Война и мир 4 том тихон щербатый. Тихон щербатый

  • 31.03.2019

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».

Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».

Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Тихон Щербатый - простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Миродеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали...» Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, но оказалось, что он способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел «как волк зубами».

Тихон не просто овеществляет силу и мужество «простого русского мужика». Он, как и многие другие «проходные» герои романа, усиливает характеристику главных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во время вылазки за языком убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продолжается недолго. Сидя за столом вместе с партизанами, «Петя находился в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям». Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает жесткое величие «Тихонов» и слабость наивных дворянских мальчиков. «Готов», - холодно сказал о Пете Долохов. Денисов подъехал к телу мальчика. «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспомнилось ему».

Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Что стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осудили за убийство. И в то же время Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова. Известно, что для Каратаева «жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Каратаев живет в полном согласии со своим окружением. Он сливается с ним, как капля с океаном.

Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. «Мир завалился на глазах и остались одни бессмысленные развалины». Возвращает его к жизни именно Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьеру. Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, живой, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. «Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез», - подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. «Пьер уже готов был понять, что Каратаева убили...»

В театральном искусстве есть выражение: играть артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользуется Лев Толстой. Каратаев, Щербатый не только усиливают характеристики других героев, они олицетворяют весь русский народ, с мощной народной силой и высокими чувствами.

«Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно...», - пишет Толстой, добавляя: «Историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий...».

Именно потому, что роман насыщен образами таких людей, как Каратаев, Щербатый, можно уверенно сказать - это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись, это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в этой войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов.

Роман "Война и мир" Толстого - это произведение, в котором рассказывается о значимых событиях в истории нашей страны, о нравах, идеалах и взглядах различных слоев общества, о важных сторонах жизни народа. В романе-эпопее воссоздан целый исторический период. В нем представлены судьбы народов и отдельных людей. Герои этого романа оказываются в водовороте масштабных событий. При этом истинная ценность каждого персонажа определяется тем, насколько он вовлечен в них, насколько чувствует ответственность за происходящее.

"Люди, как реки"

Человеческая жизнь предстает перед читателями во всем ее многообразии и полноте. В этот огромный поток впадают многочисленные ручьи. Толстой говорил: "Люди, как реки". Этим писатель подчеркивал сложность и многогранность человеческой личности, а также непрерывное ее движение. Место и роль этой личности в жизни страны, в ее истории, во взаимоотношениях с русским народом - вопросы, которые ставит Лев Николаевич в "Войне и мире". Неприметные участники войны и деятели истории, карьеристы и лучшие представители своего времени проходят перед нами. В романе насчитывается более 500 действующих лиц. Множество различных характеров и типов создал Толстой. Он показал нам, что масса людей является настоящим творцом истории.

Ценность простых людей

Писатель считал, что не воля того или иного определяет путь развития страны, а духовная жизнь простых людей - партизан, рядовых солдат и офицеров, то есть тех, от действий которых зависит исход сражений. Автора восхищает и глубоко трогает проявление патриотизма в простых людях. Он считает, что любовь к родине выражается не убийством детей во имя спасения отечества, не пышными фразами или иными неестественными действиями, а проявляется просто, незаметно, поэтому всегда приводит к сильным результатам. его представлен ниже) убежден, что война имеет народный характер. порождает чувство мести, которым было наполнено в тяжелые дни 1812 года сердце каждого человека. Крупным планом писатель рисует Тихона Щербатого, мужика-партизана из отряда Денисова, в котором он является "самым полезным и храбрым человеком".

Характерная черта внешности Тихона Щербатого, род занятий

Этот крестьянин, выходец из села Покровское, безусловно, самый нужный человек в своем отряде. Следует отметить, что его внешняя характеристика выразительна и забавна. У героя имеется недостаток внешности, из-за которого он и получил свое прозвище, - у него нет одного зуба. Это придает Щербатому неунывающий и хитроватый вид.

Тихон Щербатый умеет делать все исправно и легко. Он без труда достает воду, раскладывает костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает Однако основным занятием этого героя, конечно же, является военное дело.

Борьба с врагом как призвание Щербатого

Оставшись у Денисова, Тихон сначала выполнял всю черную работу. Он ухаживал за лошадьми, раскладывал костры. Однако оказалось, что Тихон Щербатый способен на большее. И он стал уходить по ночам на добычу, принося французское оружие и одежду, по приказу порой приводил и пленных. Через некоторое время героя зачислили в казаки. Лев Николаевич отмечает, что Тихон Щербатый всегда ходил пешком, однако не отставал при этом от кавалерии. Он носил с собой мушкетон, но больше для смеха. Настоящим оружием этого героя были топор и пика, которыми Щербатый владел в совершенстве, "как волк зубами".

Он отдает борьбе с врагом все свои силы, выносливость и смекалку. Щербатый по природе своей является тружеником земли, который создан для мирной жизни. Однако с необыкновенной естественностью этот герой вдруг превращается в защитника родины. Автор воплощает в его образе дух народа-мстителя, удаль и находчивость русских крестьян.

Проявление жестокости

Тихон Щербатый отправляется на врага с топором в руках. И не потому, что его кто-то заставляет защищать родину, а под влиянием ненависти к непрошенным гостям и большого патриотизма. Эти чувства так сильны в нем, что Тихон, добродушный по натуре, порой становится жестоким. Тогда французы представляются ему не людьми, а исключительно врагами своей родины.

Отношение товарищей к Щербатому

Образ Тихона Щербатого еще полнее раскрывается читателю в том, как о нем отзываются его товарищи по оружию. Чувствуется, что они восхищаются этим героем, уважают его. В их грубоватых словах слышна даже своеобразная ласка: "ну ловок", "эка шельма", "экая бестия".

Подвижность героя

Необходимо сказать и о том, что движения Щербатова быстры и ловки. Впервые он предстает перед читателем бегущим. Мы видим, как Тихон "бултыхнулся" в воду, затем "выбрался на четвереньках" из речки и "побежал дальше". Этот герой весь в действии, в порыве. Динамична даже его речь. Также следует отметить, что в произведении "Война и мир" Тихон Щербатый отличается способностью не терять чувство юмора в любых обстоятельствах.

Предлагаем теперь ознакомиться со двух героев - Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Это поможет вам глубже понять роль последнего в произведении.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Лев Николаевич Толстой, рисуя образ народного мстителя, показывает, что он отличается не только смелостью, энергией, решимостью, ненавистью к врагу. Ему присущ также великий гуманизм. В романе "Война и мир" "дух простоты, доброты и правды" олицетворяет солдат по имени Платон Каратаев. Герой этот является полной противоположностью Щербатому. Если Тихон Щербатый в романе беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, включая и французов. Тихон грубоват, а его юмор порой сочетается с жестокостью. Платон Каратаев везде хочет найти "торжественное благообразие". И его внешний облик, и "нежно-певучая ласка" в голосе, и характер его речей, которые полны раздумий о людях и жизни - все отличает этого героя от Щербатого.

Тихон Щербатый в романе "Война и мир" не вспоминает о боге. Он надеется лишь на себя, на собственную ловкость и силу. А Платон Каратаев постоянно думает о боге. Речь его наполнена пословицами. В некоторых из них слышны отголоски протеста крестьян против несправедливого общественного устройства (пример - "где суд, там и неправда"). Однако сам Платон не относится к числу тех, кто привык активно вмешиваться в течение жизни, несмотря на то, что в нем заметен дух правдоискательства, характерный в целом для русского крестьянства.

Платон Каратаев, так же как и Тихон Щербатый, в романе "Война и мир" является патриотом. Однако его очень трудно представить сражающимся. Дело не в его робости, а в том, что Платон не ощущает ненависти к врагу.

Щербатый - русский богатырь

В двух во многом разных образах Лев Николаевич Толстой создает единый емкий образ народа, своего рода единство духа. И Платон Каратаев, и Тихон Щербатый каждый по-своему вносят вклад в общее дело. Оба героя не просто осуществляют практические действия, участвуя в борьбе. Их роль более значима - они несут такие качества, как нравственная красота, теплота души и доброта. В романе "Война и мир" Тихон Щербатый, характеристика которого была нами рассмотрена, выражает активное начало души русского человека. Он символизирует способность русского народа смело бороться с захватчиками. Этот герой - воплощение богатырской силы, поднявшейся на защиту родины от врагов.

Щербатый и Петя Ростов

Следует отметить, что функция Тихона Щербатого в произведении не ограничивается олицетворением мужества и силы простого русского мужика. Личность его, как и многих других "проходных" персонажей произведения, служит для усиления характеристики главных героев. Догадавшись, что Щербатый убил человека во время своей вылазки за "языком", Петя Ростов ощущает сильную неловкость, хотя это чувство продолжается недолго. Автор отмечает, что Петя, сидя за одним столом с партизанами, пребывал в состоянии детской восторженной любви ко всем людям. Он хотел сделать каждому приятное, поэтому угощал всех изюмом, присланным из дома. Смерть Пети Ростова подчеркивает слабость наивных мальчиков-дворян и жестокое величие "Тихонов". После его смерти Долохов холодно сказал о Ростове: "Готов". Денисов, подъехав к его телу, вдруг вспомнил, как Петя Ростов говорил: "Отличный изюм, берите весь".

Итак, Тихон является собирательным образом народа, олицетворяющим его лучшие черты. Ему свойственны бесстрашие и самопожертвование во имя победы над захватчиками. На этом завершаем анализ образа Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый - простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: “Миродеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали…” Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, - но оказалось, что он способен на” большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Втэре он был зачислен в казаки. Он постоянно ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел “как волк зубами”.

Тихон не просто овеществляет силу и мужество “простого русского мужика”. Он, как и многие другие “проходные” герои романа, усиливает характеристику первостепенных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во пора вылазки за “языком” убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продолжается недолго. Сидя за столом сообща с партизанами, “Петя пребывал в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям”. Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает жесткое величие “Тихонов” и слабость наивных дворянских мальчи ков. “Готов”, - холодно сказал о Пете Долохов. Денисов подъехал к телу мальчика. “Я привык что-нибудь сладкое… Отличный изюм, берите весь”, - вспомнилось ему.

Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Чего стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осудили за убийство… И в то же пора Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова. Известно, что для Каратаева “жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Каратаев живет в полном согласии со своим окружением. Он сливается с ним, как капелька с океаном.

Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. “Мир завалился на глазах, и остались одни бессмысленные развалины”. Возвращает его к жизни аккурат Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьера. Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, активный, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. “Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез”, - подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. Пьер уже готов был понять, что Каратаева убили…

В театральном искусстве есть выражение: игрывать артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользовался Лев Толстой. Каратаев, Щербатый не только усиливают характеристики других героев, они олицетворяют всех русских людей, с мощной народной силой и высокими чувствами.

“Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно ” - отмечал Толстой, добавляя. “Историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий…”

Именно потому, что произведение насыщено образами таких людей, как Каратаев и Щербатый, можно уверенно высказать - это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись; это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание Именно народ победил в той войне, аккурат народ стал носителем первостепенных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса. Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. — Пленного дайте сюда, — негромко сказал Денисов, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего-нибудь важного. — Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? — сказал Денисов, весело блеснув глазами. — Место удобное, — сказал эсаул. — Пехоту низом пошлем — болотами, — продолжал Денисов, — они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, — Денисов указал на лес за деревней, — а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу... — Лощиной нельзя будет — трясина, — сказал эсаул. — Коней увязишь, надо объезжать полевее... В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем-то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы. — Ведь это Тихон наш, — сказал эсаул. — Он! он и есть! — Эка шельма, — сказал Денисов. — Уйдет! — щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. — Ну ловок, — сказал эсаул. — Экая бестия! — с тем же выражением досады проговорил Денисов. — И что он делал до сих пор? — Это кто? — спросил Петя. — Это наш пластун. Я его посылал языка взять. — Ах, да, — сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. — Мы французам худого не делаем, — сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. — Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали... — На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона. — Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, — говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренно и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. — Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.