Значение маши мироновой в повести капитанская дочка. Написать сочинение

  • 03.03.2020

Дата:

Класс: 8

Тема: Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Цели урока:

    Проанализировать образ Маши Мироновой, раскрыть проблему нравственного воспитания.

    Развивать навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

    Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести, проектор, видеофильм «Капитанская дочка»

нельзя было ее узнать и не полюбить.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Сегодня на уроке мы поговорим о любви на примере главных персонажей Маши Мироновой и Петра Гринева, с которыми познакомились на страницах повести «Капитанская дочка».

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом.

Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой? Давайте, почитаем газету.

(Работа с газетой “Читая повесть…”)

Учитель: Как вы понимаете, что такое любовь?

Учитель: Сразу ли возникает у Петра Гринева чувство любви к Маше? Как появляется и развивается это чувство?

Сначала Петр отнесся к Маше с предубеждением, настроенный отрицательным отзывом Швабрина. Но во время разговора за столом ему стало жалко Машу, так как мать ее бесцеремонно о ней говорила. Затем Петр, познакомившись с ней поближе, обнаружил, что она “благоразумна и чувствительна”. Но это еще не любовь. Хотя Гриневу уже неприятно слушать колкие замечания Швабрина о Маше. Сочиненное стихотворение вряд ли было посвящено Маше. Будь это так, вряд ли Петр стал бы его показывать Швабрину. Но он выносит его на суд, ожидая похвалы. Имя Маши в стихах оказалось, скорее всего, случайно. Но грязные намеки Швабрина взбесили Гринева. Он вступился за честь девушки, так как это велел ему долг дворянина. Швабрин пытается отвратить Гринева от Маши. Петр взглянул на Машу по – новому. Когда же Маша ухаживала за раненым Гриневым, у него созрело решение жениться на ней.

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство .

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим отрывок из кинофильма “Капитанская дочка”. 1 мин. 45 сек.

Учитель: Почему, Маша, на ваш взгляд, отказывается венчаться с любимым? О ком она в этот момент заботится?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами .

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Обратите внимание на реплику Маши. Почти каждая ее фраза завершается многоточием. Найдите и зачитайте.

Учитель: О чем это говорит? Маша что-то недоговаривает, умалчивает?

Многоточие передает прерывистость речи, паузы между словами – волнение. Она не говорит о своей любви, чувствах, так как боится проявить их.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство .

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

Учитель: На жизненном пути Маши Мироновой встретилось много героев. Назовите круг ее общения?

Мать, отец, Палашка, Гринев, Савельич, Швабрин. Машу, все любят, всех привлекает в ней скромность, искренность. Все, к кому девушка хорошо относится, обладают такими качествами как благородство, доброта.

4. Итог урока.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. Действительно, “… нельзя было ее узнать и не полюбить”. И мы не остались равнодушными. Нам понравилось в Маше Мировой благородство, доброта души, искренность в отношениях с Петром Гриневым, бескорыстие поступков, человеколюбие и милосердие, верность и преданность.

5. Домашнее задание .

На следующем уроке мы заканчиваем изучение повести “Капитанская дочка”. Внимательно прочитать 13–14 главы и подготовить сочинение-миниатюру по вариантам:

1. Почему, по вашему мнению, Екатерина II помиловала Гринева?

2. Почему А. С. Пушкин представил свое произведение в форме записок Петра Гринева?

6. Оценивание учащихся за работу на уроке.

Главная героиня повести "Капитанская дочка" - Маша Миронова. Ей восемнадцать лет, она жила в Белогорской крепости, где её отец капитан Миронов, служил комендантом. Она скромная и искренняя, своей простотой смогла покорить сердце Петра Гринёва . У Маши не было приданного, поэтому её мать решила, что ей нужно выйти замуж за первого кто позовёт, лишь бы не остаться в девках. Но у Маши была романтическая натура, и она считала, что жизнь без любви невозможна, поэтому и отказала Швабрину . Она просто не могла представить себя рядом с ним в роли жены. А вот Петра Гринёва полюбила всем сердцем.

Твёрдость её характера проявилась, когда бандиты захватили крепость. В один миг она лишилась родителей, Гринёву пришлось уехать в Оренбург, а её взял в плен Швабрин. Она не смогла изменить свои принципы, и решила, что лучше умрёт, чем выйдет замуж за ненавистного Швабрина. Её сердце разрывалось от боли, когда её спас Гринёв вместе с Пугачёвым . Ведь Пугачёв хоть и избавил её от мучений, но был убийцей её родителей. Не успели закончиться невзгоды, как случилась новая беда: арестовали Петра.

Маша отправляется в Петербург, в надежде спасти Гринёва от пожизненной ссылки. При разговоре с императрицей раскрывается натура робкой и застенчивой девушки. Весь её образ показывал решимость, хотя она всегда была трусихой, но ради спасения любимого жениха она нашла в себе силы добиться справедливости.

«Капитанская дочка» стала, пожалуй, последним крупным произведением А.С. Пушкина. В это время классик всерьёз увлекается историческими реалиями. Особый интерес у него вызывает история крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Александр Сергеевич месяцами проводит в архивах, изучая все документы, способные пролить свет на эти страшные для России события.

Он задумывает создать роман о дворянине-отщепенце, присоединившемся к Пугачёву и служившем ему верой и правдой. Однако этот сюжет не «приживается» у автора. Изначальная задумка претерпевает множество изменений; роман подвергают цензуре. В конечном счёте «Капитанская дочка» превращается в удивительную историю любви, разворачивающуюся в страшные «бунташные» годы.

Несмотря на то, что главным героем романа, несомненно, является Пётр Гринёв, молодой дворянин, служащий в Белогорской крепости, он, который занимает огромный пласт художественного времени в тексте «Капитанской дочки», на самом деле является лишь очередной ступенью к пониманию образа, без преувеличения, центральной, важнейшей фигуры романа - образа Маши Мироновой.

Да-да, именно эта девушка, слабая телом, «трусиха», как скажет про неё мать, Василиса Егоровна, скромная бесприданница станет тем героем, тем идеалом человеческой нравственности, какой в своё время А.С. Пушкин сделал свою Татьяну Ларину. Многие её черты отразятся и в образе Маши Мироновой.

Для того, чтобы правильно трактовать образ этой героини, сперва нужно разобраться в смысловой наполненности, в замысле и идее «Капитанской дочки».

Интересно, что это итоговое произведение «Солнца русской поэзии». Пушкин потратил несколько лет на создание черновиков, неоднократно менял сюжет, способный как можно лучше отразить основную мысль, им задуманную. Дело в том, что этот роман, по признанию самого автора, есть завещание Гения. Недаром он помещает простой, но органичный эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эта мысль пройдёт красной нитью через всё повествование.

Известно, что в последние годы жизни А.С. Пушкин стал особенно близок к религии. Он интересовался христианством и сам был глубоко верующим человеком. В этом контексте особенно раскрываются слова «беречь», «хранить», «соблюдать», так часто встречающиеся на протяжении книги. Они перекликаются с библейским сюжетом, заключительным в Евангелии от Матфея: Христос призывает апостолов продолжать его дело и соблюдать Его заповеди. Честь же - один из важнейших критериев христианской нравственности. И истинной носительницей этой нравственности становится Маша Миронова.

Автор неспроста называет свою героиню библейским именем - и не простым, а именем самой Богородицы! Он подчёркивает значимость девушки, значимость женщины как продолжательницы человеческого рода, а также её чистоту, непорочность, истинное благородство. Машеньке чужды расчётливость, подлость и коварство: она самая первая замечает гнусные повадки Швабрина; она отказывается от его предложения, выбирая незавидную участь старой девы, потому что выйти замуж за нелюбимого человека для неё равносильно продаже самого своего существа; внешнее благополучие отказывается для неё абсолютно незначительным по сравнению с благополучием собственной души. Именно поэтому она отказывается обвенчаться с горячо любимым Петром Гринёвым до тех пор, пока его родители не дадут им своего благословения.

…Пушкин не наделяет Машу никакими внешне притягательными чертами: у неё самая обыкновенная наружность («круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»). Капитанская дочка слаба здоровьем; она диковата и пугается даже «ружейного выстрела». На её долю приходится множество жестоких испытаний: на её глазах убивают родители, предатель-Швабрин принуждает её к замужеству и грозится в противном случае выдать её бунтовщикам… Несмотря на все эти жизненные перипетии Маша Миронова сохраняет свою нравственную чистоту, высокую духовность. Она является носительницей идеалов христианской нравственности. Девушка не склоняет головы перед предателем; ей проще погибнуть, сохранив свои честь и достоинство, чем жить среди низменности и грязи.

Как истинная Женщина, «трусиха»-Маша отправляется в столицу, чтобы лично просить милости и у государыни-императрицы. Девушка чувствует себя виноватой в аресте своего возлюбленного, Петра Гринёва. Внутренние терзания не позволяют Маше опустить руки. Невзирая на все невзгоды и трудности, она, чистая, искренняя и добрая, открывает свою историю неизвестной, которая окажется её спасительницей.

В этом истинно христианском романе на фоне ужасающих исторических событий Пушкин изобразил прежде всего духовное благородство истинной русской женщине. Он с любовью описал черты нового «милого идеала»: нежную наивность, открытость и честность, доблесть, мужество и скромность.

Ведерникова Екатерина

В ходе работы над проектом автор рассмотрела образ Марии Мироновой из повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", проследила все изменения, произошедшие с главной героиней, объяснила их причину. Ученицей также исследованы отзывы критиков о данном литературном произведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

« «Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Выполнила учащаяся 8А класса

Ведерникова Екатерина

Учитель

Соловьева Анна Дмитриевна

Тула

2017

Цель работы : проследить все изменения, произошедшие с Машей Мироновой, объяснить их причину.
Задачи работы : 1. Образ Маши Мироновой.

2. Отзывы критиков о Марии Мироновой как литературной героини.

Введение

  1. Образ капитанской дочки
  2. Характер Маши Мироновой
  3. Эволюция образа Маши Мироновой

Заключение

Введение

Исторические произведения художественной литературы – один из способов познания той или иной эпохи. Всякое историческое произведение познавательно. Главным назначением исторического произведения является попытка связать прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Наша работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для создания того или иного литературного образа. Писатели разных эпох по разным причинам обращались к прошлому, в прошлом пытались найти ответы на вопросы современности. Этот способ поиска истины остаётся актуальным и до сих пор. Современного человека по-прежнему волнуют проблемы философского характера: что есть добро и зло? как прошлое влияет на будущее? в чём смысл человеческой жизни?. Поэтому обращение современного читателя к исторической прозе закономерно.

175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Произведение актуально и по сегодняшний день. Его называют « самым христианским произведением русской литературы».

Мысль исторической повести из пугачевского восстания возникла у Пушкина под влиянием общественной ситуации начала 1830-х годов. В основе повести лежат исторические факты - восстание Емельяна Пугачева. При создании «Капитанской дочки» Пушкин использовал огромное количество источников. На основе секретных материалов составил биографию пугачевского атамана Ильи Аристова.

«В «Капитанской дочке» история Пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. » П. А.Вяземский

Повесть Пушкина посвящена крупному историческому событию, а заглавие вроде бы не связано с этим событием. Почему заглавной героиней становится Маша Миронова? Выбор названия позволяет предположить, что образ Маши очень важен, автор хотел показать, как складывалась судьба героев в круговороте исторических событий. Поэтому автор выбирает ее и Петрушу, и показывает их характеры в развитии, в процессе становления личности. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких-то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен. Маша Миронова - воплощение гармонической ясности. Она существует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка с самой обыкновенной внешностью, но за этой простотой таится настоящее нравственное богатство. В «Капитанской дочке» тесно переплетаются история любви и сказка, интересы государства, сословия и отдельной личности. На запрос цензора Корсакова П.А.: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?» Пушкин дал письменный ответ 25 октября 1836 года: « Имя девицы Мироновой – вымышлено. Роман мой основан на придании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины».

