Что превратило обломова в лежебоку. Илья ильич обломов - апатичный лентяй

  • 28.06.2020

Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, и тогда же И. А Гончаров опубликовал главу «Сон Обло-мова» , центральную по смыслу и месту в повествова-нии. Полностью роман был напечатан только в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Чи-тая это произведение, нельзя не вспомнить замеча-тельную фразу М. Ю. Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Наблюдения над образом главного героя — Ильи Ильича Обломо-ва, позволяют проследить судьбу целого поколения. Сам И. А. Гончаров так определил идейную направ-ленность своего романа: «Я старался показать в «06-ломове», как и отчего у нас люди превращаются пре-жде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Что же это за частные обстоятельства, превратив-шие Обломова в лежебоку, не интересующего ничем, кроме собственного спокойствия? Что породило в нем безволие, апатию, равнодушие к собственной судьбе? Что привело его к никчемности, несостоятельности, распаду личности?

Роман «Обломов» — роман, родившийся из сна. Автор, искусно используя прием обращения к памяти персонажа для развертывания событий, показывает читателю детство героя. Замкнутость и однородность пространства, цикличность жизненного круга, преоб-ладание физиологических потребностей, полное от-сутствие духовности — вот основные признаки жизни в Обломовке. «Нет... там высоких гор, скал и пропас-тей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого... Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представляет ряд живопис-ных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей... Пра-вильно и невозмутимо совершается там годовой круг... Главною заботою были кухня и обед... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Об-ломовке». После сытного обеда всех жителей Обло-мовки охватывал «какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти».

Без главы «Сон Обломова» образ главного героя был бы неполным. В ней автор показывает, в чем кроются корни «обломовщины». Гончаров называет ро-довое имение Ильи Ильича «благословенным уголком земли», «чудным краем». Жители Обломовки «нико-гда не смущали себя никакими туманными умствен-ными или нравственными вопросами... Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедуш-ки... Как что делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке.

О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться?

Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них».

Маленький Илья в доме родителей был окружен любовью и постоянной заботой. Он с детства впитал тот барский образ жизни, который вели жители в име-нии. «Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезыва-ется в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чер-тит программу своей жизни по жизни, его окружаю-щей», — пишет автор.

Детская любознательность побуждает Илюшу бе-жать к горе, в березняк и в овраг, но все эти порывы пресекаются няней, родителями. Учебой своего един-ственного сына родители тоже не неволили. То его на недельку оставят дома, так как «все... были проник-нуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью всю неде-лю». А то «и недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остает-ся недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить».

Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Это добавляет ленивому и не спо-собному к созиданию Обломову обаяния и симпатии и сближает его с героями русских сказок. С детства впи-тавший сказочное восприятие окружающего мира, он и в зрелом возрасте пытается создать особый мир. «Взрослый Илья хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом, сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гу-ляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остает-ся расположение полежать на печи, походить в гото-вом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

И нужно заметить, что взрослому Обломову в ка-кой-то степени удается воплотить в жизнь свои мечта-ния. Благодаря Захару ему не нужно заботиться об устройстве своего быта, Тарантьев (пусть и из корыст-ных целей) берет на себя хлопоты по переезду на Вы-боргскую сторону, Штольц спасает родовое имение от разорения. Обломов даже на Ольге бы смог жениться, если бы приложил немного усилий. Воодушевленная вестью о том, что дело с ее имением решилось, она ду-мала: «Он поскачет, сломя голову, в Обломовку, на-скоро сделает все нужные распоряжения, многое за-будет, не сумеет, все кое-как, и поскачет обратно, и вдруг узнает, что не надо было скакать — что есть дом, сад и павильон с видом, что есть где жить и без его Об-ломовки... Да, да, она ни за что не скажет ему, выдержит до конца; пусть он съездит туда, пусть пошеве-лится, оживет — все для нее, во имя будущего сча-стья! Или, нет; зачем посылать его в деревню, расставаться? Нет, когда он в дорожном платье при-дет к ней, бледный, печальный, прощаться на месяц, она вдруг скажет ему, что не надо ехать до лета: тогда вместе поедут...»

Слово «обломовщина» как обозначение образа жизни употребляет впервые Штольц. Автор показал нам ее корни в главе «Сон Обломова». Эта глава важна для понимания образа главного героя как общечело-веческого типа. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломо-ва заставляет читателей задуматься над вопросами свободы воли, об ответственности за себя и за окру-жающих нас людей. В чем залог полноценного бытия? Как должна быть устроена жизнь, чтобы в ней не по-гибал человек, не прятался от нее? Необходимо жить «как нужно» или «как хочу»? Судьба Обломова — это пример того, как все «началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре­постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло­мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи­на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро­мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан­ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све­ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово­рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон­чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу­ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль­ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об­ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз­расте.

Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • можно ли назвать обломова лишним человеком
  • какие вещи стали символом обломовщины
  • можно ли считать обломова лишним человеком
  • какую роль играет сон обломова в романе
  • роль сна обломова в романе
  • Тема №1: «Проблематика и поэтика романа И. А. Гончарова «Обломов»» Противоречие в характере , 99.66kb.
  • «Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе» «Сон Обломова» это особая , 20.9kb.
  • Любовь в жизни Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов») , 409.17kb.
  • Тема Вопросы и задания , 70.07kb.
  • 1. Введение , 287.04kb.
  • Московская Городская Педагогическая Гимназия Лаборатория №1505. Смерть и бессмертие , 171.98kb.
  • Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд , 8676.94kb.
  • Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич» , 23.16kb.
  • Программа руководства, основанного на любви: измените свою жизнь за семь недель 173 , 10905.7kb.
  • Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа . В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной... Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

    Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема «Обломов и мужики» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики «убегают», «просятся на оброк». Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что «он, пожалуй, и пахать не станет...» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что «Обломовка не в глуши больше, на нее пали лучи солнца!» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится хлеб к пристани... А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей. И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких «планов»

    ^ В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: «Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!» – настаивал Штольц…

    «Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь... теперь поздно...» Даже Ольга не в состонии воскресить его: «Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!»

    Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:

    – Что там? – спросила Ольга…

    – Ничего!..

    – Он жив, здоров?

    – Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

    – Нельзя!

    – Что же там делается?… Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?

    – Обломовщина!

    И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. «Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату...»; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

    Что ни день, то новое открытие!

    Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. Почему? Потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. «Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”».

    Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: «Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

    Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

    В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

    – А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

    – Отчего же? Какая причина?

    – Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

    – Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

    – Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»

    Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

    Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. «Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» «Нет, не забуду я твоего Андрея, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты.

    Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» - это рассказ о жизни доброго и порядочного молодого дворянина, превратившегося в «лишнего» человека. Но было бы неправильным утверждать, что только Обломову автор уделяет такое пристальное внимание. Не меньшее значение имеет обломовщина - страшное, но типичное социальное явление в русской жизни. Автор подробно описывает ту среду и те отношения, которые сформировали характер Ильи Ильича. Именно в рассказе о месте, где родился и вырос главный герой, о царящих там нравах следует искать корни, истоки обломовщины.

    Илья Ильич появился на свет в маленькой патриархальной деревне. Рассказывая о том, как далеко находилась Обломовка от Петербурга, губернского и уездного города, Гончаров подчеркивает, что это была самая настоящая глушь, «забытый всеми уголок». Главная черта всего края- абсолютное спокойствие и полная безмятежность. Даже погода строго подчиняется указанию календаря, не устраивая никаких сюрпризов. Когда читаешь описание тех мест, хочется говорить шепотом, чтобы не нарушить покой этого сонного царства. Кажется, что в Обломовке никто не живет - настолько там все тихо и мирно. В это замкнутое пространство не попадают вести извне, большая жизнь обходит обломовцев стороной. Люди обходятся минимальным количеством проблем: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Обсуждение того, что подавать на стол к обеду, вносило оживление в скучную жизнь обломовцев. Они работают, но труд не является для них потребностью. Жители Обломовки терпят его так, как тяжелое наказание, поэтому стараются отложить до лучших времен самые неотложные дела. Мост чинят только тогда, когда е него свалится кучер, галерея так и обрушилась, не дождавшись починки, после чего сохранившуюся часть подперли упавшими досками. Смех вызывает рассказ о духовной жизни обломовцев. Ее и назвать-то так нельзя, потому что эти полная бездуховность!

    Обломовцы ничем не интересуются, ничего не знают о происходящем в мире. Из всех жителей только один старый барин читает книги. Но он читает все подряд, не понимая и не вникая в смысл прочитанного. Для Ильи Ивановиче чтение не потребность, а роскошь. Гончаров с иронией замечает: «Он, как и многие тогда, почитал сочинителя не иначе как весельчаком, гулякой, пьяницей и потешником, вроде плясуна». Вместо научных знаний обломовцы используют народные приметы, ведут счет дням не по календарю, а по церковным праздникам. За столом иногда возникает вялый и пустой разговор, но чаще все молчат, а после обеда Обломовка погружается в глубокий сон. Мне очень запомнился эпизод с письмом, которое вызвало суеверный страх у получивших его обломовцев. Так они относятся ко всему, что нарушает плавное и безмятежное течение их жизни. Гончаров мастерски передает в словах матери Обломова всю суть жизни Обломовки: «Надо богу больше молиться да не думать ни о чем!» Вот такая тихая, спокойная и убогая обстановка окружает Илюшу Обломова. «Обломовщина» - это явление, поразившее всех обитателей Обломовки, в том числе и главного героя романа. Илья Ильич в детстве был живым и любознательным мальчиком, он задавал взрослым массу вопросов. Илюша хотел делать все самостоятельно, но родителям было нужно, чтобы ребенок много ел и слал, стал румяным и толстеньким. Обломова отучили трудиться, приставив к нему слуг, и мальчик постепенно превратился в ленивого барчонка. Вместо правдивых рассказов о жизни Илюша слушал разные небылицы, ничего нужного не вышло из попытки дать мальчику образование, не нарушая привычного обломовского ритма жизни. Ведь в Обломовке обучение тоже является тяжелым, но неизбежным наказанием. Писатель показывает, какой огромный вред обломовская среда наносит главному герою романа, когда Обломов пытается начать самостоятельную жизнь. Например, Илье Ильичу «будущая служба представлялась... в виде какого-то семейного занятия...». Он не может позаботиться о себе, за него все делает слуга Захар, такой же развращенный обломовский человек. Обломов не желает браться за самые важные дела, главное занятие для нега- сон. Как истинный обломовец, Илья-Ильич хочет, чтобы жизнь его «не трогала». Стремясь к покою, Обломов к тридцати двум годам превратился в безвольного, апатичного человека, которому «и жить-то лень». Он понимает причину, погубившую его. Когда Ольга говорит, что этому злу нет названия, Обломов отвечает: «Есть... Обломовщина!».

    Какие вещи стали символом “обломовщины”?

    Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван.

    Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

    Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

    Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов”?

    Глава “Сон Обломова” рисует идиллию патриархальной кре­постной деревни, в которой только и мог

    вырасти такой Обло­мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка – как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие “обломовщину”.

    Можно ли Обломова назвать “лишним человеком”?

    Н. А. Добролюбов отмечал в статье “Что такое обломовщи­на?”, что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть “лишним людям”. Но “лишние люди” предшествующей литературы были окружены неким ро­мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан­ными действительностью. Обломов же тоже “лишний”, но “све­ден с красивого пьедестала

    на мягкий диван”. А. И. Герцен гово­рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

    В чем состоит особенность композиции романа И. А. Гон­чарова “Обломов”?

    Композиция романа И. А. Гончарова “Обломов” характеризу­ется наличием двойной сюжетной линии – романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль­ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов – Штольц, Ольга – Пшеницына, Захар – Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об­ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз­расте.

    Какую роль играет в романе И. А. Гончарова “Обломов” эпилог?

    В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

    Глоссарий:

    • можно ли назвать обломова лишним человеком
    • какие вещи стали символом обломовщины
    • можно ли считать обломова лишним человеком
    • роль сна обломова в романе
    • какую роль играет сон обломова в романе

    Другие работы по этой теме:

    1. 1. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. 2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни,...
    2. Главного героя романа русского писателя И. А. Гончарова, Обломова, можно назвать “лишним” человеком по нескольким причинам. Одна из них довольно очевидна. Роман был опубликован незадолго...
    3. План Введение Особенности образа жизни героев Образ жизни героев и их детство Сходства и различия образа жизни героев Заключение Введение Произведение Гончарова ” Обломов ”...
    4. Глава “Сон Обломова” показывает картину русской национальной жиз­ни, которая породила определенный человеческий тип. Так кто же такой Обломов? Каков он? Каков его характер? Именно глава...
    5. План Введение Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова Обломов и Штольц Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий? Введение Илья Ильич Обломов – главный герой...
    6. Как и во многих других литературных произведениях, в романе “Обломов” автор поднимает так называемые “вечные вопросы”. Если говорить конкретнее – писатель рассуждает о счастье, любви,...
    7. И. А. Гончаров У кого из героев романа И. А. Гончарова “Обломов” “хру­стальная, прозрачная душа”? а. Штольц б. Ольга Ильинская в. Обломов г. Захар Кто...
    8. В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя...