Сообщение на тему живопись народов ямала. Коротко о культурных особенностях коренных народов янао

  • 06.10.2020

Исследовательская работа:

« Традиции и культура народов Ямала»

В основе данной исследовательской работы лежит проблема изучения традиций коренных народов Ямала.

Актуальность темы:

Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российского Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление таких человеческих ценностей, как дом, семья, род.

Целью исследования данной проблемы является изучение традиций коренных

народов Ямала, как части великой культуры Российской Федерации.

Задачи:

познакомиться с традициями аборигенов Ямала;

воспитание чувства национального самосознания и гордости за свою малую родину.

Методы исследования:

Анализ и изучение литературных источников о традициях и культуре народов

Народов много здесь живет,

но песнь их об одном:

«Ямал нельзя делить на всех,

Ямал наш общий дом».

У каждого народа есть своя неповторимая ДУША - его вера, язык, традиции и обряды, песни и танцы. Пока жива ДУША народа, жив и сам народ. Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Традиционные обряды, праздники народов Крайнего Севера - неотъемлемая часть культурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа. Историческая память аборигенного населения Ямала хранит множество обычаев и традиций, которые формировались на протяжении многих веков.

Бытовые традиции аборигенов ЯНАО

В древности весь окружающий мир народов Ямала был наполнен духами. К вещам люди относились внимательно и осторожно, ведь с ними связаны духи. Если вещи не принадлежат человеку, значит принадлежат духу. Духов вещей нельзя обижать. Важно не только знать для чего вещи предназначены, но соблюдать особые правила обращения с ними. Н а это нацелены традиции и бытовые обряды аборигенов Ямала.

а) Женские обряды.

Есть обряды, в которых участвуют только посвященные женщины. Женщина – хранительница дома. Ей надлежит охранять дом от темных духов и откупаться от них, бросая в огонь кусочки пищи. Женщина также хранительница домашнего огня. Он тоже способен убивать, но умиротворенный женщиной, он дает жизнь. Дрова считаются пищей огня. Женщина следит, что бы дрова не валялись там, где люди могут перешагивать и этим осквернять их, чтобы никто не обходил очаг против солнца, потому что движение против солнца – мертвый круг. Она следит за тем, чтобы огонь горел ровно и спокойно, а не дымил, не трещал. Если огонь дымит, значит, он недоволен людьми.

б) отдых и традиционные игры для взрослых .

Отдых является неотъемлемой частью любой культуры. В свободное от работы время люди отдыхают. Они играют в настольные игры, устраивают спортивные мероприятия, слушают рассказы стариков, сказки, легенды. Ненцы научились у русских играть в шахматы, шашки и карты. У ненецких шахмат особый вид, непривычный для европейцев и русских. Ненцы придают фигуркам облик соплеменников, шаманов, чумов и духов, хотя правила игры остаются такими же, как и везде. Жители севера любят соревноваться друг с другом. Во время праздников они организовывают целые чемпионаты. Они устраивают гонки на оленьих упряжках и азартно участвуют в таких гонках. Они соревнуются в метании тянзана на хорей, в прыжках через нарты, в перетягивании палки. Гонки на оленьих упряжках - красивое захватывающее зрелище. Большой любовью пользуются соревнования в силе, когда участники по очереди поднимают тяжести или пытаются один другого сдвинуть с места, встав на четвереньки перетягивая ремень, надетый на шеи обоих соревнующихся.

в) Детские игры.

С древних времен игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения (приложение 8). Через игры и игрушки дети открыли для себя мир и ценности своего народа. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками. Это игры «в неводьбу», «в разборку пойманной рыбы» и т.д. Игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С семи лет мальчики начинают выполнять легкие работы под руководством отца: учатся арканить маленьких ручных оленей, начинают управлять настоящими нартами. В качестве игрушек раньше делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись по неподвижным целям, развивали меткость и остроту зрения. Дети северных народов часто играют в «оленя». Они создают из этого целый спектакль: подражают оленям движениями и голосом. Дети помладше изображают собак, с лаем сгоняющих разбегающееся стадо. Игрушки обучают детей и рыбной ловле: сети из кусков мережи, деревянные лодочки, весла, ловушки для рыбы – небольшие плетенья из прутьев морды, гымги.

Игрушки для девочек состоят из кукол (приложение 1) и кукольного хозяйства. У ненцев кукла – это кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют лица, рук, ног. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Зато вместо ног, рук и лица кукла имеет богато разукрашенную одежду. Мех, лоскутки, бисер, бусы подбирались так, что дети видели в ней человека и могли играть с нею. Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. В 12 – 14 лет девочка у северных народов должна усвоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Люди стойбища судят по умениям невесты по ее детским игрушкам.

Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи.

Декоративно-прикладное искусство народов ЯНАО.

а) Связь народных художественных промыслов с традициями и бытовым укладом народов Севера.

Современное декоративное искусство аборигенного населения Ямало-Ненецкого автономного округа известные специалисты оценивают как уникальное. Особенно ценно то, что лучшие образцы древнего северного искусства до сих пор создаются руками многих и многих мастеров и мастериц Ямала. Всего в нашем регионе более шестисот мастеров народных промыслов. Каждый народ - носитель материальной культуры, и человек, который своими руками и талантом открывает ее миру, имеет особое, уважительное имя: в России - мастер, у ненцев - теневана. В естественной природной традиции у народов Ямала произведением искусства становилось практически все, что окружает человека - его дом, одежда, мебель, посуда, хозяйственная утварь, даже пища. Весь рукотворный предметный мир был отмечен красотой и гармонией. И в русской избе, и в чукотской яранге. Визитка нашего округа – это современная сувенирная продукция (приложение 4). Мастера, люди творческие. Каждый из них по – своему воспринимает и передает жизнь в своих работах. Но в основе большинства работ ямальских мастеров народные мотивы. Продукция большинства мастеров выставляется почти по всей России и за рубежом: Канаде, Норвегии, Финляндии. Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян. Декоративное народное творчество тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов, рыбаков и охотников. Народное искусство тундровиков Ямала - это не только отдельный мастер и не только общность людей, объединенных творчеством, но и природная среда их проживания. Оно выросло из кочевого быта с его обычаями, обрядами. Условия жизни и род занятий обеспечили непосредственную близость ненцев, ханты, селькупов к природе, а сами природные условия Севера определили, ряд психофизиологических особенностей живущих там людей. Человек в тундре опирается не только на опыт, умение «читать» следы зверей, знание повадок животных, привычных мест их обитания, но и свой собственный чувственный, эмоциональный мир, который помогает своеобразно «перевоплощаться» в него, понимая древние инстинкты зверей и птиц. В этом случае в силу вступает не только личный опыт, но и опыт многих поколений, запёчатлённый, в частности, и в художественном творчестве.

