Что одеть в оперный театр зимой. Театральный дресс-код: пережиток прошлого или реалии жизни? Что все же одеть в театр

  • 22.04.2019

Вчера тебя пригласили в театр и вся ночь прошла в размышлениях как одеться? А вдруг надо было срочно покупать вечернее платье? Успокойся и внимательно читай, как должна выглядеть девушка, посещая «храм культуры».

Все зависит от жанра

Разновидность театра оказывает непосредственное влияние на выбор наряда. Согласно театральному этикету, существует разница, в каком образе ты придешь на балет, а в каком — на драму.

Идем на оперу и балет

Посещение оперы и балета обязывает забыть о простых, пусть и классических платьях. Уж тем более о повседневной или офисной одежде. Причина этому — особый придворный статус жанра, сохранивший свое величие до наших дней.

Наиболее уместными станут вечерние наряды. Для женщин — платье в пол классического силуэта, подчеркивающее фигуру, для мужчин — неизменно смокинг. Девушки могут дополнить образ перчатками до запястья или середины локтя, и украшениями.

А вот Тэйлор Свифт в клипе «Shake it off» не побоялась выглядеть нелепо

arrow_left А вот Тэйлор Свифт в клипе «Shake it off» не побоялась выглядеть нелепо

Отправляемся в драмтеатр

Театр драмы не ставит столь жестких рамок при выборе наряда. Обычно его посещение приходится на время после работы, поэтому допускаются вольности в подборе образа. Обрати внимание на строгие платья, классические костюмы, женственные блузки и скромные юбки.

Естественный макияж и аккуратно убранные волосы лишь подчеркнут актуальность наряда.




А если у тебя в руках билеты на первые места в партере или ложе, то можно позволить выход в вечернем туалете. В остальных случаях есть риск вместо ожидаемого восхищения услышать обидные насмешки.

Посещаем нестандартные театры

Помимо представленных классических театров существуют альтернативные, например театр кукол или пантомима. О том, что надеть по такому случаю, не упоминается нигде. И это здорово, ведь именно здесь ты можешь раскрыть весь свой модный потенциал, забыв о неуместных классических и вечерних нарядах.




Общие правила

Если ты все еще не определила, что надеть в театр, воспользуйся общими советами. Вкратце их суть такова — лучше показаться чопорным и скучным, чем оправдываться, что не случайно забрел в театр.

Базовые вещи

Беспроигрышным вариантом станет сочетание простых вещей из базового гардероба. Что к нему относится?

  • Классические юбки до середины колена;
  • блузки спокойных оттенков;
  • брюки со стрелками;
  • костюм, а-ля мужской смокинг;
  • платье строгого кроя.

Идеальными вариантами считаются маленькое черное платье или белая рубашка или блузка, заправленная в темную юбку. Не бойся оказаться скучной. В конце концов, и театр не студенческая вечеринка.




Бери пример с Кэйт Миддлтон

arrow_left Бери пример с Кэйт Миддлтон

Уместность обуви

Разве можно пойти в театр и не надеть новые туфли на умопомрачительном каблуке и платформе? Оставь возмущение до более уместного случая. И обрати внимание на лаковые лодочки нюдовых оттенков, двухцветные туфли Chanel (с черным мыском), классические туфли на умеренном каблуке. Словом, ничего экстраординарного и яркого.




Те самые Chanel

arrow_left Те самые Chanel

Возьми на заметку и правило выбора чулок/колготок. Выигрышным вариантом считается черный цвет. Он стройнит ноги и придает образу элегантности. Однако, если ты выбираешь светлый наряд, то гармоничнее будут смотреться телесные оттенки без намека на блеск. Никакого кружева, узора и яркого сочетания всевозможных цветов.

Аксессуары

Любой, даже самый скучный образ можно преобразить с помощью аксессуаров… или окончательно испортить.

Основное правило — их не должно быть много, и они должны гармонировать с нарядом. В идеале, откажись от броской бижутерии. Отдавай предпочтения благородным наборам из драгоценных металлов.

А если в планах создать романтичный образ, то повяжи на шею шелковый или газовый платок.

В этот вечер откажись и от любимой вместительной сумки. Пусть ее заменой станет маленькая через плечо или клатч.




Внимание мелочам

Образ не будет закончен, если ты наденешь красивое платье, грамотно подберешь аксессуары, но забудешь о таких мелочах, как прическа и макияж.

Основное правило, которое проходит лейтмотивом по всем советам — ничего вызывающего!

Вспомни, сколько раз тебе приходилось неудобно сидеть, подпрыгивая с места, потому что кто-то перед тобой вдруг решил, что прически XVII века снова в моде?

Легкие волны, интересное плетение, конский хвост или пучок. Вот то, что уравновесит образ и не заставит рядом сидящих недовольно цыкать.

Конечно, поход в театр предполагает вечерний образ и соответствующий макияж. Но не торопись делать модные черные smoky eyes и красить губы алой помадой. Посмотри, как выглядят кинодивы. Либо подчеркнутые глаза при нейтральных губах, либо все наоборот. Другого быть не может.




Парфюм не является обязательной частью сборов в театр. Однако без любимого аромата образ выглядит незавершенным. Вечернее время подразумевает выбор особенных духов, шлейфовых. Они отличаются более глубоким и тягучим запахом.

Но и здесь не стоит усердствовать. Во-первых, сам аромат не должен быть слишком тяжелым. У некоторых людей от этого может развиться аллергия, и тогда вечер будет испорчен для всех. А во-вторых, не стоит злоупотреблять с нанесением. Пары капель на запястья и за мочки ушей будет более, чем достаточно.




Заключительные ноты

Несомненно, любые советы носят рекомендательный характер, а в театре нет жесткого фэйсконтроля. Но какая девушка не хочет нарядиться, особенно когда представляется такая возможность. Поход в театр — еще один шанс не только культурно отдохнуть, но и надеть красивое платье, сделать прическу, взять под руку кавалера и окунуться в мир театрального искусства.

Театр… Царство творчества и манер. Атмосфера театра не перестает быть таинственной и манящей. Когда-то модницы надевали самые красивые наряды и все свои украшения для похода в театр. С тех пор театр изменился и потерял былую популярность, но и сегодня джинсы и футболка неприемлемы для его посещения. Безусловно, строгого дресс-кода для посещения театра нет, и вас в любом случае пропустят с билетами. Но женщина должна выглядеть элегантно всегда и везде. Наряд для театра следует выбирать в зависимости от типа театра и времени спектакля. Итак, что надеть в театр, чтобы выглядеть стильно и элегантно.

Посещение театра – это выход в свет, поэтому одежда должна быть опрятной и отглаженной. Главное правило: все элементы одежды должны хорошо сочетаться и соответствовать вашему возрасту. Летом и на дневной сеанс желательно выбирать одежду более светлых оттенков, а зимой и на вечернее время подойдут более темные тона. Вызывающие цвета, яркий макияж и слишком открытая одежда сделают вас объектом излишнего внимания.

Классика всегда в моде

Вы должны стать элегантной леди. Лучшим нарядом для театра станет коктейльное платье. Цвет платья лучше выбирать сдержанный, иначе вы рискуете привлечь к себе ненужное внимание. Хотя красное платье с черными туфлями прекрасно подойдет для такого случая. Никогда не потеряет актуальность маленькое черное платье или платьице в стиле ретро. Обязательно подберите к платью подходящие аксессуары. Они не должны быть кричащими. Ваш образ дополнит легкий макияж, без ярких акцентов.

Вечерний образ

Обратите внимание на билеты. Если вы приобрели билеты на первые ряды, то ваш наряд может быть более изысканным, даже немного экстравагантным: открытая спина, декольте или красивое колье будут выделять вас из толпы. На галерке наряд должен быть проще, чтобы не привлекать взгляды соседей. Тем не менее, свитер и джинсы не должны стать одеждой для вечера. Для вечернего сеанса в классическом театре можно выбрать длинное платье, подчеркивающее вашу фигуру. Если театр небольшой, то лучше отказаться от строгих вечерних платьев в пользу более простого стиля. Возьмите с собой красивый палантин, иногда во время представления бывает холодно.

Дневной сеанс

На дневной сеанс дресс-код значительно проще. Сеансы до 6 часов вечера по этикету менее формальные. Вы можете выбрать элегантный костюм: брючный или с юбкой. Обычное трикотажное платье отлично подойдет для сеанса в дневное время. Глубокое декольте нежелательно, лучше ограничиться V-образным вырезом. Неуместно в театре даже в дневное время будет выглядеть спортивная одежда.

Театры бывают разные…

Выбор наряда сильно зависит от того, какого плана театр вы посетите. Для больших классических театров ваш образ должен быть спокойным, без излишеств. Театр драмы, оперы и балета подразумевает вечерние платья. Более формальный стиль одежды также подразумевают театральные премьеры и бенефисы известных артистов. Премьера балета – прекрасный повод продемонстрировать длинное вечернее платье. Но это же вечернее платье в авангардном театре сделает вас старомодной. Детские и кукольные театры подразумевают свободный стиль. Альтернативные театры допускают даже вычурный и повседневный образ и яркий макияж.

После работы – на сеанс

Как правило, в быстром темпе жизни не всегда есть возможность тщательно подготовиться к театру и переодеться после офиса. Значит уже на рабочем месте вы должны быть готовы к вечеру. Ваш наряд не должен вызывать недоумение у коллег, например, открытая спина или длинное платье в пол. Такой наряд произведет не совсем то впечатление, которое вы ожидали. Помните, что строгий костюм всегда можно превратить в вечерний наряд с помощью небольшой детали: брошки, булавки, шарфика или более яркой блузки. Можно добавить украшение или изменить прическу.

Выбираем обувь

Обратите внимание на выбор обуви для посещения спектакля. Это не должны быть кроссовки или мокасины: они больше подойдут для прогулок. Выигрышно будут смотреться туфли-лодочки с романтичным платьем. Туфли на высоком каблуке хорошо сочетаются с длинным нарядом. Босоножкам предпочтите туфли с закрытой пяткой. Высоту каблука вы определяете сами – вам должно быть комфортно в туфлях, и вы должны двигаться грациозно.

Вето, или что нельзя надевать на спектакль

Правило первое: дополнением наряда должен быть клатч или конверт, а не громоздкая сумка! Вам также будет удобно с небольшой вечерней сумочкой. Если нет возможности оставить сумочку дома, вы можете сдать ее в гардероб, а телефон и ценные вещи переложить в клатч. Во-вторых, в театр неуместно ходить в футболках, топах или шортах. Театр даже в наши дни является домом культуры, поэтому ваш стиль должен соответствовать. Еще один моветон – это чулки в сеточку. В театре они будут выглядеть вызывающе. Ваш образ, безусловно, дополнит прическа. Но не забывайте, что высокая прическа будет доставлять неудобство зрителям, сидящим за вами.

Какой бы наряд и стиль вы не выбрали, обязательно возьмите с собой хорошее настроение и улыбку. И тогда ваш вечер будет незабываемым.

Поход в театр в наше время становится довольно обыденным явлением.

Женщину пригласили в театр. Сразу возникает вопрос, что же надеть? Времена шикарных платьев с воланами и корсетами прошли, но все же стоит отдать дань моде. Сегодня довольно разнообразный выбор вечерних нарядов, которые отлично подойдут женщине, идущей на представление в театр. В этом случае следует учесть несколько важных нюансов.

Но сначала поговорим немного о правилах хорошего тона. Свежесть дыхания - залог успеха. Ни в коем случае нельзя есть чеснок, ведь и весь наряд тоже может неудачно пропитаться его запахом. А если все же есть несвежесть - жевательная резинка лучший помощник. Женщина должна умеренно использовать духи, при этом желательно не пользоваться ими непосредственно перед спектаклем. Рассмотрим один пример. Если в зале смешается масса ароматов, то у людей попросту будет болеть голова, и они не смогут нормально смотреть спектакль, их внимание будет рассеяно. Либо же рядом сидящий человек будет аллергиком или астматиком, что может вызвать приступ удушья.


Если же женщина собирается на спектакль с мужчиной, то главное - предусмотреть тот факт, чтобы их наряды были гармоничны между собой, к примеру, в одной цветовой гамме. Это будет не только красиво, но и подчеркнет ваше единство. Бывают такие случаи, когда на спектакль нужно успеть после работы, а заехать домой, чтобы переодеться, просто нет времени. Тогда рекомендуется взять с собой на работу праздничные туфли, какие-либо украшения, шарфик, чтобы украсить и придать более изысканный и пикантный вид своему наряду. В случае же посещения вечернего спектакля женщина должна быть одета в вечерний туалет.

Правила хорошего тона позволяют надеть на спектакль шляпки. Они могут быть различные: как большие, так и маленькие, с широкими и узкими полями. Сев на свое место, женщина обязательно должна спросить у сзади сидящего человека, не мешает ли ему ее шляпа. Если ответ будет утвердительным, она должна ее снять. Если женщина забыла спросить у сзади сидящих зрителей насчет своей шляпки, и ее попросили ее снять, то она должна молча это сделать, не вступая в спорный диалог! Это послужит показателям дурного тона, и нарушением этикета.
Макияж должен быть вечерним и умеренным. Поменьше ярких, вызывающих тонов.


Красивая и миниатюрная сумочка придаст образу женщины неповторимый шарм. Туфли на высоком каблуке - элегантность и медлительность. Красиво уложенные волосы создадут неповторимый образ элегантности и сдержанности. Не стоит делать прическу высокой, это может создать неудобства зрителям, сидящим сзади.

Одеваясь и собираясь на постановку спектакля, женщина должна иметь в виду, что майки, футболки, спортивная обувь в данном случае неуместны. Женщинам больше подойдут рубашки с длинным рукавом и юбки, а также брюки. Всеми нами любимое маленькое черное платье, украшенное стразами либо жемчугом, как раз очень подчеркнет и дополнит образ. Можно надеть меховое манто, в меру украшений, чтобы не выглядеть слишком вызывающе. Если же трудно определиться с выбором одежды, то, как один из вариантов выхода из ложившейся ситуации, может быть звонок в этот же театр с вопросом о наряде. В телефонном режиме женщине подскажут на каком варианте одежды лучше остановиться.


Не нужно надевать все свои драгоценности, украшения. Это будет привлекать чрезмерное внимание окружающих. Ведь люди приходят в театр смотреть на игру актеров, а не демонстрировать себя в качестве модели. Перед походом в театр стоит отдохнуть и помыться, чтобы выглядеть отлично и своим уставшим видом не привлекать лишнее внимание.

Довольно популярным аксессуаром для таких случаев являются перчатки к платью темных тонов, которые не должны быть прозрачными. Но лучше их снимать в помещении театра.


Выбирая вечернее платье, стоит не забывать о деталях платья: вырезах, кокетках, бантах. Ведь есть женщины, которые не разбираются во всех этих деталях, линиях одежды, поэтому, надевая такое платье, они думают, что выглядят сногсшибательно и шикарно. А на самом деле оно им попросту не подходит, делает их смешными в глазах публики. А женщина, одетая в простое черное вечернее платье, привлекает внимание своей элегантностью и строгостью. Мужчины провожают ее своими восхищенными взглядами.

Не стоит одеваться не по своему возрасту. Женщина, одетая в тридцать пять лет словно девочка-подросток, выглядит все же старше своего возраста. На премьеру спектакля стоит надевать платье с открытой спиной светлых тонов, но из плотной ткани. Строгие костюмы в английском стиле остались в прошлом, одеть в театр лучше платье с жакетиком или юбку.

Все же очень бы хотелось видеть современную женщину, идущую на постановку спектакля, улыбающейся и уверенной в себе. А это возникнет лишь в том случае, если она одета в наряд, соответствующий ее фигуре, возрасту, положению в обществе.

По которому запрещен вход в кроссовках или спортивной одежде. Инициатива вызвала разные эмоции среди москвичей: кто-то ее поддержал, а кто-то воспринял критически. The Village съездил в театр и выяснил, в чем теперь приходят зрители на спектакли и как готовятся к культурному походу.

Никита, 21 год

В театр я собирался минут десять, это относится именно к одежде. Прочитал на сайте, что есть дресс-код, он как-то называется вроде «коктейль». Ну, выбрал костюм и пришел. Если честно, я не так часто хожу в театр. И, в принципе, всегда смогу соответствовать нужной обстановке. У меня нет проблемы: если надо, надену туфли, жуткой нужды надеть кроссовки не было. Театр ассоциируется с чем-то культурным и высоким. Сюда нужно одеваться, продумав свой вид, хотя бы немного. Приходить в кроссовках, наверное, неправильно. Все-таки театр - это колыбель искусства.

Ирина, 29 лет

Нельзя сказать, что я сегодня долго собиралась в театр. Я прочитала глупую сноску на сайте и решила одеться по дресс-коду. У меня с собой в рюкзаке очень неудобные балетки. Если бы в кроссовках меня не пустили, я бы достала козырь из рукава в виде этих нарядных тапочек.

Я даже читала интервью художественного руководителя театра по этому поводу (имеется в виду на The Village. - Прим. ред.) и считаю, что дресс-код - сомнительная затея. Даже само название этого театра - «Модерн» - резонирует с требованиями к одежде. В театр с дресс-кодом я приду, если там будет нечто действительно интересное, но придется взять обувь с собой. Театры, если быть честной, я не очень люблю.

Ольга и Игорь, 28 лет

Мы достаточно быстро собрались в театр - потратили, наверное, минут 40. Я выбрала одежду, которая подходила под дресс-код. Эту одежду я редко ношу, но у меня есть парочка специальных костюмов, которые припасены как раз для театров, филармоний и других подобных случаев. Театр - это маленькая жизнь, маленький мир. Мы шли не в театр, а на спектакль, который нам был интересен.

К дресс-коду мы скорее относимся отрицательно. Он должен быть, но все хорошо в меру, не нужны такие строгие правила, как сейчас. Для мужчин вообще был прописан пиджак, но на самом деле это не совсем обязательно, поэтому Игорь прошел без него. Не пускать людей в кедах типа Converse - это ненормально. Это же не какие-то беговые кроссовки!

О самом театре я узнала из статьи на The Village, и там меня смутил момент по поводу хиджаба, что в нем можно приходить на спектакли. Понятно, почему в хиджабе можно, но руководство театра нелогично считает, что старшее поколение может смутить неформальная одежда. Учитывая последние события, люди в хиджабах их смутят на самом деле.

Сергей и Мария, 30 и 35 лет

Я быстро собралась, где-то за час. Сергей управился всего за полчаса. Обычно в театр нужен какой-то совершенно определенный стиль: нельзя одеться как на Новый год или в ресторан на вечер, нужна скорее официально-деловая одежда. В театре так принято, это некая традиция, которой мы следуем.

О дресс-коде в «Модерне» мы вообще не знали, увидели только на двери объявление об этом. Восприняли информацию без эмоций. Театр для нас - это культурное и приятное времяпрепровождение. Это больше, чем кино, потому в спектакль больше погружаешься, чувствуешь больший спектр эмоций, больше переживаешь и больше думаешь.

Татьяна, 41 год

Подготовка к походу в театр заняла у меня много времени, но собралась я быстро. Выбор наряда, подбор аксессуаров, макияж - к этому я тщательно подошла, это заняло значительное время. В театре нельзя быть абы как одетым, потому что это неуважение и вообще неприлично. Выбор был огромен, но я остановилась на этом - мне показалось, что он больше всего подходит.

Я не знала, что вводится дресс-код. Но я считаю, что это очень правильная мера. Дресс-код вообще везде нужен, не только в театрах, но и в музеях.

Ольга, 47 лет

Я долго решала и сомневалась. Не знала, что мне надеть: длинное платье или короткое. Можно сказать, целый день потратила на сборы. В итоге выбрала красное платье, потому что мне оно показалось наиболее актуальным и больше всего подходило под мое настроение.

В этом театре играет дочь, поэтому я, естественно, знала про дресс-код. Я очень рада новым правилам в театре: иногда хочется почувствовать себя красивой среди серых унылых будней, хочется праздника. Я очень люблю платья, люблю выходить в свет, туда, где я смогу почувствовать себя женщиной, например в театр. Вообще это то место, где я могу отдохнуть, вдохновиться, почувствовать себя в другой обстановке, впитать в себя театральный дух и энергию, проникнуться спектаклем.

Разбираемся, насколько строги сегодня рамки театрального дресс-кода и на какую премьеру можно заявиться в стиле casual chic.

Вне всякого сомнения, сегодня столичный театральный мир переживает сильнейший ренессанс. Хотя до объемов Бродвея и Вест-Энда Москве еще пока далеко, плотность значимых театральных событий в светском календаре высока. Фактически, залы забиты зрителями круглый год, независимо от сезона — от классических Большого театра и Ленкома до прогрессивных «Гоголь-центра» и «Практики», в то время как режиссерам и актерским труппам попеременно присваивается статус «модных». По данным социальных опросов (лично подтвержденных руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым несколько лет назад), более 50% москвичей ходят в театр и ставят его на третье место в списке своих регулярных развлечений — после ресторанов и кино. В связи с такой популяризацией искусства неудивительно, что со временем размылись границы театрального дресс-кода: пока одни зрители, пренебрегая антуражем, приходят даже на академические спектакли в будничном виде, другие по‑прежнему воспринимают поход в театр как повод нарядиться в вечернее платье или костюм. Да, официального дресс-кода в театре уже давно не существует, но это не значит, что не возникает вопросов, с ним связанных. В этом как раз и состоит проблема формально отсутствующих правил. Что надеть? В чем отправиться на премьеру? Платье с открытой спиной и бриллианты — это слишком? На какой спектакль уместно прийти в джинсах?


В XX веке театр перестал быть привилегией элиты, превратившись в развлечение, доступное более широким массам людей. В отсутствие «ярмарки тщеславия» в ложах и партере понятие театрального дресс-кода постепенно утратило свою актуальность: теперь в театр приходят, в первую очередь, за искусством, а уже потом себя показать.


Впрочем, театры не всегда остаются в стороне от этого вопроса: в 2012 году в Лондоне была объявлена необычная кампания Английской национальной оперы, призывающая зрителей снизить градус торжественности нарядов. Это было сделано с целью «демократизации» имиджа британского академического театра, однако в рядах культурной публики такой порыв вызвал недоумение. В ответ на эту инициативу в газете The Guardian была опубликована статья, где было высказано следующее мнение: дресс-код не имеет ничего общего с элитарным характером оперы — это закон жанра, формальность, продиктованная солидарностью с теми, кто стоит на сцене. Наряды зрителей — часть общего декорума, который настраивает на нужный лад и подчеркивает исключительность события. А следовательно, вечернее платье или костюм — проявление уважения к истории, традициям и самому искусству и стремление ему соответствовать.

Безусловно, одежда, в которой мы приходим в театр, никак не влияет на наше восприятие того, что происходит на сцене. Но если публика все же «одевается», значит, это кому-нибудь нужно? Или это просто дань традиции? Чтобы понять, ограничивается ли понимание современного театрального дресс-кода лишь здравым смыслом или все же за этим есть нечто большее, мы обратились к нескольким экспертам.

Так, обозреватель моды Елена Стафьева настаивает на том, что само понятие театрального дресс-кода архаично: «Если относиться к искусству по признаку «есть платье — есть событие, нет платья — нет события», то лучше вместо оперы сходить на Венский бал, Во все мировые театры можно ходить в чем вздумается, если, конечно, речь идет не о Metropolitan Gala со списком звезд, но туда просто так никто и не придет. Есть еще фестивали Байройт и Глайдборн, куда тоже принято приходить в смокинге и вечерних платьях. Но в целом, такой проблемы, как «театральный этикет», нет уже давно — лет 30».

Получается, что рамки могут существовать только на театральных событиях высокого уровня, куда посторонним вход воспрещен. В то время как за пределами громких премьер и закрытых показов — полная свобода выбора: даже заявись вы в Ла Скала в джинсах, никто вас не остановит. Однако далеко не все зрители разделяют такой демократичный подход и считают привычку «одеваться» в театр пережитком прошлого.

Так, например, управляющий партнер Lunar Hare Александр Перепелкин, завсегдатай балета и оперы, считает, что ограничивать людей дресс-кодом не правильно, но у каждого должны быть внутренние барьеры: «Было бы здорово, если бы людям было не комфортно приходить в кроссовках и джинсах в Оперу Гарнье. Я всегда следую правилам формального дресс-кода, когда иду на балет или оперу: для меня это торжественные жанры, и мне совершенно не хочется снижать пафос мероприятия. Другое дело — современный драматический театр: здесь я редко ограничиваю себя в одежде. Мне очень близок бродвейский подход, где театральные подмостки — площадка для актуального искусства. Репертуар театров динамичен, и публика этому соответствует: при таком ритме дресс-код не оправдан». По мнению Александра, российская публика зачастую неверно интерпретирует законы жанра: «Переняв западную традицию, мы стремительно отказались от необходимости одеваться на вечерние спектакли, но, как часто это бывает, пошли еще дальше. К примеру, на опере в Метрополитен или Ла Скала одетых не в вечерние платья, смокинги или темные костюмы почти невозможно увидеть. Я уже не говорю про открытие сезона New York City Ballet, когда количество бриллиантов превосходит все разумные пределы. У нас же «нарядные» джинсы и «биркин» до сих пор считаются вечерним дресс-кодом».

Нельзя не учитывать и то, насколько динамично меняется формат постановок: современные спектакли зачастую проходят в местах, изначально для этого не предназначенных, а это подразумевает, что форма одежды должна быть, в первую очередь, удобной. Продюсер Дарья Вернер, сотрудничающая с «брусникинцами», Театром Наций и другими актуальными театральными проектами, ходит на спектакли практически каждый день и может рассказать, как правильно к ним готовиться: «Нужно знать хотя бы немного о постановке, иначе вы рискуете не только ничего не понять, но и выглядеть глупо. Вы можете одеться, как на красную дорожку, а оказаться на спектакле, который проходит на действующей строительной площадке или заводе. Пожалуй, платье в пол и смокинг уместны, только если вы идете на премьеру «Манон Леско» с Анной Нетребко. В остальных случаях растянутый свитер и кроссовки будут выглядеть менее вызывающе, чем вечернее платье с вырезом на спине. В 2016 году театр — это снова модно, и, как и прежде, это место для светского общения, а не только для духовного развития. И если джинсы и кроссовки — это приметы времени, современный театр — про то же самое».


Действительно, иные спектакли могут потребовать одежды скорее комфортной, чем красивой, особенно если мы говорим о многочасовых произведениях. С этим согласна постоянная и основательница Интеллектуального клуба «418» Надежда Оболенцева — для которой походы в театр составляют изрядную часть досуга. «Для меня предпочтителен спокойный и комфортный наряд: свитер и брюки или юбка, рубашка и джинсы. Странно прийти в театр over dressed, если это не светская премьера. Все-таки ты идешь смотреть то, что происходит на сцене, а не в антракте, и никому не важно, во что ты одет, но уважение к окружающим должно быть. Хотя я сама часто действую по принципу «Красивой меня полюбит каждый, а такой — только порядочный». Впрочем, на вопрос, смогла бы она пойти в Парижскую оперу в кроссовках, одна из главных it girls Москвы отвечает категорично: «В нормальных обстоятельствах, конечно, нет. Толпы туристов в шортах и сандалиях в Ла Скала выглядят, как минимум, странно, а вот дамы почтенного возраста в старинных жемчугах и меховых манто со спутниками в смокингах всегда вызывают у меня восхищение. Эти люди создают атмосферу — понимаешь, что они лет 60 сюда приходят за наслаждением».


Таким образом, рассуждая на тему современного театрального дресс-кода, мы исходим из жанрового разнообразия театра. Согласно эстетике, условно современный театр можно разделить на три основных направления: академические жанры — опера и балет, классический драматический театр и современные постановки, многие из которых носят экспериментальный характер. Внутри каждого жанра существует свой код, который заядлый театрал может безошибочно определить. Но есть ли решение, позволяющее чувствовать себя уместно в любом театральном антураже? Главный редактор журнала Interview Алена Долецкая считает: «На мой взгляд, за последние 20 лет публика, в целом, стала лучше одеваться в театр. Во многом тщательность публики в этом вопросе зависит от самого театра: в «Практике» это может быть молодой и небрежный выход, а в Большом театре, и особенно на премьере — black tie. Иногда проскальзывает нарушение соответствия и сообразия наряда как самой персоне, так и театру: например, вечернее платье и дорогие ювелирные украшения на не премьерном драматическом спектакле я считаю неуместными. Сама я, как правило, выбираю стиль casual chic».

Получается, вместе с канонами театра поменялась его эстетика, фокус публики сместился в сторону главного — искусства, а правила дресс-кода отошли на второй план. Но даже при том, что формального дресс-кода в театре больше не существует, многие зрители не готовы от него отказаться. Театр перестал быть привилегией элиты, но остался событием, выходящим за будничные рамки. И в зависимости от жанра определенные правила одежды для этого события все же существуют, а соблюдать их — занятие скорее приятное, чем скучное.

Текст : Александра Мендельская