Влияние парфюма на человека. Воздействие духов

  • 26.09.2019

Стоит лишь напомнить, что хотя в семействах ароматов, есть деление на мужские и женские, элементы и тех и других могут использоваться в парфюмерии независимо от её "половой" принадлежности. А теперь - семейства…

Семейство №1:

ШИПРОВЫЕ (женские и мужские)
Ароматы этого семейства - это шалфей, лаванда, дубовый мох, пачули и смола. Название "шипровые" пошло от острова Кипр в Средиземном море, и его первым использовал Francois Coty, выпустив духи с тем же названием. Эти ароматы идеально подходят для любителей природы.
Примеры: женские Halston, Knowing от Estee Lauder, Miss Dior от Christian Dior; мужские D.K. Unleaded от Donna Karan.

Семейство №2:

ЦИТРУСОВЫЕ (женские и мужские)
Эти ароматы включают лимон, мандарин, грейпфрут, и бергамот. Легкое и свежее чувство этих духов хорошо подойдет для уикэнда, либо для особых случаев.
Примеры: женские - Eau de Rochas от Rochas и Gieffeffe от Gianfranco Ferre; мужские - Armani от Giorgio Armani, Drakkar Noir от Guy Laroche, Tommy от Tommy Hilfiger и Blue Jeans от Versace.

Семейство №3:

ЦВЕТОЧНЫЕ (женские)
Ароматы в этом семействе включают фиалку, гвоздику, розу, гардению, лилию, туберозу и нарцисс. Цветочные духи обычно состоят из комбинации нескольких различных цветочных ароматов.
Примеры: Chloe от Lagerfeld, Eternity от Calvin Klein, Gucci Accenti и Joy от Jean Patou.

Семейство №4:

ЦВЕТОЧНО-ВОСТОЧНЫЕ (женские)
Многие классификации содержат цветочно-восточный тип, который в нашей классификации можно представить как смесь цветочных и ориентальных ароматов.. Ароматы этого семейства - жасмин, гардения, мандарин,фрисия; конечные ноты сандалового дерева, мускуса, янтаря, и абрикоса. В принципе, цветочно-восточный тип - это подкатегория цветочного семейства и достаточно обширен, чтобы дать ему точное определение. Духи этого семейства рекомендуется использовать днем и ночью, так как они содержат экзотические цветы и пряности.
Примеры: Joop!, Samsara Guerlain, Sun Moon Stars от Karl Lagerfeld и Tresor Lancome.

Семейство №5:

ФУЖЕРНЫЕ или ПАПОРОТНИКОВЫЕ (женские и мужские)
Это семейство состоит из ароматов дубового мха, лаванды и герани. Французское слово "fougre" переводится как папоротник. Этот термин является странным для аромата, так как папоротники не имеют никакого запаха вообще!
Примеры: женские Baryshnikov от Parlux, Cool Water Woman от Davidoff и Safari от Ralph Lauren; мужские - Boss от Hugo Boss и Paco Rabanne.

Семейство №6:

ФРУКТОВЫЕ (женские)
Ароматы в этом семействе включают яблоко, абрикос, мандарин, бергамот, нероли, ананас, и папайю. Эти духи чистые и свежие как цитрусовые, мягкие и теплые как персик.
Примеры: Jess от Jessica McClintock, Lauren от Ralph Lauren, и Liz Claiborne от L. Claiborne.

Семейство №7:

ЗЕЛЁНЫЕ (женские)
Ароматы в этом семействе включают розмарин, лаванду, сосну, можжевельник, гиацинт, и гальбанум. Это запах зеленых листьев и свежесрезанной травы, смешанной с осенними бризами.
Примеры: Chanel №19 от Chanel, Gio от Giorgio Armani, Safari от Ralph Lauren, и Sung от Alfred Sung.

Семейство №8:

АЛЬДЕГИДНЫЕ [современные] (женские)
Ароматы этого семейства синтезированы из альдегидов, чистыми химическими соединениями, что обеспечивает большое разннобразие нюансов в ароматах этого семейства. Нагреваясь поверхностью кожи, эти ароматы приобретают насыщенность, становятся более яркими, а также альдегиды усиливают другие ноты в духах. Эта тенденция, впервые использованная Coco Chanel в ее Chanel №5, сейчас используется почти в каждых духах.
Примеры: Chanel #5 Chanel, Red от Giorgio Beverly Hills и White Linen от Estee Lauder.

Семейство №9:

ОРИЕНТАЛЬНЫЕ или ВОСТОЧНЫЕ (женские и мужские)
Ароматы в этом семействе - это янтарь, ваниль, дерево и смолы. Эти духи лучше всего подходят для вечерней одежды, хотя большинство людей плохо переносят этот очень плотный аромат.
Примеры: Black Pearls от Elizabeth Taylor, Casmir от Chopard, Opuim от Yves Saint Laurent и Shalimar от Guerlain.

Семейство №10:

МОРСКИЕ, ОЗОНОВЫЕ, ОКЕАНИЧЕСКИЕ (женские и мужские)
Ароматы в этом семействе - это полностью синтетические ароматы, напоминающие нам о таких вещах, которые невозможно уместить во флаконе: брызги волн, воздух в горах, природные стихии.
Примеры: Acqua Di Gio от Giorgio Armani, Duna от Crictian Dior и Sunflower от Элизабет Арден.

Семейство №11:

ПРЯНЫЕ (женские и мужские)
Ароматы этого семейства включают запах имбиря, корицы и кардамона, а также цветы, имеющие пряные ноты, такие как гвоздика и лаванда.
Примеры: Coco от Chanel, KL от Lagerfeld и Poison от Christian Dior; мужские - Bijan и Joop!.

Семейство №12:

АМБРОВЫЕ или ЛАВАНДОВЫЕ (мужские)
Это семейство включает в себя лавандовые масла и лавандовые растения, которые растут на юге Франции. Самый древние, ароматы лавандовых являются чистыми, яркими, натуральными запахами и идеальны для повседневного использования.
Примеры: Ungaro Collection от Ungaro.

Семейство №13:

КОЖАНЫЕ (мужские)
Масло, можжевельник, экстракт березовой коры в виде смолы. Насыщенная комбинация дымного и мягкого запаха делает это семейство ароматов часто используемым в одеколонах, дезодорантах, гелях и т. п.
Примеры: English Leather от Dana, Royal Copenhagen и Pour Lui от Oscar de la Renta.

Семейство №14:

ДРЕВЕСНЫЕ (мужские и женские)
Это семейство состоит из ароматов сандалового дерева, розового куста, кедра, vetiverа, а также содержит подсемейство морских (океанских, озоновых) древесных ароматов: мирта, мускуса и голубого ириса.
Примеры: Aramis от Estee Lauder, Cool Water от Davidoff, Safari от Ralph Lauren и Lauder от Estee Lauder.

ОБОНЯНИЕ - ГЛУБИННОЕ ЧУВСТВО
С развитием цивилизации нос в жизни человека играет все меньшую роль: современный человек 70 процентов впечатлений получает через глаза. Зато обоняние - самое чуткое и самое неумолимое из всех пяти чувств. За считанные доли секунды оно выносит свой окончательный и не подлежащий обжалованию приговор. Да и путь обонятельного раздражения в лимбическую систему - центральный диспетчерский пункт всех пяти чувств - не так долог. Этот участок мозга связан прямой линией с теми самыми пятью квадратными сантиметрами слизистой оболочки в наших верхних носовых раковинах, где расположены обонятельные рецепторы. Визуальные, тактильные и акустические раздражения попадают в лимбическую систему окольными путями - через разветвленную сеть нервной системы.

Лимбическая система мозга не только „заведует" нашими эмоциями - страх, радость, печаль, страсть - но и регулирует деятельность гипоталамуса, который, как известно, вырабатывает половые гормоны и, получив соответствующую информацию от обонятельных рецепторов, подает сигнал „боевой тревоги". Кроме того, лимбическая система играет важную роль в координации деятельности „ближней" и „дальней" памяти. Этим объясняется, почему некоторые запахи вызывают приятные или неприятные воспоминания: в нашем сознании многие события и люди „записываются" вместе с сопровождающими их запахами. Запахи могут оказывать самые неожиданные воздействия. Все зависит от того, какое первое впечатление с ними связано. И потому секс-бомба, благоухающая знаменитым „Шанель № 5" не имеет никаких шансов на успех у молодого человека, чья противная тетя имела обыкновение пользоваться этими духами.

СЕКСУАЛЬНЫЕ "ПРИМАНКИ"
На вкус и на цвет товарища нет. К запахам эта поговорка применима еще в большей степени. Одни и те же духи одного приводят в восторг, а у другого вызывают тошнотворное отвращение. Но все же некоторые запахи действуют на всех приблизительно одинаково.

Скажем, большинству мужчин приятны ароматы ванили и сандалового дерева, а запах лимона их тонизирует и возбуждает. Наиболее сексуальными и эротическими зарекомендовали себя амбра, мускус, цибетин, пачули, роза, земляника, малина, яблоко и кедровое дерево - не случайно большинство мужской и женской парфюмерии изготовлено на их основе. Любопытная история произошла с феромоном. Это вещество - своего рода пахучая сексуальная приманка, вырабатываемая в человеческом организме. Производители надеялись, что парфюмерия на основе феромона будет неотразимо воздействовать на противоположный пол. Но увы, к аромату этого синтезированного в лабораториях вещества остались равнодушны и мужчины и женщины. И попытки создать духи на основе „сексуальных приманок" благополучно канули в Лету.

И все же... Несмотря на коммерческое фиаско, феромон вполне может стать составной частью новых парфюмерных разработок - все дело в том, чтобы найти разумные пропорции. Эксперименты над животными показали, что феромон может оправдывать свое назначение.

"ТЫ ПЛОХО ПАХНЕШЬ..."
В повседневной жизни нам постоянно приходится иметь дело с людьми. А от них - и тут никуда не деться - исходят те или иные запахи. Особенно это важно в любовных делах: вряд ли отношения долго продлятся, если одному из партнеров не нравятся запахи, исходящие от другого.

Исследователи парфюмерии выяснили, что очень часто перемена в отношениях партнеров вызывает и изменение в восприятии запахов. В самых критических случаях не способны уже помочь никакие духи и дезодоранты. Кстати: женщины обычно после разрыва или развода меняют и духи, а мужчины охотно дарят новым подругам духи, которыми пользовались их прежние возлюбленные.

Но поговорим о гармоничных отношениях. Специалисты-психологи считают, что крепкая связь и долгая дружба возможны только на прочной „обонятельной основе": только приятный запах способен создать атмосферу близости, тепла и взаимного доверия. И это закладывается в человеке с первых часов жизни: младенец находит материнскую грудь в темноте - по запаху. Что такое хорошо и что такое плохо для нашего носа, мы узнаем в детстве.

Для грудного младенца все запахи ни хороши, ни плохи - и только от родителей он узнает, где „кака", а где „ляля". Постепенно запахи в нашем сознании соединяются с переживаниями и воспоминаниями, и хранятся в памяти в виде некоего католога, к которому мы на протяжении всей жизни будем обращаться за справками.

В МОРЕ АРОМАТОВ
Научно установлено, что у умных обоняние острее, чем у глупых. И что женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины. Их гормональная система прежде всего реагирует на запах, и они в буквальном смысле способны чуять, как себя чувствует партнер, а зачастую и его зарождающееся отчуждение.

Сколько же запахов способен различить человек? Об этом у ученых нет до сих пор единого мнения: талантливые носы способны различить до 2000 оттенков. Нормальные люди ограничиваются примерно 290 различными ароматами.

Тот, кто изо дня в день пользуется одними и теми же духами или одеколоном, рискует быстро утомить обоняние, как свое, так и окружающих. Привычный запах постепенно как бы перестает восприниматься вообще. Поскольку запах оказывает сильное влияние на настроение, советуем вам, для каждой встречи, в зависимости от ее назначения, выбирать свою ароматическую ауру, особенно это актуально, конечно, для любовных свиданий...

Дать имя новорожденному аромату – целая наука. Оно должно быть простым и запоминающимся, ярким, но в то же время неизбитым. Название, как и сам аромат, должно будить фантазию. Сначала парфюмеры шли простым путем. Их творения либо носили имя своего основного цветочного компонента (помните наши духи “Ландыш” и одеколон “Гвоздика”?), либо именовались высокопарно, романтично и карамельно.

Революцию совершила Коко Шанель. Выпустив несколько вполне традиционных духов со вполне традиционными названиями, в 1921 году она отчаянно идет ва-банк – появляются “Шанель №5”. Каково это, когда вокруг сплошные “Amour Amour” или “Narcisse Noir”? Название шокировало. Пуритане спрашивали: “Что значит №5, на что она намекает?”, педанты говорили: “Это полная бессмыслица”, гедонисты укоряли за плоскость, скромники – за нескромность.

Взять да назвать духи своим именем! Подчеркнутая собранность, деловитость и одновременно провокационность Шанель не вписывалась в парфюмерную действительность 20-х годов – она была вестником нового времени. Удалось, риск оправдал себя. Это непонятное “Шанель №5” до сих пор “держит марку”, восторгает или, по крайней мере, вызывает уважение.

Увидев, что метод провокации себя оправдывает, парфюмеры стали смелее. В 1977 году Ив Сен-Лоран выпустил “Opium”, из-за чего разгорелся мировой парфюмерный скандал. Суды США и Испании обвинили производителей в косвенной пропаганде наркотиков и запретили продажу этих духов на своих территориях. В Саудовской Аравии даже упоминать “Opium” было запрещено! Однако через восемь лет появился не менее опасный с точки зрения здоровья “Poisоn” (яд), и обнаружилось, что общественность уже привыкла к шокирующим названиям.

У парфюмеров появилась и другая тенденция: прислушиваться к своей интуиции и отражать настроение времени. Оказалось, что это не так просто: слишком быстро оно меняется. Но бесстрашный Calvin Klein в 80-х выпускает “Obsession” (одержимость), а в 90-х “Eternity” (вечность) “Сontradictions” (противоречия, противоположности, контрасты) – и во всех случаях попадает в такт. Так же, как оправдывают сиюминутные ожидания его “CK one” и “CK be”.

Для того, чтобы эти ожидания понять и, опередив конкурентов, отобразить их в названии нового аромата, на парфюмерной ниве трудятся целые подразделения психологов, социологов и лингвистов-международников. Ведь название должно “играть”, быть благозвучным и вызывать приятные ассоциации вне зависимости от языка производителя и потребителя. Иначе будут курьезы.

Например, итальянская парфюмерная марка “Rockford” изначально не имела никаких шансов: не только во франкоговорящих странах, но и во всем цивилизованном мире это название ассоциируется только со знаменитым французским сыром рокфор.

По той же причине духи “Tosca” вряд ли могут быть популярны в России – если только в качестве подарка сопернице. Многие производители парфюмерии привязаны к одному имени: изменяя запах, они просто “наращивают” старое название. Так “Poison” стал сначала “Tendre Poison”, а недавно и “Hypnotic Poison”, вслед за “Gio” появилась “Acqua di Gio”, а “Amarige” украсился пышным эпитетом – “Extravagance d`Amarige “.

Эксперты не считают такой подход правильным и рекомендуют придерживаться жесткого правила: новая нота – новое название. Все дело в ассоциациях: название и аромат тесно связываются в нашем восприятии. Увидев знакомое название, мы ожидаем, что новые духи – просто модификация старых (например, что “Acqua di Gio” – это разбавленные “Gio”).

Если исходная марка нравилась, покупатель хочет, чтобы новые духи хоть отдаленно напоминали своих одноименных предшественников, и не найдя ничего общего, испытывает разочарование. А если первый “Poison” до смерти надоел его хозяйке, она ни за что не посмотрит на второй и третий.

И все-таки даже серьезное исследование и знание “золотых правил маркетинга” еще не обещают духам народной любви. И наоборот – абсолютно проигрышные с точки зрения логики марки порой опровергают все научные изыскания. Вот, например, “Nina Richis L’Air du Temps” – звучит как издевка над непреложным законом: “название должно быть максимально короткое, броское и запоминающееся”. Мало того – не знающими французского оно воспринимается как неудобопроизносимая скороговорка-абракадабра.

И тем не менее духи “L’Air du Temps” уже много лет далеко не последние по уровню продаж. Почему? Наверное, в них есть какая-то загадка…

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    Как уже писалось выше, всю злобу свою и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для этого они употребляют все свои возможности и силы. «Диавол отовсюду пытает,- говорит святитель Григорий Богослов,- высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить… Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью» . О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел, говоря: сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их (2 Кор. 11:14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы. Демоны могут убивать людей, наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом). Последний пункт мы рассмотрим здесь более подробно.

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в неё воздух. Подробное описание этого факта мы видим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил его многие годы. «Я задумался,- пишет Мотовилов,- как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!» И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползавшего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось и для H.A. Мотовилова. Наступил период тягчайших мучений… «Господь сподобил меня на себе самом испытать, а не во сне и не в привидении, три геенские муки: первая - огня несветимого и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию Духа Святого. Продолжались эти муки в течение трёх суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорел. Со всего меня по 16 или 17 раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Престали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних… Вторая мука в течение двух суток - тартара лютого геенского, так что огонь не только не жёг, во и согревать меня не мог. По желанию Его Преосвященства я с полчаса держал руку над свечою, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже… Обе эти муки давали хоть мне возможность пить и есть, и спать немного мог при них, и видимы они были всем. Но третья мука геенская, хотя на полсуток ещё уменьшилась,ибо продолжалась только 1-1,5 суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от неё! Исчезла она тоже от исповеди и Причащения Святых Тайн Господних… Эта мука была - червя неусыпаемого геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и владыки Антония, не был виден, но я при этом не мог ни спать, ни есть, ни пить ничего, потому что я не только весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать…» Вскоре после этого странного и недоступного для обыкновенного человека видения Мотовилов имел видение своего покровителя - преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что ему скоро будет дано исцеление. Это был факт открытого нападения сатаны, допущенный Господом Богом для спасения души (возможно, для исцеления от страсти гордости) Мотовилова, дружки преподобного Серафима.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию святителя Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объём; очевидно, что и демоны имели это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8:29)» . По свидетельству святого Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или чрезмерного холода» .

    Но нашу душу демон не может сделать своим вместилищем. Это возможно лишь для Единой Троицы. «Нечистые духи,- свидетельствует Иоанн Кассиан,- не иначе проникают в тела одерживаемых ими, как овладев наперёд их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишённых Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении» . Об этом же свидетельствует и Григорий Богослов: «диавол завладеть нами всецело не может никакими способами; если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления (Иак. 4:7)» . Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вошёл сатана в Иуду не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Святой Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12:6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13:2) и, наконец, решительно вселился в него (Ин. 13:27). Здесь мы видим яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всё усиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путём привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не веду́щий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко,- говорит Антоний Великий,- будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщённых ими вовлечь во что хотят» . Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божии, при этом извращая их смысл (см. Быт. 3:1). Так обольстил он супругу Иова, научив её излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: Похули Бога иумри (Иов. 2:9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Taк обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлёк в пропасть ада.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают, - согласно мнению Еваргия монаха,- наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти: льстивым весь день поучахуся (Пс. 37:13)» . А вот что об этом говорит святой Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению» .

    Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает им искушать человека свыше его сил, но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться ещё и к чувственной и волевой сторонам души человека. Вот что об этом пишет преподобный Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами» .

    Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувства похоти, ярости, гнева и т.д. Это наглядно видно на примере святой Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой .

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побеждён силой Христовой.

    Опасение быть прогнанными заставляет бесов избегать открытых нападений и избирать хитрые, обходные пути. Так, иногда они являются подвижникам в образе ангелов света и обманывают их ложными видениями. Преподобный Антоний разъясняет своим ученикам необходимость различения духов и поучает молиться об этом даровании, без которого можно легко впасть в сети лукавых врагов. Бесы даже уверяют иноков: «Мы ангелы». «Легко и возможно,- говорит преподобный Антоний,- различить присутствие добрых и злых сил, когда Бог даёт нам это. Видение святых сил чуждо смущения… оно бывает столь тихо и кротко, что сразу радость, и ликование, и смелость возникают в душе. Ибо посреди них находится Господь, Который есть наша Радость и Сила Бога Отца» . Совершенно противоположно действие тёмных сил. Их явление сопровождается шумом, смущением и страхом. Оно производит всякого рода беспорядок в мыслях и чувствах, а также пренебрежение к добродетели. Но ни при каком видении нельзя терять мужества и самообладания. «Когда воображается какое-нибудь видение, не впадай в страх перед ним, но кто бы оно ни было, спрашивай, прежде всего, со смелостью: “Кто ты? И откуда?” И если это было видение святых сил, они извещают тебя об этом и превращают твой страх в радость. Если же это было нечто диавольское, оно немедленно ослабевает, когда видит тебя укрепившимся умственно, ибо просто спрашивать есть уже доказательство несмущённости. Бесы всячески изощряются, чтобы вкрасться в доверие подвизающихся и замаскировать свою истинную цель; так, они будят их на молитву, советуют поститься, сами поют и читают псалмы» .

    Присматриваясь ко всем этим действиям, мы видим в них постепенность и плавность. Начинается запугиванием - явлением страшилищ. Если подвижник устоит, тогда бесы начинают принимать образ человеческий - женщин, разбойников, друга, родственников. Если и этим не прельстят, тогда принимают вид ангела света, стараясь обольстить гордостью и уверенностью в собственной святости. Так, преподобный Антоний рассказывает, как «бесы пришли однажды в темноте, имея с собою видимость света, и говорили: “Мы пришли посветить тебе, Антоний!” Но я, закрыв глаза мои, молился. И свет нечестивых погас немедленно» . Обстоятельство, что Антоний закрыл глаза свои с целью избежать видения бесовского света, позволяет нам заключить, что этот свет был, по-видимому, вещественным.

    Замечательно житие преподобного Пахомия теми материалами, какие оно даёт о бесовских делах и действиях. Он сам обладал даром различения духов и дал ценные указания о явлениях бесов. Бес, повествует житие, явился однажды ему в образе Христа и сказал, что он есть Христос. Но так как святой умел различать духов, он сразу же подумал: «При видении святых сил мысли видящего совершенно исчезают. И они ничего не рассматривают, кроме того, кто является; а вот я вижу это, думаю и мыслю. Ясно, что видение лжёт. Это не видение святых сил» . И пока он так думал, ложное видение исчезло. Интересным моментом является здесь явление беса в образе Христа. Вообще преподобный Пахомий выражает мысль, что если только появляется тень сомнения при появлении видения, это знак того, что оно бесовского характера, потому что истинное видение захватывает сознание своей святостью и даёт ощущение спокойствия, радости и любви.

