Произведения на тему взаимоотношений родителей и детей. Проблема взаимоотношений родителей и детей (Аргументы ЕГЭ)

  • 20.06.2020

Спектакль и рассказ

II Основная часть

1) Общая идея произведений

2) Мои впечатления.

3) Реальность и художественный вымысел.

4) «Вечная» проблема.

5) Влияние воспитания в семье

6) Яблоко от яблони.

Взаимоотношения в семье.

Отправной точкой для обсуждения на уроке проблемы взаимоотношений родителей и детей стал просмотр сцены из спектакля Московского тетра «Современник» «Мама-папасынсобака» и чтение рассказа Н. Аксёновой.

Спектакль и рассказ объединяет идея о том, что зачастую дети воспринимают любовь своих родителей как должное, сожалеют о своём невнимании к родителям, непослушании и проступках порой слишком поздно.

Визжащие актёры в клоунских костюмах с поролоновыми ушами вызвали у меня резко негативную реакцию, в то время как рассказ Н.Аксёновой пробудил тёплые чувства и светлую грусть.

История о девочке, которая стеснялась внешности своего отца, пока не узнала, что ради неё он готов всё отдать, очень трогательна и поучительна. Однако в реальной жизни не всегда случаются столь драматичные ситуации, поэтому детям сложнее осознать силу любви и готовность к самопожертвованию своих родителей.

Тема взаимоотношений родителей и детей сложна и многогранна, является одной из «вечных» проблем поколений, что нашло отражение в художественных произведениях разных эпох. Мнения «отцов» и «детей» могут не совпадать по вопросам воспитания и образования, выбора профессии, спутника жизни, и так далее.Но даже тогда, когда дети, как им кажется, планируют свою жизнь по собственному усмотрению, живут своим умом, на самом деле они всё равно реализуют модель поведения своих родителей. Здесь можно привести примеры как положительные, так и отрицательные.

Родители Маши Мироновой – героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — погибли от рук пугачёвцев, не запятнав честь предательством и малодушием. И сама Маша отважно отправилась в столицу, чтобы перед императрицей защитить честь своего жениха Петра Гринёва.

Госпожа Простакова из комедии Д.И.

Фонвизина «Недоросль» относится неуважительно ко всем, перед кем нет необходимости заискивать. Сына Митрофанушку она балует без меры и превозносит не по заслугам. Казалось бы, это тоже проявление родительской любви, но результат совсем иной. Обожаемый сыночек в маму груб и невежествен, её же и гонит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Я считаю, что проблемы взаимоотношений в семье можно решить, если существует взаимопонимание. Для родителей нет ничего важнее, чем счастье их детей, а дети должны помнить, что никто их не будет поддерживать так, как родители.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной глобализации проблема взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети — совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: «Они меня не хотят слышать».

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью семьи Курагиных пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается идеальная семья. Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ Константина Паустовского затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько проблема воспитания, сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих превентивных мер можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына – Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» — пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление — найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него — теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». «Не хочу учиться, а хочу жениться», – вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов – это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и молодого поколений. Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня – Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия – страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Конфликт отцов и детей, Тендряков (ЕГЭ по русскому)

Проблем в современном мире очень много. Одна из них- проблема возникновения конфликта между отцами и детьми. Именно о ней в своем тексте рассуждает советский писатель В. Ф. Тендряков.

Автор говорит о том, что для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной, «в ее рамках ребенку становится тесно». Также писатель подчеркивает вспыльчивость и раздражительность детей в эти периоды, они чаще уходят из дома, их многое выводит из себя.

По мнению В. Ф. Тендрякова, сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. Ребенок пытается самостоятельно освоить окружающий мир, стремится к независимости от родителей, а из-за этого происходят неизбежные ссоры.

С позицией автора невозможно не согласиться. Дети и родители часто не понимают друг друга, не прислушиваются к мнению одной из сторон. Из-за этого возникают проблемы и конфликты, которые портят их взаимоотношения. Чтобы доказать правильность данной точки зрения, обратимся к примерам из литературы.

Так, В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются представители минувшего и нынешнего века, которые придерживаются абсолютно разных взглядов. Главный герой наполнен возвышенными идеями, протестует против старых порядков. Чацкий борется за свободу, ум,культуру, патриотизм. Представителем минувшего века является Фамусов, для которого самое важное в жизни- чин, служебное положение.

Герои противостоят друг другу, конфликт неизбежен.

И.Тургенев в своем романе «Отцы и дети» также рассуждает о проблеме возникновения конфликта между отцами и детьми. Здесь сталкиваются поколения старого и нового века. На фоне этого конфликта изображены взаимоотношения нигилиста Базарова с его родителями. Он не понимает своих чувств к ним. С одной стороны, в порыве откровенности герой признается Аркадию, что любит их, однако в противовес этому презирает «глупую жизнь отцов». Базаров не уважает мнение своих родителей и их взгляды на мир. Он умирает, но родители, несмотря на черствое отношения сына, до сих пор любят его..

Можно сделать вывод, что сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. Дети и родители часто не понимают друг друга, не прислушиваются к мнению одной из сторон. Из-за этого возникают проблемы и ссоры, которые портят их взаимоотношения.

Аргументы к проблеме взаимоотношения родителей и детей (Аргументы ЕГЭ)

Проблема неблагодарности детей

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Проблема неблагодарности детей родителям поднимается в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова-грубая женщина, помещица, готовая на все ради своего сына Митрофана. Она не заставляет его учится, не ругает его, так как видит в Митрофане только лучшие черты, что присуще каждой матери, но сын отворачивается от Простаковой в трудную минуту. Этот пример говорит о том, что есть дети, которые не ценят своих родителей, не чувствуют ответсвенности за старших, не осознают, что безразличие детей причиняет страдание родителям.

Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»

В повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» отражена на примере дочери проблема неблагодарности детей. Самсон Вырин-главный герой повести, пережил побег дочери, её равнодушие к жизни отца и потерял смысл своего существования. Дочь не приезжает к нему, и лишь только когда Самсон умирает дочь приезжает к нему на могилу.

Антон Павлович Чехов «Вишневый сад»

Проблема забытия детьми о родителях поднимается в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» лакей Яша, не помнит своей матери, а лишь мечтает поскорее уехать в Париж.

Он не ощущает ни с кем родственной связи, ни к кому не чувствует любви.

Проблема конфликта поколений

Иван Сергеевич Тургенев «Отца и дети»

В романе Ивана Сергеевича Тургенева поднимается проблема отношения к материнской любви, которая представлена на примере семьи Базарова. Приезжая в родной дом, Базаров сталкивается с любовью матери, которая не отдходит от него и старается угодить сыну. С одной стороны, Евгений любит их, а с другой стороны считает, что любви, даже материнской для него не существует. НО материнская любовь была сильнее всех остальных чувств Евгения, она живет даже когда герой умирает. Евгений случайно умирает не только из-за болезни, а из-за того, что он оказался отоварнным от любви, от признания своей семьи, он не выдержал испытаний, его теория оказалась не верна, она несостоятельна в жизни.

Аргументы по проблеме взаимоотношения родителей и детей

20.05.2018 ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

106.3(Отцы и дети)Взаимоотношения между двумя разными поколениями

О сложности взаимоотношений между двумя разными поколениями размышляет И.С. Тургенев.

Автор приводит диалог двух представителей старшего поколения, Павла Петровича и Николая Петровича, в котором они обсуждают своих «наследников». Первый считает, что они, родители, «гораздо правее этих господников», а «нынешняя молодежь»представляется ему надутой и самонадеянной. Второй участник разговора уверен: да, «отцам» и «детям» никогда не понять друг друга, «пилюля горька – а проглотить ее нужно». На мой взгляд, именно к этому мнению и склоняется писатель.

Позицию И.С. Тургенева определить не сложно: людям, «принадлежащим к двум разным поколениям», очень трудно понять друг друга.

Вспоминаю комедию А. Грибоедова «Горе от ума», в которой описывается столкновение общества П.Фамусова, сторонника старого порядка, главного «отца» произведения, с А. Чацким, человеком передовых взглядов, представителем «детей». Со сцены появления главного героя в доме Павла Афанасьевича Фамусова становится совершенно ясно: этим людям никогда не понять друг друга.

Проблема взаимоотношений людей, принадлежащим к разным поколениям, — одна из центральных в драме А. Н. Островского «Гроза». Здесь мы наблюдаем конфликт между молодыми жертвами «темного царства» и его старыми хозяевами, конфликт, которой не разрешит даже смерть главной героини!

Таким образом, могу сделать вывод, что людям, принадлежащим к разным поколениям, очень сложно понять друг друга.

I Вступление

Спектакль и рассказ

II Основная часть

1) Общая идея произведений

2) Мои впечатления.

3) Реальность и художественный вымысел.

4) «Вечная» проблема.

5) Влияние воспитания в семье

6) Яблоко от яблони.

III Заключение.

Взаимоотношения в семье.

Отправной точкой для обсуждения на уроке проблемы взаимоотношений родителей и детей стал просмотр сцены из спектакля Московского тетра «Современник» «Мама-папасынсобака» и чтение рассказа Н. Аксёновой.

Спектакль и рассказ объединяет идея о том, что зачастую дети воспринимают любовь своих родителей как должное, сожалеют о своём невнимании к родителям, непослушании и проступках порой слишком поздно.

Визжащие актёры в клоунских костюмах с поролоновыми ушами вызвали у меня резко негативную реакцию, в то время как рассказ Н.Аксёновой пробудил тёплые чувства и светлую грусть.

История о девочке, которая стеснялась внешности своего отца, пока не узнала, что ради неё он готов всё отдать, очень трогательна и поучительна. Однако в реальной жизни не всегда случаются столь драматичные ситуации, поэтому детям сложнее осознать силу любви и готовность к самопожертвованию своих родителей.

Тема взаимоотношений родителей и детей сложна и многогранна, является одной из «вечных» проблем поколений, что нашло отражение в художественных произведениях разных эпох. Мнения «отцов» и «детей» могут не совпадать по вопросам воспитания и образования, выбора профессии, спутника жизни, и так далее.Но даже тогда, когда дети, как им кажется, планируют свою жизнь по собственному усмотрению, живут своим умом, на самом деле они всё равно реализуют модель поведения своих родителей. Здесь можно привести примеры как положительные, так и отрицательные.

Родители Маши Мироновой – героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - погибли от рук пугачёвцев, не запятнав честь предательством и малодушием. И сама Маша отважно отправилась в столицу, чтобы перед императрицей защитить честь своего жениха Петра Гринёва.

Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится неуважительно ко всем, перед кем нет необходимости заискивать. Сына Митрофанушку она балует без меры и превозносит не по заслугам. Казалось бы, это тоже проявление родительской любви, но результат совсем иной. Обожаемый сыночек в маму груб и невежествен, её же и гонит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Я считаю, что проблемы взаимоотношений в семье можно решить, если существует взаимопонимание. Для родителей нет ничего важнее, чем счастье их детей, а дети должны помнить, что никто их не будет поддерживать так, как родители.

Проблема «отцов» и «детей» относится к нравственной категории. Проблема взаимоотношений поколений существовала всегда и не раз поднималась в русской классической литературе.


Ярким примером является произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором повествует о взаимоотношениях поколений и показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Главный герой произведения Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.


Приведем еще несколько примеров аргументов из читательского опыта к данной проблеме:
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (повесть). Взаимоотношения Тараса и его сыновей. Материнская любовь к Остапу и Андрию.

Телевизионный фильм по пьесе А.Вампилова «Старший сын», главные роли в котором играют Николай Караченцов, Евгений Леонов, Михаил Боярский

И в наши дни проблема отцов и детей основана на противоречиях во взглядах на жизнь.
Сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры).

И есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

В качестве аргумента можно использовать притчи. Вот одна из них

Притча "Сердце матери"

Роми родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришла ему пора шагнуть в соблазняющий мир любви. Ищущее сердце всегда находит объект вожделения. И встретилась на пути нашего героя прекрасная Виола - стройная голубоглазая блондинка с очаровательным лицом белее снега. Редкая красота ее, достойная кисти художника, в мгновенье пленила сердце парня и зажгла в нем пылающую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Роми, остались неразделенными. Виоле нравилось внимание, и она с благосклонностью приняла любовную игру, тем больше распаляя юношу.

И тем больше росла тревога матери, наблюдавшей за безрассудной влюбленностью сына. Видно, чувствовало ее сердце что-то неладное... Но не смела она встать на пути желаний родного создания. Да и можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?

Однажды вернулся Роми после свидания с Виолой печальнее смерти. Екнуло сердце матери, встретившей его у порога.
- Кто посмел обидеть мою кровинушку? - спросила женщина, взяв сына за руки. - Какое облачко затмило твою улыбку?

Искренний с матерью с детства, юноша не утаил своих переживаний и сейчас.
- Для меня нет на свете никого добрее и милее тебя, мама. Такой же я представляю себе и Виолу. Ее взглядом смотрит на меня небо, ее дыханием веют ветры, ее голосом журчат родники. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует принести к ее ногам сердце матери. Но разве любовь нуждается в таких жертвах, мама?

С минуту молчала мать, собираясь с чувствами. Сердце ее, полное любви к сыну, затрепетало и забилось чаще. Но ни одна жилка на лице не выдала ее волнения. С ласковой улыбкой она сказала сыну:

Птенчик мой ненаглядный, человек познает жизнь благодаря любви. Все живое в мире окутано и проникнуто ею. Но дорога любви полна опасностей. Не ошибся ли ты в своем выборе, сын? Не ослепила ли блистательная Виола твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что сердце матери изначально бьется в ее ребенке. Если Виолатакже искренне благоволит тебя, как и ты ее, она поймет и ответит взаимностью. Нельзя позволять неудачам разрушать себя. Надо верить и уметь ждать.

Но время не смягчило непреклонность Виолы, словно ядовитая змея укрылась под красивой личиной и питала ее ненасытную злобу.

День ото дня сох юноша на глазах у матери. Прежде веселый и общительный, он замкнулся в себе.

Невыносимо больно было матери видеть его увядание. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, как-то облегчить страдания его. Мать не могла мириться с безысходностью, отнимавшей у нее дитя. В одно утро она сказала сыну:
- Безрадостно мне видеть, как горе съедает тебя. Нет смысла мне в жизни такой. Возьми мое сердце и неси своей возлюбленной!

С этими словами она вырвала из груди свое сердце и протянула сыну. Горько рыдая, понес юноша в своих дрожащих руках сердце матери. Ноги его подкосились от безмерного волнения, и он упал.

Тебе не больно, сын мой? Не ушибся ли ты? - спросило сердце матери с трепетным волнением, затем содрогнулось… и замерло. Холодная печаль сковала душу осиротевшего юноши. И тогда осознал он, какую непоправимую ошибку совершил.

Прости меня, мама. Я споткнулся… Но не сейчас, а еще раньше…





Потренируемся!

Захаров В.А. Текст о взаимоотношениях отцов и детей

(1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с этой барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за... горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение... индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!

(6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

(7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

(9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11)Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!»

(13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!

(18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди - это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряженного усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы... (23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца.

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) - писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Основные проблемы:

1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает связь родителей и детей?)
2. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?)
3. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)
Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.
2. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими.
3. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на мир его глазами; нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.
Образец сочинения по заданному тексту
Взаимоотношения отцов и детей – вот проблема, над которой рассуждает автор.

В. Захаров, анализируя взаимоотношения И.С. Тургенева и его матери, делает вывод, что связь родителей и их детей разрушается на почве разницы во взглядах на мир, юношеского максимализма детей и старческого нетерпения отцов.


Автор считает, что отцы и дети – близкие люди, родные по крови. И они обязаны находить в любой ситуации общий язык, взаимно искать пути примирения. А главное, они должны научиться прощать друг друга.

Я разделяю точку зрения автора. Если ты с детства не научишься смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным калекой. Не случайно великий французский писатель Г. Мопассан писал: « Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери».

В рассказе современной писательницы Ирины Курамшиной « Сыновий долг» нахожу яркий пример того, как мать не понимает сына, а тот - ее. Но это, как и в примере взаимоотношений Ивана Тургенева и его матери, не означает, что герои не любят друг друга, не заботятся о близких. Нет! Не разговаривая с матерью, дерзко отвечая ей, Ден, случайно узнав о ее страшной болезни, сразу принимает решение: отдать матери ради ее спасения почку. Ведь они родные люди! Им нечего делить…

