Здесь погребен человек. (на примере образа Ноздрева в поэме «Мертвые души») (Гоголь Н

  • 28.06.2020

Наконец, и общая характеристика чиновников города NN. строится на скрытом гротеске и полна сарказма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Кто был то, что называют тюрюк, то есть человек, которого нужно было подымать пинком на что-нибудь; кто был просто байбак, лежавший, как говорится, весь век на боку, которого даже напрасно было подымать: не встанет ни в каком случае. Насчет благовидности уже известно, все они были люди надежные, чахоточного между ними никого не было. Все были такого рода, которым жены в нежных разговорах, происходящих в уединении, давали названия: кубышки, толстунчика, пузантика, чернушки, кики, жужу и проч.» (глава восьмая).

Даже эпитафия внезапно умершему прокурору в устах Чичикова выглядит как издевательство: «Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».

Смерть от испуга, вызванного толками о Чичикове, да память о густых бровях – вот и все, что остается от прожившего жизнь человека! (Позднее эту тему подхватит Чехов, тоже изобразивший смерть не человека, но чиновника.)

Коллективный портрет городского «света» и деревенских «хозяев» должен был, по Гоголю, вызывать не смех, но – ужас и желание жить по-иному. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости», – восклицает автор в рассказе о Плюшкине, однако имея в виду не только его (глава шестая).

«Соотечественники! страшно!… – прокричит Гоголь в «Завещании» (1845) через три года после публикации «Мертвых душ». – Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастанья и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся…» («Выбранные места из переписки с друзьями»).

Но в поэме этому страху бессмертной пошлости противопоставлены слово лирика и пророка и взгляд художника.

Мы уже говорили о том, что гоголевскую книгу превращает из плутовского романа в поэму прежде всего особая активность Автора. Он не просто объективно рассказывает историю (хотя формально повествование в «Мертвых душах» ведется от третьего лица), но комментирует происходящее: смеется, негодует, предсказывает, вспоминает. Фрагменты, в которых проявляется автор, часто называют лирическими отступлениями. От чего же отступает автор? Конечно, от фабулы, которая всегда была основой плутовского романа. Но эти отступления имеют важное сюжетное значение: без них «Мертвые души» были бы совсем другой книгой.

Фабула «Мертвых душ», превращаясь в сюжет, размывается многочисленными подробностями и расширяется авторскими отступлениями.

Образ Автора очень важен для необычных неканонических русских романов в стихах и романа в новеллах. Но Автор в «Мертвых душах» иной, особой природы. Он не общается с Чичиковым и не наблюдает за Ноздревым и Плюшкиным. Он вообще не присутствует в мире романа, не имеет биографии и лица. Автор в «Мертвых душах» не образ, но голос не вмешивающийся в повествование, а лишь комментирующий, осмысляющий его.

Свою задачу Гоголь позднее сформулировал в «Авторской исповеди» (1847).

«Мне хотелось ‹...›, чтобы по прочтенье моего сочиненья предстал как бы невольно весь русский человек, со всем разнообразьем богатств и даров, доставшихся на его долю, преимущественно перед другими народами, и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем, - также преимущественно перед всеми другими народами. Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так эти достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».

О силе смеха мы уже говорили: она определяет фабулу «Мертвых душ» со всеми ее алогичными и гротескными подробностями. Она переходит и в некоторые отступления, когда автор то с необычайной подробностью рассуждает о различиях в общении с владельцами двухсот и трехсот душ (глава третья), то иронически признается в зависти к аппетиту и желудку людей средней руки (глава четвертая), то произносит хвалу услышанному от мужиков определению Плюшкина, хотя само это меткое слово так и не повторит (глава пятая).

В большом отступлении из главы восьмой автор отодвигает в сторону склонившегося над списком купленных крестьян Чичикова и наконец создает коллективный образ народа. Для хозяев-помещиков эти умершие мужики были тяжелым бременем. Кулак Собакевич нахваливал деловые качества своих крестьян. В авторском отступлении «мертвые души» вдруг оживают, в отличие от обывателей города NN., получают имена и фамилии, за которыми, как по волшебству, возникают сильные, живые страсти и потрясающие судьбы.

Степан Пробка, былинный богатырь, исходивший с топором всю Россию и нелепо погибший при строительстве церкви.

Его напарник дядя Михей сразу же, без раздумий заменяющий Пробку со словами: «Эх, Ваня, угораздило тебя».

Дворовый человек Попов (этакий русский солдат Швейк), играющий в хитрую игру с капитан-исправником и прекрасно себя чувствующий и в поле, и в любой тюрьме: «Нет, вот весьегонская тюрьма будет почище: там хоть и в бабки, так есть место, да и общества больше!»

Наконец, еще один богатырь, бурлак Абакум Фыров. «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы и ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь, а носильщики между тем при кликах, бранях и понуканьях, нацепляя крючком по девяти пудов себе на спину, с шумом сыплют горох и пшеницу в глубокие суда, валят кули с овсом и крупой, и далече виднеют по всей площади кучи наваленных в пирамиду, как ядра, мешков, и громадно выглядывает весь хлебный арсенал, пока не перегрузится весь в глубокие суда-суряки и не понесется гусем вместе с весенними льдами бесконечный флот. Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

Эти мертвые души вдруг оказываются живее живых. Конечно, среди них тоже есть свои неудачники: спившийся сапожник Максим Телятников, или кинувшийся после кабака в прорубь, или убитый ни за что Григорий Доезжай-не-доедешь. Но в целом в этом отступлении Гоголь создает образ той чаемой идеальной Руси – трудовой, сметливой, разгульной, песенной, – которому противостоят не только помещики-хозяева, но и еще живые бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй, не могут развести сцепившихся лошадей.

Другие авторские отступления уже не оживляют персонажей, не расширяют портретную галерею романа, а представляют собой чистую лирику, своеобразные стихотворения в прозе . Стилистически они резко противостоят фабульной повествовательной части романа. Здесь почти отсутствуют гротескные детали, но зато множество высоких поэтических слов. Интонационно эти отступления выдержаны в элегическом тоне.

