Образ «жестокого мира» в драматургии Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»). Дикой и Кабаниха

  • 26.06.2020

А.Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы. Многие из написанных им пьес до сих пор идут на сценах российских театров. Самым решительным произведением драматурга традиционно считается «Гроза», так как, по словам Добролюбова, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...».

Действие пьесы переносит нас в провинциальный город Калинов. Здесь честным путем больше, чем на хлеб насущный, заработать простому человеку невозможно. В городе, как и во всей России, царят жестокие нравы. А прибывший из Москвы Борис только потому, что «порядочно образован» и одет не в русское платье, уже выглядит среди горожан иностранцем.

Порядки в городе устанавливают два богатейших человека, названных Добролюбовым представителями «темного царства»: Кабанова по прозвищу Кабаниха и Дикой. Их говорящие фамилии в равной мере пугают обывателей города Калинова. Цель Дикого - беззаконное упоение властью. Свои тысячные состояния такие, как Савел Прокофьевич Дикой, наживают, обворовывая народ. Правду искать без толку. Жаловались мужики городничему на Дикого, а тот цинично ответил градоначальнику, потрепав его по плечу:«.. .недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой жаден. Любая просьба о деньгах выводит его из себя: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу». При этом он находит себе оправдание: «Ну что ж такое? Кому своего добра не жалко?»

Дикой нечестен не только со своими работниками, но даже с родственниками. Именно на домашних он отыгрывается, проиграв гусару на перевозе. Его осиротевший племянник Борис попадает в полную зависимость от самодура дяди. Ему причитается наследство от бабушки, но дядя решает выплатить его лишь при условии, что Борис будет к нему почтительным. Тут даже ситуация Онегина с дядей («..он уважать себя заставил...») покажется цветочками. Вот и живет племянник «ни на каком положении»: делает, что прикажут, а разочтут его в конце года, как дяде будет угодно. Скорее всего, Бориса обманут. Дядя уже поговаривает: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?» «У меня там война идет», - говорит Дикой в 3-м действии про свой дом. «Война всех против всех» - таково правило «темного царства». Следуя ему, Дикой решает все свои денежные и имущественные дела. По его представлениям, они должны быть оставлены на милость «победителя»: захочет - рассчитается с работниками, отдаст Борису долю наследства, не захочет - не отдаст, его воля.

Отъявленный грубиян, «ругатель», вечно «как с цепи сорвался», Дикой - не исключение в своем городе. Остальные купцы «злостные кляузы строчат на ближних», подрывают из зависти торговлю друг друга, постоянно судятся. Здесь тоже идет война: могут «постращать», в случае чего «ноги обломать», а то и «глотку перегрызть».

Единственный человек, который может «разговорить», а то и одернуть зарвавшегося Дикого, - его кума Кабаниха. Под стать Дикому, ровня по состоянию, она не боится самодура Дикого, прекрасно понимая его натуру. Она ему заявляет: «Ну ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Кабаниха по-своему даже презирает Дикого: «А чесгь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами»; «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

По характеру Кабанова, мне кажется, намного сильнее Дикого. Вдова, мать семейства, властная и суровая женщина, она строго соблюдает все патриархальные порядки, ни в ком не терпит проявления воли, поедом ест домашних, но при этом ханжески раздает милостыню нищим.

Кабаниха - более сложный вариант самодурства: ее цель - законное упоение властью, право на которую она видит в «Домострое». Можно сказать, что в пьесе Кабаниха - олицетворение прежде всего семейного деспотизма.

Марфа Игнатьевна Кабанова твердо убеждена в том, что ее долг -наставлять детей для их же блага. Она донимает их не столько бранью, сколько попреками за непочтительность, непослушание. Она приказывает сыну давать наставления Катерине, как ей жить без него, а на возражения Тихона, что она, чай, сама знает, Кабанова, для которой главное - строгое соблюдение обряда, сама начинает поучать невестку и потом оставляет сына не прощаться с женой, а давать ей положенные наставления.

Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды, так и должно быть. Она поясняет сыну и снохе, что строга от любви к ним, чтобы добру научить. Кабанова понимает, что молодым не нравятся ее поучения, что им воли хочется: «Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет». По мнению Кабановой, молодые шагу не\умеют ступить без наставлений старших: ни проститься друг с другом, ни гостей принять. «Так-то старина и выводится. В другой дом и войти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Здесь и презрение к молодым, не знающим, как, по ее мнению, надо жить, и сожаление, что выводится старина, и сознание своей ненужности при наступающих переменах в жизни.

Если приглядеться, Кабанова далеко не бесчувственная мать. Варвара после отъезда брата говорит: «У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет». И в то же время сколько жестокости в ее сердце. Вот она пеняет сыну за то, что он недостаточно строг с женой: «Какой же это порядок в доме будет?.. Да коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке: ей тоже замуж идти; этак она твоей болтовни наслушается, так после нам муж-то спасибо скажет за науку».

Чем, однако, продиктовано самодурство Дикого и Кабанихи? Думаю, прежде всего страхом. У Дикого он слепой и неосознанный: что-то не ладится, отчего-то возникают неуверенность и тревога. Кабаниха умнее его, и поэтому ее страх осознанный и дальновидный. Она понимает: что-то в привычном и отлаженном механизме власти сильных и подчинения слабых и бедных сломано, что-то неизвестное наступает на город. И наступление это начинается с малого: с пренебрежения ритуалами и церемониями, а кончиться должно крушением всего порядка.

От этого-то и сеют калиновские самодуры в обывателях «страх Божий» - чтобы те не вышли из-под их власти, ломают судьбы даже своих близких - дабы и мыслить не смели о свободе. И Дикой, и Кабаниха не видят и не хотят видеть, что все, что они ни делают, - зло, лицемерие, грех, обман, насилие.

Потому-то жестокий мир самодуров из «века минувшего», ставший за годы после Грибоедова «темным царством», и не принимает такие цельные, свободолюбивые натуры, как Катерина. Только ценой смерти Катерина освобождается от его пут. Самоубийство героини - это протест против никчемной жизни темных сил царства «Домостроя», жестокого по отношению к людям. И мы понимаем, что, если уж женщина, самое бесправное существо, да еще в косной среде купечества, не хочет больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, в обществе зреют перемены.

Только после ее ухода из жизни жители города Калинова как бы прозревают. Варвара и Кудряш перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Даже всегда послушный сын Кабанихи Тихон осмеливается обвинить мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы! Вы...» Впервые безгласный Тихон обретает голос. И на Кулигина смерть Катерины так подействовала, что он обращается к самодурам с невозможным раньше упреком: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

"жестокого мира" в драматургии А. Н. Островского (по пьесе "Гроза")

"Грозе" важно было не только многосторонне раскрыть образ главной героини, но и дать широкую панораму провинциального русского города. Поэтому и основной конфликт у него завязывается не сразу. Еще до появления на сцене Катерины начинает постепенно определяться противостояние друг другу персонажей и тех сил, которые они олицетворяют. Более того, Катерину зритель впервые видит только в пятом явлении. Первая встреча с Борисом происходит только в третьем акте. И. А. Гончаров сказал как-то об Островском, что "в сущности он писатель эпический". Здесь очень точно подмечено новаторство драматурга, тот вклад, который он внес в русскую драму. Островский хочет захватить как можно больший пласт провинциальной жизни, и эта эпичность расши ряет возможности русской драмы. "Гроза" и стала одной из лучших семейно-бытовых драм писателя. Стилевая особенность Островского-драматурга - обширная развернутая экспозиция. В "Грозе" она не только занимает весь первый акт, но и захватывает часть второго. Именно в экспозиции и возникает та удушающая атмосфера, в которой приходится жить калиновцам, обрисовывается темное царство. Некоторые герои - например, Кулигин, - даже не участвуют в развитии основного конфликта, но своим присутствием, а еще больше - своими монологами - раздвигают жизненные рамки пьесы.

"ее сын". Таково действительное положение Тихона в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Тихону, Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему, по ее собственным представлениям: "Нет, как не любить! Мне жаль его очень!"-говорит она Варваре. "Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать",-отвечает Варвара. Для Тихона вырваться из-под опеки матери на волю-значит удариться в загул, запить. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

"Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай! " - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями "без грозы" над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Кабаниха, ни он, произнося: "Не заглядывайся на парней",-не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Тихона к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: "Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит". Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Тихон испуганно отвечает: "Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!" Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Тихона в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помо чь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: "Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть". Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он "то ласков, то сердится, да пьет все". И только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар. Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно "На всякого мудреца довольно простоты", сцены в доме Турусиной).

"Грозе", и небольшая по объему текста роль Феклуши стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Феклуши вошли в обиходную речь. Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира. Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о "жестоких нравах" города Калинова и непосредствен но перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами "Бла-а-лепие, милая, бла-алепие! ", Феклуша особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным ("Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем").

"не стянула бы чего", и слышит в ответ раздраженную реплику: "Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете". Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Феклуши о странах, где живут люди с песьими головами "за неверность". Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Феклуша начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Феклуши, что настают "последние времена". Примета этого-повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Феклуша называет "огненным змием", которого стали запрягать для скорости: "другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапамито вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат". Наконец, она сообщает, что и "время-то стало в умаление приходить" и за наши грехи "все короче и короче делается". Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира. Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” – это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи бы то ни было схемы и догмы, веривший в правоту своего понимания жизни, в обоснованность своих идейно-художественных принципов.
Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые расположены в соответствии с логикой положений и ситуаций. В очередной раз Островский в центр пьесы ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной стороны. Автор противопоставляет холодному, бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость “горячего сердца”. Ларису Огудалову, как и Катерину в пьесе “Гроза”, окружает “темное царство”. Представителями его являются Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Они опутывают героиню плотным кольцом, противопоставляя свои лицемерные представления о жизни чистым стремлениям “белой чайки”, так переводится с греческого языка имя Лариса.
Первыми из представителей “темного царства” на сцене появляются Кнуров и Вожеватов. Включая Кнурова и других персонажей в орбиту нашего внимания, Островский использует распространенный в драматургии прием предварительных характеристик. Они, разумеется, субьективны и выражают не столько точку зрения драматурга, сколько высказывающего их персонажа. Так, Гаврила характеризует Кнурова через его сравнение с Вожеватовым. Все различие между ними заключается лишь в том, что Вожеватов “малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет”.
В списке действующих лиц читаем, что “Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием”. Теперь о его имени. По словарю Даля, “кнур” – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров. Это цивилизованный “идол”, миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: “Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев,- ну что за знакомство для меня!”.
У Кнурова и имя, и отчество необычны, подобранные к определенному интонационному звучанию и символическому значению. А имя, Василий Данилович, – обиходное и распространенное. “Вожеватый”, по Далю, обозначает – обходительный и приветливый человек, занимательный собеседник. Но таков ли он, этот обходительный и приветливый купец? По ходу пьесы мы видим, что Вожеватов холодный и здравомыслящий человек. Ему неизвестна потребность в том, что “любовью-то называют”. Чувство, названное Стендалем “безумием, доставляющим человеку величайшее наслаждение”, вовсе ему незнакомо, и он по этому поводу нисколько не сокрушается. Кстати, слово “любовь” Кнуров употребляет в пьесе единственный раз, когда подозревает Вожеватова в способности ее испытывать. Видимо, взгляд на любовь у этих героев совпадает.
