его. Его познания в анатомии, «сфумато», светотени, загадочная улыбка женщины на портрете и прорисовывание мельчайших деталей - все это создало живое творение.

Уничтожение «Улыбки Джоконды» было бы преступлением, ведь в мире существует немало картин, которые воздействуют на человека. Нужно всего лишь принимать меры, чтобы эти картины меньше влияли на людей. Например, ограничить время, проведенное рядом с ними, или же предупреждать посетителей.