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц)

Шрифт:

100% +

Картина четвертая

У Собакевича

Первый …Мертвые? Чичиков, садясь, взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все греческие полководцы. Маврокордато в красных панталонах, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу! Между крепкими греками, неизвестно каким образом, поместился Багратион, тощий, худенький…

Чичиков . Древняя римская монархия, многоуважаемый Михаил Семенович, не была столь велика, как Русское государство, и иностранцы справедливо ему удивляются. По существующим положениям этого государства, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. При всей справедливости этой меры, она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их вносить подати так, как бы за живой предмет. (Пауза.) Чувствуя уважение к вам, готов бы я даже принять на себя эту тяжелую обязанность в смысле… этих… несуществующих душ…

Собакевич . Вам нужно мертвых душ?

Чичиков . Да, несуществующих.

Собакевич . Извольте, я готов продать.

Чичиков . А, например, как же цена? Хотя, впрочем, это такой предмет… что о цене даже странно…

Собакевич . Да чтобы не запрашивать с вас лишнего – по сту рублей за штуку.

Чичиков . По сту?!

Собакевич . Что ж, разве это для вас дорого? А какая бы, однако ж, ваша цена?

Чичиков . Моя цена? Мы, верно, не понимаем друг друга. По восьми гривен за душу – это самая красная цена.

Собакевич . Эх, куда хватили! По восьми гривенок. Ведь я продаю не лапти!

Чичиков . Однако ж, согласитесь сами, ведь это тоже и не люди.

Собакевич . Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?

Чичиков . Но позвольте. Ведь души-то самые давно уже умерли… Остался один не осязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубли, извольте, дам, а больше не могу.

Собакевич . Стыдно вам и говорить такую сумму! Вы торгуйтесь. Говорите настоящую цену.

Чичиков . По полтинке прибавлю.

Собакевич . Да чего вы скупитесь? Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня, что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев… Сам обобьет и лаком покроет. Дело смыслит и хмельного не берет.

Чичиков . Позвольте!..

Собакевич . А Пробка Степан – плотник! Я голову прозакладаю, если вы где сыщете такого мужика. Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали. Трех аршин с вершком росту! Трезвости примерной!

Чичиков . Позвольте!!

Собакевич . Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме! Максим Телятников, сапожник! Что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги – то и спасибо! И хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! В Москве торговал! Одного оброку приносил по пятисот рублей!

Чичиков . Но позвольте! Зачем же вы перечисляете все их качества?! Ведь это же все народ мертвый!

Собакевич (одумавшись) . Да, конечно, мертвые… (Пауза.) Впрочем, и то сказать, что из этих людей, которые числятся теперь живущими…

Чичиков . Да все же они существуют, а это ведь мечта.

Собакевич . Ну, нет, не мечта. Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете. Нашли мечту!

Чичиков . Нет, больше двух рублей не могу дать.

Собакевич . Извольте, чтобы не претендовали на меня, что дорого запрашиваю, – семьдесят пять рублей, – право, только для знакомства.

Чичиков . Два рублика.

Собакевич . Эко, право, затвердила сорока Якова. Вы давайте настоящую цену.

Первый …Ну, уж черт его побери! По полтине ему прибавь, собаке, на орехи.

Чичиков . По полтине прибавлю.

Собакевич . И я вам скажу тоже мое последнее слово: пятьдесят рублей.

Чичиков . Да что, в самом деле! Как будто точно серьезное дело. Да я их в другом месте нипочем возьму…

Собакевич . Ну, знаете ли, что такого рода покупки… и расскажи я кому-нибудь…

Первый . Эк куда метит, подлец!

Чичиков . Я покупаю не для какой-нибудь надобности… а так, по наклонности собственных мыслей… Два с полтиной не хотите, прощайте.

Первый …«Его не собьешь, не податлив», – подумал Собакевич.

Собакевич . Ну, бог с вами, давайте по тридцати и берите их себе.

Чичиков . Нет, я вижу – вы не хотите продать. Прощайте, Михаил Семенович.

Собакевич . Позвольте… позвольте… Хотите угол?

Чичиков . То есть двадцать пять рублей? Даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю.

Собакевич . Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа. Уж хоть по три рубля дайте.

Чичиков . Не могу.

Собакевич . Ну, нечего с вами делать, – извольте. Убыток, да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему! Ведь, я чай, нужно и купчую совершить, чтоб все было в порядке?

Чичиков . Разумеется.

Собакевич . Ну, вот то-то же. Нужно будет ехать в город. Пожалуйте задаточек.

Чичиков . К чему же вам задаточек? Вы получите в городе за одним разом все деньги.

Собакевич . Все, знаете, так уж водится.

Чичиков . Не знаю, как вам дать… Да вот десять рублей есть.

Собакевич . Дайте, по крайней мере, хоть пятьдесят.

Чичиков . Нету.

Собакевич . Есть.

Чичиков . Пожалуй, вот вам еще пятнадцать. Итого двадцать пять. Пожалуйте только расписку.

Собакевич . Да на что ж вам расписка?

Чичиков . Не ровен час… Все может случиться…

Собакевич . Дайте же сюда деньги.

Чичиков . У меня вот они, в руке. Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.

Собакевич . Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги… (Написал расписку.) Бумажка-то старенькая. А женского пола не хотите?

Чичиков . Нет, благодарю.

Собакевич . Я бы недорого и взял. Для знакомства по рублику за штуку.

Чичиков . Нет, в женском поле не нуждаюсь.

Собакевич . Ну, когда не нуждаетесь, так нечего и говорить. На вкусы нет закона.

Чичиков . Я хотел вас попросить, чтобы эта сделка осталась между нами.

Собакевич . Да уж само собой разумеется… Прощайте, благодарю, что посетили.

Чичиков . Позвольте спросить: если выехать из ваших ворот к Плюшкину – это будет направо или налево?

Собакевич . Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке. Скряга! Всех людей переморил голодом!

Чичиков . Нет, я спросил не для каких-либо… Интересуюсь познанием всякого рода мест. Прощайте. (Уходит.)

Собакевич, подобравшись к окну, смотрит.

Первый …Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу!..

Занавес

Акт второй

Картина пятая

У Плюшкина. Запущенный сад. Гнилые колонны. Терраса, набитая хламом. Закат.

Первый …Прежде, давно, в лета моей юности, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, – любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Все останавливало меня и поражало. Заманчиво мелькали мне издали сквозь древесную зелень красная крыша и белые трубы помещичьего дома, и я ждал нетерпеливо, пока разойдутся в обе стороны заступившие его сады и он покажется весь со своею, тогда, увы! – вовсе не пошлою наружностью… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!

Слышен стук в оконное стекло. Плюшкин показывается на террасе, смотрит подозрительно.

Чичиков (идет к террасе) . Послушайте, матушка, что барин?

Плюшкин . Нет дома. А что вам нужно?

Чичиков . Есть дело.

Плюшкин . Идите в комнаты. (Открывает дверь на террасу.)

Молчание.

Чичиков . Что ж барин? У себя, что ли?

Плюшкин . Здесь хозяин.

Чичиков (оглядываясь) . Где же?

Плюшкин . Что, батюшка, слепы-то, что ли? Эхва! А вить хозяин-то я.

Молчат.

Первый …если бы Чичиков встретил его у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.

Чичиков . Наслышась об экономии и редком управлении имениями, почел за долг познакомиться и принести личное свое почтение…

Плюшкин . А побрал черт бы тебя с твоим почтением. Прошу покорнейше садиться. (Пауза.) Я давненько не вижу гостей, да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущения, да и лошадей их корми сеном. Я давно уже отобедал, а кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась, начнешь топить – пожару еще наделаешь!

Первый …Вон оно как!

Чичиков . Вон оно как.

Плюшкин . И такой скверный анекдот: сена хоть бы клок в целом хозяйстве. Да и как прибережешь его? Землишка маленькая, мужик ленив… того и гляди, пойдешь на старости лет по миру…

Чичиков . Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ.

Плюшкин . А кто это сказывал? А вы бы, батюшка, наплевали в глаза тому, который это сказывал! Он, пересмешник, видно, хотел пошутить над вами. Последние три года проклятая горячка выморила у меня здоровый куш мужиков.

Чичиков . Скажите! И много выморила?

Плюшкин . До ста двадцати наберется.

Чичиков . Вправду целых сто двадцать?

Плюшкин . Стар я, батюшка, чтобы лгать. Седьмой десяток живу.

Чичиков . Соболезную я, почтеннейший, соболезную.

Плюшкин . Да ведь соболезнование в карман не положишь. Вот возле меня живет капитан, черт знает откуда взялся, говорит – родственник. «Дядюшка, дядюшка», – и в руку целует. А я ему такой же дядюшка, как он мне дедушка. И как начнет соболезновать, вой такой подымет, что уши береги. Верно, спустил денежки, служа в офицерах, так вот он теперь и соболезнует.

Чичиков . Мое соболезнование совсем не такого рода, как капитанское. Я готов принять на себя обязанность платить подати за всех умерших крестьян.

Плюшкин (отшатываясь) . Да ведь как же? Ведь это вам самим-то в убыток?!

Чичиков . Для удовольствия вашего готов и на убыток.

Плюшкин . Ах, батюшка! Ах, благодетель мой! Вот утешили старика… Ах, господи ты мой! Ах, святители вы мои… (Пауза.) Как же, с позволения вашего, вы за всякий год беретесь платить за них подать и деньги будете выдавать мне или в казну?

Чичиков . Да мы вот как сделаем: мы совершим на них купчую крепость, как бы они были живые и как бы вы их мне продали.

Плюшкин . Да, купчую крепость. Ведь вот, купчую крепость – все издержки…

Чичиков . Из уважения к вам готов принять даже издержки по купчей на свой счет!

Плюшкин . Батюшка! Батюшка! Желаю всяких утешений вам и деткам вашим. И деткам. (Подозрительно.) А недурно бы совершить купчую поскорее, потому что человек сегодня жив, а завтра и бог весть.

Чичиков . Хоть сию же минуту… Вам нужно будет для совершения крепости приехать в город.

Плюшкин . В город? Да как же? А дом-то как оставить? Ведь у меня народ – или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить.

Чичиков . Так не имеете ли какого-нибудь знакомого?

Плюшкин . Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшка! Как не иметь? Имею. Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне. Как не знать! Однокорытники были. Вместе по заборам лазили. Уж не к нему ли написать?

Чичиков . И, конечно, к нему.

Плюшкин . К нему! К нему!

Разливается вечерняя заря, и луч ложится на лицо Плюшкина .

В школе были приятели… (Вспоминает.) А потом я был женат… Соседи заезжали… сад, мой сад… (Тоскливо оглядывается.)

Первый …всю ночь сиял убранный огнями и громом музыки оглашенный сад…

Плюшкин . Приветливая и говорливая хозяйка… Все окна в доме были открыты… Но добрая хозяйка умерла, и стало пустее.

Чичиков . Стало пустее…

Первый …одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее.

Плюшкин . На дочь я не мог положиться… Да разве я не прав? Убежала с штабс-ротмистром бог весть какого полка!..

Первый …Скряга, что же послал ей на дорогу?..

Плюшкин . Проклятие… И очутился я, старик, один и сторожем и хранителем…

Первый …О, озаренная светом вечерним ветвь, лишенная зелени!

Чичиков (хмуро) . А дочь?

Плюшкин . Приехала. С двумя малютками, и привезла мне кулич к чаю и новый халат. (Щеголяет в своих лохмотьях.) Я ее простил, я простил, но ничего не дал дочери. С тем и уехала Александра Степановна…

Первый …О, бледное отражение чувства. Но лицо скряги вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и пошлее…

Плюшкин . Лежала на столе четвертка чистой бумаги, да не знаю, куда запропастилась, люди у меня такие негодные. Мавра! Мавра!

Мавра появляется, оборванна, грязна.

Куда ты дела, разбойница, бумагу?

Мавра . Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку.

Плюшкин . А я вот по глазам вижу, что подтибрила.

Мавра . Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого: я грамоте не знаю.

Плюшкин . Врешь, ты снесла пономаренку; он маракует, так ты ему и снесла.

Мавра . Пономаренок… Не видал он вашего лоскутка.

Плюшкин . Вот погоди-ко: на Страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками.

Мавра . Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвертки. Уж скорей другой какой бабьей слабостью, а воровством меня еще никто не попрекал.

Плюшкин . А вот черти-то тебя и припекут. Скажут: «А вот тебя, мошенница, за то, что барина-то обманывала!» Да горячими-то тебя и припекут.

Мавра . А я скажу: «Не за что! Ей-богу, не за что! Не брала я». Да вон она лежит. Всегда понапраслиной попрекаете. (Уходит.)

Плюшкин . Экая занозистая. Ей скажи только слово, а она уж в ответ десяток… (Пишет.)

Первый . И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? Мог так измениться? И все это похоже на правду? Все похоже. Ужасно может измениться человек! И не один пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы кто-нибудь показал ему его портрет в старости. Спешите же; спешите, выходя в суровое мужество, уносите с собой человеческие движения! Идет, идет она, нерасцепимыми когтями вас объемлет. Она как гроб, как могила, ничего не отдает назад! Но на могиле хоть пишется «здесь погребен человек». Но ничего не прочтешь в бесчувственных морщинах бесчеловечной старости!

Чичиков хмуро молчит.

Плюшкин . А не знаете ли какого-нибудь вашего приятеля, которому понадобились беглые души?

Чичиков (очнувшись) . А у вас есть и беглые?

Плюшкин . В том-то и дело, что есть.

Чичиков . А сколько их будет числом?

Плюшкин . Да десятков до семи наберется… (Подает список.) Ведь у меня что год, то бегают. Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего.

Чичиков . Будучи подвигнут участием, я готов дать по двадцати пяти копеек за беглую душу.

Плюшкин . Батюшка, ради нищеты-то моей, уж дали бы по сорока копеек!

Чичиков . Почтеннейший, не только по сорока копеек, по пятисот рублей заплатил бы… Но состояния нет… По пяти копеек, извольте, готов прибавить.

Плюшкин . Ну, батюшка, воля ваша, хоть по две копейки пристегните.

Чичиков . По две копеечки пристегну, извольте… Семьдесят восемь по тридцати… двадцать четыре рубля. Пишите расписку.

Плюшкин написал расписку, принял деньги, спрятал. Пауза.

Плюшкин . Ведь вот не сыщешь, а у меня был славный ликерчик, если только не выпили. Народ такие воры. А вот разве не это ли он? Еще покойница делала. Мошенница ключница совсем было его забросила и даже не закупорила, каналья. Козявки и всякая дрянь было понапичкалась туда, но я весь сор-то повынул, и теперь вот чистенькая, я вам налью рюмочку.

Чичиков . Нет, покорнейше благодарю… нет, пил и ел. Мне пора.

Плюшкин . Пили уже и ели? Да, конечно, хорошего общества человека хоть где узнаешь: он не ест, а сыт. Прощайте, батюшка, да благословит вас бог. (Провожает Чичикова.)

Заря угасает. Тени.

Плюшкин (возвращается) . Мавра! Мавра!

Никто ему не отвечает. Слышно, как удаляются колокольчики Чичикова.

Первый . И погребут его, к неописанной радости зятя и дочери, а может быть, и капитана, приписавшегося ему в родню.

Занавес

Картина шестая

В доме Ноздрева. На стене сабли, два ружья и портрет Суворова. Яркий день. Кончается обед.

Ноздрев . Нет, ты попробуй. Это бургоньон и шампаньон вместе. Совершенный вкус сливок… (Наливает.)

Мижуев (вдребезги пьян) . Ну, я поеду…

Ноздрев . И ни-ни. Не пущу.

Мижуев . Нет, не обижай меня, друг мой, право, поеду я.

Ноздрев . «Поеду я»! Пустяки, пустяки. Мы соорудим сию минуту банчишку.

Мижуев . Нет, сооружай, брат, сам, а я не могу. Жена будет в большой претензии, право; я должен ей рассказать о ярмарке…

Ноздрев . Ну ее, жену, к… важное, в самом деле, дело станете делать вместе.

Мижуев . Нет, брат, она такая добрая жена… Уж точно почтенная и верная. Услуги оказывает такие… поверишь, у меня слезы на глазах.

Чичиков (тихо) . Пусть едет, что в нем проку.

Ноздрев . А и вправду. Смерть не люблю таких растепелей. Ну, черт с тобой, поезжай бабиться с женой, фетюк!

Мижуев . Нет, брат, ты не ругай меня фетюком. Я ей жизнью обязан. Такая, право, добрая, такие ласки оказывает. Спросит, что видел на ярмарке…

Ноздрев . Ну, поезжай, ври ей чепуху. Вот картуз твой.

Мижуев . Нет, брат, тебе совсем не следует о ней так отзываться.

Ноздрев . Ну, так и убирайся к ней скорее!

Мижуев . Да, брат, поеду. Извини, что не могу остаться.

Ноздрев . Поезжай, поезжай…

Мижуев . Душой бы рад был, но не могу…

Ноздрев . Да поезжай к чертям!

Мижуев удаляется.

Такая дрянь. Вон как потащился. Много от него жена услышит подробностей о ярмарке. Конек пристяжной недурен, я давно хотел подцепить его. (Вооружаясь колодой.) Ну, для препровождения времени, держу триста рублей банку.

Чичиков . А, чтоб не позабыть: у меня к тебе просьба.

Ноздрев . Какая?

Чичиков . Дай прежде слово, что исполнишь.

Ноздрев . Изволь.

Чичиков . Честное слово?

Ноздрев . Честное слово.

Чичиков . Вот какая просьба: у тебя есть, чай, много умерших крестьян, которые еще не вычеркнуты из ревизии?

Ноздрев . Ну, есть. А что?

Чичиков . Переведи их на меня, на мое имя.

Ноздрев . А на что тебе?

Чичиков . Ну, да мне нужно.

Ноздрев . Ну, уж верно, что-нибудь затеял. Признайся, что?

Чичиков . Да что ж – затеял. Из этакого пустяка и затеять ничего нельзя.

Ноздрев . Да зачем они тебе?

Чичиков . Ох, какой любопытный. Ну, просто так, пришла фантазия.

Ноздрев . Так вот же: до тех пор, пока не скажешь, не сделаю.

Чичиков . Ну, вот видишь, душа, вот уж и нечестно с твоей стороны. Слово дал, да и на попятный двор.

Ноздрев . Ну, как ты себе хочешь, а не сделаю, пока не скажешь, на что.

Чичиков (тихо) . Что бы такое сказать ему… Гм… (Громко.) Мертвые души мне нужны для приобретения весу в обществе…

Ноздрев . Врешь, врешь…

Чичиков . Ну, так я ж тебе скажу прямее. Я задумал жениться; но нужно тебе знать, что отец и мать невесты – преамбициозные люди…

Ноздрев . Врешь, врешь…

Чичиков . Однако ж это обидно… Почему я непременно лгу?

Надвигается туча. Видимо, будет гроза.

Ноздрев . Ну да ведь я знаю тебя; ведь ты большой мошенник, позволь мне это тебе сказать по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве. Я говорю тебе это откровенно, не с тем, чтобы обидеть тебя, а просто по-дружески говорю.

