Сочинение «Анализ рассказа А. П

  • 29.04.2019

План урока «В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ».

ТАЛАНТ МАСТЕРА И ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

    Объявление темы и цели урока.

    Восприятие учащимися учебного материала.

    Подведение итогов урока.

    Сообщение домашнего задания.

Цели урока

Образовательные цели:

    обучить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка;

    показать нравственный смысл рассказа.

Развивающие цели:

    развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, развитие устной и письменной речи;

    совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения, характеристики героев.

Воспитательные цели:

    формирование нравственных качеств;

    развитие творческих способностей;

    воспитание компетентного читателя.

Компетенции:

    уметь производить анализ текста художественного произведения;

    уметь давать характеристику литературного героя;

    уметь составлять план.

Форма урока: практикум.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: денотатный граф (на доске), толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, текст рассказа “В прекрасном и яростном мире”.

Метод: частично поисковый.

Методические приемы: работа над планом, объяснение учителя, словарная работа, сообщение ученика, комментированное чтение, элементы анализа художественного текста, приемы технологии критического мышления: денотатный граф, эссе, синквейн.

Образовательные технологии: элементы технологии развития критического мышления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (чтение учащимися составленного цитатного плана рассказа, обсуждение) .

Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:

    Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.

    Мальцева отдали под суд”.

    Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”

    Ты видишь теперь весь свет!”

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Восприятие учащимися учебного материала.

1 этап. Вызов. Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подготовку 12–15 минут).

Первая группа .

Аналитическая беседа.

Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева? (Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив: Мальцев был еще молод – ему было лет тридцать, «но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда», «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Во-вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста». В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «как пустые», но тут же добавляет: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей... привлекал взор Мальцева...» Обратим внимание на возвышенную лексику, которая способствует утверждению мысли автора о таланте героя («отважный», «вдохновенный», «властвующий», «взор»). В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы: (читаем от слов: «И правда, мы не могли понять его умения»).)

Каково авторское отношение к труду машинистов? (Рассказчик любуется паровозом как произведением искусства, машина, вызывает «чувство воодушевления», «особую растроганную радость... – столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». То есть для рассказчика дело машиниста, паровозы – наравне с вершинами искусства, вызывают восторг. Но при этом рассказчик только любуется машинами, талант же принадлежит избранному – Мальцеву.)

(«Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта...».)

Вторая группа.

Что значит выражение «скучал от своего таланта»? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, что больше него никто не любит паровозы. Поэтому он был одинок – ведь никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», «скучал от своего таланта» – то есть чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)

Талант машиниста Мальцева.

Как А.П. Платонов показывает талант машиниста Мальцева? (Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив. Во-вторых, А.П. Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту “вдохновенного артиста”. В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: “Я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу…” В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод 1 главы…)

Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним? (“Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…”)

Что значит выражение “скучал от своего таланта”? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, “ему было грустно с нами”, он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)

Третья группа.

(Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Мальцев изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству: «Глаза его, привыкшие к дыму, огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением». Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: «Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту».)

(Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд «на автомате», чувствуя, но не видя окружающее. Тем самым Мальцев допустил целый ряд нарушений: прошел мимо желтого светофора, красного, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды. Костя догадался, что Мальцев ослеп от близкого разряда молнии.)

Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля? (Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. Он изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству. Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: “Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту”.)

Почему поездка 5 июля оказалась последней для Мальцева? (Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд “на автомате”, чувствуя, но не видя окружающее.)

Четвертая группа.

Как автор изображает следователя? (Следователь изображен недоверчивым, равнодушным человеком. Он не верит ни Мальцеву, ни его помощнику: «Он... заскучал от меня, как от глупца».)

Как анализируют случившееся Костя и Мальцев? (Мальцев видел мир в своем воображении. Следователю же нужны факты, а не «воображение». Формально следователь прав. И Костя, и сам Мальцев соглашаются с этим. Поэтому закономерным является заключение Мальцева в тюрьму.)

Помощник Мальцева.

Дайте характеристику образа помощника Мальцева.

Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева? (Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда наступает критический момент, он понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие.)