1. Образ капитанской дочки

Пушкин лаконичен при изображении главной героини. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Она не была красавицей. Можно отметить, что героиня застенчива, скромна и всегда молчалива. Маша вначале не производит никакого впечатления на Гринева. Но вскоре у Гринева меняется мнение о Марии. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку». Что значат эти слова в словаре Ожегова: «Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках. Чувствительный – обладающий повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям».

Мы догадываемся, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И в 5 главе Пушкин называет нам это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и естественность его проявления остаются незамеченными для большинства читателей. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Мария отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью. Исследователь А.С. Дегожская утверждает что, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы видим, что Марии тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

2. Характер Маши Мироновой

После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Здесь открывается нам решительность и твердость ее характера. Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество. В дни испытаний и перед лицом опасности Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Мария - уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Мы не могли подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, произнесла такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Мария Миронова – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. Когда Гринева забирают в тюрьму эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим долгом спасти его. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем неповинного жениха» Д. Благой.

Маша Миронова, из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Несмотря на то, что на Маше Мироновой печать другого времени, иной среды, захолустья, где она выросла и сформировалась, она стала у Пушкина носительницей тех черт характера, которые органичны для коренной натуры русской женщины. Подобные ей характеры свободны от восторженного жара, от честолюбивых порывов к самопожертвованию, но всегда служат человеку и торжеству правды и человечности. «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство», – писал Пушкин.

3.Эволюция характера Маши Мироновой

С большой симпатией обрисована Пушкиным семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье, патриархальной, добросердечной, с христианским отношением к людям и миру, и могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высоким моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.
В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она «трусиха». Бесприданница, у которой только и есть, что «частый гребень, да веник, да алтын денег». Со временем нам открывается характер Марии. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но благородство не позволяет ей поступиться принципами. Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.

Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, и сделали ее сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Таким образом, на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственность, верность слову, решительность, искренность. И в награду ей достается заслуженное счастье.


Заключение
Встречаясь с Машей Мироновой на протяжении всего произведения, нельзя не восхищаться ее отзывчивостью, умением сострадать, любить и прощать, готовностью идти на любые жертвы и совершать самые смелые поступки ради любви и дружбы. Я уверена, что обаятельный образ капитанской дочки, созданный А. С. Пушкиным, - достойный пример для подражания и в наши дни.
Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

«Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду и вот-то полной правды о себе самих мы почти уже и не слышим теперь или столь редко слышим, что и Пушкину, пожалуй бы, не поверили, если б не вывел и не поставил он перед нами этих русских людей столь осязаемо и бесспорно, что усомниться в них или оспорить их совсем невозможно.»Ф.М.Достоевский

«А что за прелесть Мария! Как бы ни было она принадлежит Русской былине о Пугачеве. Она воплотилась с нею, и отсвечивается на ней отрадным и светлым оттенком. Она другая Татьяна того же поэта. П.А.Вяземский. А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

Список используемой литературы:

1.Д.Д.Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. - М.: «Художественная литература», 1973

2.Д.Д.Благой. Роман о вожде народного восстания(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина)//Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М., 1978

3.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л.,1987

4.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 томах. – М., 1985

5.Русская критика о Пушкине. – М.,1998

Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Это застенчи-вая, скромная, с непримечательной внешностью де-вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг-лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду-рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка-питанской дочкой возникает взаимная симпатия , пе-реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу , ис-кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен-ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело-го ранения, полученного Гриневым на дуэли . Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус-ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа-нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу-жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро-новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли-зость к народу.

Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива-ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко-нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен-цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка-кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости , послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине-ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми-ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель-ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания , выпавшие на долю девушки, воспиты-вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой , потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров-ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда-ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра-тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре-шается ехать в Петербург и самостоятельно составля-ет план действий, чтобы восстановить справедли-вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак-теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче-му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ-ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со-бытия, происходящие в повести, так или иначе связа-ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис-пытаниях проявляются человеческие качества , под-час скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.