"Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка". Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок Традиционное вступление в народной сказке

  • 20.10.2019

С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".

Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".

Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)

Задачи для учащихся:

1.Знать композиционные части сказки.

2.Научиться находить их в тексте.

3.Составлять сказку по композиционным частям.

Предполагаемые результаты:

1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.

2.Умеют находить композиционные части в тексте.

3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.

Ход урока.

I . Мотивационный этап.

1.Психологический настрой на урок.

Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.

Вопросы после просмотра:

2.Формирование групп.

Учитель назначает командиров групп:

Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.

Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.

Повторение правил работы в группах.

4.Целеполагание.

Учитель.

Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)

Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:

«!» – знаю, согласен;

«-»-не согласен;

«+»-интересно и неожиданно;

«?»- не знаю, хочу узнать.

После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:

Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»

Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.

Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.

С какой целью вы хотите это узнать?

Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.

Запишем тему урока в тетрадь.

II . Операционный этап.

1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1 вариант

Имя_________

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.

2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….

3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2 вариант.

Имя_ ________

1) А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.

2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…

3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)

Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)

Чем сказка отличается от рассказа?

В рассказе нет присказки, зачина и концовки.

По каким признакам мы отличаем сказку?

Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.

3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.

Карточки:

Присказка

зачин

концовка


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.

Присказка

зачин

концовка


5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.

6.Закрепление изученного материала.

Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)

1 уровень.

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.

И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.

Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)

Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.

7.Представление выполненной работы спикерами групп.

III .Рефлексия.

1.Проверка усвоения темы.

Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.

Мини-тест.

1.Присказка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Зачин

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

3.Концовка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Проверка.

Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)

Поставьте оценку в свой тест.

Если:

все ответы верны – смайлик «улыбается»

один, два ответа не верны – смайлик «грустный»

3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания…..

Я понял, что…..
Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрёл….

Я научился….

У меня получилось…

4.Домашнее задание.

Повторить правило на странице 39-40.

Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.

Что такое зачин в сказке знают, пожалуй, единицы, а ведь этот раздел зачастую является одним из наиболее важных факторов в построении всей истории сказочного повествования. Зачином сказки является ее начало, которое рассказывает о прошлой жизни главных героев, а также о происходящей в мире истории, затрагивающей героев сказки.

Зачину свойственно описывать и образы городов, предметов и других вещей, которые начинают историю. Именно в этой части рассказа, автор доносит одну из главных идей в сказке и пытается заинтересовать читателя, предысторией своего сказочного мира, заложив образы для последующего повествования. Дает данная часть и представление о мире, воплощая текст в голове читателя, заставив почувствовать себя в волшебном мире. Зачастую в русских сказках, зачин начинается с фразы «Жили-были…».

В общем, можно с точностью сказать, что зачин является важной частью сказки, сопоставив с концом. Ведь обе этих части несут в себе моральные ценности и показывают сформировавшиеся характеры главных героев. Еще можно отметить, тот факт, что большинство зачинов народных сказок, отличаются свои разнообразием и структурой, не показывая однотипности из сказки в сказку, а делая ее уникальной и интересной.

С раннего детства сказки радуют человека своими удивительными историями, о непобедимых рыцарях и благородных принцессах, готовых идти на любые риски, чтобы найти свое счастье и исполнить собственные мечты. Они приносят людям добрые чувства и надежду в их сердца, а детям помогают сформировать мнение об окружающем их мире. Сами же сказки появились в глубокой древности и несли в себе свод законов о природе, а также поучение для людей.

Русские сказки же появились из перехода рассказов в поколение из поколения, таким образом, данные истории несли в себе поучительный характер, давая людям ценные советы. Никто не знает, где же возникла первая сказка, ведь данные истории упоминаются еще в письменах древних государств. Наши народные сказки делятся на три типа: о животных, волшебные и бытовые. Распространенными сказками считают рассказы о животных, а самыми занимательными люди всегда считали сказки связанные с волшебством. Во всех историях сказок, главным образом выделяется основа борьбы добра со злом и их извечное противостояние. Герои сказок, как добрые, так и злые, являются лишь символами добра и зла, вынужденные бороться из-за разногласий или же поступков друг друга. В некоторых сказках обычно трудно различить злого персонажа от доброго, такие рассказы зачастую написаны писателями, которые пытались внести что-то свое в данную историю. В народных сказках же всегда есть выделенный главный злодей, который противодействует добрым персонажам.

  • Гора Эльбрус - сообщение доклад (2, 4, 8 класс)

    Гора Эльбрус находится на Кавказе, в прошлом он был действующим вулканом, сейчас числится как один из самых больших потухших вулканов. Последнее извержение вулкана зафиксировано около 2000 лет тому назад.

  • Жизнь и творчество Аркадия Гайдара

    Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941 гг.), настоящей фамилией которого является Голиков, относится к одному из известных советских писателей, посвятившего свое творчество детской аудитории.

  • Жизнь и творчество Платона

    Платон является древнегреческим философом, создавшим одно из основных философских направлений античной науки. Появляется на свет будущий философ в состоятельной семье

  • Пеликан - сообщение доклад

    Пеликан в своем роде единственная птица, входящая в состав пеликанообразных. Это большие птицы с огромным клювом, который позволяет им захватывать добычу из воды, и большими крыльями.

  • Жизнь и творчество Ивана Тургенева

    Родился писатель в 1818 году в городе Орел в семье дворян. Деспотичная мать любила сына, но подвергала побоям. Родители старались дать мальчику соответствующее тому времени образование.

ЗАЧИН

Устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см. экспозиция) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см. присказка) или былинным запев ом.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАЧИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗАЧИН в Литературной энциклопедии:
    вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи …
  • ЗАЧИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. …
  • ЗАЧИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зачи"н, зачи"ны, зачи"на, зачи"нов, зачи"ну, зачи"нам, зачи"н, зачи"ны, зачи"ном, зачи"нами, зачи"не, …
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр.) Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр. Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Лопатина:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    зачин, …
  • ЗАЧИН в Орфографическом словаре:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Ожегова:
    В народной словесности: традиционное начало Былинный з. З. сказки. зачин Non-st == почин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    зачина, м. (спец. лит.). Начало. Зачин пьесы. В зачине стихотворения. Зачин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре Ефремовой:
    зачин м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЗАЧИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, …
  • СЭЦУВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ в Словаре литературоведческих терминов:
    - внесюжентный элемент (см. внесюжетные элементы) былины: предшествующий зачин у и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который …
  • СЧИТАЛКА в Литературной энциклопедии:
    жанр детского фольклора (см.), рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как …
  • ПАНФЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Федор Иванович — пролетарский писатель. Р. в семье крестьянина-бедняка. С десяти лет работал подпаском. Позднее в городе — «мальчиком» …
  • НОВЕЛЛА в Литературной энциклопедии:
    [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры …
  • ЗАГОВОР в Литературной энциклопедии:
    заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, …
  • ДОЙЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Артур Конэн — английский писатель. По образованию медик. Служил врачом в полевом госпитале в Южной Африке. …

Коло Жизни. Зачин. Том первый, Елена Александровна Асеева. ПРИСКАЗКА - ПРИСКАЗКА, и, жен. 1. Род зачина или концовки в народной сказке. ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование.


Зачин – это начало произведения русского народного творчества. Углубившись в произведение с самого начала его чтения, можно в дальнейшем более точно вникнуть в образы героев, в их характеры, оценить их поступки.

Традиционное начало присутствует примерно в 36% фольклорных произведений. Ещё будучи совсем ребёнком, слушая сказку, мы запоминаем традиционное: «Жили-были…». Было то в темных Карпатах, Было в Богемии дальней… В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.

Это ещё п., а сказка будет впереди. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Присказка - ж. 1. Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием. Сказки Бабы Яги, . В некотором царстве, в некотором государстве вдали от людей в дремучем лесу, что за синей горой, стоит избушка на курьих ножках. Что если уж печатать, то со строкой «Не на небе — на земле», — как при Пушкине.

Юбилейное — к столетию гибели — Пушкинское собрание — вышло без зачина «Конька-Горбунка». Параллельно, Азадовский впервые издаёт «Конька-Горбунка» для детей — младшего и среднего возраста, — в издательстве ОГИЗа. До этого сказка считалась скорее взрослой, чем детской. После пятого при жизни Ершова выходили ещё шестое и седьмое издания «Конька», но они были стереотипными).

Видимо, именно такой текст пожелал видеть Вождь. Почему? Основные отличия IV и V изданий сказки — в этой самой третьей строке и ещё в том, что с I по IV издания старика представляли как крестьянина, а с V — как старинушку. О том, от себя ли он сделал эти действия — судить вам. Я думаю, что его направляла та воля, которая двигала в то время все силы в стране — воля Сталина.

Думаю, он знал правду — что сказку написал не Ершов, а Пушкин, и под именем Пушкина он этой сказки боялся. Да-да. Когда мы разберём текст сказки в полном объёме, то — может быть — вы сами испугаетесь её значительности. Почему же Лернер — известный как пушкинист, «внимательный к мелочам», не заметил такую «мелочь», как не те пол-строки? В описи его библиотеки стоит загадочное «Заглавие и посвящение «Конька-Горбунка». Наш Вождь был злодеем, кто-то даже считает — воплощённым дьяволом, — но это не мешало, а может, помогало ему быть очень умным, проницательным и образованным человеком.

Правда, в 1947 в мультфильме Иванова-Вано за кадром читается: «Против неба — на земле»; но, может быть, строку изменили при реставрации мультфильма? Если нет — значит, впервые с 1936 года — когда была напечатана статья Азадовского — строку «Против неба — на земле» восстановили в этом мультфильме. Азадовский с ним согласился, и последняя его воля была — печатать текст «Горбунка» с пятого издания.

Кто-то мне возразит, что сближение «против неба» из сказки с «против неба» из Евангелия очень похоже на натяжку. Ведь в нашем случае «против неба» — это «напротив» — территориально? Но разве небо не начинается сразу от земли, — ведь это — воздух… М., 2009. — С. 491.Бог судья господину Кандаурову в приписывании Пушкину такого подтекста. Удивительно, как этот автор нападает на верную, даже гениальную, догадку, но склоняет её совсем в другую сторону!

Чтобы до конца разобраться с тем, что такое зачин в сказке, следует рассмотреть его назначение. Он пишет в своей статье, что странно приписывать этот зачин Пушкину, тем более — с такой строкой. Школьники с начальных классов должны учиться понимать важность зачина в сказке. Отчего-то господин Козаровецкий считает, что это и есть — четыре строки зачина. Опять в отношении Ершова было нарушено правило — и очень грубо: его сказку печатали не с последнего исправленного при жизни автора варианта.