Макар девушкин и его предшественники. Девушкин макар алексеевич

  • 03.03.2020

МАКАР ДЕВУШКИН – герой романа Ф. М. Достоевского “Бедные люди” (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в “капитальный” дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с “гнилым, остро-услащенным запахом”, в котором “чижики так и мрут”. В том же дворе М. Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, дабы не вызывать сплетни. Душевное тепло и сочувствие они черпают из почти ежедневной переписки друг с другом. М. Д. счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего “ангельчика”. “Смирненький”, “тихонький” и “добренький”, М. Д. – предмет постоянных насмешек окружающих. Единственная радость – Варенька: “точно домком и семейством меня благословил господь!” Она посылает М. Д. повести Пушкина и Гоголя; “Станционный смотритель” возвышает его в собственных глазах, “Шинель” – обижает обнародованием жалких подробностей его собственной жизни. Наконец, М. Д. улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на “распеканцию” к генералу, он удостоился сочувствия “его превосходительства” и получил лично от него 100 рублей. Это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. М. Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние “либеральные” мысли. Понимая всю непосильность для М. Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье. В последнем письме М. Д. к ней – крик отчаяния: “Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял… все оттого, что вы… здесь, напротив, поблизости жили”. В других произведениях 1840-х гг. Достоевский рисует “маленького человека” несколько по-иному, акцентируя его нравственную неполноценность (Гоаядкин, Прохарчин и др.), а в 1850-е гг.- даже уродство (Опискин). С 1860-х гг. этот тип становится для писателя второстепенным, уступив центральное место незаурядному герою-интеллектуалу. С романом “Бедные люди” связано первое артистическое исполнение Достоевского: в апреле 1846 г. на литературном концерте в доме известных славянофилов Самариных М. С. Щепкин прочитал одно из “писем” М. Д.

Сочинение по литературе на тему: Макар Девушкин – характеристика литературного героя

Другие сочинения:

  1. Азазелло – один из подручных Воланда; маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом. Имя персонажа напоминает о демоне иудейской мифологии Азезеле, обитающем в пустыне; это одно из традиционных именований беса; в Read More ......
  2. НАНА (франц. Nana) – героиня романа Э. Золя “Нана” (1880). Согласно родословному древу семьи Ругон-Маккаров, составленному Э. Золя, родилась в 1852 г. от Жервезы Маккар и ее мужа рабочего Купо, страдавшего наследственным алкоголизмом. О детстве Н. рассказано в романе “Западня” Read More ......
  3. МАЙОР КОВАЛЕВ – герой повести Н. В. Гоголя “Нос” (1833-1836). Имя М. К. заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль – кузнец; ср. поговорку: “кузнец своего счастья”), с другой – имя и Read More ......
  4. РОГОЖИН – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” (1867-1869). Парфен Р. – одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу – битый собственным отцом купчик в смазных сапогах и тулупе, потом – миллионер, равнодушный к приумножению своего состояния, Read More ......
  5. ШАТОВ – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” (1870-1872). С образом Ивана Павловича Ш., двадцатисемилетнего конторского служащего, раскаявшегося нигилиста, ассоциирован И. И. Иванов, убитый в ноябре 1869 года Нечаевым и его группой по политическим мотивам и согласно принципам “Катехизиса Read More ......
  6. ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ – центральный персонаж романа Достоевского “Бесы” (1870-1872). С фигурой П. В. связана личность организатора тайного общества “Народная расправа” С. Г. Нечаева (1847-1882), под руководством которого в ноябре 1869 года было совершено убийство слушателя Петровской земледельческой академии И. И. Read More ......
  7. I-330,I – женский “нумер”, “демоническая” соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: “тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст”, фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, “острым углом вздернутые к вискам брови”. Героиня воплощает “архаические” с точки зрения Единого Государства представления о Read More ......
  8. О-90, О – женский “нумер”; в начале романа – “постоянная” сексуальная партнерша главного героя. Внешность героини ассоциируется с ее “именем”-инициалом: она небольшого роста, “круглая”, розовая и синеглазая, напоминающая ребенка. С самого начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она во Read More ......
Макар Девушкин – характеристика литературного героя

– признанный классик мировой литературы. Его перу принадлежат знаменитые романы, давшие жизнь нетипичным персонажам и героям с нетривиальной биографией. Но некоторые характеры, описываемые автором в произведениях, дополняют плеяду образов, разработанных предшественниками Достоевского. Макар Девушкин – персонаж, позволивший литератору раскрыть тему «маленького человека» в творчестве.

История создания

Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, и положительно комментировали его работу.

Впервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике». Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата. Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ. Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.

Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством и , Достоевский долго искал подходящий образ для героя. Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям. Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.


Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин. из «Шинели» и из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку. В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.

«Бедные люди»

Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».


Почему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства. Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой. Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.

Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.

Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку. Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.


Иллюстрация к книге "Бедные люди"

Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование. Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность. Периодически героя охватывает сильная тоска.

Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины. Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком. В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.


Макар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем. Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.

Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней. Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.

Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина. Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой. Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.


Сцена из спектакля "Бедные люди"

Не случайно в романе упоминается произведение «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.

Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.

Цитаты

Главный герой романа обладает комплексом неполноценности, и это подтверждают цитаты из произведения. Отзываясь о насмешках товарищей и обсуждениях со стороны, Девушкин пишет Варе:

«Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки».

Иллюстрация к книге Гоголя "Шинель"

Для него много значит мнение окружающих, под которое по собственной воле Девушкин вынужден подстраиваться даже в вопросах личной жизни:

«...По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?».

Прочитав повесть Гоголя, Девушкин чувствует себя раскрытым. Он понимает, как мелка его жизнь, и сам себе сочувствует, пытаясь оправдать выбранный образ жизни:

«Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!».

Одним из первых произведений Ф.М. Достоевского стал роман «Бедные люди». Главным героем романа является Макар Девушкин.

Его образ воплощает в себе образец гуманизма и человечности. Ничем непримечательный своей незаурядной внешностью петербуржец средних лет, работающий уже на протяжении тридцати лет на должности мелкого чиновника титулярным советником. Несмотря на рутинность работы, Макар четко выполнял свою работу, получая гроши.

Жизнь Макара не проста. Постоянные скитания по съемным квартирам, непозволяют ему обрести семью. Он одинок, но все же единственно близким человеком в его жизни является дальняя родственница Варенька Доброселова, с такой же нелегкой судьбой, она сирота.

Эти два человека несчастны, испытывая тяготы судьбы, они постоянно пытаются помочь друг другу. Меж ними заводится переписка, где оба стараются показать обширность души, сопереживания и любовь. Письма и редкие визиты Вареньки становятся для Макара смыслом его дальнейшего существования, который начал потихонечку отчаиваться в жизни, показывая свою слабость. Он обожает ее, восхищается ее начитанностью. Она же старается заниматься его воспитанием, советуя ему ряд книг.

Голодая, Макар отдавал деньги своей любимой воспитаннице, лишь бы она ни в чем не нуждалась. Бедность Макара и экономия на себе сказываются на внешнем виде чиновника, что может грозить ему увольнением со службы.

Скромность Макара показывает его широту души и огромное сердце, переполненного состраданием и любовью. Данное противостояние описано на протяжении всего романа.

Антигероем романа стал помещик Быков с классическим самодурным характером, который домогался Вареньки, и от которого она спасалась у Девушкина.

Здесь происходит столкновение добра и зла, двух образов маленького человека и мелочного человека.

Привыкшая к тяготам жизни Варенька никак не ожидает поддержку другого человека, а доброта и бескорыстие Макара помогает восстановиться ей духовно и физически. Ей очень повезло, что она встретила на своем пути такого человека, который спасает ее в непростой жизненной ситуации.

Несмотря на то, что Варя став смыслом его жизни, и отдавая ей деньги, Макар очень скоро осознает, что не в состоянии прокормить обоих. Здесь проявляется его слабая черта, он начинает пить.

Роман затрагивает тему «маленьких людей», их судьбу, их образ жизни, как среди таких неприметных обывателей можно повстречать светлых людей с огромным сердцем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тамара в рассказе Яма Куприна

    Настоящее имя Тамары – Лукерия. Она довольно красива, у неё рыжие волосы и «тёмнозолотые» глаза. Она очень скромна, у неё спокойный характер.

  • Анализ пьесы Бесприданница Островского

    Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха.

  • Анализ повести Остров Борнгольм Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Анализ поести Бальзака Гобсек

    Произведение является составной частью прозаического сборника «Человеческая комедия», названной сценами из частной жизни.

  • Сочинение Чацкий победитель или побежденный? 9 класс

    Чацкий – является ключевым персонажем в произведении, получившего название «Горе от ума». Изначально автор присвоил произведению совершенно другое название, в котором отсутствовал предлог «от»

Макар Алексеевич Девушкин - один из двух главных персонажей романа «Бедные люди » русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского .

Образ [ | ]

Мелкий пожилой чиновник, у которого нет шансов сделать карьеру . В его жизни не происходит ничего примечательного. Он живёт незаметно, избегая людских глаз, в дешёвой съемной квартире на окраине Петербурга . По мере раскрытия образа Девушкин начинает казаться человеком с тонким и своеобразным характером. Кроме того он представляет собой модель героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского .

Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский мало интересовался своей древней родословной. Его отец «никогда не говорил о своей семье и не отвечал, когда его спрашивали о его происхождении». Из записок брата Фёдора Михайловича, Андрея Достоевского, следует, что даже в отчестве деда и девичьей фамилии бабушки братья уже не были уверены . Биограф писателя Людмила Сараскина отметила, что уже в Девушкине, главном герое первого романа Достоевского, проявляется то же отношение к своей родословной. О своём отце персонаж знает только, что тот «звался, надо полагать, Алексей Девушкин; был он „не из дворянского звания“, обременен семьей и крайне беден» .

Отношение к Вареньке [ | ]

В доме напротив расположена квартира, в которой живёт молодая одинокая девушка Варвара Доброселова . Любовь Макара Девушкина к Вареньке, по мнению исследователей творчества Достоевского, представляет собой высокое и мучительное чувство. Чиновник ограничивается отеческой заботой о девушке, которая, тем не менее, преображает его. Об этом преображении он пишет и сам: «Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить <…> я был одинок и как будто спал, а не жил на свете <…> вы всю мою жизнь осветили тёмную <…> и я обрёл душевный покой» .

Каждый вечер Макар Девушкин пишет ей длинные письма, которые старается как можно незаметнее передать вместе со сладостями и нарядами. В своих письмах он рассказывает обо всём, что увидел, услышал или прочитал, делится своими чувствами, детально описывает свою работу, соседей по квартире, даже обещает назначить девушке свидание . Для Девушкина становится необходимостью записывать ход своих отношений . Варенька особенно необходима Девушкину в качестве слушателя его самых разных чувств, способного эти чувства копить и нейтрализовать . При этом Макар не планирует жениться на ней, отказываясь даже навещать девушку: «Что же это вы пишете, родная моя? Как же я к вам приду? Голубчик мой, что люди-то скажут? Ведь вот через двор перейти нужно будет, наши заметят, расспрашивать станут, - толки пойдут, сплетни пойдут, делу дадут другой смысл. Нет, ангельчик мой, я уж вас лучше завтра у всенощной увижу; это будет благоразумнее и для обоих нас безвреднее» . Эпистолярные отношения позволяют мечтателю Девушкину в полной мере «выражать страсть». Главным для него являются собственные воображение и фантазия, а не действительность .

Девушкин способен только выплескивать на Вареньку свои эмоции, признания, фантазии. В то же время, без этих писем его душевный накал достигнет опасного градуса, что может привести к помешательству. «Ну что мы будем делать без вас; что я, старик, буду делать тогда? Вы нам не нужны? Не полезны? Как не полезны? Нет, вы, маточка, сами рассудите, как же вы не полезны? Вы мне очень полезны, Варенька. Вы эдакое влияние имеете благотворное… Вот я об вас думаю теперь, и мне весело… Я вам иной раз письмо напишу и все чувства в нём изложу, на что подробный ответ от вас получаю», - пишет он сам об этом Вареньке .

Отношение к мнению окружающих [ | ]

На службе Девушкин страшится взглядов сослуживцев, не смеет оторвать глаз от стола. «Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки» - пишет он в одном из своих писем . Сослуживцы представляются ему врагами . Девушкин сильно озабочен слухами и пересудами. Любой прочитанный роман он примеряет на себя. Ему всё время кажется, что за ним наблюдают и выслеживают, а вокруг одни враги. У него возникает острый комплекс неполноценности, страха, страдания, что мешает ему общаться с окружающими на равных .

Стремясь спрятаться от действительности, Девушкин сосредотачивается на письмах, так как они позволяют ему избежать общения с реально существующими людьми . В одном из писем Вареньке, рассказывая о страхе осуждения окружающими, Девушкин пишет: «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»

Увлечение литературой [ | ]

Девушкин достаточно плохо разбирается в литературе и не способен распознать истинные шедевры, но увлечён литературой. В одном из писем он заявляет: «А хорошая вещь литература, Варенька, очень хорошая. <…> Глубокая вещь! <…> Литература - это картина» . В первом письме к Вареньке использует штампы сентиментально-романтической литературы: «Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы <…> У меня там книжка есть одна <…> так в ней то же самое, всё такое же весьма подробно описано». В следующем письме переходит к «физиологическому» очерку, рассказывая о квартире, в которой живёт . Склонность к сочинительству Макара Девушкина повлияла на выбор формы всего произведения .

Девушкин последовательно читает повести « » Александра Сергеевича Пушкина и «Шинель » Николая Васильевича Гоголя , переданные ему Варенькой. И если от Пушкина чиновник приходит в восторг, отмечая человеческую участь в судьбе Самсона Вырина, то у Гоголя находит только насмешку над собой . Уже критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с повестью «Шинель », отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич - главный герой повести . И сам Девушкин отождествляет себя с гоголевским чиновником . После прочтения «Шинели » Девушкин приходит в сильное волнение, так как примеряет историю на себя и чувствует себя разгаданным: «Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили… Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем… чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели… И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать - куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет…»

Духовный срыв [ | ]

Увлечение литературой становится причиной пережитого чиновником духовного надлома . Прочтение «Шинели » становится кульминационным моментом в изображенном отрезке жизни героя. Девушкин запил и стал отрицать всю литературу . Одновременно с этим персонаж начинает мыслить шире. Замечает социальные контрасты в окружающей его действительности. Видит проблему в разобщенности людей . Выводит принцип сообщества: «полно <…> о себе одном думать, для себя одного жить <…> оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!» .

Происхождение имени и фамилии [ | ]

Происхождение и значение имени Макара Девушкина было подсказано самим Достоевским . В одном из своих писем к Варваре Доброселовой его герой пишет: «Вот, маточка, видите ли, как дело пошло: все на Макара Алексеевича; они только и умели сделать, что в пословицу ввели Макара Алексеевича в целом ведомстве нашем. Да мало того, что из меня пословицу и чуть ли не бранное слово сделали, - до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались…» Таким образом, имя Макара осмысляется пословицей «На бедного Макара все шишки валятся» . Филолог Моисей Альтман особенно подчеркнул, что уже в первом романе Достоевский воспользовался художественным приёмом осмысления имени литературного героя посредством его сопоставления с тождественным именем из пословицы .

На возможное происхождение фамилии главного героя обратили внимание уже первые читатели произведения. Сам Макар в одном из писем признаётся: «У бедного человека… тот же самый стыд, что у вас, примером сказать, девический» . Особое внимание читателей и критиков оказалось обращено на это признание, а также на уменьшительные слова, характерные для «девического» стиля писем Девушкина . Другая версия происхождения фамилии героя основывается на схожести его стиля писем и стиля писем матери Достоевского. Отсюда исследователи приходят к выводу, что фамилия Девушкин может служить символом материнского начала .

В имени главного героя оказались слитно отражены школа сентиментализма и школа натурализма , при этом фамилия «Девушкин» больше относится к сентиментализму, а имя «Макар» к натурализму .

Отождествление с автором [ | ]

Современные Достоевскому критики первое время отождествляли стили и характеры Макара Девушкина и самого Достоевского, что вызывало раздражение у писателя: «В публике нашей есть инстинкт, как во всякой толпе, но нет образованности. Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя: я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе говорить не может» .

До «Бедных людей» Достоевский был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, но открыв для себя «странного» человека и ощутив к нему глубокое сочувствие и интерес, написал первый роман именно о нём, одновременно осознав своё литературное предназначение. Данный персонаж жил в нём самом, поэтому при помощи «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Косвенным признаком схожести является тот факт, что Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский - «писателем». Возмущаясь отождествлением персонажа с автором, Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин, на самом деле, является его двойником, но писатель настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил .

Критика [ | ]

Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура, предприняв попытку непредвзятого прочтения романа, приходит к выводу, что главный герой - странный человек с комплексом неполноценности. Воображение и чувствительность Макара Девушкина необычайно развиты, поэтому он не способен общаться с другими людьми и излагает свои мысли в письмах. Присущие ему также чрезмерная деликатность и страх действительности делают его совершенно бессильным в реальной жизни, формируя странный и смешной типаж . В герое «Бедных людей» Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного человека, и этот роман предвосхищает все последующие произведения автора .

Влияние на дальнейшее творчество [ | ]

Макар Девушкин послужил литературным прообразом Якова Петровича Голядкина , главного героя повести «

В конце сентября 1844 года Ф. М. Достоевский, которому было тогда 24 года, оставил свою должность чертежника в Санкт-Петербургской инженерной команде и стал свободным от службы человеком. Достоевский мечтал о литературной деятельности. Ему хотелось излить на бумагу свои чувства, мечтания, мысли. Именно поэтому он и оставил должность — несмотря на то, что у него не осталось надежного источника доходов.

Оставив службу, Достоевский написал свое первое произведение — роман «Бедные люди». О чем же он?

О чем роман "Бедные люди"

Макар Девушкин, главный герой «Бедных людей», живет в дешевой съемной квартире на окраине Петербурга. Это мелкий чиновник средних лет, у которого нет шансов сделать карьеру. Напротив него, в том же самом доме, проживает молоденькая девушка Варвара Алексеевна, Варенька — она одинока и зарабатывает на жизнь шитьем. Роман «Бедные люди» представляет собой пятьдесят четыре письма, которыми обменялись эти разные по возрасту люди — так и не соединившиеся влюбленные.

Окно Вареньки расположено через двор напротив комнаты Макара Девушкина, который каждый вечер пишет длинные письма и потихонечку передает ей вместе со сладостями и нарядами. В этих письмах он обещает назначить девушке свидание, подробно рассказывает о своих сослуживцах, о поведении начальника, сплетничает о других обитателях квартиры, делится впечатлениями о прочитанном, о том, что увидел и услышал, делится чувствами. Варенька сообщает ему о своем настроении и самочувствии, о страхе за будущее, предается воспоминаниям о детстве. Это как бы гётевские Вертер и Лотта (персонажи «Страданий молодого Вертера»), помещенные в нищую петербургскую жизнь.

В жизни этих любящих друг друга людей — которые живут на окраине большого города, живут незаметно, избегая людских глаз, — не случается ничего по-настоящему примечательного. В конце романа Варвара Алексеевна оставляет доброго, но беспомощного Девушкина, и, согласившись на брак с деревенским помещиком, уезжает из Петербурга. Так кончается этот роман в письмах.

Образ Макара Девушкина

В романе не происходит ничего значительного, он кажется просто какой-то «игрой в письма», но по мере чтения Девушкин становится читателю все интереснее, начинает казаться человеком с тонким и своеобразным характером. Кроме того, этот персонаж представляет собой модель героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского.

Варвара Алексеевна необходима Девушкину, но в то же время он не собирается жениться на ней и жить вместе. Хотя Варенька и приглашает его навещать ее, он неизменно отказывается под тем предлогом, что это вызовет людские пересуды. И на службе Макар Девушкин тоже страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола.

Девушкин берет почитать у Вареньки гоголевскую «Шинель». Это трогательный рассказ о том, как ограбили мелкого чиновника — сняли с него с таким трудом приобретенную новехонькую шинель. Прочтя рассказ, Девушкин, хотя это и кажется смешным, чувствует себя так, как если бы был разгадан и сделан достоянием гласности его секрет — он приходит в сильное волнение и по-настоящему сердится.

Озабоченность Девушкина слухами и пересудами превосходит разумные пределы. Читая какой-нибудь роман, он немедленно примеряет его на себя, ощущает страх и гнев. Он все время боится, что за ним наблюдают и выслеживают, ему всюду мерещатся враги. Он болезненно боится людей, воображает себя жертвой, а отсюда возникает острый комплекс неполноценности, страха, страдания, а потому Девушкин не в состоянии общаться с людьми на равных. И сослуживцев, и соседей по квартире он воспринимает как своих врагов.

Снедаемый внутренним жаром и находящийся в плену своих множащихся фантазий, Макар Девушкин сторонится действительности и весь уходит в письма. Они дают ему возможность избежать общения с реально существующими людьми, и он может со спокойной душой отдаться прихотям своего сердца. Варенька нужна ему вовсе не для того, чтобы жить с ней. Она нужна ему в качестве слушателя его самых разных чувствований, в качестве «контейнера», где эти чувства копятся и нейтрализуются.

Макар Девушкин в любую минуту готов обрушить на Варвару Алексеевну свои кипящие эмоции, признания, фантазии. Он способен лишь на это. Не вызывает сомнения, что в противном случае его душевный накал достигнет опасного градуса, а это приведет либо к помешательству, либо к каким-то ужасным и неожиданным для него последствиям. И при этом каждое новое предчувствие порождает новые страхи.

В своем первом произведении Достоевский вывел вот такого «странного» человека. Критик В. Г. Белинский, живший и работавший тогда в Петербурге, прочел рукопись «Бедных людей», похвалил автора и дал ему путевку в литературный мир. Белинскому принадлежит огромная заслуга в том, что он признал в никому не известном юноше, мечтавшем стать писателем, литературный талант.

Вместе с тем, представляя читателям «Бедных людей», Белинский заронил семена неверного толкования всего последующего творчества Достоевского. Относительно Девушкина он пишет: «Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце».

Данное толкование Белинского на протяжении последующих ста тридцати лет стало для читателей основным: «Бедные люди» — это роман, исполненный сочувствия к беднякам, которые обладают прекрасной душой. Такое понимание стало непреложным.

Однако, если попробовать прочесть «Бедных людей»» непредвзято и не оглядываясь на оценку Белинского, то выясняется: герой Достоевского — это странный человек с комплексом неполноценности, который, в силу своего необычайно развитого воображения, не в состоянии общаться с другими людьми, он одинок и умеет поверять свои мысли и чувства лишь письмам. Если оценивать характер Девушкина в целом, то его чувствительность развита сверх всякой меры, он способен погружаться с головой в «пьесу»» своих переживаний, но в то же самое время он не умеет обращаться с реальными людьми, и деликатность вкупе с чрезмерностью делают его совершенно бессильным в реальной жизни, а страх и нелюбовь к действительности образуют странный и смешной типаж.

В своем первом произведении Достоевский показал человека, который на первый взгляд кажется просто мелким и ничтожным чиновником, однако на самом деле он открыл типаж очень необычный, который носит на себе фантастическую личину, которую сразу не разглядеть.

Советский историк литературы Б. М. Эйхенбаум говорил о персонажах Достоевского как об «образах реалистической фантастики» (см. его работу «О Чехове»). Юный Достоевский до этого момента был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, он пробовал подражать им, но, открыв «странного» человека, он ощутил к нему глубокое сочувствие и интерес и написал роман — тем самым он осознал свое литературное предназначение и талант. Поэтому он отзывался о своем дебютном произведении как о «довольно оригинальном». То есть этот реалистический и, одновременно, фантастический персонаж жил в нем самом. Несколько утрируя, можно сказать, с помощью «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Макар Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский — «писателем». В письме брату Михаилу он отмечал: «Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и не вдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может» (1 февраля 1846).

Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин — его двойник, но «я» настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил.

У Достоевского не было таланта исторического писателя, обладающим таким полем видения, которое способно запечатлевать крупные исторические сдвиги и широкую панораму событий. Не было у него и природной литературной жилки чувствовать и описывать людей, которые преодолевают трудности и совершают великие дела. Большинство его персонажей — вне зависимости от времени написания произведения — это слабые, приниженные и больные люди. Общественное мнение оценивает таких болезненных, неудачливых, бессильных, а временами и ненормальных людей только отрицательно, но Достоевский ненасытно продолжал описывать их, находя в их характерах и образе жизни кипящие чувства, драматизм, сложность, богатство. Поскольку в этих персонажах был и он сам.

В герое «Бедных людей» — мелком чиновнике Макаре Девушкине — Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного человека, и это произведение предвосхищает все последующие произведения, написанные им.