Какого числа ягодный спас в году. Какие Cпасы отмечают в августе

  • 25.09.2019

Который в народе называют еще Второй/Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины. Также в этот день Православные отмечают церковный праздник Преображение Господне.

Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Люди верят в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными - откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. С в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют.

В течение праздника Яблочного Спаса, принято готовить различные блюда с яблоками: запекать в тесте, делать пироги с яблоками, печь яблоки в печи или духовке с медом.

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ И ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ

Яблочный Спас уходит корнями в языческую Русь. Свое название – Яблочный Спас – праздник получил от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды.

Изначально спасов было несколько: грибной, хлебный, ягодный. Наиболее известными стали три: Медовый Спас, Ореховый Спас и самый главный – Яблочный Спас.

До Преображения на Руси особенно строго , вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. "Второй Спас яблочком разговляется".

В этот праздник люди варили яблочное варенье, использовали яблоки в качестве начинки для пирогов, угощали друг друга, а в конце дня в чистом поле распевали песни и провожали лето. Считалось, что после Яблочного Спаса лето начинает уступать свои права следующему сезону.

Языческие традиции переплелись с христианскими, и 19 августа среди людей стало принято приносить плоды, выращенные в садах, на освещение в храм. Кроме того, в этот день принято подавать бедным, считается, что чем щедрее будет человек, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется бог.

РЕЦЕПТ ЯБЛОЧНОГО ПИРОГА

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • 1,5 кг яблок (зеленых, кислых)
  • 1 ст. муки
  • 1 ст. манной крупы
  • 150 г. сливочного масла (замороженного)
  • 3/4 ст. сахара
  • 1 ч.л. соды
  • 1 ч.л. корицы
  • щепотка соли

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

  1. Смешайте муку, сахар, манную крупу, соду, корицу и щепотку соли. Все ингредиенты необходимо просеять и хорошо перемешать.
  2. Яблоки натрите на крупной терке с кожицей. Сок не сливайте.
  3. В форму для выпечки выложите слоями сухую смесь и тертые яблоки с соком. Первый и верхний слой должны быть из сухой смеси. Чем больше слоев - тем вкуснее.
  4. Сверху равномерно разложите тонкие пластины сливочного масла.
  5. Отправьте пирог в духовку на час при температуре 150 грудаусовю

КСТАТИ

В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. "Пришел Спас - бери рукавицы про запас"; "Второй Спас шубу припас", - подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.

В августе празднуется три важных церковных праздника в честь Спасителя. Когда и как отмечать Спасы 2016 и какие главные особенности праздников?

Сладкий Спас 2016: какого числа отмечать

Православный праздник Спас 2016 церковь празднует в честь Великого Спасителя — Иисуса Христа традиционно в августе. Последний месяц лета богат на вкусные дары природы и символами праздника являются такие лакомства как мед, яблоки, орехи. В старину существовал строгий запрет на употребление этих продуктов до наступления праздника. Снималось табу постепенно — с наступлением каждого из трех Спасов.

Когда какой Спас в 2016 году узнать не сложно. Как и наши предки, мы будем отмечать Медовый Спас 2016 14 августа, Яблочный Спас 2016 наступит 19 августа, Ореховый Спас 2016 празднуется в самом конце лета — 29 августа.

Медовый Спас 2016 года – какого числа мед становится целебным

Медовый, Мокрый Спас или Маковей 2016 отмечается 14 августа. Считается, что после этого дня заканчивается выкачка меда. Собранному на Спас меду всегда приписывались особые лечебные свойства. Его нужно употреблять после освящения в церкви.

Когда Медовый Спас в 2016 году полезно знать и тем, кто собирается поститься. Именно 14 августа начинается Успенский пост, поэтому мясные и рыбные блюда на праздник запрещены. Но вы можете побаловать родных выпечкой с маком, ведь второе название Спаса- Маковей.

Вместе с медом 14 августа в церкви освящают маковые головки, готовят рулеты и булочки с маком. После церкви маковые зерна можно разложить в углах комнаты, чтобы уберечь дом от негативной энергии.

Третье название Медового Спаса – Мокрый. Какого числа Медовый спас в 2016, как и в древние времена, можно угадать по воде в реках и озерах. В народе считалось, что после 14 августа вода начинает цвести и становится холодной. В Первый Спас существует традиция освящать воду, и даже росе приписывают целебные свойства.

Яблочный Спас 2016 — какого числа провожают лето

Второй Спас – яблочный, отмечается ежегодно 19 августа. С этого дня можно начинать кушать яблоки. Наши предки верили, что яблоко, съеденное на Спас, обязательно принесет удачу. А если в праздник загадать желание, откусив последний кусочек спелого фрукта, оно непременно сбудется.

В день, когда Яблочный Спас в 2016 году, церковью также отмечается большой праздник Преображения Господня, а в народном календаре 19 августа празднуют проводы лета. На закате нужно выйти на улицу, поблагодарить природу за ее дары и попросить благополучия на весь следующий год.

Ореховый Спас в 2016 году — какого числа пекут караваи и гадают на желание

Ореховый Спас 2016 празднуется в самом конце лета. К этому времени созревают орехи, в праздник их освящают в церкви, а после этого кушают и раздают в качестве подарков родным и близким.

На орехах в праздник можно ворожить. Для этого нужно загадать желание и расколоть первый попавшийся под руку орешек. Если внутри он спелый, задуманное обязательно исполнится.

29 августа, когда Ореховый Спас в 2016 году, празднуется Успение Пресвятой Богородицы, в честь этого в храмах проводится торжественная литургия.

Также Третий Спас называют Хлебным. К этому дню в селах заканчивалась уборка зерновых на полях и пекли первый хлеб из муки нового помола. Исепченный на Спас каравай освящали и ели за праздничным столом. Корочку хлеба заворачивали в холщовый лоскут и клали за икону, для благополучия и защиты от голода.

Спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) наступят уже совсем скоро. Это отличный повод полакомиться вкусностями. К тому же считается, что на эти праздники в дарах природы сосредоточена особая энергия, и они принесут заряд бодрости и здоровья на весь год.

Фото lady.tochka.net

Когда праздник Спас приходит, это означает, что понемногу приходит пора собирать урожай. Так когда какой Спас в 2016 году? По порядку сначала идет Медовый Спас, он же Маковей. Следующим Яблочный - второй спас, а за ним Ореховый, или как принято называть в народе - Хлебный Спас. Точные числа читай ниже для каждого Спаса отдельно.

Но не все фрукты и овощи можно было употреблять в праздник Спас по первому желанию. Великий православный праздник и церковь, и верующие празднует в честь Великого Спасителя - Иисуса Христа, отсюда и названия праздников. Символами трех великих праздников является мед, яблоки и орехи, соответственно и названия Спасов. С приходов каждого из трех праздников, можно было свободно употреблять и запасать мед, яблоки и орехи. Далее читайте, когда Спас в 2016 году.

Когда Маковый (Медовый) Спас в 2016 году

Яблочный спас 2016 (Яблоневый): какого числа отмечают

Когда в этом году Яблочный Спас, нужно знать всем верующим людям, так как с этого дня, по давним традициям, можно было есть яблоки и собирать щедрый урожай. Сейчас, правда, этого правила не так строго придерживаются, но все равно эти любимые всеми фрукты в Яблочный Спас в особом почете. Их освящают в церкви, готовят , чтобы пополнить организм здоровьем и привлечь удачу. Да и в любом случае приятно провести время за или в кругу семьи.

Второй Спас, он же Яблочный Спас, отмечают 19 августа. Не забывайте, что в день, когда Яблочный Спас в 2016 году, также отмечается большой праздник Преображения Господня.

Ореховый (Хлебный) Спас 2016 года: какого числа

Когда в 2016 году наступает, орехи уже обычно созревшие, а в наше время, когда климат стал жарче, орехи поспевают еще раньше. Третий Спас церковь отмечает в конце лета, но точно так, как и предыдущий Спас, в этот день есть еще один важный праздник: . Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию и верующие с особым вдохновением почитают святых.

Ореховый Спас 2016

Кстати, Третий Спас еще носит название Хлебный Спас. Поэтому, интересуясь, Хлебный Спас 2016 года какого числа, помните, что это 29 августа.

Теперь вы знаете, какого числа Спас. Поскольку лето в самом разгаре, рекомендуем посетить наш специальный раздел " ", где вы сможете найти все по теме отдыха, трендов и событий лета-2016.

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Когда праздник Спас приходит, это означает, что понемногу приходит пора собирать урожай. Так когда какой Спас в 2016 году? По порядку сначала идет Медовый Спас, он же Маковей. Следующим Яблочный -Второй Спас, а за ним Ореховый, или, как принято называть в народе, - Хлебный Спас.

Великий православный праздник и церковь, и верующие празднуют в честь Великого Спасителя — Иисуса Христа, отсюда и названия праздников. Символами трех великих праздников являются мед, яблоки и орехи, соответственно и названия Спасов. С приходом каждого из трех праздников можно было свободно употреблять и запасать мед, яблоки и орехи.

Маковый (Медовый) Спас в 2016 году

Именно Маковым Спасом и начинается череда праздников в августе. Его также называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Отмечается он 14 августа. Кстати, когда Медовый Спас в 2016 году, надо знать тем, кто обычно соблюдает пост. Именно 14 августа начинается Успенский пост. В этот день лучше отказаться от мясных и рыбных блюд, зато можно полакомиться выпечкой с маком, ведь этот Спас еще называют Маковеем.

Яблочный Спас-2016 (Яблоневый)

Когда в этом году Яблочный Спас, нужно знать всем верующим людям, так как с этого дня, по давним традициям, можно было есть яблоки и собирать щедрый урожай. Сейчас, правда, этого правила не так строго придерживаются, но все равно эти любимые всеми фрукты в Яблочный Спас в особом почете. Их освящают в церкви, готовят вкуснейшие блюда из яблок, чтобы пополнить организм здоровьем и привлечь удачу. Да и в любом случае приятно провести время за яблочным пирогом или шарлоткой в кругу семьи.

Второй Спас, он же Яблочный Спас, отмечают 19 августа. Не забывайте, что в день, когда Яблочный Спас в 2016 году, также отмечается большой праздник — Преображение Господне.

Ореховый (Хлебный) Спас 2016 года

Когда Ореховый Спас наступает, орехи уже обычно созревшие, а в наше время, когда климат стал жарче, орехи созревают еще раньше. Третий Спас церковь отмечает в конце лета, но точно так, как и предыдущий Спас, в эти дни есть еще один важный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию и верующие с особым вдохновением почитают святых.

Кстати, Третий Спас еще носит название Хлебный Спас. Поэтому, интересуясь, какого числа Хлебный Спас 2016 года, помните, что это 29 августа.

14 августа — Медовый Спас, Маковей

Само слово «Спас» связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Надо сказать, что каждый праздник Спаса в церковном календаре имеет другое, так сказать официальное название.

Медовый, самый Первый Спас, в церковных календарях носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Почему же праздники называют Спасами? Оказывается это слово имеет древние, еще языческие корни. Славяне еще задолго до прихода христианства почитали бога Спаса, которому молились за удачный сбор и сохранность урожая. После крещения Руси славянские традиции переплелись с православными, и праздники Спаса приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность спасти свою душу от злых сил, позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?

По преданиям, в православии этот праздник появился после того, как жители Константинополя в этот день из храма Святой Софии, в разгар страшной эпидемии, вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И свершилось чудо — болезнь, унесшая тысячи жизней, ушла из города.

Но на Медовый Спас освящают воду в реках, родниках, колодцах не только в память о константинопольском чуде. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода приобретает волшебную силу — смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после

14 августа в церквях и православных храмах освящают не только воду, но также и мед. Именно в это время соты в ульях заполнены медом до отказа, и самое время собирать урожай, а после освящения угощаться вволю. У славян мед был не только вкусным, сладким лакомством, из него еще готовили популярный хмельной напиток — медовуху. В народе ее использовали не только в качестве праздничного напитка, но и лечили хвори и недуги.

Существует еще одно название праздника 14 августа — Маковей. Те, кто часто посещает церковь, знают, что в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но к празднику урожая Маккавеи никакого отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой.

Маковейчик — волшебный букетик-оберег

На праздник Маковея раньше, в дохристианской Руси, люди создавали специальные букеты-обереги — маковейчики, которые защищали семью от бед на протяжении всего года. Не перестали собирать маковейчики и после прихода христианства. Правда, теперь их освящают в церкви. Перед праздником маковейчики продаются буквально на каждом шагу. Конечно, можно их купить, но лучше собрать волшебный букет своими руками. На Руси были убеждены: это должна сделать каждая женщина или девушка. Высушенный маковейчик лучше всего поставить на подоконник. А чтобы защитить свое жилище от колдовских чар, по дому разбросайте мак (хотя бы у порога и по углам в каждой комнате). И запомните: на Маковей женщинам прощаются все незамоленные грехи.

К слову, если ребенок плохо засыпает или неспокойно спит, ему под подушку кладут освященную маковую головку.

Народное поверье гласит: Первый Спас бабьи грехи замаливает. Наверное, ни для кого не секрет, что прожить жизнь без греха — непосильное задание, разве что святые могут с ним справиться, а вот простому человеку это неподвластно. Обстоятельства складываются так, что хоть и по мелочам, но грешат все. Данная же примета говорит о том, что если на женщине есть грех, за который она никак не может вымолить прощение, то в этот день такой грех ей простится обязательно. Для пущей уверенности в прощении грехов нужно было помочь вдовам и сиротам по хозяйству — «в Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось». Под щепкой имелись в виду дрова. Люди старались помочь и в заготовке дров, и по работе в огороде, в хлопотах по хозяйству. Ведь тот, кто поможет нуждающимся в этот день, получит благословение Господа.

В старину маковейчик делали из 17 трав.

Со временем число составляющих изменилось. Что обязательно должно быть в букетике?

Маковые головки

Веточки полыни

Калина — символ девичьей красоты, любви, нежности.

Подсолнух — символ солнца, тепла и благодарности.

Рута и ноготки (календула) — защита от всяческих болезней.