Святые киприан и иустина о чем молятся. Священномученик киприан и мученица иустиния

  • 27.09.2018

Деревня Менико

Деревня Менико (Meniko) расположена в 40 километрах к западу от Никосии у берегов речки Акакии. Это место было известно еще с античных времен. На территории села раскопано святилище VI века до н.э. Оно было посвящено главному карфагенскому божеству Ваалу-Амону - покровителю земледелия. Эта находка свидетельствует о связях античного Кипра не только с Ближним Востоком и Грецией, но и с мощным античным государством-соперником Рима - Карфагеном, находившимся на территории современного Туниса.

Церковь священномученика Киприана ( Agios Kyprianos )

Первые письменные упоминания о Менико встречаются в средневековых источниках. К этому же времени относится и строительство главной деревенской церкви, посвященной священномученику Киприану. Современная церковь была построена на месте более ранней византийской базилики по указу знаменитого короля Кипра Петра (Пьера) I Лузиньяна (1359 - 1369 гг.). Как свидетельствует историк Леонтий Махера, король, страдая тяжелой лихорадкой, по совету придворных посетил Менико и, выпив воды из целебного источника, текущего в храме, исцелился. Тогда он приказал разобрать старый храм до основания, а в новом устроить специальное место для поклонения мощам.



Современный храм священно-мученика Киприана представляет собой двухнефную базилику, северный неф которой и есть тот самый храм, построенный по велению короля. И сегодня у края апсиды этого нефа течет целебный источник, из которого исцелился Пьер I , а на его стенах частично сохранились фрески XIV века.

В 1846 году северный неф был удлинен, а спустя несколько лет к нему был пристоен южный неф. То есть фактически храм состоит из двух церквей, пристроенных друг к другу. Изящная колокольня, выполненная под явным влиянием итальянской архитектуры, была возведена в 1913 году.

Во внутреннем убранстве храма доминирует прекрасный резной иконостас северного нефа, изготовленный в 1818 году. Самые ранние иконы, украшающие иконостас, относятся к XVI веку. Это образы Христа и Богородицы Одигитрии.

Чудотворная икона священномученика Киприана была создана кипрским иконописцем Давидом в 1613 году. Серебряный позолоченный оклад иконы в 1800 году выполнил знаменитый мастер Иоаннис Корнарос.

К XVII веку относятся и две малые иконы святителя Николая и св. Феодора Стратилата. На последней сохранилось интересное историческое свидетельство эпидемии чумы на острове: «Началось моровое поветрие в Никосии месяца февраля 6 дня 1693 года». Остальные иконы храма относятся к XVIII - XIX векам. Большая часть их выполнена иконописцами монастыря св. Ираклидия. Среди икон XVIII века стоит отметить уникальную икону со сценами четырех праздников работы 1783 года и иконы Тайной Вечери, Положения во гроб, Деисуса, апостола Андрея и Праведных Иоакима и Анны. В манере исполнения икон XIX века проявилось выраженное влияние западноевропейского искусства (великомученица Ирина, Иоанн Богослов и др.).

Главная святыня храма - частицы честных глав свв. Киприана и Иустины, заключенные в серебряный позолоченный мощевик работы 2002 года, на крышке которого находится иконописное изображение святых. В храме также находится ковчежец работы 1805 года, в котором ранее хранились частицы мощей свв. Киприана и Иустины.

Воду из целебного источника, которой был чудесно исцелен не только король Пьер I , но и множество верующих, сегодня можно взять в специальной купели во дворе храма.

Как и в большинстве кипрских деревень, в Менико помимо главного храма находится несколько церквей, построенных в разные временные периоды. Среди них стоит отметить небольшую церквушку «Мати чад», названную так по чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Мати (матери) чад». Перед этой иконой верующие молятся Богородице об исцелении ослабленных и больных детей. Сегодня чудотворная икона хранится в церкви священномученика Киприана. Внизу иконы, по своему типу относящейся к Одигитрии (Путеводительнице), изображен довольно необычный сюжет ритуального сна больного в пещере. Дело в том, что еще у древних греков тяжелобольных в надежде на исцеление помещали в храм бога врачевателей Асклепия. Позднее этот обычай перешел в христианство - больные ложились спать в храмах, известных своими чудесными исцелениями. Обычай этот в некоторых местах существует и до сих пор, но что именно за пещеру имел в виду художник, писавший икону, неизвестно.

В иконостас небольшой часовни св. Георгия сегодня включеныцарские врата великолепного качества работы из старинного иконостаса XVI века церкви священномученика Киприана. В нише северной стены часовни находится местночтимая икона св. Георгия.

На юго-востоке деревни расположена маленькая церковь преп. Андроника и Афанасии. Внешне это строение, покрытое черепичной крышей, напоминает знаменитые троодоские «церкви под крышей».

Чтимая икона преп. Андроника и Афанасии также находится в храме священномученика Киприана.

Священномученик Киприан и святая мученица Иустина



Свв. Киприан и Иустина родились и жили в III веке в крупнейшем ближневосточном городе того времени Антиохии Сирийской.

Св. Киприан получил блестящее общее и философское образование. Он был человеком духовного поиска и с молодости увлекся серьезным изучением жреческой магии. С ее помощь он надеялся получить ответ на мучившие его вопросы мироздания. Со временем, овладев большой магической силой, он стал главным жрецом Антиохии. К нему за помощью в самых различных ситуациях обращались сотни жителей города и окрестностей. Для достижения результата Киприан считал возможным использование любых магических приемов, в том числе и так называемой «черной» магии.

Св. Иустина была дочерью языческого жреца Едиссия и получила соответствующее духовное образование. Но как-то раз услышав христианского проповедника Праилия, она была поражена его рассказом о Христе и стала его ученицей. Через некоторое время страстная убежденность дочери настолько подействовала на родителей, что и они приняли христианство. Более того, ее отец Едиссий даже стал пресвитером Антиохийской Церкви.

Однажды местный богатый повеса Аглаид, воспаленный красотой Иустины, предложил ей стать его супругой. Но Иустина, принявшая обет девственности, ответила отказом. Тогда Аглаид обратился со своей бедой к Киприану и просил его с помощью магии склонить Иустину к замужеству.

Но никакие магические действия Киприана ничего не смогли сделать с защищенной верой и молитвой Иустиной. Тогда Киприан, разъяренный своим бессилием, стал лично мстить Иустине, пытаясь наслать порчу на ее дом и родных. Но Иустина отмолила и эти его нападки. Вера и сила простой девушки произвели потрясающее впечатление на знаменитого колдуна. Осознав всю ничтожность магии перед силой Христа, он пришел с раскаянием к местному епископу Анфиму и через некоторое время был крещен.

Крещение изменило жизнь Киприана. Он обрел в христианстве новый смыл жизни и все свои огромные духовные силы отдал на служение Богу. Более того, став христианином, он получил способность избавлять людей от действия тех самых демонических сил, которые ранее использовал в своей магической практике. Через десять лет он был назначен епископом на место скончавшегося Анфима и в этом сане вел жизнь, достойную великих святых. Став епископом, Киприан рукоположил Иустину в дьякониссы, и она была его надежной помощницей во всех делах в течение всей недолгой отведенной им земной жизни.

Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (303 - 311 гг.) Киприан и Иустина за проповедь христианства были посажены в темницу. Киприана, подвешенного на дыбе, истязали железными крючья-ми, а Иустину в кровь избивали на его глазах. После этого их бросили в котел, но его кипящее содержимое не причинило святым никакого вреда. В конце концов их осудили на усечение мечом. Киприан просил сначала казнить Иустину, боясь, что она испугается смерти, но святая мужественно приняла ее. Затем Киприан попросил выдать своему палачу 25 золотых монет и после молитвы подставил голову под меч. Один из исполнителей приговора, Феоктист, потрясенный мученичеством невинных святых, вступился за них и был казнен.

Тела свв. Киприана и Иустины были забраны христианами и вскоре переправлены в Рим, где до XII века покоились в базилике св. Руфины недалеко от порта Клавдия. Затем они были перенесены в Латеранскую базилику в Риме, а часть их отвезена в родной город святых - Антиохию Сирийскую. Как свидетельствует кипрский историк XV века Леонтий Махера, в 1268 году, когда войска египетского султана Бейбарса захватили Антиохию, христианские беженцы перенесли эту часть мощей на Кипц где они были выставлены для поклонения в церкви деревни Менико. Память свв. Киприана и Иустины празднуется 2 октября по новому стилю.

Отвечая на вопрос Российского телевидения, владыка Марк сказал: «Впервые за несколько столетий православные верующие России, в которой издревле глубоко почитают свв. Киприана и Иустину, смогут молитвенно поклониться их честным мощам».

«После краха коммунистической идеологии образовался духовный вакуум: некоторые наши соотечественники, оторванные от традиций Православия, поддались увлечению магией и оккультизмом. Принесение кипрской святыни в Россию - очень важное событие для спасения людей, угодивших в тенета тоталитарных сект и оккультных сил. Мы приглашаем всех сбившихся с истинного пути и ищущих помощи и заступничества Православной Церкви прибегнуть в эти дни к помощи великих угодников Божиих, которым Сам Господь даровал силу изгонять бесов», - сказал епископ Марк.

Митрополит Неофит в свою очередь рассказал, что мощи свв. Киприана и Иустины были принесены на Кипр из Сирии в 1298 году. «Как известно, св. Киприан еще при жизни обладал даром исцеления людей, одержимых демоническими силами. Кипрский храм, в котором почили привезенные из Сирии святые мощи, стал одним из самых известных мест поклонения христиан», - сказал владыка Неофит.

Ковчег со святыней был доставлен в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. На всенощном бдении, совершенном архиепископом Арсением на монастырской площади, молилось более тысячи человек.

Архиепископ Арсений отметил, что идея о принесении в Россию мощей свв. Киприана и Иустины возникла во время паломничества сестер Зачатьевского монастыря к святыням Кипрской Православной Церкви. Ныне обитель восстанавливается, и принесение в стены Зачатьевского монастыря кипрской святыни должно духовно укрепить ее насельниц и благоукрасителей.

27 августа 2005 года мощи свв. Киприана и Иустины вернулись на Кипр в храм, расположенный в маленьком селении Менико близ Никосии.

Деревня (ударение на "е") расположилась на самом севере южного Кипра (если можно так выразиться), примерно в трёх километрах от трассы, соединяющей Никосию с Троодосом. О местонахождении Менико расскажем позже, а пока разберёмся, чем же она может быть интересна. Честно говоря, некоторое время назад мы бы даже не подумали туда поехать. Впервые нас завезли сюда на "автобусной" экскурсии, предназначавшейся для гурманов. Это шутка, конечно. Просто та экскурсия делалась для русских, постоянно проживающих на острове, которые уже много чего сами повидали. Она проходила в зимний сезон, ну мы и примкнули. Но автобусная экскурсия на то и есть автобусная − после неё совершенно не отложилось в голове, куда и зачем мы приезжали. Помнится сначала плутали, потому что водитель не сразу "попал" в деревню. Потом зашли в какую-то церковь, где многие провели изрядное количество времени... а сам рассказ о ней сохранился разрозненными "файлами" в памяти. Это было последнее экскурсионное место на сегодня и уже думалось о маячившем вскоре корпоративно-автобусном ужине в деревенской таверне.

Второй раз о Менико мы услышали от своего друга Дмитрия, который недавно там был и посоветовал съездить − мол очень душевная церковь там есть. Ну а "добили" вопросы наших читателей, которые спрашивали, как добраться до церкви Киприана и Устиньи. Когда у нас наконец в голове сложилось, что церковь святых Киприана и Иустины (по-нашему Устиньи) как раз и находится в Менико, ну ничего не оставалось делать, как запланировать уже самостоятельную поездку, что мы в итоге и сделали.

Для начала осмотрим эту церковь снаружи.

Ну в общем-то церковь как церковь − подобных строений много на Кипре. О ней мы поговорим позже, а пока начнём с краткого рассказа о Киприане и Устинье.

Легенда о Киприане и Иустинии

Дело происходило в конце III века. Святой (впоследствии) Киприан никогда не думал, что станет святым. Наоборот, он был по-нашему "бесовским отродьем". У Киприана родители исповедовали язычество, с детства приучали его служить Аполлону и мечтали сделать из сына колдуна. Видимо тогда существовали специальные школы, примерно такие, где учился Гарри Поттер. Киприан успешно овладел этими знаниями. Ему даже пришлось войти в контакт с самим Сатаной, чтобы открыть для себя секреты дьявольского колдовства. Не один десяток лет Киприан постигал эти знания и в итоге стал всемогущим колдуном, способным покорить волю любого человека...

В это же время в Антиохии (там же, куда прибыл в итоге Киприан) жила девица Иустина (Устинья), родители которой также были язычниками. Но в отличие от Киприана, они её не заставляли стать колдуньей. Устинья в часы отдыха просто смиренно сидела у окна, созерцая природу. Однажды её заинтересовали непонятные ей тогда слова, произнесённые проходившим мимо дьяконом, который говорил о спасении и об Иисусе Христе. Настолько заинтересовали, что она стала посещать христианскую церковь. В итоге она не только сама уверовала во Христа, но и убедила в этой вере своих родителей.

В это же время в одной из богатых семей жил юноша Аглаид, который однажды повстречав Устинью, влюбился в неё. Но ни подкупом, ни силой Аглаид так и не смог завоевать её расположение. Устинья говорила, что она предана только Христу. Юноша не был согласен с таким поворотом событий и решил использовать свой последний шанс − обратиться за помощью к волхву-колдуну Киприану. Для Киприана задача показалась совсем не сложной и он пообещал помочь. Но вот здесь как раз нашла коса на камень. Как только ни пытался Киприан сделать Устинью "послушной", чего только ни выжимал из своих бесовских знаний − ничто не помогало. Если быть совсем краткими в описании: в итоге Киприан понял, что столкнулся с силой, которую невозможно победить даже с помощью Сатаны... и сам уверовал во Христа. Киприан пришёл к местному христианскому епископу Анфиму и принёс с собой все свои колдовские книги. Он попросил принять его в свою веру. Епископ, немного посомневавшись, решился на это. В итоге бесовские книги были сожжены, а Киприан не только прошёл таинство крещения, но и через некоторое время стал сначала священником, а позже даже епископом. Устинья тоже не была забыта − она стала настоятельницей женского монастыря.

Давайте чуть прервём рассказ и посмотрим на икону Киприана и Устиньи, находящуюся в этой церкви.

Устинья была очень рада случившемуся, но радость её была недолгой. Дьявол не собирался сдаваться. Он подговорил язычников оклеветать Киприана и Устинью перед правителем страны, якобы эти двое враждебно относятся к их почитаемым богам. В итоге Киприан и Устинья были арестованы, их пытались заставить вернуться к идолопоклонству. Но пытки, которым подверглись Киприан и Устинья, не смогли заставить их отречься от своей веры. Правитель испугался и не решился казнить мучеников, а отправил их к императору Децию. Император тоже попытался заставить Киприана и Устинью молиться Аполлону и Афродите, а не непонятному ему Христу. Услышав твёрдый отказ, Деций велел обезглавить обоих.

Тела Киприана и Устиньи через некоторое время были увезены в Рим и там захоронены. Легенда гласит, что наблюдалось множество исцелений у тех, кто приходил к их могилам с верою. В XIII веке мощи святых Киприана и Устиньи были привезены на Кипр и помещены в небольшой церквушке в деревне Менико, где мы сегодня и находимся. Говорят, что в XIV веке кипрский король Пётр I получил исцеление, поклонившись мощам. После этого он повелел построить вместо маленькой церкви новый храм. С тех пор к храму не иссякал поток страждущих. Считается, что мощи защищают от сглаза и вообще от дурного влияния посторонних людей.

Мы пересказали своими словами предание достаточно кратко, а более развёрнутое повествование о Киприане и Иустинии (правда на английском) вы можете почитать .

Церковь Киприана и Устиньи. Было и стало

Во время последнего посещения церкви возникло такое ощущение, что мы здесь впервые... но в то же время какие-то знакомые детали всплывали в памяти. Церковь вся оказалась богато расписанной, чего совершенно не запомнилось после первого визита. Лишь икона Киприана всё так же выглядывала из-за занавесочки.

Мы не торопясь походили по церкви, осмотрели каждый её уголок, удивляясь богатству росписи. Как мы такое не заметили в первый приезд? − списали всё на нашу усталость тогда. И лишь вернувшись домой и посмотрев архивы фотографий, с удивлением обнаружили, что росписи никакой и не было! Для сравнения поставим две фотографии. Первая сделана в январе 2010 г., а вторая − в феврале 2013 г.

И на первой и на второй можно увидеть крест, стоящий в нише. Разительно отличается интерьер вокруг него, не правда ли? Если присмотреться к первому снимку, то увидим, что справа от выступа с нишей, в которой стоит крест, на стене есть фрагмент сохранившейся старинной фрески. На правой фотографии этот фрагмент также можно разглядеть среди новой росписи. Таких фрагментов в церкви несколько − в частности на этой колонне.

С 8:00 до 13:00, а затем с 16:00 до 18:00 в церкви обычно находится один из батюшек – отец Саввас или отец Киприан. Посетив церковь Святого Киприана в эти часы, вы можете приложиться к мощам Киприана и Иустины, подать записки «О здравии» и «За упокоение» и приложиться к животворящей иконе святого Киприана, написанной в 1613 году иконописцем художником Давидом. Икона Киприана и Иустины находится справа от иконостаса.

Эту информацию мы почерпнули на просторах интернета. Расписание, скорее всего, относится к летним месяцам. Зимой же эти часы несколько другие.

Вне церкви

Во дворе с тыльной стороны церкви можно набрать святую воду, подведённую туда из церковного источника. Правда вкус у неё несколько специфический − вероятно сказывается минерализация. А вот перед входом находится небольшая "закусочная". Не знаем как там кормят, но о ней мы заговорили несколько по другому поводу. Если в такой, достаточно отдалённой, деревне есть надписи на русском − значит "наш брат" давно протоптал сюда тропу в виде экскурсий и самостоятельных путешествий. Это подтверждают и приветственные надписи при въезде-выезде из деревни. А если вы были внимательны, то и на предыдущем фото смогли разглядеть знакомые слова.

Фотоальбом

Как добраться

Так получилось, что к Менико мы подъезжали со стороны Никосии, хотя и со стороны Троодоса тоже можно. Просто планируйте маршрут заранее. Мы положились тогда на навигатор, но не всегда слушались его. Для начала приведём GPS координаты церкви.

35.109357 33.143984 − место рядом с церковью св. Киприана

Если катить по трассе A1, которая ответвляется вглубь острова от трассы A5 (между Лимасолом и Ларнакой) в сторону Никосии, то перед самой Никосией будет съезд влево на Троодос − вот туда и надо направить стопы вашего авто. Примерно шесть километров по дуге мы будем двигаться по краю Никосии до кольца, на котором надо свернуть опять же налево и опять же по указателю на Троодос. Дальше нам "девушка" сказала сколько надо ехать, но раньше на дороге попался указатель на Менико, где мы и свернули, и вам советуем. От предыдущего кольца до места поворота на Менико чуть менее шести километров. Всё-таки ездить по указателям на Кипре вполне нормально!

Дорога уходит влево от трассы A9 и направляет нас чуть вглубь острова в сторону юга. От съезда с трассы до деревни Менико около десяти километров. На полпути этого отрезка нам попадётся деревня Paliometoxo, которая тоже послужит ориентиром. Через пять километров после неё будем въезжать уже в Менико. Тут не надо разгоняться − если продолжить движение прямо, то описав полукольцо, снова окажемся на трассе Никосия − Троодос (мы так возвращались потом из Менико). Наша задача не пропустить поворот налево, который будет недалеко от въезда в деревню. После поворота дорога поведёт вглубь деревни и менее чем через километр доведёт до цели − к церкви св. Киприана. Посмотрим это место на карте.

Галату и Какопетрию . Заезжать туда или нет − вам решать, потому что для основательного осмотра этих деревень потребуется немаленькое время. Всё зависит от маршрута, который вы спланировали на сегодня. Удачной поездки!

Одним из особо почитаемых в наше время святых является священномученик Киприан. Он жил в Антиохии, о которой архиепископ Сергий (Спасский) предполагает, что это была Антиохия Финикийская, “что между Келесириею и Аравиею” . С раннего детства Киприан был посвящен Аполлону, с семи лет он занимался изучением культа Митры и Деметры, обучался в разных языческих центрах: в Спарте, во Фригии, в египетском Мемфисе и т. д. Будучи посвящен в жрецы, он имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами, имея в услужении бесов . Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насыланием мора и язвы, вызыванием мертвецов.

В том же городе жила юная христианка - девица Иустина , посвятившая себя Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание некий юноша Аглаид, “добр родом и богат зело” . Когда он предложил святой деве стать его супругой, то она ответила ему отказом. Тогда Аглаид обратился к Киприану, чтобы с помощью чародейства добиться своей цели. Однако невзирая на все свои усилия жрец ничего не смог сделать, потому что святая мученица силой молитвы и постом сокрушала все насылаемые на нее диавольские козни. Язычник-волхв, развращенный властвованием над людьми и стихиями, познал всю глубину своего падения и ничтожества пред девой-христианкой. Поэтому он отвергся злых дел, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению.

С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму , отдав на сожжение все свои книги. Именно так поступили некогда ефесяне в ответ на проповедь апостола Павла: от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем (Деян 19:19). Святой пришел в храм “в день суботный Великыя Пасхы” , то есть, очевидно, в Великую Субботу, и на Богослужении его сердца коснулись назидательные слова из Священного Писания . Он принимает Святое Крещение, подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому - “благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше” .

Принял святое Крещение, обратившись ко Христу, также и юноша Аглаид. “Никого так не радовало обращение ко Христу Киприана и Аглаида, как святую Иустину. В их обращении она увидела чудные действия Божественного Промысла, ведущие грешника ко спасению” . В скором времени бывший жрец был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан пресвитера. Через 16 лет блаженный святитель “Анфим, созвав епископы от окрестных град, поведа им о церковном устроении еще жив сы, и вдасть стол епископства Киприану” . В прошлом волхв и жрец, а теперь ревностный архипастырь Церкви Христовой, он с успехом приводил язычников к вере в Единого Бога. Святитель имел также духовное попечение и о деве, через которую обратился к Богу: “святую же деву диаконису сътвори и нарече имя ей Иустина, и сътвори ю матерь манастырем” .

Твердость и несокрушимость веры во Христа помогли Иустинии препобедить диавольские козни, а Благодать Божия затем духовно объединила ее и Киприана, первоначально противодействовавших друг другу. В службе святым мы обращаемся к святой двоице с молитвой: “исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною: с неюже молися Человеколюбцу Владыце спасти души наша” . Их духовное единение Божественным Про­мыслом было запечатлено мученичеством. Святая двоица, Киприан и Иустина, засвидетельствовали свою веру в 304 году, во время последнего гонения на христиан. “Осужден­ные Диоклитианом в Никомидии Киприан и Иустина отведены к реке Галлу (вероятно, Галлий, впадающий в Сангарис ок. 60 верст от Никомидии), и усекнуты 26 сент.” . При этом совершилось чудо: воин Феоктист, видя страдания святых мучеников, исповедал себя христианином и был казнен вместе с ними .

Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: “Несомненно, что сказание о сих мучениках составлено в глубокой древности; но дошло ли оно до нас в его древнем виде, доказать невозможно” . Похвалу священномученику произнес святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.) ; считается, что она датируется 379 годом . В связи с этим архиепископ Сергий (Спасский) пишет: “Григорий Назианзен говорит об них в своем слове, хотя отчасти смешивает Киприана с другим известным писателем Карфагенским” . Кроме того, византийская императрица “Евдокия, супруга Феодосия Младшего, ок. 425 года написала в честь их стихотворение” . “По сказанию императрицы Евдокии и одним актам мученики пострадали при Диоклитиане, и издатели Деяний полагают мучение их в 304 году. В Месяцеслове Василия они относятся ко временам Декия, а по другим актам - ко временам Клавдия (267–270). Вообще предпочитается древнейшее свидетельство у Евдокии и западными учеными они относятся ко временам Диоклитиана” .

Служба святым Киприану и Иустинии была издревле известна на Руси и сохранилась до наших дней в новгородской Минее XI век а . В XVI веке святитель Макарий (†1563; пам. 30 дек.), составляя Великие Четьи Минеи, собрал в них памятники духовной письменности о священномученике Киприане: проложные жития , житие “святыа Устины девица” , “мучение святаго Киприана, Иустины девы” и “покаание Киприаново” .

Существуют разные формы почитания святых: тезоименитое, почитание святых, имеющих особую благодать в определенных обстоятельствах и пр. Кроме того, если в день памяти святого произошло какое-то важное событие, то данный святой чтится в связи с конкретным событием. Именно это произошло в середине XVI века с памятью святителя Киприана. В 1552во время третьего, победоносного похода была покорена Казань. Второго октября, в воскресенье день памяти священномученика Киприана, в походном храме во имя преподобного Сергия совершалась Божественная Литургия, и во время чтения святительского Евангелия при конечных словах и будет едино стадо и един Пастырь (Ин 10:16) раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани . После этого начался решительный штурм, в образовавшийся в стенах пролом ринулись русские воины и Казань пала, как отмечает летопись, “на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи” . В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них - “третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи” . Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на Рву, ныне известный как собор Василия Блаженного (†1557; пам. 2 авг.). Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустинии . В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким (1586–1587), который во время приема у царя Феодора Иоанновича (1584–1598) вручил ему различные святыни, и среди них были частицы мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии .

Но в целом их святые мощи находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: “Св. мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне” . Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (†337; пам. 21 мая), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй “в той же пристройке (налево от входа из крещальни) - придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 2 октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины” . Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.

В нынешней службе священномученик Киприан прославляется как святой, отринувший служение бесам и стяжавший благодать, претерпевший мученическую кончину. При этом он уподобляется апостолу Павлу: “Павлов собеседник” , “Яко Павел, ко Христу душевную любовь преложив…” , “Наказан в прелести прилежно, яко Павел, зван бысть с Небесе” . Святитель Василий Великий в Слове говорит: “Весьма неблагородно и низко думать, что оскорбительно будет для подвижника напо-

Престол, где хранятся мощи
священномученика Киприана и мученицы Иустинии

минать о непохвальных делах его” . Далее Отец Церкви говорит, что апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем Его последователей и, следовательно, “как изменился предмет его ревности, чтобы сравнением того и другого прославить больше Благодетеля” . Таким образом из слова Отца Церкви становятся понятным уподобление в службе священномученика Первоверховному Апостолу.

В Акафисте, который был написан уже в позднее время, святой священномученик прославляется как имеющий благодать избавлять от чаровных напастей: “Радуйся, яко тобою беси отгоняются” , “Радуйся, волшебных козней разрушителе” . Таким образом, Святитель, по слову Апостола, сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр 2:18). Святым Киприану и Иустинии молятся “о сохранении от злого очарования, об избавлении от чародеяний и вреда со стороны волшебников” . В дали веков теряются данные о жизненном пути священномученика Киприана, но благодать Божия преизобильно действует, помогая всем обращающимся к нему, отгоняя чародейные воздействия.

Ниже прилагается житие мученицы Иустинии
по Великой Макарьевской Четьи Минеи.

В той же день житие святыа Устины девица. Благослови отче!

Явлению бывшу с небесе на землю Спаса нашего Иисуса Христа, пророческим словесем бывшим вся поднебесная просвещена бысть, словесем верующим в един Бог Отец Вседержитель и в Господь наш Иисус Христос, крещающеся о Святем Дусе. Бе же етера дева, именем Иустина, Едесиа отца, матере же Клидониа, в граде же Антиохисте, сущим близ Дафана. Та в храмине своем при оконци седши, послушаше етера диакона, именем Праулея, глаголюща величиа Божиа, вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа проповедающе, пророчьство и рожество еже от Девы Мария, и поклонение волхвом, и явление звезды, и славословие ангельско, силу же креста и знамением и чюдесем бывающим, и воскресение еже из мертвых, и явление еже ко учеником, и завет еже к ним, и вознесение еже на небеса, и седение еже одесную Отца, и нераздрушимое Царство Его.

Си словеса слышавши, паче зревши оконцем, святая дева глаголемых диаконом, не может терпети ражжением Святаго Духа, но хотяше видети лице диаконе, и не могущи видети, рече матери своей: Мати, послушай дщере своея, ничто же суть, им же по вся дни покланяемся: идоли бо суть, древяни бо суть и сребрени и злати, и костьми животных руками человеческими сотворении, на ня же, аще един приидет от Галилеи, без руки человечьски словом и молитвою вся победит. Она же гордынею премудрости покровена сущи, рече: Чадо, да не очютит отец твой совета твоего. Рече же блаженная к ней: Весто да будет тебе мати и моему отцю, яко аз Христа ищу, проповедаемаго суседом моим Праулом, увидех бо о Нем послушающи на многы дни, яко несть иного Бога, о Нем же ны ся есть спасти.

Си рекши отъиде, особь творящи молитвы к Богу, мати же ея в нощи на ложи все поведа мужю своему. Бдевша же о себе много и посем уснувша в сласть, видеста во сне, яко ангельско воиньство прииде на ня в храмину боле ста с свещами горящими, глаголюще: И аз дам вама Царство Божие. Видев же Едесий, ужасен быв, утро востав рано, поим жену свою и дщерь, иде в церковь с Праулом, и моляхут и, да доведет я к епископу Ептату. Сотвори же диакон тако, послушав его, и припадше к ногама епископу, молиша его, да даст им Христово знамение. Епископ же не хотяше, дондеже поведа ему явление Христово и желание девица, иже имяше Христа ради. Едесий же постриже власы главы своея и браду, бе бо иерей идольскый, припадше к епископу, приаше знамение Христово. Едесий же сподоблен бысть чину прозвитерьскому; пребысть же в нем едино лето и шесть месяць, почи с миром. Святая же дева хождаше часто в церковь.

Иглаида сей же етер, именем схоластик, добра рода и богат зело, губитель образом; устрашен же о идольстей льсти, зря святыя девыя ходяща часто в церковь, восхоте ей, и слаша к ней мужа многы о воле жены вопраша о посаждении. Святая же, всем досаждающи, отсылашет я, глаголющи: Уже аз обручена есмь Христу. Он же, собрав народ, и восхоте ей сотворити нужду. Сущеи же с нею сотвориша кличь велик, зваху сущая в дому еи. Они же, услышавшее, притекоша со оружием отгнаша я. Сам же одержим сы похотию, обиат девицю и удержа ю. Святая же дева, сотворши знамение Христово, поверже и възнака на землю, и пхающе ребра и лице ему окровави, ризы ему растерзавши, постави и срамна, подобно сотворивши учителница своеа Феклы , и тако иде в церковь.

Аглаидас же разгневався, приступль к единому волхву, именем Киприану, и обеща ему вдати злато и сребро два таланта, да уловит святую деву, аще может, волшвением своим, а не ведый окаанный, яко непобедима есть сила Христова. Киприан же сжалися о уноши, призва волшвением своим беса, и шед демон и рече: Чего ради призва мя? Он же рече к нему: Уноша возлюбил есть девицу от Галилеи; можеши ли ми ю предати? Оканный же бес, его же не имый, яко имый, обещася. Киприан же рече к нему: Повеждь ми дела твоя, да ти веру иму. Демон же рече к нему: Преступник бых Божий, послушав отца моего, небеса смятох, ангелы с высоты сведох, Евгу прельстих, Адама рая лиших, и Каина убийству научих и землю кровми оскверних, терние и волчець прозябе мене ради, позорище собрах, преблудодеяние приготовах, ругание сотворих, люди Иизраилевы научих идолом служити, и научих же ея поклонитися телцю, и навадих я пропяти Христа, грады потрясох, стены развергох, домы разделих. Си вся сотворь, како могу явитися зол ея ради? Но приими чары сиа и просыпли окрест храма ея, да аз пришед наведу ум отца моего на ню, и абие послушает тебе.

Святаа же дева воставши в третий час нощи, воздааше молитвы Богу; очютивши же стремление демоново и ражжение сердца, возре к Владыце своему, и знамением и силою Крестною знаменавше все тело, гласом велиим рече: Боже Вседержителю, Отче земнаго отрока Твоего Иисуса Христа, погружей человекаубийца змиа в бездне огненей и спас уловленыя им, прострый небо и утвержей землю, просвещей солнце и луну сотворь светлу, создавый человека по образу Своему, введый в рай пища, да наслаждается твари бывшая Тобою прельщением змиином оземьствована , неси его оставил, Человеколюбче, но силою Креста Твоего возрастил еси Иисус Христом, Им же весь мир просвещен бысть. Вся знают Тя, Бог сущий надо всеми; Ты, Господи, и ныне спаси рабу Свою глаголом Твоим и да не прикоснется мне напасть; Тебе бо обещахся девьство сохранити Единочадому Иисусу Христу; Тя бо возлюбих всем сердцем своим и всею крепостию моею, Иисусе Христе, Ты бо вожже светилник душа моея любовию Святаго Твоего Духа; тем же молюся Тебе: не дажь мене в руце губителю и не ослаби мене, да не преступлю обетованиа, еже к Тебе, но отжени от мене советник злу бес. И си рекши, все тело свое знамением Христовым знаменавши, и дуну на демона, и посрамльши отгна и. Бес же посрамлен пришед ста пред Киприаном. И рече к нему Киприан: Где есть, по ню же тя послах, что аз бдех, а ты не улучи? Демон рече: Не вопрошай мене, яко не могу ти глаголати: видех бо етеро знамение и убояхся отбежах. Киприан же призва, поругався ему, крепльшаго беса своим волшвением. Пришед же и той, рече: Киприане, чюх повеление твое и оного злобу; тем же посла мя отец мой диавол исправити печали твоя; но приими чары сиа и посыпли окрест храма ея, да аз пришед вдам ти ю. Сотвори же Киприан тако, и иде демон к деве. Святая же дева, встав в шестый час нощи, молитву свою воздааше Богу, глаголющи сице: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея, Боже всех милости, небесным законе, и превышним хранителю, и подземленым страшне, посрамль диавола и возвеличий жертву Авраамлю, свергий Вила и убив змиа, и отроком Своим знаны сотвори разуму Божества Твоего вавилоняном смотряй всяких возлюбленым отроком Своим Иисус Христом просвещей, и омраченая древле и умерщвлены уды живы сотвори, не презри мене, Человеколюбче Царю, но соблюди мою чистоту и светилник девства моего неугасаем сохрани, да вниду с женихом моим Иисус Христом, и воздам предание о Христе чисто, еже ми предаст, яко Тебе есть слава в векы веком. Аминь.

Сице помолшися, запрети бесу Христом, и посрамльши отгна. Он же посрамлен, пришед ста пред Киприаном, и рече Киприан: где есть, по ню же тя послах? Бес же рече: Побежден есмь и не могу ти рещи, видех бо етеро знамение и убоявся отбежах. Киприан же рече, призвав мнимаго всех крепльша, самого, рекше, отца бесом, и рече: Что есть злоба сие побеждена быста и вся твоя сила? Демон же рече: Аз ти приготовлю, токмо готов буди. Киприан же рече к нему: То кое есть знамение победы твоея? Бес же рече: Ражжьгу огньми различными. Шед же демон по шесть дний в полунощи, приложься в образ девическ, вниде в храм, идеже святая дева живяше, и сед на одре, рече к святей девици: Хощю аз с тобою быти день сей, послан есмь Христом девьство твое схранити. Но что убо есть страсть девства твоего, рци ми, ли кая мьзда его? Зело бо тя вижу удручену постом. Святаа деве рече: Мьзда убо многа есть, а страсть мала. Бес же рече: Евва, девою сущи, в раи пища послушавши иного, и роди сыны, и разум добру и злу приа, и от тоя весь мир рожден бысть. И ты же послушавши мене, иди со мною, аможе тя веду. Святая же дева воста ходящи изити из дверий, прельщена демоном; бес же воскочи изиде первее. Она же раждалиси и смятошися зело, и разумевши, кто есть прельщая ю, обратися на молитву, знаменавшися знамением Христовым, дуну на беса и посрамльши и отгна и. Она же мало безмолствовавши от смущениа, похвали Бога, и абие отступи огнь от нея. Наченши же, сице рече: слава Ти, Христе Боже мой, спасая насилованыя неприязнию и просвещая рабы Своа, творящая волю Твою, не предаждь мене, Владыко, да не побеждена буду неприязнию, но пригвозди страсе Твоем плоть мою и законом Твоим помилуй мя, и даждь славу имени Твоему. Аминь.

Бес же с великим студом явися Киприану. Рече же Киприан к нему: Или ты побежен еси единою девою? Что есть сила победы ея? Демон же рече: Не могу ти рещи, видех бо етеро знамение, и убоявся отбежах. Аще ли хощеши увидети, клени ми ся, и реку ти. Киприан же рече: Како же ти ся клену силами моими великими сущими во мне? Киприан рече: Тако ми силы твоея великыя не отвергуся тебе. Демон же, веру им, рече: Видех етеро знамение Пропненаго и убоявся отбежах. Киприан рече: То боле ли тебе есть Пропятый? Бес рече: Послушай, реку ти всю истину, елико убо их аще прельстим, ли сотворим что, отпущено нам бывает зде; но тамо медяны вилы суть и ражжегше я возложат на выю ли ангела, ли человека, согрешьша и тако стремлением огненым ведут ангелы пред судище Пропненаго. Киприан рече: Тем же убо и аз потщатися хощу приатель быти Пропятому, да не в ту же муку причтен буду. Демон рече: Клял ми ся еси, да преступиши ли клятву? Киприан рече: Како ти ся клях? Бес рече: Силами моими великими. Киприан рече: И тебе не брегу и сил твоих не боюся, в сию бо нощь веру ях молитвами святыя девица и знамение Пропятого, яко немощен еси и беждив , темьже и аз знамением знаменався, отрицаюся тебе. И си рек, знаменася, глаголя: Слава Тебе, Боже! отъиди от мене демоне; ищу бо Христа моего. Бес отъиде посрамлен.

Киприан же книгы своя волшебныя, задев отроком, и прииде с ними в церковь Божию и припаде к ногам блаженнаго Анфима епископа, глаголя: Рабе блаженнаго Христа, хощу воин быти Христов, вчестися в стадо Его. Блаженный Анфим мнев, яко прельстити его хощет и верныя, рече к нему: Киприане, не мози искусити Церкви Божиа, непобедима бо есть сила Его. Киприан рече: Аз верую Ему, яко непобедима есть. В сию бо нощь послах демоны на святую деву Иустину, хотя прельстити ю, и увидех, яко молитвами своими победи я знамением Христовым, отгна я. Тем же приими книгы моя и сожзи огнем, а мя помилуй. Святый же Анфим, веру им, книгы его сожже, а самого, благословив, отпусти, рекый, подщися в церковь Божию. Киприан же шед в дом свой, сокруши же идолы, всю же нощь рыдаше и плакашеся, глаголя: Увы мне, како могу явитись пред судищем Христовым, толико зол сотворь? Како благословлю усты моими, имиже кляхся, призывая нечистыя демоны? Посыпавше главу свою пепелом, лежаше молча, милости Божиа прося. Утру же бывшю, в день суботный великыя Пасхы иде в церковь Божию. Грядый же по пути, нача глаголати: Господи! Аще есмь достоин раб Твой совершен нарещися, даждь да внидущю ми в церковь Твою, да услышю словеса святых книг подобна моему спасению. И влазящю ми в церковь, Давид глаголаше: Видел еси не премолчи, Господи, не отступи от мене. Исаия же паки: Се разумеется отрок Мой. Давид же паки: Вариста очи мои ко утру, поучити ми ся словесем Твоим. И паки Исаиа: Не бойся, отроча Мой Иакове и возлюбленный Иизраилю, иже Аз избрах. Такоже и Павел Апостол: Христос ны искупи от клятвы законныя. Давид же паки: Кто возглаголет силы Господня и слышаны сотворит вся хвалы Его.

Потом просвещение евангельское, потом учение от епископа, паки слово катихуменьское, и диакон глаголя: Катихумени внидете. Киприан же седяше, и рече ему диакон Астерий: Иди вон. И рече Киприан: Раб сотворен есмь Распятому, да изгониши мя вон? Диакон рече: Не уже совершен еси. Киприан рече: жив ми есть Христос, посрамлей демоны и святую деву спас и мя помилуй, не изиду сице, аще не буду совершен. Диакон же Астерий возвести епископу. Призвав же и епископ, истяза и по закону, и молитву сотвори над ним, яко всем плакатися; и тако крести и. В осьмый же день подобник бысть тайнам Христовам. В 20-й же день иподиакон же и дверник святым тайнам святаго двора, в 50-й же день диакон Христов бысть. Благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше, многы же от елиньскыа веры учаше быти христианы. Скончавшю же лету, соседник бысть епископу; пожит же в чину прозвитерьства 16 лет. Блаженый же Анфим, созвав епископы от окрестных град, поведа им о церковном устроении еще жив сы, и вдасть стол епископства Киприану, не по мнозих днех почи о Христе с миром. Мног же устрои сотвори Киприан в церкви, святую же деву диаконису сотвори и нарече ей имя Иустина, и сотвори ю матерь монастырем. И многы ж просвети словесем Киприан и отторгая от ереси прилагаше к стаду Христову, Ему же слава в векы веком. Аминь .

Приложение

Пребывание мощей святых священномученика Киприана
и мученицы Иустинии в Зачатьевском монастыре

Святые мощи священномученика Киприана и мученицы Иустинии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия пребывали с 17 по 27 августа 2005 г. в московском ставропигиальном Зачатьевском женском монастыре. Ковчег с мощами был доставлен с Кипра, где они почивают, делегацией священнослужителей во главе с Митрополитом Неофитом; такого не происходило с середины XIII в., когда мощи были перенесены на Кипр из Антиохии.

Святыня была доставлена в монастырь во время всенощного бдения; их встретили крестным ходом. Богослужение продолжалось праздничным полиелеем на монастырской площади перед храмом Сошествия Святаго Духа.

В течение 10 дней поклониться мощам пришло 90 000 человек, и немалое число людей засвидетельствовало, что они получили исцеления и помощь. Когда же к святыне прикладывались одержимые нечистыми духами, то они начинали биться головой, содрогаться и кричать, и зачастую их не могло удержать несколько охранников. Для тех, кто видел бесноватых, это послужило к отрезвлению, к укреплению в вере, к более серьезному отношению к невидимой духовной брани, - настолько убедительно была явлена ее реальность.

Все время пребывания святых мощей в Москве совершалось непрерывное молебное пение с акафистом; священники и хоры представляли все благочиния города. 27 августа Зачатьевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Накануне отбытия мощей Высокопреосвященнейший Митрополит Неофит сделал драгоценный подарок обители: частицу мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустинии. После отбытия святыни в монастыре осталась икона с этой частицей и память о благодатном событии.