Кнуров женат, Вожеватова мысль о женитьбе не привлекает, Лариса для них недостижима. Они вынуждены признать: “Хорош виноград, да зелен”. Но вскоре выясняется, что они оба хотели бы “прокатиться на выставку” в Париж с Ларисой. Кнуров с завистью говорит о молодости Вожеватова, о его молодой горячности и способности к порывам, однако, Вожеватов решительно отвергает такое о себе представление: “Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам”. Здесь в пьесе появляется тема купли-продажи человека, как товара. Эта тема получает свое логическое развитие в четвертом действии, в одной из самых жестоких сцен пьесы, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой. Это счастье достается Кнурову. В согласии Ларисы никто не сомневается. Кнуров имеет возможность предложить Ларисе содержание – столь громадное, что заставит замолчать самых злых критиков чужой нравственности. Виновником такого положения Ларисы является Паратов.
Этот персонаж характеризуется так: “Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30”. Не правда ли, тут все благозвучно и даже изысканно? Фамилия, однако, тоже не только звучит красиво, но и еще кое что значит. На языке охотников, паратый – сильный, быстрый зверь. Перед нами – барин из судохозяев, несущий в себе нечто звериное, а может быть, и хищное.
Какие разные они люди – Паратов и Вожеватов! Один – дворянин и барин – пленителен, обаятелен, смельчак. Для него, согласно его словам, “ничего заветного нет”. Другой – молодой купчик – осмотрителен, ни на какие порывы не способен. Однако, при всем различии, обнаруживается в них нечто общее. Ведь фразу-то свою, что “ничего заветного нет”, Паратов кончает словами: “Найду выгоду, так все продам, что угодно”. Начинает свою фразу Паратов как человек широкой души, по-барски, по-молодецки, а кончает по-вожеватовски, по-деловому. Таким образом, Паратов в пьесе – фигура драматическая. Добро и зло все еще борятся в его душе. И Островский показывает читателю, как дух делячества полностью овладевает героем. Отказываясь от Ларисы, Паратов становится неотделим от Кнурова и Вожеватова. В финале Паратов и Вожеватов – родственные натуры: каждый из них думает о выгоде. И каждый из них нуждается в шуте. Им нужен шут без имени, без отчества, обезличенный и приниженный.
На эту роль идеально подходит Юлий Капитоныч Карандышев, “молодой человек, небогатый чиновник”. Тут имя римского императора нарочито сочетается с очень бытовым, прозаическим отчеством. А фамилия? У Даля “карандыш” – коротышка, недоросток. В фамилии явно содержится нечто уничижительное. Юлий Капитоныч ставит себя в положение шута поневоле. Он унижает себя, намереваясь возвеличиться. Карандышев болезненно обидчив и вместе с тем не чувствует наносимых ему обид. Этот образ по ходу действия из-за своей серости не обращает на себя особого внимания. Лишь в конце третьего действия из-под шутовской маски, надетой Карандышеву Паратовым с Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо. В финале Карандышев становится убийцей Ларисы.
Карандышевскую тему самолюбия, тему уязвленного и болезненного ощущения своей неполноценности подхватывает и развивает, как это не странно, Паратов. Они совсем разные по общественному положению, по воспитанию и уму. Но в ходе сложной борьбы друг с другом выявляется нечто для нас неожиданное. Победитель женских сердец и мелкий неказистый чиновник – оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть, а какими хотели бы казаться. Легким намеком здесь выявляется одна из главнейших ситуаций в пьесе. Она связывает воедино барина и его шута: личность, претендующую на значительность, с призванной потешать ее безличностью.
Развитие галереи образов жестокого мира в пьесе “Бесприданница” дается автором не опосредовано, а через главную героиню Ларису Огудалову. Все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев, несмотря на всю кажущуюся комичность этого героя. Но он был и остался единственным из всех четырех, кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Таково логическое развитие этого образа.
В четвертом действии Паратов тоже раскрывается для читателя с неожиданной стороны. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза и понять, что он тоже – всего только вещь, уже купленная богатой невестой.
Действующие лица Островского, данные в глубоко реалистичной обусловленности, возникают перед нами как живые, покоряя и огромной степенью типизации, и неповторимой индивидуальностью.
Всевластие денег, с которыми можно вершить любые дела, и не только в области коммерции и промышленности, но и в других сферах жизни, становилось в пореформенной эпоху (особенно в 70-х годах) одной из главных тем художественной литературы. И “Бесприданница” проникнута протестом против этого всевластия. Но все же, мотив купли-продажи, бессилия бедности и всевластия денежного мешка тут трансформируется, сливается с другими. Главным для Островского было показать не столько социальную подоплеку сложившейся ситуации, а ее нравственно-духовный аспект. Таким образом, к созданной ситуации автор обратился для того, чтобы увидеть ее не как бытовую, а как социально-психологическую, связанную с жизненными противоречиями, порожденными новой, пореформенной эпохой. Так образно преломляется у Островского весьма характерный для буржуазного общества тип отношений, который вынуждает человека быть либо палачом, либо жертвой.

Сочинение по литературе на тему: Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”)

Другие сочинения:

  1. Главный конфликт пьесы “Беспридан ница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы Read More ......
  2. В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким Read More ......
  3. “Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников. В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: Read More ......
  4. У них арифметика вместо души. А. Н. Островский Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой Read More ......
  5. Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, Read More ......
  6. Драма, А. Н. Островского “Бесприданница”, написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую Read More ......
  7. Действие пьесы “Бесприданница” развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает “чайка”). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса – девушка умная, тонко и глубоко Read More ......
  8. Узкий круг провинциальных дворян и дельцов.(Город Бряхимов, вобравший в себя черты множества городов, стоящих на Волге. Изображение буржуазной среды – бессердечной, пошлой, эгоистичной. Социальная тема – в названии пьесы. Деньги разрушают все романтические иллюзии.) Паратов. (За благородной внешностью – расчетливый Read More ......
Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”)

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»)

Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – . Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.
http://vsekratko.ru/ostrovskiy/groza105

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году в результате поездки по России 1855 года, организованной Морским министерством. Путешествие по Волге дало огромный материал Островскому. Соприкоснувшись с реальной жизнью удалённых от Москвы городов, он увидел, что в них купеческие и мещанские семьи составляют основу русской жизни. Так, на примере несуществующего «собирательного» города Калинова, Островский сумел ярко показать застойную жизнь России, тем самым выявив необходимость изменений. По мнению И. А. Гончарова, в пьесе «Гроза» нарисована «широкая картина национального быта и нравов».
Система образов в драме А. Н. Островского «Гроза» сложна, но в то же время обладает стройностью и упорядоченностью. Она построена автором по принципу парности: используя приём антитезы, драматург сопоставляет прямо противоположных или контрастных героев. А. Н. Островский делит всех действующих лиц на две основные группы: угнетатели и угнетённые (как экономически, так и духовно), деспоты и их жертвы.
К первым относятся городские самодуры. Островский использовал старое слово (самодуры), но с новой социальной окраской - у него это люди, стремящиеся к безграничной власти над другими. Мир самодуров представлен в пьесе многосторонне.
В образе Дикого драматург рисует нам один из типов самодурства. Дикой - богатейший купец города, один из его «столпов» и «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный, беззастенчивый приобретатель. Встречая всюду только покорность, Дикой не привык сдерживать себя ни внутренне, ни внешне. Образ данного персонажа позволяет автору раскрыть повседневную жестокость калиновского мира. Так, при разговоре с Кулигиным он властно заявляет: «.. .ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Это грубый угнетатель, необузданный, «ругатель», «воин», как назвал его Шапкин, и в семье, и среди зависимых от него людей, и на улице. «...Как с цепи сорвался...» - так характеризует его Кудряш. Однако такое «открытое» самодурство не приветствуется калиновцами, даже Кабаниху возмущает его бестактность, и на его грубость она отвечает: «.. .ты найди подешевле меня ».
Второй тип самодура олицетворяет Марфа Игнатьевна Кабанова. Поведение Кабанихи - норма для Калинова, «блаале- пие» сопутствует Кабанихе - человеку, не нарушающему нравов патриархальной жизни, а следующему им и защищающему их. Марфа Игнатьевна - богатая купчиха, скрывающая свою жестокую, властно-деспотическую сущность под маской внешнего благочестия. Кабаниха не терпит ни малейшего противоречия. Её власть непререкаема, абсолютна. Она «поедом ест» и «точит, как ржа железо» своих близких. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит Кулигин, намекая на её ханжество. Кабанихе важен не столько сам порядок, сколько видимость порядка: как за соломинку, она держится за обряды и традиции. Марфа Игнатьевна Кабанова - поистине страшный образ, олицетворяющий самые тёмные стороны «жестокого мира».
На контрасте с самодурством показана вторая часть города Калинова - это подневольные, жертвы «тёмного царства», это масса необразованных, не читающих книг людей, узнающих новости от странниц. Создавая отрицательные образы городских обывателей, драматург обращался к средствам сатирического обличения. С иронией говорит автор о жителях города, не знающих собственной истории (разговор о Литве, которая «.. .с неба упала»). Обыватели города Калинова не способны видеть красоту. Так, на слова Кули- гина о «необыкновенном виде» заречных далей Кудряш отвечает: «Нешто!»; также Кулигин обращается к горожанам с горьким упрёком: «Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться... а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору». Характерные черты калиновцев - инертность, страх, согласие на роль жертвы, о чём говорит Кулигин: «Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ?» Вполне естественно, что такие люди не могут противостоять самодурской силе.
«Жестокий мир» поражает таких людей, как Тихон, да и не могло быть в семье Кабанихи другого сына - сызмальства его поставило на колени и задавило «тёмное царство». Калинов - город, где все отношения держатся исключительно на страхе. Так, Тихон, уезжая на ярмарку, с облегчением восклицает: «...недели две никакой грозы надо мной не будет», это значит, что две недели он сможет пить и гулять, ни разу не вспомнив о доме, - в этом проявляется двойная мораль калиновцев. Тихон смирился со своим положением и не считает нужным что-либо менять в положении вещей: «Что я за несчастный такой человек на свет рождён!»
Другой вариант существования в этом мире являет собой Варвара. Она не боится матери, однако и не вступает с ней в конфликты. Варвара приспособилась к « жестокому миру », усвоила все его неписаные законы и правила и научилась их обходить: «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Ложь, притворство, обман -главное, что управляет «тёмным царством», по словам Варвары, «весь дом на обмане держится».
Кулигин, человек образованный, пишущий стихи в духе Державина и Ломоносова, который на голову выше всех калинов- цев, ничего не может сделать, чтобы уничтожить зло, он отчасти принимает философию «жестокого мира», безнадёжно заявляя: «Лучше уж стерпеть».
И в этой атмосфере всеобщего страха и жестокости, грубости и беспощадности появляется человек, не принимающий существующую мораль. Очень важно, что главная героиня - Катерина того же времени, воспитывавшаяся в патриархальном духе. Из её монолога о девичестве мы узнаём, что до замужества её ничего не заставляли делать, она всё больше «по бархату золотом» работала, о цветах заботилась. Когда Варвара говорит, что у них всё то же самое, Катерина отвечает, что у них « всё как будто из-под неволи ». Катерина отличается от «жестокого мира» Калинова прежде всего своей нравственностью и силой воли. Её душа постоянно тянется к красоте, сны полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного её воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить страх «перед судией» за грех самоубийства. Катерина не борец с бытом « жестокого мира », но её смерть действительно бросает вызов всему «тёмному царству».
В финальной сцене Кабаниха терпит полный крах. Поначалу она торжествует, предвкушая возможность сказать о том, к чему « воля ведёт ». Однако неожиданно Тихон во всеуслышание обвиняет её в смерти Катерины. Безусловно, его протест будет подавлен («мы об этом ещё дома поговорим»), но важно, что эта реплика прозвучала: если уж такие робкие люди возвышают свой голос, то ситуация действительно меняется и долго так продолжаться не может, ибо если личность проснулась, то остановить её нельзя.
Однако мнение автора не приравнивается к голосу Тихона, драматург смотрит шире: в смерти Катерины виновата не Кабаниха, а весь «жестокий мир». Но его дни сочтены, и это чувствует Кабаниха, считающая себя чуть ли не последней блюстительницей « правильного миропорядка ». Ожидание, что с её смертью наступит хаос, придаёт трагизм её фигуре. Исчерпанность и обречённость традиционных отношений и форм быта инстинктивно чувствует Катерина, заявляют свой протест Кулигин, Тихон. Семья, столь
«благолепная», рассыпается, человек приобретает свою самостоятельность.
Картина «жестокого мира», нарисованная драматургом, не оставляет безнадёжного впечатления, пафос этой пьесы носит очистительный характер: зло калиновского мира будет сокрушено - в этом заключён нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза».