Художественный мир тургенева. И.С

  • 26.06.2020

1. Объясните слова и словосочетания. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Горничная-это служанка при госпоже; служанка (уборщица), выполняющая различную работу в комнатах (не в кухне), это женщина в обязанности которой входит уборка номеров в гостинице.

Гривенник – десятикопеечная русская монета.

Дворня – домашняя прислуга в помещичьем доме.

Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой.

Приживалка – 1. бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество. 2. женщина, которая живёт за чужой счёт, прислуживается к кому-нибудь за материальную помощь.

Соха – примитивное земледельческое орудие для распахивания земли.

Флигель – 1. Жилая пристройка сбоку главного здания или дополнительная отдельно стоящая постройка. 2. небольшой дом во главе большого здания.

2. В каком значении слова «бобыль» и «челядь» употреблены в рассказе И.С. Тургенева?

Бобыль – одинокий, бессемейный человек. Челядь – дворовые люди, слуги, прислуга.

3. При создании художественного образа Тургенев использует сравнения. Выпишите три-четыре примера.

«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и поднимались»

«Герасим вырос немой и могуч, как растёт дерево на плодородной земле»

«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

4. Запишите слово или словосочетание, синонимичное данному: держать в чёрном теле.

Держать в черном теле – держать в ежовых рукавицах, в строгости не давать воли.

5. Подберите синонимы и антонимы к данным словам: глумиться, шпынять, раскаляться, жаловать.

глумиться – ант. восхвалять – син.

издеваться щпынять – син.

попрекать – ант. – хвалить

раскаляться – син. Нагреваться,

краснеть – ант. остывать

6. Прочитайте фразу: «Человек, человек! - закричала она, - приведите скорее Муму! Она в палисаднике». Запишите синоним к выделенному слову.

Человек – слуга

7. Прочитайте диалог от слов: «Ведь вот ты опять пьян был…» до слов: «…ушёл то есть, а я…». Как в данном эпизоде своеобразие лексики раскрывает характер персонажей

В речи Капитона много книжных слов и оборотов, которые не свойственные крестьянам, это выдает в нем человека побывавшего в ученье в Петербурге.

8. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева, когда он пишет о Капитоне: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях». В каком значении употреблено здесь слово красноречие?

Красноречие – способность вычурно и многословно говорить, умение всегда найти, что сказать и что ответить, как оправдаться.

9. Прочитайте диалог. Определите значение слова «возразила» в данном контексте.«- А её Муму зовут, - промолвила барыня, очень хорошее имя.

Ох, очень-с! - возразила приживалка».

Возразила – согласилась

10. О чём свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «…был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи…»? Для того чтобы точно ответить на вопрос и понять убийственный юмор фразы, прежде всего определите значение слова «шорник».

Шорник – это человек, занимающийся изготовлением конной упряжи. Он далеко от того, чтобы лечить животных, как ветеринар, и от того, чтобы быть лекарем для людей.

27 апреля 2018 года в Институте филологии МПГУ прошел круглый стол “Художественный мир И.С. Тургенева в контексте современной культуры”, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Круглый стол был организован кафедрой русской литературы. Он проводился в рамках XII молодежной межвузовской научно-практической сессии “Неделя науки молодежи Северо-Восточного административного округа города Москвы”.

Участниками круглого стола стали студенты Института филологии 2- 5 курсов, магистры и аспиранты, профессорско-преподавательский состав Института филологии, в первую очередь кафедр русской литературы и кафедры методики преподавания литературы.

С приветственным словом выступил заместитель директора Института филологии по научной работе профессор В.Н. Базылев.

В рамках Круглого стола была апробирована новая форма организации исследовательской деятельности обучающихся в МПГУ. Бакалавры, магистранты и аспиранты выступали с докладами, а профессорско-преподавательский состав кафедры русской литературы – в прениях по каждому из докладов.

В работе Круглого стола приняли участие более двадцати бакалавров, магистрантов и аспирантов. Со стороны профессорско-преподавательского состава Института филологии в работе Круглого стола участвовали: профессора и доценты кафедры русской литературы – Евгения Васильевна Николаева, Дмитрий Владимирович Поль, Сергей Вениаминович Сапожков, Елена Владиславовна Иванова.

