Месопотамия годы существования. Где на карте находилось Междуречье – древняя цивилизация

  • 12.09.2024

Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали.

Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.

Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.

Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.

Культура Междуречья

В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо , а через некоторое время – как словесно-слоговое.

Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

  • Шамаш (бог Солнца);
  • Син (Бог Луны);
  • Эа (бог Воды);
  • Иштар (богиня плодородия и любви).

Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше . Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты , а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и , два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по . Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

Древние города Междуречья

Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:

  • Аккадское;
  • Шумеро-Аккадское;
  • Старовавилонское.

В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон .

Шумерские города-государства

По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.

Аккадское царство

Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство , являющееся одним из самых древних.

Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.

В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.

Старовавилонское царство

В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.

В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания . В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.

Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами и нахождения археологических артефактов.

Ассирия

Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство . Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.

Сравнение ранней и поздней древности

Ранняя древность Месопотамии Поздняя древность Месопотамии
Экономика Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться
Формы государственного устройства Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой
Религиозные особенности Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм
Рабовладение К рабам относились, как к людям, их работа была временной К рабам относились, как к вещам

В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия , имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.

Затем Ассирийское государство стало переходить в упадок, а его полный разгром датируется 609 годом до н. э., когда было проведено сражение при Харране. Это привело к развитию другого царства.

Нововавилонское царство

Расцвет Вавилона начался после упадка Ассирии. В период царствования Навуходоносора этот большой город превратился в мировую столицу . В нем проживали 200 тысяч человек самых разных национальностей, что приводило к смешению языков и культур. Вавилон стоял под защитой двойной 8-метровой стены, имевшей множество башен и ворот. Были построены кварталы, центральная территория города отводилась рынку.

Интересно! Также в этот период в Месопотамии появляются Висячие сады Семирамиды. На данный момент они относятся к чудесам света.

Однако прочностью данное государство не отличалось и вскоре было завоевано персами.

Природа и население Междуречья (рус.) История древнего мира.

Видеоурок »Древнее двуречье» — ИСТОРИЯ — 5 кл.

Статьи:

Культура Древней Месопотамии (кратко)

Месопотамия – Двуречье или Междуречье — это историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Эта равнина по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата почти целиком расположена в пределах Ирака, на юго-востоке заходит в Иран, на северо-западе - в Сирию и Турцию. Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира. Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. (падение Вавилона). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Письменность

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Мировую известность получило собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В 19 веке была найдена часть этой библиотеки — более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. Сложно переоценить значение этой находки для мировой истории.

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровом каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Астрономия

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Медицина Месопотамии

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами.

Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света — «висячие сады Семирамиды».

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами.

Миф о всемирном потопе

В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.

Лекция 3. Древние цивилизации

План:

1. Цивилизация Месопотамии

2. Египетская цивилизация

3. Индийская цивилизация

4. Китайская цивилизация

В IV-II тыс. до н.э. на территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индийской и Китайской.

Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. В Месопотамии имелись глина и природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, меди, в гористых районах много камня. В III тыс. до н.э. шумеры открыли бронзу. Финиковая пальма давала питательные плоды, но невысокую по качеству древесину. Здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.

Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. К концу III тыс. до н.э. шумерское и пришлое семитское население смешалось, а аккадский язык постепенно вытеснил язык шумеров. В IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются в города-государства. Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии.

Главное занятие шумеров - земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы, имевшие важное общественное и экономическое значение. На рубеже IV - III тыс. до н.э. появляется письменность. Письмо в Шумере возникло сначала как пиктограмма. Затем широкое распространение получила клинопись, которая содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог.

Шумерская цивилизация создала ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров, которые соперничали друг с другом.

В 2312 году до н.э. правителю Уммы Лугальзагеси удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском (2316-2361 гг. до н.э.) и при III династии Ура (около 2112- 2003 гг. до н.э.).

Объединив Аккад и Шумер, Саргон укрепил государственную власть. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации.



Деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему.

Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название «Царство Шумера и Аккада». III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был уничтожен город Ур.

В Месопотамии выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон. Первый период - Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626-538 гг. до н.э.).

В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал Хаммурапи, который правил до 1750 г. до н.э. Политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. Государственная власть Вавилонии являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной было строго централизовано. В период правления Хаммурапи процветало земледелие, скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля, которую вели тамкары.

Население Вавилонии делилось на два класса свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум, они не были членами общины, не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабами вардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы.

Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапи один из первых, наиболее детализированных сводов законов. Кодекс Хаммурапи включал 282 статьи законов. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания таллиону, т.е. воздаянию равным за равное.

В 538 г. до н.э. царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.

Итак, именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху цивилизации. Переход к цивилизации сформировал новое специфическое мировоззрение. Люди Месопотамии боялись смерти и стремились к полноте своего земного существования. В мировоззрении шумеров, а затем и аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. На небе правил Ану, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя.

Месопотамская цивилизация дала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Большую роль в этом сыграла шумерская школа - эдуба, которая готовила писцов и землемеров.

В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гильгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифы древних шумеров и многие другие произведения.

Месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Население Месопотамии жило по лунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышения Вавилона вся страна перешла на календарь города Ниппура.

Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Значительны достижения Месопотамской цивилизации в области медицины. Символ месопотамской медицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.

У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира.

Природа, население, периодизация истории Древней Месопотамии

Лекция 5. ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ (МЕСОПОТАМИЯ)

Месопотамия – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Ефрат (отсюда второе название – Двуречье). Расположение на перекрестке торговых путей обеспечило ей ведущую роль в международной торговле. Климат Месопотамии отличался на севере и юге: на севере выпадал снег и шли дожди, на юге было сухо и жарко. Здесь выращивали фруктовые, зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (лен), огородные (лук, огурцы, баклажаны, тыкву) и бобовые культуры, а также финиковые пальмы и виноград. Фауна в древние времена была богатой.

Население Месопотамии характеризовалось этнической пестротой, отчасти обусловленной политикой насильственного переселения народов I тысячелетия до н. э. Заселение началось с древнейших времен. Народы: шумеры, аккадцы и др. Позднее шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру.

На этих территориях существовало несколько сменяющих друг друга цивилизаций, что отражено в принятой периодизации истории Древнего Двуречья:

– Древний Шумер (III тыс. до н. э.): раннединастический период, создание деспотических монархий, возникновение государства Аккад;

Вавилонское царство : старовавилонский (аморейский) период XIX–XVI вв. до н. э., средневавилонский (касситский) XVI–XII вв. до н. э. и нововавилонский (VII–VI вв. до н. э.) периоды; завоевание страны персами;

– Ассирийская держава : староассирийский период (XX–XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV–XI вв. до н. э.), новоассирийский (X–VII вв. до н. э.).

Древний Шумер. В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. Эта проблема была решена около середины IV тысячелетия до н. э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура с такими городами, как Эриду, Ур, Урук. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV – начала III тыс. до н. э. возникает пиктографическая письменность,потребность в которой связана с необходимостью строгого учета возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами.Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т. д. В XXVIII – XXIV вв. до н. э. последовательно возвышаются иполучают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV– XXIII вв. до н. э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон. Он организовал первое в истории постоянное войско, сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя. В XXII в. до н. э. территория Шумера была завоевана кочевыми племенами кутиев, власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII – начало XX веков до н. э.).
В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки как зиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе. Вначале XX в. до н. э. Шумеро-Аккадское государство погибло под натиском соседних племён и народов.



Вавилонское царство. После падения III династии Ура Месопотамия переживает период политической раздробленности, целый ряд мелких царств ведёт борьбу за преобладание в регионе. В результате этой борьбы получает политическую независимость и возвышается город Вавилон, где воцаряется I Вавилонская (аморитская) династия.Расцвет Вавилона связан с именем царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Ему удалось объединить под своей властью всю Месопотамию, последовательно подчинив Урук, Исип, Ларсу, Мари, Ассирию. Во время правления Хаммурапи в Вавилоне ведется монументальное строительство, в результате которого город становится крупнейшим центром Двуречья, укрепляется администрация и упорядочиваются социальные и имущественные отношения, свидетельством чему являются знаменитые «Законы Хаммурапи». Но уже при сыне Хаммурапи нарастает борьба за освобождение покоренных Вавилоном областей и государств, усиливается давление воинственных касситских племён, образовавшегося на северо-западе Месопотамии государства Митанни, наконец, в 1595 году до н. э. хетты разрушают Вавилон, после чего он попадает под власть касситских правителей. Во время касситского правления регулярно используются в военном деле лошади и мулы, внедряется комбинированный плуг-сеялка, создаётся сеть дорог, активизируется внешняя торговля. С XIII века до н.э. всё более сильные удары Вавилону наносит Ассирия, к которой со временем присоединяется Элам, местные правители, и, как результат, около 1155 года до н. э. касситская династия заканчивает своё существование. В 744 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию, сохранив за ней статус отдельного царства. В 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против Ассирии (лидер Набопаласар, основатель халдейской династии). При царе Навуходоносоре II начинается расцвет Вавилонии. Он ведет активную внешнюю политику (с переменным успехом воюет в Египте и более удачно – в Иудее). После смерти Навуходоносора II престол достался Набониду, который пытался создать могущественную державу при помощи религии. Он объявил Сина вместо Мардука верховным богом, что привело к конфликту со жречеством.

В VI в. до н. э. на Востоке появился могущественный противник – персы, которые разгромили вавилонян в 539 г. Набонид был взят в плен и сослан. Царь Кир изображался освободителем страны. Его политику отличало уважение к религии вавилонян и насильно переселенным народам. Кир сохранил Вавилонию в составе Персидской державы как особую единицу.

Ассирия. Возникшее на перекрёстке выгодных торговых путей государство с центром в городе Ашшуре первоначально ориентировалось на развитие выгодных торговых связей с различными регионами. С этой целью ассирийцы пытались основать ряд колоний за пределами собственно Ассирии, но этому помешало возвышение государства Мари на Евфрате, образование Хеттского государства и продвижение аморейских племён. В конце XIX – начале XVIII вв. до н. э. Ассирия переходит к активной внешней политике и становится крупным государством с новой организацией управления и сильной армией. Дальнейшее противоборство с Вавилоном привело к подчинению Ассирии этому государству, а в конце XVI в. до н. э. Ашшур попадает в зависимость от Митанни. В XV в. до н. э. возобновляются попытки возродить могущество ассирийского государства, которые к концу XIV в. увенчались успехом. Наивысшего подъема государство достигает в XIII в. Царь Тиглатпаласар совершает свыше тридцати походов, в результате которых были присоединены Северная Сирия и Северная Финикия. Объектами агрессии становятся юго-восточные области Малой Азии и Закавказье, где Ассирия воюет с Урарту. Но на рубеже XI – X вв. до н. э. страна подвергается нашествию семитоязычных племён арамеев, пришедших из Аравии. Арамеи расселились на территории Ассирии и смешались с коренным населением. Дальнейшая история Ассирии на протяжении 150 лет владычества иноземцев практически неизвестна.В конце X в. до н. э. Ассирия смогла оправиться от арамейского нашествия, во многом благодаря внедрению в хозяйственный оборот и в военное дело изделий из железа. Начиная с IX в. до н. э. экспансия Ассирии развивается практически по всем направлениям, особенно интенсивно при царях Ашшурнасирпале II и Салманасаре III. В продвижении на запад Ассирия достигает побережья Средиземного моря. Богатейшая военная добыча, стекавшаяся в Ассирию, использовалась для украшения столицы, строительства царских дворцов, совершенствования фортификационных сооружений.

В конце IX – первой половине VIII вв. до н. э. Ассирия переживает упадок, вызванный как внутренними, так и внешними причинами, из которого она смогла выйти только после прихода к власти Тиглатпаласара III, проведшего административную и военную реформы. Несколько раньше в Ассирии произошло важное событие в сфере военного дела: появилась конница (раньше использовались только колесницы). Организация и вооружение армии Ассирии стали намного превосходить армии соседей. Были введены постоянные части с чёткой градацией на подразделения, численность армии достигала 120 тыс. человек.

Эти реформы и обеспечили внешнеполитический расцвет Ассирии в VIII –VII вв. до н. э. В результате нескольких войн она превращается в крупнейшее государство Передней Азии, в которое входили Месопотамия, большая часть восточного побережья Средиземного моря, ряд областей Мидии. Ассирийцы впервые в истории стали практиковать переселение значительных масс населения из завоёванных территорий на другие земли. Огромная держава не отличалась внутренним спокойствием. Наряду с успешными войнами ассирийским царям приходилось постоянно усмирять покорённые народы. Конец 50-х – 40-е гг. VII в. до н. э. характеризуются восстаниями, когда против Ассирии выступает мощная коалиция в составе Вавилона, Элама, Лидии, Египта, Мидии. Но Ассирии удается их подавить. В ходе этих войн ассирийцы лишились своей «монополии» на военные новшества, их успешно переняли Мидия, Египет, Вавилон. В 614– 605 гг. до н. э. новая коалиция сумела нанести военное поражение ассирийцам. Крупнейшие их города – Ашшур и Ниневия – были разрушены, знать истреблена, рядовое население рассеялось и смешалось с другими народами и племенами. Ассирия прекратила свое существование.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности природно-географических условий Древнего Двуречья?

2. Назовите основные этапы периодизации истории Двуречья.

3. Каковы особенности экономического и политического развития Древнего Шумера?

4. Охарактеризуйте основные этапы становления Вавилонского царства.

5. Почему время правления Хаммурапи называют временем наивысшего расцвета Вавилона?

6. Каковы особенности развития и причины упадка Ассирийской державы?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Периоды исторического развития. Источники и историография.

От гор Армении на севере и до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке и до Сирийско-Месопотамской степи на западе, протянулась обширная территория названная древними греками Месопотамией - "Междуречьем". Однако, можно встретить и другое название этой области - Двуречье. В географическом отношении, собственно Междуречьем, т.е. Месопотамией являются северные районы из-за большего расстояния между реками Тигр и Евфрат, чем на юге, где эти реки текут параллельно и образуют Двуречье.

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки для формирования основ цивилизации.

В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII-XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV-XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX- XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI-XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII-VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII-VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в конце III тысячелетия до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV-XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X-VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.

Археологические материалы. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например, цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии.

Письменные источники появляются к исходу IV тысячелетия до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др.

Хозяйственные документы. Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов.

Наиболее древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра.

Сборники законов. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них - законы Шульги - относятся к концу III тысячелетия до н. э.

Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Дипломатические документы. Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э.

Исключительное значение для истории месопотамских государств II тысячелетия до н. э. и международных отношений этого периода имеет найденный на территории Древнего Египта дипломатический Телль-Амарнский архив, в котором встречаются письма митаннийских, вавилонских и ассирийских царей египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону (XIV в. до н. э.).

Среди международных договоров I тысячелетия до н. э. видное место занимают договоры, заключавшиеся ассирийскими царями с зависимыми от них государствами

Надписи исторического содержания. Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии.

Памятники шумеро-аккадской словесности.

Источники из других стран Древнего Востока.

Произведения античных авторов. Античные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота.

Первое научное путешествие в Месопотамию и Персию было предпринято в XVIII в. датским ученым К. Нибуром, который привез в Европу копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе.

Дешифровка. Г.-Ф. Гротефенд, Г. Раулинсон, Ж. Оп-перт, Э. Хинкс, Ф. Делич.

Успехи в дешифровке клинописи обеспечили признание новой отрасли исследований, которая получила название ассириологии. В настоящее время так называется комплекс наук, изучающих язык, историю и культуру народов, населявших в древности ряд районов Ближнего Востока и писавших клинописью. Позднее из ассириологии выделились шумерология, эламитология, урартология, хетгология.

Дешифровка шумерской письменности - первоосновы клинописи - ввиду больших трудностей и постепенного накопления материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усилиями таких ученых, как Ф. Тюро-Данжен, А. Пебель, А. Даймель, А. Фалькенштейн и др. Они же являются создателями грамматик, учебников и словарей шумерского языка. В настоящее время в Пенсильванском университете ведется работа по изданию нового, восемнадцатитомного словаря шумерского языка. К 1992 г. вышло два тома. Пиктография, ранняя стадия развития шумерской письменности, еще находится в процессе дешифровки.

Археологическое изучение. Археологические раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних памятников. Первые открытия древних городов Месопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В 1842 г. французский дипломат Э.П. Ботта начал раскопки холма Куюнджик, который местные предания связывали с блестящей столицей Ассирии - Ниневией. Однако более чем скромные находки вскоре заставили его прекратить раскопки этого холма и начать работу у деревни Хорсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II - города Дур-Шаррукина. Найденные Ботта памятники положили начало ассирийской коллекции Луврского музея во Франции.

В 1845-1847 гг. английский дипломат Г.А. Лэйярд, хорошо знавший восточные языки и много путешествовавший по Ближнему Востоку, предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человеко-быков и человеко-львов, художественными рельефами и т. д. В 1847 г. им было сделано еще одно поразительное открытие. Обратившись к раскопкам бесперспективного, с точки зрения Ботта, холма Куюнджик, Лэйярд открыл руины Ниневии, в том числе дворец царя Синах-хериба (VII в. до н. э.) с библиотекой его внука Ашшурбанапала, полной «глиняных книг». Находки Лэйярда легли в основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне.

Вторая половина XIX-начало XX в. составляют новый этап в развитии археологических исследований в Месопотамии, характеризующийся систематическими раскопками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.

Ценные открытия были сделаны сотрудником Лэйярда-X. Рассамом, который, продолжая изыскания на холме Куюн-джик, обнаружил дворец ассирийского царя Ашшурбанапала с великолепными рельефами, изображающими охотничьи и военные сцены, и обширной царской библиотекой. Близ холма Нимруд, в местечке Балават, он открыл ассирийские памятники IX в. до н. э., в том числе бронзовые плиты -обшивку так называемых Балаватских ворот с изображением сцен военных походов и принесения дани. Рассам обнаружил развалины древнего города Сиппара с храмом бога Солнца Шамаша, архивом деловых документов, школой с «учебными пособиями» и др. Он разыскивал также письменные документы Древней Месопотамии в самых различных ее уголках. Одной из интереснейших оказалась находка летописи Ашшурбанапала на глиняном цилиндре, получившем в науке наименование «Цилиндр Рассама».

Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.

К числу выдающихся достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами во главе с Э. де Сар-зеком шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, особенно Гудеа, серебряные и алебастровые вазы, «Стела коршунов», увековечившая победу Лагаша над соседним городом Уммой, надписи правителя Уруи-нимгины, запечатлевшие его реформы (XXIV в. до н. э.), огромный архив хозяйственных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экспедицией города Ниппура, просуществовавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовая библиотека с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

Открытия XIX в. были поистине сенсационными, поражавшими европейскую научную общественность все новыми и новыми интереснейшими памятниками великой и древней месопотамской цивилизации. Но нельзя не отметить, что велись они на полудилетантском уровне, археологами-любителями. Строго научных методов в археологии еще не было выработано. В погоне за произведениями искусства, броскими и ценными вещами разрушались слои, уничтожались менее ценные на первый взгляд памятники (жилые постройки, керамика, предметы быта), отсутствовала фиксация находок, не всегда делались зарисовки и чертежи.

Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.

Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вавилон - на протяжении нескольких тысячелетий важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии. В ходе раскопок, продолжавшихся с 1899 по 1917 г., были обнаружены крепостные стены города с башнями, дворец одного из самых знаменитых царей - Навуходоносора II (VII-VI вв. до н. э.), улица религиозных процессий, остатки храма верховного вавилонского бога Мардука и гигантского зиккурата и др. Многие из найденных памятников составили блестящую коллекцию Берлинского музея.

Интересные открытия были сделаны и другими немецкими археологами в Месопотамии. В. Андре в 1903-1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии - город Ашшур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также раскопки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами; в Борсиппе - пригороде Вавилона-были открыты остатки 49-метрового зиккурата; обнаружен также шумерский город Умма.

Первая мировая война на время прервала раскопки в Двуречье. Новое оживление археологических работ наступило в 20-30-е годы XX в.

В 1933-1939 гг. французскими археологами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тысячелетия до н. э., построенный царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дипломатических документов. Раскопки оказались настолько удачными, что, прерванные Второй мировой войной, они возобновились и продолжались до середины 70-х годов. Были открыты остатки еще трех дворцов (IV и III тысячелетий до н. э.), храм богини плодородия Иштар, погребения, новые глиняные таблички.

В 1922-1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Л. Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяющие восстановить историю города начиная с IV тысячелетия до н. э. и кончая IV в. до н. э.: храмы бога луны Наннара и его супруги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннедина-стического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.

Производились раскопки и на территории окраинных государств Месопотамии. В 1925-1930 гг. американские археологи во время раскопок в Аррапхе под тремя холмами обнаружили цитадель, дворцовые, храмовые, хозяйственные и жилые постройки и крупные архивы II тысячелетия до н. э. В 1930-1936 гг. американскими учеными была открыта древняя Эшнуна - центр небольшого месопотамского царства в бассейне реки Диялы.

Для археологического изучения Месопотамии после Второй мировой войны характерны следующие черты.

Во-первых, наряду с европейскими и американскими исследователями в археологические работы включились иракские ученые. Вторая характерная черта археологического изучения Месопотамии в 50-80-е годы - повторное обращение к памятникам, раскапывавшимся в XIX - начале XX в., но уже во всеоружии новых научных методов. Третья черта периода - это обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии, к ее доистории.

Так от дворцов поздней Ассирии до пещер палеолита шло археологическое изучение прошлого этой страны. Первоначальный дилетантизм сменялся выработкой подлинно научной методики. Археология от поиска сенсационных вещей перешла к решению важнейших проблем, освещению целых этапов в истории Месопотамии.

Основные направления работы зарубежных исследователей. Становление ассириологии как науки представляло собой сложный процесс

Развитие ассириологии стимулировалось прежде всего изданием того огромного материала, который уже дали и продолжают давать археологические раскопки. Одним из первых энтузиастов этого был дешифровщик клинописи Г. Раулинсон. По праву вошло в историю имя гравера Британского музея Дж. Смита, самостоятельно изучившего клинопись и ставшего выдающимся ученым. Огромную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев США, Турции, Ирака и ряда других музеев мира, в том числе из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в течение нескольких десятилетии осуществлял американский шумеролог С. Крамер. Однако большая часть клинописных документов еще не издана, что создает проблему известной предварительности научных выводов.

Уже с конца XIX в. создаются общие труды по истории Месопотамии, среди которых выделяются исследования немецких историков К. Бецольда и Б. Майснера, американских ученых А. Олмстэда, А.Л. Оппен-хейма и др.

Активно изучаются вопросы политической истории и государственного устройства. Важным направлением в зарубежной науке является изучение права Древней Месопотамии, что закономерно, ибо ни одна другая древневосточная страна не дала столько юридических памятников. Особенно много трудов посвящено анализу законов вавилонского царя Хаммурапи. Наибольшее внимание зарубежные ученые уделяют вопросам культуры и религии Древней Месопотамии. Значительное внимание уделяется в зарубежной науке проблемам этногенеза на территории Месопотамии, происхождению шумеров, их взаимоотношениям с семитоязычными народами.

Гораздо меньше внимания зарубежная наука уделяла проблемам экономики и социальных отношений.

Что касается развития ассириологических «школ» по странам, то первоначально ассириология обосновалась в Англии и во Франции. С конца XIX - начала XX в. центр ее переместился в Германию. С установлением там фашистской диктатуры многие ученые-ассириологи из Германии и стран Европы уехали в США, где сейчас работают всемирно известные ассириологические учреждения. В США значительным авторитетом пользуются европейские «школы» ассириологии - Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Германии, а также восточные-Турции, Ирака и Израиля. Выдающиеся традиции имеет ассириологическая школа Чехии, основанная Б. Грозным. Известностью пользуются труды польских и венгерских ассириологов.

Изучение истории Месопотамии в отечественной науке. Основателем русской «школы» ассириологии по праву считают М.В. Никольского. Существенный вклад в создание отечественной ассириологии внесли такие ученые, как Б.А. Тураев, уделивший значительное внимание культуре и истории Месопотамии в своем большом труде «История Древнего Востока», и В.К. Шилейко, давший блестящие переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии.

Традиции русской науки начала XX в. легли в основу зарождавшейся после Октябрьской революции советской ассириологии, которая развивалась на базе методологии исторического материализма. В 20-50-е годы много сделали для ее развития академики В.В. Струве и А.И. Тюменев.

Постепенно создавалась школа отечественных исследователей-ассириологов. Среди них видное место занимает И.М. Дьяконов, в центре исследований которого стоит социально-экономическая история Древней Месопотамии.

Отечественная ассириология 70-90-х годов разрабатывает многие научные проблемы. Среди них ведущее место занимает проблема социально-экономических отношений в Месопотамии. Она нашла свое развитие в трудах М.А. Дандамаева.

Наши ученые включились и в археологическое изучение памятников Древней Месопотамии и с 1969 г. ведут раскопки в Ираке, на северо-западе страны, где ими исследованы раннеземледельческие поселения VIII-IV тысячелетий до н. э. Опубликованы материалы раскопок и результаты их изучения (P.M. Мунчаев, Н.Я. Мерперт и др.).

Достижения отечественной ассириологии обобщены в многотомном академическом труде «История Древнего Востока».