Почему Костя после случившейся с Мальцевым трагедии не успокаивается, думает о происшествии? (Костя оказывается неравнодушным человеком: он пытался помочь своему учителю-машинисту, защищал Мальцева перед следователем, сам расследовал причины происшествия, нашел способ доказать невиновность обвиняемого.)

Какой смысл вложен в слова Кости: “Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!”? (Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Это и “внутреннее” прозрение – обретение веры. И хотя Костя “не был другом Мальцева”, но желание “защитить его от горя судьбы” совершило чудо. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева “как родного сына”.)

Пятая группа.

Анализ начала и финала рассказа.

Известно, что труднее всего написать первую и последнюю фразы, так же как и начать и закончить любую работу. Как это сделал А.П. Платонов? Чем хороша первая фраза рассказа? (А.П. Платонов начинает рассказ так, что сразу вводит читателя в действие: “В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев”. В этой фразе обозначено место действия, главный герой; сказано, чем этот герой занимается в жизни, отмечено его особое мастерство, уважительное к нему отношение людей.)

Прокомментируйте последнюю фразу рассказа: “Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”. А.П. Платонов называет наш мир “прекрасным и яростным”. Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает “избранных, возвышенных людей”.)

Зачем Костя взял Мальцева на паровоз? (Костя видел, что «происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Он «решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – ...чувствовал свою особенность человека... пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать». Костя действовал по наитию «особенного человека».)

Как передает автор ощущения Мальцева, когда он снова оказался на паровозе? («Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством».)

Что помогло Мальцеву снова прозреть? (Волнение, которое он испытал при возвращении к делу своей жизни. Волнение, которое передалось Косте: «Я промолчал, волнуясь всем сердцем».)

Какой смысл вложен в слова Кости: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!»? (Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Он прозрел и потому, что поверил в дружескую поддержку, в неравнодушие человека. Это прозрение «внутреннее» – обретение веры. Всегда спокойный, суровый Мальцев заплакал, Костя в ответ поцеловал его. И хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо. Так проявился у Кости талант человека. Эта его особенность внушила Косте уверенность в возможностях своих и своего учителя. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева «как родного сына», хотя сам сначала чувствовал себя младшим и по возрасту, и по способностям.)

«Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Словарная работа.

Найти в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой значения слов “букса”, “инжектор”, “петарда”, “реверс”, “тендер”. Составить словарик. (см. )

Как вы считаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов, терминов? Какую роль они играют? (Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми. Такие слова придают значительность, весомость и таинственность героям, говорят о таланте мастера.)

2 этап. Осмысление. Работа в группах.

Учащиеся с помощью своих товарищей отвечают на поставленные вопросы (работают с текстом рассказа “В прекрасном и яростном мире”, подбирают ключевые слова и словосочетания из текста для составления своей части денотатного графа).

(В условиях групповой работы дети получают возможность высказать свою точку зрения в группе и лишь после этого “озвучить” ее перед классом. Работа в группах способствует развитию навыков общения, умений критически мыслить, высказываться, убеждать и вести дискуссию. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания.)

3 этап. Рефлексия. Размышление и обобщение. Построение денотатного графа.

Один представитель из группы выступает по своему заданию, дает развернутый ответ по своей части денотатного графа и заполняет свою колонку в схеме на доске, а все остальные составляют схему в тетради.

Итогом работы является денотатный граф, составленный на основе ответов выступающих учащихся (см. ).

Итоговый вопрос:

Как же, по А.П. Платонову, можно преодолеть цепкую силу яростных сил жизни?

V. Подведение итогов урока.

Что удалось на уроке?

Что не удалось на уроке?

Сочините синквейн, опираясь на прочитанный рассказ.

Пример синквейна:

Мир,
Прекрасный, яростный,
Радует, печалит, тревожит.
Нужно помогать друг другу.
Жизнь.

VI. Сообщение домашнего задания.

На выбор:

    устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление;

    сочинение эссе на тему: “Проблема взаимопомощи в современном мире”.

Цели урока:

– раскрытие нравственной позиции А.Платонова на основе анализа рассказа;

– утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему,

милосердие, чувство ответственности, жертвенность;

– формирование навыков работы с текстом, публичного выступления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

– компьютерный класс (компьютеры по возможности по числу учеников для проведения электронного теста, Приложение № 1 ).

Домашнее задание прошлого урока: по учебнику познакомиться с биографией писателя, внимательно прочитать рассказ “В прекрасном и яростном мире”, индивидуальные задания учащимся: подготовить развернутый ответ на один из вопросов “Что помогло А.Мальцеву восстановить зрение?”, “Как вы понимаете выражение А.Платонова: Надо относиться к людям по-отцовски ?”

Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся (на столах учебники, тетради, дневники).

II. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению следующего раздела: произведения русских писателей XX века. И открывает его Андрей Платонович Платонов. Продолжаем изучать его творчество.

III. Проверка домашнего задания.

Посмотрим, насколько внимательны вы были при чтении произведения, как хорошо знаете содержание текста. Время -10 мин.(Приложение № 1 ) (Озвучить результаты тестирования)

IV. Постановка проблемного вопроса.

А.П.Платонов из тех писателей, о которых говорят: “Писатель будущего: не оцененный по достоинству в свое время, он идет к нам, а мы идем к нему.” (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 1).

Постигать произведения этого автора не просто, так как необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Попытаемся проникнуть в эти глубины. Сегодня на основе анализа рассказа “В прекрасном и яростном мир мы попробуем определить нравственную “Формулу жизни” А.Платонова: что является необходимейшим составляющим человеческой жизни, человеческого счастья по Платонову. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 2,3). Оформление тетрадей: запись темы, оформление таблицы.

V. Основная часть урока. Анализ рассказа.

В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 4).

– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.

– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?

– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?

– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем )

– Сделаем первый вывод: одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Оформим таблицу. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 5).

– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?

– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?

– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?

– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. В этом и проявляется ярость мира, как ее понимает Платонов.

– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?

– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву?(Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом ).

– Сделаем второй вывод: следующее слагаемое “формулы жизни” по Платонову – чувство ответственности за других, за все в мире. Оформим таблицу. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 6).

– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).

– Дополним еще нашу таблицу: что еще является слагаемым “формулы жизни” по Платонову, что мы услышали в последних ответах одноклассников? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие). (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 7).

– Обратим внимание на эпиграф к произведению, посмотрим, как он связан с рассказом. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 8). “Надо относиться к людям по-отцовски”. Что означает это выражение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).

Прочитаем последний абзац рассказа. Как эпиграф связан с рассказом?

– Как называется рассказ?

– Обсудите вопросы с соседом по парте и сформулируйте единый ответ:

*В чем, по-мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?

*Чем же тогда прекрасен этот мир? (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 9).

– Да, человек должен быть готов к борьбе с жестоким, “яростным миром” за то, чтобы он стал прекрасным и добрым.

VI. Итог урока.

Сделаем вывод: что составляет нравственную “формулу жизни” Платонова по рассказу “”В прекрасном и яростном мире? По таблице. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 10)

VII. Домашнее задание.

(Приложение № 2 . Презентация, слайд № 11):

по рассказу А.Платонова “Корова”:

  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • приготовить сжатый пересказ произведения;
  • написать развернутый ответ на вопрос: “Почему рассказ называется “Корова”?
  • написать отзыв о рассказе (см. стр.21 учебника).

Рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Я ИДУ НА УРОК

Ольга ХАРИТОНОВА,
гуманитарная гимназия № 3,
г. Воронеж

Рассказ А.Платонова
«В прекрасном и яростном мире»

В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников.

На его изучение, по моему мнению, следует отвести не менее двух часов.

В ходе первого занятия ребята знакомятся со статьёй о Платонове, помещённой в учебнике. Чтобы расширить круг представлений о художнике, привлекаю дополнительные материалы из следующих источников: Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества (Б-ка «Любителям российской словесности»). М.: Современник, 1990; Ласунский О.Г. Житель родного города. Воронежские годы Андрея Платонова. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999; Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994; Задонский Н. Интересные современники. Любопытная старина. Воронеж, 1975.

Заранее даю ученикам индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения о детстве писателя и годах учёбы, о первых шагах на литературном поприще, об участии в гражданской и Великой Отечественной войнах. В излишних биографических подробностях, безусловно, нет нужды, но сведения о том, как началась для Платонова взрослая, трудовая жизнь (а это, по его собственному признанию, произошло, когда ему было всего двенадцать лет), о том, как он работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста, важны в контексте данного урока.

Весь второй урок всецело посвящаю анализу художественного текста.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности.

Обратимся к самому началу рассказа. “В Толубеевском депо, – сообщает повествователь, – лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда”.

– Что же делает Мальцева лучшим машинистом? – адресую первый вопрос классу. – Какие доводы для доказательства выдвинутого тезиса приводит рассказчик?

Рассказчик (а повествование в произведении ведётся от имени паренька Кости, назначенного помощником машиниста в бригаду к Мальцеву) говорит о своём непосредственном начальнике как о личности незаурядной. Он видит в Мальцеве натуру талантливую, человека одарённого, творчески подходящего к работе. Действительно, Мальцев – виртуозный мастер, “вдохновенный артист”, целиком и полностью поглощённый любимым делом, в котором для него заключена вся жизнь. Он отлично знает технику, чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм. Вместе с тем, когда он ведёт паровоз, от него не ускользает ни одна деталь внешнего мира (ведь порой в пути и мелочь бывает чрезвычайно значима). “Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, – отмечает рассказчик, – что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...” Иными словами, профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него. “Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним”. Несомненно, именно эта твёрдая, уверенная поступь профессионала в значительной мере обеспечивает ту высокую марку качества, которой отмечена работа Мальцева. С другой же стороны, подобная стезя – стезя самонадеянного одиночки – чревата опасностью. И об этом речь впереди.

– Таковы профессиональные качества героя. А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе? Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?

В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие. Так, несмотря на то, что и помощник Костя, и смазчик-кочегар трудились “с полным усердием”, Мальцев “постоянно проверял на стоянках пресс-маслёнки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее”. “Если я, – признаётся рассказчик, – только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова её осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной”. Однажды обиженный паренёк не вытерпел и прямо высказал бригадиру своё недоумение по этому поводу. “А я сам хочу”, – был ответ. Понять причину “дублирующих” действий Мальцева нетрудно: как бригадир, он несёт главную ответственность за возможные поломки в пути. Вдобавок он любит, действительно любит машину и потому хочет собственноручно ощупать каждый винтик, чтобы убедиться в исправности механизма. Но у подобного поведения машиниста есть и оборотная сторона: налицо некий профессиональный эгоизм, высокомерие по отношению к окружающим. Чуть позднее рассказчик сделает довольно нелицеприятные выводы о своём руководителе: “Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”. Мальцев никому из помощников не стремится передать мастерство, будучи наперёд убеждённым, что “в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, – лучше, он думал, было нельзя...” “Он скучал от своего таланта, как от одиночества...” – резюмирует рассказчик. Перед нами “замкнутая” личность, своего рода “человек в футляре”, и “футляром” в данном случае стала идея фанатичной преданности своей работе; служение делу заслонило собой реальных, живых людей – и радость мировосприятия исчезла, сменившись безразличием и скукой.

Что же касается ответов на вопрос: “Хотелось бы вам работать рядом с таким человеком, как Мальцев?” – они у шестиклассников довольно неоднозначны. Как у высококвалифицированного специалиста, у Мальцева хорошо бы перенять техническую грамотность, трудовой энтузиазм, ответственное отношение к своим обязанностям. С другой же стороны, говорят ученики, не очень приятно, если тебе постоянно не доверяют, считают работником “второго сорта”. Помощники у такого машиниста практически лишены возможности профессионального роста.

– Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?

Когда прозвучит пересказ текста, ставлю перед шестиклассниками проблемный вопрос:

– Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?

Разумеется, факт ослепления главного героя в рамках общей нравственно-философской концепции произведения далеко не случаен. Даже помощник Мальцева, не склонный, как кажется поначалу, к глубоким раздумьям над тайнами земного бытия, улавливает некую закономерность в том, что произошло с Мальцевым: “...я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня <...> я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”. Обсуждение этого заявления рассказчика позволяет подвести учащихся к постановке серьёзной философской проблемы: человек в противоборстве со стихийными, непознанными силами природы. Рассказчик не может дать объяснения, почему “эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”.

– А как думаете вы, – спрашиваю ребят, – почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?

Да потому, что личность неординарная, уверенная в себе, не испугается, не отступит перед лицом надвигающейся враждебной стихии и скорее предпочтёт погибнуть в великой сшибке с нею, нежели, изменив своим принципам, свернуть с избранного пути. Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом: “Мальцев гнал машину вперёд... Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри её рвали свирепые, раздражённые молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле... Александра Васильевича, видимо, увлекло это зрелище: он далеко высунулся в окно, глядя вперёд, и глаза его, привыкшие к дыму, к огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением. Он понимал, что работа и мощность нашей машины могла идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью”. Как видим, герой отважно устремился вперёд, будучи всецело охваченным азартом состязательной борьбы со стихией. В гордыне своей “маленький” земной человек возвысился до того, что считает себя вправе если не повелевать природой, то по крайней мере “играть на равных” с нею. Не за эту ли непомерную гордыню и был поражён Мальцев глубинными силами природы, наказан божественным провиденьем? Показателен в этом плане также эпизод, когда уже слепой, но всё ещё считающий себя зрячим (поскольку продолжал видеть мир в своём воображении) Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному” составу. Привыкший безапелляционно доверять себе, собственному опыту, убеждённый в непреложности своего физического и профессионального зрения, машинист едва не стал виновником крупной железнодорожной аварии. Эпизод этот глубоко символичен. Мальцев потерял зрение, если судить с медицинской точки зрения, под влиянием электромагнитной волны, но он давно слеп нравственно, как может быть слеп человек, отъединённый от других людей, замкнувшийся в своём эгоистическом мировидении, в горделивой самонадеянности замысливший встать “над” самой матушкой-природой. Автор подчёркивает тупиковость, гибельность такого пути. Слепец полагает, что приближается к искомой цели – заданному пункту назначения, на поверку же неотвратимо движется к катастрофе. Характерно, что Мальцев упорно продолжает “слушать” только себя даже тогда, когда помощник кричит ему, указывая на предупредительные сигналы, а поезд давит петарды. Настоящий эпизод обрисован Платоновым как апогей самообольщения героя: “Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своём уме, воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал... Я и в петарды не поверил, хотя и слышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зелёный сигнал, я сразу не догадался”. Страшная катастрофа была предотвращена лишь благодаря тому, что в критический момент Мальцев “отступился”, предоставив пульт управления помощнику.

Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обстоятельств иного свойства – социального.

– Как ведёт себя Мальцев во время следствия?

Мальцева обвинили чуть ли не во вредительстве: “Взрослый сознательный человек управляет паровозом курьерского поезда, везёт на верную гибель сотни людей... Что это такое?

– Но ведь он и сам бы погиб! – говорю я.

Вероятно <...> Может быть, у него были свои причины погибнуть”.

Столь страшное обвинение так обескуражило героя, что он почти не защищается. Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “прав, а не виноват”. Внутренне уверенный в собственной невиновности, он не пытается противостоять давлению социального механизма. Сознательно избранная Мальцевым пассивная позиция – результат духовной сломленности героя, не верящего в людское сопереживание, не ждущего поддержки от ближнего.

Теперь уже учащиеся могут ответить на вопрос:

– Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?

Окружающий мир поименован “яростным”, ибо в нём господствуют силы, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода “недобрые” случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире “дикой” природы, и в цивилизованном социуме.

– Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?

Предоставляю ребятам возможность свободно изложить свои суждения по данной проблеме.

Следующий этап урока – работа с высказываниями, записанными на доске: “Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров); “Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте); “Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте); “Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс); “...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький).

– Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?

Вывод напрашивается сам собой: большинство мыслителей прошлого воспевали творческую активность человека, восторгались борцами, не склонившими головы перед жизненными обстоятельствами. Приспособленцы и трусы, пасовавшие перед опасностью, всегда вызывали презрение.

– А какова позиция Платонова? Возвращаемся к тексту рассказа «В прекрасном и яростном мире». Ответом на указанный вопрос является в произведении образ повествователя. Докажите это.

Константин, от лица которого ведётся повествование, по его собственным словам, “не был другом Мальцева”, да и последний относился к пареньку “без внимания и заботы”. Тем не менее Костя не оставил товарища в беде, а смело ринулся в схватку с “роковыми” силами, разрушившими здоровье Мальцева и исторгнувшими его из трудового коллектива. “Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”.

“Я чувствовал свою особенность человека” – за этой фразой обычного рабочего паренька стоит высшая мудрость постижения родовой сущности Человека, величия и значительности его миссии во Вселенной. Здесь отражено также представление героя о жизненной позиции личности – а она (позиция) должна быть, безусловно, активной, по Платонову.

Итак, рассказчик решил “воспротивиться” всем стихиям “яростного” мира. Добиться судебной справедливости оказалось не так уж трудно. Мальцева освободили, оправдали. Но теперь, в результате следственного эксперимента, он калека, лишённый радости исполнять любимую работу. Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную участь”?

Предлагаю прочитать выразительно по ролям финальную сцену рассказа от слов: “Шло лето; я работал на паровозе...” – и до конца произведения. Непосредственно перед чтением формулирую вопросы для последующей беседы:

– Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?
– Что помогло прозреть ослепшему герою?

Первое, что говорят шестиклассники: рассказчику нестерпимо жаль инвалида, который ежедневно приходит на платформу, чтобы жадно вдохнуть запах “гари и смазочного масла”. “...Я уезжал, а он оставался” – в этих словах рассказчика отчётливо ощутимы и жалость, и боль, и некое чувство вины, и упрёк, адресованный самому себе, из-за невозможности утешить потерявшего трудоспособность товарища. Будто к больному ребёнку обращается рассказчик к бывшему бригадиру, обещая дать подержать в руках любимую игрушку: “Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину”. И Мальцев, незадолго до этого отвергший любые попытки “утешительства” (“Прочь! – говорил он, выслушав мои доброжелательные слова”), вынужден умерить гордость: “Ладно. Я буду мирным. Дай мне там в руки что-нибудь, – дай реверс подержать: я крутить его не буду”. Однако в продолжение поездки рассказчик “разрешил” своему подопечному гораздо больше, нежели тот мог ожидать: “...я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки”. “На спокойных участках я вовсе отходил от Мальцева и смотрел вперёд со стороны помощника”. Рассказчик доверил слепому машинисту управление паровозом, так как понимал: для Мальцева “ощущение машины было блаженством”, которое хоть на мгновение помогло ему “забыть своё горе слепца”. Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг? О том, что у него был тайный “умысел”, он “проговорился” чуть позднее:

“Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...

– Закрой пар! – сказал мне Мальцев.

Я промолчал, волнуясь всем сердцем”.

Почему же разволновался Константин? О каком “тайном ожидании” идёт речь? Ну конечно, с самого начала, отправляясь в рейс и беря с собой Мальцева, рассказчик надеялся на невозможное, на... чудо. И чудо не могло не свершиться. Героям удалось-таки победить неведомую “яростную” стихию, некогда лишившую Мальцева зрения.

Интересно и значительно, что в финале произведения рассказчик называет Мальцева своим учителем, хотя не так давно подчёркивал: “Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы”. Очевидно, за то время, в течение которого пришлось “воевать” за Мальцева, последний стал духовно близок рассказчику. Без сомнения, только пример бывшего бригадира заставил паренька “сдать экзамен на звание машиниста” и взяться за вождение пассажирских составов новой серии. В конечном же счёте ему удалось выдержать куда более важный экзамен – экзамен на звание Человека. История, происшедшая с Мальцевым, преподала ему главный жизненный урок, суть которого в том, что недопустимо быть равнодушным к судьбе ближнего, что нужно доверять людям. Сострадание, умение вовремя протянуть руку помощи – зачастую мы упускаем из виду эти простые вещи. А ведь они способны поистине творить чудеса. Именно такое “обыкновенное чудо” помогло Мальцеву вновь увидеть свет, обрести новое, нравственное зрение. Теперь уже рассказчик чувствует себя подле Мальцева большим и сильным. Ученичество органично перешло в учительство, духовное отцовство: “...мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь. Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил...” Чудо духовного единения людей – вот то, что делает окружающий нас “яростный” мир по-настоящему прекрасным.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание – написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»; «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям); «Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».

Платонов — советский писатель. Его рассказы интересны, они подкупают тем, что в них очень часто описываются события из жизни. Они являются автобиографическими, повествуя нам о судьбе самого писателя. В своих работах автор пытается понять человека, найти его место в этом одновременно прекрасном и яростном мире. Таким рассказом Платонова является одноименная повесть В прекрасном и яростном мире. По данному произведению нам и предстоит сделать .

Свой рассказ Платонов написал в 1937 году, в нем он использовал много информации, взятой из жизни, ведь в рассказе автор описывает события, произошедшие на железной дороге с машинистом поезда. Эту профессию писатель знал хорошо, так как и сам был на паровозе и работал помощником.

Итак, Платонов в рассказе В прекрасном и яростном мире повествует о Мальцеве — машинисте от Бога, так как он не просто вел поезд, он чувствовал его и был лучшим. Мальцев полностью отдавался делу, вел машину всегда уверенно и вызывал этим восхищение. Он настолько хорошо изучил все железнодорожные пути, что даже во время произошедшего ЧП не остановился. Это произошло во время ливня с грозой. Молния ослепила Мальцева, а он продолжал вести машину, так и не поняв, что он не видит, ведь в голове у него появлялись все картины окружающего мира. Но они были лишь в голове, поэтому он и не видел предупреждающие огни. Это чуть не привело к аварии, но помощник сумел вовремя среагировать, спасая этим сотни людей.

Александра Мальцева засудили и арестовали, но Костя сумел добиться эксперимента, который доказал невиновность Александра. Вот только во время эксперимента герой произведения слепнет окончательно. Это для него стало трагедией, ведь для него работа была смыслом жизни. И лишь спустя год, когда помощник сдал экзамены и сам стал водить состав, сумел вернуть Мальцева к жизни. Костя предлагает Мальцеву поехать вместе и даже обещает уступить слепому Александру место машиниста. И вот в тот самый миг, когда Мальцев оказался на прежнем месте, зрение к нему вновь вернулось.

После рейса Костя вызвался провести бывшего машиниста домой, желая защитить героя рассказа от враждебных сил такого непредсказуемого, яростного и такого прекрасного мира.

Главные герои произведения

Знакомясь с произведением Платонова В прекрасном и яростном мире, можно выделить таких героев, как Мальцев Александр и его помощник Костя.

Александр Мальцев — мастер своего дела, талантливый машинист поезда, который знал данные машины лучше всех. Это человек, которому не боялись доверять разные поезда, в том числе и новый паровоз, ведь Мальцев, как никто другой, мог со всем справляться и даже с такой мощной машиной нового типа. Александр не просто водит машину, он чувствует биение ее сердца. Мальцев предан своей работе, видит в ней свой смысл и настолько погрузился в нее, что не видит окружающей действительности. Как по мне, то так не должно быть. Человек хоть и должен любить работу, трудиться полноценно и быть на работе ответственным, но он также должен уметь видеть и другие ракурсы. Кроме работы мы должны видеть красоту мира, уметь брать лучшее от судьбы и увлекаться чем-то другим, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было переключиться на что-то другое, ведь жизнь продолжается. Мальцев же не сумел переключиться, с потерей рабочего места он постарел, жизнь стала не мила.

Еще один герой — это Костя, который был сначала помощником, а потом стал и машинистом. Он также любил работу, старался выполнять все возложенные на него функции, но при этом он отзывчивый, добрый и замечает других людей. Мало того, он еще и приходит к ним на помощь, как в случае с Мальцевым. Именно Костя добился пересмотра дела, после чего Александр был реабилитирован. Позже он вернет к жизни человека, для которого работа стала смыслом жизни. Он возьмет Мальцева в рейс, во время которого у того вернется зрение. И даже после этого Костя не оставляет своего знакомого и проводит его до двери дома.

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина . человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.