Тургенев ася испытание любовью. История первой любви в повести И.С

  • 23.06.2020

Повесть «Ася» — трогательный рассказ о несбывшейся любви. Главных героев иногда сравнивают с Ромео и Джульеттой, хотя на их пути и не было таких преград, как у шекспировских влюбленных. Причина, почему чистое высокое чувство осталось лишь воспоминанием, кроется не во внешних причинах, а в характерах главных героев.

Зарождение чувства


Кадр из фильма

Главный герой, который скрывается под инициалами Н.Н., путешествует по свету. Остановившись в одном европейском городке, он идет на студенческое мероприятие. Н.Н. не любит общаться с русскими людьми заграницей, однако его внимание привлекает одна пара: молодой симпатичный юноша и его загадочная спутница. Между молодыми людьми завязывается непринужденное общение. Нового знакомого зовут Гагин, а его спутницу – Асей. Они брат и сестра, как выяснится чуть позже – сводные по отцу. Господин Н.Н. начинает часто бывать у них в гостях, полагая, что симпатизирует Гагину, этому человеку с настоящей русской душой. Но понемногу понимает, что его привлекает больше Ася. Эта необычная миловидная девушка нравится герою. Но ее поведение не всегда понятно господину Н.Н. Героиня часто ведет себя, как капризный ребенок. Но иногда ее черты преображаются и ее светлый грустный взгляд волнует героя. Ася тоже влюбляется в господина Н.Н. Но, будучи еще очень юной, не знает, как правильно привлечь его внимание.

Влюбленные из разных миров

Господин Н.Н. и Ася испытывают друг к другу чувства. Но они очень разные люди. Герой привык ко всему подходить разумно, ведь чувства кажутся ему опасными. Так же он относится и к выбору будущей жены. В светском мире, в среде которого он вырос, образ идеальной жены – это уступчивая женщина с хорошими манерами, тень мужа. Образ Аси не укладывался в такие стереотипы. Она – дикая стихия, способная, как создать, так и разрушить. Самобытность Аси привлекла господина Н.Н., но также именно она и настораживала его, пугала. К тому же, ей всего 17 лет. И мысль жениться на несовершеннолетней девочке казалась главному герою глупой. Поэтому он медлил с признанием в любви.

Признание Аси

Героиня не находила себе места после встречи с господином Н.Н. Первая любовь возникла так внезапно и накрыла ее с головой. Она еще молода и не знает, как вести себя с возлюбленным. Поэтому Ася ведет себя странно: то тихо сидит, то вдруг сорвется и убежит куда-то, то дерзко смеется, то смотрит очень вдумчиво и грустно.

Однако, несмотря на свой юный возраст, именно Ася решается сделать первый шаг к любви. Не умея хитрить, она просто признается ему в чувствах. Героиня ждет, что господин Н.Н. поймет ее и скажет нужные слова, но он колеблется. Вместо того, чтобы честно поговорить с девушкой, герой рассказывает обо всем ее брату. Гагин сразу понимает, что его приятель не готов к женитьбе. Он не сердится, потому что тоже считает неуместным такой брак.

Осознание ошибки

Господин Н.Н. возвращается к себе, но на следующий день понимает, какую ошибку совершил, ведь он любит Асю! Он приходит к Гагиным, чтобы попросить руку и сердце девушки. Но они уже уехали, и больше герой никогда их не встретил. Однако любовь к этой странной, загадочной девушке рассказчик сохранит навсегда.

В начале повести герой уже зрелый человек, но вспоминает о своей первой любви с нежностью. Он осознал, что совершил ошибку, не сказав тогда Асе простых слов о настоящей своей любви.

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» - это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале «Современник». Одна из самых романтичных историй, где писатель затрагивает тему первой любви, говорит о том, как важно бывает не проглядеть свое счастье. Повесть имеет автобиографические черты.
В основе сюжета лежат отношения между семнадцатилетней девушкой Асей и Н. Н.

