Читаем детям 3 4 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

  • 07.04.2019

Вера Комолова
Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой

Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Раннего возраста (1-2 года)

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел, кот под мосток. ,».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», "Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. -Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. –«Цыпленок».

Художественная литература для детей

Первой младшей группы (2-3 года)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра.»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел.»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.

Художественная литература для детей

Второй младшей группы (3-4 года)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.», «Заря-заряница.»; «Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.», .

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук.», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж,.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В ле-:v», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки», пер.. чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой. Примерный список для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик.», «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Художественная литература для детей

Средней группы (4-5 лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»-; «Зайчишка-трусишка.»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки, ножки, где вы были?.». «Сидит, сидит зайка. >, «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.», «Барашеньки.», «Идет лисичка по мосту.», «Солнышко- ведрышко.», «Иди, весна, иди, красна.».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет.» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает.»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история». Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить.».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Художественная литература для детей

Старшей группы (5-6лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Никоденька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мороз.»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.»: «Грачи-киричи.»;«Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка- ласточка.»: «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка». Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром». Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов». Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта». Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Художественная литература для детей

Подготовительной к школе группе (6-7лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор.

Песенки. «Лиса рожью шла.»; «Чигарики-чок-чигарок.»; «Зима пришла.»; «Идет матушка весна.»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет.». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда.»; «Коляда, коляда, ты подай пирога.»; «Как пошла коляда.»; «Как на масляной неделе.»; «Тин-тин-ка.»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколотил – вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок.», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя.» (из романа «Евгений Онегин», «Птичка,»; П. Соловьева. «Денъиночь»;Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик- годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по- своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга.», «Жил-был старичок из Винчестера.», «Жила на горе старушонка.», «Один старикашка с косого.», пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х. -К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Для заучивания наизусть (по выбору воспитателей) Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкиндом» (отрывки). Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное.», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы.» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет. «Что за вечер.» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «ИванТоропышкин»;М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.

Мы растем, и книги растут вместе с нами… Еще, кажется, так недавно мы “читали” книги, просто разглядывая картинки и листая вперед и назад, в хаотичном порядке. А сегодня уже читаем длинные повести, регулярно ходим в библиотеку и с нетерпением ждем новой книги, чтобы познакомиться с прекрасными и такими разными героями или снова встретиться со старыми любимыми друзьями.

Как быть активным читателем и не разориться?

Прежде чем переходить непосредственно к списку книг, хочу сделать небольшое лирическое отступление, о том, как расширить свой литературный ассортимент с наименьшими затратами.

Как я уже говорила, ближе к 4-м годам мы записались в библиотеку – и постоянно берем там новые книги. Если попадаются не очень интересные, я с облегчением вздыхаю (“хорошо, что не купили” ), а если попадается что-то по-настоящему ценное, что хочется читать снова и снова, то приобретаю такие книги в домашнюю коллекцию, чтобы они всегда были под рукой.

Второй способ – это пользоваться распродажами, купонами, акциями , которые сейчас бывают довольно часто. Я предпочитаю покупать книги через Интернет (это удобно и в плане выбора, и по цене) – поэтому стараюсь отслеживать различные акции, которые проводятся в любимых магазинах. Также существуют интернет-платформы по экономии, на которых собраны многочисленные акции и предложения. Я лично пользуюсь сервисом Cuponation – он предлагает бесплатные промокоды на скидки в различных магазинах, в том числе в известном многим мамам книжном магазине Лабиринт. Если при оформлении заказа ввести секретное слово Лабиринта , можно сэкономить 15% на покупке. Я часто участвую и в распродажах на Озоне . В общем, кто ищет, тот всегда найдет И хотя книги сейчас не дешевые, но это не повод отказывать себе в удовольствии. Ведь книги – это не только радость погружения в увлекательную историю, но и важный фактор развития и воспитания ребенка. Я, например, очень рада, что у нас большой любитель чтения (с Ромой – еще посмотрим) – и вижу, что многому он научился именно благодаря книгам.

И, наконец, третий способ – старый добрый обмен книгами с друзьями и знакомыми.

Наш хит-парад

Начиная список книг-фаворитов для 3-4 лет, хочу вспомнить про те книги, которые плавно перетекли из возраста 1,5-2 года, – это книги для разглядывания, или виммельбухи. Таких сейчас издается немало. Суть этого жанра – в многообразии картинок, обилии любопытных деталей – так что каждую книгу можно смотреть и смотреть сотни и тысячи раз. И даже в хорошо знакомой книге иногда находятся такие новые детали, которые не были замечены раньше. В этом жанре наши любимцы – это книги Ротраут Сюзанны Бернер (Зимняя, Весенняя, Летняя, Осенняя и Ночная книги) и книги Ричарда Скарри (“Книга про машинки”, “Город добрых дел”, “С утра до вечера в городе добрых дел”) .

На этом – прощаюсь и жду ваших комментариев.

Ваша Ольга Бардина

Начинать читать с детьми никогда не рано, а к трехлетнему возрасту можно собрать дома небольшую детскую библиотеку из подходящих художественных и развивающих книг. Используйте наши советы, чтобы правильно подобрать лучшие книги для детей 3-4 лет.

Зачем читать с детками до 4 лет?

В возрасте 3-4 лет у детей активизируется желание познавать окружающий мир, потому задача родителей - обеспечить развивающую среду при помощи прогулок, путешествий, игр и чтения. Даже самая лучшая современная техника (телевизоры, смартфоны и планшеты) не способна заменить ребенку чтение.

Во-первых, совместное чтение сближает вас с вашим чадом. Вы можете превратить ежедневное чтение в настоящую игру или приключение. Читая, важно акцентировать внимание на хороших персонажах и поступках, чтобы формировать у ребенка правильные модели поведения на примерах из сказок.

В четырехлетнем возрасте ребятишки могут не понимать всех слов из сказки, но они отлично реагируют на эмоции и интонацию.

Слушая любимые истории, малыши учатся сопереживать персонажам, правильно реагировать на различные ситуации на эмоциональном уровне.

Литература оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие ребятишек. Регулярное чтение расширяет словарный запас, развивает воображение, укрепляет память и стимулирует логическое мышление. При этом ребенок получает удовольствие от процесса совместного чтения, у него формируется любовь к книгам и получению новых знаний.

Как правильно читать трехлетним малышам?

Трехлетки не могут долго сидеть на одном месте, потому планируйте литературные сеансы продолжительностью не больше 30 минут. Соответственно и произведения стоит выбирать достаточно короткие, ведь за полчаса вам нужно успеть прочесть сказку, рассмотреть картинки и обсудить прочитанное с малышом.

Будьте готовы к тому, что заснувший посреди главы кроха попросит вас на следующий день начать все с начала. Малыши часто привязываются к отдельным историям и могут зачитывать их до дыр. Используйте эту особенность, чтобы разучивать со своим чадом короткие стишки и целые истории.

Акцентируйте внимание не только на правильном произношении слов, но и на мимике и интонации речи. Используйте разные голоса и варьируйте громкость, чтобы малышу было интересно, в этом случае прослушивание сказок будет доставлять ему настоящее удовольствие.

Как выбрать книги для малышей 3-4 лет?

После третьего дня рожденья можно отказываться от книг с картонными страницами и переходить к изданиям на плотной типографской бумаге. Желательно, чтобы страницы не были ни серыми, ни ослепительно-белыми. Хотя трехлетки пока не умеют читать, выбирайте издания с крупным разборчивым шрифтом, по которому им будет проще учиться, когда придет время.

Пока детки не освоили чтение в книгах для них главное - картинки.

Иллюстрации должны быть яркими и достаточно простыми, чтобы ребенок мог легко понять, что изображено на картинке и запомнить ее. Издания с абстрактными иллюстрациями лучше отложить до более сознательного возраста.

Помимо классических изданий попробуйте разнообразить библиотеку «интерактивными» книгами, которые позволяют малышу раскрашивать картинки, наклеивать стикеры и решать головоломки.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Игры на развитие словарного запаса для детей от 3 лет" Скачайте его и играйте с удовольствием!

Отдавайте предпочтение доступной литературе, ведь малыши пока не могут оценить качество бумаги и переплета. Детские книги можно брать на время в ближайшей библиотеке или покупать у мам, детки которых уже подросли. На просторах интернета существуют клубы и сообщества по обмену и продаже подержанных детских изданий.

Очень важно перед тем, как читать книгу с крохой, изучить ее содержание. Многие произведения могут быть слишком сложными для понимания, в других же содержатся достаточно жесткие сцены, которые не стоит озвучивать деткам. Даже классические сказки Шарля Перо и братьев Гримм можно читать только в адаптированном варианте.

Лучшие книги для деток в 3-4 года

Малышам очень нравится ритмичная речь, потому они могут бесконечно слушать стихи. Четверостишия помогут крохе укрепить память, а гордые родители смогут продемонстрировать достижения своего малыша родственникам и друзьям. Вот несколько отличных произведений, которые нравятся большинству деток:

  • Агния Барто: «Машенька», «Медвежонок невежа» и «Девочка Чумазая»
  • Самуил Маршак: «Кошкин дом», «Усатый-полосатый» и «Сказка о глупом мышонке»
  • Сергей Михалков: «Фома», «Дядя Степа» и «Про мимозу»
  • Корней Чуковский: «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»
  • Александр Пушкин: «Золотая рыбка», «Золотой петушок»

Чтение сказок - отличный способ . Для самых маленьких подойдут короткие народные сказки, причем не нужно ограничиваться только российским фольклором, можно разнообразить чтение сборниками «Сказки народов мира».

Лучшими книгами для ребенка 3 лет так же считаются широко известные и менее популярные произведения детских авторов:

  • «Крокодил Гена и его друзья» и «Чебурашка» Эдуарда Успенкого
  • «38 попугаев» и «Котенок по имени Гав» Григория Остера
  • «Львенок и черепаха» Сергея Козлова
  • «Кто сказал «Мяу» и «Палочка-выручалочка» Владимира Сутеева
  • «Большая книга рассказов» Николая Носова
  • произведения серии «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье
  • «Винни-Пух и все-все-все» Алана Милна
  • книги про Анжелину Кэтрин Холаберд
  • серия о Финдусе и Петсоне Свена Нурдквиста
  • «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни» Дины Сабитовой
  • «Живая книга» Эрве Тюлле

Даже в раннем возрасте можно знакомить малюток с развивающими изданиями, которые знакомят с цветами, формами, размерами и другими понятиями. Среди родителей пользуются популярностью: «Моя первая книга. Самая любимая», «Грамотейка. 2-3 года», книги серии «Школа семи гномов».

Конечно, выбирая произведения для своих малышей нужно ориентироваться на их вкусы и предпочтения.

А какие книжки вы читаете со своими трехлетками? Порекомендуйте издания, которые не попали в наш скромный перечень.

И не забывайте пополнять детскую библиотеку произведениями, подходящими по возрасту. У нас вы найдете статьи с подборками лучших книг для деток , и .

Несмотря на присутствие в современном мире огромного количества различных гаджетов и Интернета, книга по-прежнему остается лучшим другом человека. Ведь именно с помощью книги ребенок учиться читать, а затем на протяжении всей жизни черпает оттуда различную информацию. Книжка для ребенка является своеобразным окном в «большой мир» и к этой мысли его необходимо приучать с раннего возраста. Конечно, очень маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно читать стихи, сказки и рассказы или же может читать только очень ограниченное их количество, но это не значит, что малышу такого возраста не нужны книжки, приобретенные специально для него. Единственная разница между маленькими и более взрослыми читателями заключается лишь в том, что первому требуется помощь родителей, бабушек, дедушек или старших братьев и сестричек.


Какими должны быть книги для детей 3-4 лет?

Уровень развития у разных детей одного и того же возраста может существенно отличаться. Это может быть связано как с особенностями развития самого ребенка, так и со вниманием, уделяемым малышу родителями и другими взрослыми, окружающими его. Поэтому, при выборе книжек для детей 3-4 лет необходимо ориентироваться не только на возраст малыша, а и на его уровень развития.

Так, если знакомство ребенка с книжками только начинается, то предпочтение стоит отдать коротеньким веселым стишкам с яркими иллюстрациями. Наряду со стихами также можно почитать ребенку такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок» и подобные. Важно, чтобы первые сказки имели только одну сюжетную линию и не требовали от ребенка знания слишком большого количества слов. Что касается содержания сказок и стихов, то оно должно быть увлекательным и не оказывать травмирующего действия на психику ребенка.

При этом лучше покупать не целый сборник сказок, а отдельные маленькие книжки, где есть иллюстрации к каждой ключевой сцене. Необходимость иллюстраций для детей 3-4 лет объясняется тем, что ребенку в таком возрасте очень сложно воспринимать устный рассказ, поскольку он еще не может представить описанную в нем ситуацию. После ряда прочитанных простых книг ребенок начнет понимать больше и можно будет переходить к чтению более сложных сказок с уже меньшим количеством иллюстраций.




Детям 4 лет, которые уже научились воспринимать простые сказки, можно почитать более сложные книжки. Среди них «Федорино горе», «Мойдодыр», стихи С.Маршака, ряд народных сказок о зверях и многие другие. Иными словами, рассказ или стих может состоять уже с нескольких эпизодов и быть более длинным. Малышу для восприятия таких книжек требуется достаточно большой запас слов. Красочные иллюстрации этих историй остаются по-прежнему важными.


Существуют сказки, которые, несмотря на то, что они имеют достаточно простой сюжет, лучше не читать детям 3-4 лет, поскольку их содержание способно внушить ребенку ужас. К таким произведениям относятся, например, некоторые сказки К.Чуковского. Поэтому, будьте внимательны!


Кроме того, при выборе книг для ребенка важно ориентироваться на его пожелания. Например, если вашему малышу по какой-то причине не нравится определенная сказка, не пытайтесь насильно изменить его мнение. Отложите на время не понравившуюся книгу и почитайте ребенку что-нибудь другое.

Кроме художественных книг, ребенку 3-4 лет также стоит покупать развивающую литературу. Это могут быть и различные энциклопедии , и книги, обучающие писать, читать, считать, рисовать, и книги-инструкции по изготовлению тех или иных поделок.

Особенности чтения книг для детей.

Для того, чтобы ребенку 3 лет было интересно и он со временем захотел выучить определенную сказку или стих, а возможно, и научиться читать их самостоятельно, важно не только удачно подобрать книжку, но и правильно прочитать ее ребенку. Так, в ходе чтения сказки или любого другого литературного произведения для ребенка, необходимо хотя бы немного играть. Для этого можно:

  • Менять тембр голоса и интонацию, в зависимости от того, какого героя вы озвучиваете.
  • Делать паузы в нужных местах с целью заинтриговать ребенка, что, безусловно, повысит его интерес к читаемому произведению.
  • Передавать эмоции героев с помощью жестов, мимики, - топаньем ногами, хлопаньем в ладоши, округлением глаз и пр.


Кроме того, в ходе чтения важно обращать внимание на то, все ли с прочитанного понятно малышу. Помните, что у ребенка 3-4 лет словарный запас еще не такой уж и большой, поэтому если в книжке встречаются слова, которые могут быть не знакомы малышу, уточняете у него их значения, а в случае если он не может дать вам ответ – разъясните.


Объясняя ребенку 3-4 лет значение нового слова, ни в коем случае не высмеивайте его за незнание, даже если вы разъясняете это не первый раз. В противном случае ребенок «замкнется в себе» и не будет говорить о незнакомых ему словах, что негативно скажется на его развитии.


Когда малыш будет хорошо знать сказку, как правило, это происходит после нескольких ее прочтений, предложите ему рассказать историю самому, пользуясь приведенными в книжке иллюстрациями. Слушая рассказ ребенка, не перебивайте его каждый раз, как он говорит что-то не совсем так, как написано в книжке, поскольку это может «отбить» у него желание продолжать рассказ. Лучше по завершению его повествования перечитать книжку еще раз, и, возможно, он вспомнит упущенные им моменты.

Польза книг для детей 3-4 лет.


К нижки для детей 3 лет.


Книги могут не только обеспечить ребенку 3-4 лет интересное времяпровождение за слушанием увлекательной сказки или веселого стиха, но и способны принести много пользы малышу. Так, благодаря книгам ребенок:

  • Учится различать правильные и неправильные поступки.
  • Устанавливает причинно-следственные связи.
  • Представляет определенные образы, а иногда и целые сцены.
  • Сравнивает, обобщает и анализирует.
  • Учится мыслить логически.
  • Расширяет свой словарный запас.
  • Формирует свои предпочтения и читательские вкусы.
  • Учится правильно строить предложения в устной речи.
  • Расширяет свое представление об окружающем мире.
  • Учится слушать.

Кроме того, совместное чтение родителей с детьми 3-4 лет формируют у последних чувство безопасности, защищенности и близости, что в свою очередь делает жизнь малыша более комфортной. В ходе чтения ребенок также узнает о различных моделях поведения и пытается наследовать их. Так, малыш начинает понимать, как должен вести себя настоящий товарищ, к чему приводит непослушание взрослых, как нужно относиться к животным и многое другое.

Как привить детям любовь к книгам?



Понимая, сколько пользы могут принести книги детям, родители стремятся привить им любовь к чтению, однако далеко не все знают, как это можно сделать. Так, для того, чтобы ребенок понимал, насколько большое значение имеет книга в жизни человека, необходимо:

  1. Регулярно читать малышу книжки, отвечающие его возрасту и интересам. Если вы читаете своему ребенку сказку не чаще одного раза в неделю, то надеяться на то, что он полюбит книги, нет смысла.
  2. В ежедневной жизни приводить ребенку примеры из прочитанных вами литературных произведений, цитировать известных писателей, декламировать стихи, выученные наизусть.
  3. Читать книги не только для ребенка, но и в собственное удовольствие, - малыш должен видеть положительный пример отношения к книгам.
  4. Посещать книжные магазины вместе с ребенком, позволяя ему самостоятельно выбирать понравившуюся литературу.
  5. Обсуждать с малышом прочитанные произведения.
  6. Покупать книги, отличающие яркими иллюстрациями и увлекательными сюжетами, - это будет побуждать ребенка читать больше и больше.
  7. Обустроить в детской комнате место для чтения, - кресло, столик, специальная полка для книг.
  8. Разгадывать вместе с ребенком кроссворды и интересные задачки, созданные на основании тех или иных книг.

Благодаря приведенным выше «хитростям» и желанию привить малышу 3-4 лет любовь к книгам, вам обязательно удастся это сделать. Вы и не заметите, как ребенок будет рассказывать вам различные стихи и сказки не только из тех, которые вы ранее ему читали, но и прочитанные уже самостоятельно.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Сегодня будет очень большой книжный обзор.

Я решила собрать в одну статью все детские книги, который мы прочитали с дочкой в период с 3 до 4 лет.

Отчасти эта статья нужна мне самой. В тоже время думаю, она будет очень полезна и моим читателям.

Тем, кто задается вопросом: какие книги читать ребенку 4 лет?

Безусловно, все дети разные. И то, что интересно одним, совершенно безразлично для других. Однако перечень наших детских книг может служить наводкой. Я сама большой фанат книг. Поэтому с огромным воодушевлением читаю книжные обзоры, записывая себе в блокнот очередные «книжные хотелки».

Итак. В моем обзоре будет только художественная литература для детей 4 лет (возраст примерен, список подойдет для деток 3-5 лет). Ну и несколько энциклопедий. Но только тех, которые мы читали даже на ночь перед сном, словно это очередная сказочная история:).

Книги для детей 4 лет

Начну с детских стихов. Стихи мы не зачитываем до дыр, в отличие от некоторых книг, речь о которых пойдет ниже. Но есть отдельные сборники стихов, которые мы прочитали не один раз (или не один десяток раз?). И все благодаря прекрасному слогу и тонкому юмору.

Стихи для детей

Это хит, который Анютка очень полюбила, мгновенно запоминала, задавала много вопросов и готова была слушать по несколько раз подряд без перерыва.

  • Битва на подушках. Андрей Усачев

Прекрасные английские стихи Левина, и замечательный склад Усачева сделали эти книги любимыми. Над многими стихами мы с Аней с удовольствием хохотали вместе.

  • Веселый считарь. Андрей Усачев
  • Дядя Степа. Сергей Михалков
  • Наш любимый детский сад. Стихи и песенки
  • Как хорошо уметь читать. Валентин Берестов
  • Сборник «Все сказки Пушкина» Издательство Росмэн. В этом сборнике мы прочитали не все сказки.

Новогодние и зимние книги для детей 4 лет

  • В лесу родилась елочка. Стихи для детей
  • Муми-тролль и снежная крепость
  • Потерянное рождественское письмо. Валько
  • Школа снеговиков. Андрей Усачев
  • Новогодняя сказка. С. Козлов
  • Кротик и снеговик
  • Новогодняя книга (сборник стихов и рассказов).

Серия книг про маленькую мышку Анжелину-Балерину

Первая книга про Анжелину меня не очень впечатлила. Показалось слишком много навязчивых нравоучений. Но Анечка эти книги полюбила сразу же. Каждую историю она знала наизусть слово в слово. И если мы с мужем намеренно заменяли слова другими – дочка все время нас повторяла.

Прочитав несколько книг мое мнение о серии изменилось. Прекрасная находка для девочек, любящих танцевать. Очень рекомендую.

Серия книг про «Финдуса и Петсона»

Подробнее об этой замечательной серии можно почитать в статье: « .

Мы прочитали все книги из этой серии, за исключением «Механического Деда Мороза»: Чужак в огороде, Готовим вместе с Петсоном и Финдусом, Охота на лис, История о том, как Финдус потерялся, когда был маленький, Переполох в огороде, Петсон грустит, Именниный пирог.

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьева Юрье

Второй по популярности после историй о Финдусе – стали кроличьи истории . Дружное семейство кроликов покорило нашу дочку настолько, что ежедневно она проигрывала разные ситуации из книг, и привлекала нас с папой. Аня взяла себе роль крольчонка Сыроежика, и так необыкновенно вжилась в эту роль. Играет в крольчат и до сих пор.

За год мы прочитали сборники книг (в каждой по 3 истории): Урок рисования, Веселый карнавал, Хитрый лис, Большая велогонка и тоненькую книгу «Первый бал крольчонка Сыроежика».

Книги с небольшими рассказами или сказками

В эту группу я включила книги, состоящие из одной относительно недлинной истории или сборники рассказов и сказок.

  • 3 сборника Николая Носова: Мишкина каша, Фантазеры, Живая шляпа .

Книга с иллюстрациями В. Сутеева. Короткие, интересные и незамысловатые рассказы

История о жизни маленького любопытного Пингвиненка.

Прочитав эту сказку, ребенок очень подробно узнает о жизни императорских пингвинов. Как они питаются, как растят детей, как живут в стае и многое другое. Это своего рода узкая энциклопедия в сказочной форме. Так что если ваш ребенок интересуется пингвинами – очень рекомендую эту книгу.

  • Жили были ежики
  • Эльфа и носовой платочек

Сборник знакомых с детства сказок Киплинга: «Про слоненка, который хотел все знать», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», «Почему на спине у верблюда появился горб» и многие другие.

  • Цветик-семицветик . Издательство Махаон

Сборник наших любимых детских сказочных историй: Цветик-семицветик, Дудочка и кувшчинчик, Как Маша поссорилась с подушкой, Приключения старой куклы, Одуванчик.

  • Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими Уильямс Марджери

Потрясающе добрая и сказочная история о мальчике и его игрушке. После прочтения вызывает слезы на глазах. Прочитана была много-много раз. Рекомендую.

Пользовалась особой популярностью с 3-х лет – примерно в течение полугода. Много читали, играли по этой книги. Истории С. Козлова особенные, со скрытым смыслом. Я описывала эту книгу в разделе « », а в статье « » рассказала о второй, зимней книге про Ежика, Медвежонка и их друзей.

  • Саша и Маша (1-5 книги)
  • Лиза ждет автобуса. Свен Нурдквист — Хорошая книга, но одноразовая книга.
  • Медвежонок Паддингтон в зоопарке. Похоже на истории про Винни-Пуха. Мы не особо впечатлились этой книгой.

Терапевтические сказки

Эту книгу можно читать и раньше 3-х лет, просто я никак не могла ее купить. В целом истории интересные и актуальные. Но очень часто они производят обратный эффект. Ребенок ассоциирует себя с Ойкой, отрицательной героиней. Мне не понравилось в этих историях некоторая противоречивость, консерватизм и назидательность. Акцентируется внимание именно на плохих поступках, а не на позитиве. Для того, чтобы Ойка исправилась её иногда даже запугивают (у обманщиков всегда уши красные).

Нам эта книга в чем то помогла, а в чем- то дочка стала копировать Ойку.

  • Истории Енотика Ени . Анна Гончарова. Издательство Белый город

В противоположность «Маше и Ойке» эти сказки написаны психологом и мне очень симпатичны. В них заложена идея позитивного воспитания и поведения. В каждой истории акцентируется внимание именно на хороших поступках. Книга учит вовремя ложиться спать, справляться со страхами, дружить и многое другое.

Важно то, что ребенку преподносится именно польза от каждого действия, нет запугивания и назидательности.

Длинные сюжетные книги

Эти книги я просто перечислю, так как о каждой можно написать отдельную статью. Отмечу ссылками на описание в лабиринте особенно популярные у нас книги — те которые мы обыгрывали, перечитывали и долго обсуждали ссылками. Книги про Незнайку и Изумрудный город отмечать не буду. Они нам очень полюбились, но это классика, о которой знают все:).

  • Винни-Пух и все-все-все
  • Волшебник Изумрудного города
  • Мама Му на дереве