Александр Солженицын: биография, творчество и интересные факты. План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Слово об А

  • 08.04.2019

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сегодня по праву занимает достойное место в исто-рии русской литературы. После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в миро-вой литературе уже не осталось произве-дений, которые представляли бы большую опасность для отходящего советского ре-жима.

Эта книга раскрывала всю сущность то-талитарного режима. Пелена лжи и само-обмана все еще застилавшая глаза мно-гим нашим согражданам, спала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной сто-роны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фан-тастический мартиролог жертв «строи-тельства коммунизма» в России за годы советской власти - уже ничего не удиви-тельно и не страшно!

Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кис-ловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впослед-ствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математичес-кий факультет университета, одновремен-но поступает заочником в Московский ин-ститут философии и литературы. Не закон-чив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана арестован - в его" переписке бы-ли обнаружены антисталинские высказы-вания - и осужден на восемь лет, из кото-рых почти год провел на следствии и пере-сылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в поли-тическом Особлаге. Затем был поселок в Казахстане «навечно», однако в феврале 1957 года началась реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После опуб-ликования в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» был принят в Со-юз писателей. Но впоследствии вынужден был публиковаться в «Самиздате» или пе-чататься в зарубежье. В 1969 году из Сою-за писателей исключен, в 1970 году удос-тоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГа» насильственно выдво-рен из Советского Союза. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американ-ский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. В 1996 году Александр Исаевич возвращается в Рос-сию. Таков нелегкий жизненный путь пи-сателя.

Хотя сам писатель и утверждал, что на-иболее влекущая его в литературе фор-ма — «полифоническая с точными приме-тами времени и места действия», из пяти его крупных вещей, как это ни удивитель-но, романом в полном смысле этого слова можно назвать лишь «В круге первом», ибо «Архипелаг ГУЛАГ», согласно под-заголовку, — «опыт художественного исследования», эпопея «Красное коле-со» — «повествование в отмеренных сро-ках», «Раковый корпус» (по авторской во-ле) — повесть, а «Один день Ивана Дени-совича» — рассказ.

Роман «В круге первом» писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет отталкивает-ся от того, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы ска-зать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на «шарашку» — на-учно-исследовательской учреждение сис-темы МГБ, в котором заключенные созда-ют методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: «Шарашка — высший, лучший, первый круг ада». Воло-дин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: «Вот видишь круг? Это — отечество. Это — первый круг. А вот вто-рой, он шире. Это — человечество. И пер-вый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, оте-чества и разные у всех...»

Замысел рассказа «Один день Ивана Де-нисовича» появился на общих работах в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нуж-но бы описать весь лагерный мир одним днем». В повести «Раковый корпус» Солже-ницын выдвинул свою версию «возбужде-ния рака»: сталинизма, красного террора, репрессий.

Чем притягивает творчество Солженицы-на? Правдивостью, болью за происходя-щее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не поте-ряйтесь в истории. «Скажут нам: что ж мо-жет литература против безжалостного на-тиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ло-жью, — писал А. И. Солженицын. — А нуж-но сделать простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже ца-рит в мире, — но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: побе-дить ложь!» Солженицын и был таким писа-телем, который победил ложь.

Введение

Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1 Анализ литературных произведений…………………………...6

1.2 «В круге первом»………………………………………………..31

1.3 Система творческих координат Солженицына – «Архипелаг ГУЛАГ» …………………………………………………………54

1.4 Один день зэка и история страны………………………………75

Глава 2 Владимирская страница Солженицына

2.1 «Не стоит село без праведника»……………………………….93

2.2 Раковый корпус……………………...………………………….93

2.3 Солженицын и Я……………………………………………….109

Заключение……………………………………………………………….114

Список литературы………………………………………………………120


Введение

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.

А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»

Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

С 1914 года начинается для «всей земли нашей» «страшный выбор». «… И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.» Вот здесь – то и лежит начало развала во всей России. Отсюда пошли и безответная кротость, и дикая озлобленность, и жадность, и доброта сильная и счастливая «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». А между этим – целая жизнь. Солженицынские герои являют собой пример золотого сердца. Тип народного проведения, который поэтизирует Солженицын, есть основа и опора всей земли нашей. Солженицын ратовал за подлинных чернь, борцов, не склонных смириться с несправедливостью и злом: «Без них – то и не стоит село. Ни народ. Ни вся земля наша».

Цель моей дипломной работы – выявить особенности художественного исследования жизни писателя, диапазон идейно – художественных исканий Солженицына. Это наиболее трудный и важный вопрос для понимания задач, которые автор поставил перед собой.

Большой писатель – всегда фигура неоднозначная. Вот и в творчестве Солженицына трудно понять и осознать, принять все безоговорочно, разом.

Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР… Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Задаю себе этот вопрос и задумываюсь над ответом… я считаю, что в мире сейчас писатель номер один – Солженицын, а вершиной русской новеллистики является, на мой взгляд, «Матренин двор». Хотя вхождение в литературу обычно связывают с «Одним днем Ивана Денисовича». Эту повесть выдвигали на Ленинскую премию. «Иван Денисович» стал для всех откровением. Это было открытием лагерной темы.

«Матренин двор» стал откровением для меня. Нет, до этого работали Овечкин, Абрамов, Солоухин…

уже были написаны ранее рассказы Носова, «Деревня Бердяйка» Белова. Задел деревенской прозы был. Но отправная точка – «Матренин двор». Наша деревенская проза вышла из «Матренина двора». Дело коснулось, наконец, как и в «Привычном деле» Белова, судьбы простейшей и трагической. Я считаю «Привычное дело» при всем глянце, какой новелла на эту повесть критика, трагедией русской семьи и русской бабы. Трагедия деревенской русской женщины, описанная Солженицыным – наиболее концентрированная, наиболее выразительная, вопиющая.

И на каком художественном уровне! А язык?! Солженицын – явление русской литературы, художник мирового масштаба.

Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, Солженицын в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей.

Весь творческий процесс писателя, на мой взгляд, - это прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования. Внутреннее усовершенствование дается, во-первых, огромным знанием жизни, соприкосновением большой культурой, беспрестанным чтением хорошей литературы. Писатель всегда, если он настоящий писатель, был над жизнью. Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время.

Как сложно настоящему художнику творить. Надо иметь огромное мужество, благородство и культуру – внутреннюю культуру, – чтобы подняться над своими обидами.

Присутствие в мире Александра Исаевича, его работа, его честь – путеводная звезда. Чтобы мы не совсем уж в темном углу – то тыкались, на бревна не натыкались – освещает он нам путь.

Аскетизм, высочайшее самоотречение, когда человек так поглощен своим творческим трудом, что все земное отпадает.

Совестливый художник, просто хороший писатель Солженицын написал просто русского человека с достоинством. Можно его на колени поставить, но унизить трудно. А унижая простой народ, любая система унижает прежде всего себя.

Матрена, Иван Денисович и есть истинно русские люди. Как станционный смотритель Пушкина, Максим Максимова в «Герое нашего времени», мужики и бабы из «Записок охотника Тургенева, толстовские крестьяне, бедные люди Достоевского, подвижники духа Лескова

.Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1Анализ литературных произведений

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интер­вью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».

Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах рус­ской истории обусловила потребность поиска и осмысления их исто­ков. Они видятся именно в русской революции. «Я как писатель дей­ствительно поставлен в положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в российской революции, - так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г. - Я 47 лет рабо­таю над книгой о революции, но в ходе работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы сжатым, очерком мировой истории XX века. То есть буквально: восемь месяцев, кото­рые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено про­крученные, - затем медленно повторяются всем миром в течение всего столетия. В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом пи­сал также и историю Двадцатого века» (Публицистика, т. 3, с. 142).

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия приходится на на­чало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре попадает в офи­церскую школу в Костроме. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» - «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. - самсоновская катастрофа - становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» - в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его на­чальника, генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему офицеру характеристику, где вспомнит, не по­боявшись, все его заслуги - в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Мар­финская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «веч­ный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. Солженицын «залпом», затри недели, создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», который после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения са­мого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962. № 11) под назва­нием «Один день Ивана Денисовича».

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт - около полутора десятилетий: «Две­надцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом дрогнул. Это было лето 1960 года. От написанных многих вещей - и при пол­ной их безвыходности, и при полной беззвестности, я стал ощущать переполнение, потерял легкость замысла и движения. В литературном подполье мне стало не хватать воздуха», - писал Солженицын в авто­биографической книге «Бодался теленок с дубом». Именно в литератур­ном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», Эвмыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».

Пристальный интерес читателей вызывает творчество Александра Исаевича Солженицына (род. в 1918 г.). Известность писателю, прошедшему лагеря ГУЛАГа (27 июля 1945 года он был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по 58-й статье уголовного кодекса, 6 февраля 1956 года - реабилитирован решением Верховного Суда СССР) принесла повесть "Один день Ивана Денисовича", написанная в 1959 году. Автор, называвший это произведение рассказом, выбрал для описания в общем-то обычный, даже, можно сказать, благополучный лагерный день.

Бывали и худшие времена в жизни заключенного Шухова, выступавшего под знаком "Щ-854". В чем же выигрывала опубликованная в журнале "Новый мир" повесть? Прежде всего, беспощадной правдой, которую не знали советские люди. Солженицын, сам хлебнувший по горло лиха политзаключенного, скрупулезно, со знанием дела, час за часом рассказывает об одном дне зэка от пяти часов утра, когда "как всегда, пробило подъем - молотком об рельс у штабного барака", до отбоя. Кажется, ни одна мелочь не ускользает от внимательного взгляда художника: какую баланду едят тюремщики, во что одеваются и обуваются, как разговаривают с товарищами и надзирателями, что курят и как курят... Автор чаще останавливается на удачах Шухова в этот день, чем на промахах. А "удачи" эти до того незначительные, что на свободе на них не обращаешь никакого внимания. Оттого-то и сердце болит за этого крестьянина, по недоразумению попавшего в лагерный барак. Как ведь получилось: как все, работал в колхозе, честно воевал с немцами, был ранен, попал в плен. И вот надо же - Иван Денисович обвинен в измене Родине, будто бы он выполнял "задание немецкого командования".

Привлекает в Иване Денисовиче природная незлобивость к другим заключенным. Ведь рядом с ним работают люди образованные, которых другие условия жизни, такие, например, как Цезарь. В тюрьме, как и на свободе, есть начальники (надзиратели), привилегированные, услужливые. Цезарь, "подмазав" начальника, получил привилегии освобождение от общих работ, заимел право носить меховую шапку, курит трубку. Шухову нечего "давать на лапу", в деревне самим есть нечего, поэтому он для себя находит свой путь для выживания: шить для кого-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички, богатом бригадиру вовремя подсунуть сухие валенки, не прочь он пробежать по каптеркам, услужить чем-либо. А когда кончается рабочий день, Шухов поторапливается бежать в посылочную, чтобы очередь занять для Цезаря - а вдруг что-то может и Шухову перепасть. Ну, а коли нет - опять-таки не обижается бывший колхозник. Какое уж тут человеческое достоинство -поесть бы только посытнее. Но, видимо, по-другому нельзя было жил в тех условиях. Таких дней Иван Денисович должен прожить три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Если в "Одном дне Ивана Денисовича" рассказывалось о жизни одного лагеря, то в очерковой книге "Архипелаг ГУЛАГ" делалось широкое обобщение. В Союзе она впервые публиковалась в журнале "Новый мир" в номерах 8-11 1989 года. А отдельной книгой опубликована в 1990 году в издательстве "Советский писатель" Написать о лагерной жизни задумывалось еще весной 1958 года, но в то время не хватало достаточного материала для широкого охвата лагерной жизни. После выхода ".. .Ивана Денисовича" Солженицыну посыпались многочисленные письма бывших заключенных, с некоторыми узниками он встречался лично. Последняя редакция, по признанию самого автора, была сделана в феврале 1968 года. Обстоятельства, однако же, сложились таким образом, что опубликовать собранное по крупицам в условиях тогдашней государственной цензуры не представлялось возможным. Пришлось отложить публикацию до 1975 г.

Солженицын так комментирует словосочетание "Архипелаг ГУЛАГ": "Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, как с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой - волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг "ГУЛАГ" - означает Главное управление лагерей МВД. Книга, состоящая из трех томов (семи частей), дает наглядное представление о лагерях, размещенных на территории Советского Союза.

На страницах книги читатель встречается с самыми широкими социальными и национальными слоями общества. Наряду с безымянными героями автор рассказывает о заключенных, надолго остающихся в памяти читателей: юрист-эстонец Сузи, известный литературовед Иванов-Разумник, Фастенко, который лично знал В.И.Ленина. "Миллионы русских интеллигентов, - пишет автор, - бросили сюда не на экскурсию: на увечья, на смерть, и без надежды на возврат. Впервые в истории такое множество людей развитых, зрелых, богатых культурой оказались без придумки и навсегда в шкуре раба, невольника, лесоруба и шахтера...".

Много публицистических страниц здесь отведено разоблачению "идеологии", прячущейся за "формулой сознательности", оправдывавшей злодейство и террор. Для такой идеологии важен конечный результат, а что при этом нарушаются общечеловеческие ценности правительству было наплевать. Пагубное отношение тоталитарной идеологии Солженицын показывает на примере членов Центрального Комитета ВКП(б), которые из-за боязни смерти, маскируясь под мораль партийной сознательности, предавали друг друга. Тогда Бухарин ".. .отрекся от своих посаженных и сосланных учеников и сторонников... стерпел разгром и поношение своего направления мысли, еще как следует и не рожденного... снес как законное расстрел Каменева и Зиновьева...". "Да, но ведь и товарищи Бухарины, Каменевы, Зиновьевы, Троцкие, Тухачевские, Блюхеры... убивали ни в чем не повинных русских людей, среди которых были ученые, культурные деятели, поэты (Н. Гумилев, С. Есенин...)". "Может быть, - рассуждает Александр Исаевич, - 37-й год и нужен был для того, чтобы показать, как малого стоит все их мировоззрение, которым они так бодро хорохорились, разворашивая Россию, громя ее твердыни, топча святыни...".

Судьбе незаметно живущей в деревне Тальково Матрены Григорьевны посвящен рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" , впервые опубликованный в журнале "Новый мир" (№1,1963 год). В 60-х годах рассказ вызвал бурную дискуссию. Упреки оппонентов писателя сводились в основном к "отсутствию исторической правды" (Вадим Кожевников), к необоснованным попыткам автора возвысить Матрену до типа народного праведника (А. Дымшиц). Бурное обсуждение рассказа уже говорит о его незаурядности. Сводить его ценность к "правдивости" или "неправдивости" событий вряд ли будет правомерным, хотя бы потому, что это вещь художественная, в которой важная роль принадлежит творческому воображению, в отличие, например, от очеркового повествования в "Архипелаге ГУЛАГЕ", от которого требуется правдивое описание событий и лиц, в них участвующих.

А вот можно ли героиню назвать "проводником нового века"? Давайте посмотрим на образ "праведницы" повнимательнее. Рассказ ведется от лица автора, учителя математики, в мыслях и поступках которого угадывается сам писатель. Основное внимание здесь уделяется бедственному положению пожилой крестьянки, живущей в небольшом собственном доме с грязно-белой козой, колченогой кошкой, фикусами, тараканами и мышами, бегающими под слоями зеленоватых обоев.

Из предыстории героини узнаем, что она должна была выйти замуж за Фаддея, однако тот пропал без вести - пришлось ей выйти замуж за младшего брата Фаддея - Ефима. Рождавшиеся дети, а их было шестеро, умирали во младенчестве. Деревенские жители определили Матрену "порченой". Чтобы как-то скрасить одинокую жизнь (муж пропал без вести на фронте), она берет на воспитание дочку Фаддея - Киру, находившуюся в доме Магрены до тех пор, пока та не вышла замуж и не переехала в поселок Черусти.

Солженицын не дает детального описания портрета героини, кроме повторенной несколько раз "доброй", "извиняющейся" улыбки. В образе ее немало привлекательных черт: она честно работала в колхозе, помогала соседям, забывая про свои личные выгоды и ведение собственного хозяйства. Создается впечатление, что по-настоящему понимает и любит Матрену всего-навсего один человек - рассказчик, сохранивший благодарную память о ней. Оценочные признания даются как бы исподволь, ненавязчиво: "От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, -и грел этот отсвет лицо Матрены". Вслед за писателем этот "отсвет" доброты согревает и читательские души. Вместе с тем огород у нее в запустении, картофель родится мелкий, так как в почву не вносится никаких удобрений, обои на стенах потемневшей избы ждут замены. Рассказ о ней будет неполным, если мы, хотя бы бегло, не вспомним людей, ее окружающих - отца Киры, Фаддея, золовок, Игнатича, тети Маши.

В отличие от Матрены Игнатьевны, равнодушной к деньгам, ее окружающие в разной степени жадные и алчные, не пропускающие своей выгоды. Особенно зримо разница в характерах персонажей проявилась после неожиданной нелепо-трагической гибели хозяйки двора на железнодорожном переезде. Виновник трагедии Фаддей трое суток до похорон погибшей пытался вернуть себе остатки Матрениной горницы, лишь на короткое время "приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер".

Жадность к деньгам и обогащению присуща не только Фаддею. Вот и подруга погибшей, тетя Маша, искренне жалевшая Матрену, и то, проведав горестную весть о кончине, просит у Игнатича вязанку подруги для своей дочери, добавив при этом: "Утром тут родня налетит, мне уж потом не получить".

Сельчане относятся к Матрене как к женщине непрактичной, не умеющей жить нормальной человеческой жизнью. Первоначально, как известно, Солженицын называл свой рассказ "Не стоит село без праведника" Твардовский, хорошо знающий жизнь села, чья крестьянская семья отличалась трудолюбием, предложил при публикации в журнале "Новый мир" нейтральное название - "Матренин двор", ограничив тем самым мировоззренческие и житейские "амбиции" пределами одного двора. С таким названием согласился автор. А, может быть, все-таки ошибся редактор журнала?

Произведения Солженицына учат "жить не по лжи". Попытка сказать правду заметна и в биографических очерках: "Бодался теленок с дубом", "Раковый корпус", "В круге первом", "Повествование в отмеренных сроках", охватывающей сотни действующих лиц (многие из них реальные), называет писатель "Красным колесом". Роман-эпопея состоит из системы Узлов, то есть сплошного изложения событий в определенные временные отрезки, разъединенные между собой. Так, Узел Первый "Август Четырнадцатого", охватывает с 10 по 21-е августа 1914 года, Узел Второй "Октябрь Шестнадцатого" -14 октября - 4 ноября 1916 года, Узел Третий "Март Семнадцатого" - 23 февраля - 18 марта 1917 года и т.п.

В преддверии 60-летнего юбилея Солженицын начал издавать собрания сочинений с подзаголовком "Восстановлены подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые". К следующему - 70-летнему - юбилею вышло 18 томов. В том же, 1988 году, писатель восстановлен в правах гражданства СССР (в 1974 году его лишили советского гражданства и выслали в Западную Германию).

Стремление к широкомасштабному изображению событий характерно не только для солженицынского "Красного колеса". Такое видение событий - примета рассматриваемого периода. Эпическое время рождало эпические произведения, среди которых особенно выделялись "Костер" Константина Федина, "Отец и сын" и "Сибирь" Г. Маркова, "Пряслины" Федора Абрамова, "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов" Анатолия Иванова, "Сотворение мира" Виталия Закруткина, "Люди на болоте" и "Дыхание грозы" Ивана-Мележа, "Истоки" Григория Коновалова, «Судьба», «Имя твое», «Отречение» Петра Проскурина...Большое и принципиально важное место в литературном процессе 60-80-х годов занимала ленинская тема.

Похожие материалы:

А.И.Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в г. Кисловодске. Рано потерял отца. Будучи студентом дневного отделения физико-математического факультета Ростовского университета, поступил на заочное отделение Московского института философии и литературы. Осенью 1941 г. был призван в армию, окончил годичное офицерское училище и был направлен на фронт. Награжден боевыми орденами. В 1945 г. арестован и осужден за антисоветскую деятельность на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Затем сослан в Казахстан.

«Хрущевская оттепель» открыла Солженицыну путь в большую литературу. В 1962 г. журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», в 1963 г. — еще три рассказа, включая «Матренин двор». В 1964 г. Солженицын был представлен на получение Ленинской премии, но не получил ее. Книги «В круге первом» (опубликована в 1968, в полной редакции — в 1978 г.), «Раковый корпус» (1963-66), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973-1980) выходили уже в самиздате и за границей. В 1969 г. Солженицына исключили из Союза писателей. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии 1970 года вызвало новую волну репрессий, в 1974 г. писатель был выслан из СССР на долгие 20 лет. В эмиграции Солженицын работал над многотомной исторической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался теленок с дубом», 1975), публицистические статьи. Писатель счел возможным вернуться на Родину в. 1994 г.

Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории XX века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место. Сама его судьба и характер творчества заставляют вспомнить о великом подвижничестве русских писателей прошлых эпох, когда литература в сознании гражданского общества была окружена едва ли не религиозным почитанием. В 1960-е-1980-е гг. именно Солженицын воспринимался в России как воплощение совести нации, как высший нравственный авторитет для современников. Подобная авторитетность в сознании русского человека издавна связывалась с независимостью по отношению к власти и с особым «праведническим» поведением — смелым обличением общественных пороков, готовностью гарантировать правдивость своей «проповеди» собственной биографией, серьезнейшими жертвами, приносимыми во имя торжества истины.

Одним словом, Солженицын относится к тому редкому в XX веке типу писателей, который сложился в русской культуре прежнего века — к типу писателя-проповедника, писателя-пророка. Впрочем, общественный темперамент Солженицына не должен заслонять от нас собственно художественных достоинств его прозы (как это часто происходит в школе, например, с фигурой Н.А.Некрасова). Ни в коем случае нельзя сводить значение творчества Солженицына к открытию и разработке им так называемой «лагерной темы».

Между тем в сознании рядового читателя имя Солженицына связывается обычно именно с этим тематическим комплексом, а достоинства его прозы нередко характеризуются словами «правдивость», «разоблачение тоталитарного насилия», «историческая достоверность». Все названные качества действительно присутствуют в творчестве писателя. Более того, своей повестью «Один день Ивана Денисовича», опубликованным в 1962 г., Солженицын оказал беспрецедентное по силе воздействие на умы и души современников, открыл для большинства из них целый новый мир, а главное — установил в тогда еще «советской» литературе новые критерии подлинности.

Однако художественный мир Солженицына — это не только мир лагерного страдания. Тайно читая его книги (едва ли не самой читаемой из них был «Архипелаг ГУЛАГ»), российские читатели 1960-х-1980-х гг. ужасались и радовались, прозревали и негодовали, соглашались с писателем и отшатывались от него, верили и не верили. Солженицын — вовсе не бытописатель лагерной жизни, но и не публицист-обличитель: обличая, он никогда не забывал о точности и художественной выразительности изображения; воспроизводя жизнь с высокой степенью конкретности, не забывал о важности преподносимого литературой «урока». В писательской индивидуальности Солженицына сплавились дотошность ученого исследователя, высочайшая «педагогическая» техника талантливого учителя — и художественная одаренность, органическое чувство словесной формы. Как не вспомнить в этой связи о том, что будущий писатель одновременно овладевал в студенческие годы профессией учителя математики и навыками литератора.

Интересна сама внутренняя тематическая структура прозы писателя (отчасти совпадающая с той последовательностью, в какой приходили к читателю произведения Солженицына): сначала повесть «Один день Ивана Денисовича» (квинтэссенция «лагерной» темы); затем роман «В круге первом» (жизнь ученых-лагерников в закрытом исследовательском институте — с более «щадящим» режимом и с возможностью общения с умными, интересными коллегами по «интеллигентной» работе); повесть «Раковый корпус » (о борьбе с болезнью бывшего зэка, а теперь ссыльного); рассказ «Матренин двор» (о «вольной» жизни бывшего ссыльного, пусть эта «вольная» деревенская жизнь лишь немногим отличается от условий ссылки).

Как писал один из критиков, Солженицын будто создает своей прозой лестницу между лагерным адом и вольной жизнью, выводит своего героя (а вместе с ним — читателя) из тесной камеры в широкое нестесненное пространство — пространство России и, что особенно важно, пространство истории. Перед читателем открывается большое историческое измерение: одна из главных книг Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» посвящена не столько истории лагерей, сколько всей российской истории XX века. Наконец, самое крупное произведение писателя — эпопея «Красное колесо» — прямо подчинено теме судьбы России, исследует те родовые свойства русского национального характера, которые способствовали сползанию страны в пропасть тоталитаризма.

Солженицын как бы восстанавливает связь времен, ищет истоки общенационального «заболевания» — потому что верит в возможность очищения и возрождения (сам писатель предпочитает негромкое слово «обустройство»). Именно вера — краеугольный камень мировоззрения Солженицына. Он верит в силу правды и праведничества, в силу духа русского человека, верит в общественную значимость искусства. Истоки мировоззренческой позиции писателя — в религиозно-философских учениях той группы русских мыслителей, которые в начале XX века стали участниками философско-публицистических сборников «Вехи» и «Из глубины», в трудах С.Булгакова, С.Франка, Н.Бердяева, Г.Федотова. Писатель убежден в необходимости солидарных, «артельных» усилий в деле восстановления нормальной жизни. Красноречив в этом отношении заголовок одной из его публицистических работ — «Как нам обустроить Россию».

Таковы общие очертания мировоззренческой позиции Солженицына. Однако сколь бы ни были валены для понимания произведений писателя его убеждения, главное в его наследии — живая убедительность художественного текста, художническая оснастка, стилевая индивидуальность.

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Литература »

Тема: « Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына»

Разработчик: учитель

Русского языка и литературы

Медведева Ю.С.

п. Ракитное

  1. Методические указания по проведению открытого урока…………….
  2. План одночасового занятия……………………………………………….
  3. Конспект урока «Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына »
  4. Библиография………………………………………………………………..
  5. Приложение:

б) раздаточный материал (памятка «Как составить синквейн»);

в) таблица оценки знаний.

1.Методические указания по проведению открытого урока

  1. Введение

Опыт показывает, что большое значение для раскрытия творческого потенциала учащегося имеют уроки, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют заинтересовать учащегося, пробудить в нем любовь к предмету. Этому способствует применение на уроках современных технологий.

Данная методическая разработка преследует цель: проведение урока с применением технологии критического мышления, технологии ИКТ, способствующих самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
выделять основные блоки в представляемой информации, развивать познавательную деятельность, прививать навыкы и умения по данной теме с использованием ранее полученных и приобретения новых знаний.

Для проведения данного урока целесообразным было провести урок - изучение нового материала – это форма во многом традиционного урока, однако использование современных технологий способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, развитию логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), вниманию к слову; умению выделять главное; совершенствованию коммуникативных навыков. Урок позволяет раскрыть потенциал каждого учащегося, он личностно ориентирован.

Тема открытого урока выбрана не случайно. Она очень актуальна, так как дает учащимся не только основные сведения из биографии и творчества писателя, но и заставляет их задуматься над нравственными проблемами и «вечными вопросами»: о взаимоотношении человека и государства, о смысле человеческого бытия, о праведниках и малодушных.

Поэтому целью данного урока явилось стремление вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшему символом борьбы против тоталитаризма, показать его значение не только в русской литературе, но и в обществе в целом , используя при этом современные технологии.

  1. Подготовительная работа

Проведение урока – изучение нового материала - требует определенной подготовительной работы и состоит из нескольких этапов:

1) сообщение учащимся о предстоящем занятии, указание даты и времени проведения;

2) ознакомление учащихся с темой;

3) осмысление раннее изученного материала по данной теме;

4) подбор материала для презентации, для видеофильма;

В период подготовки к уроку преподаватель консультирует учащихся, помогает отобрать необходимый материал.

Накануне урока следует напомнить ребятам о том, что они должны вести себя достойно, иметь опрятный внешний вид, прибыть на занятия с конспектами, учебниками, пишущими принадлежностями. Сказать о том, что на уроке будут присутствовать другие преподаватели (желательно знать их точное число, чтобы не возникло проблем с размещением). Старосте необходимо напомнить, чтобы он назначил дежурных, проконтролировал состояние аудитории, доски, наличие мела и пр. Сориентировать ребят на то, чтобы они не чувствовали себя скованно, чтобы обстановка на уроке была обычной, рабочей

Раздаточный материал должен быть подготовлен заранее. Он состоит из

памятки для составления синквейна. Подготовленная заранее авторская презентация позволит лучшему закреплению изученного материала.

3.Методика проведения урока

  1. Методика проведения организационного момента

Преподаватель за 10-15 минут до начала урока проверяет наличие раздаточного материала, готовит рабочую программу, поурочный план, учебник, конспект, мел, указку. Дежурные помогают разложить раздаточный материал. По звонку на урок преподаватель входит в класс, пропустив пришедших на открытый урок преподавателей и дав им возможность разместиться. Затем проводит проверку наличия учащихся и, напомнив учащимся о присутствии на уроке гостей, подбодрив ребят, приступает к опросу.

  1. Методика проведения опроса учащихся по пройденному материалу

Актуализация опорных знаний (Вызов). После организационного момента преподаватель говорит, что эпиграфом к уроку служат слова В.Астафьева, в которых отмечается огромнейшее влияние А.Солженицына не только на советскую литературу, но и на жизнь всего общества в целом. После этого переходит к объявлению целей и задач данного урока - стремление разобраться, в чем причина притягательности жизни и творчества человека, который четыре десятилетия был властителем дум. Далее звучит проблемный вопрос:

Предлагается заполнить 2 столбика таблицы контроля знаний. Использование частично-поискового метода работы способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления как самостоятельное структурирование материала во время подготовки к основной работе. Затем слушаются ответы отдельных учащихся.

3.3.Методика изложения нового материала

Мотивацией для активной работы на уроке служат слова преподавателя о форме и методах работы. Объявляется, что усвоение новых знаний пройдет в форме продвинутой лекции, т.е. она делится на два этапа. Первый этап – знакомство с жизнью писателя. Второй – выявление особенностей творческой манеры писателя. Поясняется, что во время лекции учащиеся заполняют третью часть таблицы контроля знаний, работая в парах: кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока. По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа).

Анонс содержания первой части лекции. Преподаватель говорит, что в первой части лекции расскажет об основных вехах жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе. Просит обратить внимание на отношение писателя с властями, на его взгляды и поведение. Выражает надежду, что лекция преподавателя и авторская презентация помогут создать более яркое представление у учащихся о личности А.С.Солженицына. Напоминает не забывать работать с таблицей.

Осмысление (1 часть лекции , учащиеся работают в парах)

В первой части лекции преподаватель говорит о жизненном пути писателя, обращая внимание на непримиримую позицию Солженицына к проявлению различного рода насилия и несправедливости со стороны любой власти, на его гражданскую позицию, на стремление внести свой вклад по улучшению жизни российского народа («Как обустроить Россию»). Делается также акцент и на духовной жизни писателя, его преклонение перед «праведниками».

Защита авторского проекта презентации во время 1 части лекции не только способствует созданию живого, яркого и порой противоречивого образа писателя, но и позволяет воздействовать на разные сферы восприятия, увеличить объем изучаемого материала, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, а в целом - способствовать реализации целей, поставленныхпреподавателем, добиться наибольшей эффективности урока

В рефлексии после 1 части лекции проводится предварительное подведение итогов: форма работы - работа в парах - обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

Анонс содержания второй части лекции . Преподаватель сообщает, что вторая часть лекции посвящена литературной деятельности писателя. Учащимся предлагается проблемный вопрос:

Каковы особенности стиля писателя, проблематика его произведений, особенности персонажей и манера повествования.

Вновь напоминает не забывать работать с таблицей: кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

Осмысление. (Вторая часть лекции, учащиеся работают в парах)

На примере произведений «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо» преподаватель отмечает следующие особенности творческой манеры А.И.Солженицына:

  1. Нейтральность тона. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях. Повествование строится так, чтобы заставить читателя испытать страдания на себе
  2. Документальность
  3. Повествование ведется от первого лица
  4. Произведения нередко автобиографичные
  5. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам
  6. Библейские мотивы в произведениях
  7. Обращение к различным жанрам в исторической эпопее «Красное колесо» для воссоздания истории революции: репортаж, протокол, стенограмма, фрагменты из газетных статей различных политических направлений
  8. Символика произведений
  9. Внимание к богатству русского языка, использование редких слов в произведении.

Рефлексия после 2-й части лекции. Предварительное подведение итогов. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

Итоговая рефлексия проводится в форме составления синквейна после заключительного слова преподавателя.

Далее студентам предлагается свое впечатление о личности А.И.Солженицына выразить в форме синквейна , памятка по составлению которого лежит на партах учащихся. Синквейн обычно используется мною на уроке как индивидуальное самостоятельное задание для работы в парах на стадии рефлексии для обобщения сложной информации. Он привлекателен тем, что лаконичность его формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Его составление помогает развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самореализации.

После этого предоставляется слово студентам, составившим синквейн, звучат слова одобрения преподавателя.

В соответствии с активностью студентов на занятии ставится итоговая оценка , которая объявляется и комментируется.

3.4.Методика выдачи домашнего задания

Домашнее задание дается в соответствии с изученным материалом. Преподаватель объясняет суть домашнего задания.

2. Выявить особенности стиля писателя. Обратить внимание на авторскую позицию в тексте, его мнение и отношение к героям

2.План часового занятия

УД, МДК Литература

Тема урока Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицын

Время 45 мин.

Вид занятия урок

Тип урока, применяемая современная образовательная технология: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление» с использованием ИКТ

Цель занятия

учебная: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына; показать значение фигуры Солженицына в литературе и в жизни страны, дать краткий обзор его произведений; выделить основные особенности творчества А.И. Солженицына, ______________________________________________________________________

воспитательная: воспитывать чувство ответственности; бережное отношение ко времени; прививать культурные привычки; воспитывать любовь к русской литературе и родному языку. __________________________________________________________

развивающая: развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; _________________________________________________________________________

деятельностная: подготовка и защита проекта-презентации , учить выделять главное;

Межпред связи

обеспечивающие: история

обеспечиваемые: литература _______________________________________________________

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздаточный материал : таблица.

Технические средства обучения : мультимедиа

Литература:

Основная: 1)Методическое пособие. Литература 11-й класс,2-е полугодие: планы-конспекты уроков. Г. Б. Фефелова. Ростов -на-Дону, Феникс, 2013 г. 2) Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. - МОСКВА: «Академия», 2012 г. Дополнительная: 1) 2) И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002, Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

№ п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости

2 мин

Актуализация опорных знаний. (Вызов)

проблемный вопрос,

работа с таблицей контроля знаний

беседа, частично-поисковый метод

6 мин

Работа над темой урока

2 8 мин

Анонс содержания первой части лекции

(объяснение предстоящей работы )

Осмысление (1 часть лекции)

проблемный вопрос, знакомство с презентацией, работа с таблицей контроля знаний

продвинутая лекции, защита проекта- презентации, индивидуальная работа

3.3.

работа в парах,

Анонс второй части лекции

Осмысление (2 часть лекции)

проблемный вопрос, работа с таблицей

продвинутая лекция

индивидуальная работа

Рефлексия (предварительное подведение итогов, выступление от пар)

работа в парах

Итоговая рефлексия

1.Заключительное слово преподавателя 2.Опрос учащихся

3. Комментирование и выставление оценок

составление синквейна

7 мин

Домашнее задание

2. Составить таблицу, куда должны входить основные герои, их характеристики, обратить внимание на авторскую позицию в тексте.

2 мин

Конспект урока «Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына»

Эпиграф: Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

В.Астафьев

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка посещаемости

2.Актуализация опорных знаний (Стадия вызова ) .

  1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы поговорим о человеке, к слову которого в советскую эпоху прислушивались на протяжении десятилетий, видя в нем пророка и заступника. Это Александр Исаевич Солженицын. Одни считали его спасителем Отечества, другие - врагом народа, третьи – учителем жизни. Эпиграф к нашему уроку также отражает огромнейшее влияние писателя не только на литературу, но и на жизнь всего общества в целом.

Поэтому целью нашего урока будет стремление разобраться, в чем причина притягательности жизни и творчества человека, который четыре десятилетия был властителем дум.

2.2. Работа с таблицей контроля знаний.

Что вы знаете о жизни и творчестве человека, которого при жизни называли пророком?

Ответ напишите в таблице контроля знаний. Мы с ней будем работать весь урок. Она состоит из трех частей. Первую и вторую часть заполняете сейчас, а третью во время лекции. (Ниже даются возможные ответы студентов)

Знаю, думаю, что знаю

Хочу узнать

Узнал

Писатель

Лауреат Нобелевской премии по литературе

- «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки», «Архипелаг ГУЛАГ»

Изгнание

Несколько лет жил в Америке

Оставался верным своим принципам

Родился в Ставропольском крае

Долгое время провел в лагерях

Участвовал в в Великой Отечественной войне

Болел раком

Гуманист

Боролся против тоталитарного режима

За что его сослали

Как лагерь отразился на его жизни и выборе тем для романов

Отношение к Родине в изгнании

Тематика его произведений

Почему писателю пришлось уехать из страны

Как встретили писателя после его возращения на Родину

Особенности повествования Солженицына

Является ли Солженицын наследником традиций русской литературы

Его интересовали только общественно-политические вопросы или еще и история

(заполняется самостоятельно / или при работе парами во время всего занятия)

2.3. Опрос учащихся по таблице.

3.1.Анонс содержания первой части лекции (учащиеся работают в парах)

Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына пройдет в форме лекции. Она состоит из двух частей: в первой части лекции я расскажу вам основные вехи жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе, особенностях творчества. Это будет во второй части лекции.

При этом не забывайте работать с таблицей. Работаем в парах. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока. По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

В первой части лекции, пожалуйста, обратите внимание на вопрос:

Каковы отношения писателя с властями, его взгляды и поведение. Попытайтесь для себя создать портрет автора. Знакомство с презентацией поможет вашей работе.

3.2. Осмысление. (Текст 1 части лекции; презентация, опирающаяся на текст лекции)

Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в состоятельной семье. Мать – Таисия Захаровна Щербак – из семьи богатого кубанского землевладельца. Отец его еще до рождения сына погиб из-за несчастного случая на охоте. Воспитывала будущего писателя мать – хорошо образованная женщина, сумевшая повлиять на его духовное развитие.

Детство его мало чем отличается от детских лет его сверстников: вступает в комсомол, активно участвует общественной жизни школы, переживает трудности и радости жизни обычного советского школьника. В старших классах Солженицын увлекся литературой, писал статьи для сатирического школьного журнала, занимался в драмкружке. К взрослой жизни он готовился серьезно, накапливая знания, изучая немецкий и английский языки. К этому времени свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно четко - он решил стать писателем. Летом 1939 года он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории. Параллельно Солженицын учится на физико-математическом факультете Ростовского университета, и за несколько недель до начала Второй мировой войны получил диплом и назначение на работу - учителем в провинциальную школу. Счастливо складывалась и личная жизнь. Его женой стала Наташа Решетовская, милая, жизнерадостная студентка химического факультета университета, увлекающаяся музыкой и литературой.

Все поломала война. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт. Он достойно сражался и был награжден двумя боевыми орденами. Однако в феврале 1945 года капитана Солженицына арестовали и из Восточной Пруссии препроводили под конвоем в Москву, на Лубянку. Военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков. Приговор суда был суров: 8 лет лагерей за антисоветскую пропаганду и агитацию.

Солженицына продержали в московской тюрьме, а затем перевели в спецучреждение в Марфино, так называемую «Шарашку», где ученые разных направлений вели секретные научные исследования. Позже Солженицын говорил, что диплом математика спас ему жизнь, поскольку режим Марфинской тюрьмы был гораздо мягче, чем в других лагерях. Из Марфино писатель попал в особый лагерь в Экибастузе (Казахстан), где содержались политические заключенные. Именно там у Солженицына впервые созрела мысль о том, что необходимо рассказать всему миру об ужасах сталинских лагерей.

Отбыв заключение и освободившись из тюрьмы 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, Солженицын получил удостоверение ссыльного и поселился в одном из казахстанских поселков. Казалось бы, самое страшное осталось позади. Но тут врачи обнаружили у Александра Исаевича раковую опухоль в брюшной полости. Лечение лучевой терапией в Ташкентском госпитале прошло на удивление благополучно.

В июне 1957 года, после реабилитации, Александр Исаевич поселился в Рязанской области и работал учителем математики в одной из сельских школ. Свои впечатления об этом периоде жизни он передал в рассказе «Матренин двор».

Важной вехой в последующих событиях стал доклад Хрущева на XX съезде партии о «культе личности Сталина». Доклад разоблачал преступления прежнего режима. К этому времени Солженицын закончил работу над повестью «Один день Ивана Денисовича» и предложил ее журналу «Новый мир», редактором которого был авторитетный советский литератор Александр Твардовский .

Но хрущевская оттепель подходила к концу, и страна стояла перед новой волной безвременья. В этих условиях конфликт Солженицына с властью был неизбежен. Уже в апреле 1964 года кандидатура Солженицына была изъята из списков для тайного голосования в Комитете по Ленинским премиям. В следующем году органы КГБ конфисковали рукопись романа «В круге первом», а также литературный архив писателя. В 1966 году партийные организации Москвы получили директиву не устраивать читательских вечеров с участием Солженицына, а в канун 1968 года руководители Секретариата Союза писателей приняли решение запретить публикацию романа «Раковый корпус». И, наконец, в 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей.

Тем не менее, рукописи романов «В круге первом» и «Раковый корпус» попали на Запад и были изданы там без согласия автора, что только усугубило и без того его тяжелое положение на родине.

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за «нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки в Швецию он не сможет вернуться в Россию, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.

Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешил публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 году в лондонском издательстве на английском языке вышел «Август четырнадцатого» - первая книга многотомной эпопеи «Красное колесо» о русской революции, которую критики часто сравнивают с «Войной и миром» Толстого.

12 февраля 1974 года писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Его второй жене, Наталье Светловой, на которой Солженицын женился в 1973 году, и трем сыновьям было разрешено присоединиться к нему позднее. После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переехал в США и поселился в штате Вермонт. Там был завершен третий том «Архипелага ГУЛАГа» и продолжена работа над циклом исторических романов о русской революции.

В 1994 году после распада писателю вернули российское гражданство. В 1996 году Солженицын вернулся на родину. Его восторженно встречали. В связи с его возвращением было много надежд на то, что личность знаменитого писателя-гуманиста станет центром притяжения для всех демократических сил России. Звучали даже предложения Солженицыну баллотироваться на пост президента страны. Однако после нескольких публичных выступлений писателя оказалось, что его идеи пока остаются невостребованными обществом.

  1. Рефлексия . (Предварительное подведение итогов) .

Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

3.4. Анонс содержания второй части лекции .(Проблемный вопрос).

– Ребята, сейчас вы услышите вторую часть лекции, посвященную литературной деятельности писателя. Постарайтесь найти ответ на главный вопрос этой части лекции:

Каковы особенности стиля писателя, проблематика произведений, особенности персонажей и манера повествования. При этом не забывайте работать с таблицей. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа) .

3.5. Осмысление. (Вторая часть лекции).

В 1959 была написана повесть «Один день Ивана Денисовича» - Отличительная особенность поэтики повествования – нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

Через несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына «Матренин двор». Первоначально рассказ Матренин двор назывался «Не стоит село без праведника» – по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название «Матренин двор» принадлежит Твардовскому. Как и «Один день Ивана Денисовича», это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына , ведется от первого лица , от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте – плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены – горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Еще находясь в ссылке, в 1955, Солженицын начал писать роман « В круге первом». Последняя, седьмая редакция романа была закончена в 1968. Персонажи романа – достаточно точные портреты реальных людей, заключенных «шарашки» в подмосковном поселке Марфино. Действие романа укладывается в неполные трое суток – накануне 1950. В большинстве глав события не выходят из стен марфинской «шарашки». Таким образом, повествование становится предельно насыщенным.

«Шарашка» – это мужское братство, в котором ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о смысле бытия, о природе социализма. (Участники споров стараются не думать о соглядатаях и доносчиках). Но «шарашка» – также и царство смерти, прижизненный, земной ад. Символика смерти неизменно присутствует в романе. Один из узников, вспоминая трагедию Гете «Фауст», уподобляет «шараги» могиле, в которую слуги дьявола Мефистофеля прячут тело Фауста – мудреца, философа. Но если в гетевской трагедии душу Фауста Бог освобождает от власти дьявола, то марфинские зэки не верят в спасение. Образ кругов ада заимствован из поэмы итальянского писателя Данте Алигьери «Божественная комедия». В поэме Данте ад состоит из девяти кругов. Герой повести Рубин допускает неточность, сравнивая обитателей «шарашки» с наименее виновными грешниками – добродетельными мудрецами-нехристианами дантовской поэмы. Они пребывают не в первом круге, а в преддверии этого круга. Повествование Солженицына подобно хору, в котором авторский голос звучит приглушенно . Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Прежде всего, сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту политического режима тех лет. И лишь в финале, рассказывая об этапе, которым следуют строптивые зэки, отказавшиеся принести свои таланты на службу палачам, автор открыто врывается в повествование.

В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге « Бодался телёнок с дубом», впервые опубликованной в Париже в 1975.

С 1958 Солженицын работает над главной своей книгой - «Архипелаг ГУЛАГ» – историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе. Книга была завершена в 1968.

В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том «Архипелага»... (полностью книга была издана на Западе в 1973–1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине – «Остров Сахалин». Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг – множество «островов». «Архипелаг ГУЛАГ» – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий – рассказы о мучениках ГУЛАГа. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛАГа представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский антимир); семь книг «Архипелага ГУЛАГа» соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, по которой Господь будет судить людей в конце времен. В «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе.

В эмиграции Солженицын работает над эпопеей «Красное Колесо», посвященной предреволюционным годам. «Красное Колесо» состоит из четырех частей-«узлов»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Солженицын начал писать «Красное Колесо» в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х.

«Красное Колесо» – своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров . Среди них – репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т.д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей. ), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность ; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». В романе «Красное колесо» характерно активное привлечение чисто документального жанра (репортажа, стенограммы), в общей художественной философии заметно воздействие Льва Толстого .

Для Солженицына, как в художественной прозе, так и в эссеистике, характерно внимание к богатствам русского языка , использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».

  1. Рефлексия. (Предварительное подведение итогов)

Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

5. Итоговая рефлексия.

5.1. Заключительное слово преподавателя . Александр Исаевич Солженицын – это целая эпоха и в литературе, и в общественной жизни. Лауреат Нобелевской премии преодолел испытания, которые только может уготовить человеку судьба – прошел войну, арест и страшные лагеря, смертельную болезнь, изгнание и возвращение.
В разные времена его критиковали и им восхищались. Однако остается бесспорным то, что Александр Исаевич Солженицын оказал большое влияние на жизнь общества. До сих пор его называют честью и совестью России.

4.2. Индивидуальное задание . Ваше впечатление о жизни этого удивительного человека, о своем понимании его творчества, согласии или не согласии с жизненной позицией писателя прошу изложить в синквейне. План составления синквейна лежит на парте.

5.3 . Опрос учащихся. Выставление оценок и их комментирование.

6 . Домашнее задание с комментариями.

2. Составить таблицу, куда должны входить основные герои, их характеристики, обратить внимание на авторскую позицию в тексте

Библиография

  1. В.А. Агеносов. Русская литература ХХ века. 11 класс. М., «Дрофа», 2008 г.
  2. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  3. Интернет-ресурсы: «Википедия»
  4. Litra.ru
  5. Методическое пособие. Литература 11-й класс,2-е полугодие: планы-конспекты уроков. Г. Б. Фефелова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 г.
  6. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М., 2002
  7. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2009.
  8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., Изд-во «Академия», 2008г
  9. Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. – Москва, «Академия», 2012 г.
  10. Т.Ф. Федотова. Тематическое и поурочное планирование по литературе. – Изд-во «Экзамен», 2005 г.
  11. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.
  12. Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедический словарь "История Отечества", Энциклопедия российско-американских отношений)