Какие игры на бумаге. Свободное сообщество

  • 29.09.2019
Бумаги, как цветной, так и обычной, так же, как и картона, много в каждом доме. С этим материалом легко играть, ее не жалко выбросить, а уж варианты всевозможных поделок из бумаги трудно себе представить.

Зайдите в любой магазин игрушек, и вы поразитесь огромному ассортименту кукол, машинок, конструкторов, пазлов и т.п. Многие из них дорогие – не всем родителям по карману купить сыну или дочке такую игрушку. Однако магазинные игрушки обычно привлекают малышей на очень короткое время.

Не скупайте все подряд! И не расстраивайтесь, что у вас не хватает денег на очередную новинку. У себя дома вы легко найдете немало развивающих предметов и вещей, которые способны с успехом заменить промышленные игрушки.

Добавьте к этому радость совместного творчества. Один из таких общедоступных материалов – самая обычная бумага.

Начало творчества

Дети, у которых есть возможность играть предметами, находящимися под рукой – веревочками, коробочками, баночками, крупами, колечками, песком и бумагой, растут не только счастливее, но и умнее своих ровесников. Такой малыш существенно опережает других в развитии.

Дело не только в том, что ребенок раньше начал лепить, вырезать, сортировать предметы по цвету и форме, но еще и в том, что подобные игры пробудили в нем стремление к творчеству. Самовыражение посредством ручной работы не просто добавляет детям ловкости, но и тренирует их интеллект. Ученые давно доказали прямую связь кончиков пальцев на руках с корой головного мозга.

Материал

У бумаги нет какого-то определенного назначения, поэтому ей можно без труда придать любую удобную форму. Поэтому игры с бумагой так полезны для малышей. Особенно в период активного развития мозга, то есть в возрасте от года до трех лет.

Мы привыкли на бумаге писать, клеить из нее, разрезать на кусочки. У ребенка нет четкого представления, поэтому он может делать с бумагой все, что ему придет в голову. У детей много фантазии и свои планы по поводу этого материала.

Дайте малышу, которому еще не исполнился год, лист белой бумаги. Он изучит ее на ощупь и на вкус, быстро заметит, что бумага меняет форму под воздействием его рук. Это уже само по себе ценное открытие для крохи.

Дети любят мять и рвать бумагу, получая огромное удовольствие от процесса. Взрослым это кажется очень простым, но на самом деле в голове ребенка происходит сложнейшая работа, связанная с пониманием причины и следствия, то есть между определенным действием и полученным результатом.

Малыш пытается изменить саму форму бумаги. Для этого он рвет ее на мелкие кусочки. Немного позже он освоит ножницы, научится резать, складывать из бумаги кораблики и самолетики. В зависимости от стадии развитии ребенка бумагу можно превратить как в очень простые, так и в довольно сложные предметы.

Журналы и газеты

Трудно найти целое печатное издание в доме, где живет малыш. Все потому, что детям нравится листать, мять, рвать на кусочки. И это не просто прихоть, а самое настоящее стремление к познанию окружающего мира. И когда ваш любимый журнал становится кучей мятой бумаги, не стоит слишком уж огорчаться. Это просто еще одна важная ступенька в детском развитии.

Помните, что малышам очень важно что-то делать руками. Убирайте из их поля зрения все, что представляет для вас ценность, позволяйте рвать только ненужные газеты и журналы. При этом следите за тем, чтобы кроха не ел бумагу, не облизывал вымазанные типографской краской пальчики. После подобных игр обязательно помойте малышу руки.

Коллекция

Собирайте разные сорта бумаги. Вам пригодится мягкая, белая, цветная, плотная, оберточная, картон. Все подойдет для развития ребенка.

Наиболее популярная игра среди детей – шарики из бумаги. Их можно бросать друг другу или в цель, собирать в корзинку или в коробочку. С дошкольником легко изучать счет, цвета, меры веса, величины, длины с помощью бумажных шариков. Поверьте, что это будет интересно не только малышу, но и вам. А как еще играть с детьми в зависимости от их возраста?

Если ребенку 1 годик

Изучайте текстуру вместе с крохой. Возьмите его ручку в свои, проведите ею по картону, обычной бумаге, глянцевому журналу, газете. Покажите, как сминать бумагу, используя для этого салфетки. Можно скатать несколько шариков, различающихся по величине. Такие шарики легко катать по ровной поверхности, перебрасывать друг другу, собирать вместе и снова разбрасывать. Можно спрятать в один из комков небольшую игрушку. Пусть кроха развернет его и обнаружит внутри сюрприз.

Если ребенку 3 годика

Пора познакомить ребенка с ножницами. Обязательно купите специальные: легкие, безопасные, с закругленными кончиками. Вместе вырежьте несколько полосок бумаги, украсив их надрезами по бокам – бахромой.

Пять лет ребенку

Дошкольник не только умеет разрезать и склеивать бумагу. Ему вполне под силу оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. С помощью оригами будущий первоклассник научится создавать новое, логически мыслить, воображать. Это прекрасная возможность создать своими руками не только игрушки для самого себя, но еще и подарки всем родственникам. Начинать нужно с самого простого – с самолетика или пилотки.

Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте мы приучаем ребенка к творчеству.

Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»

Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком.

Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно посчитать порванные части, сравнить у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игра «Тропинка»

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.

Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах, называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик. Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

Игра « Бахрома для шарфика»

Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Раскрасьте их. Сделайте небольшие надрезы по краям. Аналогичная игра «Дорожки»

чтобы не наступить на снежинки или не промочить наши «ножки». «Ходим» указательным и средним Игра «Рулончики»

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончики. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, с помощью которой мы рассматриваем звезды, и бинокль, и дудочка, и сладкие рулетики, которыми мы накормим куклу Катю и т.д.

Игра « Дождь и снег»

Сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь». Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом «снежинок».

— Когда же у нас лежит снег? Правильно зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давайте походим нашими пальчиками так, пальчиками, переступая через «снег», поднимая высоко ножки-пальчики. Считаем по пути «снежинки: «одна, две, три…».

Игра «Полет в космос»

Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

Игра «Снежные войны»

Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

Игра « Самый меткий »

Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Игра « Волшебный сгиб»

А еще интересно бумагу сгибать. Можно согнуть лист в любом месте, проведя по сгибу пальчиками. Предложить ребенку сгибать лист по линиям, которые можно нарисовать заранее. Таким образом, можно получить конверт для писем (а почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. Для завершения этой игры можно смастерить бумажный самолетик, кораблик, лягушку и т.д.

Игра «Классики»

Выложите квадрат из листов цветной бумаги (три по вертикали и три по диагонали) По команде прыгаем на черный, красный, синий, розовый, коричневый цвет. Вот так веселье: не только мышцы развиваем, но и закрепляем цвета.

Сложные упражнения предполагают более разнообразные действия с геометрическими фигурами.

Игра «Фокусники»

Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сложился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой»с интересным названием «диагональ». Приложил к ней сначала поочередно верхние стороны, а потом все четыре одновременно и превратился в ромб с уголками. Пусть дети поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие линий и форм на плоскости квадрата

Игра продолжается под названием « Кто больше найдет квадратов, прямоугольников и треугольников?» по мере нахождения и определения формы дети заштриховывают фигурки. Из отдельных работ можно составить коврик. Затем фокус показывает прямоугольник. Он превращается в треугольник.

Игра « Комната смеха»

Закрепит умение ребят складывать бумагу, создаст веселое настроение, разовьет воображение. Вначале вы беседуете с детьми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясните, что в прямом зеркале лицо отражается таким, какое оно есть, а в кривом зеркале отражение искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т.е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться.

Вы просите детей представить, что они попали в комнату смеха, и изобразить свое лицо в кривом зеркале. Для основы хорошо использовать тонкий картон разной формы, в соответствии с которой дети выполняют мелкие детали, складывая квадрат, прямоугольник или треугольник. Для волос используются подкрученные полоски бумаги.

Игра «Сложи меня»

Квадрат показывает новый необычный способ его складывания. «Познакомьте мои противоположные углы и отправьте их домой, — говорит он.- Посмотрите внимательно, они образовали две пересекающиеся «дорожки» с интересным названием «диагонали». К месту их пересечения приходят все углы. Им стало скучно жить по одному».

Квадрат поворачивается в другую сторону и просит повторить все действия. Еще раз перевернулся, и все углы опять сбежались к центру. « Спасибо, дети. Теперь я стал маленький и толстенький. С одной стороны треугольники, а с другой квадраты. Это мои карманы»

Спросите детей, сколько образовалось квадратов, треугольников, сколько их вместе, сколько щелей?

Игра «Секрет»

Организуется на основе многослойного треугольника или квадрата. На всех плоскостях дети рисуют эпизоды из сказок, действия персонажей, затем вместе составляют сказку. Рисунки держатся в секрете.

Игра «Веселые полоски»

Детям нравится играть с полосками бумаги. Превращения полосок вызывают и восхищение и смех. Из них могут получиться дорожки, забор, травка, ниточки, волосы, усы, борода, завитушки, спиралька, цепочки, гирлянды, крышки, букет, пирамидка, колечко, баранка, руль, обручи, пружинка, буквы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помогите детям установить это сходство через обыгрывание результатов работы и оформление композиций. Для активации мышления можно использовать загадки.

Дидактические игры и элементарные опыты с бумагой можно использовать для развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире.

Игра « Где меня используют?»

Расширит жизненный опыт детей, обогатит словарь. Ребята узнают, что название бумаги связано с ее предназначением: чертежная используется для черчения, писчая – для письма, рисования и печатания на машинке; бумажные обои делают квартиру и другие помещения теплыми, красивыми и уютными; есть промокательная бумага, оберточная, копировальная т.д. Пусть ребята немного подумают и ответят: почему бумагу делают разных видов, с чем это связано?

В опытах зак5репляются знания детей о фактуре бумаги: гладкая и шероховатая, тисненная и гафрированная, писчая, тонкая, прозрачная, мягкая, рыхлая, плотная. Дети смотрят через бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают ее вдоль и поперек, подвешивают груз, прокалывают иголкой и шилом, прошивают на машинке, делают из разных ее видов хлопушки, кораблики, которые спускают в воду. На практике они убеждаются в разном качестве бумаги: хлопушка, выполненная из мягкой бумаги, не стреляет, а кораблики «терпят крушение».

Следовательно, фактура бумаги определяет и ее название, и вид.

Игра « Что я могу»

Познакомит детей с пластическими свойствами бумаги, которая складывается оставляя след; легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвется. Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами и ножом.

Радость детям приносят и открытия: оказывается, бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять тепло.

Налейте теплую воду в две емкости, одну из которых заверните в газетную бумагу, через некоторое время сравните температуру воды.

Полезно обратить внимание детей на то, что бумага теряет свои изначальные качества под воздействием солнечных лучей: выгорает, высыхает и становится ломкой; клей делает бумагу более жесткой, толстой; промасленная тонкая бумага становится прозрачной, на ней уже невозможно писать и рисовать. Но зато она становится водоотталкивающей, а следовательно, и более прозрачной.

Игра « Какая прочнее?»

В этой игре дети проверяют свойства бумаги в воде. Заставляют ребят задуматься над такими загадками и вопросами: можно ли из бумаги построить дом? Дышит ли бумага? Можно ли бумагу мыть? На чем люди писали до появления бумаги? Есть ли у бумаги день рождение?

Дошкольникам будет интересно узнать, как изготавливают бумагу: делают ее из древесины, соломы, тряпья и старой, бывшей в употреблении бумаги – макулатуры. Все эти материалы размалывают на специальных машинах, добавляют мел, красители, клей, затем размешивают и получают однородную массу, из которой в специальных машинах выжимают воду, далее ее равномерно распределяют, прессуют, сушат, а потом режут на большие и маленькие листы. Маленькие сшивают в тетради и блокноты, а большие скатывают в рулоны. На изготовление бумаги люди затрачивают много труда, поэтому бумагу, как и другие материалы и вещи, нужно беречь.

Рекомендовано для детей от 4 лет

Правила:

  • выигрывает тот, кто сумел раньше построить ряд из трех одинаковых символов (крестиков или ноликов);
  • правильно построенный ряд может быть горизонтальным, вертикальным или по диагонали.
Как играть:

Каждый из участников выбирает свой символ и возможность ходить первым, жеребьевкой или обоюдным согласием. Теперь, строго по очереди, каждый из ребят рисует свой символ на одной из 9 клеточек заранее начерченного квадрата. Самый быстрый побеждает.


Правила:

  • игра рассчитана на двух человек;
  • слова образуются из горизонтально идущих букв, вертикально и даже справа-налево;
  • побеждает тот, кто написал последнее слово.
Как играть:

В тетради рисуется большой квадрат, внутри которого совместными усилиями придумывается и записывается какое-нибудь сложное и длинное слово. Теперь игроки по очереди, также определенной жребием или договором, начинают дописывать буквы к имеющемуся слову так, чтобы образовалось новое слово. То, что получилось, перечеркивается и больше в игре не участвует. Полностью или частично это слово использовать уже нельзя. Очередность и придуманные слова фиксируются на свободной части листа. Заполнить квадрат надо полностью либо до момента, когда фантазия участников не иссякнет.

Рекомендовано для детей от 8 лет

Правила:

  • играют всегда двое, у каждого ручка и лист бумаги;
  • кораблики рисуются таким образом, чтобы между ними было расстояние хотя бы в одну клетку;
  • количество и форма кораблей одинаковы у каждого игрока и являются стандартными.
Как играть:

Каждый участник рисует свой квадрат, стороны которого равны 10 клеточкам. Делать это надо так, чтобы противник не увидел расположение кораблей. Теперь в получившемся поле надо нарисовать 4 корабля из одной клетки, три из 2-х клеток, два из 3-х клеток и один из 4-х клеток. Сверху игрового квадрата пишется алфавит по порядку, а слева (или справа) – последовательность цифр от 1 до 10. Теперь игроки по очереди называют координаты точки пересечения буквы и цифры, а следовательно, возможное нахождение там корабля противника. Победа за игроком, сумевшим раньше товарища вычислить все его корабли.

Рекомендовано для детей от 7 лет

Правила:

  • игра проходит с участием двух человек;
  • в игре побеждает тот участник, который быстрее "выяснил" задуманное число приятеля.
Как играть:

Каждый игрок на листе бумаги записывает придуманное 4-х значное число, при этом ни одна цифра в нем не должна повторяться. Также на листочке он рисует три столбика: в первом записывает предложенные варианты сопернику, второй столбик – с надписью "коровы", третий – с надписью "быки". Итак, каждый по очереди предлагает возможный вариант задуманного числа соперника. Тот, в свою очередь, называет количество "быков и коров". Если загаданной цифры в предложенной комбинации нет, это означает "0" по всем параметрам. Если совпадает 1 или более цифр, но они стоят не в той последовательности, какую задумал соперник, тогда это означает "1 корова" или более. Сложнее точно угадать расположение и значение числа, за это дается "1 бык" или более.

Рекомендовано для детей от 7 лет

Правила:

  • можно играть вдвоем или компанией;
  • непременный атрибут для каждого участника – листок бумаги и ручка (карандаш);
  • цель игроков – убрать из своего списка все буквы.

  • Как играть:

    Перед началом игры каждый участник записывает на своем листке все 33 буквы русского алфавита. Посредством жеребьевки определяется игрок, который начнет "гонку". На отдельном листе он записывает крупными печатными буквами придуманное слово, теперь этими буквами он воспользоваться уже не сможет, поэтому зачеркивает их в своем списке. Следующий игрок составляет слово, при этом одна буква "берется" из первого и т.д. Каждый игрок сокращает свой список на используемые буквы. Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

    Быки и коровы

    Играют двое человек. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока - отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».

    Например, первый игрок задумал 7245, а второй игрок назвал 4203. То первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).

    Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

    Виселица

    Популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

    Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей.

    Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

    Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.

    Коридорчики

    Для игры нужно иметь лист бумаги в клетку прямоугольной или квадратной формы. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные линии в одну клетку. Игрок, которому удалось замкнуть линиями клетку, ставит в ней крестик (или нолик) и получает еще один ход. Когда все клетки окажутся занятыми, подсчитывают, кто «захватил» больше клеток.

    Морской бой

    Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на двух квадратных полях размером 10х10. Одно из полей ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

    Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли):

    1 палубный (размером 1 клетка) - 4 штуки; 2-х палубный (размером 2 клетки) - 3 штуки; 3-х палубный (размером 3 клетки) - 2 штуки; 4-х палубный (размером 4 клетки) - 1 штука.

    Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

    Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены, пора начинать битву. Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше, чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете «стрельбу».

    Игра заканчивается, когда один из ее участников теряет все корабли.

    «Точки» - игра на смекалку для двух или четырех человек. Однако, лучше всего играть только вдвоем. Для этой игры вам понадобится чистая бумага и столько ручек, сколько игроков. Цель игры в том, чтобы соединить нарисованные линии в квадраты. Тот игрок, который создаст наибольшее число квадратов, выигрывает игру.

    Для начала создайте поле на чистом листе бумаги, нарисуйте горизонтальные и вертикальные линии из маленьких точек на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень быстрая игра состояла бы из десяти вдоль и десяти точек поперек. Вы можете сделать поле как угодно большим или маленьким, в зависимости от уровня игры и числа игроков.

    Как только поле создано, каждый игрок по очереди делает ход, рисуя по одной линии сразу, соединяющей две точки. Точки можно соединять по горизонтали или по вертикали, но иногда - по диагонали. Как только игрок заканчивает квадрат, он ставит свои инициалы внутри квадрата и получает следующий ход, и так далее, пока ему удается создавать квадрат с помощью одной дополнительной линии.

    В этой игре возможны две стратегии: во-первых, можно мешать противникам создавать квадраты. Во-вторых, можно формировать поле так, чтобы иметь возможность создавать большое число квадратов с помощью одной дополнительной линии.

    Футбол

    Для игры в «футбол» нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием.

    Ход - ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых - диагональ или сторона клетки. Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали). Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной. Играют до первого гола.

    На бумаге рисуется игровое поле 20×20 клеточек. В середине поля пишется поле минимум семь букв (в каждой клеточке одна буква). По очереди каждый из участников подписывает по одной букве к слову, чтобы получилось новое слово (по диагонали буквы не складываются в слово, только по горизонтали и по вертикали). Количество букв в новом слове и является твоим баллом. Кто больше по итогам игры набрал баллов, тот и выиграл!

    Дорисуй картину

    Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами. Чья дорисованная картина окажется лучше, тот и выиграл.

    Типография

    Эта игра хороша в дороге: поезде, электричке. Главное - чтобы можно было сидеть и писать, и было много времени. Играют 2-4 человека. Берется какое-нибудь длинное слово, например "Перестройка". Каждый игрок на своем листе бумаге должен сложить слова из тех букв, которые есть в этом слове.

    Вот какие слова, к примеру, можно написать, используя буквы от слова "Перестройка": стройка, тройка, строй, рост, река, рой, сок, коса и т.д.

    Условия игры:

    1. Слова должны быть существительными в единственном числе именительном падеже.
    2. Если в загаданном слове всего одна буква "п", значит, ее нельзя использовать дважды в одном слове (к примеру в слове "папа" две буквы "п" и две буквы "а", а в загаданном слове "Перестройка" их только по одной. Значит, слово "папа" не подходит).

    Когда отведенное время заканчивается, игроки читают свои слова. Кто больше придумал, тот и выиграл.

    «Художник»

    • Необходимо: листки бумаги (по количеству играющих) и столько же карандажей или ручек.
    • Всем, кто участвует в этой игре дается задание нарисовать любого из присутствующих. Затем листочки с портретами пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне пишет, кого он признал в этом рисунке. Затем листки должны вернуться к авторам, которые подсчитывают количество правильных определений.
    • Побеждает тот, чье художество было более всего приближенно к оригиналу.

    Самая интересная ассоциация

    • Необходимо: листки бумаги (по количеству участников), карандаши или ручки.
    • Конкурс на время. Например 5 минут.
    • Ведущий дает задание: участники на листке бумаги должны написать любые восемь слов, распределив их на два столбика. Должно получиться четыре пар слов. (Только после того, как участники написали свои слова объявляется следующий этап.) Далее слова в каждой паре игрокам нужно связать, придумав связывающие их ассоциации. Сколько получится за определенное ведущим время. Чем больше, тем лучше.
    • После выполнения, все ассоциации подсчитываются и зачитываются. Болельщики выбирают самые интересные ассоциации.

    Что? Где? Когда?

    • Каждому из участников дается листок бумаги. Половина тетрадного листка. Ведущий задает вопросы: Кто? С кем? Когда? Где? Что делал? Кто видел? Что сказал?.. Вопросы могут быть и другими. Каждый из участников отвечает только на один вопрос.
    • Затем заворачивает верхний листок бумаги так, чтобы не было видно, что он написал.
    • Затем передает своему соседу слева. Ведущий задает следующий вопрос и т.д. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает то, что получилось. (Вопросы нужно подобрать такие, чтобы получился заверешенный рассказ).

    Разрежьте на полосы (отдельно лоб, отдельно глаза, отдельно нос, отдельно рот, отдельно подбородок и т.д.) портреты с обложек или репродукций журналов, плакатов одинакового размера, желательно цветных. И пусть дети, как это делают криминалисты, соединят полосы в новый портрет - робот. Придумают ему имя, профессию, биографию. И выставят на веселый вернисажсинтетический портрет.

    Довелось нам этим летом ехать в электричке. Тут-то мы и вспомнили много интересных игр на бумаге с ручкой.

    Именно поэтому ездить в электричке нашей старшей дочке понравилось.

    В этой связи, предлагаю сегодня вспомнить с вами старые добрые игры, в которые можно играть на обычном листочке. Чаще всего это – листок в клеточку.

    Нынче люди скучать не привыкли…

    Ведь у них есть так называемые гаджеты! И вот соберутся тёти и дяди, или девочки и мальчики по какому-нибудь поводу, сядут рядком и у каждого свой гаджет. И чего, спрашивается, собирались? Непонятно 🙂 .

    А ведь если легким движением руки достать самый обыкновенный листочек и ручку, то тогда можно…

    Ух, как замечательно и весело провести время! Замечательно это от слова заметить. Ну, в смысле, взять, вдруг заметить друг друга и поиграть.

    Самое удачное место для таких игр, как уже говорилось — путешествия. Подойдут даже маленькие. Например, — на метро или электричке.

    И не забудьте взять с собой что-нибудь жесткое! Например, книжку. Чтобы было куда листочек положить.

    Итак. Игры. Здесь мы расскажем о наших любимых. Большинство из них я помню ещё с детства. Правила некоторых подглядывали в книжке «Лучшие настольные игры для детей и взрослых». Она у нас всегда с собой в путешествиях и о ней уже рассказывалось .

    Но в основном это всё-таки моё изложение именно наших правил игры. Поэтому они местами сильно отличаются от книжных.

    Игра виселица – игра для двоих или небольшой компании

    Нам с семилетней Мариной больше всего нравится играть в виселицу и в морской бой. Потому о них расскажем самыми первыми.

    А про крестики нолики рассказывать вообще не станем. Их ведь все знают. Правда?

    Подготовка к игре

    Каждый играющий загадывает слово и изображает это слово в виде прочерков. Один прочерк равен одной букве. Вот так.

    Да! Если в игре участвует ребёнок, который с большой вероятностью может написать «мАлАко», рекомендую дать ему какую-нибудь книжку, которая есть под рукой, чтобы он выбирал слова из написанных там. Во избежание казусов, так сказать.

    Ход игры

    Вообще-то это игра для двоих. Но мы в неё играли и втроём.

    Игроки по очереди называют сопернику букву. Если игроков больше двух, устанавливается очерёдность. Например, по часовой стрелке.

    Итак. Первый игрок говорит второму:

    – Буква «О»!

    Если в слове, загаданном вторым игроком, буква «О» есть, то он ставит эту букву в положенное ей место, заменяя прочерк. Вот так:

    Если же такой буквы в слове не оказалось, первый игрок записывает себе букву «О», дабы помнить, что этой буквы в отгаданном слове нет, а второй игрок рисует одну палочку в картинке виселица. Вот такой.

    Каждая не отгаданная буква = палочка в картинке.

    Мы с семейством приняли единогласное решение, что в виселицу нам играть не хочется. Как-никак компания у нас приятная и вешать нам никого не хочется, даже на бумаге. Потому мы заменили виселицу запуском в космос. Вот так:

    Здесь ровно столько же палочек.

    После того, как первый игрок не отгадал букву, ход переходит к следующему. И так далее.

    Цель игры

    Отгадать слово противника до того, как тебя отправили в космос (повесили).

    Морской бой – правила игры на бумаге

    Если в предыдущей игре листочек не обязательно должен быть в клеточку, то согласно правилам игры «Морской бой» клеточка всё же необходима. Впрочем, если нет клетчатой бумаги, не страшно! Можно нарисовать клеточки самим. Ведь понадобится не целый листок клеточек. А два поля 10х10 для каждого игрока.

    Подготовка к игре

    У каждого игрока свой листочек.

    На листочке два поля. Вот такие:

    Вертикали и горизонтали полей размечаем по шахматному принципу.

    Сверху к клеткам подписываем буквы. Начинаем с «А» и далее по алфавиту.

    Букву «Ё» обычно пропускают.

    Ну а слева нумеруем горизонтали.

    Одно такое поле понадобится для размещения своих кораблей. Другое – для отгадывания кораблей противника.

    На своём поле игроки располагают свои корабли. Их должно быть:

    Четырёхпалубный – один (четыре клеточки)

    Трёхпалубный – два (три клеточки)

    Двухпалубный – три (две клеточки)

    Однопалубный – четыре (клеточка одна)

    Корабли должны быть расположены так, чтобы между ними была как минимум одна пустая клеточка.

    Всё готово?

    Тогда к бою!

    Ход игры

    Игроки ходят по очереди, называя координату клеточки в которую они «стреляют». Например, наш противник говорит:

    Мы ищем на поле с нашими кораблями клеточку в пятой строке в столбике «А».

    Значит отвечаем:­

    И помечаем на всякий случай эту клетку точечкой. Мол, противник сюда уже ходил.

    И противник делает также. Ему ведь нужно помнить, куда он «стрелял», а куда ещё нет.

    После промаха ход переходит к другому игроку.

    Если же противник «попал» в клеточку с кораблём, тогда: в случае, если корабль многопалубный мы говорим:

    И перечёркиваем одной косой чертой клеточку нашего раненого корабля.

    Противник делает также и продолжает «стрелять» до первого промаха.

    В случае, если противник «попал» в весь корабль, мы, смахивая скупую слезу, сообщаем:

    Цель игры

    Поразить все корабли противника первым.

    Игра быки и коровы — правила

    Это моя любимая игра на бумаге!

    Впрочем, не обязательно на бумаге. Аналоги этой игры есть даже в детских играх. Однажды я встретила такую игру в очень приятной детской игре типа «квест», скачав её для дочки Марины.

    Цифры в этой игре были заменены персонажами мультфильма «Чебурашка». Игра при этом ничего не теряла, потому меня трудно было от неё отогнать 🙂

    Итак. Быки и коровы.

    Подготовка к игре

    Каждый игрок загадывает оговоренную заранее последовательность цифр.

    Например, загадываем четыре цифры. Да! Одно условие — цифры не должны повторяться.

    Ход игры

    Игроки по очереди высказывают предположения касательно загаданной противником последовательности.

    Например.

    Игрок 1 загадал 4567

    А Игрок 2 – 3079

    Первый игрок ходит.

    – 5043! – говорит он.

    А второй сравнивает гипотезу первого игрока со своей загаданной последовательностью.

    Для этого он под своим загаданным числом подписывает число предположенное противником и сверяет все четыре позиции. Вот так:

    Если противник назвал правильную цифру в правильной позиции, то это называется один бык.

    А если цифра правильная, а стоит не на своём месте, то это называется одна корова.

    Игрок 2 подсчитывает всех своих быков(1 бык — ноль) и коров (1 корова – это 3) и сообщает результат игроку 1:

    ­– 1 бык, 1 корова!

    Игрок 1 фиксирует:

    Цель игры: отгадать последовательность цифр противника первым

    Футбол по клеточкам

    Подготовка к игре

    Необходим листок бумаги именно в клеточку. Рисуем футбольное поле такое, чтобы делилось пополам. Обозначаем середину поля. И ворота (6 клеток).

    Берём цветные ручки (в прочем — не обязательно, нужны чтобы не запутаться в очерёдности ходов).

    Разыгрываем первый ход.

    Ход игры

    Первый игрок ходит от середины поля линией (можно прямой, можно ломанной), состоящей из трёх отрезков. Это могут быть стороны клеточки или диагональ. Главное – отрезки должны быть последовательно соединены.

    Следующий игрок от конечной точки линии совершает такой же ход в нужном ему направлении.

    Если игроку некуда ходить пробивается штрафной — прямая линия в шесть клеточек.

    При этом, пересекать линии можно. Если штрафной закончился на уже существующей линии, или противнику снова некуда ходить – это ещё один штрафной.

    Цель игры

    Первым забить гол противнику. Да! Обязательно договоритесь заранее, что считается голом – когда линия дошла до ближайшей стороны клеточки ворот, или – до дальней.

    Игра коридорчики

    Подготовка к игре

    понадобится листочек в клетку и ручки. На листе рисуем квадратное или прямоугольное поле.

    Ход игры

    Первый игрок рисует в произвольном месте отрезок. Один ход равен одной стороне клетки.

    Второй так же в произвольном месте рисует — свой.

    Тут, замечу. Вообще-то игра называется «коридорчики». И судя по названию, наверное, второму игроку не мешало бы продолжать отрезок предыдущего игрока. Но почему-то в книге про это сказано не было. И мы играли так. Можно попробовать рисовать непрерывную линию. Возможно, так будет даже интересней. Экспериментируйте!

    Когда какая-то из клеток оказывается окруженной отрезками со всех сторон, игрок, которому удалось запереть клетку, ставит в этой клетке свой значок – «крестик» или «нолик» и получает дополнительный ход. Ходит он до тех пор, пока есть возможность ставить новые «крестики» или нолики. В этой игре клетки занимаются по одной.

    Когда всё поле исхожено (ну или игрокам надоело играть, пора выходить и тому подобное), подсчитывается количество ноликов и крестиков.

    Цель игры

    Побеждает игрок, чьих значков(крестиков или ноликов) оказалось больше.

    Игра «Запри клетку»

    Подготовка к игре

    Очень похожа на «Коридорчики». На листе рисуем квадратное или прямоугольное поле.

    Ход игры

    Первый игрок также рисует в произвольном месте отрезок. Один ход равен одной стороне клетки.

    И второй от любого конца уже имеющегося отрезка рисует следующий отрезок.

    Нюансы такие: «запирать» можно сразу несколько клеток. После того, как игрок «запер» клетку, он не продолжает ходить — ход переходит к следующему игроку.

    И — по правилам игры, ставим мы тут не крестики и нолики, а ставим мы тут первые буквы имён. Что, кстати, позволяет нам играть компанией.

    В конце игры подсчитываем количество букв на поле.

    Цель игры

    Побеждает игрок, чьих значков(первых букв имён) оказалось больше.

    На этом, пожалуй, всё.