Культура как социальная система. Московский государственный университет печати

  • 29.04.2019

Культурология и искусствоведение

Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...

4 вопрос

Культура как система.

В современной культурологии довольно прочно закреплено представление о культуре как о сложной многофункциональной и многоуровневой системе, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Оно стало плодом интеллектуального творчества многих культурологов XIX–XX вв., намечавших и развивавших системный подход.

Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе «Первобытная культура». На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма – специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы, которая связывала в единую целостность весь его практический опыт построения отношений с окружающим миром. Будучи сторонником эволюционной теории, Тайлор ставил перед собой конкретную цель – показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» через «варварство» к «цивилизации». С точки зрения английского ученого культура представляет собой целостность, которая складывается из знаний и верований, искусства и нравственности, законов и обычаев, традиций и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Большое влияние на становление представления о культуре как о целостной системе оказал известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Категория «культура» понимается им как особый объект действительности, специфичный класс социальных явлений. Она представляет собой объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития. А потому ее следует рассматривать без обращения к индивидам.

В культуре как целостной системе Л. Уайт выделяет три подсистемы:

Технологическую подсистему, которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т. п.;

Социальную подсистему, которая содержит в себе общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и т. п. отношений;

Идеологическую подсистему, которая включает в себя идеи, верования, обычаи, а также различные виды знания.

Идея культуры как целостной системы активно воплощалась и в творчестве «британской социальной антропологии», одним из ярких представителей которой является Бронислав Малиновский. Понятие «культура» является для него центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Малиновский проводил исследование функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого – их роль и значение для функционирования культурного организма. В частности, он показал, что разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. Культура – это способ социального контроля, своего рода культурный стандарт жизни, который осуществляется в традиционном обществе. Культура складывается на базе основных или естественных потребностей человека, к которым примыкают производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для различных типов культуры. Однако каждая культура как социальная система – самодовлеюща.

Приведенные концепции культуры как целостной системы далеко не бесспорны. Но, несмотря на свои противоречия и недостатки, они предлагают реализацию весьма продуктивного подхода – рассмотрения культуры во всей ее функциональной полноте, а не как простой совокупности отдельных элементов. В настоящее время системное восприятие культуры является доминирующим в культурологии. Весьма часто культуру представляют как целостный организм – сложное по деятельности и многообразное по формам образование. В этом организме взаимосвязано функционируют нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и др. Сложное взаимодействие таких систем артефактов образует целостную ткань культуры.

  1. Внебиологичность культуры

Отсуствие взаимосвязи между биологическими факторами и культурным уровнем личности. Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (духовный аспект)

  1. Генезис культуры

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления самой проблемы зарождения культуры. Термин "генезис" пришел к нам из греческого языка и переводится как "происхождение, возникновение", а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем более что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная. Несомненно, выводы той или иной теории должны совпадать с последующим развитием культуры, но этап ее зарождения настолько далеко отстоит от нас на временной оси, что исследователям остается только выдвигать гипотезы и строить теории.

Подходы:

Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", написанная в 1876 году. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что "труд создал человека".

Вторая точка зрения - психоаналитическая - представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе "Тотем и табу" он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью.

В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе "Homo ludens" ("Человек играющий", 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура - вторична. Игру знают уже животные. Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры.

На современном этапе развития культурологического знания, возможно, наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию , предложенную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических "символических формах". Мы можем говорить о нем, как об одном из создателей символической концепции происхождения культуры. Первичной посылкой его рассуждений является мысль о том, что человек несовершенен в своем биологическом естестве. Он менее чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21428. ПРАВО ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ 19.84 KB
Раз, возникнув, размер долей в дальнейшем они могут меняться: по соглашению участников ОИ, если участник ОДС осуществит за свой счет с соблюдением установленных правил использованием общим имуществом неотъемлемые улучшения этого имущества, он имеет право на соответствующее увеличение своей доли в ПС на это ОНИ
21429. ПРАВО ОБЩЕЙ СОВМЕСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 21.26 KB
Собственное имущество КХ имущество приобретенное на общие средства всех членов КХ: земельный участок насаждения хоз и иные постройки возведенные на этом земельном участке, скот живность, с/х техника, транспортная техника инвентарь и иное имущество приобретенное на общие средства
21430. ЗАЩИТА ПС И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ 20.02 KB
Вещь должна сохраниться в натуре, если нет вещи, то нет и СПС или возникла качественно иная вещь т.е. необязательно вещь уничтожать. Собственник утратил владение вещью т.е. она выбыла из сферы его хозяйственного господства и вещь находится в сфере хоз господства другого лица
21431. НЕГАТОРНЫЙ ИСК 17.64 KB
Это иск владеющего собственника к третьему лицу об устранении препятствий мешающих нормальному осуществлению собственником правомочиями пользования или распоряжения (яма перед гаражом, где стоит автомобиль)
21432. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО 19.73 KB
Обязательство это межотраслевое понятие, так считают некоторые ученые т.е. существуют налоговое трудовое адм обязательства (профессор Абова и Танчук): общая и главная особенность обязательства состоит в том, что это относительное правоотношение правовая форма связи между конкретно управомоченным и конкретно обязанным лицом
21433. ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 19.72 KB
В условиях рыночной экономике действует закон стоимости в соответствии, с которым и осуществляется товарооборот в обществе. Наиболее адекватной правовой формой данного товарооборота является сделка
21434. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА 33.46 KB
Существенные: такие условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора т.е. если не согласовано хотя бы одно из существенных условий договор считается незаключенным; пункт 1 статья 432 ГК: условия о предмете договора, такие условия
21435. ПЕРЕМЕНА ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ 20.2 KB
Поэтому цессия всегда совершается уже воисполнение существующего обязательства В большинстве обязательств сторона имеет права и обязанности Уступка права является одновременно и переводом долга т. связано с переменой лиц а так ее не произойдет Пункт 5 письма: возможна если предмет обязательства делим Уступка права требования по возврату средств по кредитному договору: статья812 ГК: может давать только банк или другая кредитная организация т. по требованию кредитора исполняется обязательство Пассивная...
21436. ПРЕДМЕТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 21.06 KB
Особые требования предъявляются к денежным обязательствам Статья 317 ГК: они д. оплачено в рублях за исключением установленными ЦБ РФ Особо важно учитывать инфляционные процессы в тех случаях когда они направлены на содержание гражданина Статья 318 ГК: сумма выплачиваемая по ДО непосредственно на содержание гражданина возмещение вреда по договору пожизненного содержания индексируется по уровню инфляции в порядке и...

Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура, с точки зрения социологии, выступает объективным фактором по отношению к различным социальным системам и личностям. В то же время люди порождают, поддерживают и изменяют те или иные части своего социального и культурного окружения, культуры данной социальной системы.

В результате культура как система норм и ценностей данной общественной подсистемы или социальной общности функционирует, развивается и изменяется, и вместе с ней меняются нормы и ценности людей. Культура порождается их материальными потребностями, интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами, практическими интересами различных социальных общностей и систем (социальных групп, социальных институтов, сфер жизнедеятельности и т.д.) и отдельных людей, входящих в их состав. Они обусловлены существующей в социальных общностях, системах и обществе в целом необходимостью познавать, осваивать и поддерживать природную и искусственно созданную людьми жизненную среду.

При таком определении понятия культуры объектом исследования становятся конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, вещей «второй природы»; устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

В культуре как социальной системе выделяются такие ее специализированные подсистемы, как производство (экономика в целом), политика, право, философия, наука, искусство, религия. Каждая из них заключает в себе определенную направленность по отношению к окружающему миру, особые виды деятельности и критерии оценок ее качества и продуктов, характерные для нее место и функции в социальной жизни.

Специализированные сферы (подсистемы) культуры различаются не только по внутреннему строению и функциям, но и в иерархическом отношении. Иными словами, для каждой из ступеней развития данного общества характерно доминирующее положение различных специализированных сфер культуры. Так, в настоящее время в обществе такое положение занимают экономическая, политическая, научная области культуры. Именно их взаимодействие и взаимовлияние определяют темпы ускорения и содержание его социально-экономического и. культурного прогресса.

С точки зрения социологии, в культуре выделяются две основные части -- культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая -- в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры -- совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры -- конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами, культуры. Они бывают двух видов -- материальными и нематериальными.

Совокупность первых создает особую форму культуры -- материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру, нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды -- только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания может длиться часами, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой нематериальный объект культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия.-- через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука -- это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным без участия материального посредника -- галстука. Сам галстук является артефактом.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекс -- совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

Культура - в широком смысле слова - все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди, таким образом, являются создателями культуры и одновременно - ее созданиями. Рассматривая культуру как особое явление в жизни общества, не следует забывать, что она в конечном счете определяется социально-экономическими факторами. Важнейшие черты культуры (прежде всего идейное содержание) обусловлены ее принадлежностью к той или иной социально-экономической формации. культурный этнос социальный

Вопрос о функциях культуры, о происхождении и распространении на планете всего созданного человечеством - это тема поистине неисчерпаемая и ее систематическое освещение могло бы составить сотни, если не тысячи, томов. Несмотря на все свое многообразие, культура человечества едина и развивается по общим законам. Образ культуры, складывающейся из действий и знаний миллионов людей - в сотнях стран и за многие тысячи лет.

Есть в археологии понятие - культурный слой. Так именуют ученые слой земли, содержащий следы деятельности человека. В пещерах, где жили первобытные люди, на месте древнейших стоянок человека находят исследователи каменные орудия, золу, кости животных, черепки посуды, украшения и др. Эти находки позволяют восстановить картину производственной и духовной жизни человеческих коллективов в глубокой древности. Ныне культурный слой покрывает почти всю планету. Но что же следует понимать под словом «культура»? Договориться об этом ученым до конца и по всем пунктам до сих пор так и не удалось. 164 определения понятия «культуры» насчитали четверть века назад в научных работах американские ученые А. Кребер и К. Клакхон.

Культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. Что только не включается в понятие «культура»! Составляющие ее элементы связаны между собой. Имеет место, например, взаимосвязь между типом хозяйства и характером религиозных верований. С типом хозяйства связаны также некоторые характерные черты воспитания детей. Наличие различных внутренних взаимосвязей между частями и элементами культуры позволяет рассматривать ее как целостную систему. Однако следует иметь в виду, что такого рода связи большей частью весьма гибки и оставляют многим даже важнейшим чертам культуры значительную свободу.

При огромном многообразии культур разных народов на нашей планете часто можно по отдельным мелким деталям воссоздать достаточно полную картину культуры того или иного народа в целом.

Системность отдельных народов, культур, вместе составляющих общую культуру человечества, хорошо видна не только при сравнении обществ, располагающихся на одних и тех же ступенях общественного развития. Чрезвычайно интересно и полезно оказывается рассмотреть внутри отдельных культур те их черты, которые связаны с конкретными естественными, природными условиями и повторяются почти всюду, где эти условия сходны.

В целом же общие черты, имеющиеся в культуре разных народов, могут быть обусловлены самыми разнообразными факторами: общностью уровня их социально-экономического развития, сходством природной среды, традициями и т. д. В то же время культура чрезвычайно многолика, по-своему самобытна у каждого народа. Иногда в качестве основного фактора, объединяющего людей, указывают на общность их культуры и быта. Но нередко у совершенно разных народов наблюдается сходство в бытовой культуре и образе жизни. Дело в том, что народ, этнос, характеризуется не каким-то одним из этих признаков - только языком, только общей культурой и т.п., а их совокупностью.

Культура отдельных народов - скажем точнее, этнические культуры - отличаются друг от друга постольку, поскольку у разных народов действия, направленные на удовлетворение одних и тех же потребностей, выполняются часто по- разному. Различий можно насчитать великое множество. Их принято называть этническими или этнорегиональными, если они относятся к группе народов. Каждому народу присущие ему черты культуры представляются обыкновенными, естественными, нередко даже единственно правильными. Но его представителями особенности поведения и быта, обычнейшие поступки людей другого народа могут восприниматься как странные, более того, порою даже невероятные.

Есть у культуры значительная и важнейшая задача - преобразование мира. Она отвечает тем потребностям человека, каких нет ни у одного другого существа, воплощаясь, прежде всего в производстве материальных благ, орудий и средств производства. Явления культуры многогранны, способны поворачиваться к человеку разными сторонами.

Культура неразрывно связана с природой. Но при всей значимости влияния природных факторов на культуру было бы упрощением полагать, что они полностью определяют ее возникновение и развитие. Уровень общественного развития, а соответственно и культуры зависит прежде всего от развитости производительных сил.

Оказывая влияние на культуру общества, природа сама испытывает немалое воздействие со стороны последнего. Одним из результатов этого воздействие является культурный ландшафт - преобразованная обществом природа, среда его существования.

представление о единовременном сосуществовании многих культур.

Переход от биологической формы бытия к антропо-социо-культурной .

Понятие антропо-социо-кулътурное фиксирует рождение и развитие сверхприродного типа бытия. Три части термина соответствуют трем формам этого бытия, а дефисы, разделяющие и связывающие части в одно слово, указывают на TO, что динство форм предполагает их своеобразие, отличие каждой составляющей от двух других. Подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия, ее нередко именуют «второй природой». «Вторая природа» отделяет человека от мира естественных сил и предметов и в то же время связывает его с этим миром. предпосылка целесообразного приспособления природы к потребностям человеческого существования

Культура в системе бытия: человек, природа, общество . она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах.

Атрибутивное свойство человека – деятельность. отличительная особенность культуры состоит в том, что она создана деятельностью человека. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены особым свойством - быть ценностями. Создавая особый предметный мир, человек созидает нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение человеческой сущности. Однако главное назначение культурной деятельности человека заключается в создании того предметного мира (материального, духовного, художественного), через рый он реализует свою особую сущность. Его конкретные элементы принято называть артефактами, а деятельность по их созданию - артефактами. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Ценности - регулятор человеческого поведения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического).

Труд , особенно в сфере материального производства, до сих пор является основой культуры.

Культурная деятельность представляет собой вид сопряженной коллективной деятельности. человек в процессе деятельности преобразует природу согласно своим потребностям и в конце концов создает особую среду - искусственно созданный мир культуры. преобразует и себя так и внутренний мир человек выделяется из среды

культурной деятельности как особого вида субъектно-объектного отношения

культурная деятельность - это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по ее собственным законам культуру как творчество. Культурная деятельность отличается свободой

Строение культуры: духовная, материальная, художественная.

Духовная культура: познание мира, ценностное осмысление мира, преобразование, дух. Обогощение людей. М. С. Каган рассматривает строение духовной культуры под тем же углом зрения, что и материальной, подчеркивая, что оно зависит от духовного освоения тех же трех сфер бытия – природы, общества и человека. Кроме того, духовное освоение мира осуществляется и на уровне обыденного сознания, и на уровне специализированном, как правило, профессионализированном и институционализированном. Структура духовной культуры сложнее, чем строение материальной культуры, она обусловлена и предметом освоения, и его способом, и различием его уровней. Результатом познавательной деятельности человека является знание, продуктом ценностно-ориентационной деятельности – ценности, итогом духовно-преобразовательной деятельности – проекты (как технические, (инженерные) проекты, так и создание моделей общественных явлений) .

Материальная культура: техническая, физическая, культура соц. Организации, материальное общение людей . Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. 1. физическая культура, охватывающая спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело.

2. техническая деятельность , направленная человеком не на самого себя, а вовне, и имеющая своей целью создание вещей так называемой «второй природы» (орудия труда, машины, бытовая утварь, оружие, медицинские инструменты и т. п.)

3. социально-организационная деятельность людей , создающих самостоятельно существующие учреждения, институты (экономические, политические, юридические; все социальные институты – от семьи до государства).

Материальная деятельность соотносится с тремя исходными для нее формами бытия – с природой, обществом и человеком : так из материалов природы культура создает технические конструкты – вещи; из материальной основы человеческого бытия – физические конструкты, тела людей; из материала общественных отношений – социальные конструкты, организации.

Художественная культура как тождество духовной и материальной: худ. Образ, восприятие, деятельность. Художественная культура охватывает все виды искусства – искусство слова, устно-фольклорное и письменное (литературу ), скульптуру, живопись, музыку . В художественной культуре происходит отождествление материального и духовного, доказательством чему является неизвестная ни материальной, ни духовной культуре особенность: непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы другим содержанием. Художественное произведение, в отличии от всех иных, требует эстетического переживания , т. к. материальная форма в произведении является не внешней для его содержания оболочкой, а способом бытия самого этого духовного содержания.

«художественная деятельность » включает в себя художественное творчество и его результаты

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. средство и форма освоения жизни искусством

художественное восприятие более или менее точно воспроизводит заключенное в произведении неизменное содержание,

Все уровни культуры глубоко взаимосвязаны. В культуре нет и не может быть ничего чисто материального, неодухотворенного интересом людей, замыслами, проектами создателей «второй природы», и нет и не может быть ничего чисто духовного, нематериализованного

Учебное пособие для вузов

ЧАСТЬ I

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 5. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Основные понятия : Культура как система и её структура. Основные структурно-системные модели культуры. Материальная и духовная культура: сущность и структура. Художественная культура. Культура институтов (организаций). Сферы культуры: профессиональная и обыденная. Формы культуры: нравственность, искусство, религия. Массовая и элитарная культура. Культура и субкультура. Культура и метод идеального типа М. Вебера: идеальные типы культуры.

Культура как система

Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой. Результатом такого исследования выступает сложная картина бытия культуры.

Однако выделение одной системы культуры с соответствующей единой структурой затруднено по очевидной причине: культура синкретична и многомерна. Сложность культуры является ведущим фактором недостаточного знания о ней для создания общепризнанной системы (модели). Немаловажную роль играет и другой фактор: результаты исследования во многом зависят от методологии изучения. Есть, в частности, подходы к исследованию культуры, отрицающие системность, структурность в реальном мире и, соответственно, в методах исследования мира. Множество исходных методологических установок позволяет получить разные культурные миры, но затрудняет возможность сформировать синтетическое, целостное знание о культуре. Так, структуралисты подчёркивают языково-знаковый компонент в содержании культуры. Представители структурно-функционального анализа считают главной совокупность общепринятых норм и ценностей. Марксистский метод, принятый в традиционном отечественном социально-гуманитарном знании, исходит из признания ведущего значения материальной культуры. Общим для указанных подходов является рассмотрение культуры как системы, предполагающее структуру и взаимосвязанные элементы.

Существует несколько структурно-системных моделей культуры с заслуживающими внимания моментами.

При первом приближении можно выделить субъективное бытие культуры, выраженное в сохраняюще-изменяющем характере развивающегося субъекта (человеческая сторона), и объективированное бытие, несущее в себе результаты деятельности (техническая сторона). Формы объективации различны – от феноменов сознания до музейных экспонатов. Субъект воспринимает культуру как формы объективации, то есть нечто существующее независимо от него. Культура, как совокупность усвоенного мировоззрением в качестве картины мира, определена установкой субъекта и, в свою очередь, определяет идеал (должное) культуры. Образ будущего побуждает к его достижению в том случае, если личность субъективно связывает образы мира наличного и мира желаемого. Принятие наличной культуры как своей формирует направление активности субъекта для усвоения и изменения существующей культуры. Бытие культуры в этом смысле есть единый процесс материального и духовного производства.

Материальная и духовная культура

Деление на материальную и духовную культуру означает различие между двумя типами деятельности, взаимосвязанными в диалектическом единстве. Особенности материальной деятельности субъекта обусловлены технико-технологической и предметно-продуктивной сторонами культуры. Данный тип деятельности образует материальную культуру. Наряду с ней выделяют духовную и художественную культуру. Многие исследователи включают художественную культуру в состав духовной.

Материальная культура имеет свою (внутреннюю) структуру. Вещественные плоды материального производства – наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства – первая сторона материальной культуры. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.

Вторая сторона – культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека. Рождение и становление людей опосредовано культурой и представлено множеством моделей и деталей, удивительным многообразием. Физическая культура – третья сторона материальной культуры. Здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят: становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это виды спорта, гимнастика, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых. Социально-политическая культура как сторона материальной культуры есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.

Материальная культура в единстве её сторон предполагает своеобразные формы материального общения людей, осуществляемого в быту, хозяйственной деятельности, социально-политической практике.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Духовная культура объективирована, закреплена в социальной памяти. Она является устойчивой основой духовной жизни, стереотипом чувственного познания и мышления, менталитетом конкретного общества. В духовной культуре можно выделить четыре стороны: познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную.

Познавательная сторона выступает в качестве совокупного знания о мире и человеке. Знания являются обязательным элементом познающего субъекта. Знания образуют целостную систему, опосредованно связанную с практической деятельностью человека. Они становятся основой целей и планов деятельности, нормативных предписаний и программ, превращаясь в часть социального регулирования. Процесс возникновения, формирования знания сопровождается обязательной проверкой. Интеллектуальные системы-картины мира, будучи основой познания, существуют до тех пор, пока практика и теория не вступают с ними в противоречие. Исторически сравнительно быстрый процесс смены (разрушение одной и параллельное становление иной) интеллектуальной системы обычно приводит к значительным изменениям в духовной культуре. Объективированная система знаний определяет информационное поле, в котором живёт и действует человек. Преобразовательная сторона порождается творческой активностью человека. Здесь реализуется направленность в будущее, формируется его идеал и модель. Как проективный вид деятельности, преобразовательная культура предшествует материальной практике. Являясь отраслью духовного производства, проективная деятельность порождает модели и чертежи техники, проекты социального переустройства, концепции и модели личности. Ценностная сторона духовной культуры порождается ценностной деятельностью, в основе которой знание-ценность. Если знание чаще всего выступает как факт, то сущность ценности в значимости. Познание и преобразование немыслимы вне оценочной деятельности личности. Мир человека есть система ценностей, построенных в определённой субординации согласно основанию - главной ценности. Мир человека историчен и относительно замкнут; он наполнен конкретными смыслами и значениями. Коммуникативная сторона духовной культуры есть духовное общение людей в конкретике его проявлений. Обмен информацией предполагает душевный контакт партнёров. В процессе общения происходит актуализация восприятия, что ведёт к возникновению иных вариантов и феноменов сознания, формированию или разрушению общности. Результатом и элементом процесса коммуникации являются сопереживание, взаимопонимание, изменение содержания сознания. Духовное общение может происходить непосредственно (межличностное общение) и опосредованно – между людьми, разделёнными временем, расстоянием и культурами, - благодаря книгам, произведениям искусства, обрядам и ритуалам.

Художественная культура является специфической областью культуры. Она духовна в основе, что позволяет многим исследователям рассматривать её частью духовной культуры. Но она немыслима без формы материального воплощения. Органичность материального и духовного в художественной культуре позволяет выделить её в качестве относительно самостоятельного слоя культуры. В процессе художественного производства создаются художественные ценности. Центральным звеном художественной культуры является искусство. Коммуникация в художественной деятельности опосредована произведениями искусства.

Культура институтов (организаций)

Организация (устройство, приведение в систему, учреждение) и институт (установление, учреждение) имеют близкие, в том числе общие смыслы. Культурный смысл социальных институтов (политических, экономических, семьи и других) заключается в придании процессам совместной жизнедеятельности людей устойчивости; они регулируют удовлетворение потребностей. Собственно культурные институты организуют и регулируют информационные, образовательные, научные, религиозные, художественные сообщества. Показателями культуры институтов являются: эффективность, легитимность, а также совокупность ценностей, регулирующих их деятельность.

В структуре социального института выделяют людей, учреждения (организации) и материальные средства. Поэтому анализ культуры институтов (или институциональной культуры) может быть представлен в двух частях: анализ культуры института и анализ профессиональной культуры работников института. Культуру институтов в обеих частях можно оценивать по единому критерию: степень соответствия стандартов деятельности конкретного института социальным ценностям данного общества.

Социальные организации призваны решать те задачи, которые не могут быть решены на уровне индивида. Социальная организация имеет свою идеологию. Идеология организации есть система взглядов, обосновывающих общественное поведение организации.

Социологи выделяют три социально-значимые стороны организации: общественный институт; формальная система; общность людей. Достижение общей цели объединяет личный и общественный интерес. Принципом бытия организации является внутренняя субординация (иерархия). Иерархия предполагает, что более высокому уровню придаётся право контроля и регулирования нижестоящей организации, а также должностное поведение сотрудников. Человек в организации выступает в трёх лицах: работник, личность, элемент системы.

Организация имеет двойственную структуру отношений – официальную и неофициальную сферы.

Официальные отношения строятся по горизонтали и вертикали. Отношения, развёртывающиеся по горизонтали, выступают отношениями координации профессионально-должностных ролей. Отношения, функционирующие по вертикали, представляют собой взаимодействие статусов, то есть официальной авторитетности должностных лиц. Система официальных отношений строится и поддерживается властью, делегированной либо волей участников организации, либо волей вышестоящей организации. Организация вынуждена поддерживать те ценности, которые обеспечивают, с одной стороны, необходимое качество труда, а с другой - эффективное взаимодействие для достижения общей цели института. Официальная сфера есть совокупность мест работников, распределяемых согласно специфике организации. Рабочие места являются, по первых, ячейками квалификации, во-вторых, точкой взаимопроникновения личных, групповых и общественных интересов, в-третьих, местом развёртывания профессиональной культуры, в-четвёртых, полем приложения индивидуальной культуры. Между людьми, закреплёнными за трудовыми местами средствами материального, социального и духовного воздействия, возникают официальные отношения. Эти отношения сопровождаются образованием ролевых ожиданий-требований по отношению к каждому работнику.

Неофициальные межличностные отношения возникают между совместно работающими людьми как индивидуальностями. В отличие от официальных отношений неофициальные складываются в зависимости от индивидуальных способностей и культуры членов организации. Если выполнение трудовых функций даёт человеку возможность удовлетворить свои материальные, социальные и духовные потребности, то исполнение межличностных ролей в трудовом коллективе позволяет реализовать себя как личность.

Путь к сплочённости трудового коллектива лежит через согласование, взаимную поддержку официальной и неофициальной сфер отношений между людьми. Искусство управления состоит в средствах ориентации линии поведения людей по отношению к требованиям социального института. Исследователи-гуманисты полагают, что профессиональное управление материальным и духовным производством должно опираться на расширяющуюся группу стимулов, включая личность человека и качество его труда. Здесь видится резерв повышения производительности труда, интенсификации труда.

Необходимость согласования официальных и межличностных отношений, среди которых основой и ориентиром являются официальные, вытекает из задачи достижения эффективной деятельности людей, объединённых в организации. Эффективная деятельность людей организации и есть высокий уровень культуры организации. Многочисленные исследования показывают, что там, где над официальными отношениями господствует дух межличностных связей, низка дисциплина и эффективность совместной деятельности. Если общественный статус можно достигнуть личными связями, то трудовой вклад теряет смысл.

Наряду с вышеуказанными явлениями в структуре культуры можно выделить сферы культуры (например, профессиональная и обыденная) и формы культуры: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.

Сферы культуры

Обыденная и профессиональная культуры - сферы высокодифференцированной культуры. Профессиональная культура - это необходимая мера согласованности официальных и неофициальных отношений между собой и с личностью работника. Профессиональная культура предполагает единство организационной и профессиональной идентификации работников; тогда возможны стремление к общей цели, энтузиазм поиска, рост профессионального мастерства.

В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отражённые в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционализации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни.

Профессиональная культура личности – результат совместных усилий общества и индивида. Социокультурные институты призваны формировать механизмы привлечения молодёжи к необходимым обществу профессиям, обеспечивая уровень жизни и статус профессионалам. Рынки труда и образовательных услуг должны быть сопряжены. Профессионально занятые люди составляют социально-профессиональную пирамиду общества. Стройность и устойчивость социокультурной пирамиды обусловлено широким основанием и тесной связью между слоями. Стимулирование поведения профессионала внутри пирамиды позволяет обществу поддерживать устойчивость и динамичность культуры в целом.

Обыденная культура (иногда отождествляется с повседневной культурой) несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Элементами структуры обыденной культуры называют культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека. В содержание обыденной культуры входят: пища, одежда, жилище, тип поселения, техника и средства общения, ценности семьи, общение, домоводство, художественное творчество, организация досуга и отдыха, обыденное мышление, поведение и другие.

Формы культуры

Из форм культуры наиболее известные, порой отождествляемые с культурой, - нравственность, искусство, религия.

Нравственность (мораль) - в переводе с латыни обычаи, нравы, поведение, - самый древний и один из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла - вершина в иерархии ценностей - является основной дилеммой нравственности. Нравственность динамична. Существует множество исторических типов нравственности. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными культурами. Нравственность является общим обоснованием деятельности человека.

Единство права и нравственности в гражданском обществе - культурная привычка, результат жизни, выработанные обществом за исторический период. Естественное противоречие права и нравственности является стимулом их дальнейшего изменения. В деформированном обществе противоположность права и нравственности грозит дополнительными потрясениями, ставящими под сомнение само существование данных государства и сообщества.

Искусство - художественная деятельность в единстве духовного и материального компонентов. Искусство в истории понимается в значении мастерства, ремесла, всяческого умения. По мере развития культуры стало осознаваться отличие художественного творчества от другой практической деятельности и его близость к литературе. Среди видов художественного творчества называют литературу, кино, театр, цирк, танец, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. Искусство, художественное творчество значимы созданием красоты, приобретением эстетического смысла. Искусство имеет и социальный смысл, когда выступает как обучение, как познание, как передача культурного опыта. Искусство связано с игрой, мифом, с другими формами культуры. Различают народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Как культурное наследие, искусство существует в памятниках.

В общечеловеческой культуре искусство является «самосознанием». Созданием новых реальностей искусство осуществляет поиск и проверку путей развития культуры и общества. История искусства есть история становления видов художественного творчества и человека как творца.

Религия - благочестие, набожность, святыня (латынь). Религия - специфическое отношение к творческому началу, заключающееся в ритуальном освящении и поклонении. В иерархии ценностей религиозной культуры ведущее место занимает вера в реальность самостоятельного бытия сверхъестественного. Религия исторична. Существуют различные типологии религии, основанные на религиозных (представление о боге, формы культа) или нерелигиозных (распространенность, специфика институтов) признаках.

Различают религию как форму культуры и религию в структуре общечеловеческой культуры. В общечеловеческой культуре выделяют религиозную и секулярную (мирскую, светскую) культуры. Если в эпоху Средневековья религия господствовала в культуре, то в последующие столетия ее роль уменьшалась и соответственно возрастала (особенно в регионе распространения христианской культуры) доля секулярной культуры в политике, экономике, праве, образовании, философии, искусстве. Позиции религии традиционно сильнее в сфере обыденной культуры и слабее в профессиональной. По данным церковной статистики большинство современного человечества в разной мере разделяет идеалы религиозной культуры. В духовной культуре человечества укрепилось свобода мысли - альтернатива религии - составная светской культуры.

В отличие от нравственности и искусства, религия существует и как социальный институт - церковь. Исторический спор церкви и государства привел к разделению религиозной и светской власти в большинстве модернизирующихся сообществ. Принципы отделения церкви от государства, свободы совести отражены в нормативных документах ООН, присутствуют в Конституции Российской Федерации.

Массовая и элитарная культура

Канадский учёный Г.М. Маклюэн в середине прошлого века предложил новый вид культуры – массовую культуру; её основой он считал массовые коммуникации.

Название «массовая» применительно к культуре имеет несколько смыслов. Анализ «массы» и культуры дал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Причиной выдвижения масс на авансцену современности мыслитель считает низкое качество цивилизации и культуры. С другой стороны, низкое качество культуры воспроизводится заинтересованными людьми; человек массы чувствует себя комфортно, находясь среди таких же, стандартных, людей. Американский исследователь Д. Белл предложил классификацию смыслов термина «массы» из пяти основных: недифференцированное множество; синоним невежественности; механизированное общество; бюрократизированное общество; толпа. Масса предстаёт суммой стандартизированных людей-посредственностей. На уровне психики для человека массы характерны отсутствие уникальности и ответственности, доминирование чувств, неразвитость интеллекта. Поведение масс стихийно, импульсивно. Масса не способна творить культуру, она лишь потребляет стандарты. Полагая, что масса типична для современности, западные исследователи предлагают рекомендации по управлению массовым обществом. При этом ведущая роль отводится средствам массовой информации.

Средства массовой информации, по мнению Г.М. Маклюэна, превратились в мощную силу конкурентной борьбы за влияние на потребителя информации. Благодаря электронной технике население планеты приобщается к общим потокам информации. Появилась реальная возможность формировать у подавляющего большинства людей конкретную картину мира согласно нормам информационного общества; эта иллюзорная картина может успешно навязываться в качестве подлинной и вытеснять другие миры, сформированные посредством традиции, жизненного опыта, образования. С лёгкой руки остроумных людей появился образ «глобальной деревни», под которым разумеется формирование и стремительное распространение в конкретных регионах нужных мифов, слухов, сплетен, то есть эффективное регулирование общественного настроения и мнения.

Маклюэн считал, что на этой основе возникает новая глобальная культура, доступная массам. Массовая культура в этом смысле содержит, по мнению учёного и его сторонников, положительный потенциал. В последующие десятилетия большинство культурологов и социологов оценивает электронную массовую культуру скорее отрицательно, чем положительно. Массовая культура срослась с коммерческой выгодой; она производит и воспроизводит приносящие доход штампы, достаточно далёкие от идеалов духовности, норм морали, эстетического вкуса. Массовая культура становится законодателем духовной стороны образа жизни.

Объективный подход к анализу массовой культуры показывает, что современная духовная культура действительно становится массовой, поскольку ориентирована на массового потребителя независимо от его этнической или социальной характеристики. Программы и рубрики СМИ создаются с учётом вкуса и особенностей разных потребителей, но акценты их содержания стандартны; они утверждают в общественном сознании позицию заказчика. Массовая культура превратилась в самостоятельный вид индустрии со своими средствами, технологиями, «королями» и «звёздами», сотнями тысяч сотрудников.

Психологи, изучающие социально-психологический аспект феномена массовой культуры, подчёркивают, что она превращает людей в пассивных наблюдателей за придуманной жизнью, то есть формирует определённый, в целом пассивный стиль жизни у поколений человечества. Американские исследователи сравнивают воздействие массовой культуры на потребителя в своей стране (в США она получила наибольшее развитие) с эффектом наркотика. Духовный наркотик прочно привязывает к каналам СМИ население, остро нуждающееся в возрастающей дозе.

Перспективна точка зрения английского социолога Р. Хогарта; он считает массовую культуру неоднозначным феноменом. С одной стороны, коммерческая массовая культура манипулирует людьми, подгоняя всех под тип управляемой, предсказуемой личности. С другой стороны, индустрия массовой культуры может зарабатывать удовлетворением массового спроса и профессионально вызывать интерес к гуманистическим ценностям, то есть содействовать совершенствованию повседневности.

Не отрицая негативных моментов в современной массовой культуре, необходимо отметить, что её основа закономерна для массового сознания любого общества. Массовому сознанию присущи следующие черты: выражение состояния общества; концентрация здравого смысла; текучесть; консервативность. Массовое сознание может формироваться по различным образцам: высоким и низменным, гуманным и антигуманным, групповым и общечеловеческим. Массовое сознание существует на двух уровнях – личности и больших групп. Индивид обладает уникальностью личности, которая осознаётся в общении, в том числе пребыванием в массе; формируясь в массе, индивид влияет на неё, сохраняя способность творить культуру. Иными словами, массовость обязательна для культуры. Культурные образцы возможны в том случае, если они: распространены среди людей; массово воспроизводятся и передаются новым поколениям. Современная массовая культура отличается лишь средствами её передачи. Электронные СМИ способствуют тому, что миллиарды людей получают возможность прочувствовать уникальные природные явления и памятники культуры, осознать своеобразие собственной личности, ощутить связь с группами людей и всем человечеством. Развитие средств массовой информации может содействовать формированию языковой культуры, получению качественного образования. Критика массовой культуры позволяет индустрии СМИ совершенствовать содержание и формы своих программ, рубрик, а также психологию восприятия информации. Расширяющиеся возможности технической составляющей массовой культуры дополняются укрепляющейся связью СМИ с иными формами и видами искусства, науки, образования.

Понятие массовой культуры возможно, в том числе, посредством разграничения с групповой культурой. Разновидностью групповой культуры является элитарная культура.

По теории элиты (лучшее, избранное) обязательной частью социальной структуры является высший слой, управляющий культурой и развивающий её. В концепциях В. Парето, Г. Моски, А. Тойнби, Х. Ортеги-и-Гассета элита противопоставляется массе. Элита – это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. В качестве основания выделения элиты теоретики называют биологические, психологические, социальные и культурные факторы. Идеологом современной теории элиты и элитарной субкультуры считают Ф. Ницше. Парето полагает, что элита имеет определенные биопсихические качества; так «лучшие», способные управлять, состоят из «лисиц» и «львов», различающихся методами правления. Наличие в хозяйственной жизни «спекулянтов» свидетельствует о развитии, а преобладание «рантье» - о стабилизации и загнивании общества.

К. Мангейм обращает внимание на функциональную сущность элиты; политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию. В концепциях неоэлитизма элиты рассматриваются как функциональные группы, существенно влияющие на конструктивное развитие общества. Демократия рассматривается в качестве условия и инструмента, обеспечивающая баланс в обществе; элиты развивают демократию, а демократия контролирует деятельность элит. Элита должна быть сплочённой, чтобы достигать социокультурные цели и реализовать потребность членов группы в общении. В силу своей одарённости и активности элита становится субъектом культуры. Выработанные образцы, эталоны мышления, восприятия и практической деятельности усваиваются массами посредством средств массовой коммуникации и постепенно входят в культуру общества или отбрасываются массовым потребителем.

Таким образом, массовая и элитарная культуры не имеют чётких разграничительных границ; вместе они образуют поле социокультурного творчества.

Культура и субкультура

Субкультура (буквально «подкультура») трактуется в нескольких смыслах. Термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников. В американской социологии с двадцатых годов прошлого века существует традиция исследования девиантного (отклоняющегося, противоправного, преступного) поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодёжного движения как молодёжных субкультур. В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ей совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

От господствующей культуры её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодёжь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяются полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов, семья военного рядом с воинской частью. Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры.

Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств - объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур. Яркой иллюстрацией организованных (социально-профессиональных) сообществ может служить жизнедеятельность коллектива японской фирмы. Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. Некоторые исследователи используют термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре. Преуспевающая шайка преступников, например, имеет свои стандарты поведения и нравственные нормы, а также благоприятный для сплочения группы морально-психологический климат. Но эти ярко выраженные стандарты противоположны всеобщим нормам данного общества; объективно они подрывают основы социального бытия, уподобляясь свинье под дубом из басни И.А. Крылова. Следовательно, если в субкультуре индивид может альтернативными способами усвоить и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от ведущих образцов доминирующей культуры. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи-сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества. Общепризнанной типологии субкультур пока нет, их объединяет признание двух тенденций в возникновении и развитии: успеха или неудачи. Иначе говоря, системный кризис общества приводит к возникновению социальных групп, положение которых стало – относительно и абсолютно - лучше или хуже. Среди условий кризиса, ведущих к ухудшению социально-экономического положения, исследователи называют безработицу, примитивную работу, неблагополучные семьи, недостатки образования, снижение уровня духовной сферы общества. Тенденция «неудачи» обусловила появление большинства молодёжных субкультур на Западе и постсоветском пространстве.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования). Стиль создаётся на основе элементов данной культуры; новый контекст придаёт иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обеспечивает роль субкультуры в обществе и её ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных проблем.

Субкультура, как альтернативная форма социальной активности, осваивается непосредственно (фактическим членством в группе субкультуры) и опосредованно (под влиянием средств массовой коммуникации).

Субкультуры способны решать специфические потребности индивидов и определённых социальных групп в коммуникации; об этом весьма убедительно говорит факт появления и развития субкультур.

Среди молодёжных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры нижнего класса (рокеры, бритоголовые, панки, футбольные фанаты и другие) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получили распространение на постсоветском пространстве культуры. Субкультуры нижнего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или поведения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследователи относят: поиск духовного удовлетворения в творчестве, стремление к формированию и выражению индивидуальности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных группах с субкультурами идёт творческий процесс взаимодействия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур способны повлиять на развитие культуры человечества.

Культура и метод идеального типа

Термин и понятие идеального типа ввёл М. Вебер. Идеальный тип - система понятий, представляющая момент социокультурной реальности в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и рациональной правильности. С помощью идеального типа можно предложить логическую модель социальной реальности и познавать реальность посредством сопоставления её с моделью-эталоном. Учёный подчёркивал, что сам по себе идеальный тип не даёт знания о социокультурной реальности; идеальный тип есть метод опытного (эмпирического) постижения действительности. Идеально-типическая конструкция отвечает на вопрос, каким мог быть процесс действительности, если бы развивался согласно логически непротиворечивой схеме. Идеальный тип есть утопия, которая помогает связывать ценностную и эмпирическую сферы культуры.

Как утопию, предостерегал М. Вебер, идеальный тип опасно наделять чертами реальности или пытаться буквально воплотить его в действительность как нечто должное. Один из страшных примеров такого рода деятельности – режим «красных кхмеров», который привёл к уничтожению значительной части населения своей страны, не вписавшейся в идеальную конструкцию утопического общества Кампучии.

Как научная абстракция, идеальный тип помогает изучению культуры на основе разнообразного эмпирического материала. Идеальный тип имеет идеально-логическое основание; разные основания делают возможными соответствующие идеальные типы. Сопоставляя их с количественными данными опытного знания, можно выявлять новые особенности культуры человечества. Как известно, существует много подходов к определению культуры. Каждый подход диктует свое основание для определения и типологии культуры. Отсюда множество оснований дифференциации культуры, или, иначе, выделения идеальных типов культуры.

Социобиологическое основание позволяет выделить: а) женское и мужское начала в культуре; б) культуру этапов жизненного цикла человека (детская, молодежная и другие). Расовое и этническое основание дают типы культуры рас и народов мира. Дифференциацией по социальному основанию получаем культуру каст, сословий, классов (страт). Профессиональный признак позволяет расцветить культуру по профессиональной деятельности, отделить профессиональную культуру от культуры непрофессиональной. Вероисповедное основание представляет культуру как совокупность религий. По типу мировоззрения можно выделить мифологическую, религиозную, философскую культуры. Способ существования составных сознания (преимущественно мышления) позволяет выделить такие культуры, как субъектная (сфера ценностей), объектная (действие в соответствии с динамикой внешнего мира) и объединяющая их рефлективная (самопознающая).

Теоретик культуры Ф. Ницше предложил идеальный тип – два вида культуры – дионисийский и аполлоновский. Первый отражает стихию жизни, бунт против традиций и устойчивости; второй вид – разумность, умеренность, стремление к гармонии. Дионисийское начало есть символ подлинного, идущего от жизни искусства. Аполлоновская культура есть подавление жизни конструкциями разума. Ф. Ницше предложил переосмыслить культуру; по его мнению, необходимо от культуры как подавления природного инстинкта перейти к культуре, которая формирует высший тип человека, самостоятельно развивающего в себе стихию жизни.

Известный социолог и культуролог П.А. Сорокин рассматривает культуру как нематериальное явление, наделённое системой значений. Бесконечно разнообразная социокультурная реальность охватывает истины чувств, интеллекта и сверхрациональной интуиции. Социокультурные феномены ученый делит по разным уровням. Самый высокий уровень образуют социокультурные системы, охватывающие многие общества. Базовыми предпосылками культурных суперсистем являются основные методы их познания, выступающими в качестве мировоззрения. Трём формам истины – чувственной, духовной (интуитивной) и рациональной соответствуют три суперсистемы: чувственная, умозрительная и идеалистическая. Последняя есть комбинация двух первых. Суперсистемы сменяют друг друга в развитии. Всегда сосуществуют стремящиеся к постоянству культурные системы уровнем ниже культурных суперсистем: язык, этика, религия, искусство, наука.

Коммуникационное основание для выделения идеальных типов культуры взял социолог и культуролог Г.М. Маклюэн. Культура есть совокупность средств общения. Новое средство общения, будучи технологическим продолжением человека, вызывает переворот в развитии культуры; возникают и сменяют друг друга три типа культуры – племенная, книжная и экранная. Эпоха «племенного человека» характеризовалась устной речью. Эпоха «типографского и индустриального человека» началась с изобретения печатного станка И. Гуттенбергом. На смену восприятию посредством осязания и слуха, мифологическому мышлению племенного человека приходит визуальное восприятие, формирование национальных языков и государств, промышленная революция и крайние формы рационализма, индивидуализма. В современную эпоху «нового племенного человека» электричество продлевает психику человека до глобального охвата реальности. В мире электронной информации человек приучается мыслить мозаично; миф - единственный способ удержать цельность восприятия с помощью слуха и осязания в «глобальной деревне», охватившей всю планету. Происходит осознание единства человечества посредством формирующегося экологического мышления.

Сторонники биосферной концепции культуры создали классификацию культур человечества, основанием которой является характер взаимодействия природы и общества. На ранних этапах существования человечество создавало модификации биогенной культуры, подчиняясь её преимущественно биологическим законам. Техногенная культура, создавшая огромную искусственную среду, возникла, видимо, в Европе. Техногенная культура стремится господствовать над природой, воспринимаемой в качестве враждебной культуре силы. Гипотетическая ноогенная (разумная) культура предполагает бытие людей в рамках единой планетарной экологической культуры, в которой коллективный разум человечества обеспечивает целесообразное гармоничное развитие культуры и природы (коэволюция), понимаемых в качестве частей Космоса.

В концепции культуры Дж. Фейблмана прослеживается диалектика культуры и личности. Культура – это социальное выражение подразумеваемой доминирующей онтологии; личность – это выражение определённой культуры в миниатюре. Типы культуры идеальны; основанием типологии являются логические системы действительных ценностей. Воздействие культур на индивидов ведёт к созданию типов культур. Всё, кроме случайного и сверхкультурных ценностей (этика и эстетика), является типичным для культуры. Типы культур: допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Первые четыре – ранние типы культур. Основной вопрос к индивидам ранних типов культур связан, соответственно: с ролью в коллективном выживании, со степенью вовлечённости в сообщество, с повиновением, набожностью. Развитые типы культур ставят иные вопросы по степени: личностного характера ощущений (цивилизационный), любознательности (научный), совершенства (постнаучный). Формы религии - обязательный элемент типов культур, начиная с первобытного, за исключением научного, где её место занимает атеизм. Социальные институты присутствуют в типах культуры, начиная с военного. Направления философии, начиная с религиозного типа, играют роль начала культуры, в том числе формулированием её основного вопроса.

Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование).