Русские пословицы и поговорки для дошкольников. Использование пословиц и поговорок в умственном воспитании детей дошкольного возраста

  • 29.09.2018

Пословица - краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.

«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы. Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:

Пословицы о труде. Сделал дело — гуляй смело. Дело мастера боится. Любишь кататься — люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословицы об учебе . Больше узнаешь — сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Ученье свет, а не ученье - тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи - век учись.

Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь — береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Старый друг лучше новых двух.

Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить - век не тужить. Книга мала, а ума придала. Хорошая книга - лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать — скуки не знать. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пословицы о внешности. Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило. Не по виду суди, а по делам гляди. Дело не в названии, а в содержании. Снаружи — красота, внутри — пустота.

Пословицы о манере поведения. Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь. Язык мой — враг мой. Никто за язык не тянет. Семеро одного не ждут. Тише едешь — дальше будешь. Поспешишь — людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво. Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело. Яблоко от яблони недалеко падает.


«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.

«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль).

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов. Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков - таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани. Какой отец, таков и сын), «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде — тот нигде. Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается), «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили). Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок – метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

О ДРУЖБЕ И ВРАЖДЕ

Друзья познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Одинокое дерево ветер легче валит.

Старый друг, лучше новых двух.

Дружбу за деньги не купишь.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

С иным водиться - что в крапиву садиться.

Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Неверный друг опаснее врага.

Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Чем желать смерти врагу, лучше пожелай долгой жизни себе.

Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Постучит беда в окошко - подружится собака с кошкой.

Сперва узнай силу врага, а потом вступай с ним в борьбу.

Не хвались другом в три дня, а хвались в три года.

Лучше честный враг, чем коварный друг.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Один в поле не воин.

  1. Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  2. В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.
  3. В согласном стаде и волк не страшен.
  4. Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
  5. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
  6. Вместе и беда легче переносится.
  7. Вместе тесно, а врозь скучно.
  8. Все за одного, один за всех.
  9. Всяк дом хозяином хорош.
  10. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  11. Для милого дружка и серёжка из ушка.
  12. Добрая шутка дружбы не-рушит.
  13. Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
  14. Доброе братство милее богатства.
  15. Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
  16. Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.
  17. Дружба дружбой, а служба службой.
  18. Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
  19. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  20. Друзья познаются в беде.
  21. Друзья познаются в несчастье.
  22. Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.
  23. Знакомых много, а друзей мало.
  24. И мудрому человеку совет требуется.
  25. Каждый сам себе лучший друг.
  26. Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.
  27. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  28. Кто друг прямой, тот брат родной.
  29. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.
  30. Лучше вода у друга, чем мёд у врага.
  31. Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
  32. Лучше умный враг, чем глупый друг.
  33. Любят того, кто не обидит никого.
  34. Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
  35. Не бросай друга в несчастье.
  36. Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.
  37. Не в службу, а в дружбу.
  38. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  39. Неверный друг - опасный враг.
  40. Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
  41. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.
  42. Один в поле не воин.
  43. Один палец не кулак.
  44. Одна пчела много мёду не принесёт.
  45. С тем не ужиться, кто любит браниться.
  46. С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.
  47. С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
  48. Сам погибай, а товарища выручай.
  49. Старый друг лучше новых двух.
  50. Товарищ за товарища в огонь бросится.
  51. Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.
  52. Тот, кто надеется, что друзья предпочтут его интересы своим, будет страдать.
  53. Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.
  54. Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
  55. Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.
  56. Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  57. Человек человеку - друг и брат.

О РОДИНЕ

Человек без Родины – что соловей без песни.

На чужбине и собака тоскует.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

И собака свою сторону знает.

Где сосна взросла, там она и красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

У чужой еды и вкус чужой.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Чужбина - калина, родина - малина.

Человек без родины - соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

На чужбине родная землица во сне снится.

Дома и стены помогают.

На своей улице и собака - тигр.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Где кто родится, там и пригодится.

Своя земля и в горсти мила.

На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.

Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

О ТРУДЕ И РАБОТЕ

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Уменье и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Всякая птица своим клювом сыта.

Не боги горшки обжигают.

Под лежачий камень и вода не течет.

Без работы день годом кажется.

Торопливый дважды одно дело делает.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Без терпенья нет уменья.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Велик телом, да мал делом.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Какие труды, такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Малый топор может срубить большое дерево.

Не начавши - думай, а начавши - делай.

Куй железо, пока горячо.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

О ВРЕМЕНИ

Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.

Лучше поздно, чем никогда.

Время - деньги.

Всему свое время.

Делу время, а потехе час.

Другие времена - другие нравы.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Порядок время бережет.

Счастливые часов не наблюдают.

Обещанного три года ждут.

Новое время - новые песни.

Иное время, иное бремя.

Каждому овощу свое время.

Фрукты хороши в свое время.

ПРО ВРЕМЕНА ГОДА

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Летит лето на крыльях.

Май холодный - год хлебородный.

Как сено косят, так дождей не просят.

Грач в воздухе - весна на улице.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Матушка весна - всем красна.

Цыплят по осени считают.

Месяц январь – зимы государь.

Зимой солнце светит, да не греет.

Как зима не злится, а весне покорится.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Весна красна цветами – а осень пирогами.

Август собирает, а зима поедает.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Не хвались травой, хвались сеном.

Холоден сентябрь, да сыт.

Зима без снегу - лето без хлеба.

Береги нос в большой мороз

Без росы и трава не растет.

Дождик вымочит, солнце высушит.

О ЖИВОТНЫХ

  1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  2. Бить собаку, ругая курицу.
  3. Была бы свинка, будет и щетинка.
  4. Быть бычку на верёвочке.
  5. В холод кошка мышей не ловит.
  6. Видит волк козу - забыл и грозу.
  7. Волк для овец плохой пастух.
  8. Волк коню не товарищ.
  9. Волка на собак в помощь не зови.
  10. Волка ноги кормят.
  11. Волка пожалей - искусает ещё злей.
  12. Волков бояться - в лес не ходить.
  13. Воробьи гомонят - гнёзда завивают.
  14. Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.
  15. Всяк сверчок знай свой шесток.
  16. Всякая мышь боится кошки.
  17. Говорят, что кур доят.
  18. Горе одного только рака красит.
  19. Дай курице грядку - изроет весь огород.
  20. Жаловалась овца волку на плохое житьё.
  21. Журавль летит высоко, видит далеко.
  22. За гриву не удержался - за хвост не удержишься.
  23. За комаром с топором, за мухой с обухом.
  24. Заговелась лиса - загоняй гусей.
  25. Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.
  26. Знай, сверчок, свой шесток.
  27. И волки сыты, и овцы целы.
  28. И лягушка может утонуть.
  29. Из пушки по воробьям не бьют.
  30. Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
  31. Каждая курица свой насест хвалит.
  32. Каждая птица своё гнездо защищает.
  33. Каждый кулик в своём болоте велик.
  34. Каждый кулик своё болото хвалит.
  35. Когда влюбишься, и мартышка покажется красивой; когда не любишь, и от лотоса отвернёшься.
  36. Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.
  37. Конь бежит - земля дрожит.
  38. Корова черна, да молоко у неё бело.
  39. Корову палкой бить - молока не пить.
  40. Кошка только на мышей и храбра.
  41. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  42. Кулик да гагара - два сапога пара.
  43. Кусают и комары до поры.
  44. Либо корму жалеть, либо лошадь.
  45. Либо сена клок, либо вилы в бок.
  46. Ловит волк, ловят и волка.
  47. Лошадь - подарок, и ложка - подарок.
  48. Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
  49. Любовь зла - полюбишь и козла.
  50. Маленькая собачка - до старости щенок.
  51. Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.
  52. Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.
  53. Метил в ворону - попал в корову.
  54. Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.
  55. Молоко у коровы на языке.
  56. На ловца и зверь бежит.
  57. На насесте своём петух всех сильней.
  58. На обед пичужке довольно и мушки.
  59. На свалке своей петух всех главней.
  60. На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.
  61. На целое яйцо мухи не садятся.
  62. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  63. Не велик сверчок, а громко поёт.
  64. Не велика птица - синица, да умница.
  65. Не всё коту Масленица.
  66. Не всякая собака кусает, которая лает.
  67. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
  68. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
  69. Не первую зиму волку зимовать.
  70. Не робей, воробей.
  71. Не убьёшь змею - она ужалит.
  72. Не учи козу: сама с воза стащит.
  73. Одна ласточка весны не делает.
  74. От ворон отстал и к новым не пристал.
  75. Отольются волку овечьи слёзки.
  76. По воробьям из пушки не стреляют.
  77. Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем.
  78. Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
  79. Прямо только вороны летают.
  80. Птичка невеличка, да коготок остёр.
  81. Рыба с головы гниёт.
  82. С волками жить - по-волчьи выть.
  83. С деньгами - дракон, без денег - червяк.
  84. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  85. Свинья грязи найдёт.
  86. Сказал бы словечко, да волк недалечко.
  87. Скотину водить - не разиня рот ходить.
  88. Собака на сене - сама не ест и другим не даёт.
  89. Собака не знает о достатке своего хозяина.
  90. Соловья баснями не кормят.
  91. Сорока на хвосте принесла.
  92. Старая собака понапрасну не лает.
  93. Стая шакалов может искусать тигра.
  94. Тигр хоть и лют, а своих тигрят не съест.
  95. Тощая собака - позор для хозяина.
  96. У гусыни усов не ищи - не сыщешь.
  97. Хорош заяц белый, а охотник смелый.
  98. Хорошая лошадь, но ест жухлую траву.
  99. Хороший кузнец и лягушку подкуёт.
  100. Через силу и конь не скачет.
  101. Чует волк, где добыча.
  102. Чует кошка, чьё мясо съела.
  103. Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
  104. Шерсть стригут и шкуру дерут.

О МАМЕ

При солнышке светло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка

Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

Природа-мать – начало всех начал.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Мать - всякому делу готова.

Птица радуется весне, а младенец - матери.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Матери все дети равны - одинаково сердцу больны.

Материнская ласка конца не знает.

Материнская молитва со дня моря вынимает.

Мать высоко замахивается, да не больно бьет.

Мать кормит детей как земля людей.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.

Мать праведна – ограда каменна.

Со своей бабусей никого не боюся.

Бабушка - щиток, кулак - молоток!

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Материнское сердце в детках, а детское в камне.

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Мать при сыне не наследница.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.

О КНИГАХ И ЧТЕНИИ,

Книга - друг человека.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Ему и книги в руки.
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать - скуки не знать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книги читать - не в ладушки играть.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Одна книга тысячу людей учит.
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
Испокон века книга растит человека.
Книга - лучший подарок.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
С книгою жить – век не тужить.
Дом без книги – день без солнца.

РЕЧЬ. ЯЗЫК. СЛОВО,

  1. Без языка и колокол нем.
  2. Больше знай - меньше болтай.
  3. В сладких речах всегда таится горечь.
  4. Где много слов, там мало дел.
  5. Говори лишь о том, что знаешь.
  6. Говори меньше - думай больше.
  7. Говорить легко, делать трудно.
  8. Доброе слово окрыляет.
  9. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  10. Добрый человек говорит мало.
  11. Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
  12. За её языком не поспеешь и босиком.
  13. Каков ум, такова и речь.
  14. Когда говоришь, хорошенько думай.
  15. Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
  16. Красна речь поговоркой. Краткость - сестра таланта. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
  17. Лучшее лекарство - всегда говорить правду.
  18. Мели, Емеля, твоя неделя.
  19. Мирская слава звонка.
  20. Многословие - не мудрость.
  21. Молва без крыльев, а летает.
  22. Молчание - знак согласия.
  23. На великое дело - великое слово.
  24. Наговорился - как мёду напился.
  25. Не всякое лыко в строку.
  26. Невысказанное слово порой гремит, как гром.
  27. Несказанное слово - золото.
  28. Одно дело - говорить много, другое - говорить дело.
  29. Остёр топор - да и звук зубаст.
  30. Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.
  31. Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
  32. Рот не огород - не затворишь ворот.
  33. Сказал, как узлом завязал.
  34. Слово - полководец человечьей силы.
  35. Слово - серебро, молчание - золото.
  36. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
  37. Слово сказал - стрелу послал, письмо написал - в западню попал.
  38. Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
  39. Твоими бы устами да мёд пить.
  40. Тот не глуп, кто на слова скуп.
  41. У дурака язык опаснее кинжала.
  42. У плохих людей язык злодей.
  43. У трезвого на уме, у пьяного на языке.
  44. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
  45. Хорошая речь коротка.
  46. Хорошую речь приятно слушать.
  47. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.
  48. Что в лицо сказано, со злом не связано.
  49. Что написано пером, не вырубишь топором.
  50. Язык без костей.
  51. Язык до Киева доведёт.
  52. Язык мой - враг мой.
  53. Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
  54. Язык от лжи не краснеет, он и без того красный.
  55. Язык у сплетницы длиннее лестницы.
  56. Языком не спеши, а делом не ленись.
  57. Языком не торопись, а делом не ленись.

Психология рассматривает ум человека как функцию мозга, который заключается в точном и адекватном отображении закономерностей явлений окружающей жизни и соответствующей регуляции деятельности человека относительно освоения действительности и собственного совершенствования. Умственное развитие проявляет себя в объёме, характере и содержании знаний, уровне развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения); познавательных способностей, характере ведущей деятельности.

Одним из средств умственного воспитания выступает художественное слово. Художественное слово захватывает ребёнка не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему способствовать, радоваться его успехам и грустить за неудачи. Наши предыдущие поколения создали бесчисленное количество метких, отточенных, отшлифованных, как самоцветы, высказываний, которые имеют признаки преемственности, мудрости, и неописуемой красоты, что употребляются всеми категориями населения от детства и до старости.

Пословицами называют короткие, меткие, глубокие за силой мысли народные высказывания и суждения о жизненных явлениях, которые выделяются простотой и сжатостью, логической законченностью, образной выразительностью. Характерными особенностями пословиц является аллегорическая манера суждения, обобщение, выраженное в конкретной форме, стойкость, строгость формы, которая даёт возможность легко их запомнить. К пословицам в народной речи близки поговорки. Очень подобные своей сжатостью, силой суждение, поэтической выразительностью с пословицами, поговорки, впрочем, существенно от них отличаются. По определению В. Даля, поговорка – «сложное, короткое высказывание, которое бытует в народе, но не составляет полной пословицы». Пословицы и поговорки почти энциклопедически раскрывают все стороны поведения человека, черты его характера. В них отмечается, что свойства и характер человека формируются под воздействием внешней среды, жизненных условий, общих этических норм. Народная мудрость распределяет людей на хороших и злых, советует никогда не терять человеческого достоинства («Гляди, не забудь, человеком будь»). Только благодаря честному труду, хорошим поступкам человек зарабатывает себе авторитет («Не место мужчину красит, а мужчина место») и т.д.

Работа над пословицами и поговорками начинается со детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления. Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы совершенствуют активную речь и развивают мышление. С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти. Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. На развитие воображения дошкольников проводится коллективная работа методом «коллаж», инсценировка пословиц и другие творческие задания и интересные упражнения. Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и уважать людей. Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ.

Развиваем речь дошкольников:

I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:

О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;

В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;

О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;

О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;

От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?

II. Творческое задание

Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например: дошкольники могут предложить:

1. Говори всегда правду.

2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.

3. Не обращай свою вину на других.

4. Помогай говорить правду своим близким.

5. Учи говорить правду младших по возрасту.

III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»

Одинокий муравей;

Бабочка без цветов;

Одна звезда на небе;

Один цветок в поле;

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Творческое задание «Подбери слово».

Не заживает рана от плохого…

Слово… каждому приятное.

Кто… тот людей смешит.

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.

II. Игровые упражнения:

1) «Подбор пословиц к сказкам».

Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.

Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».

Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».

Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».

У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

2) «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на День Рождение, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

3) «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает». Для чего человек работает Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.

Развиваем воображение дошкольников:

I. Инсценировка пословиц.

Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.

II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?

Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.

III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).

IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» .

Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.

"Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах” (Ф. Бэкон)

Народные пословицы и поговорки часть духовного наследия которое досталось нам от наших предков.Это поистине золотой кладезь народной мудрости накопленный в течении многих веков.Они охватывают почти все стороны нашей жизни,поэтому очень полезно с самого раннего детства знакомить вашего малыша с пословицами и поговорками,заучивать,расказывать их значение,где и в каких случаях применяются,учите прибегать к ним при каждом удобном случае.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Жизнь прожить - не поле перейти.

На всякого Егорку есть поговорка.

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Мокрый дождя не боится.

Маленький, да удаленький.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

Трусливому зайке и пенек - волк.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Испокон века книга растит человека.

Своя земля и в горсти мила.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Мать высоко замахивается, да небольно бьет, мачеха низко замахивается, да больно бьет.

На родной сторонушке и камешек знаком.

Лучше десятерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.

Где сосна взросла, там она и красна.

Худо тому, кто не делает добра никому.

Без корня и полынь не растет.

Жало остро, а язык острей.

Без друга на сердце вьюга.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Где жить, там и слыть.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Беда бедой, а еда едой.

На чужой стороне и весна не красна.

Всяк человек своего счастья кузнец.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Бог вымочит, Бог и высушит.

Детей учи без людей.

Гроза бьет по высокому дереву.

Алтын серебра не ломит ребра.

Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Себя губит, кто других не любит.

Лучше молчать, нежели врать.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Дающего рука не оскудеет.

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.

Глаза боятся, а руки делают.

Лето работает на зиму, а зима - на лето.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

В тесноте, да не в обиде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

Дело мастера боится.

Играй, играй, да дело знай.

Окончил дело - гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Завистливое око видит далеко.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Будет день - будет и пища.

Труд человека кормит, а лень портит.

Берись дружно, не будет грузно.

Берегись от бед, пока их нет.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Бел снег, да ногами топчут, черен мак, да люди едят.

Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

Не топор тешет, а плотник.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течет.

Без дела жить только небо коптить.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Не спеши языком, спеши делом.

За всякое дело берись умело.

Была бы охота - будет ладиться работа.

По платью встречают, по уму провожают.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

И сила уму уступает.

Умного пошли - одно слово скажи, дурака пошли три скажи, да и сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе ума набираться, в глупой свой потерять.

Знай больше, а говори меньше.

Глупый киснет, а умный все промыслет.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Человек неученый – что топор неточеный.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Азбука наука, а ребятам бука.

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга сирота, с другом семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

Из одной печи, да неодинаковы калачи.

И от доброго отца родится бешена овца.

Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Капризный в детстве уродлив в летах.

Все равны детки - и пареньки, и девки.

Изба детьми весела.