    Еваргий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и силы, выполняя различные служения . Это подтверждает и святой Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью - и каждый ту страсть в сердца человеческие вселяет, какою сам собственно услаждается,- но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требуют время, место и приемлемость искушаемого» . «Мы должны знать,- свидетельствует тот же подвижник,- что не все они (то есть злые духи) имеют одинаковую свирепость и желание, даже не одинаковую силу и злость; именно к начинающим и слабым попускаются для борьбы только слабые духи, а по побеждении этих злых духов всегда постепенно следует более сильная брань против подвижников Христовых. С приобретением сил и успехов для человека увеличивается и трудность борьбы» . И если бы Господь не уравнивал борющихся злых сил, не отражал и не обуздывал сильные нападения, то никто не мог бы перенести их искушения (см. 1 Кор. 10:13). С другой стороны, «мы верим,- говорит преподобный Кассиан,- что демоны [также] ведут брань не без труда, ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорби, особенно когда сразятся с более сильными соперниками, то есть святыми и совершенными мужами» . У всех демонов существует непримиримая ненависть к людям, но сильнее к христианам, а самая сильная - к монахам и тем, кто посвятил себя Богу. Но так как демоны могут вредить людям столько, сколько им Бог попускает, то они довольствуются обольщениями, разными насмешками или подстрекательством к каким-либо лёгким грехам, а когда получат доступ к человеку через малые грехи, тогда переходят к бо́льшим действиям. «У нечистых духов, без сомнения,- говорит Иоанн Кассиан,- столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них бывают обольстители и шутники, постоянно занимая известные места или пути, не увеселяются мучением тех мимо проходящих, которых могли бы уловить в сеть, а довольствуясь только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить их, нежели повредить… иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела тех, в которых вошли, но спешат ещё напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковые описаны в Евангелии (Мф. 8:28)… Иные, напыщая сердце одержимых ими гордостью, внушают казаться то величавыми, тщеславными великанами, то униженными, льстивыми, то знаменитыми, достойными внимания всех, то показать, что они поклоном отдают почтение высшим властям, то будто другие воздают им почтение и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он через Ария и Евномия произвёл нечестие святотатственного учения» (3 Цар. 22:22; 2 Цар. 18:21). Они, то есть Арий и Евномий, потеряв здравый разум, стали внимать духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей (1 Тим. 4:1-2). Евангелие указывает на другой род злых духов - немых и глухих (см. Лк. 11:14; Мк. 9:25). Есть духи ,- говорит пророк Осия,- разжигатели похоти и сластолюбия, дух блуда обольстил их, и они блудят, отступив от Бога своего (Ос. 4:12). В другом месте Священного Писания говорится, что есть злые духи дневные и полуденные (см. Пс. 90:6).

    Итак, как мы видим, демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараясь разжигать ею человека и через то овладевать его душой и телом. Как указывает преподобный Паисий Величковский: «А кто предаются страстям, у того и страсти умножаются, и когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость» . Эту мысль также подтверждает святой Иоанн Кронштадтский: «Диавол также стоит у дверей сердечных и стучит и стучит; входит и смущает душу, мучит, язвит, терзает и на всякие дурные дела понуждает, и делает его рабом и пленником своим» .

    Падший дух, желая овладеть Христовым подвижником, не действует властительски, но ищет привлечь согласие человека на предлагаемую прелесть и по получении согласия овладевает изъявившим согласие. Святой Дух действует самовластно как Бог, приходит в то время, как смирившийся и уничтоживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его. Внезапно изменяет ум, изменяет сердце. Действием Своим объемлет всю волю и все способности человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нём действии. Напротив того, при демонском явлении всегда предоставляетсясвободачеловекурассудитьоявлении, принятьилиотвергнутьего.

