Режиссёрская игра средняя группа. Материал на тему: Режиссерские игры

  • 14.10.2019

Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки» в подготовительной /логопедической/ группе детского сада

Цель занятия:

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли.
Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.
Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.
Развивать творческие способности детей.
Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.
Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Материал:

Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком,сорока,баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» - подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

- «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

- «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

- «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

- «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

- «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

- «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

- «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

- «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Вопросы:

Ребята, понравилась вам Сашина сказка или нет?
- За кого вы переживали больше всех?

Мне очень понравилась, Саша хорошо пофантазировал!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр . В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуаци я. Ребенок прояв­ляет творчество и фантазию, придумы­вая содержание игры, определяя ее учас­тников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непос­редственном значении, но и в переносном, когда они выпол­няют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерс­кая палочка или микрофон для куклы-певицы).

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля , фильма . Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий . Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка : он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Нередко сюжетом игры ста­новятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренно­го мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов дру­гих людей (режиссерская игра в школу под влиянием рас­сказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из лич­ного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюде­ний, мультфильмов , причудливое соединение реального и вымышленного.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.



В режиссерской игре речь - главный компонент . Часто она звучит как «дикторский текст за экраном ». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных выс­казываний используются и оценочные : «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жад­ный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует ре­чевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа : меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний .

Так, изображая семейную сценку с ребен­ком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с тре­бовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта против­ная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими ин­тонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих» , т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех .

Их количество возрастает в совместной режиссерской игре , возникающей у детей в среднем и преимущественно в стар­шем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участни­ков действует за одного-двух персонажей.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий . Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла , который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание .

У детей 4-5 летсодержание режиссерских игр разнообразнее , чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

У детей 6- 7 летсодержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества . Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа).

Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер . Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры . Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок - ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удает­ся накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединить­ся для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т.д. К сожалению, типовые про­екты зданий не учитывают потребность ребенка в индиви­дуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры : единое пространство групповой комнаты «разбивают» спе­циальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, эк­раны, которые дети ставят по своему желанию.

Внедряются и некоторые архитектурные новации : в групповой ком­нате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое обо­рудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (по­сетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением деть­ми мультфильма, прочитанной книги таким образом, что­бы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способ­ствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчесгво с педагогом. Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Да­вай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с то­бой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» ит.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ис­пользовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в иг­ровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщен­ное представление о многих явлениях, предметах окружаю­щего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки. Подобные игрушки, как идругие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

28. ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ .

Конспект проведения режиссерской игры для средней группы "Теремок"

Цель: Разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

Образовательные:

Научить детей воспроизводить действия персонажей сказки;

Совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;

Развивающие:

Развивать связную речь детей, познавательные способности в процессе игры; воображение, память, произвольное движение рук.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к сказкам и сопереживать их героям.

Дидактический материал: Материалы к сказке теремок, игровое поле.

Роли: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волк-серый бочок, медведь.

Ход игры:

Ребята давайте с вами сыграем в интересную сказку «Теремок».

Ребята, а вы знаете, какие животные живут в теремке?

Теперь давайте выберем, кто кем хочет быть. Кто у нас первый в сказке появляется? (мышка)

Кто хочет быть мышкой? Второй кто?(лягушка-квакушка.) Кто будет лягушкой?

Кто следующий приходит? (зайчик-побегайчик) Кто у нас будет зайкой?

А хитрой лисичкой-сестричкой, кто будет? Потом у нас приходит волчок, кто им будет?

И последний у нас кто? (медведь) А кто у нас за мишку будет играть?

Да

Дети перечисляют

животных: мышка-

норушка, лягушка-

квакушка, зайчик-

побегайчик, лисичка-

сестричка, волчок-серый

бочок, медведь косолапый

Основная

-Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Саша:- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

-Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. Прискакала лягушка-квакушка:

Олеся:- Теремок-теремок! Кто в

тереме живет?

Саша : -Я, мышка-норушка, а ты кто?

Олеся: - А я лягушка-квакушка.

Саша: -Ступай ко мне жить.

-Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал зайчик:

Петя:

Саша: -Я, мышка-норушка,

Олеся: -Я, лягушка-квакушка, а ты кто?:

Петя: -Я зайчик- побегайчик.

Олеся: -Ступай к нам жить.

Женя: -Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Саша: - Я Мышка-норушка

Олеся: - Я лягушка-квакушка,

Петя: -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто?

Женя: - А я лисичка-сестричка.

Дети: -Иди к нам.

-Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Дима: -Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Дети: -Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?

Дима: -А я волчок-серый бочок.

Дети: Иди к нам жить!

-Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:

Миша: -Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Дети: -Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.

Миша: -А я медведь-косолапый!.

Дети: -Иди к нам жить.

-Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

Миша : -Я лучше у вас на крыше буду жить.

Дети: -Да ты нас раздавишь!

Миша: -Нет, не раздавлю.

Дети: -Ну так влезай!

-Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Помощь детям в словах их героев, если они их забывают.

Заключительная

Ребята, вам понравилось играть свои роли? Тяжело ли вам было озвучивать свои роли?

Даже ребята если вам и было трудно вы все равно большие молодцы, хорошо каждый сыграл свою роль! Спасибо, мне было приятно с вами поиграть!

Да

Да / нет

Вопросы и похвала

Чиркова Надежда Николаевна, воспитатель, МКДОУ Центр развития ребёнка «детский сад «Белоснежка»

«Режиссерская игра – как вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка»

Режиссерские игры этот вид деятельности игры чаще видят родители, чем воспитатели. Дело в том, что режиссёрские игры ребёнок, как правило, играет один. Эти игры он затевает с игрушками, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще всего не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами, но и отношение между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.

По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием, сложностью и разнообразностью. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями которые окружают детей в повседневной жизни. Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетоми». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Именно поэтому в детском саду уделяют большое значения режиссёрским играм. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. Благодаря игре у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей;

Полученные знания о семье; о труде взрослых: врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.

Вашему вниманию представлены конспекты режиссёрских игр, которые могут быть разыграны во время непосредственно-образовательной деятельности, а также и в самостоятеятельной.

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность – режиссёрская игра

«К бабушке в деревню»

Возрастная группа: 4-5 лет.

Цель : вызвать у детей устойчивый интерес к режиссерской игре как одному из способов становления и развития игровых навыков.

Задачи:

Закрепить знания детей о жизни домашних животных и их детёнышах;

Формировать умение принять игровую задачу: разыграть незавершенный сюжет;

Учить отображать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами,

Продолжать формировать навык обыгрывать игровые действия, связанные с конкретными ролями;

Продолжать развивать умение детей работать в сотрудничестве: взаимодействовать с партнером, договариваться, сообща доводить запланированную работу до конца;

Развивать творческое воображение

Воспитывать у детей умения играть дружно, приходить на помощь другу, вежливо обращаться за помощью, благодарить за ее оказание.

Методы и приемы мотивации и активизации деятельности детей.

Приемы создания положительного эмоционального настроя: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение;

Приемы активизации мыслительной деятельности: проблемные ситуации, провоцирующие вопросы, заставляющие ребенка искать выход из ситуации во время игры;

Чередование видов деятельности.

Оборудование: макет для развёртывания игры, игрушка Кот Матроскин, игрушки животных; игра «Найди мам детёнышам; картинки из серии « Домашние животные» с изображением домашних животных; познавательная и художественная литература, тематический конструктор.

Предварительная работа по подготовке к игре.

Экскурсия на приусадебный участок.

Рассматривание картинок и иллюстраций из демонстрационного материала «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Семья».

Проведение познавательных бесед из цикла «В гостях у бабушки Арины» о жизни в сельской местности.

Изготовление макета и атрибутов для организации режиссерских игр.

Организация целенаправленных наблюдений в процессе театрализованной деятельности, сюжетной и режиссерской игры с целью развития детских замыслов.

Ход деятельности

Воспитатель (управляя игрушкой): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей) .

Да я, кот Матроскин, пришёл в гости и хочу с вами поиграть. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас узнаю.

Кот Матроскин читает стихотворение-загадку «Скотный двор».

Есть двор у бабушки в деревне Двор то не простой. Нет там лестниц и качелей, Нет песочниц с детворой. Зато гуляет лошадь, Корова и коза. Под солнце на песочнице Свинья лежит с утра, И с мамами на травке, Резвится детвора: Игривый жеребёнок, И ласковый телёнок, Щенята, поросята, Ягнята и козлята. Там человек содержит Животных в дождь и снег. Там кормит их и поит, И чистит и стрижет. Под крышей их спасает. Скажите мне, ребята, Как этот двор назвать? (Высказывания детей).

Воспитатель. Кот Матроскин предлагает вам, ребята, ответить на вопросы.

Какие животные живут на хоздворе?

Каких животных называют домашними?

Как за ними ухаживает человек?

О каких домашних животных говорится в стихотворении?

Какую пользу приносят домашние животные человеку?

Какие домашние животные дают человеку молоко и шерсть? (Ответы детей).

Воспитатель . Молодцы ребята. А теперь Кот Матроскин предлагает вам поиграть в игру «Найди мам детёнышам».

Кот Матроскин объясняет детям правила игры.

Игра «Найди мам детёнышам»

Игра проводиться в парах. Ребёнок находит себе пару, партнёры договариваются, кто будет выбирать картинку детёныша, а кто - мамы.

Дети расходятся к разным столам и выбирают картинку.

Под музыку дети с картинками гуляют по группе после окончания музыки ребёнок – детёныш звукоподражанием зовёт маму, ребёнок – мама находит его.

Кот Матроскин хвалит детей и предлагает поиграть с ним.

Пальчиковая игра «Про кошку»

1-2-3-4-5 вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка.

И крадётся потихоньку,

И крадется потихоньку,

Значит, мышка здесь живёт.

Воспитатель. Ребята, Кот Матроскин предлагает вам, отправится в гости к бабушке в деревню и помочь ей по хозяйству. У Кота Матроскина есть волшебный мешочек, в нём лежат фанты - ваши вещи. Сейчас Кот будет доставать по одной вещи, и говорить какую роль будет обыгрывать владелец этого фанта.

Кот Матроскин достаёт фанты и называет кому, какая роль (деда, бабки, сына, дочери, внучки, внука) выпала.

Наблюдая и анализируя сюжетно-ролевую игру «Семья» детей нашей группы (средняя речевая) на начало года мы обратили внимание на однообразие сюжетов, скудный набор игровых действий, игровые диалоги также сводились к минимуму, были односложны и однообразны, практически не использовались предметы заместители и только крупные маркеры игрового пространства.

И, на ряду с совместными играми (когда взрослый становится одним из ее участников, т. е. берет на себя какую-то роль и направляет игру от имени своего персонажа, подталкивая к новым действиям, разворачивая сюжет и вступая в диалоги, мы обратились к дидактическим и коммуникативным играм по теме, как к более простым для детей (в них конкретные правила, и играют дети вместе со взрослым). Для этого сделали сами дидактическую игру «Наша семья» (обязательно поделюсь ее позже). И тут, постепенно внося в развивающую среду новые маркеры пространства, модули, игрушки-персонажи и обновляя предметы оперирования, обратили внимание, как прогрессировали режиссерские игры и, как они стали настоящим самоучителем дошкольников, как для развития самих сюжетно-ролевых игр, и игровых навыков детей, так и личностных качеств дошкольников.

В индивидуальных режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания,

Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.

Позвольте представить Вашему вниманию некоторые пособия для режиссерских игр, которые мы используем в своей группе.

Игровые фоны, которые можно использовать, как плоскостной фон для игр с мелкими игрушками и плоскостными моделями, так и ставить, как ширму.

У нас их несколько видов: деревянная русская изба изнутри, современная кухня, наш лес, сказочный дремучий лес и город:

Карта Сказочной страны с плоскостными моделями любых реалистичных и сказочных персонажей и предметов:

С помощью карты можно разыгрывать различные режиссерские игры по мотивам известных сказок и придумывать свои истории:

Бессюжетные ширмы для разнообразного использования:

На этой фотографии также видны модули среднего размера (коробочки разной формы, обклеенные самоклейкой) .Здесь Миша использует их для интерьера комнаты: из двух модулей сделан диван, модуль-светофор послужил тумбой на которой стоит телевизор (коробка, которая открывается и заполняется любыми персонажами).

На следующем фото модули видны крупнее и можно увидеть еще одно их применение -РЭМП и сенсорика: сравнение по длине, форма, цвет, размер, порядковый и количественный счет, ориентировка на плоскости, логические задания и "расшифровка" пятен на развитие воображения:

Конюшня, которая иногда достраивается то с помощью разных конструкторов и строителей, то дополняется ширмами и порой играет роль дома, зоопарка и др.

Замечательный макет русской избы, который приобрели и собрали наши родители:

Изба раскрывается, делая доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями:

Мелкие игрушки с миниатюрной мебелью (посуду конструировали сами: киндер-яйцо + масса для лепки) :

Крупные маркеры пространства, например этот маркер служит лобовой частью автобуса или автомобиля, витриной для с-р игр или театральной сценой:

Страна Волшебных Красок" для игр на фланелеграфе:

И, конечно, наши самоделки. Вот жилище трех медведей, для которых дети с моей сменщицей Танюшей сделали мебель по-размеру:

Наша березовая роща:

"Театр на пальчики" с настольными декорациями и разные виды настольного театра (конусный, резиновых игрушек, плоскостной на подставках) :

Двухэтажный дом для большой семьи (из больших коробок, а мебель из спичечных коробков, картона и др. подручных материалов) .В его создании активное участие принимала моя дочка Сашенька:

В режиссерской игре ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

www.maam.ru

Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста «Мишкин день рождения»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 50

Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста: «Мишкин День Рождения»

Составила и провела: воспитатель Ермакова А. С. (первая квалификационная категория)

Ковров, 2011

Задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером

Развивать конструктивные способности (планирование деятельности) .

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки

Развивать интерес к режиссерским играм

Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей),

моно поля (цветочная поляна, лес, мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада

№ 6. Вот, что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей- зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: «Придумал! А давай мишке подарим мед! » Лиса спросила: «А где мы его найдем? » Тогда заяц ответил «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед. ». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу? »

Пчела ответила:«С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения! »

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети: Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки- заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

www.maam.ru

Режиссерские и театрализованные игры - Страница 8

Выкладывание персонажей на фланелеграфе из частей;

Рисование костюмов, тканей, из которых сшиты разные наряды;

Рисование домиков, дворцов героев;

Рисование персонажей в разных движениях и эмоциональных состояниях

2. Работа над выразительностью речи:

Имитационные упражнения на музыкальных и речевых занятиях;

Рассказы от имени персонажей о себе;

Упражнения типа " Я - игрушка", "Я - другой"

Прослушивание и анализ фонозаписей.

3. Работа над выразительностью движений:

Имитационные упражнения на музыкальных, физкультурных занятиях, в подвижных и музыкальных играх

Коллективные показы-упражнения;

Прослушивание и анализ фонозаписей с рассматри­ванием иллюстраций, фотографий;

Упражнения с воображаемыми предметами

Игры типа "Совушка", "Море волнуется", "День и ночь»

Игра " Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем"

Игры-загадки { "Кто я?» , "Кто привел?")

4. Работа, по организации игровой среды использование готовых декораций и костюмов:

Изготовление с детьми элементов декораций, костюмов атрибутов;

Открытие " театральной мастерской".

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР.

Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля , фильма . Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий . Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду) , малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка : он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения) .

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария) . Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы) , говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент . В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе) , но «активно действующих» , т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех .

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр :

1 Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры

2 Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.

3 В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.

4 В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.

5 Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

6 В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)

Сравнительная характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игр.

57. Режиссерская игра дошкольника » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран­нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап - воз­никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе­ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни­ками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет­ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи­более важным является актуализация собственного социального опи­та. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас­пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы­полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза­висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож­ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд­ности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа­циями, который возникают у ребенка;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей­ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за­мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж­ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи­вания ребенка

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в но­вой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи­зации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооцен­ки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступ­ный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвали­дов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспи­тания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям де­тей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую си­туацию из элементов знакомых сюжетов.

Шпаргалки

Материал с сайта shporiforall.ru

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 57. Режиссерская игра дошкольника. - Литература для студента.

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 57. Режиссерская игра дошкольника.

Страница 53 из 6357. Режиссерская игра дошкольника.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза-висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа-циями, который возникают у ребенка;

Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

Эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

Помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Материал geum.ru

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры.
  2. Домашнее задание:
  1. Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.
  2. Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.
  3. Оцените игровой материал для режиссерской игры, который имеется в группе, где вы проходите практику.
  4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для режиссерских игр ребенка.
  5. Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для режиссерских игр.
  6. Создайте свой сценарий режиссерской игры ребенка – дошкольника (любой возрастной группы) .

Задание (на уроке) :

  1. Придумайте, во что бы мог «превратиться» этот предмет у ребенка – дошкольника в режиссерской игре?(любой из представленных) .
  2. Придумайте небольшой сценарий с его участием (можно предлагать любые комбинации) .
  1. Литература:
  • Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература,1996
  • Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. – М., 1989
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  1. Определение, сущность и особенности режиссерской игры. Связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

Итак, давайте запишем определение:

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Исследователи данной проблемы:

  • Гаспарова Е. М.
  • Новоселова С. Л.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (праздник, литературное произведение…) , малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а так же знания, почерпнутые им из рассказов других людей, книг, мультфильмов, кино… Малыш комбинирует их и рождается что-то свое, неповторимое, индивидуальное.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

Центральным моментом этой игры является событийная ситуация.

Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

Главный компонент в режиссерской игре – речь. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонации, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний (сценка «Семья» - голоса персонажей) .

Помимо описательных высказываний используются и оценочные (сценка «День рождения Маши» - все гости хорошие, а волчонок – жадный, не отдал подарок) .

В этой игре часто используется много персонажей (машинки в гонках, зрители в зале, ученики в классе) ,но «активно действующих, т.е. тех, которых ребенок представляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех - четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют («оживающий» грустный кубик…) .

Задание: Выгодский Л. С. писал, что воображение - это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра. Наблюдая за играми режиссерской и сюжетно-ролевой игрой, как можно понять, развито ли воображение у ребенка-дошкольника? (ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников, а так же используя предметы-заместители) .

Итак, отметим у себя:

Особенности режиссерской игры:

  1. Партнеры – неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний и замыслов (такое игровое общение для ребенка легче, чем взаимоотношения со сверстниками. Режиссерская игра готовит ребенка к такому общению. А, следовательно, в каком возрасте возникает режиссерская игра? (в раннем и младшем дошкольном возрасте) .
  2. Эта игра практически всегда индивидуальна;
  3. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
  4. Играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться;
  5. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры –(как вы считаете, в каком возрасте у детей в сюжетах их игр преобладают события личной жизни?) у детей 4-5 летменяется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже) ;
  6. У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы. Е. М. Гаспарова отмечает, что развитие сюжета происходит на основе ассоциаций, связанных со знакомыми предметами, впечатлениями, литературными произведениями) .
  7. В среднем и старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры (2-3 чел.) . вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят игрушки.
  8. Сюжет режиссерской игры – цепочка действий;
  9. Главный компонент – речь.
  10. В этой игре часто используется много персонажей, но активно используемых, за которых ребенок говорит, не более трех - четырех.
  11. Дети учатся планировать по замыслу игру, видеть картину игры.(как говорил Ушинский К. Д., ребенок учится распоряжаться своими силами) .
  12. Малыши приобретают умения посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций, т.е. глазами разных персонажей, что важно для развития сюжетно-ролевой игры. Овладев режиссерской игрой, ребенок сможет взаимодействовать с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.

ВЫВОД: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры:
  1. Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (ребенок прячется под стол, стул; «домик» в подвижной игре («Колдуны») , комната в «Дочки-матери» - ребенку необходимы четкие границы своих владений)

Просто необходимы –

  • различные ширмы (готовые и сделанные своими руками) – в виде занавеса, книжки-раскладушки, гибкие…
  • коробки из-под обуви
  • подвижный фланелеграф (Урадовских Г. В.) – к палке прикрепляют полотно из сшитых между собой нескольких кусков ткани и при помощи лоскутов различной формы и цвета, ниточек, отмотав нужный фон, ребенок придумывает сюжет и начинает действовать…
  • неоконченные макеты.
  1. наличие мелкого игрового и неигрового материала, главной особенностью которых является их многофункциональность.

Можно использовать –

  • машинки, куколки, зверюшки, кораблики, деревья…
  • набор кубиков Гаспаровой Е. М. (простые кубики и кубики с личиками – устанавливая между ними различные связи и отношения, ребенок создает сюжет) .
  1. осуществление опосредованного руководства (взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре) .Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?») , наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?») . (однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее) .
  2. Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом, чтобы они «видели» игру до ее начала («Давай сочиним сказку», «Я начну сказку, а ты ее продолжишь…», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь»…) .

Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.

Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.