Стратегия выигрыша над архитектором. Выбор успешной стратегии переговоров

  • 20.06.2020

«Кто возьмёт билетов пачку, тот получит водокачку», - эта бессмертная фраза из еще более бессмертной комедии, на первый взгляд, отражает стратегию выигрыша в любой лотерее. Действительно: чем больше билетов вы купите, тем выше вероятность того, что один из них принесет вам деньги.

Но эта стратегия прибыльна только на первый взгляд. Организаторы лотереи тоже не дураки. Их расчет построен на том, чтобы вы затратили на покупку той массы билетов, среди которых гарантированно есть один выигрышный, больше, чем выиграете!

Получается, что в лотерее действует только слепая удача? И никакая стратегия невозможна? Отнюдь!

Пассивные и активные

Лотереи бывают пассивные и активные. Пассивные - это когда вы просто вытягиваете билет и на нем написано: «Выигрыш» или «Проигрыш». Тут, действительно, можно надеяться только на удачу.

Лотерея: шары в лототроне во время розыгрыша

И бывают активные. Это когда вы сами выбираете, на какое число поставить. К примеру, то же Спортлото «6 из 49».

Казалась бы, какая разница? Тянуть билет или самому выбирать число?

Оказывается, большая!

Дело в том, что числа в лотереях типа «Спортлото» выпадают с различной частотой. Одни реже. Другие чаще. Уже накоплена обширная статистика. Для Спортлото вы ее можете .

Причем представленные на указанной страничке зависимости не эксклюзивны. Для всех лотерей типа «5 из 36», «6 из 49» и т.п. графики зависимости суммы выигрышных номеров и вероятности их выпадения примерно одинаковы. Если не верите, можете сравнить диаграммы «Спортлото» с аналогичными диаграммами, скажем, для английской UK Lotto .

Это не значит, что в Спортлото и UK Lotto выигрывают одни и те же числа. Это всего лишь значит, что выигрышные числа во всех «активных» лотереях выпадают по примерно одинаковым законам.

И самое поразительное в том, что эти графики один к одному совпадают с графиками котировок ценных бумаг на фондовых биржах… А это значит, что инструмент, который применяются для анализа фондового рынка, пригоден и для анализа статистики выпадения выигрышных чисел в лотереях.

Технический анализ

Этот инструмент называется «технический анализ». Что это такое?

Это выявление закономерностей на диаграммах изменения стоимости котировок ценных бумаг. Причем анализ называют «техническим» потому, что исследователь не принимает в расчет какие-либо внешние факторы, вызывающие изменения котировок: производственные показатели предприятий, сальдо-бульдо фирмы, решения советов директоров, открытие новых месторождений и т.п. Специалист по техническому анализу изучает только график и и больше ничего.

Технический анализ фондового рынка

Он подмечает характерные особенности графика котировок (индикаторы, «японские свечи» и т.п.) и по ним делает вывод о дальнейших изменениях котировок. И, соответственно, решает, покупать или продавать ценные бумаги.

Данный метод идеально подходит для анализа закономерностей выигрыша в лотерее. Ведь у покупателя лотерейных билетов нет в распоряжении ничего, кроме упомянутых выше статистических зависимостей. Ему ничего неизвестно, скажем, ни о калибровке номерных шариков, ни о скорости вращения лотерейного барабана. Он может только смотреть на диаграмму и выискивать в ней закономерности - «индикаторы».

Как пользоваться техническим анализом?

По техническому анализу фондового рынка написано томов больше, чем в Библии. Над ним ломали голову лучшие математики и специалисты по теории вероятности. Поэтому читателю не стоит рассчитывать на то, что сейчас ему в двух словах расскажут, как безошибочно выигрывать в «Спортлото».

Тем более, технический анализ статистики лотерей явно должен стать самостоятельной прикладной дисциплиной, отличной от технического анализа фондового рынка.

Но первое представление о том, как применять теханализ, читатель может составить сам и достаточно легко. Скажем, ему известно, что недавний выигрыш в «Спортлото» дали числа, сумма которых равна 148. Глядя на график статических закономерностей, он может исходить из предположения, что следующий выигрыш с большей вероятностей принесут числа, имеющие суммой 167, а не 114.

И, подбирая из ряда наиболее часто выпадающих чисел «самые счастливые», может составить комбинацию. Допустим: «5-48-49-47-1-27». Или: «38-48-10-13-11-47». В данном случае, действительно, надо «брать билетов тачку»: перебор комбинаций увеличивает шансы на выигрыш.

Но, повторяем, это лишь первые наметки по применению технического анализа лотерейной статистики: эта теория нуждается в капитальной проработке.

Фундаментальный анализ

И все-таки, можно ли учитывать привходящие факторы при разработке стратегии лотерейного выигрыша? Применять инструменты логики с ее причинно-следственными связями? И как?

Применительно к фондовому рынку такой подход называется «фундаментальным анализом». Как уже было сказано, исследуются показатели компании, ее потенциал, уровень менеджмента. И такой «фундаментальный анализ» вполне применим к лотереям. Но еще более сложным. Которые принято называть уже интеллектуальными играми.

Это на первый взгляд покер - та же лотерея. Только вместо билетов - карты.

Однако, на самом деле, все гораздо изощреннее. Раунды торговли между игроками на флопе, ривере и тёрне - это и есть «фундаментальный анализ рынка». Поднимая ставки, оценивая решения оппонентов, игроки оценивают и «производственный потенциал», и «менеджмент» соперников: диапазон карт на руках, склонность к блефу и т.п. Известно даже, что один из наиболее известных в мире игроков в покер, член команды pro Покерстарс индус Рой Басин даже ведёт досье на потенциальных противников и садится за зеленое сукно, обложившись листочками с характеристиками: кто при какой карте блефует? Кто «райзит» на удачу, а кто - имея на руках сильные карты?

И ведь выигрывает!

Так что на удачу полагайся, а сам не плошай! Если веришь в технический анализ, играй в лотерею! Но если хочешь выигрывать в покер, осваивай приёмы фундаментального!

Не каждый знает, что такое стратегия «WIN - WIN» («Выиграл - Выиграл») , однако эта техника, считается очень полезной в ведение переговоров. Само понимание стратегия расшифровуется, как «искусство полководца». В нашем современном мире, данное слово, имеет несколько обширное понятие, то есть это модель действия или основной план. Когда мы подразумеваем стратегию переговоров, мы думаем, как добиться самого лучшего результата на переговорах. К выбору стратегии, нужно относится очень серьезно, так как именно от нее, зависит конечный результат.

Стратегия «WIN - WIN» или правило «Выиграл - Выиграл»

Эта довольно распространенная классификация всевозможных переговорных стратегий, которая была представлена Р. Фишером, Б. Паттоном и У. Юри (специалисты Гарвардского проекта). Согласно «WIN - WIN» , существую 4 основных стратегий: (win-lose) победа-поражение, (lose-win) поражение-победа, (win-win) победа-победа, (lose-lose) поражение-поражение.


Стратегия определяется из 2-х параметров: важность результата и важность отношений. Правило «Выиграл-Выиграл», имеет много общего с сеткой Томаса-Килмена, которая базируется на концепции поведения в конфликтных ситуациях. Она определяется 5 основными стилями поведения: Сотрудничество, Компромисс, Соперничество, Уклонение и Приспособление.

Соперничество

(Win-lose) победа-поражение. Эта стратегия исключительно направленна на победу над противником (оппонентом). Применяется, в том случае, когда отношения с партнером не имеют значения, важен только окончательный результат переговоров. Переговорщик, который настроен на Соперничество, готов применить любые методы, чтобы заполучить желаемое соглашение, вплоть до приемов манипуляции людьми. Зачастую стратегия Соперничества, применяется в одноразовых сделках купли-продажи, к примеру, при покупке авто, когда важна цена, а не отношения с продавцом или покупателем.

Приспособление

(Lose-win) поражение-победа. В ведение переговоров, данная стратегия ведет к тактическому проигрышу с вашей стороны, и к победе вашего оппонента. Эта стратегия используется, когда отношения важнее, чем результат. К примеру, вы хотите подписать контрактное соглашение с одной из самых крупных компаний, чтобы стать ее подрядчиком. Вы знаете, если вас примут, то даже самый не большой контракт, заключенный вами, предоставит вам возможность медленно, но уверенно нарастить объем заказов, и вы в будущем на таком сотрудничестве, очень хорошо заработаете.

Уклонение

(Lose-lose) победа-победа. Наиболее простейший пример, применения данной стратегии – это всяческое уклонение от принятия участия в ведение переговоров, когда вы, четко осознаете, насколько слаба ваша позиция. Но, возможны такие случаи, когда оппонент заранее провоцирует вас на проигрыш. В этом случае, инициатор провала, играет только в свои ворота, и его цель сорвать переговоры, чтобы достичь нужного результата. Да, он принимает участие в переговорах, но тщательно уклоняется от заключения контракта.

Также стратегия Уклонения, может проявится в ситуации, когда за одним столом встречаются два оппонента, и каждый настроен на свою победу, при этом на какие-либо уступки, никто из них не согласиться. И если один оппонент не выиграл, он сделает все возможное, чтобы и вторая сторона потерпела поражение. Эмоции оппонентов трансформируют переговоры в упорство, соревнование, в котором нет места для победителя.

Сотрудничество

. При применении стратегий, которые выше упомянуты, переговорщики пытаются разделить куш, то есть тот максимум, который оговаривается при ведении переговоров. В свою очередь, стратегия «WIN - WIN» нацелена на взаимную победу за счет расширения желаемого пирога. Стороны, как бы учитывают интересы друг друга.

К примеру, представим ситуацию, когда 2 человека начинают спор в помещении. Один проявляет желание открыть окно настежь, другой предпочитает, его плотно закрыть. Они спорят, насколько сильно его можно открыть: открыть на три четверти или половину, оставить щелочку. Но любое решение, не устраивает обе стороны. В помещение входит библиотекарь, и задает одному из них вопрос: «Почему, вы хотите открыть окно?». Человек отвечает: «Чтобы был поток свежего воздуха». Следующий вопрос задается второй стороне конфликта: «Зачем вы хотите закрыть окно?». Следует ответ: «Чтоб избежать сквозняка». После недолгих раздумий, библиотекарь в соседней комнате открывает окно, и свежий воздух начал поступать в помещение без сквозняков.

Стороны вступили в конфликт, так как каждый человек был настроен на стратегию Соперничества, а библиотекарь использовал правило «Выиграл-Выиграл» .

Стратегия «WIN - WIN» («Выиграл - Выиграл») достаточно эффективный способ добиться желаемого результата.

Если королевой казино всегда считалась рулетка, то место венценосца можно смело отдавать игровым автоматам. Еще пару десятков лет назад механические, сейчас полностью перешедшие на электронику - эти “ребята” не одно имя вписали в списки мультимиллионеров, впрочем, как и разорили не один карман.

Для всех, кто задавался главным вопросом “Как выиграть в игровые автоматы?”, сразу отвечаем - лучшей стратегии, чем выбор слотов с самым высоким процентом отдачи и максимальной ставкой (если последняя - обязательное условие для выигрыша джекпота, или гарантия высоких коэффициентов по выплатам), пока не придумано. Но далеко не каждому по карману игра по максимуму, даже больше - далеко не всегда такой подход к игре оправдан. Хотя, это не мешает с завидной регулярностью появляться новым теориям и схемам, которые многие считают более чем жизнеспособными. Такие стратегии редко бывают слишком сложными просто потому, что возможности клиентов игорного дома в этой категории азартных развлечений ограничены. А про незаконные взломы и махинации мы не говорим.

Мы не будем заниматься украшением ваших ушей мучными изделиями - описанные в материале системы ставок не дадут вам 100% гарантии выигрыша, но помогут систематизировать процесс игры, грамотно распорядиться банкроллом, а сам процесс станет, возможно, более осмысленным и интересным.

  • Система “Вверх по ступенькам”

Система очень простая и понятная, чем-то напоминает прогрессивные системы выигрыша в рулетке. Начните с того, что выберите невысокую ставку для старта - пусть это будет ваш минимальный порог (меньше этой суммы ваши ставки опускаться не должны). Если после первого спина вы ничего не выиграли, не меняйте свою ставку, в противном случае - увеличьте ее вдвое.

Вся игра по этой системе будет проходить по заданному алгоритму: выигрыш - это сигнал поднять ставку в 2 раза, проигрыш - уменьшить ее во столько же. И да, верхний предел у вас тоже должен быть (либо ограничение системы, либо ваш собственный). Под выигрышем, после которого происходит увеличение ставки, мы имеем ввиду денежную сумму, которая минимум в 2 раза превышает саму ставку. Т.е., если после ставки в $10 вы выиграли $15, ставить $20 на следующий спин не нужно.

Система “Вверх по ступенькам” - это мягкая подушка для вашего банкролла, потому что крупные ставки всегда делаются на выигранные средства.

  • Система “Play and Run” (“Сыграл и беги”)

У этой стратегии очень говорящее название, которое буквально передает ее суть: если слот не оправдывает ваших ожиданий, вы переходите на другой игровой автомат. “Play and Run” предлагает полностью отказаться от внутреннего чутья во время игры и попытаться найти лучший вариант. С нашей стороны оценок системы не будет, мы просто познакомим вас с ее принципами. А пользоваться или нет - решать только вам.

Для понимания стратегии нужно знать два термина - “limit loss” (“предел потерь” - ваш лимит по средствам, которые вы готовы потерять на 1-ом слоте) и “empty spin” (“пустой спин” - вращения барабанов без денежных выплат).

Перед началом игры определитесь с количеством игровых автоматов, пустых спинов, после которых вы просто перейдете на другой слот, и суммой, с который вы готовы попрощаться. Такая схема идеальна для людей с маленьким банкроллом, а мелкие ставки - обязательное условие игрового процесса. Не теряйте связь с реальностью - если у вас лимит по средствам, не засматривайтесь на слоты с высокими минимальными ставками.

Это не прогрессивная система и роста или снижения ставок в процессе не предусматривает. Ставка всегда одна и та же. Постоянно помните про свои лимиты - достигли одного из них, а может обоих - пора менять локацию. В случае удачи, автомат можно не менять, но закрывайте текущую игровую сессию (снимаете деньги и запускаете новую игру).

Из плюсов описанной системы можно вынести следующие:

  1. следуя правилам, вы не сможете неожиданно проиграть все свои деньги;
  2. игровая сессия продлиться дольше, даже если вы будете проигрывать;
  3. в случае удачи - вы используете свой шанс выиграть больше, но сможете вовремя остановиться, не наделав глупостей.

  • Стратегия “Blank back” (“Пустые спины”)

Схема перекликается с уже описанной выше системой “Play and Run”, только ограничение в ней всего одно - количество сыгранных раундов, которые не приносят денег. Главная идея - отказ от игры на “нефартовом” слоте. Система простая и не сдвигает чашу весов преимущества в сторону игрока. Зато отлично впишется в любой банкролл-менеджмент и сделает игру более упорядоченной.

Опытные гэмблеры советуют устанавливать свой лимит пустых спинов в пределах 7-15. Меньшее число заставит вас слишком резво менять слоты, большее - повышается риск потерять деньги. Размер ставок по системе пустых спинов не меняется. Самый удобный формат игры по этой системе - онлайн казино, бегать между автоматами то еще занятие. Топовые онлайн казино с отменной репутацией и лучшими предложениями можно посмотреть в нашем разделе “Casino online”. Не устаем повторять - система не гарантия выигрыша, но хорошо справляется с возложенной функцией контроля личных средств, делает игру более дисциплинированной, не дает засиживаться на одном месте.

  • Система “One game” ("Одна игра")

По этой системе игрок выбирает интересный ему слот и ставит по максимуму с первого спина. В случае удачи, на выигранные деньги можно продолжить играть на этом игровом автомате, или забрать выигрыш. Решение за игроком, но на свои деньги на этом слоте уже играть нельзя. Проиграли кредиты от первого спина - меняйте слот. Если первый спин не сыграл - идем к следующему по списку автомату. Схема подойдет активным игрокам со “здоровым” банкроллом.

Какой логикой руководствовались создатели системы “One game” сказать сложно, но скорее всего не обошлось без суеверия про то, что казино специально делает первый спин выигрышным, чтобы заманить клиентов в игру. Если это так, то система “Одна игра” сделает кого-то богаче. Насколько она безопасна - вопрос, играя в любые азартные игры (и слоты не исключение) нужно помнить, что проиграть может каждый, главное в игре - уметь вовремя остановиться.

Хотелось бы обратить внимание игроков на то, что системы можно комбинировать. Все они завязаны на исключении быстрого проигрыша и дают возможность играть с удовольствием.