Хочу вам предложить работу моей коллеги

Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. К каждой из них мы подобрали примеры из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Для родного человека не имеет значения, как ты выглядишь, как ты себя ведёшь, он будет любить тебя, несмотря ни на что. Любовь матери – это великая сила. В произведении Д. Улицкой «Дочь Бухары» Аля, узнав о страшном диагнозе дочери, не отказывается от неё. Наоборот, любящая мать тратит все свои силы во благо своего ребёнка. Вместе они проходят через множество трудностей. Одна, оставшись без мужа, Бухара бросает свою работу и устраивается в школу для отсталых детей, чтобы всегда быть с Милочкой. Вскоре Аля заболевает и знает, что это смертельно. Однако она старается за это время успеть обустроить жизнь дочери наилучшим образом и не успокаивается, пока Мила не выходит замуж. Лишь в ее счастье она находит покой.
  2. Дети – самое дорогое, что есть у женщины. Поэтому материнская любовь всесильна. Потерять ребёнка – это самая страшная трагедия в жизни родителей. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показывается горе женщины, потерявшей сына на войне. Графиня Ростова узнаёт о смерти любимого Пети и словно теряет рассудок после этого. Её сердце предчувствовало трагедию, она не хотела отпускать сына на службу. Но, в силу юношеских лет, Петя не знал, что такое война. Он мечтал стать героем. Однако тому не суждено было сбыться, и он погибает в первой же битве. Получив страшное известие, графиня запирается в комнате, кричит и зовёт сына. Жизнь ей больше не важна. За месяц, проведённый в этой скорби, когда-то прекрасная женщина становится старухой. И лишь усилиями дочери она выходит из комнаты. Однако без сына её жизнь уже не будет прежней.

Роль матери в жизни ребенка

  1. «Мама» - это первое слово, которое произносит почти каждый ребёнок. Но не каждому везет ощутить ласку и заботу той, кого так хотелось позвать к себе. Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» был вывезен из дома ещё в детстве. Он знал, что где-то далеко у него есть семья, он помнил, как его нянчила мать. Но всего этого его лишила война. Русский офицер увез его, но оставил в монастыре, когда испугался, что пленник умрет, не пережив сложной дороги. Пытаясь заполнить пустоту в своём сердце, повзрослевший Мцыри сбегает из своей холодной темницы. Он мечтает найти родных, наконец, почувствовать тепло и заботу. Однако, осознав, что прошлое не вернуть, он погибает. И все же именно воспоминание о родительском доме заставило юношу познать себя и взбунтоваться против медленной пытки – заточения в монастырских стенах. Он с благодарностью принимает смерть, ведь жизнь в рабстве гораздо хуже. Юноша совершил этот прыжок к свободе лишь благодаря силе воспоминания о своем происхождении, о своей семье, о своей матери.
  2. Маму нельзя заменить. Как и нельзя дать ту же любовь, что даёт тебе твой родной человек. Так, в повести Марка Твена «Приключения Тома Соера» мы видим жизнь мальчика, оставшегося без матери. Да, его воспитывает тётя. Однако она никогда не сможет воспринимать Тома, как своего сына, и мальчик это чувствует. Он нарочно сбегает из дома. Отсутствие материнской любви сказывается и на его характере: сорванец, не чувствующий заботы и не готовый трудиться ради кого-то.
  3. Неблагодарность ребёнка

    1. Главный герой рассказа Е. Карпова «Меня зовут Иваном» не смог вовремя понять силу материнской любви. Семёна ранят на войне, и после такого страшного события он решает не возвращаться домой. Состарившийся, слепой и немощный, он пытается доживать свою исковерканную жизнь. Случайно узнав его по голосу в электричке, мать Семёна ринется к нему, но он оттолкнёт некогда родную женщину и назовётся другим именем. Лишь спустя время, он осознаёт, что случилось. Однако будет слишком поздно. Лишь стоя на могиле матери, он всё понимает.
    2. Иногда мы осознаём важность мамы в нашей жизни слишком поздно. Подтверждение своей мысли я нахожу в произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма» . Главная героиня, Катерина Петровна, три года не виделась со своей дочерью. Мать писала ей письма и мечтала снова с ней встретиться. Настя же жила своей жизнью, иногда посылала «сухие» письма и немного денег. Но Катерина Петровна и тому была рада. Перед смертью она всё мечтала в последний раз увидеться с дочкой. Но этому не суждено было сбыться. О плохом состоянии матери Настя узнала лишь из телеграммы Тихона. Однако было уже слишком поздно. Хоронили женщину совсем чужие люди. И лишь на могиле матери Настя осознала, что потеряла самого родного на свете человека, так и не выразив свою благодарность.
    3. Любовь к матери

      1. Мы должны уважать и ценить то, что делают для нас мамы. Они всегда на нашей стороне и отдают нам всю свою любовь. Это понимает и великий поэт С.А. Есенин . В стихотворении «Письмо матери» он с нежностью обращается к своей «старушке». Сын хочет уберечь родную женщину, обеспокоенную слухами и новостями о его плохом поведении. Он с осторожностью подходит к этому разговору и со всей заботой уверяет, что не о чем беспокоится. Он просит не ворошить прошлое и не грустить о нём так сильно. Есенин понимает, что матери нелегко смириться, когда про её ребёнка говорят злые вещи. И всё же он пытается уверить мать в том, что всё будет хорошо.
      2. Отрада для матери видеть своего ребёнка счастливым. Ведь именно она частично ответственна за его судьбу. В стихотворении А. Павлова-Бессоновского «Спасибо, мамочка» автор понимает, насколько важна в жизни мама. Он начинает своё произведение со слов благодарности за жизнь, за тепло и уют, за любовь. Поэт настолько переполнен чувством благодарности, что через каждую строчку стихотворения слышится отчётливое «спасибо».
      3. Чрезмерная материнская любовь

        1. Воспитание родителей часто влияет на дальнейшую судьбу ребёнка. Немало важную роль здесь играет именно мама. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» читатели видят пример, где излишняя любовь матери вредит будущему сына. Митрофан – это своеобразный взрослый ребёнок. Он ленивый, невоспитанный и эгоистичный. Герой не видит выгоды в том, чтобы общаться с другими людьми вежливо. В этом большую роль сыграло воспитание матери, которая во всём всегда потакала сыну. Она никогда не заставляла его что-то делать, всегда ограждала от опасностей, поощряла любые его затеи. Однако в итоге такое чрезмерно-любвеобильное отношение обратилось против госпожи Простаковой. В конце пьесы мальчик отказывается от родной матери и отталкивает её.

А.Г.Алексин - русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества. В его творчестве нашли отражение многие проблемы человечества: добра и зла, совести и чести, уважение к старшим.

В данном тексте Алексин поднимает проблему невнимательного отношения детей к своим родителям.

Он приводит в пример реальную историю своего знакомого, который равнодушно относился к своей матери.

Автор использует форму письма в котором показывает, что сын не любит общаться с матерью:"... ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь...". В отдельных случаях равнодушие сына граничит с жестокостью, во время сердечного приступа у матери сын уходит на концерт, бросив на ходу больной женщине:"Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу".

Алексин осуждает поведение своего знакомого, он считает, что подобное отношение не допустимо.

Проблема взаимоотношений детей и родителей нашла отражение в творчестве многих писателей. Некоторые с горечью отмечали равнодушное отношение молодого поколения к старшим. В рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма" описывается случай подобный истории, рассказанной Алексиным. Взрослая дочь Настя уезжает в город оставив в деревне старую, больную мать. Она не навещает её и не звонит, ссылаясь на сильную занятость. Несчастная Катерина Петровна ждёт встречи с любимой дочерью. Идут годы, но Настя так и не находит времени увидеться с матерью. О смерти Катерины Петровны она узнаёт из телеграммы соседей, и понимает, но уже слишком поздно, что потеряла единственного близкого человека, который любил её всю жизнь. Таким образом, мы видим, что Паустовский в рассказе осуждает равнодушие героини.

В повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" читатель узнаёт о драматичной судьбе главного героя, Самсона. Ни бедность, ни трудности в его работе не могли сломить этого удивительного человека, так как у него был смысл в жизни - дочка Дуняша. Она была красивой, хозяйственной, милой девушкой. Но в душе она была эгоисткой, думала только о себе. Дуня бросила своего отца, уехав с возлюбленным человеком, не попрощавшись с тем, кто её вырастил, воспитал. Она не вспоминала о своём единственном родном человеке, в то время как он переживал о ней. Из-за постоянных душевных страданий Самсон начал пить, что в последствие станет причиной его смерти. Таким образом невнимательное, безразличное отношение Дуни к своему отцу привело к таким фатальным последствиям.

Таким образом, приводя в пример эти произведения, я хотел показать, что невнимательное отношение к своим родителям не допустимо, ведь это самые близкие люди, и равнодушие может привести к печальным последствиям.