Почему городничий и чиновники поверили хлестакову. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В

  • 03.03.2020

Городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому по нескольким причинам. Самой главной является страх городничего, который затмил его разум; вместо того, чтобы усомниться в словах болтунов, герой начинает думать о произошедших за время пребывания Хлестакова беспорядках в городе N: он вспоминает, что за последние две недели была «высечена унтер-офицерская жена», что «арестантам не выдавали провизии»… Боязнь того, что ревизор видел эти нарушения и доложит о них в Петербург настолько сильно повлияла на городничего, что он не мог думать ни о чём другом.

Второй немаловажной деталью является тот факт, что Хлестаков ведёт себя так же, как и должен вести себя ревизор: он отказывается платить за номер и еду, заглядывает в чужие тарелки, поселяется в самом дешёвом номере. И если читатель понимает, что герой так поступает из-за собственной бедности, то городничий с Добчинским и Бобчинским видят в этих поступках намерение найти как можно больше нарушений, происходящих в городе N.

Нравы чиновничества изображены во многих произведениях отечественной классики, одним из которых является пьеса А.С.

Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении чиновники, как и в гоголевском «Ревизоре», изображены людьми необразованными и жаждущими получить как можно больше денег, как можно высший чин. Однако если в пьесе Н. Гоголя чиновники оказываются высмеяны и наказаны за свои пороки, то фамусовское общество остаётся не наказанным.

А.П. Чехов также изображал нравы чиновничества. Героя рассказа «Смерть чиновника», Червякова, и гоголевских персонажей, объединяет то, что они очень боятся вышестоящих чиновников. Однако если такое отношение героев «Ревизора» к начальству обосновано страхом наказания за казнокрадство и недобросовестное отношение к своим обязанностям, то Червякову, наоборот, страшно оказаться без наказания. Чеховский герой буквально не может жить без наказания за то, что он чихнул на лысину генерала Бризжалова.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

1. Какова тема комедии «Ревизор»?
Комедия «Ревизор» - это комедия нравов. Ее тема – взяточничество и коррупция чиновников; автор сатирически изображает различные злоупотребления в чиновничьей среде, а также легкомыслие и нечестность Хлестакова.

2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора.
Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор.

4. Почему помещики Добчинский, Бобчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор.
В «сцене вранья» все чиновники очень пугаются, потому что они думают, что пьяный будет говорить правду. Они еще не встречали таких самозабвенных врунов, как Хлестаков. Он и сам себе, кажется, верит. К тому же, все его очень боятся, ведь они все нарушали закон. Ремарки показывают, как они сначала не решались сесть, а потом вскочили и трясутся от ужаса.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос.
Известие о прибытии нового ревизора – настоящего – означало для каждого из чиновников конец карьеры, а может быть, и тюрьму. Все и так были ошарашены своей раскрывшейся ошибкой, а тут еще настоящий ревизор. Городничий говорит: «Убит, совсем убит!» Это, наверное, было чувством всех.
Я думаю, что это настоящий ревизор: едва ли у таких людей, как, например, Земляника, может быть совесть. Мне кажется, это уж тогда не совесть, а страх наказания, потому что если бы у чиновников была совесть, они бы так себя не вели. Тот же Земляника обворовывал больных людей, нанял врача, который ни слова не понимает по-русски: неудивительно, что все пациенты «как мухи выздоравливают». Что-то типа человеческих чувств проглядывает в Городничем, он даже говорит слова, которые хотел бы сказать сам Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эти слова он говорит не столько чиновникам, сколько нам всем. Потому что ревизор – это совесть не чиновников, а наша.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
Экспозиция – это чтение и обсуждение письма, полученного Городничим.
Завязка – сообщение помещиков о том, что они нашли ревизора и разговор с ним Городничего.
Кульминация – сцены, где Городничий хвастается, что уезжает в Петербург.
Развязка – чтение письма Хлестакова.

7. Известно, что Николай 1 после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.

I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

2. Времяпрепровождение жителей города;

3. Всестороннее изображение государственного правления;

4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

1. Сценический принцип;

2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

4. Детали городского быта.

IV. Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произ­ведения?

С1 Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

С1 В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?

С1 Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

С1 Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

С1 Что имел в виду мудрец, утверждавший, что наказание Ларры - в нем самом?

С1 Почему городничий с такой легкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому?

С1 Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

С1 Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

С1 В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?

С1 Как в данной сцене переплетаются две темы - любовная и социальная?

С1 От чего предостерегает читателей Чехов, показывая жизненный путь доктора Стар­цева?

С1 В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

С1 Как в небольшом эпизоде из «Тихого Дона» отразилась трагедия Гражданской войны?

С1 С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

С1 Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?

С1 Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?

С1 Какое из событий романа описывается в данном фрагменте и ка­кую роль в дальнейшем развитии действия романа «Тихий Дон» играет этот эпизод?