Ну и напоследок короткая сводка полезных советов всем любителям слотов:

  • не тратьте деньги на покупку “проверенных” систем выигрыша - таких законных нет;
  • заранее подумайте о лимите суммы, с который вы легко сможете попрощаться, и лимите времени на игру;
  • не играйте на последнее;
  • выбирайте лимиты по своему банкроллу и не отклоняйтесь от них;
  • до игры найдите время познакомиться с таблицами выплат слота, не лишним будет попробовать сначала демо-версию;
  • не делайте глупостей под эмоциями;
  • воспринимайте игровые автоматы как отдых, а не попытку поправить свое финансовое благополучие.

Учитесь играть эффективно и удача не заставит себя ждать.

История конкурсной практики в архитектуре насчитывает даже не десятилетия, а века. И все это время ведутся активные дискуссии — стоит ли овчинка выделки? Даже не в плане нужны конкурсы или не нужны: на эту тему всегда приятно поспорить. Гораздо более сложный выбор — участвовать ли в них конкретному бюро. В связи с тем, что в России за последние годы количество конкурсов резко выросло, этот вопрос стал особенно актуальным. archspeech проанализировал накопленный опыт и разносторонние мнения — и сегодня предлагаем вам подробный отчет обо всех аргументах и контраргументах.

Аргумент: Конкурсы прибыльны для заказчиков, но убыточны для архитекторов

Это действительно так. Даже если победа в конкурсе приведет к реализации, ваши затраты (а ведь ваше рабочее время чего-то да стоит?) будут несоизмеримо выше, чем полученный в итоге гонорар. Конкурсы — это всегда работа на перспективу, хотя порой и весьма туманную. В то время как заказчику — сплошные плюсы и экономия: сразу несколько бесплатных концепций или проектов (или же полученных по изначально заниженной стоимости).


Контраргумент: Если вы занимаетесь бизнесом, чтобы делать деньги, то архитектура, вероятно, не для вас

Вы часто встречаете имена архитекторов в списке Forbes? Вот и мы — нет. И каждому здравомыслящему человеку очевидно, что в рейтинге самых прибыльных бизнесов архитектура даже не ТОП-10. Если перебрать десятки ответов на вопрос, почему тот или иной архитектор выбрал именно эту профессию, вы встретите массу вариантов. И про помощь людям, и про радость созидания, и про любовь к прекрасному. Но ни одного — про личную материальную выгоду.


В конце концов, где, как не конкурсах у вас будет шанс проявить всю свою фантазию, не будучи ограниченным бюджетом и прочими техническими параметрами? Если вы молоды — то это отличный старт, а если только что сделали «рабочку» на несколько тысяч квадратных метров — вам просто необходима творческая встряска. Нельзя позволять себе увязнуть в рутине — иначе кроме «рабочки» вам больше ничего и не светит.

Что касается понижения статуса профессии (архитекторы, оказывается, готовы работать бесплатно!), то может быть и совсем наоборот. Вокруг громких конкурсов устраиваются выставки и общественные дискуссии, на которых у архитекторов есть возможность продемонстрировать значимость и важность своей работы, глубину анализа и ответственность подхода.


Аргумент: На открытые конкурсы присылают слишком много работ. Жюри просто не в состоянии вникнуть в каждую из них, и выбор победителя случаен и необъективен.

Напомним, что есть так называемые закрытые конкурсы, в которые инвестор-заказчик приглашает участников адресно. Обычно это уже зарекомендовавшие себя на рынке архитектурные бюро, и их работа — независимо от результата — в той или иной степени оплачивается. В открытых конкурсах ситуация иная: принимать участие могут все желающие, а денежная награда в лучшем случае ожидает лишь финалистов. Нередко главным призом выступает договор на реализацию (или даже просто возможность его заключения), то есть победителем выходит только один из многих.

Любопытно, что очень многие, говорят о проблемах открытых состязаний, вспоминают в Хельсинки, на который было подано рекордное количество заявок — 1715. И после мучительного выбора сначала 6 финалистов, а потом одного-единственного победителя, есть шанс, что музей не то чтобы не будет построен по проекту, занявшему первое место, но вообще.


Что ж, такая проблема и впрямь существует. Однако, когда речь идет о статусных конкурсах, то они почти всегда размещают на веб-ресурсах абсолютно все заявочные проекты. Если ваша работа объективно хороша — ее наверняка заметят и отметят, пусть даже это будут не члены жюри. А если в вашем портфолио уже достаточное количество проектов, то можем порекомендовать принимать участие в конкурсах с несколькими этапами, где для первого достаточно просто портфолио. До этапа с проектами дойдут лишь избранные команды, и у жюри, скорее всего, будет время подробно изучить их труды.

Контраргумент: Абсолютно любой конкурс — в большей степени лотерея, чем объективная оценка участников. Даже если их число ограничено

В действительно же лучше сразу смириться с тем, что результат конкурса — дело случая. Пусть участников не 1000, а 10 — это неважно. Слишком много влияющих факторов — начиная с компетенций и мировоззрений членов жюри и заканчивая ожиданиями заказчика (которые могут оказаться тайной для него самого).


Например, жюри может выбрать проект, впечатлившись инновационностью идеи или подачи, — а потом заказчик, все взвесив, решит, что реализация проекта неоправданно дорогая, и выберет другой конкурсный проект (или просто по-тихому закажет новый на стороне).

Бывает, что до этого не доходит, и еще на этапе голосования заказчик честно говорит: «Да, мы хотели новых и свежих идей, да, ребята молодцы и всем спасибо, но надо выбирать все же не самое новое и свежее, а то, что мы сможем в итоге за недорого построить». В таких случаях тоже остается неприятный осадок и результаты вызывают всеобщее разочарование, возникают толки о предопределенности решения и продажности жюри. Иногда небезосновательно — но причины могут быть и гораздо более прозаическими.

Некоторые бюро, обретя такой негативный опыт, зарекаются от участия в открытых конкурсах и выбирают исключительно закрытые.


Однако и такой подход не панацея, и правила «лотереи» продолжают действовать. Хорошо, конечно, что вам заплатят в любом случае. Но обычно эти суммы не покрывают всех расходов: даже если считать, что работа архитектора бесплатна (что неверно), придется потратиться на презентационные материалы, макеты, видеоролики и т.п. И заказчику по-прежнему ничто не помешает разориться или передумать — и не построить ничего. При таком отсутствии результата — и при все равно затраченных усилиях — открытые конкурсы могут оказаться даже выгоднее: они часто широко освещаются в прессе и вызывают значительно больший общественный резонанс.


Аргумент: Открытые конкурсы — вообще не про реализацию: чаще всего это конкурсы идей

С этим опять-таки сложно спорить. Правда, обычно это ни для кого и не сюрприз: в условиях конкурса указано явным образом, что победившая концепция станет лишь основой для дальнейших проектных решений. Так что, если вам важна хотя бы призрачная перспектива реализации, тщательно все взвесьте, прежде чем участвовать.


К сожалению, не застрахован никто: надо быть готовым к развитию событий не в свою пользу даже участникам масштабных и, в общем-то, серьезных конкурсов — тех, что связаны с мастер-планированием, перепрограммированием и развитием. Из-за того, что любой такой проект затрагивает сложные и обширные по площади участки и предполагает большое количество этапов, солидные бюджеты и исчисляемые годами сроки, в своем оригинальном виде он почти никогда не реализуется.

Контраргумент: В конкурсах идей главное не победа (реализация), а участие

Впрочем, многих вероятная «нереализуемость» не останавливает, и само участие в таких конкурсах, как набережной Москвы-реки или острова Кабан в Казани, считается статусным, престижным и вообще — полезным упражнением, позволяющим погрузиться в интересную и актуальную тему.


Ведь конкурсы зачастую носят социальный или же узконаправленный характер: проектирование или лагерей для беженцев, дизайн в условиях вечной мерзлоты — или атмосферы Марса. Подобные темы требуют междисциплинарных исследований, связанных с физикой, биологией, историей, химией, социологией — прекрасный повод для саморазвития! И способ постоянно оставаться «в струе» современных тенденций и методологических подходов.


Летающие купола Ричарда Бакминстера Фуллера, вертикальные города Эль Лисицкого — многие имиджевые проекты, которые никто и никогда даже не пытался реализовать, мы до сих пор помним и изучаем наравне с великими архитектурными постройками. Потому что идеи — особенно идеи, предвосхищающие будущее, — имеют не меньшую ценность. И не лучшая ли это компенсация и награда?

Аргумент: Конкурсы — бесполезная трата не только денег, но и времени. Есть масса других способов потратить его гораздо более эффективно.

Такая позиция небезосновательна — особенно ее вторая часть. Если посчастливится быстро найти «своего» заказчика, с которым установится взаимопонимание и сложится плодотворное сотрудничество, то это может сработать гораздо «ударнее». «Сарафанное радио» никто не отменял, и инвесторы-застройщики, по большому счету, доверяют мнению друг друга больше, чем суждению «всяких там архитектурных критиков», которые заседают в конкурсных жюри. Между идеей и реализацией пролегает настоящая пропасть проблем, и «практики» всегда будут отдавать предпочтение тем, кто хотя бы раз эту пропасть преодолел.


Контраргумент: Бонусы от участия в конкурсах могут быть значительно более важными, чем даже от одной конкретной реализации

Теперь давайте представим, что вы — молодое креативное бюро, ищущее способ о себе заявить, а случай с получением реального заказа никак не представится. Понятно, что есть немало других , о которых мы уже говорили, — в том числе о большом потенциале . Но, по единодушному мнению профессионалов, эффективность конкурсов как пресловутых «социальных лифтов» по-прежнему вне конкуренции, простите за тавтологию. Чем сидеть и «креативить в стол», всегда лучше украсить свое портфолио ярким проектом «по поводу». И не так важно, что вы не победите или не войдете в шорт-лист — вам уже будет, что показать потенциальному заказчику. Потому что заказчик всегда есть и у конкурса, равно как и техническое задание. Поэтому работа над конкурсным проектом — отличная «тренировка» для архитектора.


Начинающим «конкурсантам» совет может быть таким: не бросаться на первый попавшийся открытый конкурс идей без необходимости денежного взноса (за рубежом очень многие молодежные соревнования платные), а выбрать объект, который был бы вам и интересен, и потенциально перспективен. То есть если, к примеру, вы знаете о потребности рынка в проектах благоустройства (как сейчас в Москве) или реконструкций памятников модернизма — и чувствуете в себе силы работать в этой области — ищите конкурс на подобную тему. Приобретете полезный опыт и, вполне вероятно, заработаете репутацию в среде потенциальных заказчиков — даже если не выиграете. О реальной истории такого толка нам , например, Сергей Труханов из бюро T+T Architects.

Кстати, тест «парня в конкурс тяни — рискни» подходит и для сотрудников существующего большого бюро. Стрессовые условия, в которые ставит работа над конкурсным проектом, отлично выявляет связи между сотрудниками и показывает, кто чего стоит по одиночке и в команде.

Это еще и повод усовершенствовать технические навыки: быть может, именно конкурс подвигнет вас наконец добраться до той любопытной графической программы, которую вы давно хотели освоить, и опробовать технологии презентации проекта, подсмотренные на последней конференции. По несколько ресурсов, которые вам помогут в этом начинании.

Наконец, конкурсы — шанс поработать в больших консорциумах, в том числе международных. А это и новые связи, и полезный профессиональный опыт (у иностранных архитектурных бюро во многом есть, чему поучиться), и значимая графа в вашем резюме: многие российские застройщики по-прежнему любят продвигать проекты «от зарубежных звезд». Однако, кто бы ни был автором эскиза для красивого пресс-релиза, по факту проектированием занимаются российские компании. И инвесторы ищут для этих целей те бюро, которые уже работали с иностранцами.


То есть можно говорить и о том, что конкурсы помогают обеспечить «преемственность поколений». Даже внутри одного, достаточно крупного бюро это нормальная практика: над конкурсными проектами работают не руководители, которые, грубо говоря, уже «наигрались», а набирается команда из самых молодых. По сравнению с прочей молодежью среди конкурсантов у них значительное преимущество: солидное портфолио родной компании. И, конечно же, чуткое руководство более опытных коллег в процессе — подобный экспресс-воркшоп по объему полученных знаний и навыков может запросто заменить год «обычной» стажировки.

Вместо заключения

Как видите, однозначного ответа на вопрос, участвовать ли в конкурсах, нет и не может быть. Взвесить все приведенные «за» и «против» в контексте конкретного архитектурного состязания и вашей профессиональной ситуации вам придется самостоятельно. Но так или иначе, залог успеха в профессии архитектора — как и в любой другой — быть отличным специалистом.


Заглавное изображение: офис Foster + Partners