Портрет в России ХУШ века: Рокотов,Левицкий,Боровиковский. Спасенная красота: портреты Ф.С

  • 02.07.2020

В петровское время русская живопись осваивает новые средства передачи реальности - в обиход входит прямая перспектива, которая сообщает глубину и объемность изображению на плоскости; художники осмысляют взаимоотношения света и цвета, роль света как средства построения объема и пространства. Рождаются новые светские жанры - и в том числе портрет. «Для искусства этого исторического переходного времени характерно переплетение различных черт: традиционных и новых, исконно русских и иноземных. Искусству Петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения. Центральной темой его становится человек. Основным жанром - портрет» .

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. россика), так и способствовал обучению отечественных.

Характерная группа памятников начального периода - Преображенская серия. «„Открытие характера “ происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России . В портретах «Преображенской серии» совершался переход от парсуны к портрету. В к сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.

Приобщение к законам станковой живописи в петровской России шло трудно. Художникам было необходимо не только овладеть новым пониманием содержательной части, но и научиться грамотно выстраивать картинную плоскость, искусству перспективы и анатомически верной передаче человеческого тела, а также основам техники масляной живописи и законам колорита.

Для петровского времени сложной проблемой является вопрос авторства. Художники очень редко подписывали свои произведения. За каждым из них числится набор «эталонов», благодаря которому ученые дополняют круг работ. Кроме того, в конце XVII-начале XVIII века очень любили заказывать повторения портретов. Существовал ряд «образцовых портретов» императора и его семьи, должностных лиц, которые «тиражировались». Для портретов этого времени, помимо авторства, часто проблематично и само опознание модели

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям :

Во-первых, существовало архаизирующее искусство , связанное с провинциальным, т. н. «художественным примитивом». В нем ощущается стиль рубежа еще XVII-XVIII веков, влияние национальной школы парсуны. (Аналогичные явления характерны для большинства стран, которые переходят от Средневековья к Новому времени). Парсуна сыграла важную роль - она явилась передатчиком основных черт нового портретного метода, который в русских условиях трансформировался на собственный лад. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен



Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени - Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства.

Рокотов, Левицкий и Боровиковский - три великих русских портретиста XVIII и начала XIX века - представляют примеры трех художественных индивидуальностей, столь не похожих друг на друга, что с трудом можно поверить тому, что они принадлежат одному времени.

Из загадочного сумрака, мягко, как бы мерцая, выступают лица на портретах Рокотова. Только на лицах художник сосредотачивает все свое внимание. Они говорят без жестов и сильных движений. Легкими воздушными тканями окутаны плечи женщин. На груди почти всегда большой бант бледного голубого, розового или фисташкового цвета. Одежды еще более нежных и неопределенных оттенков, чаще всего белые мягкие складки обличают тонкую шелковистую ткань. Нет жестких линий, одна форма неуловимо переходит в другую, сохраняя, однако, свою полную ясность. Свет окутывает лица мягкой воздушной светотенью. Все как бы пронизано воздухом: распущенные волосы, нежные воздушные складки тканей, даже самый фон кажется глубоким, наполненным воздухом. Портреты Рокотова не столько реальные изображения людей, сколько отображения их душевной стихии, тоже вполне реальной и глубоко индивидуальной. Образы Рокотова возникают из мрака живыми и трепетными, как воспоминания, закрепленные чудесной, может быть несколько идеализирующей кистью художника.



Левицкий - художник огромного диапазона. Он создал такое чудо живописи, еще не вполне оцененное, как беспримерная по красоте и огромности замысла сюита «смолянок». Все портреты Левицкого поражают своей жизненностью, сочностью, материальностью письма. Если модели Рокотова пребывают в полном покое, то люди Левицкого действуют или готовы к действию. У Левицкого все материально до предела - человеческое тело, улыбающиеся губы, влажные глаза, складки кожи, ткани, обстановка. В каждом портрете Левицкий разрешает особую, присущую данному портрету композиционную задачу. Композиция обнаруживает ясный и быстрый ум художника, без усилий охватывавший жизнь. Он видит человеческие характеры в четких пределах живой формы, в реалистическом, материальном цвете, в жизненно правдивой композиции. Жизненность - вот главное свойство гения Левицкого.

Самые ранние портреты Боровиковского еще не вполне самостоятельны. Лицо самого художника в них выступает еще не очень отчетливо. Но через самое короткое время художник становится самим собой, вырабатывает свой собственный стиль, который позволяет ему открыть в человеческих характерах свойства, до него никем не замеченные.

Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.

Всему этому есть объяснение. Поскольку художник обратил взор от лика Спаса и богоматери к лику человека - самая характерная черта ренессансного миросозерцания и искусства, то естественно ведущим жанром, в течение XVIII века почти единственным, становится портрет и высшие художественные достижения связаны с ним.

Человек во всей его трепетной жизненности - вот что одно волнует и занимает художника, то как образец гражданских добродетелей, то сам по себе, самоценна личность человека, она достойна всяческого уважения, внимания и восхищения. Эта человечность чувств и самосознания личности проступает уже у Матвеева в «Автопортрете с женой» и становится отличительной чертой русского портрета в творчестве Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского.

Ренессанс, как было в эпоху Возрождения в Италии, - обращение к античности и к человеку, каков он есть, вне религиозной рефлексии.

И подобная атмосфера зародилась в России впервые, может быть, еще в пору детства Петра, и его игры с "потешными", учение и труды были овеяны этим предчувствием и ощущением новой жизни. Недаром Петр, построив корабль, спустив его на воду, призывал художников запечатлеть его на бумаге, холсте или на меди, чтобы отпечатать гравюры. Также и с городом, пока он рос, также и с людьми.

Ренессанс - это культура, ее сотворение, изучение природы и природы человека через анатомию и искусство портрета. До сих пор отношение человека к другому опосредовалось Богом, присутствием сакрального, теперь сам человек опосредует это отношение к другому и миру, что и есть гуманизм в самом общем и непосредственном виде. Человек предстает перед самим собой - через другого, словно глядясь в зеркало, в нашем случае, художник. Новизна этой ситуации - один из феноменов новой жизни, Ренессанса.
И это мы видим, ощущаем, чувствуем в портретах Рокотова, который при этом виртуозно владеет кистью и обладает неповторимым чувством цвета. Это редкий мастер даже в ряду величайших художников эпохи Возрождения в Италии.

Великолепны и мужские портреты Рокотова. «Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.) Художник не просто схватывает облик модели, у него живой облик явлен во всей новизне его впечатления и самой жизни, как по весне бывает, при этом и прическа, и кафтан с тонкими штрихами отделки - все ново также, а новизна создает ощущение легкости. Это молодость модели и поразительное мастерство художника, который играючи владеет кистью гения.

«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.) Здесь еще яснее проступает отличительное свойство портретов Рокотова - это артистизм, присущий как художнику, так и его моделям. В отношении созданий Рафаэля говорят о «грации», она несомненно присутствует и у Рокотова. О графе А.И.Воронцове нам известно, как о крестном отце Пушкина в будущем. Это значит, Пушкин в детстве мог видеть портрет его крестного отца в юности и даже его автора. «Портрет В.И.Майкова» (Между 1775 и 1778 годами). Известно, Василий Иванович Майков служил в Семеновском полку, и карьера военного для него была естественна, как и сочинение стихов, ведь так начинал и Державин. Но молодой офицер или поэт проявил «леность» и вышел в отставку в 1761 году. Он поселился в Москве, откуда и был, вероятно, родом и, по его словам, «жаром собственным влеком спознался я со Аполлоном и музам сделался знаком». В 1763 году он издал героико-комическую поэму «Игрок ломбера». Он писал басни, сатиры, его трагедии шли на сцене. «Портрет Н.Е.Струйского» (1772). Это еще один поэт из круга семейств, в которых Рокотова, очевидно, ценили. Николай Еремеевич служил в Преображенском полку; выйдя в отставку в 1771 году, он жил в своем имении Рузаевка Пензенской губернии. Он завел собственную типографию, чтобы печатать на дорогой бумаге свои стихи, и, говорят, с такой же решительностью наказывал крестьян в зале искусств под названием «Парнас», где висели портреты Рокотова, которого высоко почитал поэт, обращался к нему в стихах и прозе как к другу.
«Портрет А.П.Струйской» (1772). Дисгармония в облике мужа проступает в облике его жены сосредоточенной гармонией. Можно ничего не знать об этой женщине, художник запечатлел ее образ с пленительной полнотой, это воплощение грации и женской красоты. Приглушенное драгоценное сияние платья на словно устало опущенных плечах. В больших глазах с выпуклыми зрачками нет открытости, словно внутренняя завеса опущена, с пеленою слез, угаданных художником. «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х годов). Он висел в доме Струйских. Это молодой человек или молодая женщина в маскарадном костюме, поскольку в рентгеновских лучах проступает женский портрет, то есть высокая прическа, серьги, декольтированное платье, при этом лицо остается без изменений. Здесь тайна, а скорее всего просто игра в маскарад художника и его друзей.

Но особенно знаменательно в этом плане творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А.П.Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.

Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова (1769 г.) Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора. "Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги, - пишет исследователь. - На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опущенный легким коричневым мехом". Портрет князя Александра Михайловича Голицына (1772 г.) Портрет флигель-адъютанта Александра Дмитриевича Ланского (1782 г.)
"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола на террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн, за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает. Крупная фигура, крупное лицо - энергия и сила лишь угадываются, а жест руки в сторону чертежей на столе и выражение глаз выказывают затаенную усталость или грусть. И парадный портрет с выработанными приемами и необходимыми аксессуарами выявляет личность во всей ее жизненной непосредственности. "Портрет Н.А.Сеземова" (1770), "села Выжигина поселянин", гласит надпись на обороте холста. Бородатый, дородный, в длинном, на меху, кафтане, подпоясанный ниже выступающего живота, мужик? Это крепостной графа П.Б.Шереметева, откупщик, наживший огромное состояние, то есть купец новой формации. Он пожертовал двадцать тысяч рублей в пользу Московского Воспитательного дома, и по этому случаю был заказан Левицкому его портрет, парадный, но с темным фоном, без особых аксессуаров, лишь бумага на опущенной руке, а другая рука показывает на нее, бумага с планом Воспитательного дома, с изображением младенца и с текстом из Священного писания. Это знамение времени. Два портрета, два героя - уже их соседство уникально, но оно характерно именно для ренессансной эпохи. "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах. Голова без парика, с остатками волос на затылке, чистый покатый лоб; голова не откинута и все же впечатление, что Дидро смотрит не просто в сторону, а в высоту, то есть дает себя знать, видимо, внутренняя устремленность мысли вдаль.
Три портрета всего - и целая эпоха преобразований Петра Великого на новом этапе общественного развития встает воочию.

Историческая живопись. В XVIII веке главным считался исторический жанр, так как только он, по понятиям того времени, был способен запечатлеть героические образы прошлого, великие события мировой и русской истории. Поэтому Академия художеств заботилась о развитии этого жанра и поощряла творчество исторических живописцев. Под исторической живописью тогда понимали произведения, выполненные на собственно исторические, античные, мифологические и библейские темы.

Русские живописцы постепенно выработали композиционные принципы построения исторической картины: они уделяли большое внимание передаче характера действующих лиц, одежде и обстановке. Часто композиции трактовались как сценические театральные действа, где главенствовал основной герой, как в драме произносящий слова своей роли, и сосредоточивающий на себе все внимание. Ему подчинялось окружение - другие персонажи, архитектура, пейзаж. Колорит таких картин отличался подчеркнутой условностью цвета. При этом художники обычно старались глубоко передать внутреннюю жизнь героев. Появилось стремление к простоте и естественности. Нередко лучшие исторические произведения оказывались связанными с художественным осознанием прошлого Отчизны.

