Как называется вступление в сказке. С каких слов начинаются сказки

  • 20.10.2019

С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".

Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".

Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

Коло Жизни. Зачин. Том первый, Елена Александровна Асеева. ПРИСКАЗКА - ПРИСКАЗКА, и, жен. 1. Род зачина или концовки в народной сказке. ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование.


Зачин – это начало произведения русского народного творчества. Углубившись в произведение с самого начала его чтения, можно в дальнейшем более точно вникнуть в образы героев, в их характеры, оценить их поступки.

Традиционное начало присутствует примерно в 36% фольклорных произведений. Ещё будучи совсем ребёнком, слушая сказку, мы запоминаем традиционное: «Жили-были…». Было то в темных Карпатах, Было в Богемии дальней… В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.

Это ещё п., а сказка будет впереди. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Присказка - ж. 1. Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием. Сказки Бабы Яги, . В некотором царстве, в некотором государстве вдали от людей в дремучем лесу, что за синей горой, стоит избушка на курьих ножках. Что если уж печатать, то со строкой «Не на небе — на земле», — как при Пушкине.

Юбилейное — к столетию гибели — Пушкинское собрание — вышло без зачина «Конька-Горбунка». Параллельно, Азадовский впервые издаёт «Конька-Горбунка» для детей — младшего и среднего возраста, — в издательстве ОГИЗа. До этого сказка считалась скорее взрослой, чем детской. После пятого при жизни Ершова выходили ещё шестое и седьмое издания «Конька», но они были стереотипными).

Видимо, именно такой текст пожелал видеть Вождь. Почему? Основные отличия IV и V изданий сказки — в этой самой третьей строке и ещё в том, что с I по IV издания старика представляли как крестьянина, а с V — как старинушку. О том, от себя ли он сделал эти действия — судить вам. Я думаю, что его направляла та воля, которая двигала в то время все силы в стране — воля Сталина.

Думаю, он знал правду — что сказку написал не Ершов, а Пушкин, и под именем Пушкина он этой сказки боялся. Да-да. Когда мы разберём текст сказки в полном объёме, то — может быть — вы сами испугаетесь её значительности. Почему же Лернер — известный как пушкинист, «внимательный к мелочам», не заметил такую «мелочь», как не те пол-строки? В описи его библиотеки стоит загадочное «Заглавие и посвящение «Конька-Горбунка». Наш Вождь был злодеем, кто-то даже считает — воплощённым дьяволом, — но это не мешало, а может, помогало ему быть очень умным, проницательным и образованным человеком.

Правда, в 1947 в мультфильме Иванова-Вано за кадром читается: «Против неба — на земле»; но, может быть, строку изменили при реставрации мультфильма? Если нет — значит, впервые с 1936 года — когда была напечатана статья Азадовского — строку «Против неба — на земле» восстановили в этом мультфильме. Азадовский с ним согласился, и последняя его воля была — печатать текст «Горбунка» с пятого издания.

Кто-то мне возразит, что сближение «против неба» из сказки с «против неба» из Евангелия очень похоже на натяжку. Ведь в нашем случае «против неба» — это «напротив» — территориально? Но разве небо не начинается сразу от земли, — ведь это — воздух… М., 2009. — С. 491.Бог судья господину Кандаурову в приписывании Пушкину такого подтекста. Удивительно, как этот автор нападает на верную, даже гениальную, догадку, но склоняет её совсем в другую сторону!

Чтобы до конца разобраться с тем, что такое зачин в сказке, следует рассмотреть его назначение. Он пишет в своей статье, что странно приписывать этот зачин Пушкину, тем более — с такой строкой. Школьники с начальных классов должны учиться понимать важность зачина в сказке. Отчего-то господин Козаровецкий считает, что это и есть — четыре строки зачина. Опять в отношении Ершова было нарушено правило — и очень грубо: его сказку печатали не с последнего исправленного при жизни автора варианта.

С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.

2. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".

Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".

Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

Оказывается, чем лучше человек знаком со значением этого понятия, тем большего успеха сможет добиться во многих сферах жизни.

Общее понятие зачина

Под зачином в узком и наиболее привычном для большинства людей смысле подразумевается начало литературного произведения , его короткое, состоящее из нескольких слов, вступление .

Произведения устного народного творчества, к которым относятся такие жанры, как сказки, былины и многие другие, обычно имеют определенное начало - устоявшуюся словесную формулу. Эта традиционная фраза обязательно должна быть связана с ведущимся в произведении повествованием. Именно связь с сюжетом отличает зачин от присказки, прибаутки, запева, с которыми его часто путают, но которые ни хронологически, ни географически не могут быть связаны с сюжетом.

В поэзии можно встретить некое подобие зачина, который в литературе принято называть искусственным, или запевом - это более широкий смысл для данного понятия. Он присутствует в стилизованных авторами народных песнях, в виде вступления или традиционно повторяющихся формул.

Цели и функции зачина

Функции зачина напоминают экспозицию, встречающуюся в художественных произведениях: она призвана заранее познакомить читателя с персонажами, немного подготовить его к восприятию сюжета, указать на время, обстоятельство и место происходящего события. Точно так же обстоит дело с зачином, только в более традиционных и отработанных формах.

Его основными целями являются:

  • Привлечение внимания читателей и слушателей к произведению (выступлению);
  • Установка контакта с читателями (слушателями);
  • Эмоциональная подготовка к восприятию читаемой (слышимой) информации.

Зачин в рекламе

Подготавливая рекламу товара или услуги, специалист проделывает нелегкую работу для того, чтобы представить клиенту исчерпывающую информацию в лаконичном объеме. Изучив все имеющиеся материалы, он приступает ко второму этапу работы - составлению текста-обращения. Такая рекламная статья имеет давно устоявшуюся композицию, принятую в качестве стандарта.

Заголовок, слоган (привлекающая внимание фраза), зачин, основная часть сообщения, реквизиты (справки о месте нахождения организации, телефоны для связи и прочее), эхо-фраза.

Каждый составляющий композиции несет определенную нагрузку и представляет большое значение для рекламного текста, но вот использование зачина считается необязательным. Зачин в рекламе - это начало текста, очень коротко объясняющее заголовок и лаконично вводящее в курс дела. Обычно здесь образуется связка, в которой повествуется волнительная для конкретной группы клиентов проблема.

Зачин как ораторский прием

После выхода на сцену и стандартного приветствия многие ораторы переходят непосредственно к сути дела. Другие предпочитают разогреть аудиторию для того, чтобы она наверняка стала готовой для восприятия важной информации. Переход к основной идее лучше делать интересным, ярким, остроумным. В противном случае его присутствие окажется неуместным.

Именно переход, или другими словами - разогрев - в ораторстве принято считать зачином. Это именно те фразы, с которых вы начинаете свое выступление, вводите публику в курс дела. Они нужны для того, чтобы задержать заинтересованное внимание слушающих вас людей и установить с ними тесный контакт.

Удачно подобранный зачин - это гарантия внимательности слушателей к вашей речи.

Именно ораторский зачин становится тесным спутником современных людей в жизни. Выступление на родительском собрании, участие в конференции, совещании, пропаганда личных взглядов, выступление на концерте или корпоративном вечере - везде, где требуется составить грамотную речь, сложно обойтись без зачина.

Способы применения зачина в ораторстве

  • Оригинальная цитата - отличный способ начать выступление. Единственное условие - соответствие цитаты теме, которой посвящено высказывание.
  • Наглядное пособие параллельно с произнесением сути представляемого на выступлении материала с большим эффектом привлекут внимание публики и значительно улучшат качество восприятия информации.
  • Комплимент, предназначающийся аудитории, формирует позитивный настрой и разряжает атмосферу. Лучше всего подчеркнуть стремление слушателей совершенствованию и саморазвитию.
  • Анекдот или шутка (в мягкой форме), если будут уместны и впишутся в планируемую тему, не только разрядят обстановку и внесут нотку позитива, но и помогут выступающему надолго задержать внимание публики.
  • Стать ближе к собравшимся, сломать барьеры восприятия и показать свою искреннюю заинтересованность в затрагиваемой теме - всего этого можно достичь, поделившись личными переживаниями и чувствами.

Изучив подробнее тему, вникнув и поняв, что такое зачин, вы сможете не только лучше понимать читаемые произведения, акцентируя внимание на важных деталях, но и научитесь производить впечатление и заинтересовывать покупателей и слушателей. Настроить собеседника на свою волну, оказывается, не так уж сложно, а зато как бывает важно в жизни!

Видео о зачине

28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия