Консультация для родителей по теме нетрадиционное рисование. Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду

  • 06.07.2019

Мастерская для родителей «Рисуем вместе» нетрадиционное рисование

Вставка рисунка

Составитель: Маланич Ирина Дариевна, педагог дополнительного образования

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа – интернат для обучающих с ограниченными возможностями здоровья»

Нягань 2015

Цель : привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования. Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; способствовать пониманию значения развития детского творчества.

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями. Кто-то скажет нам все это известно, но я очень надеюсь, что какие-то открытия ждут всех. Все рисовали в детстве? А кто продолжает рисовать и сейчас?

Рисование – это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали: кто-то в альбомах, кто-то мелом на асфальте, кто-то на обоях или линолеуме. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности (рисунки, поделки и др.) – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром, по рисункам можно определить состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности. Как же научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует много приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Итак, учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами!





Капли дождя нарисуем клеем пва и повесим вертикально рисунок сушиться, когда клей высохнет, на бумаге останутся прозрачные капельки, похожие на дождик .




Рисование пальчиками

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ

ПЕЧАТЬ ПАРАЛОНОМ

ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК (малый)

ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК БОЛЬШОЙ


Листья растений (деревьев, цветов)


СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

МЯТАЯ БУМАГА


ПРОБКИ, ВИЛКА

ПЛАСТИКОВАЯ ТРУБОЧКА

Пластиковая бутылка

Наша задача - помочь детям открыть дверь в самый удивительный мирволшебный мир детского творчества!

Дерзайте , фантазируйте!

Спасибо за внимание!

Хамдохова Арина
Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Нетрадиционные техники рисования

в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности : рисование , лепка, аппликация и конструирование . В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада , окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Мы успешно использовали методику ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т. С. Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник , предлагаемых для изображения образа, так дети с удовольствием рисуют пальцами, пластелином и т. д.

Изучив работы различных авторов, таких как Г. Б. Кибишевой программу «Вдохновение» , И. А. Лыковой - «Методическом пособии для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду » мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи :

Сформировать у детей технические навыки рисования .

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования .

Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования .

В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием . Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы : простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились : детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараемся подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом , который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений . Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

В работе на протяжении нескольких лет широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования .

«Пальчики-палитра» рисование пальчиком .

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра.

Это не сложная, но очень интересная техника , которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.

^ Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку» .

К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой » и сами придумывают темы для рисования , используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок. «Пальчиковым методом» дети рисовали сюжеты к сказке Аксакова «Аленький цветочек» . Работы получились очень удачными.

^ Следующая техника – рисование ладошкой .

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Следующей нетрадиционной формой обучения , которую использую в работе, является рисование штрихом .

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы : «Цыпленок» и «Петушок с семьей» . Это не сложный и довольно выразительный метод рисования , в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

Из анализа детских работ можно сделать вывод, что не все дети умеют контролировать амплитуду колебаний своей руки. Штрихи получаются разной величины, порой со слабым нажимом на карандаш. Поэтому мы рекомендуем воспитателям с детьми в свободное время чаще тренировать руку, чтобы закрепить навыки штриховки.

Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге . В данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисовать акварелью сложнее , чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море» , как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

^ Рисование восковыми мелками , свечой и акварелью.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы рисовали на тему «Вологодские кружева» .

Также мы используем и такую новую технику рисования , как граттаж.

Интересно в этой технике прошли занятия на темы : «Зимний лес» , «Прогулка в парке» , «Ночные сказки» .

^ Мазковая живопись.

Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы : «Травка» , «Елочка» и т. п.

Очень интересны и такие приемы рисования , как – монотипия и диотипия (техника печатки ) .

Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду» , «Деревья отражаются в реке» . Дети рисовали с удовольствием , им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Понравилась детям и такая техника , как батик – роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. Мы с детьми рисовали «Вербу в вазе» . Дети удачно проявили себя, каждая их работа была неповторима. Они показали безграничность детского творчества .

Еще один нетрадиционный прием – набрызг . Это очень не простая техника . Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы : «Снегопад» , «Листопад» . Это сложная техника , у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

^ Рисование пластилином . Данная техника требует усидчивости , терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали «Лебединое озеро» , «Попугайчика» , а с детьми подготовительной группы провели творческое занятие на тему «Сказки А. С. Пушкина» .

Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования :

- рисование мелом ;

- рисование углем и сангиной ;

- рисование с использованием природного материала;

Африканская роспись;

- рисование тычком (жесткой кистью) ;

- рисование манкой ;

- рисование при помощи ниток .

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах .

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Литература

Грек В. А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.

Зеленина Е. Л. Играем, ползаем, рисуем : Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям . //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) ». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

Мосин И. Г. Рисование : Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург : У-Фактория, 1996.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) » /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра : Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Академия развития, 1997.

Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

Консультация для родителей на тему:

« Использование нетрадиционных техн ик рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

интеллектуальному развитию ребенка;

коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

учит детей свободно выражать свой замысел;

развивает мелкую моторику рук.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих техник:

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного.

В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью . Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания, необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Достаточно сложной техникой является набрызг . Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Интересной изобразительной техникой является кляксография . Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Также существует техника « рисование нитками » (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных , бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже . В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

(С использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме)

Цель:

  • Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.
  • Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
  • Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию
  • Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.

Вступительное слово
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте.
Над решением этой проблемы работали известные педагоги-новаторы

Амонашвили, Запорожец. Это отмечал Аристотель, об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Коменский, Песталоцци.

Главный мотив детского творчества - это стремление выражать свои

впечатления, переживания, осваивать их в деятельности.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании.

Это правда! Ну чего же тут скрывать.

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене,

И в трамвае на окне.

Э.Успенский.

Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.

В своей работе использую следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками рук, рисование ладошкой с последующим дорисовыванием, рисование жесткой кистью, цветными восковыми мелками, рисование свечей и затушевывание акварельными красками, монотипия с дорисовыванием, набрызг по трафарету, кляксография с трубочкой, с ниточкой, черно – белый граттаж, цветной граттаж, рисование мыльными пузырями и многие другие.

(Показ презентации «Нетрадиционные способы и приемы рисования».)

Слайд.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Слайд. Монотипия.

Метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.

Слайд. Рисунки в технике монотипия.

Слайд. Кляксография.

Отличная тренировка воображения. На ее примере так же можно наглядно и весело объяснить ребенку понятие симметрии.

Итак, берем плотный лист бумаги. Делаем на нем кляксу. Мы для этого использовали цветную тушь и гуашь. Потом складываем лист пополам. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Слайд. Рисунки в технике – кляксография.

Слайд. Воскография.

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте ребенку авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру (рисунки в технике воскография).

Слайд. Граттаж.

Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - техника царапания. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем рисунок.

Слайд. Рисунки в технике граттаж.

Слайд. Рисование штрихом.

Позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии, дает возможность передать пушистость, легкость, может рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Слайд. Рисунки в технике штриховка.

Слайд. Рисование пластилином.

Это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности. Кроме того, материал можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали.

Слайд. Рисунки в технике пластилинографика.

Слайд. Рисование мыльными пузырями.

В небольшое количество воды добавляем немного детского шампуня и затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь. Гуаши добавлять не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей. Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.

Слайд. Рисунки, сделанные с помощью мыльных пузырей.

Слайд. Печатание.

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток.

Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки.

Слайд. Рисунки в технике печатание.

Слайд. Рисование на мятой бумаге.

Лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому фону задуманный образ. Раскрывается творческий потенциал ребенка, моторика рук, воображение.

Слайд. Рисунки на мятой бумаге.

Слайд. Рисование углем.

Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Слайд. Рисунки, сделанные углем.

Слайд. Рисование воском и акварелью.

Способ рисования – нарисовать свечой задуманное изображение на листе бумаге, нанести сверху акварель, в один или несколько цветов. Линии нарисованные свечой останутся белыми.

Слайд. Рисунки, сделанные свечой и акварелью.

Слайд. Рисование губной косметикой.

Губная помада, обладающая яркостью, легкостью нанесения, разнообразием оттенков, является чудесным изобразительным средством.

Слайд. Рисунки, сделанные губной помадой.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Дети очень любят рисовать нетрадиционными техниками потому, что работы получаются очень интересные, яркие и они нравятся не только самим детям, но и находят отклики на конкурсах разного уровня. Эти работы украсят и детскую комнату, и вестибюль детского сада.

Практическая часть.

(Дать родителям возможность самим попробовать порисовать нетрадиционными способами.)

А вот и гости к нам пришли. Встречайте, это ваши детки. Они хотят вам прочесть стихотворения.

1 ребенок.

Мы хотим вам рассказать

Как мы любим рисовать.

Для занятия готова кисть, бумага и гуашь.

Что там нового такого педагог придумал наш?

Получается не сразу. Не у всех. И не всегда.

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

2 ребенок.

Щётка старая зубная,

Соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок,

И засушенный листок.

Вот фигура человека

Не рисуется никак.

Я возьму шаблон и выйдет

У меня смешной чудак!

3 ребенок.

А петух и осьминожка

Получаются ладошкой.

Лес осеннею порою

Напечатаем листвою.

А космический пейзаж

Сделан в технике граттаж.

4 ребенок.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем, все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

5 ребенок.

Вы на доску посмотрите,

Разрешите нам откланяться:

Мы не будем вам мешать!

Если вам у нас понравится,

Приходите к нам опять!

Живу я в черно-белом царстве,

Где нет ни красок, ни цветов.

В моем великом государстве

Здесь не найдете вы полянок

С зелено - желтою травой,

И не увидите деревьев

С багряно- красною листвой.

Где я живу - сплошная скука.

Мой друг - великий Бяка - Бука.

Зовут меня Кощей Бесцветное величество

И делаю я гадостей несчетное количество.

Сегодня с вами, милые ребятки,

Хочу немного поиграть я в прятки.

Карандаши и краски я спрятал, не ищите,

Подумайте, что делать и время не ведите.

Посмотрим, как вы сможете художниками стать

Без кисточек и красок пейзаж нарисовать.

Ха – ха - ха

Уважаемые родители, подумайте, подскажите нам с ребятами, чем же мы сможем нарисовать осенний пейзаж?

(Родители предлагают свои варианты.)

Проявите свои умения и фантазию в рисовании необычными вещами, и передайте грустное настроение осенней природы. А ваши детки вам помогут в этом. Возьмите один лист бумаги на двоих и приступайте к работе.

(Под музыку П.И. Чайковского все изображают пейзаж.)

(Появляется клоун Тяпус – Ляпус и приносит коробку с нетрадиционными изобразительными материалами и средствами, и предлагает попробовать порисовать теми, которые им больше понравились. Дети вместе с родителями выбирают себе материал и рисуют. Затем общие рисунки вывешиваются на стенд в вестибюле детского сада.)

Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете гордиться вашими детками, они оказались хорошими помощниками, и я смею надеяться, что теперь с детьми в долгие зимние вечера вы придумаете ещё немало интересных способов рисования. Приятных вам семейных вечеров! А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече.

(Фотография на память.)

Спасибо всем за внимание!

Подробности Опубликовано 21.01.2014 10:41 Просмотров: 9597

Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость.

Рисуют дети на стекле

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши...

Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Татьяна Щербакова.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!

Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!

Один из любимых способов нетрадиционного рисования:

Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.

Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.