Иуда Искариот. Психология предательства

  • 27.04.2019

«Психология предательства» - основная тема повести Л. Андреева «Иуда Искариот»-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь - вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его учеником Иудой Искариотом, по-своему истолковывая его. Если в центре внимания Священного Писания лежит образ Христа, то Андреев переключает внимание на ученика, который предал его за тридцать сребреников в руки иудейских властей и тем самым стал виновником крестных страданий и смерти своего Учителя. Писатель пытается найти оправдание действиям Иуды, понять его психологию, внутренние противоречия, побудившие свершить нравственное преступление, доказать, что в предательстве Иуды больше благородства и любви к Христу, чем у верных учеников.

По Андрееву, предавая и принимая на себя имя предателя, «Иуда спасает дело Христа. Подлинной любовью оказывается предательство; любовь к Христу других апостолов - изменой и ложью». После казни Христа, когда «осуществился ужас и мечты», «идёт он неторопливо: теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твёрдо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок».

Иуда предстаёт в произведении иным, чем в евангельском повествовании, - искренне любящим Христа и страдающим от того, что не находит понимания своим чувствам. Изменение традиционного толкования образа Иуды в повести дополняется новыми подробностями: Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания. Вымышленным является эпизод состязания апостолов в метании камней. Оппонентами Иуды выступают другие ученики Спасителя, особенно апостолы Иоанн и Пётр. Предатель видит, как Христос проявляет по отношению к ним большую любовь, что, по мнению Иуды, не верившего в их искренность, является незаслуженным. Кроме того, Андреев изображает апостолов Петра, Иоанна, Фому находящимися во власти гордыни - их волнует, кто будет первым в Царстве Небесном. Совершив своё преступление, Иуда кончает жизнь самоубийством, так как не может перенести своего поступка и казни любимого Учителя.

Как учит Церковь, искреннее покаяние позволяет получить прощение греха, однако самоубийство Искариота, которое является самым страшным и не подлежащим прощению грехом, навсегда закрыло перед ним райские двери. В образе Христа и Иуды Андреев сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией. Почему? С точки зрения Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт предательства - зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и любви. А. Блок писал, что в повести - «душа автора, - живая рана».

Обзор материала

Обзор материала

Цели:

Обучающие:

    Учить одиннадцатиклассников постигать идею произведения через раскрытие образа героя, мировосприятие его и автора;

    совершенствовать навыки филологического анализа текста;

развивающие:

    развивать критическое мышление учащихся, умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

    развивать коммуникативные навыки учащихся (работа в группах, учатсие в обсуждении проблемного вопроса);

воспитательные:

Оборудование:

Портрет Л. Андреева, портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота,

Тексты повести Л. Андреева «Иуда Искариот»,

Репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».

Форма проведения урока: урок-исследование

На доске оформлен эпиграф, записаны слова, приготовленные учащимися для проведения «Литературной разминки».

Он [Фома] внимательно разглядывал Христа и Иуду,

сидевших рядом, и эта странная близость божественной
красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором
и осьминога с тускло-жадными глазами угнетала его ум,
как неразрешимая загадка.

Л. Андреев «Иуда Искариот»

В эпиграфе закрыты слова «божественной» и «чудовищного».

Ход урока

    Организационный момент.

    Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

    Работа с эпиграфом. Лексическая работа.

Учитель предлагает учащимся выразительно прочитать эпиграф и по памяти восстановить закрытые слова или предложить свои. Как показывает опыт, есть дети, которые помнят цитату. В противном случае учащиеся предлагают свои варианты: красота неземная, великолепная, яркая, добрая, завораживающая, безобразие – отталкивающее, неприятное, раздражающее, страшное. Во втором случае принимаются все варианты и потом открываются закрытые бумагой в эпиграфе слова. Учащихся нужно подвести к выводу, что все предложенные ими варианты так или иначе можно соотнести со словами «божественной» и «чудовищного». Главное убедить, что они следуют правильно за авторской мыслью, которая заключается в стремлении показать «странную близость» противоречивых явлений. В этом и предстоит убедиться, анализируя текст произведения и образ Иуды, созданный Л. Андреевым.

    Метод «Литературная разминка» (позволяет проверить знание текста художественного произведения). На доске написаны отдельные слова, связанные с содержанием повести «Иуда Искариот»: Иисус Христос, Иуда, Гефсиманский сад, апостолы, предательство, сомнения, первосвященники, 30 сребреников, любовь, Учитель, мечи, дурная слава, Иоанн, ложь, кража, отец, мать, поцелуй, гора Елеонская, Понтий Пилат, Голгофа, толпа, раскаяние, обманутые надежды, петля, Иерусалим. Учащиеся выходят к доске, обводят мелом выбранное слово и рассказывают, как оно связано с произведением/героем/ событием.

    Проверка домашнего задания.

Учащиеся предлагают свои сочинения-рассуждения «Каким я представляю себе Иуду в повести Л. Андреева?» (см. Приложение)

Учитель обращает внимание учащихся после прослушивания нескольких сочинений на то, что авторы работ затруднялись с однозначным ответом и это неслучайно. Образ библейского Иуды сложен и противоречив, образ героя Леонида Андреева тоже многогранен. В этом предстоит убедиться, анализируя содержания повести.

    Работа по теме урока.

    Анализ повести «Иуда Искариот».

Метод «Вопрос-ответ». Для обсуждения учителем предлагаются вопросы по тексту повести (далее - возможные вопросы и ответы):

* Какова внешность главного героя повести Л. Андреева?

Внешность Иуды отталкивающая, все двойственно: странный через, словно разрубленный с затылка, запоминающееся лицо (одна сторона подвижна, с морщинками, другая – плоская и застывшая). Разные глаза: один – черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. Голос странный, переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как будто у старой женщины

* Что мы узнаем об Иуде из первых страниц повести?

Мы судим о нем по слухам в народе. Это человек, которого сопровождает дурная слава. Он корыстолюбив, крадет искусно. Люди говорят, что его нужно остерегаться. Слухи нарушили мирную жизнь Иерусалима и христианской общины. Поэтому в повести почти сразу появляется мотив тревоги.

* Кто и как называет Иуду в повести?

Когда читаешь повесть, сразу обращаешь внимание на то, что ученики называют героя Иудой, автор повести называет его «насекомое», «наказанная собака», «чудовищный плод», «старый обманщик», «суровый тюремщик». Думаю, что П. Андреев, используя метафоры, и так называя главного героя, выражает свое негативное отношение к нему.

* Почему, на ваш взгляд, такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

Поступками Христа руководит любовь к людям. Дух светлого противоречия влечет его котверженным и нелюбимым.

* Как ученики Иисуса Христа объясняли желание Иуды приблизиться к Учителю? Какую видели в этом цель? Как ученики отнеслись к тому, что Христос принял Иуду и доверил ему общие деньги?

Ученики Христа считали, что в желании Иуды приблизиться к Учителю был тайный расчет, какое-то коварство. Однако Иисус встретил нового ученика с любовью и доверился ему больше остальных учеников. Поэтому апостолы стали волноваться и роптать. Но Иисус их не слушал, приблизил к себе иудея.

5. Как вы думаете, почему Иуда предал Христа?

Интерактивное упражнение «Создание кластера»

Фиксируются все предположения учащихся, формируются несколько положений.. Потом предлагаем одиннадцатиклассникам разделиться на группы и доказать свою точку зрения о причине предательства Иуды.

    Давайте вернемся к картине Джотто ди Бондоне, о которой мы говорили на прошлом уроке, - «Поцелуй Иуды». Посмотрите на картину великого мастера и прослушайте эпизод из повести Леонида Андреева.

Учащийся читает наизусть отрывок из повести «Иуда Искариот»:

Вот толпа воинов окружила их, и дымный, тревожный блеск огней отогнал куда-то в стороны и вверх тихое сияние луны. Впереди воинов торопливо двигался Иуда из Кариота и, остро ворочая живым глазом своим, разыскивал Иисуса. Нашел его, на миг остановился взором на его высокой, тонкой фигуре и быстро шепнул служителям:

Кого я поцелую, тот и есть. Возьмите его и ведите осторожно. Но только осторожно, вы слыхали?

Затем быстро придвинулся к Иисусу, ожидавшему его молча, и погрузил, как нож, свой прямой и острый взгляд в его спокойные, потемневшие глаза.

Радуйся, равви! - сказал он громко, вкладывая странный и грозный смысл в слова обычного приветствия.

Но Иисус молчал, и с ужасом глядели на предателя ученики, не понимая, как может столько зла вместить в себя душа человека. Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные ряды, заметил трепет, готовый перейти в громко ляскающую дрожь испуга, заметил бледность, бессмысленные улыбки, вялые движения рук, точно стянутых железом у предплечья,- и зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос. Вытянувшись в сотню громко звенящих, рыдающих струн, он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его холодную щеку. Так тихо, так нежно, с такой мучительной любовью и тоской, что, будь Иисус цветком на тоненьком стебельке, он не колыхнул бы его этим поцелуем и жемчужной росы не сронил бы с чистых лепестков.

Иуда,- сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Искариота,- но в бездонную глубину ее не мог проникнуть.- Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?

И видел, как дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос. Безмолвным и строгим, как смерть в своем гордом величии, стоял Иуда из Кариота, а внутри его все стенало, гремело и выло тысячью буйных и огненных голосов:

«Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест - и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь».

Так стоял Иуда, безмолвный и холодный, как смерть, а крику души его отвечали крики и шум, поднявшиеся вокруг Иисуса.

    О чем рассказывает этот эпизод, ставший основой картины Джотто ди Бондоне?

На картине изображен трагический момент, когда Иуда указывает легионерам на своего Учителя, который уже знал, что будет предан учеником. И отрывок из повести драматичен, и тревожное, неприятное чувство рождается, когда смотришь на картину. По сути Иуда, предавший Христа за 30 сребреников, продолжает идти по пути предательства, помогая воинам. Целуя (предавая) Христа, он навсегда расходится со своим Учителем, преступая законы нравственности.

    Пересказ учащегося отрывка «Допрос Иисуса и Понтия Пилата и казнь».

Учитель помогает учащимся сделать вывод. На пути к Гологофе Иисусу предстоит явиться перед синедрионом, потом – допрос у Понтия Пилата. Во время казни выглядит страдающим, любящим, переживающим сильное потрясения.

Надо отметить, что во время допроса Христа у Понтия Пилата Иуда беседует то с одним, то с другим из шумной и крикливой толпы, сопровождавшей Учителя. Он надеется на то, что люди поймут: Христос невиновен. Но его нелюбовь к людям, негативное отношение к ним усугубляется, когда толпа требует освободить преступника и распять Христа. С этого же момента начинается и позорная слава Иуды. Его стали ненавидеть и бояться. Но он оставался равнодушным.

    Вы помните текст повести. Иуда до последней минуты был рядом с Христом и надеялся на его спасение. Он был рядом, когда Христа били солдаты, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как распинали на кресте. Что же ждет Иуду за совершенное предательство?

Иуду ожидают за его грех страшные испытания и «жестокая участь». 2000 лет и дальше он будет напоминать людям о самом страшном преступлении. Имя Иуды стало нарицательным. Означает «предатель». Заканчивается повесть словом «предатель», символизирующим распад человеческих отношений. Иуда уходит к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь очень устал. «Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?» Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.

* Безусловно, Иуда - предатель. Но можно ли утверждать, что тема предательства в повести Л. Андреева по-новому звучит, когда Иуда приходит к ученикам и начинает их обвинять?

Образ Иуды двойствен: формально - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. В 9 главе он возвращается к ученикам и обвиняет их в молчаливом невмешательстве в исход трагедии. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: "Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Поражают слова Иуды: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать, а идет и делает все».

Автор намеревался не оправдать предательство, а выставить напоказ иные, не столь явные, но типичные его формы. Героями его повести стали именно «другие» - ученики Христа, его апостолы, которые, как «кучка напуганных ягнят», теснились и разбежались перед воинами, пришедшими взять Учителя. В «день мести», свой последний земной день, Иуда пришел к ним, чтобы обличить и приравнять к холодным убийцам-первосвященникам. Так проясняется главная идея повести: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже предатель.

    Проблемный вопрос: «Можно ли сравнить Иуду с главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

В ходе обсуждения важно подвести учащихся к выводу, что сравнение возможно. В основе преступления Родиона Раскольникова лежит теория о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», в основе предательства Иуды – теория о том, что все люди плохие. Герой Достоевского проверяет теорию, убивая старуху-процентщицу. В результате осознает абсурдность и антигуманность теории, раскаивается в совершенном преступлении. Герой Л. Андреева проверяет теорию, предавая Христа, и до последнего надеется, что люди заступятся за Учителя. В нем все поет: «Осанна!», он радуется, когда теория подтверждается. Он оказался прав: люди плохие! Но так же, как и Раскольников, Иуда не смог вынести тяжести своего преступления, и ушел из жизни. Таким образом, Л. Андреев своей повестью доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. Поэтому автор не дает своему Иуде возможность торжествовать победу, он приводит героя к самоубийству.

    Итоги урока. Рефлексия.

Подводя итоги. Учитель говорит о том, что образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве с такой единственной экстравагантной трактовкой. Леонид Андреев охарактеризовал повесть как «нечто по психологии, этике и практике предательства». Возвращаясь к эпиграфу, обращает внимание учащихся на то, что у Л. Андреева нет антогонизма между Иудой и Христом. Их объединяют страдания. На которые обрекает любовь. Любовь Иисуса к людям абстрактна, любовь Иуды конкретна, сильна и глубока. Автор ставит их рядом, дерзко заявляя о равенстве перед лицом Вечности.

Учитель предлагает учащимся устно ответить на один из вопросов (по выбору):

Остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.
Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.
В рассказе Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.
Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.
Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».
В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».
В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.
Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.
Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.
Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.
Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех. <…> Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.
Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.
Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.


Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.
Жизнь русских людей на рубеже XIX-XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.
В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, ɥҭó написал «не ɥҭó по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.
Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой - неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой ʜᴎɜко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.
Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает ɥҭó-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».
В Евангелии история Иуды - это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, ɥҭó было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905-1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».
В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», ɥҭóбы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.
Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, ɥҭó не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.
Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается ɥҭó-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, ɥҭó Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, ɥҭó его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.
Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, ɥҭó в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.
Иоанн говорит, ɥҭó Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва - это страдания для одного и позор для всех. <…> Слепцы, ɥҭó вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, ɥҭóбы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не ϲᴏᴦлашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.
Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.
Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

Лекция, реферат. Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.







Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX-XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой — неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».

В Евангелии история Иуды — это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905-1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений. Материал с сайта

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва — это страдания для одного и позор для всех. <…> Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • леонид андреев иуда искариот проблема предательства
  • иуда искариот ссочинение
  • иуда искариот проблема любви и предательства
  • проблема предательства в произведении иуда искариот
  • иуда искариот анализ