Фгос для детей с умственной отсталостью (актуальная редакция). Общие положения фгос обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Фгос специального коррекционного образования для умственно отсталых

  • 24.01.2024

Электронный учебно-методический ресурс «Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , разработанный ФГБНУ ФИПИ

Ресурс разработан в целях методической поддержки педагогов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ГИА в форме государственного выпускного экзамена.

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.

Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. (см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

В образовательных учреждениях будут созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. Информация о ходе реализации и результатах введения ФГОС ОВЗ и УО будет опубликована на сайте.

  • Мониторинг готовности общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО).

Условия доступности

  • План мероприятий («дорожная карта») МОУ «СОШ №9» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Наличие пандуса для беспрепятственного входа в здание школы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы 25 июля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 22 апреля 2016
  • Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. 1 апреля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 1 марта 2016

Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья

«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира.

Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.

Примерные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО

Название программы

Статус программы

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования

" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области "Язык и речевая практика" предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т.ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.

Освоение предметной области "Математика" предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области "Окружающий мир" происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании организации, а также теплицы, сенсорный сад и другие объекты на прилегающей к организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области "Окружающий мир" происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Организация должна располагать необходимыми материалами и оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области "Искусство". Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и других), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и другие), театральным реквизитом.

Предметная область "Физическая культура" должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая различные тренажеры, инвентарь для подвижных игр и т.п.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области "Технология" начинается с формирования у них элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.

Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного, а также ортопедического и лечебно-физкультурного оборудования и инвентаря.

Здоровья отдельной категорией выделяются дети с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внедренный 1 сентября 2016 года, определяет с умственной отсталостью. Специфика заключается уже в самом термине «умственная отсталость». При разработке указанного стандарта эта проблема обсуждалась разработчиками, представителями Министерства образования и науки РФ, педагогами, общественными организациями.

Насколько корректно оставить название «умственная отсталость» в стандарте, учитывая, что в это понятие звучит как «интеллектуальные нарушения»? Промаркированное наименование «умственная отсталость» вызывает напряжение и у родителей, и у самих именуемых «отсталыми». Причем, если слово «умственная» является нейтральным, то слово «отсталость» ставит людей, которые имеют такую трудность, на ступеньку ниже. Возникает ситуация сравнения и дискриминирующее наименование этого диагноза вызывает желание оставить термин в медицинской нозологии, исключив его из употребления в образовательном праве.

Специфика образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Работа по систематизации всех профессиональных знаний , накопленных в отечественной дефектологии и специальной психологии, соотнесена с реалиями современного образования и с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Внедряемый образовательный стандарт регламентирует требования, которые до момента существования этого приказа, не был введен также в правовое поле. Это требования к образованию тех, кого ранее признавали необучаемыми на фоне глубокой тяжелой умственной отсталости.

Ситуация в системе специального образования менялась в течение последних 5-7 лет. Дети, имеющие пограничные нарушения в интеллектуальной сфере переходили в общеобразовательные школы. Для учащихся с более тяжелым нарушением интеллекта уже существовали специальные программы образования, разработанные коллективами авторов, которые давали возможность организовывать обучение именно для этой категории детей.

Как результат, в рамках образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью появились два варианта программ. Первый предназначен для детей, имеющих легкие стойкие нарушения интеллектуальной сферы. Второй вариант программы - это так называемая специальная индивидуальная программа развития, которая предусматривает максимальную индивидуализацию образования ребенка и дает возможность формировать у него максимальное количество необходимых ему жизненного опыта.

Разработка учебных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями опирается на две составляющие: особенность первичного дефекта (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) и на интеллектуальные возможности, что в данном случае и является определяющим фактором.

У таких детей есть особые дополнительные образовательные потребности, а именно - необходимость большего пропедевтического периода в образовании, когда между дошкольным и школьным этапом обеспечивается преемственность. Ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта готовится к обучению в школе, требует большей продолжительности обучения, увеличение сроков обучения и введение специальных учебных предметов. Все это должно способствовать формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, и детальное, проработанное закрепление полученных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью предусматривает пролонгированные сроки обучения. В связи с этим в данном стандарте не обозначены классы, а обозначен период от девяти до тринадцати лет. Согласно 5-й статье закона «Об образовании в Российской Федерации» человек имеет право на получение образования на протяжении всей жизни. Причем, именно получение основного среднего и общего образования - это гарантированное право гражданина, тогда как профессиональное образование - его личный выбор.

Социальность образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Другая особенность ФГОС, волнующая, прежде всего, родителей - это предусмотрение возможности последующего обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью имеет важную социальную направленность, рассматривая дополнительную работу по формированию жизненной компетенции ребенка.

Для продолжения образования «особенные» учащиеся получают свидетельство об окончании либо коррекционной школы 8-го вида, либо общеобразовательной школы в случае, если мы имеем дело с детьми с умеренной умственной отсталостью. То есть после получения общего образования дети с интеллектуальными нарушениями имеют возможность обучаться дальше, проходить профессиональную подготовку и получать квалификационные разряды рабочих, служащих, с достаточно большим перечнем профессий (например, ландшафтный дизайн, зеленое хозяйство).

Таким образом, новый образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью нацелен готовить детей к будущей жизни, при этом обеспечивая высокое качество обучения непосредственно на протяжении нахождения в школе.

Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ - Министерства образования и науки РФ

Назначение Стандарта:

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Цель ФГОС:

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время.

Основа стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающих в себя:

    использование адаптированных образовательных программ,

    специальные методы обучения и воспитания,

    специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,

    специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

    наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию,

    проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

    организацию профессионально-трудового обучения.

    обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

ФГОС - это совокупность трех систем требований:

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

    Требования к организации образовательного процесса;

    требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Стандарт направлен на обеспечение:

    равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;

    государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;

    нравственного развития учащихся с умственной отсталостью,

    формирование основ их гражданской идентичности;

    учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

    вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.

Основные ступени реализации подготовительного периода внедрения ФГОС ОВЗ:

1. Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ.

2. Разработка необходимой документации.

Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ:

1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

Разработка необходимой
документации:

1. рабочих программ по учебным предметам;
2. коррекционно-развивающих программ;
3. программ внеурочной деятельности;
4. карт оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.

Отличия старых и новых ФГОС:

1. Оценки.

1. Портфолио

2. Единый учебный план

2. Разнообразие школьных программ

3. Образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность.

3. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий.

4. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны.

4.Принцип обучения через игру.

Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья:

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коррекционно-развивающее Игровая;

Нравственное Досугово - развлекательная;

Спортивно-оздоровительное Художественное творчество;

Общекультурное Социальное творчество;

Социальное Трудовая;

Общественно-полезная;

Спортивно-оздоровительная;

Туристско-краеведческая.

Недельная нагрузка по ФГОС внеурочной деятельности 4 ч,

и 6 часов отводится на проведение коррекционно-развивающей работы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими).

3) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

узнавание и различение образов графем (букв);

графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

6) чтение и письмо:

начальные навыки чтения и письма.

Математика

Математика и информатика:

1) элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;

2) начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

3) навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

4) способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;

5) оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи;

6) элементарные умения пользования компьютером.

Математика

Математические представления:

1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один — много).

2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах пяти;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Окружающий мир

Окружающий природный мир:

1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

интерес к объектам живой природы;

расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» — «вредные», «дикие» — «домашние» и другие);

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).

3) элементарные представления о течении времени:

умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года;

представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

1) представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

представления о собственном теле;

отнесение себя к определенному полу;

умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания;

умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;

представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:

умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;

умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);

умение следить за своим внешним видом.

4) представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Домоводство:

1) умение принимать посильное участие в повседневных делах дома:

умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и другое;

умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и другое;

соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;

умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Окружающий социальный мир:

1) представления о мире, созданном руками человека:

интерес к объектам, созданным человеком;

представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и другое), транспорте и т.д.;

умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:

представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) развитие межличностных и групповых отношений:

представление о дружбе, товарищах, сверстниках:

умение находить друзей на основе личных симпатий:

умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) представления об обязанностях и правах ребенка:

представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и другое;

представления об обязанностях обучающегося, сына (дочери), внука (внучки), гражданина и другое.

6) представление о стране проживания — России:

представление о стране, народе, столице, больших и малых городах, месте проживания;

представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);

представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Естествознание

Мир природы и человека

1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать;

3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов.

Природоведение

1) знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде;

2) использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач;

3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром природы.

География

1) представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

3) умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

3) элементарная картографическая грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации в целях решения жизненных задач.

Биология

1) начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека;

2) практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;

3) знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков, способствующих укреплению здоровья человека.

Человек и общество

Основы социальной жизни

1) навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни;

2) знание названий, назначения и особенностей функционирования организаций, учреждений и предприятий социальной направленности;

3) умения обращаться в различные организации и учреждения социальной направленности для решения практических жизненно важных задач;

Мир истории

1) знание и понимание некоторых исторических терминов;

2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);

3) элементарные представления об истории развития человеческого общества.

История Отечества

1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России;

2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач.

Обществоведение

1) понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества;

2) формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала;

3) умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов.

1) первоначальные этические представления;

2) определение собственного отношения к некоторым поступкам людей; их элементарная оценка.

Искусство

Музыка и движение

1) развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:

интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);

умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;

освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;

умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:

умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:

положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Физическая культура

Адаптивная физкультура

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);

освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений;

совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое;

повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

3) освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езды на велосипеде, ходьбы на лыжах, спортивных игр, туризма, плавания:

интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка и другое;

умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другое.

Технологии

Ручной труд

1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

2) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.

Профильный труд

1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач;

2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания;

3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий;

4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях.

Технологии

Профильный труд

1) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:

интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (керамикой, батиком, печатью, ткачеством, растениеводством, деревообработкой и другими);

умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания;

умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности;

умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона;

умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким:

потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП осуществляется организацией.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже предметных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и проявления:

— особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

— выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;

— в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям;

— при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект»;

— выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы;

— в случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его социально-эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты;

— итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций.

Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

———————————

<1> Пункт 19.8 раздела III ФГОС НОО.

<2> Пункт 25 раздела IV ФГОС НОО.

<3> Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».