Анализ рассказа Бунина «Антоновские яблоки. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе Бунина «Антоновские яблоки

  • 28.04.2019

Цель: показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки".

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

Оборудование: текста рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки", записи на доске (тему урока, эпиграф урока, таблица)

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Форма урока: урок-беседа.

Ход урока

1. Орг момент

Приветствие.

2. Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока "Чудная власть прошлого в рассказе Бунина "Антоновские яблоки". Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе "Антоновские яблоки", который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается ("...Вспоминается мне ранняя погожая осень") и заканчивается ("Белым снегом путь-дорогу заметал...") нетрадиционно. Образуется своеобразное "кольцо" - интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет ?

Вопрос вызывает затруднения. О чем рассказ? Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

3. Композиция рассказа

- Как организовано произведение?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад, наполненным лиловым туманом: ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой рассказчик ?

Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например: праздничный день в 1 главе, описание охоты в 3 главе, чтение книг в 3 главе. Всё что относится к прошлому: барский дом, крестьянский двор, дерево или столетний старик Панкрат, - все имеет мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим как меняется герой-рассказчик и его настроение.

(пояснение таблицы)

Часть рассказа Образ природы Изображение мира людей Настроение героя-рассказчика Возраст героя Образ-символ Вывод
1 Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август) "как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева" Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете" подросток Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
2 Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало) Молодой человек Образ смертной старухи с могильным камнем
3 Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) Чтение книг, любование стариной журналы Человек в зрелом возрасте Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества
4 Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

5. Пространство рассказа

Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. Как вы думаете, каково пространство рассказа?

С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба - это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир - часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово "вспоминается". В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

6. Время в рассказе

Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро - день - вечер - ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: "съезжаются мелкопоместные друг к другу" и "по целым дням пропадают в снежных полях". И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: "А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля". И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним - ноябрь, за осенью - зима.

7. Работа с текстом

Сейчас мы рассмотрим как проявляются тематику рассказа "Антоновские яблоки". Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

3 тема: психологическая.

В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие мира и природы, читает сказки ("К ночи в погоду становится: ") ребенок бежит по саду

Во 2 главе подросток вспоминает "Мне порою казалось заманчивым быть мужиком", он и не ребенок,но и не взрослый, он хочет работать, хочет жениться.

В 3 главе "Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:" Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.

В 4 главе - совсем взрослый человек, пьет, ест капусту.

Вывод: Лирический герой взрослеет, в рассказе он от детства до старости. Но постепенно круг впечатлений и воспоминаний сужается. В начале ему хочется жить, а в конце - скука и однообразность.

Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но развиваются они от мажора к минору.

1 глава - "холодно и росисто";

2 глава - "прочно"

3 глава- "сладкая усталость"

4 глава - "грустная безнадежная удаль"

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

8. Опрос

Сейчас проверим, что вы запомнили из урока, а что нет. Проведем небольшой опрос, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить:

1). Главная черта импрессионизма в рассказе "Антоновские яблоки" (передача тонких настроении, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости)

2). Жанр рассказа (рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление)

3). Какие три темы переплетаются в рассказе? (психол, социолог, тема природы)

4). В каком году написано это произведение? (1900)

5). Какова интонация рассказа? Как она меняется? (сначала радостная, бодрая, ностальгические ноты, затем сладкая и странная тоска, грусть)

9. Подведение итогов

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

10. Домашнее задание

2). Письменно ответить на вопрос: "В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина "Антоновские яблоки".

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина

(на основе анализа рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки")

Цели:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы- символы рассказа "Антоновские яблоки".

3) Выявить функции пейзажа, который помогает наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражает ностальгию по ушедшему прошлому;

4) развивать у учащихся умение делать выводы и обобщения.

Эпиграф :

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Ход урока

Эпиграфом к нашему уроку стали строки из стихотворения И.Бунина. Как вы понимаете их смысл? О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока « Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина

(на основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"). Именно в этом рассказе наиболее ёмко и совершенно воплотились философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен. Рассказ "Антоновские яблоки" был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична. Почему? Она как бы разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. В рассказе воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? Почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет ? - Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях. Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то, что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

Какова композиция рассказа?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад… ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой - рассказчик ? Обратимся к композиции произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, как меняется образ сада, герой-рассказчик и его настроение . Проводим работу в группах:

1группа – образ природы (краски, звуки, запахи)

2группа – образ сада (краски, звуки)

3 группа – изображение людей, их быта, занятий

4 группа – образ героя-рассказчика

Часть рассказа

Образ природы (краски, звуки, запахи)

Изображение мира людей

Возраст героя

Образ-символ

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, запах яблок (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

подросток

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Охота

Молодой человек

Образ смертной старухи с могильным камнем

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) черный сад, покорный, смиренный, одно яблоко

Чтение книг, любование стариной, журналы

Человек в зрелом возрасте

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег. Запах яблок исчезает

Мелкопоместная жизнь дворян

Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

- Какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?( Социальная тема, тема природы, психологическая тема.)

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это рассвет и закат дворянской жизни, И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия. Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.

Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

Домашнее задание

1) Письменно ответить на вопрос: "Чем же пахнут «Антоновские яблоки»?".


(1900) - это рассказ, повествующий не только о радостях старопомещичьей жизни в России, но и о неразрывной связи человека и природы. А где еще можно так сильно почувствовать эту связь, как ни в деревне? Поэтому именно о родном поселке Выселки думает главный герой произведения, произнося свой лирический монолог-воспоминание.

Рассказ Бунина наполнен народными пословицами и приметами. Многие из них связаны с урожаем - щедрым даром природы человеку. Вот, например, одна из таких поговорок: «Много тенетника (паутины) на бабье лето - осень ядреная». «Ядреная» - значит плодовитая. И действительно, герой вспоминает такую щедрую и благосклонную к людям осень, главным даром которой стала, конечно же, антоновка.

Запах антоновских яблок в сентябре чувствовался во всем поселке. Он ощущался в большом саду, возле пруда и даже в старых помещичьих усадьбах. И это означало, что деревенские дела в таком случае будут идти хорошо, потому что, если антоновка уродилась, то и хлеб непременно тоже уродится.

Запахи для Бунина - это особый способ восприятия окружающей действительности. По словам А. Т. Твардовского, писатель «обоняет мир всегда и везде». И ничто не может сравниться с природным ароматом по своей силе воздействия на человека. Поэтому-то в рассказе «Антоновские яблоки» присутствует множество различных запахов, передающих настроение автора. Это не только аромат спелой антоновки, но и запах «новой соломы и мякины», аромат осенней свежести, вишневых сучьев, потрескивающих на костре, и, наконец, запах «озябшего за ночь, обнаженного сада».

Образ сада для писателя имеет особое значение. Для Бунина это не просто участок земли, где растут деревья, цветы и кустарники. Сад в произведении «Антоновские яблоки» является таким же полноправным персонажем, как и сам рассказчик. Также как и главный герой, как и вся жизнь в Выселках, он меняется со временем и абсолютно преображается с приходом зимы.

В начале рассказа сад перед нами предстает во всей своей осенней красе: «весь золотой, подсохший и поредевший», с тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и антоновки. Затем приходит сезон дождей. Ветер целыми днями рвет и волнует деревья, и из такой «трепки» сад выходит уже «совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся». И теперь он так и будет «сквозить на холодном бирюзовом небе», покорно дожидаясь прихода зимы.

Помимо образа сада, в рассказе Бунина мы встречаем и описание других живописных мест деревни. Это пруд с тонкими прибрежными лозинами и тяжелой ледяной водой, бескрайние поля, чернеющие своими пашнями, и тихий таинственный лес, пахнущий грибной сыростью, мокрой древесной корой и перегнившей листвой.

Все эти описания подчинены единой идее - переходу от расцвета к запустению или даже гибели. Это создает у читателя определенное настроение. На фоне картин увядающей природы острее ощущаются все те изменения, которые происходят с родной деревней главного героя.

Некогда процветающие Выселки с их крепкими дворянскими усадьбами и богатыми мужицкими домами теперь разорились, и настало «царство мелкопоместных, обедневших до нищеты». И неслучайно рассказ заканчивается словами грустной народной песни: «Белым снегом путь-дорогу заметал...»


Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина

(на основе анализа рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки")

Цели:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения ;

2). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы- символы рассказа "Антоновские яблоки".

3) Выявить функции пейзажа, который помогает наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражает ностальгию по ушедшему прошлому;

4) развивать у учащихся умение делать выводы и обобщения.
Эпиграф :

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Ход урока

Эпиграфом к нашему уроку стали строки из стихотворения И.Бунина. Как вы понимаете их смысл? О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока « Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина

(на основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"). Именно в этом рассказе наиболее ёмко и совершенно воплотились философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем , тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен. Рассказ "Антоновские яблоки" был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична. Почему? Она как бы разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. В рассказе воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? Почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет ? - Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях. Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то, что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве , для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

- Какова композиция рассказа?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад… ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой - рассказчик ? Обратимся к композиции произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, как меняется образ сада, герой-рассказчик и его настроение. Проводим работу в группах:

1группа – образ природы (краски, звуки, запахи)

2группа – образ сада (краски, звуки)

3 группа – изображение людей, их быта, занятий

4 группа – образ героя-рассказчика


Часть рассказа

Образ природы (краски, звуки, запахи)

Изображение мира людей

Возраст героя

Образ-символ

1

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, запах яблок (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

подросток

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

2

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

охота

Молодой человек

Образ смертной старухи с могильным камнем

3

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) черный сад, покорный, смиренный, одно яблоко

Чтение книг, любование стариной, журналы

Человек в зрелом возрасте

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

4

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег. Запах яблок исчезает

Мелкопоместная жизнь дворян

Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца , который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот , что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали , которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

- Какие 3 темы переплетаются в этом рассказе? ( Социальная тема, тема природы, психологическая тема.)

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню , описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая , живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это рассвет и закат дворянской жизни , И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия. Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.

Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.
Домашнее задание

1) Письменно ответить на вопрос: "Чем же пахнут «Антоновские яблоки»?".

/ / / Анализ рассказа Бунина «Антоновские яблоки»

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан в 1900 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества великого русского поэта и писателя Ивана Бунина. Бунин был страстным ценителем и почитателем природы родного края, он не раз воспевал ее в своих произведениях. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» писатель показывает нам всю красоту чудной поры - бабьего лета.

«Антоновские яблоки» написаны в форме воспоминания. Они не имеют четко выраженного сюжета и заканчиваются также, как и начинаются – описанием сцен природы. Но в этом детальном описании сцен природы можно уловить тот трепет и ту любовь, которую автор испытывает к той чудной поре.

Кроме красочных картин природы, Бунин особое внимание уделяет народной мудрости. Его рассказ - «Антоновские яблоки» просто пронизан народными приметами. Вот, к примеру: если на Лаврентия идет дождь, то осень будет затяжной, а зима мягкой.

Бунина смело можно назвать патриотом своей родины. Ему дороги все ценности и колорит нашей огромной страны. Все созданные им образы участников садовой ярмарки поражают своей точностью и индивидуальностью. Вы только обратите внимание на молодую старостиху, которую автор сравнивает с холмогорской коровой, или картавого мужичка, который играет на гармонике.

Всю рельефность рассказа (запахи, звуки, ароматы, шорохи) мы можем почувствовать благодаря широкому использованию художественных определений.

Одной важной деталью, которая проходит через все произведение является яблочный запах. Бунин показывает нам яблочный сад в разное время дня и ночи. И кажется, что ночной сад, украшенный сияющими звездами, выглядит не хуже дневного.

Основной темой произведения является тема развала дворянского уклада жизни, которая нашла свое выражение в образе усадьбы. Для тогдашнего дворянства, усадьба это не просто место жительства – это все жизнь. Бунин с болью в сердце пишет, что яблочный сад меркнет, исчезает сладких запах яблок, что старые устои рушатся, все уходит в прошлое. Все это навивает ностальгические воспоминания о времени, когда дворянство находилось в зените своего существования.

Рассказу «Антоновские яблоки» также присущи характерные черты произведений Бунина - увлечения простой деревенской жизнью. Так, автор восхищался и очень ценил деревенский уклад жизни с работой в чистом поле, чистой белой рубахой, ломтем свежего хлеба и стаканом парного молока.

Также в рассказе «Антоновские яблоки» поднимается еще одна острая тема – тема классового неравенства. Бунин утверждает, что средний класс дворянства в какой-то мере можно назвать крестьянским. Писатель сознается, что устоев крепостного права он не знал, но часто вспоминал, как теперешние дворовые кланялись своим господам.

«Антоновские яблоки» учат нас любить природу родного края, любить свою родину, так сильно, как делал это Бунин И.А. Они заставляют нас помнить свою историю и свои корни.