С1 Какая идея, важная для всего произведения, получает развитие в данном фрагменте «Дикого помещика»?

С1 В чем, по-вашему, основная мысль фрагмента и как она перекли­кается с одной из главных проблем романа - проблемой поиска смысла жизни?

С1 Сформулируйте главную тему данного фрагмента и определите, какую роль в романе Ф.М.Достоевского играют выразительные описания жизни и быта героев?

С1 Что является главной темой приведенного выше фрагмента «Слова о полку Игореве» и с какой целью Автор «Слова» включает лири­ческий фрагмент в эпическое повествование о воинском походе?

С1 Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

С1 Почему принимая воинскую присягу, Григорий думает не о воин­ском долге, а о семье и какое развитие эта тема получает в романе?

С1 Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Лермонтов в данном фрагменте текста?

С1 В чем смысл конфликта, возникшего в данном эпизоде комедии «Горе от ума»?

С2 В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения предста­вителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с турге­невскими «Отцами и детьми»?

С2 Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А.Н.Островского и чем?

С2 В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фон­визина?

С2 В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения пред­ставителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тур­геневскими «Отцами и детьми»?

С2 В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чем эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

С2 В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

С2 В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

С2 В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чем эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

С2 Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их по­зиция созвучна проблематике тургеневского романа?

С2 В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?

С2 В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народ­ного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

С2 В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциаль­ного города и в чем он сопоставим с Калиновым?

С2 В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотноше­ний личности и среды и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским «Ионычем»?

С2 В каких произведениях русских писателей изображены герои-предприниматели и в чём этих героев можно сопоставить с чеховским Лопахиным?

С2 В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и в чём эти произведения можно сопоставить с фонвизинской пьесой?

С2 В каких произведения русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?

С2 В каких произведениях русской классики изображается судьба «маленького человека» и в чём эти произведения созвучны роману Ф.М.Достоевского?

С2 В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чём они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М.Горького? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких литературных произведениях судьбы героев развивают­ся на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил М.А.Шолохов, создав роман-эпопею?

С2 Какова позиция М.Е.Салтыкова-Щедрина по отношению к геро­ям, и какие произведения русской литературы характеризуются схожим отношением авторов к действительности?

С2 Что сближает роман «Война и мир» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленно­го, жестокого предрассудка - дуэли?

С2 Что сближает роман Ф.М.Достоевского «Преступление и нака­зание» с другими произведениями русской литературы, авторы которых создают образы «униженных и оскорбленных»?

С2 Можно ли говорить о связи художественной системы «Слова о полку Игореве» с народной поэзией, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?

С2 С какой проблемой романа перекликаются вопросы, заданные ге­роем самому себе в приведенном выше фрагменте, и как они соотно­сятся с проблематикой других произведений русской классики?

С2 Сопоставьте роман-эпопею М.А.Шолохова «Тихий Дон» с произ­ведениями русской классической литературы, в которых соотно­сятся темы семьи и служения Отечеству?

С2 Почему вопрос о предопределенности судьбы так занимает Печо­рина, и в каких произведениях русской классики затрагиваются подобные вопросы?

С2 Назовите известные вам русские классические комедии и опреде­лите темы, сближающие их с пьесой А.С.Грибоедова.

С3 Что придает центральному образу стихотворения художественную яркость и глу­бину?

С3 Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А.Есенина?

С3 Каким предстает в стихотворении А.А.Блока «Русь» образ Родины?

С3 Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М.И.Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)

С3 Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта - опи­сание анчара и рассказ о гибели раба?

С3 Почему размышления B.Л.Пастернака о личности и судьбе сопровождают много­численные образы и детали, связанные с миром театра?

С3 Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

С3 Какой предстает в стихотворении А.А.Блока «идеальная» возлюбленная?

С3 Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение С.А.Есенина к фило­софской лирике?

С3 Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?

С3 Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу сти­хотворения «Незнакомка»?

С3 Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В.Маяковского «Нате!»?

С3 Каким содержанием наполнен у Блока традиционный для поэзии образ весны?

С3 Каково внутреннее состояние лирического героя Пушкина?

С3 В чём драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А.Некрасова?

С3 Какие злободневные и «вечные» вопросы поднимает В.В.Маяковский в своём стихотворении?

С3 Что скрывается за «спокойствием» лирической героини стихотворений А.А.Ахматовой?

С3 Какой предстаёт в некрасовском стихотворении жизнь крестьянина – труженика?

С3 Каким предстаёт духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»?

С3 В чём особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А.Есенина?

С3 Определите тему стихотворения А.А.Фета, опираясь на выска­зывание С.Я.Маршака: «Природа у него - точно в первый день творения...».

С3 Каким настроением окрашены чувства лирического героя в сти­хотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»?

С3 В каких образах стихотворения «Заря прощается с землею...» во­площены представления Фета о бесконечности бытия?

С3 В каких образах воплощены представления поэта о Родине и ка­кие особенности лирики С.А. Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

С3 Назовите основные темы и мотивы стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится...».

С3 Каковы, по-вашему, ведущие темы или основные мотивы этого стихотворения А.С.Пушкина?

С3 Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического ге­роя стихотворения А.А.Блока «Ветер принес издалека...»?

С3 В каких образах стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя о красоте окружаю­щего мира?

С3 Какие параллели можно провести между образом Гамлета и об­разом лирического героя стихотворения Б.Л.Пастернака?

С3 Можно ли назвать стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...» философской лирикой? Свой ответ обоснуйте.

С4 В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А.А.Блока?

С4 В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А.А.Блока?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

С4 В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

С4 Кто из русских поэтов близок B.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопостав­лений.)

С4 В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и при­роды и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А.А.Блока?

С4 Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенин­ского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).

С4 Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним ми­ром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?

С4 В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрас­ном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

С4 В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В.Маяковского?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А.Блока?

С4 Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чём проявляется эта близость?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.Маяковского?

С4 В каких произведениях русских поэтов отображён конфликт поэта и эпохи и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А.Ахматовой?

С4 Что составляет главную тему «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

С4 Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чём они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения? (Приведите 2-3 примера.)

С4 Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2-3 примера.)

С4

С4 Какие особенности лирической поэзии Ф.И.Тютчева позволяют называть его «мастером изображения внутреннего мира», и в сти­хотворениях каких русских поэтов можно найти описание тон­чайших состояний души?

С4 В каких произведениях русской поэзии лирический герой раз­мышляет о связи мироощущений человека и природы, и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.А.Фета «Вечер»?

С4 Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произ­ведениях образ России - Руси?

С4 Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ доро­ги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

С4 В чем особенность восприятия мира природы в пейзажной лирике А.С.Пушкина, и какие русские поэты обращались в своем твор­честве к теме природы?

С4 Как в стихотворениях А.А.Блока перекликается душевное состо­яние поэта и состояние окружающего мира, и что сближает его стихотворения с произведениями других русских поэтов - при­знанных мастеров интимной лирики?

С4 Какие стихотворения русских поэтов обращены к родной природе и какие мотивы сближают их со стихотворением «Еще майская ночь»?

С4 В чем видит Б.Л.Пастернак трагедию лирического героя, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своем творчестве?

С4 В произведениях каких русских поэтов звучат мотивы прощания с юностью, краткости бытия и что сближает их со стихотворени­ем С.А.Есенина?

Проблемные вопросы развёрнутых высказываний на литературную тему.

С5.1 Как в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

С5.2 Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н.Остров­ского «Гроза»).

С5.3 Как в прозе М.А.Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной люб­ви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

С5.1 В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С.Пушкина «Евге­ний Онегин».)

С5.2 Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По рома­ну Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

С5.1 Что дает основание рассматривать пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» как траги­комедию?

С5.2 Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?

С5.3 Каким предстает «русский труженик-солдат» в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

С5.1 Почему Софья, героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, - «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

С5.2 Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение JI.H.Толстого о том, что «сущность ее жизни - любовь»?

С5.3 В чем особенность звучания революционной темы в поэзии А.А.Блока?

С5.1 Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

С5.2 Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л.Пастернака?

С5.1 Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

С5.2 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

С5.3 Каким предстает образ родного дома в лирике С.А.Есенина?

С5.1 Чем объясняется неоднозначность отношения Гринёва к «злодею» и «самозванцу» Пугачёву? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2 Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 В чём своеобразие любовной лирики А.А.Блока?

С5.1 Каким образом в поэме «Слово о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси?

С5.3 Кого из героев комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад» можно назвать «недотёпами» и почему?

С5.1 Что дало поэту основание утверждать: «…В мой жестокий век восславил я свободу»? (По лирике А.С.Пушкина).

С5.2 Как в пьесе А.Н.Островского «Гроза» соотносятся поэзия и проза жизни?

С5.3 Как в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» отображён идеал и антиидеал человека?

С5.1 Почему так трагически завершилась дружба Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

С5.2 Что придаёт сатирическим произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина современное звучание?

С5.3 Как в лирике А.А.Блока отобразились прошлое и настоящее России?

С5.1 Что помогает Чичикову располагать к себе «нужных» людей? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

С5.2 Как в поэзии А.А.Фета раскрывается тема возвышенной любви?

С5.3 В чём смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?

С5.1 Как в лирике В.А.Жуковского проявляются черты романтизма?

С5.2 Как в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» раскрывается тема подлинной и мнимой красоты?

С5.3 В чём схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены пьесы М.Горького «На дне»?

С5.1 В чём причины трагического финала взаимоотношений Печорина и Грушницкого? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Чего больше в проблематике произведений Н.А.Некрасова: вечного или злободневного?

С5.3 Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.2 Справедливы ли слова критика Н.Н.Страхова о том, что «злоба Базарова – это только оборотная сторона его жажды любви к людям»? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

С5.3 В чём проявляется гуманизм «жестокой прозы» М.А.Шолохова? (По роману «Тихий Дон».)

С5.1 Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Почему для Катерины неприемлем путь Варвары? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 Что делает лирическую героиню М.И.Цветаевой «совершенно одинокой»?

С5.1 Что сближает Онегина и Печорина и в чём они различны? (По романам А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

С5.2 Каким представляет мир природы в восприятии лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

С5.3 Почему образ Луки вызывает подчас противоположные оценки читателей, зрителей и критиков? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.1 Печорин: «герой времени» или «скучающий чудак»? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

С5.2 Чем, по-вашему, объясняются причины душевного одиночества Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза»: особенностями её характера, непониманием со стороны окружающих или тем и другим одновременно?

С5.3 Подтвердите или опровергните мысль современного литературоведа о том, что рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» повествует «не только об отдельном человеке» и любви, но и о России, «о её дореволюционном настоящем и возможном, желаемом будущем».

С5.1 Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Что такое, по мысли Л.Н.Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

С5.3 Почему мечта ночлежников подняться «со дна» для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.1 Почему судьба благоволит простосердечному Гринёву, а не расчётливому Швабрину? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2 В чём необычность изображения мира природы в лирике Ф.И.Тютчева?

С5.3 Почему Григорий Мелехов так и не нашёл своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)

С5.1 Как смысл эпиграфа к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

С5.2 «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль».)

С5.1 Почему комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспи­тания»?

С5.2 Кого из героев романа «Война и мир» - Пьера Безухова или Анд­рея Болконского - можно считать любимым героем JI.H.Толсто­го? Свое мнение обоснуйте.

С5.3 В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической геро­ини стихотворений М.И.Цветаевой?

С5.1 Согласны ли вы с утверждением самого А.С.Грибоедова о том, что «в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего чело­века»? Свое мнение обоснуйте (по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

С5.2 Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - история трагической судьбы - женщины или социально-политическая драма?

С5.3 Почему чувства и переживания лирического героя ранних произ­ведений В.В.Маяковского всегда драматичны?

С5.1 Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличе­ния в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

С5.2 Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болкон­ский? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

С5.3 Почему лирические произведения А.Т.Твардовского называют «стихами-раздумьями»?

С5.1 В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печо­рина и Грушницкого (по роману M.IO.Лермонтова «Герой нашего времени»)?

С5.1 В чем, по-вашему, смысл эпиграфа к первой главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Князь Вяземский

С5.2 Почему действие полемического, полного жизни и борьбы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» завершается описанием сельского кладбища?

С5.3 В чем заключаются представления Луки о «правде и лжи» и почему эти представления неприемлемы для Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)?

С5.1 Серьезно или иронично звучит название романа М.Ю.Лермонто­ва «Герой нашего времени»? Свое мнение обоснуйте.

С5.2 Как вы понимаете смысл названия поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

С5.3 Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (По пье­се М.Горького «На дне».)

С5.1 Зачем Н.В.Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина (по поэме Н В.Гоголя «Мертвые души»)?

С5.2 Что, по-вашему, объединяет лирические стихотворения Ф.И.Тют­чева «Есть в светлости осенних вечеров», «Как весел грохот летних бурь», «Весенняя гроза» с поэзией А.А.Фета?

С5.1 Зачем Н.В.Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» исто­рию жизни Чичикова (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)?

С5.2 На какие особенности поэзии Ф.И.Тютчева указывал Н.А.Не­красов, назвавший поэта «величайшим лириком на земле»?

С5.3 В чем, по-вашему, смысл выражения «жить не по лжи» (по рас­сказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)?

С5.1 Почему именно в финале шестой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэ­зией и романтизмом?

С5.2 Ф.И.Тютчев писал о природе, писал о любви, почему же его лири­ческие стихотворения в литературоведении традиционно называ­ют философской лирикой?

С5.3 В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

С5.2 Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир»,JI.H.Тол­стой намеренно избегает героизации образа полководца?

С5.3 О чем предупреждает читателей А.П.Чехов в своем рассказе «Ионыч»?

Почему го­род­ни­чий с такой лег­ко­стью по­ве­рил бол­ту­нам Боб­чин­ско­му и Добчинскому?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Бобчинский <...> Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

:Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) . много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек? » — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э! » — говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э! »

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем. — А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? » Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, — ревизор.

Городничий (в страхе) . Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, — больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей...

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор».

Пояснение.

Пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор» от­но­сит­ся к жанру комедия. Дадим определение.

Комедия дра­ма­ти­че­ское произведение, сред­ства­ми са­ти­ры и юмора вы­сме­и­ва­ю­щее по­ро­ки об­ще­ства и человека.

В ко­ме­дии Го­голь об­ли­ча­ет ле­ни­вых и не­ра­ди­вых чиновников, ко­то­рые ме­чут­ся из-за при­ез­да «ревизора». Ма­лень­кий го­ро­диш­ко яв­ля­ет­ся ми­ни­а­тюр­ной ко­пи­ей государства.

Ответ: комедия.

Ответ: комедия

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ко­то­рое до­стиг­ло рас­цве­та во вто­рой по­ло­ви­не XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в го­го­лев­ской пьесе.

Пояснение.

Это ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализм. Дадим определение.

Реализм - прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности.

Реализм в «Ревизоре» по­ка­зан ти­пич­ны­ми ха­рак­те­ра­ми того времени: не­ра­ди­вы­ми чиновниками.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Приведенный фраг­мент пе­ре­да­ет ожив­лен­ную бе­се­ду героев. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ная форма об­ще­ния пер­со­на­жей в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся ав­тор­ские за­ме­ча­ния и по­яс­не­ния по ходу дей­ствия пьесы («перебивая», «в страхе» и т.п.)

Пояснение.

Такие ав­тор­ские за­ме­ча­ния на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение. Ремарка — это ком­мен­та­рий автора, до­пол­ня­ю­щий со­дер­жа­ние произведения.

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В ос­но­ве дей­ствия пьесы - про­ти­во­сто­я­ние чи­нов­ни­ков го­ро­да N и мни­мо­го ревизора. Как на­зы­ва­ет­ся противостояние, противоборство, слу­жа­щее сти­му­лом к раз­ви­тию действия?

Пояснение.

Такое про­ти­во­сто­я­ние на­зы­ва­ет­ся конфликт. Дадим определение.

Конфликт — это столк­но­ве­ние про­ти­во­по­лож­ных взгля­дов дей­ству­ю­щих лиц в эпосе, драме, в про­из­ве­де­ни­ях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней при­сут­ству­ет сюжет. Кон­фликт ре­а­ли­зу­ет­ся в сло­вес­ных и фи­зи­че­ских дей­стви­ях дей­ству­ю­щих лиц. Кон­фликт раз­во­ра­чи­ва­ет­ся бла­го­да­ря сюжету.

Ответ: конфликт.

Ответ: Конфликт

Юля Милач 02.03.2017 16:26

В тренировочных сборниках в ответах на подобные задания пишется "антитеза/контраст", что подразумевает верность обоих вариантов. Даже среди заданий на вашем сайте, в которых спрашивается одно и то же, где-то правильным ответом признаётся антитеза, а где-то контраст.

Татьяна Стаценко

Конфликт не то же, что контраст. При чём в этом задании контраст?

Сцены чте­ния пись­ма и по­яв­ле­ния Боб­чин­ско­го и Доб­чин­ско­го с из­ве­сти­ем о ре­ви­зо­ре дают ход ос­нов­ным со­бы­ти­ям пьесы. Ука­жи­те термин, обо­зна­ча­ю­щий этот этап раз­ви­тия действия.

Пояснение.

Этот этап раз­ви­тия на­зы­ва­ет­ся завязка. Дадим определение.

Завязка — событие, ко­то­рым на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие дей­ствия в литературно-художественном произведении.

Городничий. Я при­гла­сил вас, господа, с тем чтобы со­об­щить вам пре­не­при­ят­ное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий. Ре­ви­зор из Петербурга, инкогнито. И еще с сек­рет­ным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на! «…»

Ответ: завязка.

Ответ: Завязка

· Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны нравы чи­нов­ни­че­ства и в чем эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с го­го­лев­ским «Ревизором»?

Пояснение.

Нравы чи­нов­ни­че­ства - тема ак­ту­аль­ная для рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века. Тема, под­ня­тая Го­го­лем в «Ревизоре», «Шинели», бле­стя­ще раз­ви­тая им в «Мертвых душах», нашла свое от­ра­же­ние в рас­ска­зах А. П. Чехова: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и другие. От­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми чи­нов­ни­ков в твор­че­стве Го­го­ля и Че­хо­ва яв­ля­ет­ся взяточничество, глупость, стяжательство, не­спо­соб­ность к раз­ви­тию и вы­пол­не­нию глав­ной воз­ло­жен­ной на них функ­ции - управ­ле­нию городом, губернией, государством. Вспом­ним чи­нов­ни­ков уезд­но­го го­ро­да из «Мертвых душ». Их ин­те­ре­сы огра­ни­чи­ва­ют­ся соб­ствен­ным кар­ма­ном и развлечениями, они смысл жизни видят в чинопочитании, та­ко­вы­ми пре­ред нами пред­ста­ют и чи­нов­ни­ки в при­ве­ден­ном от­рыв­ке «Ревизора». Боб­чин­ский и Добчинский, Аммос Федорович, даже го­род­ни­чий - каж­до­му из них есть чего бояться, этот страх и не дает им рас­смот­реть ис­тин­ное лицо Хлестакова, но они су­до­рож­но пы­та­ют­ся вы­пу­тать­ся лю­бы­ми пу­тя­ми из не­при­ят­ной ситуации. В рас­ска­зах же Че­хо­ва чи­нов­ник на­столь­ко ничтожен, что готов уме­реть от бо­яз­ни перед чином по­вы­ше («Смерть чиновника»), это путь от чи­нов­ни­ка Го­го­ля к чи­нов­ни­ку Че­хо­ва - пол­ная деградация.

Пояснение.

Городничему есть чего бо­ять­ся и что скрывать. Он на­пу­ган из­ве­сти­ем от ста­ро­го при­я­те­ля о при­ез­де ревизора. Имен­но по­это­му го­род­ни­чий легко под­да­ет­ся на «провокацию» Добчинского-Бобчинского о при­ез­де ре­ви­зо­ра и верит им. Вот уж по­и­сти­не «у стра­ха глаза велики», по­это­му го­род­ни­чий и не видит оче­вид­ных вещей.

Герой комедии «Ревизор» - Иван Александрович Хлестаков – не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-нибудь осознанной цели. Хлестаков весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.

Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью.

Напуганный предстоящей ревизией, Городничий так охвачен страхом перед воображаемым начальством, выведывающим «прегрешения», что заискивающе лебезит перед Хлестаковым, унижается, будучи грузным и солидным, сгибается вперегиб перед «сильным», перед выше его стоящим по чину, «хотя это всего лишь тряпка». Грубый и жестокий со всеми, кто ниже его рангом или зависит от него, он льстиво и вкрадчиво, любезно и нежно обхаживает гостя, стараясь угодить, умилостивить и обворожить его. Он с «великим счастием» отдает ему в жены свою дочь, почти готов пожертвовать ему и свою жену.

Городничий приходит к своему высшему торжеству, но не замечает, как Хлестаков исчезает из-под носа окончательно и бесповоротно.

БИЛЕТ 14 вопрос 1

Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Татьяна сформировалась под влиянием народного начала и сентиментальной литературы, она глубоко чувствующая натура. Вспомним ночной разговор с няней. Ее чувства, их глубину мы видим в волнении Татьяны.

Обратимся к портрету Татьяны, изображенном в 8 главе. Пушкин отдает предпочтение Татьяне, отстаивая тем самым идеал женской красоты естественность, простоту, одухотворенность внешнего облика мыслью и чувством.

Изменилась ли Татьяна, став светской красавицей? Нет, Татьяна внутри осталась такой же, лишь научилась «властвовать собой». Вместе с тем Татьяна-княгиня уже не робкая девочка-мечтательница, она женщина с чутким, любящим сердцем и с тонким, глубоким умом.

Татьяна продолжает и в обществе быть отчужденной от всех, как и в деревне. (прочитать письмо Татьяны к Онегину).

Последнее объяснение Татьяны с Онегиным... Хотя в словах Татьяны звучит чувство оскорбленной гордости и боль от несбывшихся мечтаний, но в них нет недоброжелательности, нет нравоучительности, нет торжества. Следующие за этими словами стихи дышат особой искренностью. Татьяна говорит печально о своей большой любви, о трагической своей судьбе, о том, что «счастье было так возможно». Она хочет объяснить свои чувства, свое решение и понять Онегина. Пушкин восхищается героиней в последней сцене. Его идеал – женщина верная, даже если она не любит своего мужа. Вот он – идеал женщины:



«Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Сколько боли и разочарования в этих строчках, но и сколько высокого чувства!

БИЛЕТ 14 вопрос 2

Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна их кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков, по выражению городничего, пустейший человек, "сосулька", "тряпка".

Уже во внешнем облике Хлестакова Гоголь подчеркивает его незначительность – «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими».

Хлестаков не просто фантазер. Он сам не знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Если при нем струсишь - тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет.

Появление Хлестакова в комедии не случайно. Уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию, его вранье сходит с рук. Персонажи сами «делают» Хлестакова. Есть такое выражение: «Короля делает свита». Темы для разговоров ему дают окружающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

Страх чиновников и петербургское платье Хлестакова превращают его удивительным образом в ревизора. Хотя сам он и не собирался выдавать себя за важное лицо. Лишь в четвертом действии он догадывается, что его приняли за «государственного человека», этому послужили его «петербургская физиономия» и костюм.



Однако Хлестаков быстро вошел в роль и, в конце концов, стал даже свысока разговаривать с чиновниками.

Да, Хлестаков врет, врет вдохновенно, не задумываясь над сказанным, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно», он говорит и действует без всякого соображения. Но ложь его только об одном: как он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше трясутся чиновники от страха, тем больше распыляется Хлестаков, и наоборот, тем больший ужас испытывают чиновники.

Когда в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы. Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет». Он с все большей силой начинает врать: «И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткой: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, - говорит, - сапоги почищу».

Начав с простого привирания по поводу сочинения "стишков", слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов.

Кульминационный момент в комедии, когда Хлестаков дает полный простор своей фантазии. А что фантазия убога, об этом свидетельствуют его рассказы о петербургской жизни. Вспомним, как Хлестаков поражает воображение чиновников своими петербургскими обедами. Арбуз на его столе - «в семьсот рублей», а главное достоинство супа в огромном расстоянии - он «прямо на пароходе приехал из Парижа». Речь Хлестакова бедна и примитивна, что соответствует его внутренней пустоте и глупости. Со всеми он на «дружеской ноге», всех называет «братцами», и Пушкин «большой оригинал».

"Сцены вранья" являет собой грозное предупреждение Гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшной болезни - хлестаковщины.

БИЛЕТ 15 вопрос 1

Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Начало 19 века в литературе характеризуется поисками главного героя, героя времени. Его искал и Грибоедов, и Пушкин, не стал исключением и Лермонтов.

Печорин – человек вполне определенного времени и положения. Он дворянин-интеллигент, его душа «испорчена светом». По натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки. Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно… было мне назначение высокое …».

Печорин так и не нашел главной цели в жизни и в этом трагизм его судьбы. Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность.

ослепительно чистое бельё и пыльный бархатный сюртучок, запачканные перчатки;

морщины и женская нежность кожи;

крепкое сложение и маленькая аристократическая рука;

Демонические черты: и 23 и 30 лет; белокурые волосы и чёрные усы и брови; глаза не менялись, когда он смеялся; фосфорический блеск глаз.

Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит и чувствует, что душа его испорчена.

Познакомившись с «героем нашего времени» можно сделать выводы:

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он не имеет настоящей привязанности; каждую жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе. Свободный от дружбы, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: "Finita la comedia!"

В романе Печорин – одинокий странник, который не может сидеть на месте. Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.

Замысел Лермонтова – показать современного ему человека, его психологию, его характер, как сам автор отмечает, «… портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». БИЛЕТ 15 вопрос 2

Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», писал Александр Александрович. Это Блок сказал о теме России, Родины в своем творчестве. Образ Родины появляется в его лирике постепенно, она будто открывает то один лик, то другой.

Одним из стихотворений Блока, посвященных теме России, родины, является стихотворение «Россия».

Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути.

Едва Блок ощутил себя национальным поэтом, он полюбил слово «дикий». Россия была мила ему именно дикостью, дисгармонией, хаосом.

Ничего не поймут в стихах Блока о России те, кто искал в них благожелательных дум о благолепии России. Жалости к России он не знал:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!..

Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

«В сущности, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы ее», - сказал Гуковский.

БИЛЕТ 15 вопрос 3

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии «Горе от ума»?

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным и прогрессивно мыслящим, Чацкий противостоит фамусовскому обществу. В тоже время драма обостряется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

По возвращению в Москву, Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен её холодным приёмом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то мере то, что происходит между Софьей и Молчалиным: он любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал.

Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит. Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчалина, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая её неприязнь. Оправдать Чацкого может егоослеплённость страстью, можно сказать, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Постепенно Чацкий начинает прозревать. Софья, недовольная его фразой в адрес Молчалина, говорит про Чацкого: «Не человек, змея». С её молчаливого согласия распространяется слух, что Чацкий не в своём уме. Это слух быстро разносится. Герой, смущённый холодностью Софьи и пытающийся понять, кого она любит, начинает вести себя неосмотрительно, он находится в растерянности. Но до финала пьесы он как слеп. Прозрение его наступает в последнем действии, когда он, скрывшись в лакейской, слышит любовный диалог Молчалина с Лизой, а потом Молчалина с Софьей.

Полное разочарование толкает его уехать из Москвы, и его знаменитое «Карету мне, карету» заканчивает действие комедии.

БИЛЕТ 16 вопрос 1

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", ведь все произведение подчинено раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа.

Первый женский персонаж, с которым знакомит нас автор - Бэла, дикарка, дочь горного народа. Что привлекает Печорина в этой женщине? Безусловно, она была хороша, автор создал романтический живописный портрет, в котором подчеркивается, что она была тоненькая, высокая, выделяются глаза - "черные, как у горной серны". Бэла горда и независима, в ней течет кровь ее народа.

И каково же отношение Печорина к этой любви? Мы с некоторым удивлением узнаем из его уст, что любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Он готов отдать за Бэлу жизнь, но с нею скучно . Бела – это один из пленительных и трогательных образов романа.

Другой женщиной на пути Печорина была княжна Мери , та самая знатная барыня.

Образ княжны Мери нарисован наиболее полно. Она умна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Ее чистота выявляет эгоизм Печорина . По его собственному признанию, Мери он не любит, хочет обольстить и никогда не женится. История обольщения княжны Мери является поводом для глубокого самоанализа Печорина и развернутых монологов в дневнике.

Единственной женщиной, которая способна была понять и почувствовать Печорина былаВера . Ее образ дан лишь намеками, что можно объяснить как раз схожестью с характером самого Печорина. Вера, любящая преданно и беззаветно, могла бы составить счастье Печорина. Понимая это, Печорин после отъезда Веры пытается догнать ее, загоняет коня, плачет и радуется, что может плакать. Но эта любовная история еще больше подчеркнула одиночество героя , его неспособность на истинное чувство .

Таким образом, женские образы романа "Герой нашего времени" выявляют черты характера Печорина. Однако мастерство Лермонтова-повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, иногда используя лишь характерные детали, автор создает яркие и запоминающиеся портреты.

БИЛЕТ 16 вопрос 2

Философская тематика стихотворения С. А. Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора . В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает его мировоззрение. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, - проблему приятия или неприятия ухода юности. Автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Философская идея смирения доминирует над всем остальным.

Тема неизбежности конца. Смирение лирического героя - это приятие мира целиком, во всем его многообразии.

Композиция стихотворения . Смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня.

Жанр стихотворения - размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.

Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина.

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («дух бродяжий», «жизнь моя» и т.д.) Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).

В произведении много метафор («увяданья золотом», «страна березового ситца», «пламень уст» и т.д.) и сравнений («словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»).

Необыкновенно ярка передача цвета в произведении - белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев.

Общий настрой произведения - умиротворение, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать.

Отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

БИЛЕТ 16 вопрос 3

к главному герою повествования?

Автор «Слова…» ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение – это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

Отношение автора «Слова» к своему герою двойственно. С одной стороны, он его осуждает, а с другой, - сочувствует ему. Ведь Игорь – человек своего смутного времени. Он видит в нем одного из представителей Руси, сочувствует ему, гордясь его успехами и скорбя о неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит о местной политике и раздорах.

Причины, заставившие князя Игоря выступить против половцев, трагически противоречивы. Им двигали и родовые интересы, и обостренное чувство воинской чести, и осознание своего патриотического долга. Храбрость воина, по словам автора, победила в нем трезвый политический расчет: кочевой Степи нельзя было противостоять в одиночку. Неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегство из него. Храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути.

БИЛЕТ 17 вопрос 1

Тема судьбы и ее развитие в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху, которая вызвала в жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками «лишними людьми». Но был ли лишним Печорин?

Лермонтов изобразил судьбу Печорина очень трагичной; в его душе заключены «необъятные силы», но ведь на его совести много зла.

Его характер настолько противоречив, что сложно понять, о чем же в действительности мыслит, что чувствует Печорин.

У каждого человека есть своя судьба, свой рок. Но люди сильные и «живые» способны ее изменить, сделать лучше. Вот так и Печорин ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам».

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы. И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича. Мы замечаем его глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти». Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

В романе «Герой нашего времени» Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.

Печорин не стоит на месте, он ищет себя, но безуспешно. На его жизненном пути появляются интересные личности (Бэла, Мери, Вера), которые помогли бы ему найти себя, спасти его душу. Печорин – одинокий странник. И, понимая, что создан для чего-то большого, идет дальше, но один. Печорин – скиталец по жизни. На всем протяжении романа жизнь героя ярка и разнообразна. А финал – тихая, не заметная для общества смерть, где-то далеко, в одном из уголков нашей Родины…

БИЛЕТ 17 вопрос 3

Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует?

(По комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)

Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Автор поставил ряд важнейших проблем своего времени.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Автор показывает её отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.

От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга, она получила хорошее образование и воспитание.

Образ Софьи Павловны сложен, в ней живут две души:

Одна – сентиментальная девушка, которая черпала представление о людях из французских романов, и именно они развили в Софье мечтательность и чувствительность.

Она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически.

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,

Вот я за что его люблю.

Другая Софья - дитя фамусовского общества со всеми вытекающими последствиями.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.

Но вдруг Софья становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой и видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника, Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца - угождать. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил ей на роль мужа-мальчика, мужа-слуги, она поражена в самое сердце, она уничтожена. Софья не понимает, что ей нужен другой человек, такой как Чацкий. И если бы она выросла в другой среде, то, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»)

Грибоедов представил нам героиню комедии как драматическое лицо. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

БИЛЕТ №18 вопрос 1