Чичиков . Всему есть границы… Если хочешь пощеголять подобными речами, так ступай в казармы. (Пауза.) Не хочешь подарить, так продай.

Ноздрев . Продать? Да ведь я знаю тебя, ведь ты подлец, ведь ты дорого не дашь за них.

Чичиков . Эх, да ты ведь тоже хорош! Что они у тебя, бриллиантовые, что ли?

Ноздрев . Ну, послушай: чтобы доказать тебе, что я вовсе не какой-нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца розовой шерсти, я тебе дам их в придачу.

Чичиков . Помилуй, на что ж мне жеребец?

Ноздрев . Как на что? Да ведь я за него заплатил десять тысяч, а тебе отдаю за четыре.

Чичиков . Да на что мне жеребец?

Ноздрев . Ты не понимаешь, ведь я с тебя возьму теперь только три тысячи, а остальную тысячу ты можешь уплатить мне после.

Чичиков . Да не нужен мне жеребец, бог с ним!

Ноздрев . Ну, купи каурую кобылу.

Чичиков . И кобылы не нужно.

Ноздрев . За кобылу и за серого коня возьму я с тебя только две тысячи.

Чичиков . Да не нужны мне лошади!

Ноздрев . Ты их продашь; тебе на первой ярмарке дадут за них втрое больше.

Чичиков . Так лучше ж ты их сам продай, когда уверен, что выиграешь втрое.

Ноздрев . Мне хочется, чтобы ты получил выгоду.

Чичиков . Благодарю за расположение. Не нужно мне каурой кобылы.

Ноздрев . Ну, так купи собак. Я тебе продам такую пару, просто мороз по коже подирает. Брудастая с усами собака…

Чичиков . Да зачем мне собака с усами? Я не охотник.

Ноздрев . Если не хочешь собак, купи у меня шарманку.

Чичиков . Да зачем мне шарманка?! Ведь я не немец, чтобы, тащася по дорогам, выпрашивать деньги.

Ноздрев . Да ведь это не такая шарманка, как носят немцы. Это орган… Вся из красного дерева. (Тащит Чичикова к шарманке, та играет «Мальбруг в поход…».)

Вдали начинает погромыхивать.

Я тебе дам шарманку и мертвые души, а ты мне свою бричку и триста рублей придачи.

Чичиков . А я в чем поеду?!

Ноздрев . Я тебе дам другую бричку. Ты ее только перекрасишь, и будет чудо-бричка!

Чичиков . Эк тебя неугомонный бес как обуял!

Ноздрев . Бричка, шарманка, мертвые души!..

Чичиков . Не хочу…

Ноздрев . Ну, послушай, хочешь, метнем банчик? Я поставлю всех умерших на карту… шарманку тоже… Будь только на твоей стороне счастье, ты можешь выиграть чертову пропасть. (Мечет.) Экое счастье! Так и колотит! Вон она!..

Чичиков . Кто?

Ноздрев . Проклятая девятка, на которой я все просадил. Чувствовал, что продаст, да уж зажмурил глаза… Думаю себе, черт тебя подери, продавай, проклятая! Не хочешь играть?

Чичиков . Нет.

Ноздрев . Ну, дрянь же ты.

Чичиков (обидевшись) . Селифан! Подавай. (Берет картуз.)

Ноздрев . Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения…

Чичиков . За что ты бранишь меня? Виноват разве я, что не играю?! Продай мне души!..

Ноздрев . Черта лысого получишь! Хотел было даром отдать, но теперь вот не получишь же!

Чичиков . Селифан!

Ноздрев . Постой. Ну, послушай… сыграем в шашки, выиграешь – все твои. Ведь это не банк; тут никакого не может быть счастья или фальши. Я даже тебя предваряю, что совсем не умею играть…

Первый (тихо). …«Сем-ка я… – подумал Чичиков. – В шашки игрывал я недурно, а на штуки ему здесь трудно подняться».

Чичиков . Изволь, так и быть, в шашки сыграю.

Ноздрев . Души идут в ста рублях.

Чичиков . Довольно, если пойдут в пятидесяти.

Ноздрев . Нет, что ж за куш – пятьдесят… Лучше ж в эту сумму я включу тебе какого-нибудь щенка средней руки или золотую печатку к часам.

Чичиков . Ну, изволь…

Ноздрев . Сколько же ты мне дашь вперед?

Чичиков . Это с какой стати? Я сам плохо играю.

Играют.

Ноздрев

Чичиков

Ноздрев . Знаем мы вас, как вы плохо играете.

Чичиков . Давненько не брал я в руки шашек.

Ноздрев . Знаем мы вас, как вы плохо играете.

Чичиков . Давненько не брал я в руки… Э… Э… Это что? Отсади-ка ее назад.

Ноздрев . Кого?

Чичиков . Да шашку-то… А другая!.. Нет, с тобой нет никакой возможности играть! Этак не ходят, по три шашки вдруг…

Ноздрев . За кого же ты меня почитаешь? Стану я разве плутовать?..

Чичиков . Я тебя ни за кого не почитаю, но только играть с этих пор никогда не буду. (Смешал шашки.)

Ноздрев . Я тебя заставлю играть. Это ничего, что ты смешал шашки, я помню все ходы.

Чичиков . Нет, я с тобой не стану играть.

Ноздрев . Так ты не хочешь играть? Отвечай мне напрямик.

Чичиков (оглянувшись) . Селиф… Если бы ты играл как прилично честному человеку, но теперь не могу.

Ноздрев . А, так ты не можешь? А, так ты не можешь? Подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так не можешь? Сукина дочь! Бейте его!! (Бросается на Чичикова, тот взлетает на буфет.)

Первый …«Бейте его!» – закричал он таким же голосом, как во время великого приступа кричит своему взводу: «Ребята, вперед!» – какой-нибудь отчаянный поручик, когда все пошло кругом в голове его!..

Раздается удар грома.

Ноздрев . Пожар! Скосырь! Черкай! Северга! (Свистит, слышен собачий лай.) Бейте его!.. Порфирий! Павлушка!

Искаженное лицо Селифана появляется в окне. Ноздрев хватает шарманку, швыряет ее в Чичикова, та разбивается, играет «Мальбруга»… Послышались вдруг колокольчики, с храпом стала тройка.

Капитан-исправник (появившись) . Позвольте узнать, кто здесь господин Ноздрев?

Ноздрев . Позвольте прежде узнать, с кем имею честь говорить?

Капитан-исправник . Капитан-исправник.

Чичиков осторожно слезает с буфета.

Я приехал объявить вам, что вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу.

Ноздрев . Что за вздор? По какому делу?

Чичиков исчезает, исчезает и лицо Селифана в окне.

Капитан-исправник . Вы замешаны в историю по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде.

Ноздрев . Вы врете! Я и в глаза не видал помещика Максимова!

Капитан-исправник . Милостливый государь!! Позвольте вам…

Ноздрев (обернувшись, увидев, что Чичикова нет, бросается к окну) . Держи его!.. (Свистит.)

Грянули колокольчики, послышался такой звук, как будто кто-то кому-то за сценой дал плюху, послышался вопль Селифана: «Выноси, любезные, грабят…», потом все это унеслось и остался лишь звук «Мальбруга» и пораженный Капитан-исправник. Затем все потемнело и хлынул ливень. Гроза!

Плюшкин ("Мертвые души")

Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.

Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель - богатство.

В своем стремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России.

И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия "М-ых душ" очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере продвижения сюжета "М-ых душ", направление этого движения очень знаменательно. Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, Г завершает эту портретную галерею "страшной прорехой на человечестве" - Плюшкиным.

Автор использует следующие художественные средства, когда описывает своих героев: "говорящие фамилии", фольклор, символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения, художественные детали (вид имения, дома, интерьер, внешность хозяина, обед, разговор о мертвых душах). Описания всех помещиков происходят по одному и тому же сценарию. Наиболее выразительно использование этих средств проявляется в описании Плюшкина. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Чичиков долго не может понять, кто перед ним, "баба или мужик". Наконец, он заключил, что это верно, ключница.

Предположение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством не выпил.

Даже от собственных детей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве, нравственности. Г показывает, как постепенно распадаются человеческие личности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки.

Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему самому есть нечего. Этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в "прореху на человечестве".

В "М-ых душах" Г выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, "М д" можно назвать "смехом сквозь слезы". Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут. Забываются даже такие русские традиции как гостеприимство и хлебосольство. Все Г это не смог игнорировать и в полной мере отразил в "М-ых душах". Люди мало изменились, поэтому "М-ые души" - это предостережение и для нас.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

­Здесь погребен человек

В поэме Н. В. Гоголя представлена целая галерея образов крепостников, которые давно потеряли свой человеческий образ: кто-то от безделья, кто-то от пошлости, кто-то от своей жестокости. Но все они утратили свою духовность в погоне за деньгами и властью. Мы видим их глазами главного героя, но выводы об их поведении и образе жизни мы можем делать самостоятельно, потому что гоголевский герой тоже в каком-то смысле отрицательный персонаж.

Свой помещичий обход Чичиков начинает с Манилова. Его основная цель выторговать как можно больше “мертвых душ” крестьян, чтобы потом подороже их продать. Этот слащавый помещик с удовольствием отдает новому знакомому список своих крестьян бесплатно, так как ленится даже поинтересоваться, зачем они ему.

Манилов – человек необычайно ленивый и праздный, который одну и ту же книгу на одной и той же странице читает ужу второй год. Также он не знает, кто работает в его доме и как долго, потому что

Вопросами крестьян совсем не интересуется. Таких безалаберных помещиков всего было пять на пути у Чичикова.

Каждый из них имеет свои отличительные черты, но, ни один не изображен положительным героем.

В одном ряду с Маниловым были Собакевич, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин. Собакевич был слишком жестоким и грубым управленцем. Коробочка скупой и глуповатой. Ноздрев разгульным и скандальным.

Но самое неоднозначное впечатление на главного героя произвел Плюшкин – человек, которого трудно было отнести к какому-либо сословию. Он выглядел ужасно старым и скрюченным, словно бабка-ключница в колпачке. Мужики за глаза называли его “заплатанной”.

Плюшкин ходил в очень старой, небрежной и местами потертой одежде. Он не выкидывал ничего, а весь хлам приносил домой, настолько его сознание разъела скаредность. По всей видимости, и в молодости он был чересчур бережливым хозяином, но после потери жены и с годами вовсе стал скрягой.

Общаясь с ним, Чичикову показалось, что у этого человека никогда и не было прошлого, нет настоящего, а будущее представлялось туманным. У него когда-то были дети, дом полный хлебосольства, исправное хозяйство. Однако в том состоянии, в котором застал его Чичиков, он казался душевно больным.

Сын со старшей дочерью не оправдали его надежд. Младшая дочь умерла, а сам он напоминал “заживо погребенного” человека. Автор не скрывает своего отношения к этому герою, описывая барский дом, как огромный могильный склеп.

Особой тоской проникнуто описание не только хозяйской усадьбы, но и всей деревни. В распоряжении Плюшкина было более тысячи крестьян и все они жили в дряхлых домах с пробоинами в крыше и окнами без стекол.

Во время общения с этим персонажем, Чичикову на мгновение кажется, что все человеческое давно в нем умерло. Не было ничего живого в нем. С одной стороны, старость наложила свой жестокий, безысходный отпечаток, а с другой стороны он сам был невыносимого характера человеком, с чьей бесчеловечностью и душевной болезнью теперь обязаны были мириться подневольные крепостные.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Образы помещиков В своем произведении “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею. Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, […]...
  2. ­Что общего у Чичикова с другими героями? “Мертвые души” – одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя. Одна из главных тем, раскрытых автором – это тема о русском помещичьем классе, как господствующем сословии. Основным образом изображения помещиков Гоголь выбрал сатиру и не ошибся, так как юмор помог ему в полной […]...
  3. ­Дома помещиков Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души” было написано в середине XIX века и в полной мере отражает быт и нравы сословия помещиков того времени. Сам автор предпочитал называть свою трудоемкую работу поэмой. Из-за отсутствия третьего тома, она так и осталась незавершенной. Большая смысловая нагрузка отведена первой части поэмы, так как все, что происходит […]...
  4. ­Любимый герой В поэме “Мертвые души” автор представил целый ряд персонажей, населяющих российскую глубинку в его бытность. Н. В. Гоголь любил и умел высмеивать пороки общества в сатирическом ключе, поэтому ему удалось идеально изобразить типичные черты помещиков-самодуров, живущих в середине XIX века. Главный герой произведения – коллежский советник средних лет, который с помощью хитрых манипуляций […]...
  5. “Мертвые души” можно назвать произведением всей жизни выдающегося русского писателя Н. В Гоголя. Писатель трудился над этой поэмой на протяжении долгих лет, начав писать ее в 1835 году и закончив лишь в 1842. Изначально Гоголь хотел создать свое произведение по примеру “Божественной комедии” Данте. В первом томе писатель предполагал описать ад, во втором чистилище, а […]...
  6. Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В […]...
  7. ­У кого мертвая душа а у кого живая Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” открывает перед читателем быт и нравы светского общества середины 19-го века, жизнь крепостных и их помещиков, духовную нищету последних и их скупость. Главный герой произведения, коллежский советник П. И. Чичиков, путешествуя по России, с целью заработка, попадает в отдаленный город, которому […]...
  8. Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее, странное. В таких местах часто бегают мурашки по коже. Анализ 6 главы “Мертвые души” как раз описывает самого Плюшкина. Читателю, в первую очередь, кажется, что […]...
  9. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
  10. ­Чичиков – это беда или надежда России? В поэме “Мертвые души” Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это произведение, автор стремился постичь характер русского народа, с которым связывал все свои мечты на лучшее будущее. Несмотря на то, что он открыто высмеивал пороки современного […]...
  11. Поэма Гоголя “Мертвые души” была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. “Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; ав­тор вооружается против бессмертья”, – возмущался один из цензоров. Так появился […]...
  12. “Мертвые души” – произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, первый том которого был издан в 1842 году. Сам писатель дал своему произведению жанр поэма. Изначально “Мертвые души” были задуманы, как произведение, состоящее из трех томов. Второй том по одной из версий был уничтожен автором, когда был в почти готовом состоянии. Сохранилось лишь совсем немного глав в […]...
  13. Роман Гоголя “Мертвые души” – сатирическая обрисовка русской жизни. В ней представлен последовательный ряд помещиков – один пошлее другого. Ездит по помещикам хитрый и умный делец Чичиков. Он выкупает “мертвые души”, чтобы потом продать их как живые. Если сначала говорить о Манилове, то он обладает более или менее человеческими качествами. Он простак, любит жену и […]...
  14. Знаменитая поэма Гоголя “Мертвые Души” до сих пор волнует многих критиков своим скрытым замыслом. Как уже известно, название произведения связано вовсе не с теми душами, которые пытался скупить П. И. Чичиов, а с теми душами, что их продавали, а именно Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин, так же остальные начальники и помещики города NN. Эти […]...
  15. 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
  16. Произведение “Мертвые души”, носит автобиографическое начало, и большое значение здесь сыграли детские воспоминания Гоголя. Описание сада, окружавшего дом Манилова, пейзажи Васильевки, близкие для писателя. Основной сюжет поэмы, это приезд в некий город П. И. Чичикова. Чичиков представлен нам как герой достаточно воспитанный, с изысканным вкусом. Автор нам не сразу раскрывает цели приезда Чичикова в уездный […]...
  17. Главные герой произведения господин Чичиков, который приезжает в некий город, с целью покупки “мертвых душ”. Само названия поэмы говорит нам о его глубоком смысле, “мертвые” не телом, а душой, помещики которые утратили нравственные ценности, глубину души, забыли своего предназначение. К примеру, глава города, губернатор, занимается вышивкой по тюлю, вместо того, что бы выполнять свои прямые […]...
  18. …Поэзия Гоголя, его скорбный смех – это не только обвинительный акт против… нелепого существования, но и мучитель­ный крик человека, стремящегося спас­тись прежде, чем его заживо похоронят в этом мире безумцев. Чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтоб в ней оставалось что-то здоровое, что­бы жила в ней великая сила возрождения. Гоголь чувствовал и многие […]...
  19. Герой поэмы Чичиков стремится обогатиться на недочете в законах. Он скупает души умерших крестьян, числящихся живыми. Если в документе указано, что они живы, вроде как, все по правилам. Тем более, что большое число душ поднимает статус в обществе, можно было получить от государства бесплатно землю, завести знакомства с “почетными” лицами. Безобидная, казалось бы, сделка показывает […]...
  20. Первым Гоголь представляет читателю образ Манилова. “На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. В армии, где он прежде служил, его считали […]...
  21. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” очень ясно и точно раскрыта природа человека, смысл жизни которого заключается в том, чтобы “копить копейку”. Павел Чичиков делает все, чтобы получить мертвые души, таким образом, получить прибыль. Он разговаривает уважительно с неинтересными и неприятными ему людьми, стараясь понравиться им, чтобы добиться своего (“В немного времени он совершенно […]...
  22. Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель. Его произведения отличаются от произведений других авторов. В гоголевских творениях можно увидеть особую манеру написания. Многогранность и образность, загадочность и таинственность, зоркость и наблюдательность – все это мы видим в произведениях великого писателя Н. В. Гоголя. Рассмотрим его творчество на примере героев повести “Мертвые души”, а именно на […]...
  23. Н. В. Гоголь начал создавать свою поэму “Мертвые души” в те времена, когда в России еще действовало так называемое “крепостное право”. Оно предусматривало сильную зависимость обрабатывающих землю крестьян от владеющего этой землей помещика. Крепостные люди не имели вообще никаких прав и свобод. Помещики их беспощадно наказывали, управляли их личной жизнью, покупали, обменивали, продавали. И это […]...
  24. Замысел поэмы. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, – писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину в 1835 г., который “подарил” писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: “… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, […]...
  25. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: интерьер как средство характеристики героя “Мертвые души” по поэме Н. В. Гоголя Без сомнения, увидев дом хозяина, мы можем предположить каков этот человек. Черты характера, вкусовые предпочтения, положение в обществе – это основная часть того, что можно увидеть. Многие литераторы в своих произведениях использовали интерьер как средство передачи быта, […]...
  26. Чичиков – это неоднозначный герой из известного ряда ” лишних людей”, который является главным героям произведения Н. В. Гоголя “Мертвые Души” . Сюжет “Мертвых Душ” развивается вокруг Чичикова: он обходит имения богатых купцов уездной губернии NN., с целью купли у них душ, т. е. мертвых крестьян. Многие из них не то что продают, а даже […]...
  27. Значение имен и фамилий героев в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” Имена и фамилии героев часто имеют определенное значе­ние в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею про­изведения, задавая проблематику и мотивы. К примеру, для ли­тературы классицизма были характерны “говорящие” фамилии, перекликающиеся с внутренним обликом персонажей. Так, у Д. Фонвизина в комедии […]...
  28. В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мертвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от черствости и безразличия к другим. Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, […]...
  29. Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же – духовной пустоты […]...
  30. Образ города в поэме Н В Гоголя “Мертвые души” Произведение Н. В. Гоголя – это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, странствует по городам России с целью выкупа “мертвых душ” крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает […]...
  31. Поэма Гоголя “Мертвые Души” является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций. Главной идеей, которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, […]...
  32. Губернское общество. Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: “Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до […]...
  33. Во 2-6 главах “Мертвых душ” Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить “мертвые души”. Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологическая характеристика и т. д. Помещики представляются последовательно, один за […]...
  34. Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нем те ростки положительных качеств, что были присущи ему от рождения. Чичиков въезжает в уездный городок на своей бричке и немедленно принимается за непонятные читателю манипуляции: он с неизвестной целью втирается в доверие […]...
  35. Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы “Мертвые души”, сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий […]...
  36. При создании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь видел своей задачей создание “потрясающей тины мелочей”, обличающий поместное дворянство и чиновничество всех уровней власти. Через характеры персонажей, гиперболизацию их пороков, автор изобразил страшный мир “мертвых душ”, который господствовал в крепостнической России. Реальными мертвыми душами поэмы стали помещики и чиновники. Всех их объединяет общность характеров, привычка бездействовать, неспособность […]...
  37. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии […]...
  38. Данное произведение погружает читателя в реалии России середины ХІХ века. В нем проявляется резкая критика крепостного строя, который уже изжил себя и только тормозил развитие экономики. Автор умело показывает все негативные элементы крепостного стоя, его отсталость и аморальность. Главным героем книги является Чичиков, который занимается махинациями. Он решает получать прибыль способом, который уже сам по […]...
  39. “Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампа с надписью “Мертвые души”, шутник-сатана открыл двери”. Так начинается поэма “Похождения Чичикова” М. А. Булгакова, написанная в годы его литературной молодости. Но в “царство теней” открыл дверь не шутник-сатана, а Н. В. Гоголь, бросив вызов литературным критикам, назвав свое произведение “Мертвые […]...
  40. Темы и мотивы в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” Мотив – это минимальный значимый компонент сюжета, который может присутствовать в произведениях нескольких пи­сателей. Это так называемые “вечные мотивы” (мотив дороги, мотив одиночества, мотив смерти, мотив суда и т.д.). Кроме того, под мотивом подразумевают сущностный для понимания авторской позиции смысловой элемент. Это компонент произ­ведения, родственный теме, […]...

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».

М-да-а…, справедливый и жестокий гений мой… Оно бы еще хорошо, здорово просто, если б так: «Здесь погребен человек». Это ж еще поди-постарайся, человек, чтобы эдакое вывела б на кленовом, железном иль каменном православном кресте или безбожном камне твоем какая благодарная иль хотя бы просто учтивая рука. Прибрала бы, подравняла просевший горбик твой, порвала бы полынь, посадила б цветок или хоть ветку еловую воткнула бы заботливая сыновняя иль вдовья забота по весне, - и такое-то не всякому достанется по неумолимой смерти его, но что б написать: «Здесь погребен человек»?.. Не начертало, не высекло, не придумало еще витиеватое, изощренное умом и слогом человечество лучшей эпитафии, но как заслужить такую, ежели оглянешься на пройденный путь, а там, по обочинам, лежат, гниют все те человеческие движения, что оставил ты по причине суетной спешки, излишней тяжести иль за на тот момент ненадобностью, неудобностью для бега? Куда, к чему, к какой занебесной цели бега? А и прав грустный гений – не подымешь уже и ничего не отдает назад и обратно грядущая впереди старость.

Может и хорошо, правильно так Господь уложил, что пройдись по любому на земле кладбищу человечьему, а такой надписи и не встретишь? Вдруг так надо Ему было зачем, чтобы людей среди людей случались единицы? Оно возможно конечно - сесть вот сейчас за стол да приписать к завещанию своему короткую, но обязательную, нотариусом припечатанную строчку, что б всенепременно такое было б начертано на могиле твоей, но сделает ли это тебя человеком? уж не теперь – теперь упущено все, но после, в памяти людской?

Это очень схоже с теперешними «страданиями» по памятникам архитектуры, скажем. Ведь цельная очередь доброхотов выстроилась, кабы какое ветхое строеньице вписано было б в реестрик охраняемого государством и подлежащего реставрации. Оно понятно – по большей части денег поднять в карман на ремонтных сметах. Не сказать, чтобы все так плохо. Если б дом Пашкова развалился, к примеру, так иной бы и заплакал бы, но чего исторического в седьмой воде на киселе отпрыска рода Шереметьевых конюшне, а то бывает еще, - в таком-то вот домишке как-то заночевал иль просто попил чаю Пушкин, утомившись дорогою из Петербурга в Ижоры, где он и «взглянул на небеса». Чуть напоминает скупку мертвых душ для заклада до подачи ревизской сказки. А после?.. Не уважительнее было бы поставить часовенку на месте сровненного с пашней дома, где родился Иван Бунин, да медную табличку прикрутить: «Здесь когда-то жил человек», а не городить, прости господи, из бюджетных или подаянных средств сарай с должностишкой сборщика фонда? Где ж та грань между истинной памятью и памятью выдуманной, меж человеком вполне и не вполне человеком? Кто судья? Бог? Это вряд ли. Ему самому еще в спину многим постоять за индульгенцией от паскудств своих, - имя, может, не забудут, а вот эпитафии достойной…

Время – величайший лапидариус. Пройдет срок – само разберет не спросясь ни критика газетного, ни оратора трибунного, ни государя-приказчика, ни патриарха-фарисея, ни писарей-историков ихних; само отыщет нужную могилку заросшую, оботрет, умоет от плесени чистым дождем скрижаль гранитную, да и высечет по ней святым долотом своим скупую правду тремя словами навеки: «Здесь погребен человек». Но то Гоголю, то Пушкину, то Бунину, а тебе?.. И они, скажешь, много чего оставили на дороге? - то так, да только, похоже, никого и не интересует, чего оставил, но спросят – чего донес до могилы? Глядит из зеркала твоего на тебя хладными, бесчувственными чертами бесчеловечная твоя старость и будто приговор выносит: «Пропал, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени!». Не про тебя это будет: «Здесь погребен человек».