Глубины и монументальности воплощения важного события русской истории достиг М. В. Ломоносов в мозаике "Полтавская баталия", которую под его руководством выполнили русские мастера, продолжая развивать и обогащать монументальные традиции древнерусского искусства. Мозаика намечала новый путь отечественной монументальной живописи.

А. П. Лосенко (1737-1773). Крупнейшим историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко. Он родился на Украине, рано осиротел и попал в Петербург в придворный хор, откуда в 16 лет был отдан в обучение к И. П. Аргунову, а в 1759 году в Академию художеств. По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко стал профессором, позднее директором Академии художеств. Его рисунки и картины ("Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель") пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. Полнее всего дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях - "Владимир и Рогнеда" (1770, ил. 62) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ил. 63). Работая над картиной о новгородском князе Владимире, решившем силой увезти полоцкую княжну Рогнеду, Лосенко исполнил серию натурных рисунков для изображения русских воинов. Конечно, в позах главных действующих лиц, их жестах, в костюмах еще много условного. Но художником уже сделан первый шаг к воплощению средствами живописи человеческих страстей в их столкновении и развитии. Первая русская историческая картина на национальную тему свидетельствовала о зрелости новой живописи России. В "Прощании Гектора с Андромахой" Лосенко, избрав античный сюжет, выступил как характерный мастер классицизма. Он утверждает идею свободолюбия человека, его патриотизм, гражданственность, готовность к подвигу. Таким показан Гектор - герой гомеровской "Илиады", прощающийся с семьей и соотечественниками перед боем за родной город Трою. Картина проникнута чувством героического пафоса.

Лосенко был не только талантливым историческим живописцем, но и незаурядным портретистом. До нашего времени дошли некоторые его полотна этого жанра, в том числе выразительный портрет первого русского актера Ф. Г. Волкова.

Педагогическая деятельность Лосенко была очень плодотворна: из его школы вышли самые крупные художники исторической живописи, у него обучались рисунку старшие воспитанники всех отделений Академии художеств, его авторитет был высок среди академических профессоров. Лосенко рано умер, так и не успев воплотить многие творческие замыслы, и Академия художеств лишилась крупнейшего педагога.

Из учеников Лосенко выделяются И. А. Акимов (1754-1814) - автор ряда исторических полотен, долгое время бывший профессором Академии художеств, и П. И. Соколов (1753-1791) - один из лучших академических рисовальщиков XVIII века. Почти все произведения Соколова созданы на темы из античной мифологии, но по сравнению с картинами учителя в них меньше героического, их образы отличаются мягкой лиричностью и поэтической красотой.

Г. И. Угрюмов (1764-1823). После Лосенко самым известным историческим живописцем XVIII века был Григорий Иванович Угрюмов. Окончив в 1785 году Академию художеств, он был направлен в пенсионерскую поездку в Италию, а по возвращении исполнил серию картин из русской истории: "Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", "Взятие Казани" и "Избрание Михаила Федоровича на царство". Тогда же началась его педагогическая деятельность. В 1797 он исполнил программу на звание академика - "Испытание силы Яна Усмаря" (ил. 64): кожемяка Ян Усмарь, желая вступить в поединок с печенегским богатырем, демонстрирует князю Владимиру свою силу. Впечатляющ образ этого русского героя, напоминающего Геркулеса, почти скульптурна пластика его атлетической фигуры. Живые, полные подчеркнутой экспрессии фигуры воинов изображены в левой части картины.

Кроме картин, Угрюмов оставил после себя ряд портретов, психологически острых и простых по композиции. Больше 20 лет он преподавал в Академии художеств. У него учились такие исторические живописцы начала XIX века, как А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, а также портретист О. А. Кипренский.

Наибольших успехов русская живопись второй половины XVIII века достигла не в исторической картине, а в других жанрах - прежде всего в портрете.

Портретная живопись. Во второй половине XVIII века портретное искусство достигает своего расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Русский портрет той поры счастливо сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человеческой личности. Художники воссоздавали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Все это определило значительное место отечественного портрета в современной ему европейской живописи.

Ф. С. Рокотов (1735 или 1736-1808). В ряду крупнейших портретистов был Федор Степанович Рокотов. Еще будучи молодым человеком, он получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно, однако в XIX веке художник был почти забыт и только в начале следующего столетия началось кропотливое собирание фактов его биографии и творчества. Многие события из жизни Рокотова остаются загадочными.

Уже в 1760 году Рокотов - преподаватель Академии художеств. Через 5 лет ему было присвоено звание академика. После столь блестяще начатой карьеры, он покинул Академию художеств и переехал в Москву. Там начался новый, творчески очень плодотворный период его жизни.

Рокотов писал преимущественно камерные портреты. В его произведениях отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.

Еще в ранних произведениях Рокотова - портретах великого князя Павла, девочки Е. Юсуповой и других сказывается умение не только правильно передать сходство, но и наделить образ большой одухотворенностью.

Творчество Рокотова расцветает в последующие годы, когда художник еще более обогащает и усложняет колорит, добивается в портретах передачи внутренне значительного, приподнятого образа. В поздних портретах Рокотов подчеркивает интеллектуальность и одухотворенность своих моделей.

В портрете В. И. Майкова (конец 1760-1778) Рокотов предстает во всем блеске и оригинальности своего таланта: живопись художника становится здесь особенно темпераментной, кисть свободной, колорит, построенный на противопоставлении красного и зеленого, приобретает звучность. В образе поэта, прославившегося комической поэмой "Игрок в ломбер", иллюзия живой жизни создана не мелочной передачей внешности, а яркостью и силой выявления характерных черт.

В портрете В. Е. Новосильцевой (1780) Рокотов находит ту же меру идеальности, что и в образе Майкова. В облике этой молодой женщины олицетворялось представление художника о прекрасном. Не менее характерными, рокотовскими, являются портреты "Неизвестной в розовом" (1770-е гг.), Н. Е. Струйского (1772), Е. Н. Орловой (1779) и Е. В. Санти (1785, ил. 67). Артистизмом и притягательной силой одухотворенности пленяет портрет В. Н. Суровцевой (втор. половина 1780-х гг. ил. 66), одно из самых выразительных полотен художника, очаровательный образ женственности.

Обычно Рокотов все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота. Как будто портретируемые что-то недоговаривают, утаивают. Они словно погружены в таинственную живописную среду фона.

Произведения последних лет жизни Рокотова нам почти неизвестны, как и судьба художника в старости.

Д. Г. Левицкий (1735-1822). Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Художник родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. Там же молодой Левицкий встретился с Антроповым, который руководил работами по украшению Андреевской церкви. Левицкий был среди учеников Антропова и в Петербурге, его помощником по выполнению портретов Екатерины II для триумфальной арки в Москве, воздвигнутой при коронации.

В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Ф. Кокоринова (1769, ил. 65) - он был удостоен звания академика. Художник опирается здесь на традиции барочного репрезентативного портрета. Кокоринов изображен в своем кабинете у стола, на котором лежит план Академии художеств. Левицкий тонко и бережно пишет спокойное, серьезное лицо Кокоринова, сложную по движению фигуру в парадном кафтане и камзоле, превосходно передает пластику жеста, различные ткани, шитье, объединяя все дымчато-сиреневой тональностью колорита.

Наиболее полно и целостно Левицкий выразил свое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смольнянок - воспитанниц Смольного института (1773-1776). Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения в определенной сюжетной ситуации, в характерной позе: Е. И. Нелидова и Н. С. Борщова показаны танцующими, Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущова - разыгрывающими пасторальную сценку, Е. Н. Молчанова с книгой в руках демонстрирует опыт с электрической машиной, Г. И. Алымова музицирует. Левицкий прекрасно передал очарование молодости и в то же время по-разному характеризовал персонажи. Портретам присуща декоративность, рождающаяся из богатого сопоставления красок одежд, изысканной красоты линейных контуров и силуэтов. Декоративность усиливается и кулисами, изображающими условные пейзажи или драпировки. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен.

Портрет Екатерины II - законодательницы (1783) - пример прямого отклика художника на мечты дворянской интеллигенции о просвещенном монархе, истинном гражданине своего отечества, не только издающем справедливые законы, но и подчиняющемся им, как и все сограждане. Сюжет этого парадного портрета Левицкий почерпнул в кружке Г. Р. Державина, и он созвучен державинской поэме "Фелица".

Камерные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-е - 1780-е годы, представляют вершину достижений художника. Высокую интеллектуальность, духовную значительность подчеркивает художник в портрете французского философа Дени Дидро (1773-1774), посетившего русскую столицу, изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнена грации, женственности М. А. Львова, урожденная Дьякова (1778, ил. 68, и 1781), пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек (1782), расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Давиа Бернуцци (1782).

Портреты Левицкого отличаются большим разнообразием. Для художника все его модели - люди со сложной внутренней жизнью. Он им не льстил, оставаясь объективным в своих характеристиках. Любимца Екатерины II, легкомысленного придворного А. Д. Ланского (1782) он показал холодным и важным, кукольно красивым, разряженным в расшитый золотой мундир. В широко, быстрыми и пастозными мазками написанном портрете старика священника (1779) он все внимание сосредоточивает на лице человека, прожившего, очевидно, долгую и трудную жизнь. Живостью и умом светятся глаза дочери художника, Агаши (1785), которую он изобразил в русском костюме. В приписываемом Левицкому портрете писателя и издателя Н. И. Новикова (нач. 1790-х гг., ил. 69), с которым Левицкий был не только знаком, но и дружен, он подчеркнул серьезность и интеллектуальность.

Левицкий был замечательным рисовальщиком и колористом. Его портреты всегда сгармонированы в цвете, золотистый свет окутывает полотна. Художник часто прибегает к интенсивным сочным краскам, составляющим единую и характерную для него гамму, в которой царят ясность и чистота тональных и цветовых отношений.

В. Л. Боровиковский (1757-1825). Третьим выдающимся мастером портретного жанра конца XVIII века был Владимир Лукич Боровиковский. Он родился в Миргороде на Украине и первоначальные профессиональные навыки получил у своего отца-художника. В иконах, написанных Боровиковским в молодости, чувствуется его крупное дарование. В Петербурге Боровиковский общался с представителями прогрессивно мыслящей русской интеллигенции кружка Г. Р. Державина, сблизился с Левицким, и возможно, у него учился. Портрет Е. Н. Арсеньевой, созданный в 1796 году (ил. 70), - произведение высокого мастерства. В нем, кроме того, намечен новый взгляд на человека. Художник изобразил портретируемую среди природы, в уютном уголке сада, на фоне зелени, с яблоком в руке. Если Арсеньева изображена задорно улыбающейся, очаровательной в своей счастливой молодости, то М. И. Лопухина (1797) полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной мягкостью и внутренней гармонией. В портретируемых Боровиковский воспевал способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям, и в этом отношении он близок к представителям русского литературного направления сентиментализма, например, Н. М. Карамзину. Это проявляется и в образе Екатерины II, изображенной на фоне умиротворенной природы Царскосельского парка (1794), и в портрете торжковской крестьянки Христиньи (ок. 1795), идеального образа, прекрасного в своей "простоте", в групповом портрете сестер Гагариных (1802). В последний художник включил бытовую среду, связал фигуры действием, разработав тип парного изображения, предвосхищая поиски русских художников первой половины XIX века. В женских портретах художник стремился к особой поэтизации модели, к своеобразно непринужденному и в то же время изящному, слегка идеализированному ее изображению.

Более разнообразны и объективны по характеристикам мужские портреты Боровиковского. Изображенные более сдержанны в выражении чувств. Это портреты Г. Р. Державина (ок. 1795), Д. П. Трощинского (1799), Ф. А. Боровского (1799, ил. 71).

Особую группу составляют парадные портреты художника, отличающиеся монументальностью, торжественностью. Среди них наиболее показателен для самого мастера и общего направления русского искусства начала XIX века портрет А. Б. Куракина (ок. 1801). Представленная в рост фигура барски спесивого вельможи эффектно выделяется на фоне колонны и свисающего тяжелого занавеса.

В своем творчестве Боровиковский утверждал тот же высокий гуманистический идеал, который присущ русскому искусству всего XVIII века. Портреты, выполненные художником в период сближения с сентиментализмом и позднее, отражают характерные черты стиля классицизма.

Подобно большинству русских живописцев XVIII века, Боровиковский скуп и сдержан в выражении личного отношения к модели в парадном портрете.

Искусство Боровиковского не ограничивается кругом заказных портретов знати. Художник запечатлел и образы людей из народа. Кроме названного выше портрета Христиньи, он написал аллегорическое изображение зимы в виде старика крестьянина, греющего руки у огня.

В последние годы жизни Боровиковский много занимался религиозной живописью.

Наряду с произведениями Рокотова и Левицкого наследие Боровиковского завершает богатую и содержательную страницу истории русского портретного жанра, достигшего к концу XVIII века значительных успехов.

Провинциальный портрет. Интенсивное развитие русской культуры во второй половине XVIII столетия обусловило широкое распространение изобразительного искусства, в первую очередь, портрета, в провинции. Русский провинциальный портрет XVIII века следует за произведениями столичного искусства, но имеет ряд особенностей. Новые черты искусства XVIII века проникали в провинцию с запозданием. Провинциальные портреты создавались обычно сериями, составляя фамильные галереи. Их характерные черты - некоторая прямолинейность и однозначность в трактовке образа, буквальное внешнее сходство. Они более тесно связаны с древнерусской традицией, отличаются узорочьем, локальным цветом, орнаментальностью.

Пейзажная живопись. Заметное развитие во второй половине XVIII века получила пейзажная живопись. Если в предшествующий период пейзаж встречался преимущественно в декоративной живописи, росписях, в гравюре, то теперь он становится самостоятельным жанром. И в нем нашли отражение возвышенные идеалы классицизма, а также сказалось стремление художников наблюдать природу и умение строить завершенную композицию.

В Академии художеств был создан ландшафтный класс, который окончила большая группа пейзажистов. Они запечатлевали красоту пригородных садов и парков, неповторимость архитектуры возникавших городских ансамблей. Особое место в пейзажной живописи XVIII века заняли изображения Петербурга и его пригородов.

Художники XVIII века старались точно передать облик архитектурных сооружений, стремились создать "портрет места". Пользуясь зарисовками с натуры, они сочиняли свои композиции в мастерской. На первом плане изображались высокие деревья или часть здания, которые служили как бы кулисой. В центре - самое главное - дворец или парковый павильон, перспектива улицы или "руина". Как правило, передний план трактовался теплыми коричневыми тонами, второй - зелеными, а даль писалась холодными синими и голубыми, что создавало иллюзию пространства и глубины. Подобная колористическая система надолго стала отличительной чертой академического искусства.

Пейзажная живопись второй половины XVIII века отличается большим многообразием. Мастером паркового пейзажа был Семен Федорович Щедрин (1745-1804). Он наиболее полно воплотил классицистические принципы построения картин данного жанра. В сериях пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа Щедрин запечатлел красоту этих мест, особенности парковой архитектуры, четко строя свои композиции.

Большое распространение в XVIII веке получил городской пейзаж. Наиболее характерным его представителем был Федор Яковлевич Алексеев (1753/54-1824). Алексеев прославился как художник видов Москвы, Воронежа, Херсона, но прежде всего строгих и стройных перспектив Петербурга. Набережные Невы, грандиозные дворцы, площади и уличная жизнь - все это нашло правдивое отражение в таких произведениях Алексеева, как "Вид на Михайловский замок" (1799-1800) или "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794, ил. 72). Его картины представляют собой обычно органическое сочетание планов. Алексеев изображал панорамы столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Пейзажи Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823), работавшего главным образом в технике акварели, чаще всего посвящены образам Украины, Крыма, Кавказа. Будучи причислен к штабу Г. А. Потемкина и сопровождая его в Крымском походе, М. М. Иванов создавал произведения, относящиеся к батальному жанру: "Штурм Очакова", "Штурм Измаила". Они сочетают в себе документальную точность с общим панорамным принципом построения пространства.

Иной путь - создание "героического", вымышленного пейзажа - у Федора Михайловича Матвеева (1758-1826), произведения которого отличаются эпической широтой замысла и декоративностью построения.

Бытовая живопись. В XVIII веке известное развитие получил бытовой жанр. В Академии художеств существовал специальный "класс домашних упражнений". Согласно эстетике классицизма, с ее строгой нормативностью, Академия художеств сводила бытовую живопись к изображению незначительных, хотя и не лишенных "приятности" предметов. Картины бытового жанра не были многочисленны и не составили заметной линии в русском искусстве того времени, но они свидетельствуют об усиливающемся демократизме живописи. До нас дошли полотна, в которых показаны, правда, нередко идеализированно, крестьянские праздники, бедная крестьянская трапеза, уличные и домашние сцены.

Ранним произведением жанровой живописи считается картина Ивана Фирсова "Юный живописец" (втор. пол. 1760-х гг., ил. 73). Обращает внимание прежде всего серьезность и заинтересованность, с какой Фирсов передает этот незначительный с точки зрения академической эстетики сюжет - юный живописец, пишущий портрет девочки. Работа с натуры чувствуется во всем - в людях, в обстановке комнаты, в изображении мольберта и ящика с красками, в передаче мягкого воздушного освещения.

Подлинным зачинателем бытового крестьянского жанра в русской живописи стал Михаил Шибанов (? - после 1789). О жизни этого художника известно очень немного. Во Владимирской губернии, в "суздальской провинции" он написал две картины: "Крестьянский обед" (1774) и "Празднество свадебного сговора" (1777, ил. 74). Они отличаются сурово-правдивыми характеристиками людей, быта, деталей. Написанные в коричневой гамме, они обладают красочным богатством, тонким сочетанием серебристо-серых, красных, темно-зеленых, розовато-желтых тонов. Шибанов внес в жанровые полотна черты торжественности и монументальности, свойственные русской исторической живописи.


8
Русская живопись второй половины XVIII века
XVIII век в России - это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы - Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников - Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.
В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.
Первой и наиболее крупной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых "Владимир и Рогнеда" на сюжет русской истории и "Прощание Гектора с Андромахой на тему "Илиады" Гомера. Обе картины сегодня кажутся во многом архаичными, но в свое время они пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) - выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова - показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка. Его кисти принадлежат портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х, ГТГ), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. ГТГ).
Во второй половине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов.
Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал такие картины, как "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794, ГТГ) и "Портрет Д.А. Державиной" (181З, ГТГ), как отечественный вариант английского "портрета - прогулки". Сентиментализмом проникнуты женские образы художника - портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ). В композиции полотен большую роль художник отводил пейзажу.
На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование.
Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.
Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, был известнейшим на Украине гравером, "справщиком" типографии Киево-Печерской Лавры. Просвещенный человек, поэт-любитель, он получил художественное образование на Западе. По семейной традиции, окончив семинарию и Киевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорических программ для богословских диспутов. Его обучению "искусствам" суждено было продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся по проекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл Алексей Петрович Антропов. Оба Левицких были у него "на подхвате". Оценив их старания, Антропов рекомендовал старшего на должность храмового ревизора - изымать иконы "неискусной резьбы", а младшего в 1758 году пригласил к себе в ученики.
Антропов был портретист - тому и учил. У Левицкого появились первые заказы: ремесло не только доставляло удовольствие, но еще и обещало кормить, а это было важно, поскольку в семье подрастала дочь. Впоследствии Левицкий станет самым "модным" художником - он будет буквально завален частными заказами. Уже по собственной инициативе, для "шлифовки стиля", он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев - Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в 1770 году пришел настоящий успех - за "Портрет А.Ф. Кокоринова" (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.
Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей.
Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-к и т.д.................