Пути преодоления духовно нравственной деградации личности. Проблема нравственной деградации личности

  • 16.02.2021

студентка Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

Предотвращение падения нравственных и моральных установок, культурных традиций является актуальной задачей современного российского государства. Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. На основе Основного Закона страны, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Ключевые слова:

справедливость, гуманность, демократическое государство, правовое государство, мораль, социальная солидарность, духовно-нравственное воспитание, нравственная деградация, аксиологический хаос, государственная семейная политика.

Век высоких технологий открыл широкие возможности для развития в области медицины, образовании, культуры, политики. Люди в современном мире могут общаться, находясь за тысячи километров друг от друга, посещать лучшие музеи мира в виртуальном пространстве, читать любые интересующие их книги, за несколько минут решать бытовые вопросы. Казалось бы, технический прогресс создал все условия для духовного развития общества, однако, к сожалению, мы можем констатировать тот факт, что в российском обществе за последние годы произошло резкое падение нравственных и ценностных установок. Общество стремительно теряет культурные традиции, которые являются своеобразным спасательным кругом . Жизненными ориентирами большинства людей (по результатам анкетирования 2014 года) становятся: власть, высокое материальное и социальное положение, способность добиваться своих целей любыми методами и средствами. О морально-духовном состоянии общества РФ красноречиво свидетельствует статистика преступлений: по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2014 г. число зарегистрированных преступлений составило - 2166399, Россия находится на критическом уровне и входит в пятерку лидеров по количеству правонарушений:

Исходя из данной ситуации, одной из главных целей государственно-правовой политики Российской Федерации - предотвращение морально-нравственной деградации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания», «свобода мысли и слова», «признается идеологическое многообразие...», «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…». Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. Однако определяющим условием развития современного правового государства является рассмотрение права как системы норм, регулирующих общественные отношения, в основе которой лежат духовно-нравственные ценности. Большой вклад в изучение философско-правовой аксиологии внесли русские мыслители XIXв.: А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, И.В. Киреевский, исследовавшие в своих трудах духовные основания в правовой культуре и признававшие их ведущую роль в устройстве государства. Выдающийся русский философ В. Соловьев в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» дает следующее определение права - «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Далее автор поясняет: «Задача светского закона - не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад» . Нравственность В. Соловьев рассматривает как основополагающее начало в развитии общества.

Известный российский юрист А.Ф.Кони (1844-1927) говорил: «Правосудие может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона», - в этих словах точно передана мысль о неразрывности права и морали, законодательство должно быть проводником морали, оберегать духовные ценности народа, составляющие фундамент русской государственности. Противоположную точку зрения высказал К. Гельвеций, утверждая, что «сделать людей добрыми можно только посредством хороших законов. Всё искусство законодателя заключено в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе». Однако, как известно, добро может совершаться только по волеизъявлению человека, ненасильственным путем, добро нельзя «насадить», используя даже самые справедливые, безукоризненные законы. Очевидна связь между нравственностью и законом: чем выше уровень нравственности, тем выше уровень развития законности в государстве, и наоборот.

Одним из главных условий предотвращения моральной деградации общества нам видится в процессе формирования базовых нравственных ценностей, в котором главная роль принадлежит семье. Отсутствие воспитания, либо его искажение может привести к плачевным результатам в будущем. Упадок нынешнего социума и регрессивное развитие семейных основ переплетаются друг с другом с самых первых этапов своего исторического рождения. Понимание и выявление факторов, влияющих на формирование дефицитного уровня социальной морали, на проблему ценности семьи и к сведению к минимуму последствий данного явления представляется невозможным без учета государственно-правовых механизмов, направленных на возрождение семьи и обуславливающих её нормальное функционирование. Для реализации этих целей государство разрабатывает новые стратегии развития семейной политики в Российской Федерации. Затронув суть данной проблемы, следует обратить внимание на нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детей. Данные нормы прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.». В ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сказано, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Что касается Концепции государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, то здесь, находят своё отражение предполагаемые результаты действия данной программы, а именно: «достижение положительной динамики демографических показателей, уменьшение числа разводов, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан» и т.д. .

Нельзя недооценивать роль семьи как первого института социализации ребенка . Именно в семье закладывается определенная модель поведения, формируются творческая индивидуальность. В современном обществе прослеживается тенденция к построению отношений, не предполагающих их регистрацию в органах ЗАГС. Молодежь всё чаще предпочитает вступать в незарегистрированные отношения. «Сожители» сознательно не хотят декларировать свою гражданскую позицию, следовательно, называть их союз « гражданским» никак нельзя. В законе сказано:

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Сожительство не предполагает взаимной ответственности друг перед другом, не предполагает общности, поставленных перед людьми целей. Он лжив сразу с трех позиций: юридической, психологической, духовной.

Кризис семьи является одной из самых важных и актуальных проблем общества, в связи с этим государство предпринимает все возможные меры для того, чтобы сократить количество разводов, улучшить социально-экономическое положение семей. Таким образом, возрождение института семьи на основе традиционных нравственных ценностей, на наш взгляд, является главным условием предотвращения духовной деградации общества.

Для определения мер по предотвращению морального упадка рассмотрим социальный портрет преступности, Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации предоставляет следующие данные на 2015 г.». 52% нарушителей закона имеют начальное и основное общее образование, по социальному составу: не обладают постоянным источником дохода или являются наемными рабочими.Напрашивается вывод о том, что совершение преступлений находится в прямой корреляции от уровня образования в Российской Федерации. Однако государство со своей стороны предоставляет возможности реализации права на образование, закрепив их в законе «Об образовании в РФ»:

1) «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование»;

2) «… гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые»;

3) «… реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своей деятельности руководствуется следующими целями:

1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

3) создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества. На основе Конституции России, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, - те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Итак, повышение качества образования является одной из целей государственно-правовой политики, направленной на предотвращение духовно-нравственной деградации общества.

Как нам известно, древнее время и средние века не предполагали официального закрепления правовых норм в нормативных документах, однако вся государственность (допустим Древней Руси) была пронизана идеями духовного укрепления человека, идеями справедливости, недопустимости появления в обществе настроений, развращающих народ духовно и телесно. Принятие христианства на Руси дало начало развитию целого ряда преобразований, коснувшихся государственности и культурного возрождения общественности. Одними из главных канонов правил поведения в Православии считают заповеди: Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и т.д. Как мы видим, все наставления исходят из высоких моральных установок. Современный человек утратил духовную связь с религией вместе с моральными и нравственными нормами, веками складывавшимися в сознании народа, что стало одним из причин кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Поэтому большая роль в формировании нравственного самосознания в современном мире принадлежит институтам церкви, которые помогут возродить такие духовные ценности, как любовь, доброта, милосердие, честность.

Большую роль в формировании взглядов, представлений, интересов играют средства массовой информации. Согласно статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации", «под массовой информацией понимаются предназначенные печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием».

Информационные коммуникации способны проникать во все сферы жизнедеятельности : социальную, экономическую, политическую, духовную, - при этом напрямую обращаясь к общественности. В настоящее время можно констатировать разрушающее воздействие средств массовой информации на современное общество, в большей степени из-за легкой и неограниченной доступности к любой информации, анонимности . Если обратиться к «Топ-10 поисковых запросов Яндекса», мы увидим, что первое и второе места занимают социальные сети «В контакте» и «Одноклассники», 4 – «Порно», 8-ое – «Порно-онлайн». По результатам исследований Центра научной политической мысли и идеологии, количество преступлений, связанных с размещением порнографических материалов в Сети с 2009 г. по 2013 г. возросло в 12 раз. Большую часть Интернет-пространства занимают компьютерные игры, из которых 82% содержат сцены насилия. Интернет не регламентирует поиск и использование информации с точки зрения морали, нравственности, законодательства, вместе с тем и статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещает цензуру массовой информации, в связи с этим представляется необходимостью государственное регулирование функционирования Интернета.

Поскольку большая часть деятельность СМИ в настоящее время направлена на разрушение нравственного сознания людей, утрату культурных норм, культивирование прежде всего материальных ценностей - создание аксиологического хаоса, то повышение духовно-нравственного состояния общества нам видится и в формировании нравственного идеала средствами массовой информации, который бы способствовал возрождению духовных ценностей отечественной культуры. Формирование идеала может опираться на положительные примеры-носители высоких моральных и духовных качеств, выдающихся исторических личностей, отдавших свои силы, таланты, знания на службу России, на исторически сложившиеся нравственные ценности: семья, патриотизм, мир, труд, альтруизм, ценность человеческой жизни, стремление к совершенству.

Академик Д.С. Лихачев, рассуждая о нравственной основе государства, говорил о том, что именно от нее зависит благополучие страны, без нее не «действуют законы экономики и государства», «невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество". Уровень коррупции в стране позволяет судить о духовной составляющей нашего общества. Федеральный закон «О противодействии коррупции" (статья 1) трактует понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки».

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, «Результаты рассмотрения в 2014 году уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям», было осуждено 10784 человек, из них 4188–за дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) (п.2 П.№ 23);913-за получение должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 336 – за дачу взятки должностному лицу публичной международной организации (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2П.№ 23); 302 – за деяния, предусмотренные частями первой-третьей, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 185- за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с этим лицом служебным положением (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23) .

В 2014г. разработан «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», который призван решить задачи развития организационных аспектов противодействия коррупции, качественного исполнение законов о противодействии коррупции, правового просвещения граждан, реализации требований статьи 13.3, 19.28 Федерального закона . Безусловно, реализация Национального плана будет иметь положительную динамику в решении проблемы коррупции, вместе с тем, на наш взгляд, его выполнение станет возможным только на нравственной основе, в которой найдут отражение такие понятия, как честь, совесть, достоинство.

Галушкин А.А. К вопросу о свободе распространения информации и защите от информационной опасности на современном этапе // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности Материалы III международной научно-практической конференции. МГОГИ, Орехово-Зуево, 2015.

Галушкин А.А. К вопросу об информационных войнах и информационной безопасности на современном этапе // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Рязань, 2015.

Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4.

Линейцева К.С. К вопросу о правовой культуре и развитии институтов гражданского общества // Правозащитник. 2013. № 2.

Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СПС «Консультант-Плюс».

Чиркина Р.В., Галушкин А.А. Удержание несовершеннолетних от повторных преступлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4.

Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2.

Заголовок En:

Prevention of the Moral Degradation of Society as one of the Purposes of State and Legal Policy of the Russian Federation

Аннотация En:

Prevention of falling of moral and moral installations, cultural traditions is an actual problem of the modern Russian state. Constitution of the Russian Federation sets justice bases, thereby defining the democratic contents and embodying the requirement of idea of justice and humanity. At the same time concepts of morals, moral thereof, questions of spiritual and moral character are out of a legal framework aren"t enshrined in the legislation. On the basis of the Country constitution, according to the Law of the Russian Federation "About education" the Concept of spiritual and moral education of the Russian school students in which basic values are stated is developed: patriotism, social solidarity, civic consciousness, a family, work and creativity, science, those moral installations which would provide successful development of the state.

Ключевые слова En:

justice, humanity, democratic state, constitutional state, morals, social solidarity, spiritual and moral education, moral degradation, axiological chaos, state family policy.

М. А. Антипов, А. А. Исполатова Пензенская государственная технологическая академия,

Г . Пенза , Россия

MORAL DEGRADATION AS A URGENT PROBLEM OF MODERN SOCIETY

M. A. Antipov, A. A. Ispolatova Penza State Technological Academy, Penza, Russia

Summary. Paper is devoted to very actual problem – problem of moral degradation of mod­ern society. The article reveals the essence and meaning of morality and the consequences for the mor­al decline for society.

Key words: Moral; anomy; the crisis of morality.

Современный мир, достигший невиданного ранее технического и ин­формационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но матери­альный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Мно­гие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.

Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без кото­рого общества не могут жить» . Нравственность как интериоризиро-ванная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгей-ма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматри­вать двояко: все зависит от точки зрения.

Многие выдающиеся мыслители – Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн – говорили о закате


Западной культуры. Незауряднейший из этого ряда философ Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе чело­века. «Но где опасность, – писал он, – там вырастает и спасительное» . Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является ре­лигия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытыва­ют жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социаль­ного института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным яко­рем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посред­ника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус инди­вида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожале­нию, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное боль­шинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека за­висят от уровня заработка.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравствен­ный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нару­шение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений.

Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в со­временной России» приводится ужасающая статистика:

– ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

– каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

– ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями;

– насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье;

– 12 % подростков употребляют наркотики;

– более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

– около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посе­щают школу;


– детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;

– темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличе­ния общей преступности;

– в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолет­них заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов .

Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рож­даемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились на 5,6 %. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спирт­ным. В 1993–2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года .

Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка вли­яют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Иссле­дователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в дан­ном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведе­ние). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнрав­ственности.

Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сфе­рах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной.

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.

2. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.

3. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: Http://www. apn. ru/public- Ations/article23740.htm

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

5. Юревич А., Ушаков Д. Нравственность в современной России. URL: Http://www. kapital- Rus. ru/articles/article/1041

© М. А. Антипов © А. А. Исполатова


А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.

Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,

превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального

благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества

Чинопочитание

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является

тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее

существо, готовое унижаться и лебезить.

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав

лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после

неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

Чиновничество

Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.

Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,

начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.

Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже

на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное

равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной

власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа

Хамство

А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,

«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:

она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.

18. Эгоизм

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.



Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Варварство, жестокость

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,

как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители

оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину

Вандализм

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что

на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого

памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что

зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,

разрушающую всё на своем пути.

Одиночество,равнодушие

А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.

Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.

Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет

кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю

извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда.

В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию.

Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию.

Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками.

Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.

Почему молодые мамы выбрасывают детей с балкона

Жительница Подмосковья в минувшее воскресенье выкинула двух своих сыновей с балкона 15-го этажа. На допросе мать объяснила свой поступок тем, что дети ей надоели. У психологов сейчас в ходу термин "испарение морали". О том, куда и как испаряется мораль, "РГ" рассказал заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич.

Андрей Владиславович, очевидцы прошедшего недавно шоу "Автоэкзотика" рассказали мне дикую историю. Водитель джипа, выполняя какие-то безбашенные трюки, наехал на палатку, где были две девушки. Организаторы не обратили на трагедию ни малейшего внимания, а участники с радостными воплями мчались мимо "Скорой" на халявную выпивку и дискотеку. Что с нами происходит?

Андрей Юревич: Нравственная деградация или, говоря словами известного социолога Энтони Гидденса, "испарение морали", что, кстати, подтверждает статистика. Например, насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется у нас в каждой четвертой семье. Вдумайтесь: в современной России несовершеннолетних заключенных в три раза больше, чем в СССР 1930-х годов!

...мы уже хотя бы понимаем, что давать взятки плохо. Правда, все равно даем. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Опросы, кстати, показывают, что не все понимают, что давать взятки - плохо. А исследования отношения к мошенничеству дают удивительные результаты. Но дело даже не в этом. В любом обществе есть немало людей, которые делают то, что плохо. Все зависит от способности общества выставить им барьеры. Показательно, например, то, что мы не выполняем ключевые пункты международных соглашений по борьбе с коррупцией, скажем, пункт о конфискации имущества коррупционеров и их родственников. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Какое из поколений вы считаете наиболее упущенным? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Мы провели совместное исследование с Академией МВД и выяснили, что люди, которые формировались как личности в 1990-х и 2000-х годах, имеют большие пробелы в нравственном плане.

То есть те, кому сейчас лет по 30-40?

Андрей Юревич: Да. Оказалось, что среди этих людей 80 процентов абсолютно нормально относятся к таким вещам, как мошенничество. Считают, что "деньги не пахнут", что "не важно, каким способом они заработаны, главное - чтобы они были". Это люди, воспитанные на псевдолиберальных идеологемах 1990-х.

"Бандитские сериалы", которые в то время не исчезали из телепрограмм тоже, вероятно, сыграли свою роль? ..

Андрей Юревич: Возникло такое новое явление, как "хороший бандит", то есть можно убивать, грабить и считаться хорошим человеком. Наше исследование показывает, что сегодня существует широкая прослойка молодежи, которая вообще не различает категорий добро - зло и не пользуется такими категориями при оценке поступков. Они используют другие категории: "круто - не круто", "выгодно - не выгодно". Когда выдающийся русский философ Владимир Соловьев совершил путешествие в Африку, он спросил у туземца, как он понимает добро и зло. Тот ответил, что "зло - это когда сосед нападает на меня, избивает меня до полусмерти, отбирает мою жену, уводит мой скот, а добро - когда я нападаю на соседа, отбираю его жену, увожу его скот". Вот такое чисто прагматическое понимание добра и зла, невидение грани между ними очень характерно для значительной части нашей нынешней молодежи. Однако когда мы говорим о поколениях, нужно учитывать, что это "средняя температура по больнице". В любом поколении есть немало высоконравственных людей, героев, и я уверен, что и в этом поколении тоже. К примеру, офицер, закрывший собой случайно оброненную рядовым гранату. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Как и в какой момент исчезает нравственность? Нравственная деградация связана с экономическими процессами? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Она исчезает не одномоментно. Нравственная деградация - достаточно длительный процесс. А с экономическим ростом состояние нравов связано очень неоднозначно. Выражение "бедные, но честные" не выражает необходимости. Богатые страны далеко не всегда более безнравственны, чем бедные.

А как обстоят дела с моральным обликом за границей? Общество потребления может разрушить нравственные законы?

Андрей Юревич: Там регулярно сетуют на постепенное разрушение традиционной протестантской морали с такими ее атрибутами, как скромность, воздержанность в потреблении, отсроченная мотивация, способность к длительному ожиданию вознаграждения, и т. п. Этой морали и этике западная цивилизация обязана многими своими успехами. Сейчас на смену ей приходит общество потребления. Но упадок нравов в западных странах, в силу их цивилизованности и способности граждан к разумному ограничению своей свободы, выражен не так, как в современной России. Там невозможны многие вещи, которые стали привычными у нас. И наоборот. Можете ли вы себе представить, чтобы, скажем, наш новый кабинет министров начал свою деятельность с решения о снижении своих зарплат, как это сделали министры во Франции?

С трудом. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Я тоже, хотя наши министры - очень небедные люди. А на постах министров становятся еще богаче. Не отстают от них, точнее, заметно их опережают, и их жены. Эта ситуация характерна для нашей страны, выражая ее отличия от западных стран, где грань между "приличным" и "неприличным" для публичных людей очень выражена.

Кто и каким образом задает моду на нравственность?

Андрей Юревич: "Моды на нравственность" вообще нет, есть только мода на безнравственность, которую у нас задают так называемая тусовка и некоторые СМИ. Но есть люди, которые задают нормы нравственности и образцы нравственного поведения. Например - Иисус Христос.

А сейчас есть люди, способные задать эти нормы? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Что касается современного российского общества, то есть такое понятие, как нравственная элита, - люди, которые своим собственным примером задают некие нормы, например, доктор Рошаль.

Всеобщее осуждение и пикеты против представителей провокационного искусства имеют отношение к нравственному росту?

Андрей Юревич: Скорее, к неприятию значительной частью населения нравственной деградации. Особенно когда речь идет не о самом искусстве, пусть даже "провокационном", а, скажем, о половом члене, изображенном на разводящемся мосте.

Религиозное воспитание способно улучшить наш моральный облик? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Да, способно. Но и светское - тоже. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Послушайте, но, может быть, все не так уж и плохо? В Интернете незнакомые люди помогают друг другу, волонтерство становится образом жизни...

Андрей Юревич: Действительно, не все так плохо, и точно небезнадежно, проявляются и положительные тенденции. Появление волонтерских организаций, скажем, по поиску пропавших детей, - одна из них. Есть и вещи, в возможность которых еще несколько лет назад трудно было поверить. Например, в то, что наши автомобилисты начнут пропускать пешеходов...

Во что еще вам было трудно поверить? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Еще несколько лет назад любая детская песочница была набита стеклом от пивных бутылок, любой автобус напоминал пивной бар на колесах. Сейчас этого почти не наблюдается. То есть мы способны себя вести достаточно цивилизованно. То, что было принято считать личной культурой каждого (пить или не пить пиво в детской песочнице), вынесли на уровень закона, за это стали штрафовать, и это сработало. Показательный пример, кстати, Сингапур - страна, которая добилась удивительных успехов в нелегком деле борьбы с коррупцией. А началось все с малого: людям запретили плеваться, бросать окурки. Вроде бы ерунда, ввели штраф, добились порядка. Через какое-то время такие запреты перемещают на уровень внутренних нравственных норм и люди начиная вести себя по-другому - пересматривают свое отношение к таким явлениям, как коррупция. Все начинается с малого. У нас тоже есть сдвиги в мелочах, может быть, это начало возрождения.

Http://www.rg.ru/2012/06/26/arest-site.htm«Российская газета» № 5817 от 27 .06 .12