    Преподобный Иоанн Кассиан замечает, что «демоны ничего не могут сделать людям, если наперёд не овладеют их душою». В частности, в своей книге он писал о колдовском воздействии двух философов-чернокнижников на Антония Великого. Чародеяние не привело ни к какому видимому результату. Когда колдуны покаялись перед преподобным Антонием в своих злодеяниях, то оказалось, что в дни колдовства святой был искушаем сильнейшими прилогами бесовских помыслов. Этим опытом святой Антоний доказал, что демоны не имеют власти ворваться в чью-либо душу или воздействовать на тело, если прежде не лишат человека святых помышлений и не сделают его пустым и лишённым духовного созерцания. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы усиливаются за счёт внутренней энергии человека, трансформируемой в страстном услаждении. Если, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею» , то демоны, для которых созерцание невозможно, могут получить энергию только через человека, приспособляя его энергетику для своего потребления. Для этого они стараются уподобить человека себе, сделав его средой, пригодной для своего пребывания. Человек страстный и грехолюбивый является для них превосходной питательной средой. Раздувая в нём энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в этой среде. Вот одна из причин, почему человек страстный и грешный буквально ослеплён бесами. Столкновение с таким человеком у духовно здорового христианина вызывает чувство ужаса и отвращения. Кроме того, соединяясь с таким человеком, падший дух через его тело в большей степени услаждается страстями. Так, блаженный Августин указывает на бесов, называемых инкубами и суккубами, которые, принимая соответственно образ мужчины или женщины, вступают в половое сношение с развращёнными людьми (названия произошли от «incubare» - занятие блудом). В частности, он пишет: «У мужчины диавол берёт семя, принимая вид суккуба; вводя семя в женщину, превращается в инкуба». Причём эта мерзость, по Августину, совершается демонами низшего порядка. Князь же клана блудных бесов носит имя Асмодея (Asmodeus), что в переводе означает «носитель блуда» . Эти блудные духи с глубокой древности были известны человеческому роду. Так, в Древней Греции они связывались с именем «Пан» (у римлян «Фавн»).

    Инкубы и суккубы через порок сладострастия портят человеческие душу и тело и этим делают человека восприимчивым ко всем другим порокам. То есть через общение с этим видом падших духов в душе человеческой образуется постоянно действующий энергетический (мистический) канал, через который любой из демонов может свободно проникнуть в душу грешника.

    Современному человеку трудно поверить в реальность вышеописываемого. Но мне лично приходилось сталкиваться с людьми, которые имели половые отношения с демонами, являвшимися им под видом умершего супруга или жены.

    Известны также случаи явления суккубов под видом инопланетян и т. п.

    Преподобный Серафим Саровский . «Откровение о цели христианской жизни». По записям H.A. Мотовилова с приложением его же рассказа «Есть ли адские муки», с примечаниями архиепископа Вениамина. Православное издательство имени о. Иоанна Кронштадтского, Париж, 1938.

    Цитируется по: Святитель Игнатий Брянчанинов. Прибавление к слову о смерти. СПб., 1881. С. 179.

    Святой Иоанн Кассиан //Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 665.

    Святой Иоанн Кассиан // Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 665.

    Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 10.

    Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 12.

    Еваргий монах

    Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 13.

    См. Житие священномученика Киприана и Иустины. Четьи-Минеи (октябрь 2).

    Иеромонах Василий Кривошеин

    Иеромонах Василий Кривошеин . Ангелы и бесы в духовной жизни. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. № 22. Париж, июнь 1955. С. 134-137.

    Еваргий монах // Добротолюбие. Т. I. Гл. 27. С. 665.

    Святитель Иоанн Кассиан //Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 104.

    Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Издание 2-е. М., 1892. С. 293, 304.

    Преподобный Паисий Величковский . Крины сельные, или Цветы прекрасные. Одесса, 1910. С. 10.

    Отец Иоанн Кронштадтский . Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1990. С. 73.

    Святитель Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. С. 190.

    Блаженный Августин . О Троице // «Молот ведьм». С. 102, 107.

    Эфирное масло ладана содержит важное соединение – это серотонин , один из основных нейромедиаторов в ЦНС, контролирующий аппетит, сон, настроение и эмоции человека.
    Физиологические функции серотонина чрезвычайно многообразны. При снижении серотонина повышается чувствительность болевой системы организма, то есть даже самое слабое раздражение отзывается сильной болью.
    Он также облегчает двигательную активность, участвует в регуляции сосудистого тонуса. А еще рождает ощущение радости, эйфории и просветленности.

    Запахи тимьяна, лаванды и мелиссы воздействуют на зону сна в мозге, и поэтому способствуют расслаблению.
    А лимон, розмарин и мята, наоборот, делают учебный и рабочий процесс более эффективным. Той же цели служат базилик, шалфей и эвкалипт, которые также помогают избавиться от сонливости. Ароматы полыни и лимона одновременно повышают точность работы и увеличивают ее скорость.

    Что касается улучшения памяти , тот тут сработает вышеупомянутая лаванда, которая увеличивает объем кратковременной памяти, что сделает её необходимой при подготовке к экзаменам, а также шалфей и эвкалипт.
    Способствует улучшению памяти и розмарин, который наравне с лимоном и мятой являются наиболее сильными стимуляторами эффективности, что было доказано в ходе научных исследований. Также для повышения работоспособности рекомендуется использовать эфирное масло нероли, которое извлекается из цветков померанца.

    Все эфирные масла по воздействию на нервную систему можно разделить на стимуляторы, адаптогены и седативные масла.

    Адаптогены повышают приспособляемость организма к внешним условиям, седативные масла – действуют успокаивающе и расслабляющее. Например, в состав эфирных масел бергамота, лимона и пихты сибирской входят определенные терпены, стимулирующие выработку нейромедиатора ацетилхолина. Его можно считать самым важным нейромедиатором, участвующим в процессе запоминания информации . Он способствует тому, что информация быстро и беспрепятственно передается от органов чувств к головному мозгу.

    Источником запахов, которые стимулируют работу мозга могут быть не только эфирные масла.

    Кофе бодрит как напиток, но и сам запах молотого или свежезаваренного кофе благоприятно воздействует на работу мозга.

    У многих людей есть свои любимые запахи, которые улучшают настроение и повышают работоспособность.
    Это могут быть цветы, любимый парфюм, запах фруктов, запах новой книги, свежей газеты или журнала.
    Самый известный пример – Фридрих Шиллер. Немецкий поэт мог плодотворно работать, когда у него на столе стоял ящик с гнилыми яблоками.

    Поговорим о виртуализации общества. Виртуальный, значит воображаемый, а воображение — сфера деятельности духов злобы. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».

    Диавол - дословно переводится с греческого как «клеветник», а клевета - это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана - первый изобретатель ложной, виртуальной реальности. «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, - отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), - но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае, мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи - дьявол».

    Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у падших ангелов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение».

    Свято место пусто

    Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, принимая те образы, которые им навяжет система — находились в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире.

    Ведь для духовного человека духовный мир обладает большей реальностью, чем мир вещей, а человеку плотскому духовный мир представляется как мир призраков, пустых фантазий и иллюзий. Чтобы увидеть духовный мир и правильно общаться с ним, нужна нравственная работа над собой, а для того, чтобы погрузиться в демонический мир ложно-виртуальной реальности современному человеку достаточно нажать кнопку или клавишу. Виртуальной реальностью человек пытается заполнить духовную пустоту в своей душе.

    Канал падших духов

    Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую святые отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Ведь и греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. И православное христианство предупреждает об опасности мечтательности.

    Вот, например, предостережения из жизнеописания «Старец Силуан Афонский»: «Мир человеческой воли и воображения - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию».

    Виртуальные животные

    Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем: «Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом… Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их, есть свойство неразумных животных, а не существ разумных…».

    Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных (то есть лишенных ума, духа) животных. В это состояние звериности впал сатана, увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей - Адама и Еву. И сейчас он же еще глубже вводит людей в это состояние.

    В плену зрения

    Примечательно, что диавол у святых отцов называется «живописцем», «змием многовидным», «фантазером» и другими подобными именами. И сфера воображения в святоотеческом предании называется мостом, через который падшие духи проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее жилищем злых помыслов и всяких нечистых страстей, как душевных, так и телесных».

    «Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», - указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».

    Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, - писал святитель Игнатий, - что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта».

    Контакт с виртуальным жителем

    Яркой иллюстрацией этого послужит история, рассказанная Изяславом Адливанкиным, психологом, заведующим Миссионерским отделом Душепопечительского православного центра им. святого праведного Иоанна Кронштадтского:

    «Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, все свое время он посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места.

    Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.

    Мальчик не был психически болен, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у неких «жителей» компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по «этике» компьютерных игр) появилась возможность ему «открыться»».

    Зависший архимандрит

    Но проблемы в этой сфере ощущают не только люди далекие от Церкви, но и монашествующие. С одним афонским монахом произошел такой случай. В монастырь, где он подвизается, подарили компьютерную технику. Будучи делателем Иисусовой молитвы, он на следующий день после работы на компьютере, поделился, что во время работы у него не шла молитва. Более того, до сих пор у него сухая молитва. Он был духовно истощен.

    Другой случай произошел с абхазским пустынником. Пожив в горах под руководством духовника, часто причащаясь, однажды, он спустился по делам в Сухуми. Поскольку ему нужно было найти какую-то информацию в интернете, он пошел в интернет-клуб. Во время непродолжительной работы на компьютере испытал мощный духовный удар, от которого начал терять сознание.

    Также афонский схиигумен рассказывал о своем духовном чаде, архимандрите, который, начав писать на компьютере богословскую диссертацию, «завис» в виртуальном мире.

    Архиерейские проблемы

    В православных медико-социальных центрах реабилитации много случаев полного излечения от наркозависимости, а также возвращения в Православие из различных сект, в том числе откровенно сатанинских. Но нет ни одного случая полного освобождения от виртуальной зависимости.

    Эту проблему начали поднимать и архиереи нашей Церкви. Так, в сентябре 2015 года, на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», проходившей в Москве, архиепископом Берлинским и Германским Марком был зачитан доклад «Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря».