Брюллов Карл: произведения, картины, биография. Брюллов Карл Павлович

  • 29.04.2019

Карл Брюллов, произведения которого известны нам с детства, обычно ассоциируется в сознании ценителей искусства с исторической картиной «Последний день Помпеи» и самыми известными его портретами. Главная заслуга художника в том, что он сделал русскую живопись явлением мирового масштаба.

В чем таятся истоки его мастерства?

В этом человеке гармонично смешалось несколько национальных стихий (далекие предки – французские гугеноты, близкие – онемеченные французы, ближайшие – обрусевшие немцы). Ко всему этому нужно добавить некровное духовное родство художника с миром Италии. Он удивлял своих современников искренней радостью и взволнованностью картин, особой интонацией и неповторимым настроением сюжетов.

Были времена, когда брюлловское творчество трактовали как уход от действительности, измену правде. Несомненно, живописца мало интересовала политика и «социальная» правда, так как служил он до самого конца своей жизни одной идее — красоте.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

/>

Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в 1799 году. Его отец, живописец-миниатюрист, Павел Иванович Брюлло был потомком одного из французских гугенотов, которые бежали из Франции в период преследований протестантов после указа об отмене Нантского эдикта Людовиком XIV.

Судьба К. П. Брюллова была предопределена фактом рождения в семье художника. Он, как и все его четверо братьев, учился в Академии художеств, где преподавал отец. До семи лет Карл часто болел и практически лежал в постели. Отец, убежденный масон, не признающий праздность, занимался воспитанием детей с особым пристрастием. Маленького Карла заставляли ежедневно рисовать определенное число рисунков. За невыполнение задания сына оставляли без еды. Один раз за мелкую провинность удар отцовской руки по голове мальчика стал причиной глухоты на одно ухо.

В 1809 году Карл с братом Александром поступили в Академию художеств. Редкие способности Карла удивили наставников. В 1821 году он успешно оканчивает Академию и становится первым пенсионером Общества поощрения художников. В 1822 году Карл с Александром в качестве пенсионеров ОПХ отправляются в Италию. Перед отъездом с позволения императора Александра I братья добавляют к фамилии букву «в» (таким образом фамилия «Брюлло» была «русифицирована»).

Около года братья путешествуют по всей Европе, посещают Ригу, Кенигсберг, Берлин, Мюнхен, Дрезден, Падую, Венецию, Болонью, Верону, Мантую.

Италия была конечной целью большого путешествия. В Риме Брюллов проводит больше 12 лет. Эти годы становятся этапом становления оригинального художника. В связи с громкими и трагическими событиями в европейской и российской жизни происходит отчаянная борьба классицизма и романтизма в искусстве. Участие Брюллова в этой борьбе было косвенным. Основные «сражения» шли в Париже (атака Давида и его ученика Энгра молодыми живописцами под руководством Делакруа). После революции 1789 года в Париж не пускали русских художников, поэтому им пришлось обосноваться в Риме.

Увлеченный живописью Возрождения, он оставляет в прошлом академические сюжеты. Его новые работы «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Итальянский полдень», поставившие автора в ряд с известнейшими европейскими живописцами, вызвали непонимание в Обществе поощрения художников, оплачивающего пребывание Брюллова в Италии. В 1829 году Брюллов отказывается от пенсионерства и официально разрывает отношения с ОПХ.

Причиной разрыва стал не только резкий характер художника, но и его увлечение трагической историей древнеримского города Помпеи. Незадолго до этого в 1827 году он получил заказ от мецената А. Демидова на создание картины «Последний день Помпеи». На эту работу ушло шесть лет. Именно в ней художник нашел ответы на вопросы, волновавшие живописцев того времени. В 1834 году картина, показанная в парижском Салоне вместе с «Алжирскими женщинами» Делакруа и с «Мученичеством св. Симфориона» Энгра, получает Большую золотую медаль. С выставления картины в Петербургской Академии художеств началось настоящее паломничество.

В то славное время художника вызывает в Россию император Николай I. Отношения императора и Брюллова не ладились из-за свободолюбия художника. Брюллов испытывает некоторые опасения, которые не были напрасными. Николай I, недовольный европейскими настроениями, «закручивал гайки», делая бессмысленным понятие «общественная жизнь».

В 1835 году А. С. Пушкин писал своей жене:

«Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи».

Факт остается фактом: мастер всегда хитро отказывался от предложений написать портрет царя.

Тем временем в России Брюллова встречают с ликованием. В честь мастера проходят пышные приемы в Москве, Петербурге, Одессе. Приезд в Россию послужил сближению художника с деятелями русской культуры – А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, Е. А. Баратынским, М. С. Щепкиным, В. А. Тропининым, Н. В. Кукольником… Особая теплая дружба художника в те годы завязывается с композитором М. И. Глинкой. Их знакомство состоялось еще в Италии.

Брюллов постоянно стремился к большой форме. В 1837 году после страшного пожара в Зимнем дворце он просил позволения расписать стены дворца сюжетами из истории России, но царь Николай I ответил на просьбу решительным отказом.

Им написаны центральные алтарные образы для Петропавловской церкви (построенной по проекту архитектора А. П. Брюллова, брата художника), Троицкого собора в Стрельне, Казанского собора в Петербурге. Он предложил эскизы к росписи плафона Пулковской обсерватории, проектировал роспись храма Христа Спасителя в Москве, участвовал в росписи фресок для Исаакиевского собора.

«Камерная» живопись казалась Брюллову второстепенной вещью, в ней он чувствовал себя тесно. Однако современники, отдавая должное картине «Последний день Помпеи», прежде всего, ценили художника как великого портретиста.

В своей крупнейшей исторической картине художник примирил классицизм и романтизм, создав из них некое гармоничное целое, в портретной живописи же он последовательно шел от классицизма к романтизму, а в последних работах – к реализму.

С 1840 года художника досаждало больное сердце.

Четыре года жизни с 1843 по 1847 год живописец посвятил росписи Исаакиевского собора. Ему достались самые ответственные участки: купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, двенадцать апостолов в барабане, несколько больших композиций на аттике. Эта работа сказалась на здоровье художника.

В 1849 году он отправился на лечение за границу, на остров Мадейра. Через год Брюллов вернулся в Рим, где сблизился с семейством Анджело Титтони, соратника Гарибальди.

В 1852 году в Петербург пришло сообщение из Рима о кончине К. П. Брюллова. Похоронили художника на римском кладбище Монте Тестаччо.

Портретная живопись

Существуют предположения о противостоянии художника классицистам. Он спорил с классицистами во время ученичества в Академии художеств, пенсионерства в ОПХ. В те времена ему было необходимо соответствовать вкусам и запросам заказчиков. В 1830-е годы Брюллов практически не писал на заказ. «Естественного» живописца в зрелую пору мало занимали споры классицистов и романтиков. Он верил собственной душе и все его грандиозные достижения с той поры выразились в области портрета.

Белинский писал:

«Уметь верно списать портрет – есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все… Пусть с него снимет портрет Брюллов, и вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала».

Брюллов увлекся портретом после окончания Академии художеств. Этому жанру он остался верен до конца жизни. Им написано около двухсот портретов: среди них около 120 приходится на итальянский период жизни, около восьмидесяти – написаны о время проживания в Петербурге.

Сблизившись с итальянским семейством Титтони, живописец создал портреты всех его членов.

Он любил писать тех, кто ему нравился, стремясь при этом, по признанию художника, «удержать лучшее в лице и передать его на полотне».

«Итальянский полдень» («Итальянка, снимающая виноград) (1827)

Картина была написана для императора по просьбе Общества поощрения художников. Несколько лет назад ОПХ подарило жене Николая I, Александре Федоровне «Итальянское утро» и император пожелал получить парную картину к «Итальянскому утру». Просьба была исполнена.

Моделью картины стала простая итальянка, привлекшая художника жизнерадостностью и чудесным блеском счастливых глаз.

Брюллов писал картину в саду, освещенном солнцем. Спелая виноградная гроздь перекликается с образом прекрасной итальянки, с ее зрелой красотой. Она слегка наклонила виноградную лозу с сочной гроздью к себе и завороженно любуется ее сиянием. Женская естественная красота показана в незамысловатой позе, в полуулыбке, в румянце на щеках, в нежном взгляде…

В этой работе Брюллов показывает себя с новой позиции, он больше не следует академической традиции (женщины не должны были позировать художникам). Его интересовала передача женской фигуры в эффектах освещения раннего утра или яркого полдня. Художник представил сцену, наполненную духом сладостной чувственности.

ОПХ картина не понравилась:

«Ваша модель была бы более приятных, нежели изящных соразмерностей, и, хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поскольку целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».

Вот как Н. В. Гоголь характеризовал брюлловских итальянок:

«Женщина сверкающая, пылающая всей роскошью страсти. Всем могуществом красоты».

«Всадница» (1832)

Парадный портрет написан по заказу Юлии Павловны Самойловой, к которой художник испытывал самые нежные чувства в годы пребывания в Италии. Своевольная и обворожительная красавица славилась любовными приключениями, эпатируя Николая I, что закончилось ее отъездом из России.

Ю. П. Самойлова была несметно богата (огромное состояние ей досталось от графа Ю. Литта, второго мужа бабушки, графини Скавронской), приобретала дворцы и виллы, украшала их картинами.

На портрете изображены воспитанницы графини, которых она взяла на воспитание, Джованина и Амацилия Пачини.

В этой работе автору удалось совмещение традиционного конного портрета с сюжетным действием. Прекрасная всадница возвращается с прогулки в преддверии приближающейся грозы. Маленькая Амацилия, услышавшая стук копыт лошади, выскочила встречать свою любимую сестру на лоджию. Еще мгновение и быстрый конь оказывается прямо у ее ног. Глаза девочки горят от восторга и радости. Амацилия стоит на самом краю балкона. В ожидании встречи с сестрой, она совсем забыла про страх, вытянув ручку и сделав шаг вперед. Собака, высунув голову на улицу, взволнованно и ревниво смотрит на свою маленькую хозяйку.

Даже после стремительной скачки лицо Джованины остается прекрасным и невозмутимым. В работе используется известный прием романтизма: столкновение природы и человеческого духа.

Под ногами лошади крутится вернувшаяся с прогулки собака. Ее широко расставленные ноги, частое дыхание придают еще больше динамики в композицию.

«Всадница» представляет собой нарядное феерическое зрелище, гимн красоте жизни.

Портрет демонстрировал плоды прилежной учебы автора у великих мастеров Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса, Рубенса. «Всадницу» восторженно встретили в Италии.

В одной из итальянских газет было замечено:

«Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».

Портрет писателя Н. В. Кукольника (1836)

Нестор Кукольник был одним из близких друзей Брюллова в те годы, когда художник жил по предписанию царя в России.

В 1830-годы трагедии драматурга пользовались большим успехом.

Приступая к работе над портретом молодого писателя Брюллов решает сделать обобщенный образ «героя нашего времени». По словам Белинского,

«на лице писателя прочитывается та болезненная мечтательность, что была характерна для тогдашних русских людей» и объяснялась она критиком «преизбытком жизненных сил», не находящих приложения.

Слегка наклоненная вперед поза писателя в какой-то степени временная. Он позирует без всякого желания и удовольствия. Кажется, что герою не терпится поскорее оставить это неприятное занятие. Его пристальный серьезный взгляд полон грусти и ожидания. Сжатые пальцы руки отражают внутренние сомнения героя. Даже выбор фона вносит определенный смысл в понимание его характера. Стена с облупившейся штукатуркой, оголившей кирпич, по мнению многих искусствоведов, символизирует душевную рану портретируемого. Часть фона занимает вечерний пейзаж. Это подсказывает романтическую натуру молодого человека. Однако есть в этом образе ощущение неопределенности, неясности, неуверенности, напряжения, душевной борьбы.

Портрет Н. В. Кукольника считается первым психологическим портретом в русской живописи.

Автопортрет (1848)

До осени 1847 года художник занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы вызвали у мастера «ревматизм», с которым он слег на долгих 7 месяцев. В апреле 1848 года художнику разрешили вставать, и он попросил дать ему картон. В этот день быстрыми движениями были нанесены линии, намечающие абрис фигуры художника. На следующий день Брюллов за два часа написал в красках свой автопортрет.

Художник изображает себя сидящим в вольтеровском кресле. Воспаленные глаза на исхудавшем лице словно вопрошают зрителя о чем-то. Ослабленная рука с вздувшимися венами безвольно лежит на подлокотнике кресла. В этом жесте звучит усталость неверие в будущее.

В портрете чувствуется внутреннее противопоставление недвижной, застывшей позы мастера и напряженной работы ума.

Автопортрет является «исповедью сына века», осмыслившим свою жизнь. «Усталость и одиночество» — настроение, которое передано автором на исходе его жизни.

Любимый Брюлловым бравурный красный цвет на портрете только подчеркивает трагизм обуревающих мыслей.

Вот что Брюллов писал о своей прожитой жизни:

«Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами».

«Последний день Помпеи» (1830-1833)


Замысел картины возник летом 1827 года, проведенном художником в Неаполе, куда он отправился с очаровавшей его графиней Ю. П. Самойловой. Посещение раскопок древнеримского города Помпеи, погибшего в I веке от извержения вулкана, потрясло Брюллова.

В основе сюжета художник использовал описания историка Плиния Младшего, свидетеля катастрофы. Главной темой картины является «народ, объятый страхом» перед властью всепобеждающего рока.

Народ двигается по диагонали из глубины картины на зрителя. В центре композиции лежит тело прекрасной женщины. Ее пытается разбудить маленький ребенок. Искусствоведы считают, что эта женщина символизирует гибель всего античного мира, его культуры, эстетики и идеологии.

Перед нами отдельные группы людей, сплоченные одним душевным порывом.

Слева, в толпе, художник изобразил себя с этюдником на голове. Рядом в женщине с кувшином узнается графина Самойлова.

Художник сделал Ю. П. Самойлову еще одной героиней картины – матерью, прижимающей к себе детей. Эта группа героев изображена в позах, в которых были найдены скелеты погибших в лаве. Художник подробно и тщательно знакомился с деталями материалов археологических раскопок.

Молодая мать, держа крошечного младенца в одной руке, прячет под собой от огненного дождя второго ребенка, с ужасом оглядываясь на страшное небо. Отец семейства заслоняет близких ему людей своей грудью.

Справа представлены сцены беззаветного благородства, возвышающие человеческую натуру. Два молодых человека пытаются спасти своего престарелого отца.

Взрослый сын прощается со старой матерью, прижимая ее руку к своему сердцу. Они понимают, что видят друг друга в последний раз. Рядом с ними мы видим молодого человека, несущего бездыханное тело своей любимой…

В картине показан и человеческий порок: убегает трусливо от лавы языческий жрец с жертвенником под мышкой. Ему противопоставлен другой образ: мужественный христианский подвижник, идущий навстречу людям, попавшим в беду.

Работа над полотном длилась целых 6 лет. В своей картине художник сделал попытку примирить две эстетики – классицизм с его незыблемыми правилами и романтизм, провозгласивший свободу самовыражения творца.

Картина имела огромный успех в Европе и в России. Брюллова избрали своим членом Миланская, Болонская и Флорентийская Академии.

Вальтер Скотт назвал работу «целой поэмой в красках». На родине художника признали гением. Н. В. Гоголь в одной из своих статей назвал это полотно «полным, всемирным изданием».

Поэт Баратынский писал в своем стихотворении:

«Принес ты мирные трофеи
C cобой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!».

Успех картины не давал покоя Брюллову. Позже обращаясь к разным историческим сюжетам, он замышлял написать новые полотна об обороне Пскова от поляков, о нашествии Гензериха на Рим, об Отечественной войне 1812 года…, но эти идеи не были реализованы.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1839-1840)

Портрет написан в Петербурге, куда Ю. П. Самойлова приехала по делам наследства. В то время художник тяжело переживал последствия неудачного брака, и графиня окружила его нежной заботой.

Художник представил графиню вместе с ее приемной дочерью Амацилией Пачини, которая своей хрупкостью дополняет роскошную красоту прекрасной графини.

Движение фигуры красавицы уравновешивает мощный разворот тяжелого красного бархата, который как бы подчеркивает ее ослепительно-роскошное платье.

В этом портрете ощущается восторженный огонь автора – следствие особой привязанности к модели.

Этот парадный портрет имеет еще одно название «Маскарад». Однажды Брюллов признался, что в этой работе он показал «маскарад жизни».

Современники художника утверждали, что ни в одном городе мира Брюллов «не чувствовал себя столько дома, как в Риме». В Италии молодой художник неустанно писал итальянские жанровые сцены, наполненные праздничной атмосферой.

Его учителями были великие мастера, отличавшиеся широтой взглядов на искусство. Вот что художник писал брату Федору о самом важном уроке Италии:

«Первое, что я приобрел в вояже – есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же».

В понятие «манер» входила система жестких художественных канонов (подразумевалась система классицизма).

Брюллову был близок Рафаэль, «Афинскую школу» которого он копировал четыре года подряд (воспроизведение работ мастера являлось одним из условий пенсионерства).

Тогда брюлловскую копию до небес воспел Стендаль в своих «Прогулках по Риму», «Отечественные записки» писали:

«Брюллов не только сохранил все краски подлинника, но отыскал, или, лучше сказать, разгадал и то, что похитило время».

Брюллов был великолепным рисовальщиком. Он не знал себе равных во владении графитным карандашом. О виртуозности и мастерстве в этой области свидетельствуют такие работы, как «Портрет певицы Виардо Гарсиа» (1844), «Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции» (1849-1850).

Работая в Академии художеств, он много рисовал и убеждал своих учеников в значимости рисунка:

«Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником…»

В России большинство произведений Карла Брюллова сосредоточено в петербургском Русском музее и московской Третьяковской галерее. Благодаря «интернациональному» характеру его творчества часть картин хранится в музеях Германии и Италии.

Дети младшего и среднего школьного возраста могут увидеть картины Брюллова в сказочной картинной галерее художника.

Брюллов всегда был на острие художественных задач своего времени, что принесло ему всемирную славу. Трудно произносить его имя беспристрастно. Он стал великим мастером благодаря врожденному таланту и бесконечному усердию. Картины К. П. Брюллова притягивают зрителя разного возраста своей безупречной чистотой и совершенной красотой.

Уважаемый читатель! Какие работы Брюллова вам близки и почему?

Карл Петрович Брюллов - выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Биография Карла Брюллова

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.
Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» - теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.
Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.
И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным - знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Творчество Карла Павловича Брюллова

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809 — 1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии.

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) - произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

«Последний день Помпеи» производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом.

В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», - отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично. В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.

Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), - их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Осада Пскова Стефаном Баторием Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно.

Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба - в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба - в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.

Графиня Ю.П.Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А.Паччини Поэт Н.В.Кукольник Автопортрет

С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 - в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изо-искусство и как педагог.

Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником.

О «Последнем дне Помпеи»:

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

«Мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой», — писал Н. Гоголь.

Еще факты:

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Библиография

  • Голдовский Григорий, Петрова Евгения. Carl Brullov / На русском и английском языках. - СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 1999. - 198 с. - ISBN 5-93332-011-0, 3-930775-80-8.
  • Карл Павлович Брюллов. - М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. - Т. 23. - 48 с. - (Великие художники). - ISBN 978-5-87107-196-0.
  • Bryullov Karl (1799-1852) - brief biography // Russian Paintings Gallery (англ.)
  • Бочаров И., Глушакова Ю. Миланские адреса // Итальянская Пушкиниана / Рецензент В. В. Кунин. - М.: Современник, 1991. - С. 54, 69-71. - ISBN 5-270-00630-8.
  • Т. Шевченко. Автобиография
  • Елена Бехтиева. О первом памятнике русскому художнику в Португалии // «Русское искусство», №1, 2014

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artsait.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Карл Брюллов - именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.


Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду - малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром - картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее - в 1822 году.


В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.


Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского - все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.


Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов - Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.


В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств - художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.


Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.


Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».


В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.


По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви и , что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.


В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.


Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет


Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург - 11 июня 1852, Манциана, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. За ним закреплён негласный титул «главного русского романтика» в живописи.

К. Брюллов. Автопортрет. Около 1833 г.

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. Карл был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок. До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».


К. Брюллов. Автопортрет. 1823


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника. 1823-1827


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника.

В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казённый счет.


К. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821


К. Брюллов. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. 1833-1835

С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым. Брюллов работал над ней 6 лет. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.


К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852

В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником (собой) с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей, в левом углу картины.


К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833



Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».


Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов на картине «Последний день Помпеи».

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - дерзко сознавалась Юлия. Она была ему верна не больше недели. И с лёгким сердцем принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от неё, сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось. «Мой дружка Бришка... Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с тобой беседовать хотя бы пером»,- писала она ему, умчавшись куда-то с очередным любовником. На многих работах мастера можно увидеть её черты.


К. Брюллов. Вирсавия. 1832

В 1825 году Юлия (дочь генерала Палена и Марии Скавронской), будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну. Одни говорили, что виной тому была её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне, другие с Барантом-сыном.


Б.Ш. Митуар. Портрет Самойловой Ю. П. 1825

Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. О.С. Павлищева писала мужу в Варшаву: «Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрёпанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Александр Пушкин написал о Юлии Самойловой:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»


К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842

У графини Самойловой было две приёмные дочери - младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова.


К. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832

Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание - неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины - Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.


К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834

В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным).


К. Брюллов. Портрет П.В. Басина. 1830


К. Брюллов. Профиль головы Глинки. 1843-1847


К. Брюллов. Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837


К. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника.

Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. Первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет Василия Андреевича, который разыграют в лотерее. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан.


К. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского. 1837

Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл портрет?
В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей. Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому.
Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет наследнику.


К. Брюллов. Императрица Александра Федоровна. 1830

После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова. Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.


Крамской И. Н. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В.А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста. Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.


К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, виртуозной пианисткой, и влюбился в неё до безумия. В этом же году Карл сделал официальное предложение Эмилии и она согласилась. Образ Эмилии Брюллов запечатлел в некоторых своих произведениях тех лет. Так на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла «Распятие» мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм.


К. Брюллов. Распятие. Алтарная картина церкви Св. Петра и Павла. 1838

27 января 1839 года они поженились, однако, как вспоминал Александр Брюллов, брат живописца: «...В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось ещё несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»...». Тарас Шевченко оставил тревожные воспоминания о свадьбе Карла и Эмилии: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту.»


К. Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилия Тимм). 1838

«Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились. Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное существо с тонким лицом и лёгкими движениями; всё мило в госпоже Эмилии – и весёлое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она старается приохотить посещающих мастерскую учеников. Но Великий невесел, что-то грызет его, не даёт покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица...»,- пишет Порудоминский о начале семейной жизни Карла и Эмилии.


К. Брюллов. Портрет Эмилии Тимм. 1838

Уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Хотя причиной для разрыва с великим художником могло послужить и то, что Брюллов был далеко не простым человеком, да и разница в возрасте более 20 лет сделала своё дело.


Акварель К. Брюллова. Самойлова Юлия Павловна.

В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. Родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года, за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер. После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.


Акварель Д. Босси. Самойлова Юлия Павловна.

В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж - за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище , вместе со вторым мужем.


К. Брюллов. Автопортрет. 1848

Карл Брюллов в связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» - последняя работа Брюллова - стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей коллекции.


К. Брюллов. Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар. 1849


К. Брюллов. Портрет археолога Микеланджело Ланчи.

Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: «Мне тесно! Я расписал бы небо!» Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.


Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище.


Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века. Именем Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на острове Мадейре (Португалия), в центральном парке города Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. В Михайловском саду, у павильона Росси (Санкт-Петербург) в 2003 году установлен бюст К.П. Брюллова (по оригиналу И.П. Витали 1837 г.)