С 90-х годов прошлого столетия большое внимание стало уделяться сохранению декоративно-прикладного искусства народов Ямала. Получили развитие резьба по кости, скульптура малых форм, художественная обработка меха (замши), плетение бисером (приложение 5), обработка бересты, шитье из сукна и ткани (приложение 7).

Работа по объединению мастеров, оказанию им методической помощи, изучению традиционного прикладного искусства первоначально была возложена на центры национальных культур. Окружной Дом ремесел дал возможность мастерам обмениваться опытом и идеями, познакомить жителей региона со своим творчеством.

Для сохранения национальной культуры огромное значение имело творчество мастеров песенного фольклора Р. Г. Кельчина, Л. И. Кельчиной, Н. Е. Лонгортовой, Г. А. Пуйко Э. Л. Тэсидо, Е.Г. Сусой (приложение 6).

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша,рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, берёста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного
рога.

    Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые
    и праздничные).

    Резьба по дереву.

    Художественная обработка бересты.

б) Традиционное использование орнамента в художественном промысле народов ЯНАО

В художественном промысле активно используется орнамент.

Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал - светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло (приложение 5).

Для разных материалов используются разные способы изображения орнамента. Причем одни предметы делались мужчинами, другие - женщинами. Так, изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером, конечно, лучше справлялись женщина.

Некоторые народы не орнаментировали меховую одежду, украшая ее только сочетанием темного и светлого меха. В любом случае украшению предметов быта уделяли большое внимание. Нанесение орнаментов занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что, вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором (приложение 2, 3).

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Обратите внимание на то, как расположены узоры* на одежде. Орнаментировали, прежде всего, ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь.

Точно так же узоры на посуде должны предотвратить появление и вмешательство недобрых духов. Узоры орнамента часто имеют определенное значение. Они изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в нарядную орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через магический защитный узор. Пища в украшенной посуде будет очищена от темных сил и долго сохранится. В украшенное защитным узором жилище не попадут вредоносные духи. Человек стремился защитить себя священными узорами в любой ситуации, в любое время.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их давнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест -человека или бога.

Встречается в орнаментах обских угров изображение лягушки. Ханты называли ее Мысы кут ими («между кочками живущая женщина»). У манси она зовется Навр нэ («болотная женщина»). Казалось бы, зачем изображать это существо в узорах, ведь промысла на лягушку нет. Но в орнаментах ее образ постоянно встречается. То она изображена целиком, то угадывается только ее голова с глазами навыкате. Дело в том, что лягушка-прародительница людей Мось.

Мосьмахум («народ женщины Мось») вели свой род от Миснэ, так называли сынские ханты лягушку. Ее нельзя было убивать. Прародительнице совершали жертвоприношения. Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Когда-то и они считались тотемными животными. Птицы тоже были предками родов. Орел и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы связан еще с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Ее путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа -глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

в) Украшения из бисера – один из видов традиционного творчества народов Севера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера -искусство изготовления украшений из бисера (приложение 5).

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веков до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 века.

Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер.

Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более минус сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. И в то, что мы сегодня называем народным искусством, еще сравнительно недавно было неотъемлемой частью жизни - такой же, как уборка хлеба, выпас скота или охота на морского зверя.

г) Традиции косторезного ремесла.

Косторезное ремесло - одно из видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели самое разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши (приложение 4). Но не все времена изделие из кости ценилось за прочность, качество материала, а главное - за мастерство автора.

Коренные жители полуострова Ямал - ненцы - издавна используются кость и рога оленя в качестве поделочного материала. Многие предметы традиционного быта оленеводов имеют элементы рога или кости: наконечник хорея, рукояти ножей, игла для плетения рыболовной сети, части оленьей упряжи (пуговицы и крепежи различной формы, узда)...

Кость, например, мелкие суставчики оленьих ног, часто используются в качестве игрушек «альчик», а полая кость лебединого крыла - как игольница. Почти у всех северных народностей добыча и обработка кости (клыков моржа, мамонтовой кости, бивня и других) ограничено входила в образа жизни охотников на морского зверя: изготовлялись гарпуны, ножи, наконечники для копий, амулеты.

И в настоящее время на территории нашего округа изделия из кости сохраняют свое утилитарное значение, но, помимо этого, существует и развивается художественная обработка кости как вид декоративно-прикладного искусства. Профессиональными мастерами-резчиками создаются уникальные работы, шедевры косторезного ремесла. Различные виды кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке.

Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но заставляет помнить и о крайней хрупкости такого рисунка.

Бивень мамонта имеет красивую текстуру в виде тонкой сеточки, нежного, приятных оттенков, желтоватого цвета. В силу своей твердости, долговечности, крупных размеров бивень мамонта - наиболее ценный поделочный материал. Пластичность бивней, однородность их строения дают возможность использовать их для разнообразной скульптуры.

В настоящее время мастера используют поделочную кость нескольких видов: бивни и кость мамонта, клыки и зубы моржа, простую кость животных. Используют лосиный и олений рог - их природная форма пробуждает в художнике разнообразные творческие фантазии. Скульптурные группы, художественные изделия, созданные в разное время и собранные вместе, по-своему раскрывают быт и вкусы людей, линию развития промысла, манеру мастера. В художественном фонде окружного Дома ремесел имеется богатая коллекция косторезных скульптур, отражающих творчество ямальских мастеров - резчиков по кости. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности косторезного ремесла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность. Часто в Салехарде проводятся выставки художественных изделий из кости. На таких выставках представлены фигуры великих мастеров... Но при этом также представляются и работы студентов. На выставках особенно оценивается яркая оригинальность и творческая фантазия автора. В целом, такие выставки показывают, что косторезное ремесло на Ямале существует, и хочется верить, что фирменная марка «ямальская кость» станет не менее известной в России и мире, чем Тобольская, Холмогорская и Якутская.

3. Традиции народов Ямала в изготовлении и украшении одежды.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Зимняя мужская одежда (приложение 2) обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная для условий севера одежда. Малица – это нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Малица украшается меховым кантом, непременно подпоясывается поясом – ни. Украшают пояс подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу пришивают ножны с ножом. Зимой на малицу сверху одевают парку., которую украшают орнаментом из цветного меха.

Более сложная женская одежда (приложение 3). Это распашная шуба – паны. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурами. Поверх пан надевают чехол из сукна с орнаментами. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенную медъю и кисточками.

Обувь – кисы – шили из полос камуса двух цветов. Голенища делали высокими, выше колен. Подошва изготовлялась из оленьих щеток. Получалась очень теплая обувь. Кисы украшали кантиками из цветного сукна и меховой мозаики. Женские кисы красивее мужских. В швы, соединяющие коричневые и белые меха, вставляются разноцветные узенькие полоски ткани. Эти яркие линии обозначают дороги, по которым ходит владелец обуви.

Заключение

Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Без коренных народов Ямальского Севера история человечества на земле России могла бы оказаться разорванной. Никто бы не знал, как мы все представляли себе древнюю культуру, как появились важнейшие ценности человеческой жизни: дом, семья, род, бог, друг. А значит, никто бы не смог объяснить, почему мы сегодня стали такими, какими нас знает весь мир, и что нас ждет впереди.

Даже народы, родственные ненцам, ханты, селькупам, коми и др., но живущие в других странах, во многом уже утратили то знание, какое еще живет на Ямальской земле.

Список приложений:

Приложение 1 – ненецкая кукла

Приложение 2 – ненецкая мужская одежда

Приложение 3 – ненецкая женская одежда

Приложение 4 – косторезное ремесло

Приложение 6 – песенный фольклор

Приложение 7 – художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8 – игрушки ненецких детей

Список использованной литературы:

    Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002

    Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004


    «Ямальский меридиан». №5(73)/2002

    Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал
    «Ямальский меридиан». №2(82)/ 2003

Приложение 1

ненецкая кукла

Приложение 2


ненецкая мужская одежда

Приложение 3

ненецкая женская одежда

Приложение 4

косторезное ремесло

Приложение 5

декоративно – прикладное искусство (бисер)

Приложение 6

песенный фольклор

Приложение 7

художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8

игрушки ненецких детей

Обычаи и традиции народов крайнего севера напрямую связаны с почитанием природы и животного мира.

Я расскажу о самых интересных из них.

“ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно-ритуальный праздник ханты и манси . Убил медведя - извинись. Ведь он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба, хотел быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя.

Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами горести.

Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань почестей и уважения охотникам.

Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот, только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на землю все добрые и злые духи.

Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно готовится все население. Люди гримируются, надевают ритуальные наряды из меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи.

Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями. Исполняются пять песен для медведицы, а для медведя семь. Соответственно, праздник длится пять или семь дней.

Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание оправдаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в Верхнем Мире, просьба не мстить, а приносить людям счастье. Заканчивая песню, певцы кланяются медведице. Становясь друг за другом, они пускаются в ритуальный танец. Очередной танец - культовый. Мужчина в косынке и шелковой рубашке подходит к медведице, кланяется и начинает танцевать, подпрыгивает вверх, обмахивая вокруг платками - выгоняя злых духов.

Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников.

Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх, тарсьюх, тумран. Здесь выступают только женщины с накинутыми на голову шалями. А девушки своих лиц не закрывают.

Старик-распорядитель входит в юрту и сообщает о необычном явлении. Любопытствующая компания выходит из юрты на улицу. А в это время старик опрокидывает медвежью шкуру. Это означает конец праздника.

Обряд почитания оленя: Особенно развит у ненцев был культ оленя, потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму -- верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна, или на олене за облака: Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана -- это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками, и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней.

Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот.

Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».

Слайд 2

Проект выполнили: Нистратова Дарья, Окинина Анастасия, Рыбакова София, Ситохин Иван, Аббасова Ирада - ученики 6 класса «А» ГОУ СОШ № 1970 Руководитель проекта: Карпенко Наталия Александровна - учитель русского языка и литературы

Слайд 3

За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться жить в мире и согласии. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – мирно сосуществовать. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов. Мы считаем, что конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей. В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но мы хотим, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего класса решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы думаем, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России. Введение

Слайд 4

Изучить культурное наследие народов Севера, расширитьпредставление о творческой и духовной жизни северных народов, привлечь внимание учащихся к культуре других народов Российской Федерации. Цель проекта –

Слайд 5

1) Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»; 2) подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»; 3) разработать альманах «В гостях у народов Ямала». Задачи проекта:

Слайд 6

Мы считаем, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу. Идея проекта

Слайд 7

1. Научно-поисковые: - сбор и изучение литературы по данной теме; - проведение социологического опроса; - интервью с ребятами из других регионов России. 2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; - анализ результатов опроса; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных. 4. Практические: - разработка и проведение классного часа; - разработка альманаха «Путешествие на Ямал»; - компьютерная презентация. Методы

Слайд 8

Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь около 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга. 1. Географическое положение полуострова Ямал

Слайд 9

Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Слайд 10

    Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни. С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах. Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов - ненцев, ханты, селькупов - имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи. 2. Историческое развитие северных народов

    Слайд 11

    На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков. Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки. 3. Национальности коренных народов севера

    Слайд 12

    Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы. Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков. Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу. Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.

    Слайд 13

    Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков. 4. Национальности пришлых народов севера

    Слайд 14

    5. Устное народное творчество

    Слайд 15

    Поговорки

    Поговорка - краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе>>; Положить зубы на полку>>; Чужими руками жар загребать>>; После дождичка в четверг>> и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:

    Слайд 16

    Пословицы

    Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка. Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду. У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.

    Слайд 17

    Заговор (Заклинание)

    Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):

    Слайд 18

    Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты – как человек, только спина – как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!»

    Слайд 19

    Загадка

    Загадка – иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Вот загадка ненецкого писателя Прокопия Явтысия: Она, как оленья шкура, От моря до моря лежит – То рыжей, то белой, а то зелёной становится. Гусиный пух тундру заметает, А гусей нигде нет.

    Слайд 20

    Сказки

    Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви.В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

    Слайд 21

    Песня

    Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

    Слайд 22

    Что глаз мой видит, О том и пою. Что ухо слышит, О том и пою. Что сердце чует, О том и пою. Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

    Слайд 23

    Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988). 6. Создание письменности

    Посмотреть все слайды

    Ангелова Татьяна Пирчевна
    Должность: преподаватель
    Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
    Населённый пункт: г. Муравленко, ЯНАО
    Наименование материала: учебная авторская программа
    Тема: "Художественная культура народов Ямала"
    Дата публикации: 03.11.2017
    Раздел: дополнительное образование

    Управление культуры спорта и молодёжной политики МО г. Муравленко

    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Детская школа искусств»

    Принято:

    Утверждено:

    Методическим объединением

    Приказом от 05.05.2010 № 18 од

    Протокол № 08 от 23.03.2010г.

    Директор ДШИ__________Г.П. Горбатова

    «Художественная культура народов Ямала»

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    Для отделения изобразительного искусства

    Детской школы искусств

    4-летний курс обучения

    (программа рассчитана на учащихся 10-15-летнего возраста)

    Составитель:

    Ангелова Т.П. -

    преподаватель отделения

    изобразительного искусства Детской школы

    искусств

    Рецензент:

    Горбатова Г.П. - директор МОУ ДОД ДШИ

    МО г. Муравленко

    г.Муравленко.

    Пояснительная записка

    «Вне

    культуры

    настоящее

    будущее

    народов

    государств

    лишается

    смысла…

    Культура,

    представляет главный смысл и главную ценность

    существования человечества».

    Академик Д.С.Лихачев «Декларация прав культуры».

    Данная образовательная программа « Художественная культура народов

    позволит

    расширить

    художественного

    образования

    реализации

    национально-регионального

    компонента

    отделении

    изобразительного искусства Детской школы искусств. В отличие от программы

    «Культура народов Ямала», которая входит в региональный компонент базисного

    учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного

    округа курс «Художественная культура народов Ямала» имеет художественно –

    эстетическую направленность.

    Современное развитие российского общества выдвигает нравственно-

    эстетическое воспитание и организацию на новые позиции в обществе. Человек

    будущего

    личностью

    развитым

    чувством

    активным

    творческим началом.

    Актуальность разработки и внедрения данной программы «Художественная

    культура народов Ямала» на отделении изобразительного искусства обусловлена

    решением важных проблем

    эстетического и духовно-нравственного воспитания

    учащихся,

    формирования

    общечеловеческих

    ценностей,

    эстетических

    исторических

    представлений

    развитии

    народного

    искусства

    общественного

    сознания.

    концепции

    художественного образования в Российской Федерации обозначены такие задачи

    как реализация нравственного потенциала искусства,

    как важного

    средства

    формирования и развития ценностей и идеалов личности и общества, как фактора

    интеллектуального развития детей, способствующего раскрытию их творческого

    потенциала. В стандарте воспитания («Минимальный объем социальных услуг по

    воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»)

    выделены

    основные

    гарантированному

    воспитанию,

    позволяющему

    обеспечить

    возможность

    духовно-нравственного

    становления

    самореализации в художественной деятельности, творчестве.

    В «Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской

    Федерации

    до 2010 года» определяется

    ведущая роль

    дополнительного

    образования

    в личностном становлении человека, его

    самоопределении в

    социально

    значимой

    деятельности.

    возможно

    посредством

    изучения

    духовной,

    материальной

    традиционной

    культуры

    использования в образовательном процессе художественных средств воспитания и

    развития

    учащегося.

    вырастая,

    остаются

    равнодушными

    культурному наследию народа, чья земля стала для них малой родиной, но и к

    собственным этническим корням.

    Народное

    искусство

    важнейших

    эстетического

    воспитания

    подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей

    формированию

    художественного

    нравственных

    передаче

    богатейшего

    художественного

    выработанного

    Культура

    коренных

    самобытные

    разнообразный

    фольклор,

    представляющие

    всеобщий

    произведений

    изобразительного

    декоративно - прикладного искусства.

    Педагогическая целесообразность – изучение курса «Художественная

    культура

    предоставляет

    возможность

    почувствовать

    целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части

    отдельные

    разделить

    духовную

    материальную

    культуру,

    разорвать цепь времен и поколений.

    художественного

    образования,

    обеспечит

    культурным

    ценностям, которые не представлены в

    учебных планах курса художественного

    искусств,

    возможность

    приобрести

    конкретный

    практический опыт.

    Развитие у детей мотивации к творчеству, воплощенному в

    деятельности и осознании себя как человека – творца, привитие коммуникативных

    способностей служит средством его социализации и самореализации.

    Общеобразовательная среда предмета способствует познавательному

    развитию,

    формированию

    культуры

    социальной

    адаптации,

    включающей

    межличностные отношения. Художественной среде появляются и

    формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать

    культурные ценности, остающиеся в веках.

    Программа имеет гибкую структуру, что позволяет варьировать темы

    заданий, которые раскрывают

    разнообразие технологических опытов, расширяя

    кругозор

    художественных

    направлениях

    искусства,

    эстетическом

    этнографическом аспектах.

    Учебный план предметапостроен на интеграции следующих видов искусства:

    декоративно-прикладного,

    литературы,

    мифологии,

    изобразительного

    художественного труда. Именно такой подход в определении содержания данной

    программы

    дополнительном

    образовании

    основной

    этнохудожественного образования и воспитания учащихся местном и региональном

    уровне.

    Цель:

    Формирование этнокультурного самосознания личности как условие интеграции в

    культуру,

    посредством

    приобщения

    учащихся

    художественного искусства народов Ямала.

    Задачи:

    1 .Изучить культуру и духовно-нравственное наследие коренных народов Ямала.

    Через интеграцию культурологических знаний облегчить социально - культурную

    адаптацию детей в современном социуме.

    2. Развить эстетическую культуру учащихся, осознанной и сформированной

    системы ценностей, реализуемой в процессе художественно – творческой

    деятельности и формировать профессиональную ориентацию посредством

    овладения специальных знаний и умений.

    3. Воспитать толерантное отношение и осознание учащимися собственного

    национального и культурного окружения, ответственности за его сохранение и

    развитие.

    участвующих

    реализации

    дополнительной

    образовательной программы от 10 до 15лет. Программа рассчитана

    обучения, 1 час в неделю.

    урок-презентация,

    путешествие,

    интегрированные

    комплексные

    практической

    обсуждение

    художественных произведений и другие формы.

    Основными методами

    обучения и воспитания являются беседы, творческие

    задания, просмотры произведений искусства, их художественный, сравнительный,

    анализ и другие педагогические методы.

    В образовательном процессе используются различные формы текущего и

    промежуточного

    контроля .

    контроль

    осуществляется

    занятии и оценивается по 5- балльной системе за активное и сознательное участие

    выполнение

    домашних

    проявление

    инициативы,

    заинтересованности, использовании дополнительного материала и источников.

    Формы промежуточного контроля :

    Творческие задания (в конце каждой четверти);

    Итоговые уроки (в конце 1 и 2 полугодия);

    Участие в выставках и конкурсах разного уровня.

    Ожидаемый результат . Учащийся в конце 4 года обучения должен иметь:

    сформированную систему

    эстетических

    знаний, иметь представление об

    истории развития народного - художественного искусства коренных народов Ямала,

    иметь умения и способность к самостоятельному анализу произведений искусства;

    Ориентироваться в традициях

    народной культуры Ямала, знать обряды,

    обычаи, символику и семантику орнамента;

    Приобрести комплекс специальных знаний и навыков по изготовлению

    художественных изделий по мотивам народных традиций, научиться использовать

    элементы народной культуры на практике и передавать свои знания другим;

    Уметь воспитывать в себе толерантное мышление через диалог культур,

    осознание своего национального и культурного окружения, формировать чувства

    ответственности за её сохранение и развитие.

    Лучшие работы учащихся представляются

    на выставках разного уровня и

    становятся образцами методического фонда.

    Введение. Цели, задачи курса.

    Традиционное общество и окружающая среда.

    Культура и образ жизни: жизнеобеспечение, природопользование, адаптация.

    Литературная страничка:

    Фольклор коренных малочисленных народов Ямала.

    Жанры северного

    фольклора: мифы, легенды, сказки, загадки и т.д. Фольклорные мотивы в

    творчестве

    северных

    писателей:

    сочетание

    этнического

    мифического,

    единство

    человека

    воспитания

    толерантного,

    экологического

    сознания,

    бережного

    отношения

    эстетического

    наслаждения природой.

    Прикладное искусство.

    Традиции национального прикладного искусства, виды искусства:

    а) резьба по кости и дереву;

    б) инкрустация оловом по дереву;

    в) деревянная культовая скульптура;

    г) орнамент из меха, разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики и

    аппликации, шитья бисером.

    Орнаментальное

    искусство

    малочисленных

    Ямала.

    Характер

    орнамента. Техника изготовления. Значение цвета. Художественная обработка

    Народный

    Использование

    орнамента

    декоративно-

    прикладном искусстве в быту.

    Обычай и ритуал в традиционной культуре. Религиозные верования коренных

    народностей Ямала. Шаманизм. Мифология.

    Творчество современных художников: Г.Райшев, Л.Лар, Г.Хартаганов,

    В.Самбуров и др.

    Жанровое разнообразие.

    Экскурсии, итоговые занятия, выставки детских работ, участие в

    региональных, окружных, всероссийских и международных выставках и

    конкурсах.

    Тематический план (первый год)

    Наименование темы

    Введение.

    Предмет «Художественная культура народов Ямала».

    Цели, задачи курса.

    «Мир природы Севера под взглядом художника».

    Визитная карточка округа.

    Культура и образ жизни коренных народов Ямала.

    Литературная страничка.

    Знакомство со сборником Л. Лапцуй «Песни мои

    «Край, в котором я живу». Рассказы в рисунках.

    Декоративно-прикладное искусство.

    Традиционная северная игрушка.

    Народная кукла «нгухуко».

    Хантыйская кукла «акань».

    Орнамент и вещь.

    Северный орнамент: построение и виды.

    Изучение аппликационных орнаментов.

    Конструирование объёмной композиции

    сувенирной куклы с применением традиционного

    орнамента.

    Итоговое занятие.

    Тематический план (второй год)

    Наименование темы

    Введение.

    Литературная страничка.

    Мифы в культуре народов Ямала.

    Мифы о сотворении мира и его обитателей.

    «Северный миф» (сюжетная композиция)

    Природа и человек в творчестве северных поэтов.

    Композиция «Все краски Ямала».

    Декоративно-прикладное творчество народов

    Ямала.

    Народное декоративно-прикладное искусство.

    «Радуга бисера».

    Низание бисером.

    Шитье бисером.

    Скульптура и архитектура.

    Культовая архитектура: памятники и святилища.

    Мастера Севера.

    Творчество мастеров народного декоративно-

    прикладного искусства.

    Центры традиционного декоративно-прикладного

    искусства.

    Тематический план (третий год)

    Наименование темы

    Введение.

    Вводный урок. Цели, задачи курса.

    Материальная культура северных народов.

    Специфика северных культур.

    Вещный мир и его самобытность.

    Северные орнаментированные мотивы.

    «Орнамент сквозь века».

    Применение аппликационных орнаментов.

    Декоративное изделие с орнаментом.

    «Северный сувенир».

    Создание северного сувенира с применением

    традиционного материала.

    Творчество мастеров – художников нашего края.

    Творчество современных художников.

    Культовая скульптура и её особенности.

    Композиция «Северная фантазия». Итоговая работа.

    Тематический план (четвертый год)

    Наименование темы

    Введение.

    Вводный урок. Цели, задачи курса.

    «Образы природы».

    Культура Ямала: традиции и современность.

    Историко-культурное наследие;

    Литературное наследие;

    Декоративно-прикладное и изобразительное

    искусство

    Обзор периодических изданий по краеведению.

    Библиографические уроки.

    Тематические экскурсии.

    «Легенда Севера - Ямал».

    Орнамент в искусстве народов Ямала.

    (традиции и современность)

    Проектирование и самостоятельная работа в

    материале художественного изделия в традициях

    национального искусства.

    Эскизная разработка вариантов изделий.

    Эскиз изделия в цвете.

    «Наследие Ямала». Итоговый урок.

    1 год обучения

    Введение в предмет.

    1.1.Предмет «Художественная культура народов Ямала».

    Роль и значение предмета. Обзор программных заданий. Требования к занятиям,

    характеристика материалов и инструментов.

    1.2. Экскурсия «Мир природы Севера под взглядом художника».

    Изучение природы родного края. Гармоничная взаимосвязь природы и человека -

    художника. Формирование эстетической отзывчивости к тайнам природы.

    Визитная карточка округа.

    Краткая характеристика ЯНАО:

    Географическое положение;

    Население;

    Столица округа;

    Промышленный комплекс;

    Сельское хозяйство.

    1.4. Культура и образ жизни коренных народов Ямала.

    народной

    культуры.

    Знакомство

    основными

    ценностями

    коренных

    народов Ямала. Основные ценности коренных народов Ямала:

    Природа, составляющая родовые угодья и влияющая на жизнь;

    Предметы и животные, доставляющие средства к жизни;

    Жилище: чум;

    Род и семья;

    Игры и игрушки.

    2. Литературная страничка.

    2.1.Знакомство со сборником Л. Лапцуй «Песни мои детям».

    Л. Лапцуй – тонкий знаток северной природы, большой художник слова. Глубина

    наблюдений ненецкого поэта над природой, животным миром. Образы людей –

    Сюжетность

    эмоциональность

    богатство

    красочность языка поэта.

    Чтение и анализ отдельных глав из сборника. О красоте северного края и духовном

    мире, и отношении народов Севера к своей земле.

    2.2. «Край, в котором я живу». Рассказы в рисунках.

    Творческое

    Выполнение

    выразительной

    композиции,

    передающей

    задуманное состояние окружающей действительности, основанное на поэтическом

    творчестве северных поэтов, писателей и личного опыта учащихся.

    3.1 Традиционная северная игрушка.

    Беседа о самобытной и образной выразительности традиционной северной

    игрушки. Виды национальных игрушек.

    Своеобразие

    изготовления

    национальный характер, климатические условия и используемый материал.

    3.2 Национальная кукла «нгухуко».

    Значение куклы «нгухуко» в культуре ненецкого народа. Художественные

    особенности и технология изготовления ненецкой куклы «нгухуко». Зарисовки

    образов куклы (силуэт – форма – условность цвета).

    Творческое задание: При наличии основы (клюв гуся или утки) выполнить куклу в

    материале по народным традициям.

    3.3 Хантыйская кукла «акань».

    История куклы. Виды кукол «акань», условность образа.

    Творческое задание: Освоение конструктивных особенностей выполнения куклы

    «акань». Материал – цветной текстиль.

    Орнамент и вещь.

    Экскурсия городской эколого-краеведческий музей, зал этнографии. Ознакомление

    с образцами северного народного декоративно-прикладного творчества.

    Беседа «Создатели и творцы орнамента».

    Обратить внимание на традиционный материал, простоту орнаментальных форм,

    декоративную

    художественном

    оформлении

    эстетический вкус мастера.

    3.5 Северный орнамент: построение и виды.

    Рассмотреть тематику национального орнамента и его смысловое значение на

    примере орнаментальных мотивов:

    Животный мир;

    Растительный мир;

    Человек и быт.

    3.6. Изучение аппликационных орнаментов.

    Творческая работа:

    Освоение приёмов изготовления аппликационного орнамента.

    Создание простейших орнаментальных форм в технике аппликация.

    Разработка эскиза изделия с применением аппликационного орнамента.

    Выполнение вариантов эскизов изделия. Разработка эскиза в тоне с учетом

    световой гармонии, пропорции, соподчинении деталей и целого.

    Изготовление изделия по разработанному эскизу.

    Изготовление основы изделия.

    Заготовка деталей орнамента, соединение с основой.

    Декорирование изделия. Материал: цветная бумага.

    Конструирование объемной композиции сувенирной куклы с применением в

    костюме северного орнамента.

    Итоговое творческое задание: Выполнение сувенирной куклы:

    эскизная разработка на бумаге;

    подбор материала по выбору;

    заготовка деталей изделия в материале

    соединение деталей сувенира.

    Декорирование изделия.

    Экспозиция творческих работ.

    2 год обучения

    Введение.

    Материалы

    приспособления,

    необходимые Экскурсии в лес (наблюдения в

    природе).

    Литературная страничка.

    2.1 Мифы в культуре народов Ямала.

    Мифы и верования северных народов. Картина мира по мифам народа (ненцы,

    ханты и т.д.).

    2.2 Мифы о сотворении мира и его обитателей.

    Изучение

    коллективное

    обсуждение.

    возникновение

    жизни на земле и о самой земле стали основой образованности народа в его

    восприятии окружающего мира.

    2.3. «Северный миф».

    Творческое

    выполнение

    композиции

    (выборочно).

    Стилизация мифологического образа, передача его художественными средствами.

    2.4. Природа и человек в творчестве северных поэтов.

    Ознакомление с поэтическим творчеством северных поэтов.

    Чтение и анализ сюжета произведений.

    2.5.Композиция «Все краски Ямала».

    Северный пейзаж в произведениях художников, в поэзии, музыке.

    Творческое задание: Передача образа северной природы живописными средствами:

    цвет, ритм, пятно.

    Декоративно-прикладное творчество народов Ямала.

    3.1. Народное декоративно-прикладное искусство.

    Ознакомление с декоративно-прикладным искусством нашего региона.

    Природа и сущность народного декоративно-прикладного искусства коренных

    народов Ямала.

    Виды народного декоративно-прикладного искусства:

    Резьба по дереву;

    Резьба по кости;

    Береста;

    Бисер; мех и т.д.

    Экскурсия эколого-краеведческий музей, зал этнографии.

    3.2. «Радуга бисера»: плетение, низание;

    Применение бисера как декоративного материала народными мастерами.

    Традиционная и современная технология обработки бисером.

    3.3 Низание бисером.

    Технологические приёмы и способы работы с бисером

    согласно

    специфике

    традиционного метода.

    Творческое

    схематическое

    выполнение

    бисерного

    украшения, используя законы и принципы построения композиции в полосе.

    3.4 Шитье бисером.

    Шитье бисером как художественный прием декорирования изделий из меха, сукна.

    Свойства бисера как декоративного материала, качество бисера для вышивки.

    Творческое задание: Освоение первичных приёмов вышивки бисером. Цветовое

    решение согласно замыслу композиции, с использованием элементов символики

    традиционной вышивки.

    Материал: сукно, бисер.

    4.Скульптура и архитектура.

    4.1. Культовая скульптура и ее особенности.

    Изучение

    историко-культурных

    наследий

    проблема

    сохранения

    традиционной

    культуры

    автономного

    приоритетное

    направление культурной политики.

    4.2. Культовая архитектура: памятники и святилища.

    Памятники этнической культуры – это «живая культура». Объекты – культовые

    места, объекты промысловой деятельности.

    5. Мастера Севера.

    5.1.Творчество мастеров декоративно-прикладного искусства.

    Творчество мастеров народных художественных промыслов и ремёсел.

    Ввести в мир творчества, побудить к художественно – творческой деятельности

    Вызвать интерес к профессии мастера: резчик, скульптор, столяр, краснодеревщик

    Центры традиционного декоративно-прикладного искусства.

    Роль и значение центров национальных культур в сохранении народного искусства.

    Окружной дом ремесел. Значимые культурные события. Популяризация творчества

    мастеров и художников округа (персональные выставки, фестивали, экспедиции,

    издание буклетов, видеоматериалов). Окружной Музейно-выставочный комплекс

    им. И.С.Шемановского (история музея, экспозиционные залы).

    3 год обучения

    Введение.

    Водный урок. Цели, задачи курса. Материалы и приспособления,

    для выполнения практических работ.

    Материальная культура северных народов.

    Специфика северных культур.

    Ознакомление

    особенностями

    коренных

    самобытностью.

    Просмотр

    иллюстративных

    видео-фотоматериалов

    краеведению. Посещение эколого-краеведческого музея.

    Изучить материалы по краеведению «Мир вещей коренных народов Ямала» и

    подготовить сообщения:

    «Традиционное жилище»;

    «Домашняя утварь из дерева, кости, бересты, меха»;

    «Одежда» и т.д.

    Северные орнаментированные мотивы.

    «Орнамент сквозь века».

    Краткие исторические сведения о традиционном меховом декоре.

    Мозаика из меха, его применение в изделиях.

    Фактурные и цветовые особенности меха.

    Меховая одежда: мужская, женская, детская. Меховые национальные сумки.

    3.3 Применение аппликационных орнаментов.

    Ознакомить

    характерными

    особенностями

    выполнения

    применения

    аппликационного орнамента в изделиях. Изделия из сукна:

    Женская одежда (ханты, ненцы);

    Накидки для женских нарт и т.д.

    Творческая

    освоение

    традиционного

    применяемого

    северными

    мастерицами. Соблюдение правил техники безопасности при работе с иглой и

    ножницами. Поэтапное выполнение изделия по готовому образцу.

    Материал: сукно контрастных цветов.

    Размер: основа 15х15; орнамент 10х10. Техника: аппликация.

    «Северный сувенир».

    4.1. Создание северного сувенира с применением традиционного материала.

    Формировать

    разрабатывать

    контролировать

    правильность выполнения и оценивать результаты своей деятельности.

    Творческое задание: Выполнение игольницы по мотивам традиций народа ханты.

    Подготовка материала;

    выполнение эскиза изделия;

    изготовление изделия в материале.

    Техника: комбинированная.

    5. Художники Ямала.

    5.1. Творчество современных художников.

    Творческое

    Аналитическая

    учащихся

    публикациями

    художниках в периодических изданиях, в интернет сайтах, в библиотеках города,

    фондах музея и школы.

    «Тематическая живопись А. Лар»;

    «Живопись и графика Г. Райшева»;

    «Скульптурное творчество Г. Е. Хартаганова»;

    «Художественное творчество А. М. Сязи» и др.

    Презентация и анализ работ.

    6. Композиция «Северная фантазия».

    Итоговая работа по творческому замыслу, материал по выбору. При выполнении

    композиции

    обратить

    внимание

    стилизацию

    объектов

    изображения,

    оригинальность

    элементов

    традиционного и современного начала:

    Разработка эскиза изделия;

    Подбор материала;

    Выполнение изделия в материале.

    Анализ выполненных работ.

    Экспозиция выставки.

    4 год обучения

    Введение.

    1.1 Водный урок. Цели, задачи курса. Материалы и приспособления

    для выполнения практических работ.

    «Образы природы».

    Экскурсии

    Эстетическое

    восприятие

    действительности.

    Различное

    состояние осенней природы: радостное, грустное, задумчивое.

    Культура Ямала: традиции и современность.

    Историко - культурное наследие;

    Литературное наследие;

    Изобразительное искусство;

    Музеи Ямала;

    Художественное образование в округе;

    Детское творчество (конкурсы, фестивали).

    Изучить краткий информационный материал о памятниках истории и культуры,

    музеях, фестивалях детского творчества, о художественном образовании в округе.

    Обзор периодических изданий.

    Поисково-аналитическая

    деятельность

    учащихся:

    информации

    краеведению через периодические издания.

    3.1 Библиографические уроки:

    Освоить правила пользования краеведческой литературой, каталогами;

    Практическая работа с научно – краеведческим материалом;

    Знакомство

    информационными

    материалами

    краеведению

    электронных носителях.

    Экскурсии:

    Библиотеки города,

    Почтовые отделения,

    Редакции города.

    Поисково-аналитическая

    деятельность

    учащихся:

    информации

    краеведению, подготовка к итоговому уроку.

    «Легенда Севера - Ямал».

    Итоговое занятие (пресс - урок).

    Обобщение

    поисково

    аналитической

    деятельности

    информации

    краеведению с приглашением интересных людей города (журналистов, творческих

    личностей).

    Орнамент в искусстве народов Ямала (традиции и современность).

    Развитие орнаментального искусства на современном этапе, аспекта соотношения

    традиционного и нового.

    Проектирование и самостоятельное выполнение в материале изделия в

    традициях национального искусства.

    5.1 Эскизная разработка вариантов изделий.

    Композиционный поиск конструкции изделия и их декора.

    Выполнение эскизов изделия, детальная разработка.

    Эскиз изделия в цвете.

    Соблюдение ритма цветовой гармонии, пропорций.

    Соподчинение деталей и целого.

    5.3 Выполнение изделия в материале.

    Подбор материала;

    Изготовление основы;

    Заготовка деталей изделия в материале;

    Декорирование изделия;

    Анализ готового изделия.

    6.«Наследие Ямала», итоговый урок.

    Обобщение

    полученных

    обсуждение

    интересных

    программы

    «Художественная культура народов Ямала», творческих работ учащихся.

    Организация и экспозиция итоговой выставки.

    Методическое обеспечение

    программы

    включает

    художественно-эстетическую

    направленность:

    Беседы об историческом и культурном наследии народов Ямала, экскурсии в

    музей, посещение тематических выставок, мастерских. Общекультурный уровень,

    полихудожественном

    использовании

    разнообразных

    изобразительных техник и художественных материалов.

    Развивающий характер строится на основе

    практических упражнений,

    направленных

    развитие

    восприятия,

    внимания,

    воображения,

    необходимых для художественно – творческой активности.

    Монотехнологический, опирающийся на разнообразии техник: аппликации,

    бисероплетения, вышивке и т.д.

    Тематическая, которая раскрывает подробно связь искусства с жизнью,

    основанного на

    изучении материальной и духовной культуры народов Ямала,

    развитии интереса к традициям народной культуры, базирующегося на понимании

    художественно-образного языка. Развивать

    художественно-образное, творческое

    мышление детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев,

    приобщение

    творческого

    наследия

    приобретение

    специальных

    практическую

    деятельность

    процессе

    обучения.

    Приобретение опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных

    отношений,

    социально-нравственных

    духовных

    отношений,

    выраженных

    художественных образах, в художественном образовании и воспитании выступают

    на первый план. Помочь детям понять истоки выразительности различных видов

    профессионального искусства.

    Вызвать интерес к профессии мастера народных промыслов. Ориентировать

    умножать

    культуре

    своеобразное,

    рациональное, что было выработано народом в течение многих веков и стало

    частью мировой культуры. Формирование у учащихся восприятия мира народной

    культуры через понимание мировоззрения северного народа.

    Знакомства с принципами трансформации традиционной народной культуры

    в современном мире. Овладев знаниями по цветоведению, композиции орнамента,

    этнографической

    символикой,

    стилизации

    всевозможные

    технологические

    бисероплетения,

    традиционного

    обучающиеся

    могут достичь мастерства, найти свой индивидуальный стиль.

    1. Айпин Е.Д. Ханты или Звезда Утреней зари. – М., 1990 г.

    2.Беда Г.В.Основы Изобразительной грамоты. - М.:Просвещение,1989г.

    3.Борко Т.М., Галкин В.Г., Еманов А.Г., Павлов А.Н. Культура народов Ямала:

    учебник для 5-7 классов.- Тюмень: Изд-во института проблем освоения Севера СО

    4.Головнев

    А.В.Говорящие

    культуры:

    традиции

    самодийцев

    Екатеринбург,1995 г.

    5.Голубева О.Л. Основы композиции.- М.: 2001г.

    6.Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. – Тюмень, 1992 г.

    7.Журнал Северные просторы, электронный архив 1985 г. - 2006г., Москва.

    8.Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992 г.

    9.Лапцуй Л.В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. – М., 1986 г.

    10.Лапцуй Л.В. Олений бег: Стихотворения и поэмы. – М 1986 г.

    11.Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. – Томск, 1979 г.

    12.Лар Л.А.Шаманы и боги. Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН,

    13.Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера – Л., 1980

    14.Мифы и предания народов ханты и манси. – Л.,1989 г.

    15.Мошинская В.И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. – М., 1976 г.

    16.Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобъя: семантика, мифология,

    генезис. - Томск, 1999г.

    17.Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Тт. 1-3. – Томск.

    18.Орнамент

    ненцев./Сост.

    Приходько

    Приходько

    О.Б.:ИТЕРА,2001г.

    19.Полярная электронная энциклопедия школьника. «Арктика - мой дом». Народы

    Севера Земли, 2001г.

    20.Ругин Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты.

    21.Сказки народов Севера. / Сост.В.В. Винокурова, Ю.А. Сем / – Л., 1991 г.

    22.Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень, 1995 г.

    23.Сязи А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. – Тюмень,

    24.Сязи А.М.Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. - Томск.

    25.Сязи А.М. «Узоры северного сияния»I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.

    26.Север России 21 век. /Издание в рамках Проекта «Художники Севера-21век»-

    27.Хомич Л.В. Ненцы. – С-Пб., 1994 г.

    28.Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред.

    Н.В.Лукиной.- Томск, 2001г.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

    Слайд 22

    Описание слайда:

    Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).