Любовь главного героя в повести «Ася» нельзя назвать любовью с первого взгляда. По странному, роковому стечению обстоятельств герой понимает, наскопько сильно его чувство, лишь навсегда потеряв возлюбленную. Сначала в нем пробуждается интерес к девушке-загадке, искренней и непосредственной, естественной в перемене своих настроений, в проявлении своих чувств. Ее непохожесть на других поначалу и привлекает господина Н. Н., и в то же время отталкивает: «Эта странная девочка меня привлекала». И лишь заглянув в душу этой девушки, которую она для него раскрыла, герой постепенно начинает испытывать неведомые ему до тех пор чувства. В нем «зажглась жажда счастья». Он не задумывается еще, любит ли он Асю, но находится под властью ее обаяния. Однако господин Н. Н. привык жить не сердцем, а рассудком. Для него прежде всего важна «практическая» сторона вопроса, он размышляет: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» И когда Ася признается ему в любви, герой не находит одного-единственного слова, чтобы стать счастливым самому и подарить счастье Асе.

Но, к сожалению, он и не мог сказать этого слова, потому что любовь вспыхнула в нем «с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя». Осознав силу своего чувства, господин Н. Н. считает, что все еще можно поправить. «Завтра я буду счастлив!» - говорит он себе, не понимая, что «у счастья нет завтрашнею дня... у него есть настоящее - и то не день, а мгновение».

Одно мгновение стало для нею роковым, лишив его единственной женщины, с которой он мог быть счастлив. Не сразу понимает он, что потерял. Лишь спустя годы, «осужденный на одиночество бессемейного бобыля», доживая «скучные годы», утратив «крылатые надежды и стремления», он чувствует, что любовь к Асе наложила отпечаток на всю его жизнь. Он хранит, «как святыню», предметы, напоминающие ему об Асе, о самом светлом и сильном чувстве, которое ему было суждено испытать, и о счастье, которое он не сумел удержать. «...Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось», - с грустью признается он. Он испугался ее любви.

Возможно, жизнь с Асей принесла бы ему много тревог и страданий, но это была бы настоящая, живая жизнь, озаренная настоящим, искренним чувством. Но, совершив роковую ошибку, герой обречен влачить скучное, однообразное существование, лишенное цели и высшего смысла. Можно сказать, что в душе Н. Н. боролись как бы два человека: один готов был принять любовь Аси, другой держался за условности. И ему была предоставлена свобода выбора самому строить свою судьбу и стать счастливым. Но он отказался от этой возможности, выбрав «одиночество бессемейного бобыля» и храня, «как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила... из окна».

Н. Г. Чернышевский в своей работе «Русский человек на рандеву» писал: «...пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит к делу... начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке»:
Другое дело любовь Аси к Н. Н. Это чувство стало для нее чем-то большим, чем простая любовь. Связано это прежде всего с готовностью забыть о себе ради любимого человека. Ася не живет будущим, она хочет быть счастлива здесь и сейчас, в данный момент времени. Н. Н. для нее человек необыкновенный, который знает, как жить, она не видит его рассудочности и нерешительности. Ася идеализирует его, а такое отношение, как известно, свойственно первой влюбленности, когда недостатки любимого человека становятся прозрачными, незаметными. «Как жить?» - спрашивает Ася, думая, что ее возлюбленный знает ответы на все вопросы. В Н. Н. ей видится человек, способный на подвиг, герой.

I Она настолько увлечена, что начинает сомневаться в том, что достойна любви такого человека, как Н. Н., а потому пытается подавить в себе любовь. Но мы видим всю тщетность этих попыток, Кіозтому Ася говорит о своих чувствах.

В Героиня Тургенева живая и активная, для нее важно «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Но в то же время этот образ очень романтичен, писатель наделил Асю особой притягательностью, заключенной в ее характере, Высоко оценил этот образ Н. Некрасов, сказав, что «от нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото жизни».

Особую роль в повести играет сцена свидания Аси и Н. Н., в которой все встает на свои места. Они объясняются друг с другом, и это накладывает отпечаток на судьбы обоих героев. После этого неудачного объяснения каждый из них обречен на страдания. Счастье нельзя отложить в долгий ящик, и Тургенев напрямую говорит об этом: «У счастья нет завтрашнего дня... у него есть настоящее...» Н. Н. .пытается обвинить Асю в том, что она опередила события, он бросает ей: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне».

Эта печальная повесть о первой любви. Счастье оказалось невозможным, потому что один из влюбленных отказался от своего чувства, выбрав условности. Однако любовь не может жить по правилам. Боязнь Н. Н. быть счастливым, сделала несчастным не только его, но и Асю, для которой любовь была важной и неотъемлемой стороной жизни. Н. Н. причинил боль не только себе, но и Асе. Она исчезает, и это говорит о том, что девушка больше не сможет полюбить так, как она любила Н. Н.

Cтранная история любви. «…Ее душа мне нравилась», - замечает Н. после нескольких дней знакомства с Асей. Но эта симпатия не безусловна. Н. трудно освоиться с бесконечными метаморфозами поведения девушки. Порой он негодует - «что за детская выходка?», порою называет новую знакомку «капризной девочкой с натянутым смехом». И это не просто раздражение взрослого, наблюдающего каприз ребенка. Внешне свободный, господин Н. привык повиноваться законам света. Подобно встреченным на прогулке «чопорным англичанам», которые «словно по команде, с холодным изумлением проводили Асю своими стеклянными глазами…», он шокирован слишком свободным поведением девушки.

Асе приходится самой сделать первый шаг. Она, подобно Татьяне, присылает молодому человеку записку с приглашением на свидание. Пушкину пришлось защищать свою героиню:

За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? За то ль, что любит без искусства Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным?

Эти строки, написанные о Татьяне, как нельзя полнее характеризуют и Асю.

В растерянности останавливаются перед «сердцем пламенным и нежным» двое мужчин, брат и возлюбленный. Они, может быть, превосходят Асю в «благоразумии», но неизмеримо уступают в жизненной силе и бескомпромиссности. Гагин причитает тоном старой няньки: «…Она сумасшедшая и меня с ума сведет». «Сел и задумался», получив записочку, господин Н. Растерянность его усиливает прямой искренний вопрос Гагина: «Может быть… как знать? - вам сестра моя нравится?» «Да, она мне нравится», - отвечает наконец Н. Но что-то в тоне его голоса заставляет Гагина с убеждением сказать: «А уезжаем мы все-таки завтра <…>, потому что ведь вы на Асе не женитесь». И повторяет с уверенностью: «Не женитесь».

В сюжетное развитие повести Тургенев вставляет символический эпизод. Н. решил дожидаться времени свидания в маленьком трактире. «Хорошенькая служанка с заплаканными глазами принесла мне кружку пива; я взглянул в ее лицо… “Да, да, - промолвил тут же сидевший толстый и краснощекий гражданин, - Ганхен наша сегодня очень огорчена: жених ее пошел в солдаты <…>.” Она прижалась в уголок и подперла рукою щеку; слезы капали одна за другой по ее пальцам...»

Ганхен… Это ласково-уменьшительная форма имени «Анна» по-немецки, как Ася - по-русски. Перед нами, таким образом, возникает двойник влюбленной девушки. Но что может принести несчастье Асе? Нет объективных причин, как у несчастной немецкой служанки, вынужденной смириться с тем, что ее жениха забирают в солдаты. Ася и Н. - оба свободны, внешних препятствий нет. Гагин сам предложил другу руку сестры.

Словно почуяв немое осуждение, Ася переносит свидание в более «приличное» место, в дом старой немки Луизы. Мы помним, что поэтическое видение юной девушки в доме старухи дало писателю первый толчок к повести. «Морщинистое лицо вдовы бургомистра» с «приторно-лукавой улыбкой» и «тусклыми глазками» напоминает ведьму, которая скрывает взаперти юную принцессу. Герою подобает разрушить злые чары и освободить любимую. Асю он находит притаившейся в верхней комнатке. Ее поза пробуждает поэтическое сравнение с испуганной птичкой. Непосредственное чувство лучше всего выражает себя во взгляде. Теперь Н. сосредоточивает внимание на ее глазах: «О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверяли, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию».

Порыв ответного непосредственного чувства длился недолго. Подобно Онегину, молодой человек начинает читать ей наставления. Асе приходится оправдываться «испуганным шепотом». «Мысль о том, что теперь все пропало, все, все <…>, что Гагин знает о нашем свидании, что все искажено, обнаружено - так и звенела у меня в голове», - так объясняет Н. свое состояние. Он точно забыл, что сам счел нужным рассказать ее брату о роковой записке с приглашением.

Свидание обнажает и различие между двумя героинями, пушкинской и тургеневской. Подобно Татьяне Лариной, Асе с каждой минутой «стыдно становилось и страшно». Впоследствии у Татьяны-княгини «стынет кровь / Как только вспомню взгляд холодный / И эту проповедь...» И однако «сквозь слез не видя ничего / Едва дыша, без возражений, / Татьяна слушала его (Онегина )». «Так смиренно / Урок ваш выслушала я…», - напоминает она Евгению. Напротив, Ася не может и минуты терпеть такое унижение. Едва лишь она поняла, что любовь ее отвергнута - героиня Тургенева стремительно убегает. Исчезает - к большому удивлению простодушной немки, которая не ожидала (как, впрочем, и мы) такого развития событий. «Ведьма» вдруг оборачивается добросердечной растерявшейся старушкой.

Ну а герой - «рыцарь»? В самом деле, что двигало господином Н.? Неужели Н. всерьез разделяет светские предрассудки относительно «незаконного» происхождения девушки? И Тургенев опускается в самые глубины души. У человеческих поступков редко бывает одна причина. Нами движет сложный противоречивый клубок высоких и низких побуждений. Возможно, в поведении героя сказался уже отмеченный страх перед силой Асиного характера. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» - размышлял Н., только готовясь прийти на свидание.

Отчасти его смутило вторжение постороннего в созревающий мир любви. Попытки, хоть и деликатные, Гагина стать посредником между другом и сестрой. Добиваться категорического ответа в сфере чувств - значит затронуть неуловимые движения сердца. Писатель никогда себе этого не позволял даже на страницах романа, общаясь с вымышленными героями.

Тургенев-сердцевед идет дальше. Он сообщает, что у любви, как у всего на свете, тоже бывает возраст. Чувство юноши несколько «моложе», оно запаздывает в сравнении с решительным ритмом Асиной любви. Ненадолго - всего на несколько часов. Но и этого достаточно для роковой развязки. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, - объясняет Н. , - во мне еще не было ясного сознания моей любви». Герой пытается постичь причудливую логику развития чувства: «Оно <…> вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно».

Словно сжалившись, судьба дает господину Н. последний шанс. Пустившись вместе с братом на поиски, он не нашел девушки. Лишь увидел мельком фигурку, мелькнувшую у креста (Можно представить, с каким жаром молилась там Ася, вспомнив «крест» над могилой матери!). Вернувшись, Н. узнает, что Ася поздней ночью пришла домой. Она здесь, в этом домике. Но власть приличий снова довлеет над ним: «Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору <…>. «До завтра, - подумал я…» Эти слова повзрослевший герой сопровождает горьким комментарием: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье».

Назавтра Н. узнает, что Ася и ее брат уехали. В прощальной записке Аси герой находит подтверждение своих догадок. В бесславном конце их отношений виноват только он: «Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали…» «Видно, так лучше <…>. Прощайте навсегда!» - заканчивает свое письмо безвинно и горько оскорбленная девушка. В ее смирении - великая сила духа.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».

Разделы: Литература

Тема урока: «История любви как основа сюжета повести «Ася» И.С.Тургенева».

Цели урока:

  • Образовательная – проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев.
  • Развивающая – продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная – создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации познавательной деятельности :

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Проблемно-сообщающий.
  • Частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакат с эпиграфом урока «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение». (И.С.Тургенев) , карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

Первый этап урока

1. Организационный момент (полная готовность класса и оборудования к уроку).

2. Целеполагание

Сообщаю цели урока, создаю эмоциональный и деловой настрой. На экране появляется портрет И.С.Тургенева, под ним написаны цели урока и помещены иллюстрации к повести «Ася» художника К.Клементьевой. (Приложение 1 , слайды 1-7)

Второй этап урока

3. Слово учителя: Сегодня у нас второй урок по творчеству И.С.Тургенева. Вспомним, что уже знаем о писателе. В чем его уникальность, особенность? (Ученики говорят о многообразии жанров в творчестве писателя, о его преданности русскому языку).
Мы увидим сегодня на уроке еще одну особенность Тургенева-писателя. Это писатель-психолог, который передает переживания героев, показывает движение их мыслей и чувств с помощью портрета, пейзажа, интонации, намеков. Во многих произведениях писатель проводит героя через испытание любовью.
Чтобы начать работу над повестью, вначале обратимся к словарю и вспомним значение литературоведческих терминов «повесть», «сюжет».
На экране появляются значения данных терминов. (Приложение 1 , слайд 8)

4. Провожу беседу по повести.

– К кому из героев повести можно отнести эпиграф урока? Что вы можете рассказать о господине Н.Н.? Какой у него внутренний мир? Ответ найдите в первой главе повести, в пейзаже на странице 350 (Учебник литературы в 2-х частях, 8 класс. Под ред. В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2007). (Ученики отмечают безмятежность, душевную чистоту, душевное волнение, ожидание чего-либо во внутреннем мире господина Н.Н).
– В 1 главе автор дает читателю намек на то, какая будет героиня повести. Эпизод на странице 351 говорит о символичной внешности героини и «маленькой статуи мадонны с почти детским лицом».
– Во 2 главе господин Н.Н. познакомился с Гагиным и его сестрой Асей. Расскажите о ней. (Ученики рассказывают об Асе).
– Тургенев психолог постепенно готовит читателя к зарождению отношений между Н.Н. и Асей через картины природы. В пейзаже на стр. 354-355 повторяются оттенки красного цвета: алый, багряный, то есть цвета любви.
– В конце 2 главы символичен эпизод прощания: сломанный лунный столб через реку Рейн обозначает романтические мечты героев или крах безмятежного душевного состояния Н.Н. Выберите правильный ответ с помощью эпизода на стр.356.
– В течение 2 недель Ася была очень разной: то она представлялась марширующим солдатом, то разыгрывала роль великосветской барыни, то переодевалась в простое платье. Почему она так себя ведет? Все её поведение говорит о том, что Ася мечется, не может разобраться в себе, но уже понятно, что в ней просыпается любовь.
– В 6 главе господин Н.Н. оказался невольным свидетелем диалога Аси с братом. Прочитайте выразительно диалог на стр. 367. Что вмешалось в зарождение любви? (Ученики отвечают, что это чувство досады, подозрения, ревности).
– Как легко и покойно стало на душе Н.Н., когда он узнал историю Аси. Расскажите историю Аси (глава 8).
– Что сейчас испытывает Н.Н. к Асе? На стр.375 найдете ответ. Впервые они провели вдвоем день, разговаривали по-дружески, болтали обо всём и ни о чём. Диалог, состоявшийся между ними, очень важен. Как вы его поняли? О каких крыльях идет речь? Напишите в тетради сочинение-миниатюру из 3-5 предложений. (Ученики пишут 2-3 минуты).
– Отношения героев подошли к моменту, который можно назвать «объяснением в любви». Если вспомнить все элементы композиции произведения, то эта сцена будет кульминацией. Вспомните, что такое кульминация. На экране появляется значение термина. (Приложение 1 , слайд 9)
– Кульминация в повести находится в 16 главе. Читаю выборочно эпизод объяснения господина Н.Н. и Аси. Можно ли обвинить Н.Н. в трусости, в предательстве? (Ученики говорят, что Н.Н. оказался слабым человеком, он не выдержал любви Аси. Любовь требует работы души, а Н.Н. не выдержал это испытание).
– Почему 2 влюбленных человека расстались? Кто виноват? На экране таблица «Сопоставим психологическое состояние и действия героев». (Приложение 1 , слайд 10) Данная таблица показывает, что отношения героев построены на контрасте (антитезе). Обратимся к словарю. На экране дано значение термина «антитеза». (Приложение 1 , слайд 11)
– Что случилось с героями в конце повести? Прочитайте выразительно последнюю 22 главу и подумайте, почему в качестве эпиграфа я взяла слова Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение».

Третий этап урока

На экране портрет М.Гершензона. (Приложение 1 , слайд 12) Подведем итог урока. Как вы понимаете слова литературоведа М.Гершензона «Любовь окрыляет человека, у него вырастают крылья, и он превращается в птицу»? (Спрашиваю 1-2 учеников).
Какова роль пейзажа в повести? Перед вами на экране 3 варианта ответов (Приложение 1 , слайд 13), выберите 1 из них.
а) пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем души»;
б) пейзаж как бы характеризует героя и социальные условия жизни;
в) пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.
(Ученики выбирают для ответа вариант а).

Четвертый этап урока

Домашнее задание:
а) дифференцировано: слабому ученику-вспомнить все элементы композиции; сильному ученику-рассказать о герое-повестователе, его отношении к Асе и господину Н.Н.;
б) остальным ученикам в классе-написать сочинение-миниатюру на выбор «Моё отношение к Асе» или «Моё отношение к Н.Н».

Пятый этап урока

Рефлексия. У каждого ученика на столе лежит карточка с записью: «Человек превращается в птицу, когда он …» Допишите это предложение сами. Ученики дописывают предложение по-разному: «…когда он влюблён», «…когда он счастлив», «…когда рядом любимый человек».