В течение всего заседания Круглого стола ведущие – Екатерина Вячеславовна Егорова и Сергей Владимирович Тихомиров – выступали и как модераторы обсуждения, и как участники дискуссии.

14 участников Круглого выступили с докладами, посвященными различным аспектам поэтики, интерпретации в искусстве и методики изучения творчества И.С. Тургенева, а именно:

– мифопоэтике Тургенева (доклад студентки Наталья Алкснит на тему:«Мифопоэтические мотивы у Тургенева: образ водной стихии в очерке ʺБежин лугʺ и повести ʺАсяʺ» ,), в том числе мифологическому в тургеневском пейзаже (доклад магистранта Виктории Аслановой на тему: «Мифологема леса в балладе Гёте (Жуковского) “Лесной царь” и в очерке Тургенева “Бежин луг”» ) и образах его персонажей (доклад магистранта Юлии Исаковой на тему: «ʺИсторическоеʺ» и ʺмифологическоеʺ в образе Елены Стаховой в романе Тургенева ʺНаканунеʺ» );

– женскому портретированию у Тургенева (доклад студента Григория Стольникова на тему «Женский портрет в повести И.С. Тургенева ʺВешние водыʺ» );

– интерпретациям тургеневских произведений в искусстве: в живописи (доклад студентки Елизаветы Худяковой на тему: «ʺЗаписки охотникаʺ И. С. Тургенева в живописной интерпретации») и в современном театре (доклад студентки Оксаны Чапли на тему: «Другая пьеса: премьера ʺМу-муʺ в Театре Наций» );

– учебному и научному прочтению Тургенева (доклад студентки Анастасии Ильиной на тему «Повесть И.С. Тургенева ʺМумуʺ: опыт школьного и современного научного прочтения» );

– творчеству У. Шекспира в тургеневском понимании (доклад студентки Екатерины Яцкив на тему: «Творчество У. Шекспира в рецепции И. С. Тургенева. Образ Гамлета в жизни и творчестве писателя» );

– поэзии Тургенева в рецепции К.Д. Бальмонта (доклад студентки Жаклин Вартазаровой на тему: «ʺВеликан с серебряной головойʺ: И. С. Тургенев глазами К.Д. Бальмонта».

Несколько докладов были посвящены «таинственным повестям» Тургенева и проблемам фантастического в его творчестве. В докладе Марии Вихревой «Сопоставительный аспект романтической и реалистической интерпретация сюжета в творчестве В.А. Жуковского и И.С. Тургенева» сопоставлялась баллада «Лесной царь» и повесть «Рассказ отца Алексея».На поэтике повести «Клара Милич» сосредоточились студентка Мария Басария (выступила с докладом на тему: «Фатальные нити любви (анализ некоторых аспектов повести И.С. Тургенева ʺКлара Миличʺ» ) и аспирантка Ольга Быкова (доклад на тему: «Музыкальные и звуковые образы в повести И. С. Тургенева ʺКлара Миличʺ» .

Доклады в компаративистском аспекте были сделаны студенткой Алиной Лисовой («Сравнительно-сопоставительный аспект новелл Э.А. По и поздних повестей И. С. Тургенева») и магистрантом Анастасией Анисимовой (« Эстетика фантастического в творчестве Э. По и И.С. Тургенева» ).

Обсуждение докладов было длительным, позитивным и увлекательным. В рамках Круглого стола состоялись дискуссии, на которых были обсуждены проблемы изучения Тургенева в школе и в вузе.

По словам участников и организаторов, Круглый стол имеет важное значение в подготовке докладчиков к будущим выступлениям на конференциях, в том числе посвященным творчеству И.С. Тургенева, которые пройдут осенью 2018 года, а также к предзащитам и защитам выпускных квалификационных, магистерских работ и диссертаций.

По итогам Круглого стола готовится публикация тезисов докладов участников.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

07 / 05 / 2018

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

03 / 02 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие, написанное авторами МПГУ: Е. А. Левановой, профессором, заведующей Кафедрой социальной педагогики и психологии, И. П. Клемантович, профессором Кафедры социальной педагогики и психологии и Т. В. Пушкаревой, профессором Кафедры...

28 / 01 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебно-методическое пособие, написанное авторами МПГУ В. И. Ярных, кандидатом экономических наук, преподавателем Института журналистики, коммуникации и медиаобразования, и К. К. Онучиной, заместителем директора по учебно-методической работе Института журналистики, коммуникации...

27 / 01 / 2020

24 января 2020 г. в Институте филологии МПГУ прошла Международная научная конференция «В.В. Виноградов. Язык и поэтика текста», посвященная 125-летию выдающегося отечественного филолога, академика В.В. Виноградова. Виктор Владимирович Виноградов – крупнейший лингвист и литературовед, основатель ряда научных направлений и новых...

26 / 01 / 2020

23 января 2020 года в рамках ХХХ Ежегодной международной богословской конференции в ПСТГУ состоялись ХХVIII Международные Рождественские образовательные чтения “Великая Победа: наследие и наследники”. В секции “Современные тенденции в развитии методики преподавания церковнославянского языка. Памяти архиепископа Алипия (Гаманова)” с содержательными...

23 / 01 / 2020

Научная группа кафедры психологии труда и психологического консультирования получила одобрение двух заявок в конкурсы Российского фонда фундаментальных исследований: «Когнитивные механизмы в образовании школьников в условиях цифровизации». Проект направлен на решение проблемы низкой эффективности современного общего образования в условиях цифровизации...


22 / 01 / 2020

Академику РАО, доктору психологических наук, профессору, почётному профессору МПГУ, научному руководителю кафедры психологии развития личности Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет. 22 января 2020 г. празднует 85 лет Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член Российской...

22 / 01 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие И. И. Игнатенко, профессора Кафедры английского языка и цифровых образовательных технологий и Л. Ю. Морозовой, доцента Кафедры английского языка и цифровых образовательных технологий Института международного образования. ...

20 / 01 / 2020

Завершился 2019 год – год 150-летия Периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева. В завершение Международного Менделеевского года в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» состоялась лекция «Несостоявшаяся Нобелевская премия Дмитрия Менделеева», прочитанная профессором Института биологии и химии МПГУ Юрием Николаевичем Медведевым. Периодическая система...

20 / 01 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие Елены Валентиновны Фоминой, профессора Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта и Татьяны Борисовны Кукобы, доцента Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта. Фомина, Елена Валентиновна. Основы применения...

15 / 01 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие. Издание написано авторами МПГУ – профессором Кафедры физики космоса Петровой Еленой Борисовной и доцентом Кафедры физики космоса Солодихиной Марией Владиславовной. Петрова, Елена Борисовна. Лабораторный практикум по естествознанию [Электронный...

15 / 01 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебно-методическое пособие. Его авторы – Дементьева Оксана Мироновна – преподаватель Института Детства МПГУ, кандидат педагогических наук и Григорий Николаевич Ковалев, доцент департамента педагогики Московского городского педагогического университета. Дементьева, Оксана...

14 / 01 / 2020

Успешно завершил свою работу V Международный конкурс научных публикаций «MAGNUM OPUS PUBLICATION-2018/2019», ежегодно проходящий на базе МИЦ «Научное сотрудничество» (г. Ростов-на-Дону). По его итогам, авторскому коллективу доцентов МПГУ в составе: Фидченко Елены Владимировны (кафедра философии ИСГО) и Фидченко Ольги...

09 / 01 / 2020

Уважаемые пользователи! Представляем Вам самые популярные издания в электронной библиотеке МПГУ в 2019 году. Наиболее востребованными у пользователей стали: учебно-методические пособия. Речевые практики [Электронный ресурс]: учебное пособие / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Г. В. Александрова и др.; Под...

31 / 12 / 2019

25 декабря 2019 года на базе Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ состоялась IV очно-заочная научная конференция молодых учёных «Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики». В работе конференции приняли участие более...

28 / 12 / 2019

25 декабря 2019 года состоялось заседание Ученого совета Государственного Дарвиновского музея. Ученый совет заслушал и одобрил годовой отчет директора Дарвиновского музея Анны Иосифовны Клюкиной. Анна Иосифовна подвела итоги года и рассказала о планах музея на будущее. Членам Ученого совета...

26 / 12 / 2019

Дорогие преподаватели! Библиотека Географического факультета благодарит вас за неоценимый вклад в формирование фонда Дронов Виктор Павлович – первый проректор, доктор географических наук, академик-секретарь общего среднего образования РАО, профессор. География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 / В. П....

25 / 12 / 2019

Дорогие читатели, предлагаем вам познакомиться со статьей ректора МПГУ, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования А. В. Лубкова «Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы». Актуальность исследования современных проблем педагогического образования в России обусловлена рядом...

24 / 12 / 2019

В начале заседания ректор МПГУ Лубков А.В. вручил дипломы о присуждении Почетного звания «Заслуженный работник МПГУ» за важный вклад в развитие и укрепление МПГУ, высокопрофессиональное и добросовестное выполнение служебных обязанностей...


24 / 12 / 2019

В рамках Меморандума о сотрудничестве между МПГУ и Киргизским государственным университетом им. И. Арабаева (г. Бишкек), 20 декабря 2019 г. представитель Научной библиотеки МПГУ, ведущий методист О.А. Ильина приняла участие в Научно-практической конференции «Вузовские библиотеки Кыргызстана в контексте реализации государственной...

24 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступно для чтения новое учебно-методическое пособие Янины Викторовны Солдаткиной – доктора филологических наук, профессора, доцента Кафедры русской литературы XX-XXI веков и Ольги Олеговны Михайловой – кандидата филологических наук, доцента Кафедры русской литературы XX-XXI веков...

24 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! Подводя итоги уходящего года, с огромным признанием и особенной теплотой Библиотека МПГУ хотела бы поблагодарить наших уважаемых преподавателей, передавших в 2019 году в фонд библиотеки более ста экземпляров книг более тридцати наименований. Все книги остро востребованы –...

24 / 12 / 2019

Уважаемые преподаватели Института изящных искусств МПГУ! Сотрудники библиотеки благодарят Вас за книги, которые пополнили наши фонды. Желаем Вам в новом году успехов, новых научных достижений и, конечно же, надеемся на дальнейшее сотрудничество. Коновалов Андрей Александрович – кандидат филологических наук, директор Института...

24 / 12 / 2019

Уважаемые преподаватели Института изящных искусств МПГУ! Сотрудники библиотеки благодарят Вас за книги, которые пополнили наши фонды. Желаем Вам в новом году успехов, новых научных достижений и, конечно же, надеемся на дальнейшее сотрудничество. Катханова Юлия Федоровна – доктор педагогических наук,...

23 / 12 / 2019

20 декабря в Казанском (Приволжском) федеральном университете состоялась презентация атласа-определителя “Птицы Республики Татарстан”, авторами которого стали доктор биологических наук, профессор кафедры биоэкологии, гигиены и общественного здоровья Казанского (Приволжского) федерального университета Ильгизар Ильясович Рахимов и кандидат биологических наук, доцент кафедры Московского педагогического государственного...

23 / 12 / 2019

Уважаемые преподаватели! Сотрудники библиотеки Института «Высшая школа образования» от души благодарят Вас за переданные в дар издания. Предоставленные Вами книги заняли достойное место в коллекции библиотеки и пользуются большим спросом у наших читателей. В эти предпраздничные дни, желаем Вам...

23 / 12 / 2019

Библиотека ИМиИ сердечно благодарит преподавателей и студентов за дары, переданные в фонд. Босова, Людмила Леонидовна – доктор педагогически наук, доцент и заведующий кафедры теории и методики обучения математике и информатике Босова, Л. Л. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник...

23 / 12 / 2019

Первое заседание Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) в новом составе состоялось 20 декабря 2019 г. в Пскове в рамках проведения II Международной научно-практической конференции «Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве», которая...

22 / 12 / 2019

Учебно-творческая деятельность студентов на занятиях по рисунку не всегда предполагает присутствие новизны в результате их деятельности. Однако, характеризуя процесс обучения рисунку студентов, можно определить его как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, с нестандартной точки...

21 / 12 / 2019

6 декабря 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире». Организатор мероприятия кафедра туризма Факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Цель конференции – рассмотрение и всесторонний анализ современного состояния...

20 / 12 / 2019

17 декабря 2019 года в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) состоялась защита кандидатской диссертации старшего преподавателя Цзямусского университета Китайской Народной Республики (провинция Хэйлунцзян, г. Цзямусы) Лю Цзыюань “Константы художественного мира рассказов И.А. Бунина 1930-1940-х годов” (научный руководитель – доктор филологических...

20 / 12 / 2019

18 декабря 2019 года в Институте Филологии МПГУ проведен Научно-просветительский семинар «Не русский я, но россиянин», посвященный 100-летию со дня рождения народного поэта, писателя и драматурга Республики Башкортостан Мустая Карима. Семинар открыла директор Института филологии, доктор филологических наук, доцент, заведующий...

20 / 12 / 2019

18 декабря 2019 года на кафедре общей химии прошел круглый стол, посвященный актуальным проблемам неорганической химии. Мероприятие собрало более 50 человек. С докладами выступили студенты разного уровня обучения. По итогам работы круглого стола лучшим по подаче материала было признано выступление...

20 / 12 / 2019

Дорогие и любимые наши преподаватели! Библиотека Факультета педагогики и психологии МПГУ благодарит вас за бесценный вклад в формирование фонда. Болотова Наталья Петровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Социальная психология семьи: Сборник материалов международной научно-практической...

20 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступна для чтения новая монография Сорокоумовой Елены Александровны – доктора психологических наук, профессора кафедры психологии труда и психологического консультирования Факультета педагогики и психологии МПГУ и Цынцарь Анны Леонидовны – заместителя директора по научной работе...

20 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! Библиотека Института физики, технологии и информационных систем (Малая Пироговская, д. 29) благодарит авторов за переданные в дар в 2019 году книги и надеется на сотрудничество в Новом, 2020 году. Пусть Новый год принесет нашим преподавателям новые идеи,...


19 / 12 / 2019

17 декабря 2019 года Марина Анатольевна Кузина (к.ф.н., доцент кафедры фонетики и лексики английского языка МПГУ) провела вебинар для студентов Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по теме “Процессы ассимиляции экзотической лексики в современном английском языке”. Презентация длилась около...

19 / 12 / 2019

Уважаемые преподаватели и студенты! Сотрудники библиотеки Факультета дошкольной педагогики и психологии от души благодарят Вас за переданные в дар издания. Подаренные Вами книги заняли достойное место в нашем фонде и пользуются большим спросом у наших читателей. В преддверии новогодних и...

19 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступно для чтения новое учебно-методическое пособие Речицкой Екатерины Григорьевны – кандидата педагогических наук, профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства МПГУ и Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения дошкольников с нарушением слуха [Электронный...

19 / 12 / 2019

Отдел научной и художественной литературы КГФ выражает благодарность авторам за подаренные книги. Содержательные и качественные издания значительно пополнили книжный фонд библиотеки. Подаренные издания заняли достойное место в фонде нашей библиотеки. Воронин Всеволод Евгеньевич – доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего...

19 / 12 / 2019

Дорогие преподаватели! Библиотека Института филологии и Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования благодарит вас за неоценимый вклад в формирование фонда! Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ, проректор по учебно-методической работе МПГУ....

17 / 12 / 2019

13-14 декабря в Баку (Азербайджан) состоялись мероприятия в рамках программы, осуществляемой при поддержке Русской гуманитарной миссии и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В состав российской делегации вошла зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доц. кафедры методики...

16 / 12 / 2019

12-13 декабря в Высшей школе экономики состоялась международная научно-практическая конференция «Языковое образование: традиции и современность», посвященная памяти доктора педагогических наук, профессора Елены Николаевны Солововой. Елена Николаевна, видный ученый и педагог, выпускница нашего университета, внесла значительный вклад в развитие языкового образования...

16 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступно для чтения новое учебное пособие Глотовой Марины Юрьевны – кандидата физико-математических наук, доцента и заведующей кафедрой информационных технологий в образовании и Самохваловой Евгении Александровны – старшего преподавателя кафедры информационных технологий в образовании Института математики...

16 / 12 / 2019

Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступна для чтения новая монография Валерия Игоревича Шувалова – доктора филологических наук, профессора, доцента кафедры немецкого языка Института иностранных языков МПГУ: Метафора в лексической системе современного немецкого языка [Электронный ресурс]: монография / В. И. Шувалов;...

15 / 12 / 2019

В четверг 12 декабря 2019 года несколько групп студентов 1 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ с кураторами и наставниками посетили Новую Третьяковку (Крымский Вал, 10). Новая Третьяковка представляет наиболее полную в нашей стране постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ...

необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; «концентрированное» изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), наличие отступлений и эпилогов, проливающих свет на прошлое или будущее главного героя; внешняя простота композиции; отсутствие каких-либо внешних эффектов; реалистическая мотивировка поступков персонажей; любовная интрига, посредством которой герои проходят испытание на нравственную зрелость и духовное соответствие проповедуемым идеям; особый тип героини - так называемая «тургеневская девушка», наделенная внутренней цельностью, бескомпромиссностью, высокими нравственными запросами, а также правом морального суда над героем и его способностью воплотить на практике собственные убеждения;
«тайный психологизм» , т. е. передача изменений в душевной жизни не с помощью детального психологического анализа, а через внешние ее проявления - мимику, жесты, портрет, пейзаж; пейзаж, не только образующий лирический фон, но и подчеркивающий душевное состояние героев; «психологический параллелизм» между тем, что совершается в природе, и тем, что происходит в сознании действующих лиц.

летопись смены разных^умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер- разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом 44

Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови». «Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Турге- нева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драма- тизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами»4. Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку историческо- го времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с ге- роями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврец- ком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро уга- сающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового при- родного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ран- ней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завер- шается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастли- вые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на париж- ских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обры- вается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэти- ческий образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цве- тущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности. Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведе- ние писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррика- де, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни жда- ло - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет» (XI, 87). Все тургеневские герои проходят испытание лю- бовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в ин- тимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взле- тает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распо- ряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах" земного природного круга. 45


И однако драматические ноты в творчестве Тургенева не явля- ются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюблен- ностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом веч- ности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблема- тику произведений за пределы узковременных интересов. Устанав- ливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философ- скими рассуждениями писателя и непосредственным изображе- нием героев времени в. кульминационные моменты их жизни. Тур- генев любит замыкать мгновения на вечность и придавать прехо- дящим явлением вневременной интерес и смысл. «Стой! Какою я те- перь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! - восклицает писатель в стихотворении в прозе «Стой!».- Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда» (XIII, 195, 196). По складу своего характера Тургенев был сомневающимся в се- бе и во всем «Гамлетом», а по политическим убеждениям - либе- ралом-постепеновцем, сторонником медленных экономических и по- литических реформ. Но на протяжении всего творческого пути он питал «влеченье - род недуга» к революционерам-демократам. В либерализме Тургенева были очень сильны демократические симпа- тии, окрепшие еще в юности благодаря дружескому общению с В. Г. Белинским. Неизменное преклонение вызывали у Тургенева «сознательно-героические натуры». К их числу он относил «новых людей», революционеров-демократов круга Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а потом и революционных народников. Тур- генева привлекала в них цельность характеров, отсутствие проти- воречий между словом и делом, волевой темперамент, окрыленный идеей революционных борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят русскую историю. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в рыцарей на час. С умеренными общественно-политическими убеждениями Турге- нева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения. Искусство 46

Тургенева пробивается к гармонической полноте изображения жиз- ни, но она непосредственно не выявлена в его романах, читатель лишь приближается к ее постижению. Здесь обнаруживается неведомый Пушкину, но неизбежный в послепушкинскую эпоху драматизм в развитии самого искусства. Гармонию в условиях дисгармонического времени оно отвоевывает у жизни с большим трудом, с известного рода напряжением. Но постоянная и упорная погоня Тургенева за ускользающей из рук полнотой и гармонич- ностью мира составляет существенную черту его художественной индивидуальности, придает его искусству неповторимый облик, от- личает Тургенева в кругу его литературных соратников.

Иван Сергеевич Тургенев считал себя писателем «переходной эпохи». Он вступил на литературную стезю, когда уже не было Пушкина и Лермонтова, стал знаменитым, когда замолчал Гоголь, Достоевский был на каторге, а Лев Толстой был еще начинающим писателем и Тургенев его опекал.

Его молодость пришлась на 40-е годы XIX века — время, когда сформировалось целое поколение русской интеллигенции, к которому причислял себя Тургенев. Литература не прошла мимо этого поколения и вслед за образами Онегина и Печорина запечатлела еще один тип русской жизни — «человека 40-х годов». Тургенев видел в себе и окружающих черты этого типа, и хорошие, и плохие, и отдал ему должное своими повестями и романами.

Эти годы были временем не действий, а идейных споров. Именно тогда оформились два течения русской общественной мысли — славянофильство и западничество. Спор между ними шел о том, каким путем должна развиваться Россия. То есть и те и другие полагали, что современное состояние страны и народа безобразно. Но как выйти из этого состояния?

Славянофилы полагали, что все беды России начались с Петра I, который насильно поворотил Россию на западный путь развития. При этом он изуродовал то, что составляло силу русской нации: духовный авторитет православной церкви, общинный характер труда и жизни, крестьянский тип мышления.

Западники же считали, что реформы Петра I были вызваны общим кризисным состоянием Древней Руси, ее отсталостью и все нынешние беды идут от того, что дело Петра не было доведено до конца. Они утверждали, что не надо выдумывать какого-то «особого» русского пути, когда есть уже готовая, проторенная Западной Европой дорога прогресса и цивилизации, с ее уважением к свободе и правам личности.

Несмотря на теоретические разногласия, западники и славянофилы сходились в критике существующего порядка вещей, а история России шла помимо их споров. Сам Тургенев прекрасно сознавал ограниченность любой «системы взглядов». Но он старался увидеть правду каждой стороны: и западников, и славянофилов, и нового, радикально настроенного поколения. Себя Тургенев считал западником. Однако именно западник Тургенев открыл для русской литературы народную Россию, а для Европы — саму русскую литературу.

Мир, «вымышленный» Тургеневым

В конце жизни писатель создал цикл произведений, которые назвал «Стихотворения в прозе». Это небольшие зарисовки лирического, философского, бытового характера. В них, как в капле воды, отражается вселенная писателя. В них отчетливо проявились мотивы, стиль и авторская концепция мира, т. е. представление писателя о том, что такое человек и каково его место и предназначение в обществе и на земле, что такое правда, добро и красота в искусстве и жизни.

«Только... любовью держится и движется жизнь»

Тургенев не мог не знать строк Некрасова: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Эта позиция Тургеневу была чужда всегда, хотя он мог уважать людей, которые видели в ненависти непременную спутницу любви. Среди них было немало его личных друзей, как тот же Некрасов, людей, которые для него олицетворяли честность и искренность молодости в борьбе с отжившими порядками. Но «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья» было для него невозможно. Его идеалом было пушкинское отношение к жизни, в которой любовь — высшее проявление трагической красоты мира.

«Дворянские гнезда»

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях — «дворянские гнезда» с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. В то же время «дворянское гнездо» — модель русского общества, здесь решается судьба человека и судьба России. Дворянское поместье — это тот узел, в котором связаны жизнь крестьянства и образованного сословия, старина и новизна, здесь сталкиваются взгляды «отцов» и «детей». Наконец, жизнь поместья тесно связана с жизнью природы и подчиняется ее ритму: весна — время надежд, лето — испытаний, осень — обретений и потерь, и зима олицетворяет смерть. Этому ритму подчиняются и романы Тургенева. Весной начинается и зимой заканчивается действие романа «Отцы и дети».

«Гнездо» — одно из ключевых слов в художественном мире Тургенева. Говоря о «дворянских гнездах», мы использовали название одного из романов Тургенева. «Гнездо» — это дом. Бездомье — несчастье. Сам Тургенев испытал это на себе, с горечью говоря, что жил «на краешке чужого гнезда», то есть вынужден был провести жизнь рядом с семьей певицы и актрисы Полины Виардо, любовь к которой была его счастьем и драмой. «Гнездо» у Тургенева — символ семьи, где не прерывается связь поколений. Герой «Отцов и детей», узнав о предстоящей женитьбе своего друга, советует изучать галок, ведь галка — «самая почтенная, семейная птица»... «Родительское гнездо» — место рождения и упокоения, оно замыкает в себе жизненный цикл, как это случилось с Базаровым.

«Любовь... сильнее смерти и страха смерти»

В отличие от Толстого и Достоевского, у Тургенева отсутствует мотив воскресения. Смерть у Тургенева абсолютна, это отмена земного существования, это безвозвратное растворение души в природе. Поэтому ситуация смерти тургеневского героя в каком-то смысле трагичнее, чем у великих писателей-современников. Гоголь мечтал возродить к духовной жизни Чичикова и Плюшкина. Духовную смерть и воскресение переживает Родион Раскольников. Смерть становится выходом в другой мир для героев Толстого. У Тургенева физическая смерть — навсегда. И только память любви удерживает безвозвратно ушедший образ человека. Подтверждение тому — финал романа «Отцы и дети».